Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 159/24787/ 15 АВГУСТА 2014 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Дети были поселены в одном из лучших загородных лагерей области. Они были обеспечены всем необходимым — от предметов гигиены до одежды, школьной формы, портфелей и учебников. Большую и разнообразную помощь оказали раз- личные спонсоры и рядовые жители области. Всего на обеспечение детей было выделено и собрано около 7 млн. рублей. Организовано обучение, составлена раз- нообразная и интересная культурная программа, познакомившая гостей с досто- примечательностями региона и его культурной жизнью. Дети и сопровождавшие их взрослые получили возможность бесплатно общать- ся с близкими через Интернет и по мобильной связи. С самого начала приезда детей из Приамурья ситуация находилась под контро- лем Уполномоченного по правам человека. Проводились встречи с детьми и со- провождающими их педагогами, выяснялись потребности и возможные проблемы, давались консультации и разъяснения, оказывалось разнообразное содействие как отдыхающим, так и организаторам мероприятий. Уполномоченный работал в тесной координации с управлениями социальной защиты и здравоохранения Ли- пецкой области. Усилия липчан не остались незамеченными. В частности, Уполномоченный по- лучил благодарственное письмо Уполномоченного по правам человека в Амурской области Любови Сергеевны Хащевой, в котором говорилось: «От всех жителей Амурской области выражаю искреннюю благодарность всем жителям Липецкой об- ласти за участие, сопереживание, финансовую поддержку и гуманитарную помощь. Огромное спасибо всем, кто не остался в стороне от нашей беды и продолжает по- могать пострадавшим от разгула стихии детям Приамурья». Несмотря на такие большие и системные усилия органов власти по реализа- ции социальной политики в сфере защиты детства и семейных отношений ещё достаточно часто встречаются случаи бюрократизма, халатности, а иногда и ци- ничных преступлений против семьи, основы жизни любого человеческого обще- ства. Своевременное выявление таких правонарушений и восстановление прав потерпевших и есть главная задача органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека, полиции, судов, уполномоченных административных органов и т.д. Вызывает тревогу бюрократический подход в назначении выплаты ежемесяч- ного пособия на ребенка некоторых территориальных подразделений и головного офиса Липецкого регионального отделения ФСС РФ и социальной защиты. Случаи необоснованного отказа в выплатах и бюрократизма имели место и в 2012 году, в 2013 г. их стало больше. Особенно «отличился» орган социальной защиты и соци- ального страхования Долгоруковского района. Как только сотрудники фонда социального страхования сталкиваются с не- стандартной ситуацией (родители-одиночки, приезжие, смешанные браки, разрыв социальных связей и т.д.), возникают дополнительные требования к заявителям или отказ в назначении выплат. Тем самым нарушается ст. 18 Конституции РФ, которая устанавливает, что «Права и свободы человека и гражданина являются не- посредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само- управления и обеспечиваются правосудием». То есть, принимая решения, органы власти должны не только опираться на закон, но, применяя закон, исходить прежде всего из идей защиты прав человека, а в вышеуказанных случаях — ребёнка, а не корпоративной бюрократии. В разделе, посвящённом социальной защите, Уполномоченный уже приводил пример отказа в выплате ежемесячного пособия на ребенка многодетной матери — жительницы Долгоруковского района. С похожей ситуацией столкнулся житель с. Стрелец того же района. Гражданин обратился в отдел социальной защиты населения администрации района с заявле- нием о назначении ему ежемесячного пособия на ребёнка 2010 г.р. и представил обязательный пакет документов, определенный ст. 6 Закона Липецкой области от 02.12.2004 № 142-ОЗ. Однако отец-одиночка не смог представить затребованной справки об алимен- тах, уплачиваемых матерью мальчика — гражданкой республики Узбекистан, а так- же сведения о ее доходах, так как социальные связи семьи утрачены и заявитель не обращался в суд по данному вопросу. Ранее по аналогичным основаниям заявителю было отказано и в удовлетворе- нии заявления о назначении ежемесячной социальной выплаты малоимущей семье на ребенка. Только после вмешательства прокуратуры и судебного процесса удалось вос- становить справедливость и назначить семье положенные выплаты. В другом случае житель с. Долгоруково также получил необоснованный отказ в назначении социального пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Причиной отказа являлось то, что заявитель якобы не осуществляет уход за сво- им ребенком. При этом каких-либо объективных данных, подтверждающих указан- ный довод, у отдела соцзащиты не имелось. В тоже время документы свидетельствовали, что в 2012 г. между заявителем и гражданкой Армении был зарегистрирован брак, в котором в том же году у них ро- дилась дочь. Но назначить пособие матери девочки не представлялось возможным, т.к. она являлась иностранной гражданкой, временно проживающей на территории России и не подлежащей обязательному социальному страхованию на случай вре- менной нетрудоспособности и в связи с материнством. И вновь, чтобы восстановить справедливость, потребовалось вмешательство прокуратуры и судебное разбирательство. Не получило первоначально удовлетворения и заявление жительницы г. Липец- ка по вопросу невыплаты ей территориальным отделом социальной поддержки на- селения ежемесячного пособия по уходу за малолетним ребенком. Сославшись на то, что на момент рождения ребенка женщина имела посто- янную регистрацию в Тамбовской области, выплаты были ей назначены только с февраля 2012 г., когда она зарегистрировалась по месту своего постоянного места жительства в г. Липецке. А между тем заявительницей была представлена справка из Тамбовского об- ластного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения о том, что ранее все виды пособия на ребенка ей не назначались и не выплачивались. В результате задолженность по выплате социального пособия со- ставила 9122 рубля, что грубо нарушило право заявительницы на получение госу- дарственной социальной помощи. И вновь только после вмешательства прокуратуры и судебного процесса уда- лось восстановить права человека. Не может оставить равнодушным и ситуация с питанием в детских образова- тельных учреждениях. Нарушения санитарно-эпидемиологических норм не ред- кость в школьных и детсадовских столовых. Поэтому неудивительно, что проис- ходят массовые отравления учащихся. Вместо поддержки юного организма дети рискуют получить хроническое заболевание пищеварительной системы. Проверки, проведённые прокуратурой области, выявили нарушения практи- чески во всех муниципальных образованиях области. Например, в ряде детских садов Правобережного района г. Липецка выявлено несоблюдение технических и санитарных требований к складским помещениям, где хранились крупы: от- сутствие контроля за температурой и относительной влажностью воздуха, в кладовых обнаружены личинки и живые экземпляры моли, россыпи круп, мусор, паутина. А ведь этими, с позволения сказать, продуктами кормят наших детей! В ряде детских садов крупы хранились без маркировочных ярлыков, в резуль- тате чего не представилось возможным установить сроки хранения данной про- дукции. То есть были созданы все условия для возникновения и распространения ин- фекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди детей. Установлено, что вопреки требованиям санитарного законодательства в боль- шинстве детских садов округа крупяная продукция принимается от поставщиков без сопроводительных документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Завозились крупы, изготовленные по техническим условиям (ТУ), допускающим ухудшение качества продукции по сравнению с ГОСТом. Кроме того, стоимость фактически поставляемой продукции, изготовленной в соответствии с ТУ, могла существенно отличаться от оплаченной дошкольным учреждением стоимости про- дукции, изготовленной по ГОСТу. По итогам проверки в отношении 16 должностных лиц прокурор района возбу- дил дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.18 КоАП РФ (нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки); в адрес заведующих 9 детских садов внесены пред- ставления с требованием о незамедлительном устранении нарушений в организа- ции детского питания и наказании виновных должностных лиц. Учитывая, что ситуация с питанием в детских образовательных учреждениях остаётся неудовлетворительной уже не первый год, представляется целесообраз- ным не только усиливать административную ответственность руководителей, но и работать над изменением и модернизацией самой системы питания детей в обра- зовательных учреждениях. Выше Уполномоченный уже рассказывал о большой работе, которая проводит- ся администрацией области по обеспечению жильём детей-сирот. К сожалению, надо отметить, что не все муниципальные образования подходят к этой проблеме ответственно, без казённого формализма. В отдельных случаях допускались нару- шения при приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в п.Добринка были выделены жилые помещения, в которых не имелось линолеума, кухни не были оборудованы мойками и газовыми плитами, не функ- ционировал трубопровод хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, не установлены приборы учета холодного и горячего водоснабжения, отсутствовали ванна, смеситель, полотенцесушитель, умывальник, т.д. В Долгоруковском районе были предоставлены квартиры, однако договоры со- циального найма не были оформлены. Отделом образования администрации Чаплыгинского района по результатам открытого аукциона в электронной форме был заключен муниципальный контракт на покупку трех квартир для детей-сирот, в котором закреплены лишь условия общего характера, что создавало опасность произвола нарушения прав и законных интересов таких лиц. Подводя итог данному разделу, с сожалением должен заметить, что систем- ные нарушения прав детей на территории области ещё не редкость. Самыми распространёнными являются: жестокое обращение, уклонение от уплаты али- ментов (в 2013 году на исполнении судебных приставов в Липецкой области на- ходились около 18 тысяч исполнительных производств о взыскании алиментных платежей). Было окончено и прекращено более 9 тысяч исполнительных произ- водств о взыскании алиментов, при этом за злостное уклонение от уплаты али- ментов (статья 157 УК РФ) дознавателями управления судебных приставов было возбуждено 850 уголовных дел), нарушения трудовых прав несовершеннолетних работников, нарушения санитарно-эпидемиологических норм в образователь- ных учреждениях и летних школьных лагерях, уклонение от социальных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за детьми, особенно со стороны част- ных предпринимателей, продажа алкогольной и табачной продукции несовер- шеннолетним. Нарушения прав детей, выявленные в 2013 г. 1. Нарушение права на жизнь, безопасность, здоровье. — в селе Ярлуково Грязинского района был жестоко убит пьяным отчимом девя- тилетний мальчик; — в ночь на 25 февраля 2013 г. в с. Куриловка Усманского района в результате пожара погибли двое малолетних детей. Проверка, проведённая прокуратурой Липецкой области, показала, что семья, где проживали погибшие дети, длительное время была известна всем субъектам профилактики семейного неблагополучия, однако в силу низкого уровня взаимо- действия между ними профилактическая работа по оздоровлению обстановки в семье фактически не проводилась. По результатам проверки прокурор области внес представление в адрес руко- водства Управления МВД России по Липецкой области с требованием о привле- чении к дисциплинарной ответственности 4 должностных лиц, а также направил информацию в адрес председателя областной комиссии по делам несовершенно- летних и защите их прав. Кроме того, прокурором Усманского района были внесены представления в адрес глав администрации муниципального района и сельского поселения по ме- сту проживания неблагополучной семьи главному врачу ГУЗ «Усманская централь- ная районная больница». По результатам их рассмотрения 4 виновных лица при- влечены к дисциплинарной ответственности. — житель г. Ельца осужден (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ) за совершение ряда пре- ступлений против половой свободы и половой неприкосновенности малолетних детей к 15 годам лишения свободы в ИК строгого режима с последующим ограни- чением свободы на срок 1 год 6 месяцев. Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны вос- питывать своих детей. Однако они несут и всю полноту ответственности за их здоровье, физическое и нравственное развитие. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей и причинять им вред. Спосо- бы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интере- сам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. — неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ): житель с. Борисовка Добровского района систематически приме- нял насилие и издевательства над детьми, за что осуждён на 10 месяцев исправи- тельных работ с удержанием 10% из заработка в доход государства. — в г. Ельце отец 8-летнего ребенка, наказывая сына за неудовлетворительные оценки в школе, избил его ремнем, причинив сотрясение головного мозга, закры- тый перелом правой плечевой кости, множественные ушибы головы, лица, тулови- ща, верхних и нижних конечностей. Возбуждено уголовное дело. — к уголовному наказанию в виде обязательных работ сроком на 300 часов в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уго- ловно-исполнительной инспекцией, приговорена жительница деревни Брянцево Краснинского района за причинение телесных повреждений малолетней дочери- инвалиду. 2. Нарушение права на образование. — нарушение требований пожарной безопасности в детских и образо- вательных учреждениях: (Липецкий областной детский дом, СКО школа-ин- тернат III-IV вида, детский сад комбинированного вида № 78 г. Липецк; в зданиях школ с. Волово и с. Спасское Воловского района до настоящего времени нет обо- греваемых туалетных помещений; неисправные огнетушители СОШ с. Завальное Усманского района). — нарушение требований санитарно-эпидемиологических норм в дет- ских и образовательных учреждениях : хранение продуктов и столовых прибо- ров, уборка помещений для хранения продуктов в столовых школ: (с. Спасское и д. Мишино Воловского района; МДОУ детский сад «Сказка» с. Головинщино и детский сад № 1 п. Лев Толстой, МБДОУ детский сад «Родничок» с. Топки Лев-Толстовского района;МБДОУ детский сад «Теремок» с. Становое; МБОУ СОШ №1, филиала МБОУ СОШ № 1, МБОУ Лицей №4, МБОУ СОШ с. Баловнево, филиала МБОУ СОШ с. Баловнево в с. Теплое, филиала МБОУ СОШ с. Баловнево в с. Хрущево — Под- лесное, МБОУ СОШ с. Березовка, МБОУ СОШ с. Политово Данковского района; школы на ст. Дрязги Усманского района). — нарушение воздушно-теплового режима в школе: (с. Волово Воловского района — во всех кабинетах температура воздуха не превышала 14 градусов. В ка- бинете химии столбик термометра вообще не поднимался выше 9 градусов. Дети и учителя были вынуждены заниматься в верхней одежде). — нарушение требований, предъявляемых к условиям и организации об- учения в общеобразовательных учреждениях: (Воловский район — спортивные залы отсутствуют в 3 школах района: филиале МБОУ СОШ с. Волово в с. Спасское, филиале МБОУ СОШ с. Волово в д.Мишино, филиале МБОУ СОШ с. Захаровка в с. Б-Ивановка). — нарушение порядка внесения денежных средств (пожертвований) на расчетный счет образовательного учреждения (должно быть только на добро- вольной основе и целевым назначением): г. Липецк: ДОУ «Детский сад комбини- рованного вида № 99»; Данковский район: МБОУ лицей № 4 г. Данкова, школа № 1 г. Данкова, в школах с. Спешнево-Ивановское, с. Баловнево, с. Березовка, с. Вос- кресенское, с. Ивановка, с. Бигильдино, с. Политово, с. Ягодное; МБОУ СОШ; с. Становое Становлянского района). — отказ детям, учащимся муниципальных общеобразовательных учреж- дений в бесплатном проезде в пассажирском транспорте общего пользова- ния на городских и пригородных маршрутах: (г. Липецк ОАО «Липецкие авто- бусные линии»). — нарушение правил безопасности дорожного движения при осущест- влении перевозки детей в образовательные учреждения: (Долгоруковский район — механик-контролёр ООО «Долгоруковской АТП» выпустил на линию школь- ный автобус с неисправностями, что поставило под угрозу безопасность детей и сопровождающих их лиц). — детские игровые и спортивные площадки не соответствуют требова- ниям Национального стандарта безопасности: (в детских образовательных учреждениях с. Н.Большое, с. Васильевка, с. Набережное, д.В.Чесночное, д. Ново- павловка, д.Ивановка Воловского района). — отсутствие ограждения прилегающей территории общеобразователь- ного учреждения: (с. Политово и с. Воскресенское Данковского района; г. Липецк школа № 49). — нарушение прав детей-инвалидов (отсутствие специального оборудо- вания для создания безбарьерной среды): (станция юных натуралистов в г. Ус- мани, «Хлевенская детская школа искусств»). 3. Нарушения прав на защиту материнства и детства, права на социальную защиту. — несвоевременное предоставление бухгалтерией ОАО «Литмашприбор» за- явки в органы казначейства стало причиной задержки выплаты пособия по уходу за ребенком (Усманский район); — бездействие службы судебных приставов по исполнению судебного решения по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетних детей (Данковское РО УФССП). 4. Нарушение права на труд. — нарушение техники безопасности и правил охраны труда Несовершеннолетний Ш. на время летних каникул трудоустроился помощни- ком бармена в кафе «Челси» ООО «Вкусная жизнь» г. Липецк. Спустя две недели на своем рабочем месте он опрокинул на себя кастрюлю с горячим морсом и получил сильные ожоги, причинившие его здоровью вред средней тяжести. В результате Ш. проходил длительное лечение в МУЗ ГБ «Свободный Сокол». Как установлено в ходе прокурорской проверки, причиной несчастного случая явился допуск работника к исполнению должностных обязанностей без прохожде- ния вводного инструктажа по охране труда. Кроме того, в нарушение требований трудового законодательства с несовер- шеннолетним при приеме на работу не был заключен трудовой договор, не изда- вался приказ о приеме на работу, не обеспечено ведение трудовой книжки. Ш. не прошел в установленном порядке обязательный предварительный медицинский осмотр для определения его пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. 5. Нарушение права на охрану здоровья. — врач ГУЗ «Грязинская ЦРБ» без письменного согласия родителей дала раз- решение на проведение внеплановых прививок в детском саду; в фельдшерско-аку- шерском пункте с. Лавы Казинской амбулатории ГУЗ «Елецкая ЦРБ» не проводилось своевременное списание вакцины после проведения вакцинации; в медицинской аптечке, находящейся в автомобиле скорой медицинской помощи Воловского рай- она, имелись лекарственные препараты со сроком годности, истекшим в 2010 г.; В отдельных образовательных учреждениях Липецкого, Добровского, Елецкого районов допускались нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности». Грязинским межрайонным прокурором установлены случаи несоответствия фе- деральному и региональному законодательству приказов руководителей общеоб- разовательных учреждений в части организации питания определенной категории детей. 6. Нарушение права на отдых. — нарушения при эксплуатации детских игровых площадок и городков (в с. Тербуны оборудование 8 детских игровых площадок по своему техническому со- стоянию представляло угрозу для здоровья детей; Добринского, Богородицкого, Верхнематренского и Среднематренского сельсоветов Добринского района; на «Аллее влюбленных» г. Данкова Данковского района). Грязинская межрайонная прокуратура провела проверку по факту получения травмы несовершеннолетним на детской площадке, расположенной во дворе жи- лого дома. Установлено, что причиной несчастного случая стала поломка качелей, которые упали на ребенка. В результате мальчик со сложным переломом ключицы был госпитализирован в Липецкую областную детскую больницу. По требованию прокуратуры аварийные качели были демонтированы управля- ющей компанией, обслуживающей придомовую территорию, а законному предста- вителю ребенка выплачена компенсация морального ущерба и возмещены затраты на лечение сына. За несоблюдение требований, предъявляемых к безопасности игрового обо- рудования, в отношении управляющей компании возбуждено дело об администра- тивном правонарушении по ст. 5.3. КоАП Липецкой области (нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Будущее области зависит от качества человеческого капитала. А это — субстан- ция весьма привередливая: тонко чувствует фальшь и способна развиваться только в условиях безусловного соблюдения прав человека. На словах это требование нашло всеобщее признание. В широкой печати, в выступлениях с высоких трибун звучат призывы свято блюсти Конституцию РФ, Декларацию прав человека. Но на практике между словом и делом существует дистанция огромного размера. Многие проблемы, с которыми граждане обра- щаются к Уполномоченному, носят застарелый системный характер (доступное жильё, реформы здравоохранения, правоохранительных и правоприменитель- ных органов, т.д.). Решение этих вопросов, как правило, выходит за рамки полно- мочий региональных властей и связано с выполнением социальных обязательств Правительства Российской Федерации и соответствующим законодательным обеспечением со стороны Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Но и там, где субъекту Федерации переданы полномочия (как, например, в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, со- циальной защиты) исполнители находятся в «узком коридоре» федеральной по- литики. Ее успешному осуществлению, как известно, мешают множество факторов: непрофессионализм, равнодушие, бюрократизм и черствость должностных лиц как высшего звена, так и областных и муниципальных органов власти, сельских и поселковых администраций. Всё это в совокупности и создаёт ту непростую среду, в которой формируется тот самый человеческий капитал современной России. Особенно болезненно он реагирует на попытки выдать желаемое за действи- тельное. В таких случаях, подсказывают аналитики, Конституцию в обществе вос- принимают как свод волшебных сказок. Государство — как машину подавления. Социальная политика на деле оборачивается имитацией усилий во имя спасения так называемых малоимущих, которые, впрочем, могли бы и не ощущать себя тако- выми при справедливом распределении общественных благ. Не хочется проводить аналогий, но люди, знающие историю, могут вспомнить, что все социальные революции, начиная с «классической» Великой Французской 1789 года, возникали на фоне недовольства граждан имущественным и социаль- ным неравенством, пропастью между бедностью широких масс и богатством кучки избранных. Чего в первую очередь хотят россияне в 21 веке? Справедливости в самом ши- роком смысле слова. Благополучия для семьи, повышения ее доходов, замедления гонки цен и тарифов, достойной и оплачиваемой работы, устранения диспропор- ций между уровнем жизни в городе и на селе, обуздания произвола чиновников и силовиков, прекращения тотальной коррупции. Разумеется, предоставить все и сразу на тарелочке с голубой каемочкой го- сударство не в состоянии. Нужны соответствующие разъяснения, диалог сторон, совместный поиск баланса интересов, правовое просвещение широких слоев на- селения. Задать тон и содержание этих процессов должна в первую очередь зако- нодательная власть. Рассматривая с этих позиций опыт властных структур Липец- кой области, необходимо сказать, что они в свете темы прав человека стараются держаться, по возможности, на высоте. В прошедшем году областной Совет рассмотрел и принял более 130 законов, и каждый по своему, в пределах действий во времени и пространстве, так или иначе, затрагивал озвученную в докладе тему. Наиболее ярко, по мнению Уполномоченно- го, она проявилось в следующих нормативных актах. Были приняты изменения в Закон области «О регулировании вопросов, связан- ных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области». Депу- таты поддержали инициативы администрации по установлению запрета на рознич- ную продажу алкоголя в предприятиях общественного питания, расположенных в нестационарных торговых объектах, запрета продажи алкоголя в дни молодёжных и школьных праздников. Также внесены изменения в Закон «Об обеспечении жильем ветеранов, инва- лидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Теперь ветераны, инвалиды боевых действий, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005 г., наряду с ветеранами Великой Отечественной войны, обозначенными в Законе Липецкой области № 318-ОЗ от 18 августа 2006 года, также будут полу- чать единовременную денежную выплату на строительство и приобретение жилья в соответствии с установленным порядком. Внесены изменения в Закон Липецкой области «О бесплатном предоставле- нии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей», согласно которым земельный участок может передаваться в собственность или в аренду многодет- ным семьям. Ранее он предварительно предоставлялся в аренду до завершения строительства и государственной регистрации права собственности на жилой дом. В то же время признаем и другое: поле, в котором находятся права человека, формируют не только нормативные правовые документы субъекта федерации. В современном российском праве существует строгая иерархия по юридической силе. Более того, в соответствии с Конституцией РФ законы субъектов не могут противоречить федеральным и обязаны «подстраиваться» под нормы и требова- ния, принятые на столичном уровне. Улавливать, так сказать, общую тональность и направление. В этом смысле движение в общем фарватере не оставляет места для собственных маневров местным парламентариям. В 2013 году депутаты Го- сударственной Думы в спешном порядке вводили всё новые запреты и перекраи- вали российское законодательство, забывая при этом, что чем больше законов и запретов, тем меньше остается возможностей для их исполнения, и что запреты работают только тогда, когда одновременно есть положительная альтернатива действий граждан. Такая практика — хорошая среда для взращивания в обществе социальной розни, ксенофобии, одномыслия, конструирования удобного и по- слушного «общественного сектора», избирательного подхода к соблюдению прав человека. В этой связи вспоминается притча немецкого философа Георга Гегеля о кури- це, которая, каждый день видит человека, который приходит и кормит ее зерном. Существо с куриными мозгами обобщает свои наблюдения и делает вывод, что странный тип, который таскает ведра в ее птичник, существует для того, чтобы кор- мить курицу. Но однажды человек приносит в курятник не зерно, а топор и быстро преподает высокомерной хохлатке наглядный урок об опасности скоропалительных выводов. Чтобы подобное не случилось с нами, нужно не забывать, кто в доме хозяин, кто создает общественные блага и кому они на самом деле принадлежат. Проникать в суть вещей, а не бороться с искусственными фантомами. В России слишком много проблем, которые требуют системного внимания за- конодателей и Правительства РФ. Десятилетиями, например, ждут разрешения вопросы, от которых зависит качество жизни. Требуется не только изменения и совершенствование законодательства, но и изменения значительного количества процедур, на основании которых построена работа многих государственных учреж- дений, осуществляющих правоохранительные, административные, образователь- ные, социально-медицинские и др. полномочия. А разве можно так долго мириться с тем, что человек в России сегодня чувству- ет себя недостаточно защищенным от произвола и бюрократизма должностных лиц самых разных государственных институтов. Стабильная однообразность тем и жалоб, с которыми обращаются граждане к Уполномоченному по правам человека не только в Липецкой области, но и в других субъектах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что необходимо менять реальные государственные при- оритеты и переходить от деклараций и избирательных проектов к выстраиванию комплексной социальной политики, которая гибко и своевременно будет реагиро- вать на запросы граждан. Именно на этом необходимо сосредоточить работу исполнительной и законо- дательной власти на ближайшую перспективу. Иначе мы — и страна, и российское общество — проиграем в исторической конкуренции. Подводя итоги, можно сказать, что прошедший год обнажил целый ряд се- рьезных проблем, для которых трудно предложить однозначное решение. Именно отсутствие у органов власти представлений о том, как следует бороться с множа- щимися трудностями и порождает стремление взять «на короткий поводок» граж- данское общество. Не уверен, что этот прием попадет в золотой фонд российской государственности. И последнее. Понятно, что организация коммуникации общества и власти — вещь не простая. Нет практики и устоявшихся традиций такого диалога. Институты гражданского общества у нас еще не получили достаточного развития. Это под- тверждает и опыт работы Уполномоченного по правам человека в прошедшем году. Главный вывод состоит в том, что гражданское общество требует не поляризации и деления на «свой» и «чужой» , на иностранных агентов и патриотических дружинни- ков, на «наших» и «не наших», на «местных» и «понаехавших», а системной и неза- висимой поддержки, использования гражданских инициатив и волонтёров в работе органов власти, в формировании актуальной повестки дня. Мы должны проявлять мудрость и дальновидность, строить общий дом, помня о том, что главное его богатство — это люди. А главная цель — развитие челове- ческого капитала, качества жизни человека, которое должно стать основной стра- тегической задачей всех органов законодательной и исполнительной власти на- шего региона в тесном взаимодействии с гражданским обществом. Именно такой подход, в свою очередь, обеспечит соблюдение и защиту прав человека в нашем регионе. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Н. ЗАГНОЙКО Окончание. Начало на 5–11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz