Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 164/24792/22 АВГУСТА 2014 ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА 3 Слово обозревателю КАНИКУЛЫ | В « Лесной сказке » побывали специалисты по работе с детьми Коктейль здоровья Эмма Меньшикова Кислородный коктейль — одно из средств оздоровления орга- низма. Но для ребят это просто вкусная пена с запахом сока, на основе которого этот про- дукт приготовлен. Поэтому они, с удовольствием выпив один стакан, идут за добавкой. Однако это всё-таки не десерт, а лечебный напиток, объясняют им взрослые. И за добавкой отправляют на… прогулку: воздух в реабилитационно-оз- доровительном лагере «Лесная сказка», расположенном среди целебного соснового бора, настолько чист и свеж, что более насыщенного кислород- ного коктейля желать не надо. На базе обычного когда-то дет- ского лагеря создано уникальное по российским меркам социаль- ное реабилитационно-оздорови- тельное учреждение для ребят, нуждающихся в особой заботе государства. Здесь набираются сил, приобщаются к творчеству детиизмалообеспеченных,много- детных, неполных, опекунских и приемных, неблагополучных семей, ребятишкис ограниченны- мижизненнымивозможностями, дети, оказавшиеся без должного родительского ухода. Центр принимает детей с 2002 года, а в 2011-м там была введена встройвтораяочередь сдвумяжи- лыми корпусами: «Мать и дитя» — для родителей с малолетними ребятишками и специально при- способленное здание для детей с ограниченными возможностями. Ребята в лагере проходят оздо- ровительные процедуры в лечеб- номкорпусе, бегаютипрыгают на стадионе, осваивают спортивные снаряды в тренажерном зале, танцуют и поют, рисуют и лепят, выступают в собственном «Коли- зее» — на открытой театрально- концертной площадке, плавают в бассейне, катаются на лодках и катамаранах по реке. Есть здесь и библиотека, и даже учебно-консультационный центр, где дети постарше обуча- ются по школьным программам, а младшие осваивают грамоту. В прошлом году девочка из Амур- ской области, а здесь два месяца жили дети из семей, пострадав- ших там от сильного наводнения, именно в «Лесной сказке» научи- лась читать и писать. В этом лагере не только взрос- лые, укоторыхпоявиласьвозмож- ность на протяжении всей смены быть рядом с детьми, узнают о своих сыновьях и дочках много интересного. Но и дети словно заново открывают своих мам и бабушек, любящих и никуда не спешащих. Такая социальная адаптация, становление личности дорогого стоят для успешного развития ребенка, его самосознания и бу- дущего жизнеустройства. Зато совершенно бесплатно обходятся для семей, дети которых оздо- равливаются и укрепляются в «Леснойсказке».Чтоназывается, всё включено и оплачено госу- дарством. И это только одна из уникальныхособенностейлагеря, едвалине главнаядляродителейс невысокими доходами и жизнен- ной неустроенностью. С одной стороны, такой бес- платный детский отдых востре- бован, и специалистам органов социальной защиты населения в районах непросто отобрать и направить в лагерь тех детей, ко- торые наиболее остро нуждаются в нем. С другой стороны, мамы с малышами и детьми-инвалидами неохотно меняют привычный образ жизни, режим и круг обще- ния. «Лесная сказка» работает круглогодично, а в специализиро- ванных отделениях организовано 11 смен по три недели каждая. За год «Сказка» становится явью для двух тысяч детей, кото- рые оздоравливаются и реабили- тируются здесь в 14 смен от 8 до 21дня. Только залетонабираются сил свыше 600 проблемных ре- бятишек. После такого оздоров- ления, рассказала одна мама, у ребенкабыла стойкаяремиссия— тоестьбезобостренийзаболевания — в течение восьми с половиной месяцев. Но как донести это до техродителей, которыеопасаются ехать в лагерь с ребенком, имею- щим тяжелый диагноз? Как помочь специалистам, ра- ботающим в органах социальной защиты населения с детьми, наи- более эффективно использовать возможности этого реабилитаци- онно-оздоровительного центра, обеспечитьцелевоеиспользование отпускаемых на его содержание средств? А это, кстати, ни много ни мало 75 миллионов рублей только в текущем году. И нуж- но, чтобы они приносили пользу детям и взрослым, стремящимся жить полноценной жизнью. Для такого рода профессиональной и социальной ориентации и был организован в «Лесной сказке» день открытых дверей. Потому что специалисты по детству в центрах социальной за- щиты населения разных районов в большинстве своем о «Сказке» только слышали. Практическое же знакомство с возможностя- ми лагеря, его сотрудниками и обитателями обязательно по- способствует работе на местах с родителями и детьми. В этом уверена уполномоченный по пра- вам ребенка в Липецкой области Ираида Тихонова, стараниями которой «Лесная сказка» сегодня не знает себе равныхни в регионе, ни в стране. Чтобы в этом убедились по- сетившие лагерь специалисты, директор «Сказки» Николай Балюк организовал экскурсию по территории и объектам своего учреждения, во время которой можно было поговорить с детиш- ками и их родителями, поближе познакомиться с тем, какие за- нятия и какие процедуры прово- дятся в лагере. Можно было даже кислородного коктейля отведать и причитающуюся добавку полу- чить со всеми ее составляющими — целебным воздухом, хорошим настроением, интересным обще- нием. Последнее, кстати, было весь- ма полезным на встрече за «кру- глым столом». По обсуждаемой теме «Проблема семьи в совре- менном обществе» выступили заместитель начальника област- ного управления соцзащиты на- селения Валентина Горбанева, руководитель отдела по вопросам материнства и детства Марина Пикулина, начальник отдела управления образования и науки Юрий Овчинников и другие. Самым обнадеживающим ста- ло заявление Ираиды Тихоновой о том, что областные власти на- мерены создать во всех 16 оздо- ровительных лагерях региона условия, подобные «сказочным». Темболее чтомногие нашилагеря и сейчас уже неплохо оснащеныи обеспечиваютдетямполноценный разнообразный досуг. ВЕРНИСАЖ | Возвращение мастера Тихий художник громкого времени Андрей Снегов Произошло маленькое, а может, и не такое уж маленькое, чудо: считай, сразу после вызвавшей большое внимание выставки в Третьяков- ской галерее сто с лиш- ним офортов и рисунков тонкого, виртуозного мастера Матвея Доброва прямиком отправилось в Липецк. Разрыв в пару месяцев понадобился, чтобы Галерея Назарова сумела приготовиться к их показу. Экспозицию назвали «Забытый классик». Воз- можно, не очень точно. Доброва не забыли после смерти, а не заметили при жизни. Знатоки понима- ли, какой он великолеп- ный художник. Но время его проглядело. Он был ти- хий человек, не ждавший аплодисментов и лавров, поскольку получал свою долю радости от самого труда, от свободного и тем не менееювелирно точного движения острой иглы по металлической пластинке или пера, карандаша, угля — по листу бумаги. Из этого движения рожда- лись образы людей и жи- вотных, цветов и грибов, парижских площадей и калужских улочек, мир повседневный, узнавае- мый, увиденный с тепло- той и сердечностью. Впрочем, эпоха,которая стала для Матвея Алек- сеевича судьбой, как раз повседневность не больно жаловала. Помните: «тру- довые будни праздники для нас»? А у Доброва-то жизнь как жизнь. Его ге- роини шили или стирали в тазиках на тесной кухне, его герои чинили крышу деревенского сарая или шли за плугом. И никако- го пафоса, экстаза, ника- ких «даешь!», «догоним!», «перегоним!», «вперед и выше!». Ему, похоже, в равной мере были чужды и надежды на тотальное революционноепреображе- ние России, и эпатажные, провокативные, опять же безогляднореволюционные опытысобратьев по творче- скому цеху, авангардист- скоениспровержение основ и традиций. Матвей Добров родил- ся, подумать только, при императоре Александре II, а умер, когда Хрущев обличал культ личности Сталина. Неудивительно, если в несмолкающем гро- хоте перемен нефорсиро- ванный, мягкий голос ху- дожника мало кто слышал. Что Доброва, скорее всего, не печалило. Он в полном смысле слова был родом из девятнадцатого века. Того самого, что, по словам из- вестного культуролога и публициста, уж слишком верил в учебник, задачник, справочник, энциклопе- дию, таблицу Менделеева. Но художнику не хотелось отрекаться от старомодных пристрастий к науке, про- свещению, кропотливому изучению природы, он не поддавался магии шумных деклараций, пышныхдеко- раций, черных квадратов, мистических прорицаний имашинныхритмов.Когда он рисовал собак, лошадей, птиц, этими его рисунками можно было смело иллю- стрировать книги по зооло- гии. Его грибы и цветы так и просились на страницы трудов ботаников. Но при этомонумелдобавитькним нечто, какой-то свой осо- бый добровский фермент, который наделял гравюру или карандашный рисунок поэзией, юмором и духом любовного родства с при- родой. Нет, он не был холод- ным академистом, кон- серватором, эпигоном классического реализма. Для этого его дар чересчур живой, подвижный, реак- тивный.Назло (я, кажется, выбрал неудачное слово; в полном соответствии со своей фамилией интел- лигентный и человечный Добров органически не мог делать что-то назло, вопре- ки) — так вот, не назло, а невзираянамодернистские поветрия, график активно экспериментировал ради совершенствования реа- листической манеры. Он с младыхногтейувлексяраз- личными, нередко слож- ными техниками офорта. Осваивал их неустанно и азартно. Для этого ездил в Париж, откуда привез пле- нительные пейзажи и за- видное владение ремеслом. Такой творческий арсенал позволял ему находить впечатляющие решения и подходы к изображению. Его произведения то иголь- чато отчетливы и остры, то вдруг размыты, похожи на тающие облака, а вернее — захваченные врасплох и поспешно исчезающие сновидения. Еслибудете на добровскойвыставке, вгля- дитесь в почти бесплотные фигурыицвета его работ на библейские сюжеты. Ивсе-таки он существо- вал в абсолютно реальном времени и пространстве. Его не минули соблазны стилизации, обаяние древ- него и вечного Востока. Но вотличиеотавангардистов, обожавших, к примеру, грубый африканский при- митив, он отдал должное изяществу, изысканной красоте египетского кано- на. И, допустим, в чем-то следуя ему, создал, на мой вкус, лучшие портреты танцующейАйседорыДун- кан. А в годы Великой От- ечественной войны Добров сурово и строго запечатлел фрагменты трагического столкновения с фашиз- мом. Его «Гроза прошла» — пейзаж с искалечен- ным снарядами лесом и грудой подбитой, мертвой вражеской техники — вос- принимаетсяне только как документ, но и как символ героической стойкости, русской силы, победившей силу бесчеловечного зла. Камерность не помешала внятному творческому и патриотическомувысказы- ванию мастера. Хорошая выставка — неизменно плод не расчета, нежесткогопланирования, а любви. ЭкспозициюМат- вея Доброва в Третьяковке многие годыготовили влю- бившиеся в его графику искусствоведыОксанаКар- лова и Нина Маркова. Как будто бы случай, стечение обстоятельств свели с ними их липецкую коллегу Та- тьяну Нечаеву и владельца галереи Александра Наза- рова. Однако липчане по- чувствовали всю прелесть творчества Доброва. И уже не могли отказаться от идеи показать экспозицию землякам. Ивот теперь она у нас в городе. Негромкий и чистый голос большого мастера звучит на нашей земле. Чтобы не было смуты в головах И. Неверов Ни Великий князь рязанский Олег Иванович, ни Великий князь и господарь литовский Витовт, ни крымский хан Девлет-Гирей, ни знатные бояре Иван Шуйский и Михаил Воротынский, защищавшие от набегов крепость Данков, ни воевода Степан Вельями- нов, строивший город-крепость Усмань, слыхом не слыхивали слова «геополитика». В те времена его еще не придумали. Но хоть слова не было, а геополитика была. Да еще какая жесткая! И не только цари, кня- зья, ханы, гетма- ны, но и простые стрельцы, хлебопашцы, мастеровые, поднимавшие крепостные стены, купцы, монахи, казаки понима- ли: у кого достанет сил, терпения, самоотвержен- ности открыть, освоить, заселить, вспахать, а глав- ное — защитить от посяга- тельств недружественных соседей огромные и пока как бы ничейные земли, тот и оставит их в наслед- ство детям, внукам и прав- нукам, поспособствует ро- сту мощи своей страны на столетия вперед. Собственно, вот стер- жень недавно изданной книги «На степном по- граничье: Верхний Дон в XV-XVII веках». Название ее звучит вполне акаде- мично. Да и автор не по- пуляризатор, излагаю- щий сведения, добытые другими. Елецкий ученый Денис Ляпин работал с архивными документами и, в сущности, первым до- сконально исследовал, как происходило присоедине- ние территорий Верхнего Дона к России. То есть в его труде найдут новое для себя и коллеги историка, и педагоги. Вместе с тем Ляпин постарался, чтобы книга могла увлечь даже подростка, который по истории ничего, кроме школьного учебника, не читал. Испытывая священный трепет перед математиче- скими ифизическимифор- мулами, далекие от точных наук люди покорно мирят- ся с невозможностью для них понять суть, предполо- жим, теоремы, доказанной гениальным отшельником Перельманом, но в конце концов и без Перельма- на, и без бинома Ньютона можно жить достойной, осмысленной жизнью. С историей не так. Кто- то из историков мне объ- яснял: эта наука родилась из чувства благодарности предкам, что возвели для потомков города и храмы, оставили им язык, обы- чаи, примеры верности и благородства. Память о минувшемдолжна входить в состав нашей крови. Ина- че кровь будет водянистой и холодной, а душа пустой и слабой. Потому-то от Ка- рамзиных и Ключевских любой эпохи народ ждет сочинений, адресованных не только узкому кругу специалистов. А если но- вые Карамзины от этой миссии уклоняются, он оказывается жертвой са- моуверенных дилетантов с завиральными теориями, фальсификаторов и псев- допросветителейвродеСва- нидзе и Пивоварова. Д енис Ляпин не укло- нился, за что ему честь и хвала. Воз- можно, не помешало бы, если бы автор поработал над текстом на пару с чут- ким редактором-стили- стом. Однако бесспорно: историк умеет и любит писать о сложных, драма- тических событиях легко, аместами занимательно. У него история раскрывается прежде всего через истории людей. И читатель начи- нает различать в дальних далях веков лица, живые голоса. По страницам книги с яростным гиканьем не- сется татарская конница. Кочевники разоряют рус- ские поселения, напада- ют на едва поставленные крепости, уводят в полон, в рабство тысячи мужчин и женщин. Народ против народа, сила против силы. История беспощадно про- веряет, у кого дух крепче, чья пассионарность не- укротимее. Пустующие земли, леса, степи, киша- щие рыбой Дон, Красивая Меча, Быстрая Сосна ма- нят и соблазняют — рус- ских, литовцев, татар. Не остаются в стороне, желая получать свою долю добы- чи, запорожские казаки гетмана Сагайдачного, ту- рецкие янычары. Все это длится не одно столетие. Но верх в сопер- ничестве за колонизацию богатейшихмест наюжной своей границе одержива- ют наши предки, русские люди. Терпя неудачи, они не отступали, а вновь со- бирались с силами, чтобы возводить защитные валы, восстанавливать сожжен- ные крепости, засевать вытоптанныеполя. Строки об этом пахнут кровью, гарью, порохом. Но так бывает всегда, когда вре- мя беременно большими переменами, когда вот-вот должнародиться, невзирая на муки и боль, великая держава, мощная импе- рия. Есть в книге Дениса Ляпинаодиннеожиданный ход. Вдруг ненадолго смол- каетшумбитв, ина первый план выдвигаются не кня- зья, не цари, не военачаль- ники, а человек из толпы. Данковский крестьянин Иван Неверов, захвачен- ный в плен и проданный в рабство татарами. Другой Иван — Семенов, мирный бортник, которому никак не верится, когда князь Звенигородский обещает за год построить Елец и зовет его со товарищи при- возить туда по осени мед. Гончар Сенька. В пятнад- цать лет взятый на службу стрельцомОсипАнисимов. Боярский сын Гаврила Ка- пустин. Денису Ляпину они понадобились не ради беллетристического«ожив- ляжа». Ему интересно, как живут, трудятся, на что на- деются, чего ждут посреди страшных катаклизмов, нередко у края пропасти, люди из народа. Ведь от их тихой стойкости и веры за- висел исход любого проти- востояния — хоть войны с кочевниками, хоть Смуты, охватившей Русь в начале семнадцатого столетия. П атриотизм не воспи- таешь трескучими декларациями. Он подпитывается знаниямии проявляется в конкретных поступках. История, про- стите за банальность, учит уважению к своим пред- кам, своему народу и дает образцыслуженияРодине. Оттого-то так опасно, если она фальшивит, если ее искажают или вообще не желают знать. Сейчас уче- ные настойчиво повторя- ют: когда человек впервые слышит о судьбоносных событиях, выдающихся людях прошлого в шко- ле, это страшное упуще- ние. Воспитание историей должноначинатьсязадолго до первого класса, в дет- ском саду, еще лучше — в семье. Да вот беда: родите- ли, выросшие в перестроеч- но-реформаторском чаду, сами смутно представляют, какая она, родной страны минувшая судьба. Я думаю, еще и поэтому книги по истории, напи- санные для всех, — дело государственной важно- сти. И правильно, что «На степном пограничье» из- дана в рамках областной программы по развитию гражданского общества. Чем больше таких книг придет к читателям, тем скорее избавимся мы от ту- мана в головах, тем лучше будем защищены от лжи и нигилистического прене- брежения к родной стране и собственному народу. БЕЗОПАСНОСТЬ | Железная дорога халатности не прощает Непутевые метры Елена Панкрушина Страшная трагедия произошла этим летом на железно- дорожном мосту недалеко от Сокольского пляжа. Девят- надцатилетний парень ради удачного кадра перелез через перила и по металлической лестнице забрался наверх. От кабеля напряжением в 27 тысяч вольт он получил удар током, упал на рельсы и скончался. Проверка показала, что виной гибели липчани- на стало игнорирование предупреждающих зна- ков. К сожалению, именно это чаще всего и становит- ся причиной несчастных случаев на железнодорож- ных объектах. Сама же- лезная дорога, по мнению сотрудников Липецкой об- ластной транспортной про- куратуры, побывавших в пресс-гостиной Издатель- ского дома «Липецкая газета», при соблюдении мер предосторожности не представляет особой опас- ности. Даже если речь идет о ветках, пролегающих в черте города. —Интенсивность пото- ка поездов по территории городов и крупных насе- ленных пунктов невысока, — пояснил заместитель транспортного прокурора области Павел Гераси- мов. — На этих участках проводится регулировка движения, а скоростной режим не превышает пяти километров в час. Кроме того, ведется надзор за благоустрой- ством переездов и пеше- ходных переходов через рельсы. В ближайшее вре- мя для уменьшения трав- матизма нажелезной доро- ге ОАО «РЖД» планирует также установить ограж- дения на протяжении всех путей. В перспективе они появятся не только в на- селенных пунктах, но и между ними. Главная проблема, с которой приходится стал- киваться дорожникам, это пренебрежение правилами безопасности самих граж- дан. — Нам приходится сталкиваться даже с таки- ми почти анекдотически- ми случаями, когда люди сами бетонируют рельсы, чтобы было удобнее через них переезжать. А это во- обще может привести к печальным последствиям, вплоть до схода поезда с рельсов, — подчеркнул Павел Герасимов. Уследить за самодельно организованными пере- ходами и переездами не так-то просто, еще слож- нее отыскать и призвать к ответу их «авторов». А между тем, срезав марш- рут таким образом на не- сколько метров, человек рискует сократить жизнь, причем не только себе, но и тому, кто последует его примеру. Так, только в этом году было зафиксиро- вано двенадцать несчаст- ных случаев на участках Юго-Восточной железной дороги на территории на- шего региона. Восемь из них — с летальным ис- ходом. ФОТО СЕРГЕЯ ЛИТВИНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz