Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 159/24787/ 15 АВГУСТА 2014 8 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Храбрых, приоритетной задачей органов власти является создание новой системы проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Предложенный управлением ЖКХ Липецкой области законопроект «О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имуще- ства в многоквартирных домах» вызвал большую дискуссию в областном Совете депутатов. Первоначальный вариант был отклонён. Несколько месяцев потребова- лось для переработки закона. В новой редакции разработчики учли предложения депутатов. Так, в статью 5 включены варианты формирования фонда капитального ремонта, в том числе возможность создания жильцами специального счёта по соб- ственному дому и полномочия по его распоряжению. Также представлена подроб- ная смета расходов по содержанию областного оператора капитального ремонта на 2013—2015 годы. Законопроектом предполагалось выделить в 2013 году на содержание новой структуры пять миллионов рублей, а в 2014 — 29,5 млн. рублей. Нормативный акт прошел процедуру правовой экспертизы в прокуратуре об- ласти и был доработан с учетом сделанных замечаний. В частности, к полномочиям администрации области отнесено установление минимального размера взноса на капитальный ремонт, а также дополнительного перечня услуг и работ по капиталь- ному ремонту, финансируемых из средств фонда капитального ремонта. Согласно закону минимальный размер взноса устанавливается на трехлетний период в расчёте на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) по- мещения, принадлежащего собственнику такого помещения в многоквартирном доме. Минимальный размер взноса определяется на основе: — оценки потребности в средствах на капитальный ремонт; — возможностей дополнительного софинансирования расходов на капиталь- ный ремонт за счет средств областного и местных бюджетов; — доступности минимального размера взноса для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах с учетом совокупных расходов на оплату жи- лого помещения и коммунальных услуг. Благодаря принятию указанного закона начала действовать Программа про- ведения капитального ремонта в многоквартирных домах, рассчитанная на реали- зацию в 2013—2043 годах. Программой предусмотрен капитальный ремонт почти 5 тыс. 600 домов. Список домов, нуждающихся в капремонте, составили с учетом таких критериев, как год постройки дома, дата проведения последнего капремон- та, степень износа общего имущества, определением которой займутся органы местного самоуправления, а также готовность многоквартирного дома к проведе- нию капитального ремонта. Кроме того, правление государственной корпорации — Фонда содействия ре- формированию жилищно-коммунального хозяйства (работа которого должна была закончиться в 2013 г., но после многочисленных обращений регионов она была продлена до 2018 г) одобрило заявку Липецкой области на предоставление фи- нансовой поддержки за счет средств Фонда для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Наш регион получит из средств Фонда ЖКХ 190,2 млн. рублей. В порядке софи- нансирования область выделит 254,44 млн. рублей. Эти средства будут направле- ны на проведение капитального ремонта 75 многоквартирных домов, расположен- ных на территории 18 муниципальных образований, что позволит улучшить условия проживания 5 644 человек, а также на расселение 31 аварийного дома в трех муни- ципальных образованиях и предоставление новых квартир 540 гражданам. В настоящее время в регионе действует и областная адресная программа «Пе- реселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на террито- рии Липецкой области, на 2013—2015 годы» (утвержденная постановлением адми- нистрации Липецкой области от 26.04.2013 № 210), которой предусмотрено рассе- ление 272 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В программе участвуют администрации тридцати двух муниципальных образований. Всего из аварийного жилищного фонда планируется переселить в благоустроен- ные квартиры 2592 семьи — 8640 человек. Затраты на проведение этой работы из всех источников составят более 2,2 миллиарда рублей. Вместе с тем, обращения граждан к Уполномоченному по правам человека показывают, что рядом с оптимистичными проектами и крайне востребованной и нужной работой идут бюрократизм, равнодушие, некомпетентность, а иногда и преступления должностных лиц. Это заключение подтверждают и выводы областной прокуратуры, которые прямо говорят, что нарушения федерального законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации имеют достаточно распространенный характер. В частности, органами местного самоуправления не обеспечивается надлежа- щее функционирование соответствующих межведомственных комиссий; не прини- мались меры по предоставлению жилья, отвечающего требованиям действующего законодательства, несвоевременно реализовывались программные мероприятия по переселению граждан. Приобретение отдельного жилья осуществлялось с на- рушением требований законодательства о закупках. Распространены факты непринятия межведомственными комиссиями органов местного самоуправления решений по итогам обследования многоквартирных домов, либо в принятых решениях не отражалась дальнейшая судьба аварийного жилья — их снос или реконструкция. Имели место случаи несвоевременного выполнения органами местного само- управления программных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. Органами местного самоуправления не всегда соблюдались требования о внеочередном предоставлении жилых помещений гражданам, чьи квартиры при- знаны непригодными для проживания. Выявлялись нарушения со стороны застройщиков при возведении зданий, предназначенных для граждан, переселяемых из аварийного жилья. Наиболее распространенными нарушениями в жилищно-коммунальной сфере со стороны управляющих компаний являются нарушения установленного законом порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, незаконное повы- шение платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, несоблюдение нормативного качества предоставляемых коммунальных услуг, неисполнение предусмотренного законом порядка ограничения и прекращения предоставления коммунальных услуг, неиспользование по различным причинам в расчетах показа- ний общедомовых приборов учета поставленных коммунальных ресурсов, а также несвоевременные их ремонт и поверка и др. Факты нарушения прав потребителей ЖКХ в 2013 г.: — нарушения при начислении оплаты за коммунальные услуги: (ООО «ТеплоЭнергоСервис» Елецкого района; ООО «РЖК-Люкс, УК ООО «Елецстроймон- таж» г. Елец; ООО «ГУК «Центральная 2», ООО УК «Матырское», ООО «УК «Уютный дом», ООО»Обслуживающая компания «Кантри», ОАО «ЛГЭК», ООО «ГЭСК», ООО «УК «Привокзальная» г. Липецк; ООО «РСК» Краснинский район; ООО «Жилищно- коммунальный сервис-Тербуны» Тербунский район; ООО «ГУК «Центр»Грязинский район, ООО «УК «Плавицкая», ТСЖ «Строитель»Добринского района; ООО ЖКХ «Лев-Толстовское» Лев-Толстовского района); — нарушениями при содержании общего имущества дома УК: (ООО «РСК» Краснинского района; ООО «Управляющая компания «Раненбургская» Чаплыгин- ского района; ООО «Коммунсервис» Задонского района; ООО «ГУЖК «Сокол», ООО «ГУК «Центральная 3», ООО «ГУК «Центральная 2», ООО «ГУК «Левобережная», ООО «УК «Привокзальная» г. Липецк); — предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества: (ООО «РЖК-Люкс, ООО УО «Коммунальщик» г. Елец; ООО «ТеплоЭнергоСервис» Елецкого района; ООО «ГУК «Центральная 2», ООО «ГУК «Центральная 4», ООО «УК «Радуга», ООО УК «Привокзальная» г. Липецк; Грязинский, Данковский филиалы ОАО «Квадра — «Восточная генерация»; ООО «Лебедянская управляющая компания» Лебедян- ского района); — фальсификация или другие нарушения при оформлении протоколов общего собрания жильцов дома: (ООО УК «Матырское», ООО «ОК «Октябрьская» г. Липецк; ООО «Жилищно-коммунальный сервис-Тербуны» Тербунского района); — отсутствие нормативной базы по предоставлению органам местного самоуправления информации об установленных ценах (тарифах) на предо- ставляемые услуги, о состоянии объектов коммунальной и инженерной ин- фраструктуры и т.д. со стороны УК: (Тербунский район); — нарушения Стандарта раскрытия информации организациями, осу- ществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными до- мами (постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731) : (ООО УК «Свой дом», ЖСК «Север» г. Елец; ООО «УК «Матырское» и ООО «ГУК «Левобереж- ная» г. Липецк); — использование фасадов домов и помещений, находящихся на об- служивании УК в коммерческой деятельности без согласия собственников жилых помещений дома: (ООО «ГУК «Левобережная» установила рекламные конструкции на фасаде дома без согласия собственников жилья; ООО УК «Городок» размещало рекламу на фасаде дома, заключило договор с ОАО «МТС» о предо- ставлении акционерному обществу права установки оборудования связи на техни- ческом этаже этого жилого дома и антенн сотовой связи с ежемесячной арендной платой более 20 тыс. руб. Полученной прибылью компания распоряжалась по сво- ему усмотрению. ООО «ГУК «Центральная 3» — реклама в лифтах, ООО «ГУК «Сыр- ская» разместила оборудование интернет-провайдеров, г. Липецк); — нарушения при капитальном ремонте или строительстве нового жилья для переселения из аварийного: (администрация г. Липецка, ООО «Долгоруков- ская мелиорация» Долгоруковского района, ОАО «Свой дом» Добринского района). ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ Ситуация в здравоохранении по-прежнему остаётся одной из самых «болезнен- ных» для россиян. В соответствии со статьей 41 Конституции РФ граждане Российской Федера- ции имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здраво- охранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Проводимая в здравоохранении политика пока не отличается стратегической определённостью (что вообще характерно для большинства современных россий- ских преобразований). За чередой мероприятий не решён главный вопрос — финансирование отрас- ли. Государство сейчас стоит перед выбором: либо признать, что высококачествен- ное здравоохранение ему не по карману, либо тратить на него соответствующие средства. Пока что государство пытается найти какой-то третий путь — переложить финансирование здравоохранения на регионы (бюджеты которых крайне ограниче- ны и уже не выдерживают многочисленных социальных обязательств) и привлечь в него частные инвестиции для обеспечения государственных гарантий. При этом ут- верждается, что медицинские услуги, которые передаются государством в частные руки, должны быть не только качественными, но и бесплатными, если они попадают в программу госгарантий. Понятно, что бизнесу для развития необходимы префе- ренции. Чем выше они, тем больше нагрузка на бюджет, который, естественно, не безграничен и обязан обеспечивать выполнение и других составляющих социаль- ной сферы. Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, и такая по- литическая декларация требует своего подтверждения на практике. Во всем мире для этих целей используют универсальный индикатор, так называемый показатель благополучия. Он представляет собой процент ВВП, который тратится на здравоохранение. Так вот, этот показатель для России в 2013—2014 гг. составлял всего лишь 3,6% и имеет тенденцию к сокращению до 3,3% ВВП. Для примера: в США показатель благополучия достигает 18%, в странах Западной Европы — около 7–8%, в странах БРИКС (кроме России) — 5%. То есть у нас на здравоохранение тратится примерно 650 долларов на человека в год, в Европе — от 4 до 6 тысяч евро, в США — 12-15 тыс. долл.! Красноречивые цифры, ничего не скажешь! В 2013 г. в Аналитическом центре при правительстве РФ был представлен До- клад ООН о человеческом развитии в России. Документ диагностирует: наше здра- воохранение остается недофинансированным и не справляется со своими прямы- ми задачами (недофинансирование медицинской сферы в 2013 г. составило 40-45 процентов от общей стоимости услуг). В результате сокращалась сеть низовых учреждений. Количество больниц в 2002—2011 гг. сократилось с 10700 до 6300, станций скорой помощи — с 3300 до 2900. При этом четверть больниц требуют капитального ремонта. Доступность вра- чебной помощи, особенно на селе, резко упала. Следствием этого стал рост смертности по так называемым устранимым причи- нам, то есть люди умирают от болезней, которые можно было вылечить. Это болез- ни органов дыхания, пищеварения, инфекционные и паразитарные болезни. И хотя общий уровень смертности населения снижается, он все еще суще- ственно выше уровня смертности, достигнутого сегодня в странах ЕС (в 1,4 раза). Особенно высока смертность в трудоспособном возрасте. Вероятность умереть в возрасте 15–60 лет в России почти в два раза выше, чем в среднем по Европе. Со- кращается трудоспособная жизнь у мужчин. Всё большее число населения занято на вредных и опасных производствах. Как следствие — лишь 35,4% граждан удовлетворены уровнем медицины. Эксперты указывают, что низкое качество жизни в России объясняется не толь- ко дефектами системы здравоохранения, нездоровым образом жизни граждан и несовершенством социальной политики: коренной причиной большинства указан- ных в докладе проблем является бедность населения. В настоящее время Министерством здравоохранения РФ во всех регионах (в том числе и в Липецкой области) внедрена так называемая трёхуровневая система. На первом уровне — амбулаторно-поликлиническом — происходит «маршру- тизация» пациента. Это самый главный этап, на котором оказывается до 60% всей медицинской помощи. Затем, при необходимости, человека переводят на второй «специализирован- ный» и третий «стационарный» высокоспециализированный вид помощи. Финансирование здравоохранения осуществляется из трех источников: напря- мую из федерального бюджета (крупные федеральные институты), из региональ- ных бюджетов и из ФФОМС (все городские поликлиники и больницы), но дефицит финансирования растет из года в год: в 2013 году он составлял 120,5 млрд. руб., в 2015 году будет уже 140 млрд. руб. а в 2018 году и того хуже — 754 млрд. руб. В то же время большинство россиян не знают, что им даёт обязательное меди- цинское страхование (ОМС) и что они вправе требовать от страховой медицины. Действующая система ОМС страховой так и не стала: страховые мед. организации в основном исполняют функции посредников при передаче средств и практически не несут ответственности за качество медпомощи. В июле 2013 г. под председательством Президента РФ В.В. Путина состоялся президиум Госсовета, который обсудил непростые задачи регионов по повышению доступности и качества медпомощи. На совещании были обозначены главные проблемы российского здравоох- ранения: недофинансирование, дисбаланс между государственной бесплатной медициной и частными медицинскими услугами, недостаточная роль фонда обя- зательного медицинского страхования и как следствие всего этого — доступность медицинской помощи в целом. Подводя итоги, президент отметил, что: «Мы привыкли к термину «медицинские услуги», но медицина — не сфера обслуживания. Ее недаром называют «искусством врачевания». Здесь важны такие качества, как милосердие и благородство…». А также он обратил внимание руководителей субъектов Федерации, что «Финансиро- вание бесплатной помощи должно соответствовать ее объему» (в 2013 г. в 54 регио- нах дефицит медицинских бюджетов превысил 120 млрд. рублей). В Липецкой области программа модернизации здравоохранения проводилась в 2011—2012 гг. Многое из того, что сделано в это время, в выгодном свете отличают нашу область от происходящего в целом по стране. Например, в указанный период были приняты планы мероприятий (так называемая дорожная карта) по повышению эффективности здравоохранения в регионе, рассчитанные до 2018 года; програм- ма государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов; государственная программа развития здравоохранения в Липецкой области на 2013—2020 годы. Как заявил глава администрации области О.П. Королёв: «Качественные ме- дицинские услуги должны быть доступны каждому жителю области. Мы должны добиться того, чтобы помощь в случае необходимости была оказана быстро и про- фессионально». Указанные документы создают единый механизм реализации конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет всех источников финансирования, обеспечивают сба- лансированные обязательства государства и повышают эффективность использо- вания ресурсов здравоохранения. В 2013 г. на эти цели из областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования было выделено 10,7 млрд. рублей. Происходящие в системе здравоохранения структурные изменения затронули все уровни медицинской помощи — от первичного до реабилитационного. В медицинские организации области за два последних года поставлено около 6,3 тысячи единиц медицинского оборудования. Завершены капитальные ремонты на 43 объектах в 18 медицинских организациях. Активно развиваются информационные технологии. Все медицинские органи- зации оснащены локальными вычислительными сетями, поставлено 6158 единиц компьютерной техники. Около тридцати государственных учреждений здравоохра- нения охвачены системой дистанционных телемедицинских консультаций. Все поликлинические медицинские учреждения области подключены к единой базе «Электронная регистратура» и ведут запись пациентов на прием к врачу через единую систему. С 2011 года инвестиции в здравоохранение области превысили три с полови- ной миллиарда рублей. Освоение бюджета региональной программы модерниза- ции здравоохранения из всех источников финансирования составило порядка 94%. Одновременно учреждениями здравоохранения совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и региональным отделением фонда социального страхования продолжалось выполнение приоритетного нацио- нального проекта «Здоровье». За минувшие три года в рамках региональной программы модернизации здра- воохранения и приоритетного национального проекта «Здоровье» созданы 35 стационарно-поликлинических межмуниципальных специализированных центров. В их числе пять сосудистых, девять хирургических и травматологических центров, шесть акушерско-гинекологических, три офтальмологических, а также педиатри- ческий, ожоговый и онкологический центры. Определены зоны ответственности каждого из них, разработаны схемы маршрутизации потоков больных, что обеспе- чивает равные условия получения медицинской помощи. В настоящее время главный акцент делается на диспансеризацию населения. Выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение развития болезней должно внести значительный вклад в укрепление здоровья жителей региона. Увеличивается объем выездных услуг, которые предоставляют передвижные врачебные амбулатории, центры здоровья, мобильные диагностические центры, оснащенные флюорографами, маммографами и другой аппаратурой. Этот очень важный не только лечебный, профилактический, но и популяриза- торский, пропагандистский проект. Он получил название «Маршрут здоровья» и позволяет обеспечить доступность современных эффективных медицинских тех- нологий для населения самых отдалённых сёл области, настоящей «русской глу- бинки». По сути, это «поликлиника на колёсах», в которую входят диагностический комплекс «Центр здоровья», передвижной флюорограф, мобильный стоматологи- ческий кабинет. Автомобили полностью укомплектованы современной техникой, позволяющей проводить все виды первичной диагностики и лабораторные иссле- дования. Пациенты могут сдать кровь, сделать УЗИ сердца, электрокардиографию. Обследование взрослого населения проводят сотрудники областной клинической больницы и областной детской больницы: врач функциональной диагностики, хи- рург, онколог, терапевт, стоматолог, кардиолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, не- вролог, логопед, ортопед-травматолог, врач УЗИ. Благодаря своевременной диагностике и новым методикам лечения большую часть объемов медицинской помощи теперь можно оказывать в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. В настоящее время в области открыто около 140 дневных стационаров почти на две тысячи мест, и их число увеличится. Кроме того, в медицинских учреждениях, оказывающих специализированную ме- дицинскую помощь, необходимо создать службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных. Дальнейшие перспективы липецкой медицины связаны с продолжением вне- дрения новых медицинских технологий, объединением маломощных больниц и поликлиник и созданием многопрофильных медицинских центров (кластеров). Для снятия повышенной нагрузки со службы «скорой помощи» при поликлиниках созда- дут специальные дежурные бригады. Все звонки будут поступать в единую диспет- черскую службу, откуда будут распределяться между районными поликлиниками и станциями «скорой помощи». Уделяется внимание и росту профессионализма медицинских работников, их переподготовке для работы на новом оборудовании. В Липецкой области — един- ственном регионе среди областей ЦФО — будет реализован пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию. В течение года врачам будет пред- ложено пройти обучение в государственном образовательном учреждении. Значи- тельная часть обучения будет проходить без отрыва от работы. Врачи, прошедшие обучение, получат возможность внеочередного присвоения категории. Липецкие медики считают, что благодаря проводимым реформам ситуацию с охраной здоровья жителей области удалось значительно улучшить. Демографическая ситуация имеет положительные тенденции: сохраняется снижение вектора смертности, естественная убыль населения сократилась на 19%. Основное число деторождений отмечено у женщин репродуктивного возраста 25- 29 лет, а не 20-24 лет, как отмечалось ранее. Рождаемость выросла на 8%, младен- ческая смертность снизилась на 14,9%. Многое делается для нивелирования причин, занимающих первые места в структуре смертности населения Липецкой области. Это прежде всего пропаганда здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, борьба с алкоголизацией населения, приобщение к спорту. Здоровый образ жизни позволяет резко сокра- тить травматизм и смертность от несчастных случаев. Значительные средства выделяются и для улучшения материальной базы спор- та. Завершается программа по строительству бассейнов в районах. Построено 22 бассейна и 43 площадки с синтетическим покрытием для игровых видов спорта, два лыжных физкультурно–оздоровительных комплекса. В результате в области число жителей региона, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, увели- чилось с 164 тысяч человек (13,9%) в 2006 году почти до 270 тысяч (23,2%) в 2012 г. (средний показатель по ЦФО составляет 21,8%, по России — 22,5%). Для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний открыты специ- ализированные центры. Это позволило снизить смертность от болезней системы кровообращения на 18,6% (в том числе от ишемической болезни сердца — на 20,6%). В лечении онкологических заболеваний важнейшее место занимают ранняя диагностика и новые высокотехнологичные методы лечения. Их в состоянии обе- спечить специализированные медицинские учреждения области. Включение Ли- пецкой области в 2010 году в число субъектов Российской Федерации, на террито- рии которых реализовывалась онкопрограмма, позволило добиться определенных позитивных результатов. Кроме того, в настоящее время регион работает с группой инвесторов по соз- данию в Чаплыгине, Ельце и Липецке диализных центров. Предполагается откры- тие современных медицинских комплексов, использующих медоборудование по- следнего поколения. Объем инвестиций на первом этапе составит 300-400 милли- онов рублей. Также в особой экономической зоне регионального уровня «Тербуны», где уже производит фармацевтическую продукцию ЗАО «Рафарма», планируется строительство завода по выпуску растворов для диализа. Здесь создается фарма- цевтический кластер с участием целого ряда предприятий. Одновременно решается проблема дефицита медицинских кадров, создания условий для профессионального роста и повышения престижа профессии меди- цинского работника. В настоящее время укомплектованность учреждений государ- ственной системы здравоохранения региона врачами составляет 92%, средним медперсоналом — 96%. Острота проблемы связана с недостаточным приходом в бюджетную медицину врачей, в том числе молодых, особенно в сельской мест- ности, а также старением специалистов, сохраняющейся диспропорцией между отдельными территориями. К наиболее дефицитным специальностям врачей в государственных медицинских организациях Липецкой области отнесены: анесте- зиология-реаниматология, инфекционные болезни, неонатология, психиатрия, психиатрия-наркология, фтизиатрия, скорая медицинская помощь, судебно-меди- цинская экспертиза. Принята целевая областная программа «Развитие кадров здравоохранения Липецкой области (2013—2017 годы)». На её реализацию из областного бюджета планируется выделить 129,5 млн. рублей, что позволит организовать повышение квалификации, преодолеть негативную тенденцию оттока кадров, изменить си- стему оплаты труда и переход медучреждений на «эффективный контракт». Обе- спеченность врачами в расчете на 10 тыс. жителей должна достичь показателя 40,4 (в настоящее время — 34,2), средними медработниками — 129,3 (сейчас 104,7). Также внесены необходимые изменения в Закон Липецкой области «О мерах соци- альной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб». Дополнительной мерой господдержки будущих врачей стала ежемесячная об- ластная стипендия в размере 5 тыс. рублей, которую выплачивают интернам и ор- динаторам, обучающимся в вузах в рамках целевого набора. Успешно выполнялся и п. 12.1 ст. 51 ФЗ № 326-ФЗ «Об обязательном медицин- ском страховании в РФ», согласно которому единовременные — по миллиону руб. — компенсационные выплаты получают молодые специалисты-медики, прибывшие на работу в село после окончания вуза. Кроме того, для развития сельской медицины установлены единовременные выплаты в размере 50 тыс. рублей специалистам со средним медицинским образо- ванием, трудоустроившимся не менее чем на одну ставку в фельдшерско-акушер- ские пункты. Предусмотрено выделение единовременных выплат — в размере 200 тыс. руб. — выпускникам вузов, окончившим интернатуру или клиническую ординатуру и трудоустроившимся в государственные учреждения здравоохранения на террито- рии муниципальных районов области. По 100 тыс. руб. получали молодые врачи, ставшие работать в городских округах области. Ежемесячно по 4 тыс. руб., как компенсацию за наем жилья получали те, кто изъявил желание работать в сельской местности. Еще одним существенным дополнением действующего в регионе комплекса мер поддержки работников медицинской сферы стала социальная выплата для врачей дефицитных специальностей, которые работают не менее чем на одну ставку и обязуются отработать в медучреждениях региона пять лет. Из областного бюджета для приобретения жилья им выплачивается от 500 до 700 тыс. рублей, в зависимости от количества членов семьи. Планируется, что такая мера позволит за три года устранить дефицит медицинских специалистов. Ежегодно выплату смогут получать до 60 человек. Постановлением администрации Липецкой области от 22 апреля 2013 года № 203 была утверждена областная целевая программа «Ипотечное кредитование врачей в 2013—2017 годах». Всего за последние десять лет медицинским работни- кам выделено 914 квартир, в том числе за счет бюджетов разных уровней — 244, на условиях льготного ипотечного кредитования и через ОГУП «Свой дом» — 670. Продолжается повышение средней зарплаты (в соответствии с майскими ука- зами Президента РФ её рост должен достигнуть 200% к средней по экономике ре- гиона у врачей и до 100%— у медсестер к 2018 году). По данным мониторинга Министерства здравоохранения РФ, заработная плата всех работников медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования в 2013 году достигла 23,93 тысячи рублей. Среднемесячная заработ- ная плата врачей составила около 40,67 тысячи рублей, младшего медперсонала — 12,74 тысячи рублей. Терапевты-участковые, согласно статистике, получают в среднем по 37,53 тысячи рублей, педиатры-участковые — 38,07 тысячи рублей, врачи общей практики — 34,94 тысячи рублей (рост более 21 процента к 2012 году). Среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала, в том числе фармацевтических работников, составила 22,76 тысячи рублей и увеличи- лась по сравнению с 2012 годом на 14,5 процента. Среди других проблем, актуальных для нашей региональной медицины и тре- бующих решения в самое ближайшее время, нужно отметить также необходимость ремонта 10% всех ФАПов (Липецкая область стала одним из немногих регионов, где ФАПы практически полностью сохранены. Сейчас реализуется программа их модернизации и капитального ремонта). Несколько слов об организации диспансеризации населения. Значительная часть граждан достаточно неорганизованно и невнимательно относится к своему здоровью и не пользуются имеющейся возможностью профилактики и контроля, которые предоставляют современные медицинские программы. Отдельная боль- шая проблема — отсутствие заинтересованности работодателей в диспансерном обследовании работников. В 2013 г. планировалось обследовать 185971 человек, что составляет 21% от всего взрослого населения области. Даже первичные вы- воды о здоровье жителей региона врачей не радуют. Только одна треть населения здоровы, две трети страдают каким-либо заболеванием. Эти вопросы требуют по- вышенного внимания в будущие годы. Вместе с тем проводимые преобразования вызывали непонимание, скепсис у части представителей медицинского корпуса и наших сограждан. В конце 2012 г. и начале 2013 г. общество было обеспокоено судьбой больницы скорой медицинской помощи и хосписа в пос. Дачный. Затем накалились страсти в коллективе «Скорой помощи» г. Липецка и т.д. Уполномоченный, со своей стороны, привлекал внимание администраторов, проводивших реформу, к необходимости не только сохранения конституционных гарантий права граждан на квалифицированную медицинскую помощь, но и к ра- боте с людьми, объяснению и популяризации проводимых реформ, демонстрации достигнутых достижений. Стояла задача убедить профессионалов и население в правоте предложенного курса на решение накопившихся проблем, новой концеп- ции в здравоохранении. С удовлетворением должен отметить, что в значительной степени острые во- просы удалось разрешить, согласовав их со всеми заинтересованными сторонами. Неоднократное посещение Уполномоченным по правам человека нового помеще- ния хосписа и больницы (бывшей БСМП) позволяют сделать этот вывод. Беседы с больными и медицинским персоналом убеждают, что удалось качественно улуч- шить условия пребывания и лечения в больнице, условия труда медицинского пер- сонала. Совершенствованию форм и методов работы с людьми, убеждению общества в пользе происходящих изменений, как известно, нет предела. В этом смысле пока- зательна ситуация с процедурой записи на приём к врачам. Казалось бы, введена электронная регистрация, теоретически всё сделано правильно. Очередь на приём к врачам должна сократиться, но этого не произошло. Во взрослых и детских по- ликлиниках приём у врача можно ждать больше часа, и очередь формируется не по электронным талонам, а по факту прихода к врачу и наличию впереди стоящих людей. Сами врачи, сохраняя свои нервы и здоровье, приём также ведут по фак- тической очереди, а не по электронным записям и стремятся избегать участия в выяснении пациентами права на первоочерёдность приёма. То есть организация приёма врача внутри поликлиники отдана самим гражданам, и доктор в неё вме- шиваться не желает. А так как значительное число пациентов составляют люди пожилого возраста, записывающиеся на приём традиционным способом через регистратуру, то они и «делают погоду», обесценивая все достоинства электронной записи. На деле получается, что ни одна сторона в полной мере не удовлетворена су- Продолжение на 9-й стр. Продолжение. Начало на 5–7-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz