Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

РЕФОРМА | Новые технологии в бюджетной системе Казначейство гарантирует Галина Светлова Как осуществляется реформа бюджетных платежей и совер- шенствуется система управления государственными денежными сред- ствами, рассказыва- ет руководитель Управления Федерального казначейства по Липецкой области Татьяна Пелипец. —Современные инфор- мационные технологии повышают эффективность работы государственного аппарата, обеспечивают его финансовую прозрач- ность и, значит, сохран- ность бюджетных средств. Управление Федераль- ного казначейства по Ли- пецкой области осущест- вляет исполнение феде- рального бюджета на тер- ритории региона, кассовое обслуживание бюджета области, 315 бюджетов му- ниципальных образований и трех государственных внебюджетных фондов. Для этого в учреждениях Банка России и Сбербанке РФ открыто более 1200 счетов. Ежемесячно по счетам Управления про- водится более 600 тысяч платежных документов. В казначействе обслужи- ваются 750 участников и неучастников бюджетного процесса различных уров- ней бюджетной системы. За последние годы был внедрен целый ряд важ- ных проектов. Так, с мая 2011 года Управлением успешно используется прикладное программное обеспечение «Автомати- зированная система Феде- рального казначейства», позволяющее обеспечить централизованное хране- ние данных, оперативно предоставлять государ- ственные услуги клиен- там на территории всей области. Также одним из ново- введений, предназначен- ных для обслуживания участников бюджетного процесса, является си- стема удаленного финан- сового документооборота (СУФД). Эта система пред- ставляет собой современ- ную портальную техноло- гию, дающуювозможность безопасного осуществле- ния платежей и предо- ставляющую клиентам актуальную информацию о статусе направленных документов. В 2013 годуУправлени- ем завершен перевод тех- нически готовых клиентов с морально устаревшего прикладного программно- го обеспечения Системы электронного документо- оборотаФедерального каз- начейства на СУФД-online. На сегодняшний день в СУФД успешно работают 746 организаций Липец- кой области. Использова- ние данной системы на- кладывает на органыФеде- рального казначейства до- полнительные требования по обеспечению защиты информации, передавае- мой по каналам связи, а также по подтверждению юридической значимости электронных документов. В рамках решения данной задачи Управлением обе- спечен выпуск квалифи- цированных сертификатов электронной подписи для своих клиентов, так, в прошлом году было выпу- щено 7454 сертификата, за первое полугодие 2014 года — 4029. — С января 2013 года введена государственная информационная система о государственных и му- ниципальных платежах (ГИС ГМП). Как она ра- ботает? — Такая система по- зволяет собрать в единый источник информацию о начисленных и оплачен- ных платежах, связать два информационных потока, вызванных получением государственных (муни- ципальных) услуг и их оплатой. Основой служит электронный сервис, кото- рыйобеспечиваетпередачу сведений, содержащих информацию о платежном документе и подтвержда- ющих уплату физическим или юридическим лицом штрафов, сборов, пошлин и других платежей за ока- зание государственных и муниципальных услуг (схема) . Участниками ГИС ГМП являются ад- министраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порта- лы услуг, многофункцио- нальные центры, учреж- дения, предоставляющие государственные (муни- ципальные) услуги. По состоянию на июнь 2014 года, Управлением заре- гистрировано 756 участни- ков ГИС ГМП. Внедрение новых сервисов позволит плательщикам правильно заполнять реквизиты на стадии оформления пла- тежных документов, что сократит объемы невы- ясненных поступлений, а также ускорит зачисление денежных средств в бюд- жетную систему Россий- ской Федерации. Кроме того, важней- шим направлением про- цесса совершенствования казначейских технологий является поэтапная реали- зация проекта построения современной государствен- ной интегрированной ин- формационной системы управления обществен- ными финансами «Элек- тронный бюджет». Его основной целью является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетно- сти деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также повышение каче- ства финансового менедж- мента в государственных структурах. — В 2014 году у Феде- рального казначейства появились новые полно- мочия — ведение реестра банковских гарантий на Общероссийском Обще- ственном Сайте. Какова их цель? — Ведение реестра позволит исключить ис- пользование поддельных банковских гарантий, по- высит уровень доверия к банкам, выступающим гарантами. По состоянию на июнь текущего года, в реестр банковских гаран- тий включены три бан- ка, функционирующих на территории Липецкой области. Это — ОАО банк социального развития и строительства «Липецк- комбанк» , Липецкий региональный филиал ОАО «Российский Сель- скохозяйственный банк» и филиал Акционерно- го коммерческого банка «ФОРА-БАНК». Нашим Управлением проведена большая работа по выдаче банкам сертификатов клю- чей проверки электронной подписи и регистрации на официальном сайте в реес- тре банковских гарантий. — Два года назад в стране был создан офи- циальный сайт для раз- мещения информации о государственных (муни- ципальных) учреждениях: www.bus.gov.ru. Активно ли он используется? — Сайт предоставляет возможность государству эффективно управлять своими ресурсами на осно- ве обратной связи от граж- дан по качеству предо- ставленных услуг. Таким образом, обеспечивается доступность и открытость информации о государ- ственных (муниципаль- ных) учрежденияхРоссии, включая сведения о пу- блично-правовом образо- вании, размерах субсидий, выделенных учреждению, а также о тех целях, на ко- торые выделены субсидии. Федеральное казначейство регистрирует и размеща- ет информацию о учреж- дениях на официальном сайте. ВЛипецкой области к настоящему времени зарегистрировано 1635 учреждений:федерального уровня—53, регионально- го—275, муниципального — 1307. С июля текущего года финансовое обеспе- чение государственных и муниципальных учрежде- ний в виде перечисления субсидий возможно толь- ко при наличии на сайте государственного задания на оказание госуслуг (вы- полнение работ). обеспечение, которое бы целиком отвечало нашим потребностям, создавалось совместно с чебоксарскими специалистами. Эта раз- работка позволила перей- ти на электронный доку- ментооборот, связавший в рамках единого инфор- мационного пространства областной и муниципаль- ные бюджеты. Опередили мы другие регионы и с внедрением программно- го комплекса «Сапфир». Эта новая разработка че- боксарских специалистов взяла на себя трудоемкие вычисления при планиро- вании бюджета. Перечисленные ново- введения сразу же при- несли ощутимую пользу. Казначейская система ис- ключила саму возмож- ность нецелевогоиспользо- вания бюджетных средств. Благодаря «безбумажной» технологии уже не днями, а часами стали исчислять- ся сроки прохождения платежей, а заодно отпала надобность по несколько раз в неделю привозить в областное финуправление платежные документы из городов и районов. Од- ного бензина за эти годы сэкономить удалось на де- сятки миллионов рублей. Программный комплекс «Сапфир» многократно повысил точность бюд- жетного планирования, а заодно помог провести муниципальную реформу. Он мгновенно определяет размер финансовой по- мощи нескольким сотням муниципалитетов. «Сап- фир» позволяет буквально за секунды просчитать возможные варианты и выбрать из них оптималь- ный, тогда как для выпол- нения подобной работы в ручном режиме не хватит и нескольких дней. Этот, как сейчас при- нято говорить, модерниза- ционный рывок позволил нашей области занять по итогам 2006 года первое место в рейтинге Минфи- на. Но липчане и не ду- мали почивать на лаврах. Достигнутый успех стал мощнейшим стимулом для дальнейшего совер- шенствования бюджетной системы региона. Нема- ловажно, что этому на- правлению всегда уделял повышенное внимание руководитель регионаОлег Королев. Реформирование продолжается Теперь основные уси- лия были сосредоточены на том, чтобы повысить эффективность бюджет- ных расходов, а также качество государственных и муниципальных услуг. С этой целью областные ведомства ежегодно стали представлять аналитиче- ские доклады о результа- тах и основных направле- ниях деятельности, куда обязательно включаются предложения по более эф- фективному использова- ниюфинансовых ресурсов. Шаг за шагом в работу исполнительной власти стали внедрять принципы бюджетирования, ориен- тированного на результат. Одновременно на несколь- ко лет вперед сместился горизонт финансового пла- нирования. Теперь бюджет утверждается сразу на три года, чтопозволяет хорошо видеть перспективы раз- вития ключевых отраслей. Проведенные преоб- разования позволили ор- ганизовать бюджетный процесс с учетом безус- ловного исполнения всех обязательств, принятых на себя администраци- ей области. Повысилась ответственность регио- нальных ведомств как за целевое использование финансовых ресурсов, так и за достижение целей, обозначенных в програм- ме социально-экономиче- ского развития Липецкой области. Проведенные ре- формы сделали бюджет абсолютно прозрачным, благодаря чему всежелаю- щие могут проследить, куда потрачен каждый на- родный рубль. По-новому теперь финансируются государственные и муни- ципальные учреждения. Выделяемые им средства напрямую зависят от объе- ма и качества бюджетных услуг, которые они оказа- ли липчанам. Проверка на прочность Мировой кризис, гря- нувший в конце 2008 года, стал серьезным испытани- емдляРоссии. Больше все- го он ударил по экспорто- ориентированным отрас- лям промышленности, из- за чего упали поступления в бюджеты всех уровней. Наша область, чьи товары поставляются в десятки зарубежных стран, острее других территорий ощу- тила на себе последствия кризиса. И хотя липчане в одночасье недосчитались миллиардов рублей, регио- нальнаяфинансовая систе- ма продолжала работать как часы. Вполиклиниках и больницах, школах и детских садах, театрах и библиотеках строго в уста- новленные дни выдавали заработную плату, вете- раны и инвалиды пользо- вались всеми льготами, бюджетные учреждения своевременно рассчиты- вались с поставщиками. В казне нашлись даже до- полнительные средства на поддержку потребитель- ской кооперации и малого бизнеса, на безвозмездную помощь безработным, же- лающим организовать соб- ственное дело. У наших финансистов, конечно же, были свои профессиональные секре- ты. Заранее предвидя кри- зис, они за несколько лет создали резервы, которые здорово помогли в то не- простое время. Буквально за считанные дни были подготовлены изменения в бюджет 2009 года, по- зволившие региону-до- нору впервые получить более двух миллиардов «федеральных» рублей на выполнение собственных полномочий. Одним словом, эффек- тивно работающая бюд- жетная система позво- лила Липецкой области благополучно пережить последствиямирового кри- зиса. Но это далеко не все плюсы, которые принесли региону реформы в бюд- жетной сфере. Выгоды и преимущества Липецкуюобласть всег- да отличала ответственная бюджетная политика, бла- годаря чему авторитетные международные агентства из года в год присваива- ют ей высокие рейтинги. В итоге регион получает многочисленные преиму- щества. Это—и повышен- ный интерес инвесторов, и выгодные условия при размещении облигаций государственного займа. «Реформы у нас никог- да не проводились ради реформ, — утверждает за- меститель главы админи- страции области Вячеслав Щеглеватых. — За всеми этими преобразованиями стоят интересы подавляю- щего большинства наших земляков. Работа финан- систов сокрыта от посто- роннего глаза, но без нее немогут обойтись 2 тысячи учреждений бюджетной сферы. Их труд нужен и льготным категориям граждан, и предприятиям, получающим поддержку в рамках областных целе- вых программ, и тем со- циальноориентированным общественным организа- циям, которые государство предоставляет помощь. Понятна теперь и главная цель реформ — повысить уровень жизни липчан, существенно улучшив ка- чество бюджетных услуг». Не останавливаясь на достигнутом В настоящее время на- чинается новый и, пожа- луй, самый ответственный этап реформирования фи- нансовой системы. Лип- чане уже приступили к подготовке бюджета на следующий цикл: 2015— 2017 годы. Это будет прин- ципиально новый формат, когда все расходы будут осуществляться на основе государственных и му- ниципальных программ. Переход на него позволит сконцентрировать име- ющиеся финансовые ре- сурсы на стратегически важных направлениях. В 2015 году планирует- ся создать единый портал бюджетной системыоблас- ти. Он станет логическим завершением работы, на- чатой еще пятнадцать лет назад. В рамках единого информационного про- странства портал соединит воедино стратегическое планирование и исполне- ние бюджета имониторинг полученных результатов. В итоге будет окончатель- но сформирован единый «электронный» цикл, в рамках которого будет происходить бюджетный процесс. ЭКОНОМИКА | Господдержка оказывается приоритетным отраслям Как вырастить «точки роста» Светлана Володина, начальник отдела долговых обязательств и государственной собственности управления финансов области В последние годы региональная экономика уверенно развивается. Более того, она приобретает необ- ходимую устойчивость благодаря системным мерам, направленным на ее диверсификацию и повыше- ние конкурентоспособности. Дает свои плоды и опора на частную инициативу. Областная власть определила «точки роста», на которые можно опереться и сегод- ня, и в будущем, а также обозначи- ла приоритеты проводимой эконо- мической политики. С учетом этого разработаны меры поддержки ведущих отраслей. Предпринимательская активность поощряется Повышенное внимание в нашем регионе уделяетсяразвитиюмалогои среднего бизнеса. Предприниматель- ская активность является мощным инструментом диверсификации эко- номики: возрастает конкуренция, рынок насыщается разнообразными товарами и услугами, появляются новые рабочие места. Впомощьпредпринимателямраз- работаны различные меры господ- держки, которые на практике до- казали свою эффективность. В 2014 году в рамках областной программы планируется выделить малому и среднему бизнесу 270 миллионов рублей за счет бюджетов всех уров- ней. Следует отметить, что в первую очередь поддерживаются приоритет- ные направления, рекомендованные Министерством экономического развития России, что позволило привлечь из федерального бюджета в текущемгоду 140миллионов рублей. В регионе предусмотрено два десятка субсидий на возмещение различных затрат при реализации проектов и бизнес-планов. В част- ности, компенсируются затраты по уплате первого взноса при заключе- нии договора лизинга оборудования, возмещаются средства, затраченные на развитие малых инновационных предприятий и на мероприятия по энергосбережению. Особое внимание уделяется социально ориентирован- ному бизнесу. Кпримеру, предостав- ляются субсидии на организацию групп дневного времяпрепровожде- ния для детей дошкольного возраста. Кроме того, чтобы снизить нагрузку на предпринимателей, привлекаю- щих кредитные ресурсы банков на реализацию инвестиционных про- ектов, им субсидируется процентная ставка. Как показала практика, особенно успешнымявляется опыт взаимодей- ствия с муниципалитетами, которым область на условиях софинанси- рования предоставляет субсидии. Во-первых, возмещаются затраты на организацию малого предприя- тия, если оно создано из числа за- регистрированных безработных, и, во-вторых, покрываются расходы липчанам в возрасте до 30 лет, поже- лавшим открыть собственное дело. В этом году появилось новое направление — субсидии на ком- пенсацию затрат, связанных с при- обретением производственного обо- рудования. А в ближайшее время в регионе планируется при поддержке из федерального бюджета создать Центр инжиниринга для субъектов малого и среднего бизнеса. В нем можно будет получить консульта- ционные и экспертные услуги при разработке и реализации проектов модернизации или создании новых производств, содействие какпо улуч- шению экологических показателей производств и их промышленной безопасности, так и по сокращению затрат и повышениюпроизводитель- ности труда, и многое другое. Расширяет свою деятельность областной Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Здесь не только выдаются кратко- срочные микрозаймы и поручитель- ства по кредитным обязательствам субъектовмалого и среднего бизнеса, но и созданы фонды развития коопе- ративов и народных предприятий. Организации коллективных форм собственности могут получить сред- несрочные и долгосрочные займы. В фонде аккумулированы бюджетные средства в объеме более 450 миллио- нов рублей. Впрошлом году здесь вы- дано 338 микрозаймов на сумму 233 миллиона рублей, 24 поручительства на сумму 89 миллионов рублей. Кроме того, администрация об- ласти нацелена и на повышение инновационной активности в эко- номике, формирование эффектив- ных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий, на продолжение технологической модернизации и повышение энерго- и ресурсоэффективности не только в маломи среднем бизнесе, но и во всех производственных секторах. С этой целью предоставляются многочис- ленные субсидии в рамках подпро- грамм: «Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2014—2020 годы», «Модернизация и развитие промышленностиЛипец- кой области на 2014 — 2020 годы», «Повышение конкурентоспособ- ности и производительности труда в машиностроительном комплексе Липецкой области на 2014 — 2020 годы». Поддержка здесь увеличена по сравнению с прошлым годом и составляет порядка 50 миллионов рублей.Причемдля стимулирования частных инвестиций в инновацион- ные и научно-технологические про- екты предусмотрены значительные налоговые преференции. Если собственность, то коллективная Кперспективным«точкамроста» относится и развитие кооперативно- го движения и народных предпри- ятий. Внынешнемгоду объемфинан- сирования госпрограммы«Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» за счет средстврегионального бюдже- та составит более 110миллионов руб- лей. Заметим, что такая программа в России—единственная, Липецкая область является «первопроходцем» в данном вопросе. Развитие коллективных форм собственности позволит решить многие социально-экономические проблемы, обеспечить достойный уровень доходов сельского насе- ления. На таких предприятиях у работников есть серьезные стимулы к высокопроизводительному труду. Каждый участвует в разработке и реализации стратегии, ориентируясь на долгосрочный результат, от кото- рого будет зависеть в дальнейшем и доход сотрудника. На начало 2014 года зарегистрировано 533 сельско- хозяйственных потребительских кооператива, создано 9 народных предприятий. В то же время в регионе отра- ботана эффективная система взаи- модействия инвесторов и власти. Область предоставляет госгарантии и объекты залогового фонда в обе- спечение исполнения обязательств по кредитам, полученным хозяй- ствующими субъектами на реали- зацию инвестиционных проектов. Успешно развивается трехуровневая система привлечения инвестиций (федеральная особая экономическая зона промышленно-производствен- ного типа «Липецк», региональные ОЭЗ, индустриальные парки), по- зволяющая предпринимателям выгодно разместить бизнес. Сейчас в ОЭЗ «Липецк» зарегистрировано 33 резидента с объемом инвестиций 105 миллиардов рублей, в десяти особых экономических зонах реги- онального уровня — 37 резидентов с инвестиционным потенциалом 55 миллиардов рублей. Основные усилия администрации области направлены на то, чтобы повысить благосостояние жителей региона. Решить эту задачу можно лишь при планомерном укреплении и развитии экономики, включая диверсификацию производства и повышение конкурентоспособности. Именнопоэтому власть четко следует выбранным приоритетам, одновре- менно определяя новые эффектив- ные направления. Ф инансовый вестник 4 ЛИПЕЦКАЯ газета Выпуск подготовили Галина Светлова и Сергей Кибальниченко В настоящее время начинается новый и, пожалуй, самый ответственный этап реформирования финансовой системы. Липчане уже приступили к подготовке бюджета на следующий цикл: 2015—2017 годы. ” Ежемесячно по счетам Управления проводится более 600 тысяч платежных документов. В казначействе обслуживаются 750 участников и неучастников бюджетного процесса различных уровней бюджетной системы. ” ПЯТНИЦА , 29 АВГУСТА 2014 № 169 (24797) ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ | Липецкая область эффективно управляет общественными финансами Модернизация приносит плоды Сергей Кибальниченко С 2006 года, когда Мин- фин стал оценивать качество управления региональными финанса- ми, Липецкая область не только уверенно прописа- лась в десятке лучших территорий, но и трижды сумела занять первое место. Создать эффектив- ную региональную финансовую систему липчане смогли благода- ря многолетней целена- правленной работе. В роли первопроходцев Не боясь трудностей, уготованных первопро- ходцам, наши финанси- сты первыми воплощали в жизнь новые идеи, ос- ваивали передовые тех- нологии. Примером тому может служить переход на казначейское исполне- ние бюджета. Это уже че- рез несколько лет многие регионы будут изучать липецкий опыт, но в да- леком 2000 году в России не было готовых реше- ний, на которые можно было ориентироваться. Организовывать областное казначейство приходилось с нуля, продумывая все до мельчайших деталей. К примеру, программное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz