Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 168/24796/ 28 АВГУСТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 28 Дети и школьная нагрузка Лето, как и всегда это бывает, про- мелькнуло быстро. Надеемся, что оно подарило вам, наши читатели, хорошие впечатления, яркие воспоминания о выходных или отпускных днях в кру- гу семьи, вместе с детьми. Сберегите в душе подольше тепло этого времени: оно согреет вас даже в самые хмурые будни. Особенно важно, чтобы это чувство сохранилось у наших детей. Ведь с началом учебного года их ждет поко- рение новых вершин, а это не только интересно, но и трудно. Учеба – это всегда определенная нагрузка. Причем если она слишком легкая, то пользы от нее будет мало. Как, впрочем, и от чересчур тяжелой. Поэтому важно сле- дить за тем, чтобы школьная «ноша» заставляла ребенка, как говорится, на- прячь извилины, но была ему все-таки по силам. На что родителям обращать внимание в этом вопросе прежде всего? Чем они могут помочь своим наследни- кам? Об этом – сегодняшние коммента- рии экспертов и мнения родителей. — Проблема школьной на- грузки особенно важна для первоклассников, потому что для них это совершенно новое явление, к которому им еще предстоит привыкнуть. А ведь в первый класс сегодня идут детки разного возраста: и ше- стилетки, и семилетки. Год разницы — это очень много, шестилеткам, конечно, слож- нее. Но в любом случае перво- классникам в период адапта- ции — а он может растянуться надолго, до конца учебного года — требуются помощь и особое внимание. Родители должны запа- стись терпением. Детки могут стать более раздражительными, плаксивыми или, наоборот, слишком вялыми, сонливыми. Такая перемена в поведении ребенка—сигналвзрослым, что ему тяжело, что нагрузка для него велика. Чтобы исправить ситуацию, а еще лучше — из- бежать ее, обратите внимание на следующие моменты. Обязательно старайтесь со- блюдать режим дня. Ложиться спать ребенок должен не позже 9 часов вечера. Если он плохо засыпает, посидите с ним ря- дом, вспомните колыбельные, почитайте короткие сказки или рассказы. Еще можно сшить мешочки-саше, положить в них успокаивающие травки—мяту, мелиссу, лаванду и другие — и разместить их рядом с кроват- кой ребенка. Вечером очень хороши ти- хие, спокойные игры или рисо- вание, лепка, конструирование из мелких деталей. А взрослым стоит в это время воздержаться от просмотра фильмов, пере- дач, новостей, где есть сцены насилия, эротики, криминаль- ные сцены. Даже если ребенок находится в другой комнате и увлечен своим делом, эта нега- тивная информация все равно доходит до его подсознания и влияет на его нервную систему. Соблюдайте режим прогу- лок, а в выходные старайтесь выбраться в парк, выехать за город. Обращайте внимание на питание. Утром ребенок обяза- тельно должен позавтракать, даже если это будут несколько ложек каши или, на худой ко- нец, бутерброд. Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями. Хотите «подтянуть» его дома— будьте спокойны, терпеливы, и не забывайте: занятие должно длиться 15, максимум 20 ми- нут. И еще: если раньше ребе- нок не ходил в секции, кружки, то не надо вести его туда в пер- вый год учебы в школе. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ Вместо гиперопеки – разумная помощь Оксана Драганова, заведующая кафедрой психологии и педагогики Липецкого института развития образования, кандидат психологических наук: В период адаптации важен режим дня Ирина Коба, заведующая дошкольно-школьным отделением детской поликлиники № 1, г. Липецк: ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ На заметку Тема следующего выпуска: «Дети и грамотность» Казалось бы, времена тотальной ликвидации безграмотности ушли в далекое прошлое. Тем не менее проблема неграмотности, а точнее малограмотности актуальна и сегодня. Почему одним детям легко дается и чтение, и письмо, а другим — с большим трудом? И почему порой даже дотошная зубрежка правил не из- бавляет от ошибок в тетради? Об этоммыпоговорим в следующем выпуске рубрики «Родительское собрание». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной про- блеме, связанной с воспитанием детей, или выхотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нампо адресу: ул. Московская, 83 или на электронную почту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по теле- фону 30-82-25. Ирина Калинина, домохозяйка, г. Липецк: — Скажу откровенно: школьная нагрузка – больная тема! Еще август на дворе, а уже голова болит о том, что скоро начнет- ся учеба, а значит, и нервотрепка. У меня сын ходит в обычную школу, без всяких статусов. Но и здесь задают на дом столько, что впору «караул» кричать. Чтобы выполнить не по максиму- му, а хотя бы на «четверку» все, что требует каждый учитель по своему предмету, приходится садиться за уроки практически сразу послешколыи прихватывать вечер. Лично у нас почти нет времени на то, чтобы еще заниматься в кружках или секциях, не говоря уже о прогулках. Поэтому я категорически против домашних заданий в таком объеме! Ольга Карасева, медсестра, г. Липецк: — У меня сын девятиклассник. Приходит из школы и де- лает уроки до самой ночи, может позволить себе только две тренировки в неделю. При этом не тугодум, да и зубрежкой не занимается. А все потому, что учителя постоянно требуют то какие-то презентации, то творческие работы. Стихи при- ходится учить по два-три раза в неделю. Интересно, это у всех так? Жалко ребенка, ведь получается, что у взрослых рабочий день нормированный, а у детей — нет. Помню, что у нас так не было, успевали и погулять, и книжку почитать, и в кино сходить. Стыдно сказать, я сама порой рефераты сыну пишу, чтобы хоть как-то освободить время для спорта и отдыха. Про здоровье вообще молчу, потом удивляются наши врачи, что здоровых детей с возрастом все меньше. Елена Кулешова, лаборант, г. Грязи: —Я тоже признаю, что нагрузка на учеников великовата, и особенно это касается старшеклассников. Однако ужтак сильно возмущаться, как это делают многие родители, не стала бы. Давайте признаемся сами себе, что в основном наши дети не успевают выполнять домашние задания не потому, что заняты в это время уроками, а потому, что много времени проводят у компьютера. И гулять они не ходят не из-за нехватки времени, а в первую очередь из-за своего нежелания отрываться от гад- жетов, да еще потому, что разучились общаться иначе, как в Интернете. Цифры, которые надо помнить, чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок: z 8-10 часов должен спать школьник ежедневно, чем меньше возраст, тем длиннее время сна; z 7 километров шагом, бегом или вприпрыжку за день должен одолеть ре- бенок, чтобы получить нормальную для своего возраста физическую нагрузку; z От 1,5 часа в первом классе до 3, 5 в старших должно длиться выполнение домашних заданий. — Прежде всего, хочет- ся посоветовать родителям не перекладывать собствен- ные страхи на детей. Ведь это нами, взрослыми, современные школьные нагрузки воспри- нимаются как очень тяжелые, потому что мы сравниваем их с опытом нашего детства. Но для наших детей этот «груз»— данность, которую они воспри- нимают довольно спокойно. С другой стороны, психо- физиологические особенности детей сегодня такие же, что были десятки лет назад. И их необходимо учитывать, чтобы создать условия, которые по- могали бы ребенку справлять- ся со школьной нагрузкой. Например, первоклассник. Для него начало школьной жизни — это серьезное ис- пытание. Во-первых, резкая смена ведущей деятельности — с игровой на учебную. Во- вторых, возрастной кризис 7 лет. В-третьих, собствен- но школьная нагрузка. Ведь младший школьник может непрерывно воспринимать информацию лишь 8-10 ми- нут, а потом ему необходимо переключение деятельности. Обо всех этих факторах надо помнить не только педагогам, но и родителям. Ученик среднего звена стал- кивается со значительно боль- шими нагрузками, нежели младший школьник. Но если он адаптирован к ним, если он научился учиться, ему будет проще. Чемже родители могут помочь в данном случае? Стараться соблюдать опре- деленный режимдня. Это очень важно для детей любого возрас- та. Режим организует ребенка, развивает волевой компонент, укрепляет эмоциональную сфе- ру. Благодаря этому ребенок меньше устает, ведь больше всего утомляет хаос, отсутствие какой-либо системы. Поддерживайте интерес ребенка к той или иной сфере деятельности. Если есть инте- рес, сформирована мотивация учебной деятельности, ребенок чувствует удовлетворение от проделанной работы, и нагруз- ки так не ощущаются. Ребенку нужна помощь, а не гиперопека. Верьте в его силы. Контролировать про- цесс учебы, конечно, надо, но помогать нужно только в том, с чем ребенок действительно сам не справится. Если же он изначально привыкнет, что взрослые сидят вместе с ним за уроками, решают за него зада- чи, то потом он просто не смо- жет работать самостоятельно. Страницу подготовили Софья Вобликова и Марина Кудаева. Фото Ольги Беляковой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz