Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 159/24787/ 15 АВГУСТА 2014 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ществующей организацией очереди, ссоры не прекращаются, сопутствующие им стрессы не ликвидированы. К этому нужно добавить, что иногда электронная система даёт сбой. Это про- исходит не часто, но всякий раз вызывает повышенное раздражение пациентов, и с этим мириться нельзя. До сих пор нет единой электронной базы и мониторинга работы специалистов в лечебных учреждениях города (такая система успешно ра- ботает, например, в Москве). Она позволяет отслеживать нагрузки, формировать электронные очереди к узким специалистам, управлять маршрутизацией пациен- тов. В такой ситуации представляется, что, даже обучив всех пациентов навыкам ра- боты на компьютерах, мы общую картину изменим не скоро. На взгляд Уполномо- ченного, требуются управленческие решения на уровне ведомства, отвечающего в регионе за здравоохранение. Например, можно было бы изучить статистику записи пациентов и разделить принимающих участковых терапевтов на две группы: тех, кто работает с пациентами по обычной записи, и тех, кто работает по электронной. Возможны и какие-то другие варианты, которые могли бы подсказать специалисты по логистике. Понятно, что такая практика требует ухода от традиционных форм работы, но оставлять проблему в настоящем, крайне болезненном для общества виде, невозможно. Любые реформы всегда проходят через судьбы людей. В связи с этим я как Уполномоченный по правам человека считаю необходимым ещё раз напомнить, что именно человек, его социальное самочувствие является мерилом всех преоб- разований. Именно об этом надо думать всегда, начиная процесс коренного пере- устройства, или, как теперь говорят, оптимизации отрасли. И здесь всем нам ещё предстоит много работать. Как уже указывалось, катего- рия обращений граждан по вопросам медицинской помощи — одна из самых мно- гочисленных. И это не удивительно, ведь здоровье — главное богатство человека. Это и один из главных показателей качества государства. Безусловно, профессия врача, можно сказать героическая даже в мирное время. В его руках часто находит- ся судьба человека, а нередко и его жизнь. И, как многие профессии социальной сферы, она долгое время недостаточно ценилась государством, что не замедлило сказаться на уровне и качестве жизни населения нашей страны. Теперь ситуация меняется. По предоставляемым преференциям врачи сегодня — одна из самых обеспеченных категорий работников бюджетной сферы. И общество вправе требо- вать от них большей самоотдачи, большего милосердия, сострадания, гуманизма и других лучших душевных и профессиональных качеств. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Пример тому — обращение гр. Б. (вх. № 72). Заявительница, ветеран Великой Отечественной войны, упала в обмо- рок у центрального подъезда ГУЗ «Липецкая городская детская больница №1». Падающую женщину подхватили случайные прохожие, которые немедленно про- информировали о случившемся сотрудников больницы, попросили оказать первую медицинскую помощь и вызвать «Скорую помощь». Между тем женщина, находясь в бессознательном состоянии, на глазах у взвол- нованной толпы стала терять признаки жизни: исчез пульс, закатились зрачки, начались судороги. Лишь через полчаса после настойчивых просьб из дверей боль- ницы вышла сотрудница в белом халате с ваткой, пропитанной нашатырем. Про- терла виски раствором аммиака и удалилась. Медицинские работники больницы не удосужились перенести пострадавшую с тротуара хотя бы в одно из помещений поликлиники. Так она и оставалась лежать на пороге больницы в толпе прохожих в ожидании скорой помощи. Машина приехала через 40 минут, и, надо отдать должное врачам неотложки, они оказались добросовестными людьми: выполнили комплекс положенных мероприятий, привели в чувство больную, сопроводили ее с мужем домой, который, кстати, будучи слепым, успел раньше «Скорой помощи» добраться до места происшествия. По данному факту преступного врачебного равнодушия Уполномоченный обра- тился к заместителю главы администрации области Д.В. Мочалову, указав, что, по его мнению, сотрудниками (которых язык не поворачивается назвать врачами) ГУЗ «Липецкая городская детская больница №1» нарушена клятва Гиппократа, действу- ющие законы и внутриведомственные нормативы, обеспечивающие права челове- ка на квалифицированное медицинское обслуживание. Такое отношение к ветера- ну дискредитирует усилия государства по модернизации здравоохранения, соот- ветствующие программы, принятые в области, формирует в общественном мнении негативное отношение к врачам, к способности власти исправить ситуацию. На своё обращение Уполномоченный получил удивительно бюрократический и невнятный ответ заместителя начальника управления здравоохранения Липецкой области Ю.Ю. Шуршукова, в котором омбудсмена проинформировали, что админи- страцией ГУЗ «Липецкая городская детская больница» проведен анализ действий и своевременности оказания медицинской помощи гр. Б. медицинскими работника- ми больницы. Отмечено, что факт обращения установлен! И, по мнению чиновника, медицин- скими работниками были проведены необходимые мероприятия по оказанию пер- вой медицинской помощи, что выразилось в обращении за каретой «скорой меди- цинской помощи». Одновременно сообщалось, что гр. Б. якобы сама написала впо- следствии заявление о том, что к персоналу государственного учреждения здраво- охранения «Липецкая городская детская больница № 1» претензий не имеет! Уполномоченному пришлось повторно обращаться к заместителю главы адми- нистрации области Д.В. Мочалову и требовать проведения дополнительной про- верки всех обстоятельства указанного факта, а также принятия необходимых мер, исключающих в дальнейшем нарушения прав граждан в сфере здравоохранения на территории нашего региона. Итогом этого письма стала принципиальная оценка случившегося руковод- ством управления здравоохранения Липецкой области. Главному врачу государ- ственного учреждения здравоохранения «Липецкая городская детская больница № 1» Буланову М.А. на аппаратном совещании в управлении здравоохранения вы- несено замечание. Представитель лечебного заведения посетил ветерана войны на дому и принес личные извинения. Данный факт был рассмотрен на аппаратном совещании управ- ления здравоохранения области с участием руководителей медицинских органи- заций области. Руководителям медицинских организаций области рекомендовано в трудовых коллективах провести работу по повышению имиджа медицинского работника, актуализировать вопросы врачебной этики, ответственности и долга. В медицинском учреждении проведен внеочередной инструктаж работников медицинского персонала (врачей, средних медицинских регистраторов) по оказа- нию неотложной помощи, повторно проработан алгоритм действий персонала при возникновении внештатных ситуаций. К Уполномоченному обратилась гр. Г. (вх. № 43), которая проходила лечение в поликлинике и больнице, расположенной в поселке Сырский Рудник (ЦРБ Липецко- го района). Заявительница указывала, что эти медицинские учреждения находятся в плохом техническом состоянии, там давно не производился ремонт. Возникают сложности при записи и приеме у узких специалистов, нет необходимого медицин- ского оборудования. Наблюдается нехватка специалистов. Уполномоченный попросил прокомментировать ситуацию начальника управле- ния здравоохранения Липецкой области Л.И. Летникову, которая сообщила, что в связи с неудовлетворительным техническим состоянием существующего здания ГУЗ «Липецкая ЦРБ» областной программой «Развитие здравоохранения Липецкой области на 2013—2020 годы» запланировано строительство нового стационарного корпуса на 140 коек. В настоящее время для оказания специализированной помощи пациенты Ли- пецкого района направляются в государственные учреждения здравоохранения второго и третьего уровней. Приказами управления здравоохранения разработана и утверждена маршрутизация пациентов, в том числе и Липецкого района. Меди- цинская помощь жителям района с показаниями диагноза гр. Г. оказывается в ре- гиональном сосудистом центре ГУЗ «Липецкая областная клиническая больница». О материальном состоянии лечебных учреждений зашла речь и на личном при- еме Уполномоченного по правам человека с председателем ЛРО ОООИ «Новые возможности» Астаховой Н.В. (вх. № 75). Руководитель общественной организации инвалидов утверждала, что в Липец- кой области не работает федеральный закон и другие нормативные акты профиль- ного министерства, госпрограммы «Модернизация здравоохранения», «Доступная среда», а также Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которые предусматривают создание, реконструкцию, строительство приоритетных медико-социальных подразделений и учреждений, осуществляемых органами государственной власти субъектов РФ. В частности, заморожено строительство здания дневного стационара ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница» по ул. Аксакова, д. 4, заморожена реконструкция лечебно-производственных мастерских для проведения трудотерапии больных в ОКУ «Липецкая областная психоневрологическая больница», производится сокра- щение коечного фонда психиатрических учреждений Липецкой области. По данному обращению Уполномоченный также просил предоставить всю необ- ходимую информацию начальника управления здравоохранения Липецкой области Л.И. Летникову. Должностные лица управления здравоохранения Липецкой области не согласи- лись с позицией заявителя. Было подчёркнуто, что в Липецкой области действова- ли, действуют и планируются подпрограммы программ развития здравоохранения, направленные на совершенствование психиатрической помощи. Реструктуризация коечной сети области, в т.ч. психиатрических коек, проходила в 2008—2009 гг. Имеющиеся койки позволяют обслуживать весь имеющийся кон- тингент больных. По завершении ремонта с реконструкцией дневных стационаров планируется решение вопроса об открытии общежития для психически больных. Для этого нуж- но выделение администрацией области, города или муниципального образования помещения для его создания. Стационару ОКУ «ЛОПНБ» необходимы помещения для улучшения условий со- держания больных, развертывания реабилитационных структур, новое строитель- ство на территории больницы нецелесообразно из-за несоответствия коммуника- ций водоснабжения и канализации современным требованиям. Реконструкция зданий лечебно-производственных мастерских продолжается. В текущем году планируется ее завершение. Оплачены работы на 2917, 6 тыс. руб. Управлением здравоохранения решается вопрос о расширении психоинтерна- тов и перевод в них части больных, утративших социальные связи. Срок ожидания путевок для мужчин составляет 4 года. Один из дневных стационаров в настоящее время перепрофилирован в медико- реабилитационное отделение, развернута реабилитационная работа в диспансер- ном отделении, одно из мужских отделений стационара планируется перепрофили- ровать в реабилитационное. Вместе с тем многие вопросы помощи психически больным инвалидам, не на- ходящимся в психоинтернатах, в настоящее время не решаются. Нет рабочих мест для их трудоустройства (в 70-80-е годы выделялись рабочие места на галантерей- ной фабрике), не функционируют лечебно-производственные мастерские в стаци- онаре и диспансерном отделении, нет помещений для функционирования клубов, артстудий. Психически больные не вовлекаются в спорт, существует стигматизация как психически больных, так и психиатрической службы в целом, низка укомплек- тованность службы врачами, психологами, социальными работниками. Все эти во- просы не могут быть решены психиатрической службой самостоятельно и требуют вмешательства в том или ином виде на административном уровне (кстати, заяви- тельница предлагала создание комиссии межведомственного взаимодействия для решения указанных проблем). Жителей волнует не только ветхость зданий лечебных учреждений, но и процесс «оптимизации» больниц и поликлиник в районах области. В качестве примера приведу только одно коллективное письмо жителей сел Октябрьское, Аксай, Кривка, Дрязги, Московка, Куликово и Боровое Усманского района Липецкой области (З. вх. (№ 135)). В своем обращении граждане указывают, что в с. Октябрьское закрывают участ- ковую больницу. Работники предупреждены о предстоящем сокращении. Теперь жителей будет обслуживать скорая медицинская служба ЦРБ г. Усмань, а это в 35 км от с. Октябрьское. При этом машины скорой помощи могут и не проехать в села из-за бездорожья. Уполномоченный обратился к заместителю главы администрации Липецкой об- ласти Д.В. Мочалову с просьбой дополнительно изучить вопрос о реорганизации лечебного учреждения в с. Октябрьское и принять решение, которое отвечало бы интересам граждан. Проверка показала что, по мнению специалистов, реорганизация Октябрьской участковой больницы во врачебную амбулаторию не снизит качество оказываемой медицинской помощи населению Октябрьского врачебного участка. На базе участковой больницы создана служба неотложной помощи, в том числе на дому. Населению Октябрьского врачебного участка неотложная помощь оказы- вается в круглосуточном режиме 5 средними медицинскими работниками. Сани- тарным транспортом данная служба обеспечена. При необходимости оказание скорой медицинской помощи осуществляется выезд фельдшерских бригад отделения скорой медицинской помощи ГУЗ «Усман- ская ЦРБ». Одной из причин коренной реконструкции круглосуточного стационара являет- ся аварийное состояние здания. После реорганизации количество коек дневного стационара останется прежним, работа неотложной помощи будет продолжена Всем работникам участковой больницы, чьи должности подлежат сокращению, предложена работа в других подразделениях ГУЗ «Усманская ЦРБ». В связи с предстоящей реорганизацией Октябрьской участковой больницы медицинскими сотрудниками, а также администрацией ЦРБ в постоянном режиме проводится разъяснительная работа с населением Октябрьского врачебного участ- ка. На выездных приёмах граждане также неоднократно ставили вопросы об оказа- нии медицинской помощи. Об острых вопросах Уполномоченный незамедлительно информировал управление здравоохранения области. Так, в августе 2013 года на встрече с гражданами в Доме культуры пос. Ключ Жизни Елецкого района в центре обсуждения оказался вопрос о качестве меди- цинских услуг. Жители жаловались, что все виды медицинских анализов в районе становятся платными, а также отсутствуют врачи по некоторым медицинским спе- циальностям. Предметный разбор жалоб жителей пос. Ключ Жизни Уполномоченный провёл совместно с управлением здравоохранения. Выяснилось, что жители сгущают кра- ски. Например, жалоба гр. Н. на то, что «виды медицинских анализов в районе ста- новятся платными», касались желания заявительницы провести МРТ-обследование в Елецкой ЦРБ за счёт бюджетных средств. Управление здравоохранения области разъяснило,что ГУЗ «Елецкая ЦРБ» осуществляет свою медицинскую деятельность на основании законодательных актов, в т.ч. приказа Министерства здравоохране- ния и социального развития РФ от 15.05.2012 г. № 543н «Об утверждении положе- ния об организации оказания первичной медико-социальной помощи взрослому населению». Данный нормативный акт не предусматривает оснащение магнитно- резонансным томографом учреждений данного уровня. Вместе с тем благодаря программе «Земский доктор» и активной политике ру- ководства Липецкой области по привлечению врачей в сельскую местность в ГУЗ «Елецкая ЦРБ» устроены на работу 11 молодых врачей (в т.ч. кардиолог, педиатр, 2 терапевта, врач ОВП, невролог, травматолог, реаниматолог, окулист, рентгено- лог). В итоге показатель обеспеченности врачебными кадрами в Елецкой ЦРБ один из самых высоких в области. В ЦРБ с 2008 года осуществляет приём врач- эндокринолог. Амбулаторно-поликлиническая служба ГУЗ «Елецкая ЦРБ» на 100% укомплек- тована участковыми врачами (терапевтами и педиатрами). Ежедневно работает выездная поликлиника для обслуживания взрослого и детского населения. Меди- цинская помощь доходит до каждого населенного пункта. Значительно улучшилась результативность работы выездной поликлиники на участке. Если раньше врач при- езжал в село с одним фонендоскопом и тонометром, то сейчас организован забор анализов в вакутейнерах, делается ЭКГ, пульсоксиметрия и т.д. С приобретением передвижной рентгенфлюороустановки расширились возможности своевремен- ной диагностики и лечения заболеваний, актуальных для Елецкого района. Население района оценило данную работу. Если раньше на некоторых участках на приеме было от 1 до 5 человек, то сейчас от 15 и более. С 2013 года в поликли- нике организовано оказание пациентам неотложной помощи. Все обследования, включенные в Программу государственных гарантий оказания бесплатной меди- цинской помощи на территории Липецкой области, в ЦРБ оказываются бесплатно. Идет планомерная работа по обеспечению сельского населения аптечными пунктами при ФАПах. В течение 2011—2012 гг. открыто 8 аптечных пунктов на Лав- ском, Голиковском, М.Боевском, Паниковском, Воронецком, Трубицинском ФАПах, в амбулатории с. Соколье, центре ОВП с. Талица. В настоящее время ведется рабо- та по открытию еще З-х аптечных пунктов. Общий объем финансирования по программе модернизации здравоохранения Елецкого района за 2 года (2011—2012 г.) составил около 35 млн. рублей. Програм- ма модернизации здравоохранения Елецкого района на 2012 г. по всем пунктам была выполнена на 100%. За это время были проведены капитальные ремонты хирургического отделения старой поликлиники, оснащение их современным оборудованием (операционные столы лапароскопические стойки, УЗМ сканер, рентгеновское оборудование, нар- козно-дыхательная аппаратура и др.). На средства областной субсидии капитально отремонтировано реанимацион- ное отделение. За счет собственных средств ЦРБ в 2012 году были приобретены биохимический анализатор, стерилизационное оборудование, пульсоксиметры, кардиографы, холодильное оборудование, кондиционеры, расходные материалы, оргтехника, проведена громкоговорящая связь в поликлинике и многое другое. С помощью управления здравоохранения области разрешал Уполномоченный и недоразумения, связанные с назначением и приобретением лекарственных пре- паратов. Так, к Уполномоченному обратился ветеран Великой Отечественной войны гр. Г (вх. №11). Пожилой человек жалуется, что он не может в Липецке приобрести по льготному списку лекарственные препараты, рекомендованные ему для лечения в ФГУ «Государственный военный клинический госпиталь имени академика Бурден- ко Министерства обороны РФ». В ходе разбирательства мы установили, что препарат «Аэртал» (МИН: ацекло- фенк) не включен в утвержденные приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ стандарты и перечни, следовательно, он не может быть закуплен за счет средств бюджета для амбулаторного обеспечения. Порядок закупки лекарственных препаратов за счет бюджетных средств, по- рядок их назначения и выписки рецептов для их употребления установлен норма- тивными документами, обязательными для исполнения. Важно и другое: тактика лечения (целесообразность и периодичность назначения лекарственных препара- тов, их вид, количество, режим дозирования, периодичность выписки рецептов) определяется лечащим врачом. Кроме того, по информации управления здравоохранения Липецкой области, на момент обращения в аптеках ОГУП «Липецкфармация» находился необходимый ассортимент лекарственных препаратов для лечения установленных у ветерана заболеваний. А в период с 01.07.2012 г. по 26.02.2013 г. в аптеке № 101 ОГУП «Ли- пецкфармация» заявителем по 17 рецептам за счет бюджетных средств получены лекарственные препараты на сумму 8 459,42 руб. В числе этих препаратов и ле- карства, рекомендованные ФГУ «Государственный военный клинический госпиталь имени академика Бурденко Министерства обороны РФ», но с другими торговыми наименованиями: финастерид (МНН: финастерид) вместо рекомендованного Про- скара (МНН: финастерид), Плагрил (МИН: клопидогрел) вместо Плавикса (МНИ: клопидогрел), амлодипин (МНН: амлодипин) вместо Нормодипина(MillI: амлоди- пин). Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать, что вся необходи- мая медицинская амбулаторная помощь ветерану Великой Отечественной войны гр. Г. за счет бюджетных средств оказывалась в соответствии с характером и степенью тяжести заболеваний, стандартами лечения, с использованием лекар- ственных препаратов, закупленных в соответствии с действующим законода- тельством. В заключение ещё раз хотел бы напомнить гражданам, что платные медицин- ские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потреби- телей», но замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо. Нарушениями прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи считаются: — незаконное взимание врачами и средними медицинскими работниками медицинских организаций денежных средств на оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренных Программой государственных гарантий; — незаконное взимание денежных средств в кассу медицинских организаций за оказание платной медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотрен- ной Программой государственных гарантий; — взимание денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий, на осуществление которых у медицинской организации не имеется специального разрешения соот- ветствующего органа управления здравоохранения; — незаконное взимание денежных средств за выдачу направлений на лечение, рецепт на отпуск лекарственных средств; — приобретение за счет средств пациентов лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного перечня жизненно необходимых ле- карственных средств и изделий медицинского назначения; — несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, уста- новленных территориальной Программой государственных гарантий. В случае нарушения прав на получение бесплатной медицинской помощи граж- данин вправе принимать все меры по их защите в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации. Другие факты нарушения прав граждан: — нарушение условий лицензии на право осуществления медицинской деятельности (ООО «Лаборатория здоровья», ООО «Медресурс», ООО «Медици- на» г. Липецк); — нарушения требований закона, предъявляемых к порядку организации питания детей и рожениц, закупки продуктов питания и условий их хране- ния (ГУЗ «Липецкий областной перинатальный центр» и ГУЗ «Областная детская больница». По итогам проверки Прокуратурой Правобережного района г. Липецка 6 должностных лиц привлечены к административной ответственности по ст.7.18 КоАП РФ (нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки), а также по ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение сани- тарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специ- ально оборудованных местах, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению) в виде штрафов. В адрес главных врачей ГУЗ «Липецкий областной перинатальный центр» и ГУЗ «Областная детская больница» внесены представления, по результатам рассмотрения которых приняты меры к устранению допущенных нарушений, к дисциплинарной ответственности привле- чено 5 должностных лиц); — предоставление за денежное вознаграждение коммерческой органи- зации, занимающейся оказанием ритуальных услуг, информации о фактах смерти граждан, поступающей на телефон скорой медицинской помощи (должностное лицо Липецкой областной станции скорой медицинской помощи); — нарушения условий лицензии на право осуществления фармацевтиче- ской деятельности (ООО «Предприятие «Управляющая компания», г. Липецк, ООО «Здоровье» Хлевенского района; ООО «Строймедсервис» Чаплыгинского района; аптека Добринского районного потребительского общества(с. Талицкий Чамлык) Добринского района); — нарушения требований к комплектации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения укладки выездной бригады скорой медицинской помощи (к примеру, в медицинской аптечке, находящейся в авто- мобиле скорой медицинской помощи Воловского района, имелись лекарственные препараты со сроком годности, истекшим в 2010 г.; похожие случаи отмечены про- куратурой и в других районах области); — нарушения федерального законодательства об обращении с медицин- скими отходами (ГУЗ «Данковская ЦРБ», Данковской районной стоматологиче- ской поликлиники Данковского района; ГУЗ «Чаплыгинская ЦРБ» Чаплыгинского района). ПРАВО НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ И ЗАЩИТА ПРАВ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Грамотная социальная политика всегда была важнейшим фактором сохране- ния стабильности в обществе. В идеальных условиях в государстве должны быть созданы все условия для самореализации человека, его прав и свобод, что позво- лит обеспечить высокие стандарты качества жизни. Но, к сожалению, как говорили древние, «мир несправедлив и несовершенен», и для воплощения в жизнь идеалов справедливости ещё очень далеко. Рядом всегда есть сограждане, которые нуж- даются в помощи и защите. Вместе с тем социальная поддержка финансируется из бюджета, который всегда ограничен. В социальном государстве необходимо создавать такие условия, чтобы государство и общество не только помогало нуж- дающимся, но и создавало условия для того, чтобы граждане и их семьи могли самостоятельно обеспечивать себе достойную жизнь. Таким образом, социальная защита включает в себя, во-первых: определение тех, кто действительно нуждает- ся в помощи, во-вторых: помощь должна обеспечивать минимальные стандарты качества жизни, и в-третьих: получатели помощи должны проходить специальные программы социализации (кадровая переподготовка, трудоустройство, мигра- ция и т.д.), которые позволили бы им стать полноценными членами общества без внешней помощи. Справедливое распределение этих балансов — очень трудная задача, требующая высокой квалификации и человеческого неравнодушия со стороны работников социальной защиты. Вместе с тем всегда остро стоит дискус- сионный вопрос. О чём говорит увеличение расходов на социальную поддержку? Об усилении социальной защиты граждан или о том, что растёт число беднейших граждан? В нашем регионе создана довольно развитая система поддержки и социально- го обслуживания. Например, льготным категориям граждан предоставляется более 60 видов различных выплат. Это позволяет снизить число малоимущих сограждан. Если в 2000 году она превышала 30%, то по итогам 2012 составила 8,4% (при сред- нероссийском показателе в 11,7%). В зоне особого внимания — комплексная система поддержки материнства и детства. Для малообеспеченных семей с детьми предусмотрено 39 видов денежных выплат. За последние пять лет финансирование этой статьи расхо- дов превысило миллиард рублей. Начались выплаты при рождении третьего и последующих детей родителям в размере пятидесяти тысяч рублей на каждого ребенка. С целью реализации права граждан на социальную защиту в 2013 г. была при- нята государственная программа «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области», на исполнение которой в 2014—2020 гг. планируется направить более 37 миллиардов рублей. Кроме того, утверждён план мероприятий («дорожная карта»), направленный на повы- шение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания на- селения. Ещё одной законодательной новацией минувшего года стало внесение в областной Закон «О государственной социальной помощи» понятия «социальный контракт». Дифференцированная помощь на основе социального контракта по- зволит повысить доходы малообеспеченных семей и граждан, повысить их со- циальную ответственность и одновременно ослабить иждивенческий настрой. Право на такую государственную поддержку предусмотрено федеральным зако- нодательством. Однако жалобы и обращения граждан, поступающие в адрес Уполномоченного, свидетельствуют о том, что нарушения прав граждан в области социального обе- спечения остаются достаточно распространенными. Исходя из актуальности поднимаемых вопросов, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принимал меры по восстановлению законных прав и интересов жителей области, положительному разрешению возникающих проблем. Например, отдел социальной защиты населения Задонского района отказал гр. О. в выплате социального пособия в связи с тем, что заявителем был представлен дубликат справки о смерти. По мнению должностных лиц отдела, это являлось на- рушением Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похорон- ном деле». Между тем, согласно Государственному стандарту РФ «Делопроизводство и ар- хивное дело», утверждённому постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28, дубликатом документа является повторный экземпляр подлинника докумен- та, имеющий такую же юридическую силу. Кроме того, сам вышеназванный феде- ральный закон не устанавливает каких-либо ограничений права гражданина предо- ставить в соответствующие органы дубликат правоустанавливающего документа, в т. ч. справки о смерти. По данному факту прокурор района для защиты прав гр. О. обратился в суд с заявлением о взыскании с отдела социальной защиты населения социального по- собия на погребение. Показательна и история многодетной матери — жительницы Долгоруковского района — которая обратилась в территориальный орган социальной защиты насе- ления с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребен- ка, а также ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до достижения им возрас- та полутора лет, но получила отказ под явно надуманным предлогом. Заявительница не смогла представить в указанный орган справки о том, что она не получает аналогичное пособие по месту жительства отца старшего ребен- ка, гражданина Украины, брак с которым не был зарегистрирован и который не поддерживает с ней никаких связей. Из-за этого матери отказали и в назначении единовременного регионального социального пособия в связи с рождением детей- близнецов в размере 100 тыс. руб. Такая позиция органов социальной защиты прямо противоречила Федерально- му закону № 81-ФЗ от 19.05.1995 (в ред. от 02.07.2013) «О государственных посо- биях гражданам, имеющим детей», а также Закону Липецкой области № 259-ОЗ от 27.03.2009 (ред.от 29.12.2012) «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой об- ластью». Только после обращения прокурора района в суд удалось взыскать в пользу за- явительницы невыплаченные пособия на общую сумму более 89 тыс. руб., а также единовременное областное социальное пособие по случаю рождения близнецов. Жительница г. Липецка получила отказ территориального отдела социальной поддержки населения назначить ей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в связи с тем, что не пожелала дать письменное разрешение на обработку своих персональных данных. Между тем Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных дан- ных» содержит исчерпывающий перечень случаев, когда обработка персональных данных осуществляется с письменного согласия гражданина. Одновременно Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставле- ния государственных и муниципальных услуг» устанавливает, что предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является государ- ственной услугой. Но ни один из вышеперечисленных нормативных актов не предусматривает письменное согласие гражданина на обработку его персональных данных для пре- доставления ему государственных или муниципальных услуг. Исходя из того, что заявительница не отказалась от предоставления ей услуги Продолжение на 10-й стр. Продолжение. Начало на 5–8-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz