Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 13/24641/ 23 ЯНВАРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ с Исааком Розенфельдом Загадка Ильича В боях за «Мэри Поппинс» И в поиске Льюина Дэвиса СЕРГЕЙ ИВАНОВ Пока Голливуд готовится к церемонии вручения «Оскаров» и делает ставки, в прокат выходят новые ленты. Одним из реальных претен- дентов на премию американ- скойкиноакадемиимог быстать фильм братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса» , завоевавший гран-при жюри в Каннах, но он получил лишь номинации в двух технических категориях. Зато картина удостоилась трех номинаций второй по значимо- сти американской кинопремии «Золотой глобус». Богемные кварталы Манхэттена и клубы табачного дыма, пыльные доро- ги Америки и гигантские тира- жи винила… Нью-Йорк. Конец 50-х. В такой атмосфере живет главный герой картины Льюин Дэвис, талантливыйфолк-певец и гитарист. Без дома и денег, запутавшись в любви, почти потеряв связь с семьей, онстран- „ КИНО ЯНВАРЯ Телевизионных публицистов поражает отрешенность вождя революции от благ, которые дает власть. История постановки фильма «Мэри Поппинс» показана в биогра- фической драме «Спасти мистера Бэнкса». Когда пробуешь разобраться, какменялся образ этого человека в течение девяноста лет после его смерти, поневоле всплывают в па- мяти строчки талантливого пролеткультов- ского поэта Николая Полетаева: «Портретов Ленина не видно. Похожих не было и нет. Века уж дорисуют, видно, недорисованный портрет». С егодня, впрочем, старыепортреты, ине только ленинские, не дорисовывают, а перерисо- вывают заново. Книжек с названиями типа «Неизвестный Иван Грозный», «Неизвест- ный Потемкин», «Неизвестный Кутузов», «Неизвестный Андропов», «Неизвестный Высоцкий» хватит уже на целую библиотеку. Авторы действуют по-чапаевски: на все, о чем говорилось до нас и без нас, —наплевать и забыть. Правда ведома лишь нам. И мы ее сейчас откроем городам и весям. Не минула участь сия и Ленина. Издан не только «НеизвестныйЛенин», но и «ТайнаяжизньЛенина», и «ИнтимнаяжизньЛенина», и «ДругойЛенин». Но раз- гадать загадку самого крупного политика минувшего века пока не по силам ни охотникам за сенсациями, ни добросовестным исследователям. Какой-то телеканал почтив ночное времяпоказал в связи с девяностолетием со дня смерти Владимира Ильича передачу о тайне его ухода. Но сколько бы там ни накручивали всего вокруг болезни вождя, постичьжизнь, личность, трагическую судьбу Ленина куда важнее и труднее, чем блуждать в лабиринте медицинских диагнозов. Сказать, что нынешняя дата вызвала всплеск по- вышенного внимания к Ильичу, нельзя. Газетные публикации скудны, а то и жалки. Большинство теле- визионщиков ее вообще не заметило. Темне менее один из каналов откликнулся, сняв аж трехсерийный доку- ментальный фильм под названием «Ленин. Красный император». Не удивляйтесь, но канал этот — НТВ. Картину демонстрировали два вечера. А сразу после нее по просьбе зрителей (так и было объявлено) пошел, цитирую рекламу, самый громкий эксклюзив минув- шего года с Аллой Пугачевой, Максимом Галкиным и их детишками Лизой и Гарри. Фильм Владимира Чернышова о Ленине-«импе- раторе», начиная с названия, немножко заигрывает со всеми — правыми, левыми, и апологетами, и не- примиримыми критиками Владимира Ильича. Чего стоит, допустим, звучащая с экрана развязная репли- ка, что для русской интеллигенции революция была брендом. Ну, естественно, как обойтись без иронии, если речь о Ленине! На роль главного, «сквозного» эксперта Чернышов выбрал историка Валерия Со- ловья. И тот не подкачал, бросая свысока фразы, что маньяки всегда ограниченны (маньяк, конечно, Ленин) или что Максим Горький в семнадцатом году все равно что Борис Акунин для нашего времени. И Валерий Соловей, и вторящий ему закадровый голос не упускают случая напомнить: жестокость вождя порождена жаждой мести за брата, а боль- шевики взяли власть, потому что власть достается тем, кто решительней и циничней. Вместе с тем актер Альберт Филозов зачитывает цитаты и иного толка. Вот изгнанный из Советской России «сменовехо- вец» Николай Устрялов видел в своем гонителе подлинно русско- го человека, выразителя русской стихии. Вот другой противник большевизма Милюков скрепя сердце констатировал: в канунОктября у России выбор был невелик—либо генералКорнилов, либо Владимир Ленин. А Корнилов, возьми он верх, добивался бы ре- зультата средствами, может, и покруче, чем Ленин и его правительство. Объяснение причин революции в фильме предельно разноречивое. Но, похоже, Владимир Чернышов скло- няется к мысли, что процветание России до Февраля и Октября явно преувеличено. Да, она продавала хлеб за рубеж, но производила его вчетверо меньше Канады. И по многимдругим экономическимпоказателямуступа- ла темже СоединеннымШтатам, которые сто лет назад не были сверхдержавой и не имели таких достижений, как ведущие государства Европы. Что особенно поражает телевизионныхпублицистов — это полная отрешенность властолюбивого вождя революции от любых благ, которые дает власть. Он не хочет поселиться в царских апартаментах Смольного. Он ходит в старых ботинках и лоснящихся брюках. Привезенный уже тяжелобольным в Горки, он просит ради него ничего в особняке не менять — ведь это не его личная дача, а государственная собственность, он здесь не хозяин, а гость. Нам это трудно понять, признается автор. Ленину- то, получается, власть и вправду нужна была не для материальных благ, а для осуществления идеи. Тут же, однако, торопливо добавляют краску потемнее: цена человеческой жизни в глазах Ленина ничтожна, он забывал человеческие чувства радинадчеловеческих целей. Уточнения этого диагноза в фильме мы не до- ждемся. Все-таки цели-то какие ставились—надчело- веческие или человечные? И разве не выбрало вместе с Лениным, вслед за Лениным эти цели большинство его соотечественников? Ине при- влекательнее, не чище, не благо- роднее ли, если лидер преступает черту во имя высокой идеи, а не во имя рынков сбыта, нефтяных месторождений вАфрике иАзии, прибылей транснациональных корпораций? Впрочем, «Красный импера- тор» можно считать образцом объективности и честности, если представить, как бы сделал кар- тину о Ленине недавно покинув- ший НТВ рупор неолибералов АлексейПивоваров.Инойвопрос, что сериал Чернышова получился поверхностным. Претензии на разгадку героя натолкнулись на стену из старых и сравнительно новых стереотипов. Сложность творческой и нравственной задачи сведена к набору нестыкующихся оценок. Целостного портрета, пусть похожего, пусть непохожего, нет. Но работали режиссер со своей командой в принци- пе не напрасно. По крайней мере, факты они почти не перевирали, предложив молодому зрителю какие-то опорные сведения. Посмотрев фильм, подросток уже не скажет, что «Ленин — президент России, который правил между Ельциным и Гитлером». Ине напишет в школьномсочинении: «Ленин былнемецкийшпион, но сам не догадывался об этом…» или «Ленин разработал теорию революции, но сам в ней не участвовал, так как был ранен какой-то эсесеркой». Но увидели ли, пожелали ли увидеть «Красного им- ператора» наши дети? Боюсь, они включили телеящик гораздо позже, когда уже Галкин сПугачевой делились с народом, какое их семейство звездное, многодетное и богатое. ствует пожизни в поисках себя. И не находит. Все, что у него есть, — это музыка. В главных ролях Оскар Айзек, Кэри Мал- лиган и Джастин Тимберлэйк. Саундтрек в основном состоит из композиций 60-х годов. Прекрасный актерский ан- самбль: ТомХэнкс, Эмма Томп- сон, Пол Джаматти, Джейсон Шварцман, Колин Фаррелл, задействован в биографической драме «СпастимистераБэнкса» Джона Ли Хэнкока («Невиди- мая сторона»). Это история по- становки классического худо- жественного фильма компании Disney «Мэри Поппинс». Когда Уолт Дисней по- обещал своим дочерям снять фильм по их любимой книге, он даже не подозревал, что на исполнение этого обещания ему понадобится более двадцати лет. Несговорчивая британская писательница Памела Трэверс не давала права на экранизацию своей книги, чтобы ее любимая героиня не была «испорчена» голливудским подходом к соз- даниюфильмов. Лишь в начале шестидесятых она согласилась приехать в Лос-Анджелес и начать переговоры об экрани- зации. Уолт Дисней все-таки победил: фильм был снят. Чтобы точно передать ма- неру речи своего героя, Том Хэнкс слушал архивные записи Диснея в своей машине и прак- тиковал голос, читая газеты. Хэнкс неоднократно посещал семейный музей Уолта Диснея в Сан-Франциско, общался с его родственниками. Актриса же Эмма Томпсон, чтобы добиться большего сходства со своей геро- иней, автором «МэриПоппинс» Памелой Трэверс, покорно по- зволила сделать себе химию, отказавшись от парика. Аарон Экхарт появится се- годня на мировых экранах в мистическомбоевике «Я, Фран- кенштейн» . Постановщиком фильма выступил сценарист успешного цикла «Пираты Карибского моря» Стюарт Бит- ти. Монстр Адам, созданный доктором Франкенштейном, благодаря своим генам дожива- ет до наших дней. Оказавшись в мрачном готическом метро- полисе, он попадает в самую гущу вековой войны между двумя кланами бессмертных существ… Финн Ренни Харлин, ре- жиссер «Крепкого орешка-2» и «Скалолаза», обращается к античной мифологии в фильме «Геракл: Начало легенды» . 1200 г. до н. э. Древняя Греция. Прекрасная царица Алкмена попала под чары грозного бога Олимпа—Зевса—иродила ему сына Геракла. При рождении ему было предсказано стать величайшим воином, который будет властвовать над народа- ми. В роли Геракла молодой актер КелланЛатс, сыгравший ранее в «Сумерках» одного из вампирской семейки Каленов. 86-летний старикан по име- ниИрвинг Зисман путешеству- ет по Америке с необычным компаньоном— восьмилетним «внуком» Билли в комедии «Несносный дед» от создателей и участников телешоу кана- ла MTV «Чудаки». Парочка столкнется со стриптизерами, разъяренными участниками детского конкурса красоты и их не менее злыми мамашами, скорбящими посетителями панихиды, завсегдатаями бара для байкеров и другими ничего не подозревающими гражда- нами США. В главной роли, конечно, Джонни Ноксвил. Алексей Чадов, Светлана Ходченкова, Таисия Вилкова, Татьяна Арнтгольц, Констан- тин Крюков, Игорь Верник, МаксимВиторган, АндрейСмо- ляков—а все вместе— «Чемпи- оны» . Так называется фильм, рассказывающий пять реаль- ных историй больших побед российских спортсменов. И за каждой победой — перепле- тение любви, предательства, дружбы, уважения, труда и веры — в себя, в свою победу. Главный герой кинокартины «Внутри Льюина Дэвиса» странствует по жизни в поисках себя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz