Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Лариса Пустовалова Вчера на военном аэродроме в Липецке начались первые в истории совместные учения Военно-воздуш- ных сил России и Индии «Авиаиндра-2014». Также будут задействованы полигоны «Погоново» в Воронеж- ской области и «Ашулук» в Астраханской области. Асы индийской авиабазы Байракпур, Липецкого гарнизона и других воинских частей России отработа- ют технику пилотирования тяжелых истребителей СУ-30СМ, ударных вертолетов Ми-17 и Ми -35М, протестируют систему противовоздушной обороны. Первый этап учений завершится 5 сентября в России, второй пройдет на территории Индии. Торже с т в енно е о т - крытие учений в Липец- ке началось с построе- ния участников и выноса государственных флагов Республики Индии и Рос- сии. Собравшихся при- ветствовали исполняющий обязанности начальника главного штаба ВВС РФ генерал-майор Александр Ляпкиникомадор авиации (так называют командиров в Индии) Аджай Ратхур. — Решение о совмест- ных учениях приняли ми- нистры обороны наших государств еще в ноябре 2013 года. Это прекрасная возможность для обмена опытом по эксплуатации авиатехники и проведе- нию боевой подготовки, — сказал руководитель учений генерал Александр Ляпкин. Аджай Ратхур в свою очередь заявил журнали- стам, что у индийских лет- чиков есть что обсудить с российскими коллегами. — Эти учения должны были бы проводиться уже давно, ведь российскую техникуИндия использует уже сорок лет. Истреби- тель СУ-30СМ — лучший самолет нашего времени. Кроме него наши войска по-прежнему использу- ют МИГ-21, ставший уже легендарным, — заявил комадор. — Между Ин- дией и Россией теплые отношения складывались на протяжении многих лет, и совместные учения дают большие надежды для продолжения сотруд- ничества и укрепления дружбы двух государств. 13 индийских летчиков прибыли в Россию «налег- ке», без боевой техники. Дело в том, что дома они летают на таких же маши- нах, как и в России, по- этому легко освоят и наши «сушки», переучиваться им не придется. Главная проблема — языковой ба- рьер.Нашипилотыпрошли курсподготовки—изучали летную терминологию на английском. Индусы по- стигали основы русского. По словам участника уче- ниймайораАланаДатиева, во время совместной под- готовки с гостями особых разногласий не возникло. «Летчики всегда поймут друг друга»,— сказал он. Обе стороны уже прош- ли инструктаж. По легенде учений летчики ведут обо- ронительные бои. Двух- местные истребители бу- дут пилотировать русский и индийский летчики. Отработают они не толь- ко боевые маневры, но и поисково-спасательные мероприятия экипажей, терпящих бедствие, так- тику тушения пожаров. Торжественная цере- мония завершилась вы- ступлением пилотажной группы «Соколы России». Первым в небо устремился самолет командира Ли- пецкого авиацентра гене- рал-майора Александра Харчевского. Аджай Рат- хур, покидавший место построения, специально остановился, чтобыпросле- дить, как взлетаетмашина, ведомая российским асом. Для гостей и участников «Соколы» продемонстри- ровали технику пилотажа, которую используют для ухода от ракет ипоражения наземных целей. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 170/24798/30 АВГУСТА 2014 7 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ДмитрийА. Осудьбе этогомаль- чика мы уже рассказывали четыре года назад. Тогда Дима жил в доме ребенка, где его иногда навещал папа. Сейчас к нему никто не при- ходит, хотя Дима очень ждет. Мальчик подрос. В этом году ему исполняется семь лет. Воспи- тывается он в детскомдомеVII-VIII вида. Очень добрый и активный ребенок. Судовольствиемпомогает взрослым, любит трудиться. Дима стремительно развивает- ся: пересказывает сказки и корот- кие рассказы, знает имена авторов детскихкниг, с выражениемчитает стихиПушкина,Есенина,Михалкова.Можетконструиро- вать и быстро складывать пазлы. Парнишка очень окреп за лето в оздоровительном лагере «Олимп». Он никогда не забывает поблагодарить поваров за вкусные булочки, пирожки, запеканки, борщи и котлеты. При нашей встрече вдруг спросил: —А вы тоже вкусно готовите? У вас дети есть?.. Поговорили обо всем. Идаже о радуге, которая бывает после дождя. —Я так хочу ее увидеть! И облака, и небо…Но глазки не могут смотреть вверх. Я бы даже несколько операций выдержал, лишь бывыздороветь, честное слово!—сказал Дима и вложил в мою ладонь свою взмокшую ладошку. — Погладьте меня по голове, как мама… — попросил он на прощанье. ВикторЛ. Воспитанникудетско- го дома восемь лет. Память и речь у негопростовеликолепные.Кшколе готов: читает стихи без запиночки, знает буквы, слоги. А еще он очень любит петь, выступать на утрен- никах и участвовать в спортивных мероприятиях. Он отличный тан- цор. Причем все у него получается легко, с улыбкой. По характеру лидер. Способен собрать даже самых непослушных, капризных ребят вокруг себя и подвигнуть их на хорошее, доброе дело. Никого не обидит словом, не толкнет в спину. Делится с детьми всем, что у него бывает: сладостями, фруктами, каранда- шами и красками. Витя до сих пор занимается с психологами, и это идет ему на пользу. Что с его близкими и семьей — отдельная история, потому как ситуация непростая. Восьмилет- ний мальчик, понимая это, сказал мужественно и по- взрослому: «Время лечит». Александр Б. Первого сентя- бря пойдет в школу. Но учиться парнишке будет сложно: работа специалистов по адаптации маль- чика в обществе, коллективе пока продолжается. Гиперактивность снижается очень медленно. Но прогресс налицо. Саша стал очень добрым, отзывчивым и общитель- ным. Любит работать рядом с взрослыми, понимает, что и для чего он делает. Начал рисовать, ча- сами может лепить из пластилина самых разных зверушек, при этом придумывая им добрые клички. А еще ему нравится играть в футбол. Техника пока слабенькая, но какой азарт на поле! Сбитые коленки или локти никогда не бывают поводом для слез, равно как и зеленка, их дезинфицирующая. Умальчика есть братья, сестры, другие родственники. Он очень надеется, что они прочитают о нем в газете, по- смотрят на снимок и приедут. —Вынапишите, чтоможнобез гостинцев.Ясамвосемь конфетприпас. Угощу…—сказалдобрый, непосредствен- ный парнишка. ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ | Что нашли археологи близ стен древнего Ельца Клады разных эпох под ногами Александр Дементьев Помню из детства— после шумных летних гроз мы, елецкие пацаны, ходили по ложбинкам уличных ручьев (асфальта на дорогах еще не было) и собирали вынесенные водой… клады. Это были старинные почерневшие монеты, кованые гвозди, попада- лись и крестики. Одна очень маленькая монетка у меня до сих пор хранится. Достоинством, соответствующим ее размерам, денеж- ка— в полкопейки! Этими воспоминаниями я поделился с археологом, канди- датом исторических наук Алек- сандром Голотвиным. А в ответ услышал: — Все правильно. И ничего удивительного в тех кладах из детства нет. Просто дождями вы- мывалсякультурный слой земли, что складывался десятилетиями, веками. Александр — заместитель ге- неральногодиректораООО«Науч- но-производственноеобъединение «Черноземье» — показывает мне место елецких раскопок, которое ведет их НПО: — Вот тут остатки двух по- строек XIV— XV веков. А здесь вы видите хозяйственные ямы… Хозяйственная яма в археоло- гии — это что-то вроде древнего подвала-погреба при жилище. Ведутся раскопки в месте, где, как считают специалисты по Древней Руси, находился центр поселения Елецкого княжества. А сегодня это городская окраина подназваниемЦелыковка, откуда живописно смотрится одноэтаж- ный Елец с золотыми маковками Рождественского храма. Начатые на взгорье у речушки Ельчик археологические изыска- ния предшествуют планируемой на этом участке реконструкции водозабора. Она будет проводить- сяврамкахразвитияинженерной инфраструктуры туристско-ре- креационного кластера «Елец». Посему все взаимосвязано, еслик томужеучесть, чтов соответствии с действующим законодатель- ством сначала в исторической части выполняются раскопки, а уж после них на объект приходят строители. Площадь раскопоквЦелыков- ке составляет 23 тысячи квадрат- ных метров. Такого масштабного участка в одномместе археология области не знала. Вся археологи- ческая производственная часть здесь — за НПО «Черноземье» под непосредственным организа- ционно-техническим командо- ванием Александра Голотвина. А общее научное руководство остаетсяза заведующимкафедрой российскойисториии археологии Елецкого университета имени Бунина, профессором Николаем Тропиным. Научный проект, стоимость которого составляет 50 миллио- нов (!) рублей, финансируется из федерального бюджета. Помимо елецких и липецких ученых в изысканияхучаствуют археологи иисторикиизИнститута археоло- гии Российской академии наук, Тамбовского и Уральского уни- верситетов, а также государств ближнего зарубежья. Неподалеку от Целыковки в дубовом леске вырос палаточный городок «копателей истории», жительствует в нем более сотни ученых и волонтеров, решивших физическим трудом послужить науке. Кстати, в ставшем интер- национальным городке довелось встретить ученого и музейного работника из Киева, представля- ющих институт археологии АН Украины, а также рабочих-ко- пателей из находящегося в зоне боевых действий города Стахано- ва Луганской области. Причем, оказалось, стахановцев тут целая семья… По завершении своей первой археологической «седмицы» руководители археологического проекта устроили презентацию найденных древних елецких ар- тефактов. На ней, в присутствии побывавшейнаместе раскопокза- местителя главыобластной адми- нистрации Людмилы Кураковой и представителей СМИ, ученые сделали заявление: уже первые результаты археологических исследований этого поселения Елецкого княжества превзошли все оптимистические прогнозы. Общая исследованная площадь составляет более трех тысяч ква- дратных метров. Обнаружены материалы сарматского (первые века первого тысячелетия нашей эры), древнерусского (XIV— на- чало XVI века) и нового времени (XVII—XVIII веков). Среди артефактов — сере- бряная монета Золотой Орды и уникальный крест-мощевик на цепочке из серебра. Он двуствор- чатый, раскрывающийся (для хранения святых мощей). На одной створке выгравирован сю- жет «Христос с предстоящими» (БогоматерьюиИоанномКрести- телем). Подобные изображения, считают историки, известны только на крестах-мощевиках домонгольскогопериода, изготов- ленных в Византии. Находкой-«изюминкой» ста- ли, по словам научного консуль- тантаНПО «Черноземье»Надеж- ды Чалых, и карманные рычаж- ные весы, которые использовали купцы для взвешивания монет. Инструмент хорошо сохранился, и его рабочее состояние Надежда Евгеньевна тутже продемонстри- ровала… Но это только начало раско- пок. Так что можно представить, сколько еще «открытий чудных» уготовил этот уголок древнего Ельца. Клады тут под ногами. Липецкие педагоги высоко держат марку X Окончание. Начало на 1-й стр. В школах созданы все необхо- димые технические условия для ведения электронного дневника и электронного журнала. Рабо- тает модуль «БАРС. Образование — Электронная школа». На его усовершенствование в 2014 году затрачено 3,5 миллиона рублей. Активно внедряются в обра- зовательный процесс дистанци- онные технологии. В минувшем учебном году их использовали свыше трех тысяч детей в 11 муниципалитетах. Дистанцион- ное обучение позволило утолить «кадровый голод» по таким пред- метам, как информатика, химия, биология, английский язык, физика, математика. Школь- ники в школах-спутниках (где наполняемость классов старшей ступени от 4 до 20 учеников и одинкласс впараллели) получили возможность участвовать в про- фильном обучении, что раньше в условиях небольших школ было недоступно.Вближайшихпланах — сформировать региональный банк уроков лучших педагогов, чтобы их могли использовать все школы области, участвующие в программе. — У многих родителей были вопросы по организации и ас- сортименту школьного питания. Удалось ли их полностью снять? — Сейчас горячим питанием обеспечены почти 93 процен- та учащихся. Около половины школьниковобластиполучаютего дважды. Эти цифры значительно превышают среднероссийские по- казатели. Ежегодно растет объем выделенных на эти цели средств из областного бюджета. За два года современнымоборудованием было оснащено 220 пищеблоков базовых школ области. Как ре- зультат — за последние три года уменьшилась доля учащихся, страдающих болезнями органов пищеварения. Но почивать на лаврах рано. Работа продолжает- ся, а самый жесткий контроль за школьным питанием со стороны проверяющих организаций и общественности поможет испра- вить все недостатки. — Как проходит внедрение в школах новых образовательных стандартов, есть ли сложности? Все ли педагоги соответствуют новым требованиям? — Новые образовательные стандартырегулируют весь уклад школьной жизни — от органи- зации внеурочной деятельности детейдообеспечениясовременной материально-технической базы организации. Область переходит на них постепенно. Сегодня по новым стандартам учатся все уче- никиначальнойшколы, частично в пробном режиме — учащиеся 5 и 6 классов из 33 школ области. Трудно быть первым, вопросов много, требования высокие, но в динамично меняющемся мире невозможно не меняться. Центральное место в реали- зации стандарта отводится учи- телю. «Липецкий опыт» 60-х годов XX века внес в свое время значительныйвклад в улучшение качества преподавания. Сегодня эта проблема вновь выходит на первый план. Учебный процесс стал еще интенсивнее, но нередко случается, что значительное вре- мяурокарастрачиваетсявпустую. Надо вернутьсяказампрофессии. 45 минут должны быть посвяще- ны образовательному процессу, а не вещам, абсолютнонеимеющим к нему отношения. Родители порой жалуются, что некоторые учителя позволяют себе, забыв про детей, весь урок болтать по мобильному. Такое поведение за гранью педагогической этики. К уроку надо тщательно готовить- ся, продумывая его мельчайшие детали. Еще один важный аспект — основная нагрузка должна при- ходиться на время урока, а не на домашнее задание, как это часто бывает. Верните ученикам дет- ство! Если давать задания на дом, то пусть они носят творческий ха- рактер, а не сводятся к зубрежке. — В этом году российские выпускники в целом слабее, чем раньше, сдали ЕГЭ, во многих вузах снижен проходной балл. Почему так произошло? Какие выводы будут сделаны из этого? — Анализ результатов ЕГЭ уже идет. На конец сентября на- мечено большое совещание, по- священное тщательному разбору итогов экзаменов. Подчеркну, никакой трагедии не случилось. Результаты ЕГЭ для нас откро- вением не стали — вышли ровно те баллы, на которые мы и рас- считывали. Выпускники 2014 года знают общеобразовательную программу не хуже, чем прошло- годний выпуск. Просто требова- ния стали жестче, а результаты более объективны. Я солидарен с оценкой министра образования и науки Дмитрия Ливанова — это наша общая победа. Проделанная в области работа по организации ЕГЭ получила высокую оценку на федераль- ном уровне. Мы идем дальше. По инициативе руководителя региона Олега Петровича Коро- лева одними из первых в стране мы создаем независимый центр оценкикачества образования. Это означаетвысокийуровеньдоверия центра к региону и его системе об- разования. НаЕГЭмыполучилиреальный срез качества образования, оно в целом неплохое, но, безусловно, естьсерьезныепроблемы,которые надо решать. Кое-кто с придыха- нием восклицает: ах, дети не зна- ютрусскийязык.Мне видитсяэто неким лукавством. Разве, когда у нас было много стобалльников по русскому, наши дети были грамотнее? Это никак не соот- носилось с достижениями наших старшеклассников на олимпиа- дах разного уровня. Реальность такова, что молодежь большую часть времени сейчас проводит в соцсетях. СМС-стиль, принятый в общении в Интернете, привел к общему снижению грамотно- сти. Поэтому по предложению Президента России возвращено выпускное сочинение. Знание государственного языка должно быть важнейшим приоритетом навсехобразовательныхуровнях. — Область сейчас помогает беженцам с юго-востока Украи- ны. Сколько детей вынужденных переселенцев примут школы и вузы области? Какие рекоменда- ции получили педагоги? — Ситуация с беженцами достаточно сложная. Около 150 детей посещают наши детсады, почти600 сначаломучебного года пойдут вшколу. На конец августа 15 ребят приняты в учреждения профессионального образования. В приемные комиссии государ- ственныхвузовЛипецкойобласти обратились 52 человека, вынуж- денно покинувшие территорию Украины. В настоящее время на первый курс ЕГУ зачислены 12 человек, трое поступили в ЛГПУ, 20 абитуриентов рекомендованы к вступительным испытаниям в ЛГТУ. Думаю, в первые недели сентября украинских детей в на- ших школах станет значительно больше.Родителиещенескольких сотен детей пока не определились со своими жизненными планами. Мы прекрасно понимаем их рас- терянность и будем делать все, чтобы помочь. А рекомендации простые, но жесткие.Комиссиядолжнапрове- рить знания ребенка перед зачис- лением его в школу и определить его в тот или иной класс. Нередко приходится направлять ребят в класс годоммладше—школьные программы двух стран довольно сильно различаются, причем не только в гуманитарной сфере, но и в математической. Второе ус- ловие — для зачисления в школу мы не требуем перевода докумен- тов на русский язык, достаточно представить оригиналы. Учителя должны максимально корректно работать с такими детьми, учиты- вая то, что учились они в другом государстве, с другим государ- ственным языком. — Сериал «Физрук» бьет все рекорды популярности. На ваш взгляд, нужны ли такие герои на современном ТВ, а подобные педагоги в школе? — Сфера образования сегодня чрезвычайно волнует всех, и чем больше внимания к современной школе, тем лучше для неё. Я аб- солютно согласен с мысльюОлега Петровича Королева, высказан- ной им на августовской педкон- ференции, — если в обществе, в кино, на телевидении широко обсуждаются проблемы образова- ния, значит, мы на правильном пути. «Физрук» я не воспринимаю как сериал про школу, точно так же, как «Кухня» с тем же Нагиевым — это не фильм о си- стеме общепита, а «Интерны» —неисследование проблемотече- ственной медицины. Я посмотрел пару серий, ничего особенного. Обычная комедия о запутавшем- ся человеке, который пытается найти себе место под солнцем. По большому счету, вряд ли фильм нанесет какой-то непоправимый урон отечественной системе об- разования. С гораздо большим интересом я познакомился с кар- тиной «Географ глобус пропил», снятой по произведению Алексея Иванова, которым несколько лет назад зачитывалась наша интеллигенция. Она не только о состояниисовременногопедагога, там извечные русские раздумья о смысле жизни, поисках себя. Но образ, который создал талантли- выйактерКонстантинХабенский, меня абсолютнонеудовлетворяет. С таким учителем я бы не стал работать в школе. Эти такие разные фильмы ещё и о том, что современной школе не хватает мужчин. Такой пара- докс, абсолютное большинство участников конкурса «Учитель года» — это женщины, но при этом гораздо чаще побеждают мужчины. Хотя это вполне объ- яснимо: уженщин еще и большая домашняянагрузка.Мужчинаже может посвятить больше времени педагогическому творчеству и экспериментам. Видимо, в этом кроется секрет успеха. ФОТО АЛЕКСАНДРА ДЕМЕНТЬЕВА НА ЗАМЕТКУ «Горячая линия» Уважаемые подписчики! Все чаще донас доходят сигналыонесвоевременной доставкевам«Липецкойгазеты», котораяпо-прежнему выходит пять раз в неделю. Убедительно просим вас о всех случаях задержки нашего печатного издания не- медленно звонить по телефонам: 30-81-70, 30-82-01. Движение транспорта ограничат Департамент транспорта, дорог и благоустрой- ства администрации Липецка информирует о том, что 1 сентября с 13.00 до 14.00 в связи с проведением демонстрации автомобилей на Петровском спуске (участок от площади Революции до ул. Ленина (Худо- жественныймузей им. В.С. Сорокина) и ограничением движения транспорта в указанном районе работа го- родских автобусных маршрутов№2, 12, 302, 315, 352 впрямомиобратномнаправлениибудет организована по улице Плеханова. «АВИАИНДРА -2014» | В Липецке начались совместные учения ВВС России и Индии Воздушное братство

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz