Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 159/24787/ 15 АВГУСТА 2014 11 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ специальная рабочая группа, которая предложила новую концепцию реформ и так называемую «дорожную карту» по их реализации. На состоявшемся в июне 2013 г. Координационном совете Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ прошла встреча с первым заместителем министра внутренних дел Российской Федерации А.В.Горовым и руководством ведущих служб министерства, с которыми правозащитники как раз и обсудили наиболее острые вопросы обеспечения прав и свобод человека в условиях принудительной изоляции в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, проблемы, возникающие при проведении до- знания и следственных действий, обеспечение защиты прав граждан при проведе- нии массовых мероприятий. Было отмечено, что в ходе мероприятий реформы доверие граждан к полиции возросло незначительно, вместе с тем был допущен целый ряд системных про- счётов, качественно повлиявших на работу послереформенных органов МВД. Ошибками были признаны сокращение штата полиции на 20% (что привело к не- хватке участковых уполномоченных и сотрудников ППС), сокращение оперативных подразделений, закрытие специализированных учебных заведений, из-за чего сни- зилось качество подготовки полицейских. В МВД также признали провал переатте- стации его сотрудников, проводившейся в ходе реформы, пояснив, что отведенно- го на нее президентской комиссии времени хватило только на проверку высшего офицерского состава полиции. Новая «дорожная карта» реформы МВД признает проблему латентности пре- ступности и необходимость повысить уровень регистрации преступлений, но пока никаких мер по качественному и структурному изменению этой важнейшей проце- дуры не предпринято. Волокита при рассмотрении обращений граждан о совершенных преступле- ниях, длительные сроки дознания и следствия, физическое насилие со стороны сотрудников органов полиции снижает авторитет государственной власти, служит поводом для обращений граждан не только к федеральному Уполномоченному по правам человека и его коллегам в субъектах Российской Федерации, но и в Евро- пейский суд по правам человека. Участники встречи говорили о том, что важнейшей задачей сейчас является преодоление отчуждённости полиции от народа, развитие сотрудничества с граж- данским обществом. Как отметил ранее министр МВД России В. А. Колокольцев, мы стоим на рубеже, за которым две автономные системы — общество и полиция — должны превратиться в две части одного целого. На работу полиции как никогда раньше будет влиять человеческий фактор, и государство приложит большие уси- лия, чтобы общество видело в полицейских прежде всего защитников и союзников. Как уже говорилось ранее, обращения с жалобами граждан на действия сотрудников правоохранительных органов одни из самых массовых в почте Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. В подавляющем большинстве это жалобы лиц осуждённых или подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления на действия следственных органов. Исходя из компе- тенции Уполномоченного по правам человека заявителям давались разъяснения процедуры обжалования действий следователей в соответствии с действующим законодательством, предоставлялась информация о полномочиях Следственного комитета РФ, Прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в Россий- ской Федерации. О реформе и модернизации полиции шла речь и на международной конферен- ции в г. Ереване в апреле 2013 г., которую проводил Женевский центр по демокра- тическому контролю за правоохранительными органами, куда в качестве эксперта был приглашён главный консультант аппарата Уполномоченного по правам челове- ка в Липецкой области Ю.А. Ковыршин. Уполномоченный хочет выразить благодар- ность начальнику управления административных органов администрации Липецкой области В.Д.Шикину, который оказал большую помощь в подготовке прозвучавше- го там доклада. Прокуратурой Липецкой области в ходе контроля за состоянием законности при возбуждении и расследовании уголовных дел также были отмечены нарушения конституционных прав граждан на разных стадиях уголовного судопроизводства, начиная с момента регистрации заявления о преступлении. За допущенные нарушения законности при учете и регистрации преступлений наказано 8 следователей органов МВД, 4 следователя СУ СК России по Липецкой области, 431 сотрудник органов дознания. На учёт поставлено 383 преступления. Отменено 119 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных следователями системы МВД. Одновременно органы прокуратуры боролись и с попытками необоснованного уголовного преследования граждан: опротестовано 18 решений о возбуждении уголовных дел следователями ОВД, 10 решений по делам, возбужденным следова- телями СУ СК России по Липецкой области. В целях восстановления прав потерпевших и принятия всех предусмотренных законом мер к установлению виновного в совершении преступления, прокурорами отменено 516 постановлений о приостановлении предварительного следствия, и 49 — о прекращении. Прокуратурой области было обращено внимание и на факты применения к гражданам меры пресечения в виде заключения под стражу по мотивам одной лишь тяжести совершённого преступления. При участии прокуроров судами рас- смотрено 242 постановления следователей об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, по 32 постановлениям прокурорами дано заключение об отсутствии оснований для избрания такой меры пресечения. Среди других нарушений, допущенных сотрудниками полиции, в 2013 г. можно выделить: — Коррупция (несколько случаев задержания за получение взяток сотрудников УВД в г. Липецке, по которым в данный момент ведётся следствие). — Нарушения требований законодательства об административных право- нарушениях и исполнительном производстве (ОГИБДД МОМВД России «Тер- бунский») — Нарушения порядка содержания административно задержанных (МОМВД России «Тербунский», виновные должностные лица привлечены к дисци- плинарной ответственности). — Нарушения участковыми уполномоченными полиции контроля за со- блюдением миграционного законодательства иностранными гражданами, находящимися на территории Липецкой области (Воловский район, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности). Анализ ситуации 2013 г. показывает, что, несмотря на все недостатки, ситуация исправляется. Медленно и не так быстро, как хотелось бы обществу, но нельзя не заметить положительную динамику улучшения качества работы сотрудников поли- ции и отношения их к своим должностным обязанностям. Определённая заслуга в этом принадлежит руководству УВД Липецкой обла- сти. За прошедший год проведено немало мероприятий по усилению дисциплины личного состава. На дисциплинарные комиссии при территориальных отделах полиции области вызывалось более 200 сотрудников, на которых были наложены различные взыскания. Комиссия по служебной дисциплине и профессиональной этике только за первое полугодие 2013 г. вынесла порицание за грубость и невеж- ливость в общении с гражданами, нарушения формы одежды и внешнего вида 28 полицейским. Положительные подвижки в работе полиции и других органов, обеспечивающих общественную безопасность, не остаются без внимания администрации области, областного Совета депутатов. При этом оценки, как правило, даются с учетом требований областной государственной программы «Обеспечение общественной безопасности населения и территории Липецкой области», рассчитанной на 2014— 2020 годы. Она состоит из шести подпрограмм, направленных на профилактику правонарушений, повышение безопасности дорожного движения, противодей- ствие коррупции, профилактику терроризма и экстремизма, гражданскую защиту населения и развитие мировой юстиции. Главные задачи программы: укрепление законности и правопорядка (в том числе защита конституционных прав и свобод граждан), обеспечение условий для защиты населения и территории региона от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, а также создание условий для своевременного и качественного осуществления правосудия мировыми судьями. В докладе 2012 г. Уполномоченный отмечал подвиг, который совершил 28-лет- ний полицейский-водитель Воловского отделения полиции Липецкой области Дмитрий Коровкин. Он спас от пьяного дебошира женщину и четверых детей, сам получил многочисленные ожоги, но предотвратил трагедию. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области направил представ- ление Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации о награж- дении Д. Коровкина медалью «Спешите делать добро». К сожалению, в шорт-лист наградной комиссии в Москве липчанин не попал. Но, наверное, есть возможность отметить поступок отважного полицейского на областном уровне. Долг общества — знать и помнить своих героев. Минувший год был также щедрым на примеры гражданского мужества и отваги. Вот некоторые из них. Участковый уполномоченный МО МВД России «Данковский» старший лейтенант полиции Евгений Иконников спас женщину, оказавшуюся в ледяной воде. Потерпевшая была в шоковом состоянии и не смогла объяснить при- чину своих действий. Убедившись в том, что женщине больше ничего не угрожает, полицейский вызвал скорую помощь и сообщил о случившемся в дежурную часть местного отдела полиции. Благодаря бдительности и грамотным действиям стар- шего лейтенанта Иконникова была спасена человеческая жизнь. В другом случае отличился сотрудник Добровского отдела полиции «ОМВД Чаплыгинский» Вячеслав Золотарёв. Проезжая по с. Малый Хомутец, полицейский увидел, что открытым пламенем объяты надворные постройки и огонь вот-вот перекинется на жилой дом. Он немедленно разбудил жильцов дома, помог мужчи- не, женщине и их дочери выбраться на улицу, после чего вызвал брандмейстеров и принял активное участие в тушении пожара. Благодаря слаженным действиям по- жарных и спасателей пожар был быстро ликвидирован, удалось отстоять от огня и жилой дом. В заключение хочу ещё раз напомнить, что уважение к полиции — это уважение к государству. Спокойная жизнь общества и страны в условиях безопасности обе- спечивается органами полиции. И отношение к органам полиции в обществе явля- ется показателем уровня развития общества в целом. В то же время и сотрудники полиции не должны забывать о том, что уважение к ним, прежде всего, зависит от соблюдения прав и свобод человека, профессиона- лизма и неравнодушия. У полицейских Японии есть хорошее правило, которое гла- сит: «полицейские должны постоянно добиваться уважения у населения». Хотелось бы, чтобы этот тезис стал правилом и для полицейских России. ПРАВА ОСУЖДЁННЫХ Места лишения свободы в силу своей специфики являются одним из наиболее закрытых от внешнего мира институтов. Их внутренняя жизнь недоступна взгляду общества, поэтому и учреждения исполнения наказаний нуждаются во внешне не- зависимом гражданском контроле, способном своевременно и адекватно реагиро- вать на нарушения прав человека внутри замкнутого пространства. Одним из таких инструментов гражданского контроля является Уполномочен- ный по правам человека в Липецкой области. Мониторинг соблюдения прав человека и норм законодательства Российской Федерации в учреждениях пенитенциарной системы Липецкой области остаётся одним из важных направлений в деятельности Уполномоченного по правам челове- ка. Сотрудничество Уполномоченного с должностными лицами Управления испол- нения наказания Министерства юстиции по Липецкой области, а также с членами Общественной наблюдательной комиссии имеет деловой, устойчивый характер. Уполномоченный и сотрудники аппарата неоднократно выезжали в различные ис- правительные учреждения области с инспекционными проверками, знакомились с бытом и работой осуждённых. К сожалению, нужно отметить, что важные вопросы, поднятые в прошлогоднем докладе Уполномоченного и ранее им обнародованные в предыдущих докладах, в прошедшем году так и не нашли своего решения. Со стороны муниципальных органов власти г. Липецка так и не решён вопрос о регулярном транспортном сообщении между городом и СИЗО-1, ИК-6. Со стороны федерального законодательства не урегулированы вопросы права выбора лечебных заведений работниками УФСИН, МВД и ряда других специальных структур, т.к. они по-прежнему не имеют медицинского полиса и прикреплены к ве- домственным лечебным учреждениям. Процедура освобождения смертельно боль- ных осуждённых также бюрократически зарегулирована и длительна, что мешает людям обрести «вечный покой» вне тюремных стен (в 2013 г. пятеро осуждённых из числа умерших были освобождены судом, но смерть произошла до вступления приговора в силу, на семерых осуждённых документы были поданы в суд, но смерть произошла раньше рассмотрения их дел. Одному из умерших суд отказал в осво- бождении по причине утраты социальных связей). Недопустимо медленно решаются также вопросы трудоустройства осуждённых. На 1 января 2014 г. из 1673 осуждённых, имеющих исполнительные листы, заняты оплачиваемым трудом 1179 человек (70%). В масштабах страны это неплохой по- казатель. В то же время статистика свидетельствует, что почти треть осуждённых не выплачивает компенсации потерпевшим от преступлений, алиментные обяза- тельства, урон и убытки, нанесённые государству и др. собственникам, не компен- сирует затраты на содержание осуждённого в местах лишения свободы, не проис- ходит трудового перевоспитания. На 1 января 2014 г. в учреждениях УФСИН РФ по Липецкой области содержа- лось 6627 человек при лимите в 8586 человек. Общая ситуация в исправительных учреждениях удовлетворительная. В плано- вом режиме идёт работа по улучшению санитарно-бытовых условий содержания осужденных и лиц, заключенных под стражу. В то же время в 2013 г. прокуратурой Липецкой области при проведении проверок был выявлен ряд нарушений, которые носят несистемный характер. В их основе, как правило, недобросовестное испол- нение должностными лицами учреждений своих обязанностей, а также отсутствие надлежащего ведомственного контроля. Это нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ при осуществлении контроля за поведением условно осужденных. Нарушение требований о предоставлении информации участковыми уполномоченными по- лиции УМВД по г. Липецку уголовно-исполнительной инспекции о результатах контроля за поведением условно-осужденных лиц (ОП № 2 УМВД России по г. Ли- пецку). Далее идут нарушения, допущенные при организации трудовой занятости лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Нарушения режима содержания (наличие у осуждённых предметов, запрещённых при отбытии наказания) (ФКУ ИК-5, ФКУ ИК-6). Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности (ФКУ ИК-5, ФКУ ИК-6, ФКУ ИК-2, ФКУ ИК-4, Т-2). В неко- торых помещениях, предназначенных для отбытия дисциплинарных наказаний, на момент проверки было неисправно освещение (ФКУ ИК-5). В качестве нарушений фиксировалась также несвоевременная выдача личных вещей при освобождении осужденных (ФКУ ИК-6), совместное содержание с другими осужденными лиц с острыми респираторными заболеваниями (ФКУ ИК-6). В настоящее время все контролирующие организации (прокуратура, обще- ственная наблюдательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в Ли- пецкой области) единогласно констатируют, что вопросы материально-бытового и медицинского обеспечения осуждённых в нашем регионе практически сняты. Отдельных разъяснений требует, например, процедура оформления некоторых до- кументов, в частности, установления инвалидности. Так, к Уполномоченному обратился осуждённый гр.Б. (вх. № 64) с жалобой на неоказание ему должной медицинской помощи и установление группы инвалид- ности. По заявлению была проведена соответствующая проверка. Было установлено, что заявитель находится под постоянным наблюдением медицинских работников и получает медицинскую помощь в полном объеме, согласно назначению. 11.06.2013 года в отношении гр. Б. была проведена врачебная комиссия в медицинской части ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области, которая не установила у больного признаков инвалидности. Соответственно не имелось и оснований для его направ- ления на комиссию медико-социальной экспертизы. В прошедшем году к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило обращение члена Общественной палаты Российской Федерации Канна- бих М.В. в интересах осуждённого Х., отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Липецкой области. Как указывалось в письме, жалобу после обращения указанного осуждённого направила некая дагестанская региональная обществен- ная организация «Правозащита». В обращении говорилось о нарушениях в исправительном учреждении нацио- нальных и религиозных прав представителей кавказских народов, исповедующих ислам, предвзятом отношении со стороны сотрудников ФКУ ИК-3, основанном исключительно на национальной неприязни, создании препятствий в совершении обрядовых религиозных ритуалов, непредоставлении осуждённым питания, соот- ветствующего религиозным традициям и т.д. Нужно отметить, что получение данного письма от уважаемого члена федераль- ной Общественной палаты вызвало удивление, так как ранее подобная жалоба и от Общественной палаты, и от дагестанской общественной организации уже направ- лялась и в УФСИН МЮ РФ по Липецкой области и в региональную общественную наблюдательную комиссию. Работа по этим обращениям была своевременно про- ведена. Вся информация, изложенная в жалобе, рассматривалась комиссионно представителями всех указанных учреждений. Позиция осужденного не нашла под- тверждения. Администрация ФКУ ИК-3 осуществляет свою работу в полном соот- ветствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством, не делая различий среди осуждённых по национальному, религиозному или любому иному признаку. Жалоба была признана необоснованной. В то же время хочу отметить, что именно Уполномоченный по правам человека в первые годы своей работы, учитывая, что число осуждённых-мусульман доста- точно велико, обратил внимание руководства УФСИН МЮ РФ по Липецкой об- ласти на необходимость создания в исправительных учреждениях мусульманских молельных комнат. И в этом вопросе было найдено полное взаимопонимание: молельные комнаты созданы, там есть соответствующая религиозная атрибутика, с осуждёнными-мусульманами регулярно встречаются представители исламского духовенства. Таким образом, сложилось впечатление, что в данном случае мы имели дело не с жалобой на нарушение прав человека, а с провокацией, попыткой криминального мира оказать давление на сотрудников и руководство УФСИН МЮ РФ по Липецкой области, дестабилизировать обстановку в исправительных учреждениях, разжигая национальную и религиозную вражду. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВА ДЕТЕЙ Выполнение государственных гарантий защиты и соблюдения прав детей тра- диционно находится в фокусе социальной политики Липецкой области. С удовлетворением можно отметить, что с ростом внимания федеральных ор- ганов власти к проблемам семейной политики и защиты прав детей, расширяются масштабы реализации проектов, о необходимости которых Уполномоченный по правам человека говорил все последние годы: поддержка многодетных семей и забота о сиротах, ликвидация очередей в детских садах и получение качественного образования, обеспечение жильём детей-сирот и создание для них специальных общежитий на время ожидания положенного по закону жилья, трудоустройство, психологическая помощь и т.д. В 2013 г. усилия органов власти всех уровней были сосредоточены на выполне- нии задач, связанных с положением семьи. Их мы считаем первостепенными. Наш регион одним из первых в Российской Федерации разработал и внедрил в 2002 году собственные региональные выплаты, впоследствии получившие название «Материнский капитал». Размер областного материнского капитала на рождение третьего и последу- ющих детей и детей-близнецов составляет сегодня 50 тыс. рублей, при рождении детей-близнецов выплачивается по 50 тыс. рублей на каждого ребёнка. При рожде- нии тройни единовременные выплаты из областного бюджета составляют 1,2 млн. рублей. Многодетные семьи пользуются льготами на оплату коммунальных услуг, гази- фикацию, подключение к централизованному водоснабжению, пользование транс- портом. В рамках реализации Указа Президента РФ «О мерах по реализации демогра- фической политики Российской Федерации» в 2013 году введена дополнительная мера социальной поддержки многодетных семей — ежемесячная выплата в связи с рождением третьего и последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет. Выплата установлена в размере величины прожиточного минимума на детей в возрасте до шести лет. Областной Закон о бесплатном предоставлении земельных участков под инди- видуальную жилую застройку гражданам, имеющим трех и более детей, вступил в силу в сентябре 2011 года. За это время землю получили более 1,2 тысячи семей. Всего же до конца 2018 года планируется обеспечить участками свыше 5,5 тысячи семей. Однако выделение земельных участков выявило две главные проблемы. Первая связана с размещением участков. Ведь земельный участок должен быть подспорьем, а не обузой. А именно так расценили многие городские многодет- ные семьи предложенные им участки в сельской местности, вне черты города и, соответственно, регулярного транспортного сообщения. Практически для всех городских поселений нашей области это стало проблемой, так как необходимых площадей в городах или нет, или они предназначались для других проектов. Требовалась организация взаимодействия разных органов власти по переда- че земель, к чему не все были готовы. Вторая проблема заключалась в том, что инфраструктурное обеспечение отводимых территорий дорогами, коммуни- кациями, электрическими и газовыми сетями непомерной ношей ложилось на муниципальные бюджеты. И некоторые муниципалитеты считали свою задачу вы- полненной, отведя людям участок в «чистом поле». Такой формализм, конечно же, обесценивал пользу акции и, кроме того, подрывал авторитет власти. Были слу- чаи отказа многодетных семей от таких выделенных участков или они фактически оставались брошенными. Как показали прошедшие административные советы, до сих пор эти вопросы вызывают значительные трудности у местных органов власти. В то же время адми- нистрация области взяла на себя координирующую роль по согласованию и пре- одолению всех возникающих трудностей между муниципалитетами, и требуется только инициативность и компетентность глав муниципальных администраций для конструктивного решения вопроса. Для решения вышеназванных вопросов главой администрации Липецкой об- ласти О.П.Королевым была утверждена шестилетняя «дорожная карта» по инфра- структурному обустройству земельных участков, которые выделяются региональ- ной администрацией многодетным семьям для строительства жилья. В соответ- ствии с ней за счет средств областного и местного бюджетов, а также внебюджет- ных источников, к выделенным площадкам проложат асфальтированные дороги, подведут линии электропередачи, газопровод и водопровод. Её финансирование превысит 220 млн. рублей. Кроме того, законодателями Липецкого областного Совета депутатов были внесены изменения в Закон Липецкой области «О бесплатном предоставлении зе- мельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собствен- ности, гражданам, имеющим трёх и более детей». В соответствии с Земельным кодексом РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жи- лищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест раз- мещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собствен- ности земельные участки. Однако Законом области ранее предусматривалась передача земельных участ- ков таким семьям до завершения строительства только в аренду. Теперь граждане, имеющие трех и более детей, имеют право получить земельные участки сразу не только в аренду, как было предусмотрено предыдущей редакцией закона, но и в собственность. Ещё одним приоритетным направлением работы органов власти стало обе- спечение доступности дошкольного образования и ликвидация дефицита мест в детских садах. В настоящее время детские сады у нас посещают около 45 тыс. юных жителей региона. Большинство из них — 40,5 тыс. — дети от трех до семи лет. В то же время поступления в детский сад ожидают 8,3 тысячи дошколят. Из них 5,3 тысячи — это малыши от нуля до трех лет, чьи родители встали на учет сразу после рождения ре- бенка. В очереди от 3 до 7 лет — приблизительно три тысячи дошколят. Наиболее остро стоит этот вопрос в г. Липецке, а также Липецком, Лебедянском и Задонском районах. Для ликвидации очередей разработан и утверждён план мероприятий: пла- нируется строительство 15 детских садов, возврат и реконструкция 19 зданий, открытие 67 дополнительных групп в детских садах и школах, а также четырех частных детских садов и шести семейных групп. Предполагается расширение сети муниципальных и частных детских садов, а также вариативных форм дошкольного образования. По предварительным расчетам объем финансирования из бюджетов всех уровней составит 3,8 млрд. рублей. Эти меры позволили уже в 2013 г. создать для дошкольников 1400 мест. Про- блема очередности полностью решена в девяти из 20 муниципальных районов и городских округов. Кроме того, для материальной поддержки родителям, чьи дети посещают как муниципальные, так и частные детские сады, будет и в дальнейшем выплачиваться компенсация части родительской платы. На первого ребенка в размере — 20%, второго — 50%, третьего и последующих — 70% от среднего размера родитель- ской платы, сложившегося по области. Одновременно родители 2313 детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местами в муниципальных дошкольных учреждениях, получают субсидию на возме- щение затрат по воспитанию детей на дому в размере 5 тыс. рублей ежемесячно. Для развития частных детских садов в области предусмотрен ряд мер государ- ственной поддержки. Им предоставляется субсидия на компенсацию части затрат по созданию и развитию частных детских садов и детских культурно-досуговых центров. На одного получателя эта субсидия составляет 600 тыс. рублей. Вместе с тем из областного бюджета возмещаются затраты на оплату труда педагогов, игро- вые и методические пособия, оборудование. Создание частных дошкольных образовательных учреждений — один из вари- антов устранения дефицита мест в детских садах. Развиваются и другие формы оказания услуг в негосударственном секторе для дошкольников: группы кратковре- менного пребывания, центры и клубы времяпрепровождения детей, развивающие центры, деятельность которых не требует лицензирования. Такую работу предпри- ниматели организуют в Липецке, Данковском, Задонском, Хлевенском районах. Занятия посещают более 1,5 тыс. ребятишек. По-прежнему актуальной и долгосрочной задачей остаётся жилищное обеспе- чение детей-сирот. В настоящее время в области проживают 5292 ребенка, оставшихся сиротами или без попечения родителей. Только 54% из них имеют собственное или закре- пленное за ними жилье. На учете по льготному получению жилья состоит 2162 че- ловека, в том числе 1057 человек, у которых право на получение жилого помещения возникло и пока не реализовано. В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обе- спечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в силу с 01.01.2013, установлен новый порядок обеспече- ния жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди- телей, а также лиц из их числа. Для его исполнения в Липецкой области были приняты следующие областные законы: от 29.12.2012 № 111-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Ли- пецкой области в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в Липецкой области»; от 29.12.2012 № 112-ОЗ «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных го- сударственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и о признании утратившими силу некоторых законов Липецкой об- ласти». Кроме того, постановлением администрации Липецкой области от 19.12.2012 № 523 была утверждена областная целевая программа «Обеспечение жилыми по- мещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на 2013—2016 годы» (далее — Программа), которая направлена на создание эффективной системы обеспечения жилыми помещениями данной категории лиц, в т.ч. по формированию специализированного жилищного фонда. Реализация Программы осуществлялась управлением образования и науки области, управлением жилищно-коммунального хозяйства области, управлением строительства и архитектуры области. На приобретение жилья для сирот направ- лено почти 256 млн. рублей из областного и федерального бюджетов. Ежегодно на эти средства предполагается приобретать по 220 жилых помещений. На реализацию программы в 2013 году было выделено 116,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета — 55 млн. рублей. На эти средства планируется приобрести 163 квартиры. В соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 18.12.2013 № 598 «Об утверждении государственной программы Липецкой обла- сти «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической по- литики Липецкой области», указанная выше программа вошла в государственную программу в качестве подпрограммы Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области формирует специализированный жилищный фонд для обеспечения детей-сирот квартирами, ведется работа по предоставлению жилых помещений по договорам найма специ- ализированного фонда. На базе закрывающихся учреждений господдержки пред- полагается создавать центры постинтернатной адаптации, где временно могли бы жить выпускники интернатов и детских домов. В настоящее время рассматрива- ются три площадки для открытия первого такого учреждения — в Ельце, Липецке и Грязях. Порядок обеспечения детей-сирот жильем с 2013 года изменился. Жилые по- мещения предоставляются не на условиях социального найма, а по договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда на срок пять лет. Однако это не означает, что права детей-сирот будут ущемлены. Порядок и условия предоставления жилья детям-сиротам изменены для сохранения жилищных прав сирот. Так как ещё нередки случаи, когда такое жильё по неопытности и жизненной неискушённости выпускников детских домов становилось объектом мошенниче- ства и других преступных схем. По окончании срока действия договора найма жилого помещения специализи- рованного жилищного фонда на него заключается договор социального найма. В случае выявления обстоятельств, требующих дополнительной социальной помощи таким гражданам, договор найма может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более чем один раз. Это гарантирует реализацию жилищных прав лиц из чис- ла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В годовом докладе нельзя обойти и тему помощи детям Амурской области, пострадавшей от масштабного наводнения на Дальнем Востоке. Инициатива, ко- торую проявила Липецкая область по приёму практически на полуторамесячный отдых 90 детей и 10 педагогов дальневосточного региона, на деле продемонстри- ровала солидарность и сопричастность липчан к жизни всей нашей большой стра- ны. Это хороший пример гражданственности, патриотизма. Липецкая область по- казала, что здесь живут благородные, красивые люди с широкой душой и большим сердцем. Жителями области было собрано 52 тонны продуктов и товаров на сумму 3,7 млн. руб., перечислен в фонд пострадавших регионов однодневный заработок на сумму 4,2 млн. руб. Окончание на 12-й стр. Продолжение. Начало на 5–10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz