Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ДЕТИ РОССИИ № 163/24791/ 21 АВГУСТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Вкус творчества Известная липецкая школа-студия отмечает юбилей ЕЛЕНА БРЕДИС Что такое счастливое детство? Наверное, у каж- дого есть свой ответ на этот вопрос. Но в последнее время специалисты все чаще втолковывают нам, что детство — это, пре- жде всего, беззаботность, а потому не надо перегру- жать ребенка занятиями во всевозможных секциях и кружках. Дескать, по- звольте детям в полной мере вкусить «ничего- неделание». У меня тут, правда, один вопрос воз- никает: а можно ли ре- бенка «перегрузить» тем, что ему очень нравится? Станет ли он несчастным от такой перегрузки? Я знаю в Липецке очень много «оазисов счастливого детства» — это танцеваль- ные коллективы, спортивные секции, различные кружки и студии. Конечно, занятия в них — это труд, но детям этот труд приносит огромную ра- дость, он обогащает их жизнь и делает ее более яркой и интересной. Одному из таких «оазисов», существующих в нашем городе, исполнилось в этом году двадцать лет — это Авторскаяшкола-студия Оль- ги Буевой. — Мое детство прошло на Ниженке, где в те времена были луга с цветами, заросли деревьев, речка, до которой было рукой подать. Можно сказать, я росла на природе, и до сих пор во мне живет вот это ощущение счастья от единения с миром. Но недав- но мне довелось оказаться в «спальных районах»Липецка и, признаться, стало как-то не по себе. Что такое тамошний двор? Это какой-то «каменный мешок» в окружении много- этажек с одиноким сиротли- вым деревом. Я попыталась представить, во что можно было бы играть в таком дво- ре, и не смогла. Потому что эти «каменные джунгли» не могут стать миром ребенка, они враждебны ему. Какая же возможна альтернатива? Или «жизнь в компьютере», или все те же секции, студии, кружки. — Вы заранее знали, что будете заниматься педагоги- кой? —Совсемнаоборот: я очень жалела, что поступила на худграф в наш пединститут, потому что мечтала занимать- ся чистой живописью. Но, наверное, в нашей жизни ничего случайно не происхо- дит. Я после каждого курса собиралась перевестись, пока мой учитель, прекрасный художник Виктор Иванович Королев не убедил меня, что занятия живописью от «ко- рочки» диплома никак не зависят.Ипосле вуза я органи- зовала хозрасчетную студию с одной целью: максимально высвободить себе время для собственного творчества. Но неожиданно оказалось, что заниматься с детьми — это невероятно интересно. И по- степенно вместо пяти человек ко мне стало ходить десять, как правильно, а как — не- правильно. Солнце должно быть желтым, море — синим, трава — зеленой. А кто это сказал? Вы видели море в мо- мент заката?Атраву при свете луны? И вот такие родители начинают внушать ребенку, что он «неправильно» рисует, а ты потом ломай этот психо- логический барьер. Конечно, можно слепить тарелку иде- ально круглой формы, такую, какие в магазине продаются, но это будет скучно. Пусть это лучше будет какая-нибудь марсианская тарелка или венерианское дерево, но они будут удивительны и уни- кальны. — Вы, наверное, как-то специально развиваете у де- тей фантазию? — Детям надо просто не мешать. Вот кто-нибудь рас- сказывает, что видел на улице одноногого голубя, и мы на- чинаем этого голубя рисовать. А попутно начинаем приду- мывать, что с ним могло про- изойти. Знаете, какие потря- сающие истории рождаются у ребят?! Впору записывать. И каждый рисует голубя в своей истории, в своих обстоятель- ствах. С другой стороны, имне тоже приходится им многое рассказывать, потому что они сегодня очень оторваны от реальной жизни. Я была потрясена, когда узнала, что дети в четырнадцать лет не представляют себе подводную лодку. Идаже ни одногофиль- ма с подводнойлодкойне виде- ли. Начинаюим рассказывать «Секретный фарватер», а они слушают, раскрыв рты. Об- суждаемс однойдевочкойнаш сериал о Шерлоке Холмсе, игру актеров, а все остальные вообще не понимают, о чем идет речь, что это за собака Ба- скервилей. Они сегоднярастут на американских боевиках, на японских и американских мультфильмах.Авитоге уних совершенноискаженныепред- ставления о мире, о жизни. — А это как-то влияет на формирование у них чувства прекрасного? — Ну конечно. Приходит на занятие малышка и при- носит свою любимую куклу. У этой куклывполне взрослые соблазнительные формы, не- пропорционально большая го- лова, пряди волос выкрашены в резкие вульгарные тона, а изо рта… торчат клыки. Ока- зывается, это кукла-вампир. И когда дети меня спрашива- ют: «Правда, красивая?», яим прямо отвечаю: «Нет. Потому что таких огромных голов у людей не бывает. Потому что у нее неприятногоцвета волосы, а клыки у девушки вообще не могут быть красивыми». Я понимаю, что в магазине было много разных кукол, но вот этимонстры—они знакомыпо мультфильмам, потому ребе- нок их и выбирает. Ародители молчат и даже продолжают покупатьименно такие игруш- ки. Акуклы-винкс с крылыш- ками, а куклы с перепонками междупальцев…Идет какое-то тотальное расчеловечивание. — На ваш взгляд важно, какие игры, какие игрушки окружают ребенка в детстве? — Безусловно! Теперь де- вочки уже не играют в доч- ки-матери, потому что всех этих эльфов и вампиров не- возможно представить своим ребенком. А если возможно, то тогда это тем более противо- естественно. Я помню, как мы играли в милицию, в скорую помощь, у нас с детства шла какая-то социализация. А сейчас этого нет, потому что все любимые герои не имеют отношения к реальной жиз- ни. Нынешняя индустрия игрушек отбивает у детей по- требность в творчестве. К тем же куклам продаются готовые одежки, обувь, мебель. Все то, что мы в нашем детстве при- думывали и рисовали, клеи- ли, лепили своими руками. Они были потрясены, когда я прямо на занятии сделала для куклы-вампира роскошный наряд из ткани. Им и в голо- ву не приходило, что платье можно «сочинить» самим. Так что одна из главных моих задач — это развить в ребенке потребность в творчестве, на- учить его получать от творче- ства удовольствие. — А вы как-то по-особен- ному отмечали двадцатилетие школы-студии? — Я сразу решила, что никакого официоза с поздра- вительными речами у нас не будет. Так что отмечали мы свой юбилей в Троицком, в Центре романовской игруш- ки. Прямо в Центре была развешена экспозиция ребя- чьих работ, во дворе накрыли большущий стол с настоящим самоваром, который топили углем, участники народного вокального ансамбля «Вера» играли с ребятамив старинные русские игры. Понимаете, там была совершенно особая аура, особая энергетика, и ребята в ней просто «купались». А по- том была наша традиционная акция «Памяти бумажного кораблика». Каждый ребе- нок мастерит свой кораблик, украшает его, и пишет «по- слание», которое кладет в этот кораблик. Это может быть его мечта или его обращение к людям, короче, кому что захочется. В этом году мы не стали пускать кораблики по реке, а привязали их к ша- рикам, наполненным гелием, и отпустили в небо. Это было потрясающее зрелище, когда шарики дружной разноцвет- ной стайкой стали улетать за горизонт! Вообще мы очень любим путешествовать по области. Вместе с краеведом Александром Клоковым объ- ездили уже многие районы. Гуляемпо лугамилесам, купа- емся в родниках, осматриваем старинные храмы, крохотные, почти заброшенные хутора. Мы возвращаемся с таким огромным запасом впечатле- ний, что нам хватает его очень надолго. И это впечатления от живой природы, от настоя- щей, реальной жизни. дальше—больше. Ис каждым годом эти занятия поглощали все больше моего времени, но почему-то это уже не было обидно. Обидно, когда не хва- тает времени реализовать с ре- бятами все то, о чеммечтаешь. — Они серьезно относятся к занятиям в студии? — Да, конечно. Они по- нимают, что творчество — это очень серьезно. Хотя все равно остаются детьми: могут прийти на занятия с любимой куклой или мягкой игрушкой и попросить разрешения поса- дить возле себя. Вкакой-то мо- мент я рискнула и стала наби- рать деток с трех лет. Это надо видеть: все перемазанные, кра- ски во все стороны летят! Но уже в этом возрасте им очень интересно смешивать цвета и удивляться новому тону, кото- рый получился, а получаются порой потрясающие вещи. Первый год с ними, конечно, очень трудно, зато потом вели- колепная творческая отдача! В этом году опять набирается новая группа трехлеток, хоть я и не планировала. — Дети, как правило, не любят «обязаловки». А на ваших занятиях существует принуждение? — Мы дружим, а потому всегда договариваемся. Бы- вает и так, что запланировано писать натюрморт, а кто-то хо- чет рисовать свою собаку. Ну, настроение у человека такое. Так в чем дело, пусть рисует. Мы как-то договорились, что будем лепить декоративные тарелки, а одна девочка ска- зала, что хочет лепить своего кота. Знаете, что в итоге полу- чилось? Она сделала тарелку, у которой декоративная ручка была в виде кота. Вышла со- вершенно необыкновенная штука! И у всех остальных тут же начала работать фантазия, стали появляться новые идеи. — А может быть так ребе- нок заранее говорит, что у него ничего не получится? —Может, но в таких случа- ях всегда виноваты взрослые. Понимаете, мы когда вырас- таем, начинаем четко знать,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz