Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 159/24787/ 15 АВГУСТА 2014 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Добринский район: ООО «Добринская Нива»; Добровский район: ООО МП «Мехземстрой-2»; Долгоруковский район: ЗАО «Верный путь»; Елецкий район: ООО НПК «Соколье»; Липецкий район: ФГУП «Сенцовское» Российской академии сельскохозяй- ственных наук, ООО НПК «Армастек Липецк»; Хлевенский район: ООО «Золотой пятачок». Отдельно хотелось бы остановиться на конфликте между трудовым коллекти- вом и руководством Усманского представительства ООО «Управляющая компания «Агро-Инвест», который затянулся на длительное время. История приобрела широ- кий общественный резонанс и привлекла внимание органов государственной вла- сти различного уровня, депутатского корпуса, представителей различных партий региона, жителей нашей области. Напомним, что 68 работников крупнейшего в Черноземье агрохолдинга «Агро- Инвест» были одномоментно уволены якобы за прогулы, когда вышли на работу после отдыха на первомайских праздниках (официально установленных Правитель- ством РФ праздничных днях). Первое же «погружение» в суть проблемы позволило установить, что увольне- ние было финалом длительного латентного конфликта между работниками и ино- странным руководством местного отделения «Агро-Инвеста». Труженики решили, что увольнение стало местью за жалобы на нарушения трудового законодательства РФ и начавшиеся проверки предприятия со стороны государственной инспекции труда по Липецкой области. Работники отмечали, что нарушения российского трудового законодательства заключались не только в нарушении оснований и про- цедуры увольнения, но и в оплате за переработанные часы, за работу в выходные и праздничные дни, а также в обеспечении безопасности при работе с гербицидами и пестицидами. Не имея письменного заявления граждан, но изучив публикации средств мас- совой информации и руководствуясь ст. 17 Закона Липецкой области «Об Уполно- моченном по правам человека в Липецкой области», омбудсмен принял решение направить со своей стороны запросы в областную прокуратуру с предложением провести проверку изложенных фактов и принять меры прокурорского реагирова- ния в случае выявления нарушений закона. В процессе работы по этому и многим другим сигналам прокуратура Липецкой области выявила целый ряд нарушений со стороны работодателя. Не были со- блюдены ст. 193, ст. 140, ст. 104, ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, а также допущены нарушения Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Не осталась в стороне и Государственная инспекция труда в Липецкой области. Совместные проверки позволили выявить многочисленные нарушения в части про- должительности рабочего времени. Так, в соответствии с требованиями трудового законодательства его нормальная продолжительность не может быть более 40 ча- сов в неделю, длительность сверхурочной работы не должна превышать для каждо- го работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Руководством ООО «Агро-Инвест. ЛИПЕЦК» вышеуказанные требования трудового законодатель- ства не исполнялись, в частности, продолжительность рабочего времени механи- заторов составила 70 часов в неделю. Все сверхурочно отработанные часы в табелях «Агро-Инвест. ЛИПЕЦК» не отра- жались и никак не оплачивались. Не предоставляли земледельцам и выходные дни. Исполнители не получали компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда. При этом бесплатное молоко или равноценные пи- щевые продукты, положенные работникам, занятым на участках с вредными усло- виями, не выдавались. За вредные условия работы не производилась доплата, не предоставлялся положенный по российскому законодательству дополнительный отпуск. По результатам прокурорской проверки в отношении ООО «Агро-Инвест. ЛИ- ПЕЦК» вынесено постановление о возбуждении дела об административном право- нарушении по ч. 1 ст. 5.27 и ст.19.29 КоАП РФ. После вмешательства прокуратуры и судебных решений, работники агрохол- динга были восстановлены на рабочих местах. Отметим также нарушение требований Правил регистрации безработных граждан в Хлевенском районе (ОКУ «Хлевенский районный центр занятости насе- ления»); нарушение требований законодательства по квотированию рабочих мест для инвалидов и созданию особых условий для труда инвалидов (г. Липецк: ООО «Ювелирный дом «Кристалл», ООО «Новолипецкая металлобаза», Строительно- монтажный трест НЛМК, КХ «Речное» (Хлевенский район), ООО «Москва на Дону», ООО «Золотой пятачок», ООО «ДЭУ — 48»; В Добровском районе аналогичные нарушения допускались в ООО «АГРОКОН- САЛТИНГ», ООО «Автотранспортное предприятие «Добровское», ОГБУ «Трубетчин- ский психоневрологический интернат», ЗАО АПП «Кировское». Критической оценки заслуживает незаконное привлечение иностранных граж- дан к трудовой деятельности. Эти факты имели место быть в г. Липецке (ООО СП «Строй-Мастер»), в Добринском районе (ООО «МонтажОбъектСтрой»), в Елецком районе (фермерское хозяйство с. Нижний Воргол). Обращаем внимание на противоречия требованиям действующего трудового законодательства в некоторых трудовых договорах в Лебедянском районе (адми- нистрация образовательного учреждения школа свх. Агроном). Нарушения требо- ваний охраны труда и техники безопасности на производстве (г. Липецк: ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М»), ООО «Данковзерно», ЗАО «Верный путь» в Долгоруков- ском районе. В 2013 г. решением суда закончилось громкое дело о взрыве боеприпасов на складе военной части в пос. Дачный. Напомним, что этот несчастный случай про- изошёл в апреле 2011 г. и унёс жизни четырёх вольнонаёмных работников, трое из которых — женщины. Офицеры, руководившие утилизацией пороха, признаны виновными в со- вершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.217 УК РФ (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Приговором суда главному инженеру войсковой части назна- чено наказание в виде 4 лет лишения свободы условно с лишением права занимать должности на государственной службе, связанные с осуществлением организаци- онно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 2 года. Начальнику отдела хранения этой же части — 2,5 года лишения свободы условно с лишением права занимать должности на государственной службе, свя- занные с осуществлением организационно-распорядительных и административно- хозяйственных полномочий на срок 1,5 года. ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ Пожалуй, самой важной темой, которая стабильно лидирует в обращениях граждан, остаётся реализация права на жилище. К сожалению, нужно отметить, что при существующих подходах обеспечения граждан жильём решить эту проблему в скором времени не удастся. Ставка государства в национальном приоритетном проекте «Доступное и комфортное жильё» на ипотеку и личное жилищное стро- ительство не могут закрыть огромной бездны отсутствия доступного комфорта- бельного жилья для подавляющего большинства российского населения, основная часть доходов которого может удовлетворить только текущее жизненно важное по- требление предметов первой необходимости и услуг. Цифры говорят сами за себя: средняя ежемесячная зарплата 19 тыс. руб. Средняя цена одного квадратного метра жилья составляет 30 тыс. руб. Уполномоченный достаточно подробно иссле- довал эту тему в предыдущих докладах и нет смысла повторяться в экономических расчётах, так как качественно ситуация не изменилась и при сохранении указанных подходов вряд ли изменится. Между тем десятки тысяч очередников только в одной Липецкой области теря- ют надежду получить «крышу над головой». Сама возможность получения жилья со- циального найма в нынешних условиях для них становится не правом, а счастливым выигрышем в лотерею, где счастье улыбается только немногим везунчикам. По официальным данным Росстата за 2013 год, в России число семей (включая одино- ких), состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (на конец года) составляло 2818000! А между тем, лишь два процента населения могут оплатить полную стоимость жилья при покупке. И даже если банки снизят ипотеку до 8 процентов, реально обе- спечить себя собственным жильем способны лишь 20 процентов населения! Кроме того, в последнее время на отсутствие реальной возможности приоб- рести жильё в собственность накладывается ещё и осознание того, что собствен- ность требует дополнительных обязательств и расходов на её содержание, уплату налогов и т.д., которые становятся всё более осязаемыми среди расходов граждан. Стало очевидным, что ни муниципалитеты, ни регионы при существующем рас- пределении полномочий, доходов, уровне коррупции, уровне администрирования, экономической и политической ситуации в стране не в состоянии решить проблему обеспеченности жильём нуждающихся сограждан. Местные власти с трудом справ- ляются даже со строительством жилья для врачей, а обеспечение жильём других необходимых специалистов социальной сферы остаётся проблемной задачей. В настоящее время практически все основные проекты по обеспечению жильём оче- редников осуществляются при федеральном или совместном финансировании. На взгляд Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, требу- ется изменение самой парадигмы жилищной политики в Российской Федерации. Нужна новая стратегия, новые подходы, новые акценты. Российская Федерация — социальное государство. Государство должно взять на себя ответственность и обязательства по исполнению одного из важнейших прав человека, которое прямо изложено в ст. 40 Конституции. Как это было уже сделано в отношении отдельных категорий граждан. При сохранении и стимулировании индивидуального и жилищного строитель- ства необходимо сделать государственным приоритетом строительство жилья со- циального найма и арендного жилья. Экономисты уже подсчитали, что для того, чтобы разрешить жилищный кри- зис, нужно выделить около 312 млрд. долл. (10,3 трлн. руб. на начало 2014 г.). Это цифры сопоставимые с годовым бюджетом страны! Достаточно вспомнить, что на Олимпиаду в Сочи было затрачено около 1,5 трлн. руб.(51 млрд. долл.), но это деньги, направленные только в один регион, в один город! Жилищное строительство, учитывая его кооперацию с другими отраслями про- мышленности, способно стать тем маховиком, который при надлежащей политике будет способен «вдохнуть жизнь» в нашу стагнирующую экономику. Общефеде- ральная программа инвестиций в инфраструктуру субъектов федерации позволит «сцементировать» различные регионы страны, создать рабочие места, значительно улучшить социальное самочувствие в обществе. Пока же конституционное право на жилище остаётся декларацией, на что в своих жалобах и обращают внимание граждане. Теперь перейдём от обобщений к конкретике. Интересные исследования провела консалтинговая компания Deloitte, которая изучила данные служб статистики 12 европейских стран и России. Согласно этим исследованиям, в 2012 г. Россия заняла 2-е место в Европе по удельному числу построенных квартир (из построенных квартир 38% были однокомнатными, 32% — двухкомнатными, 20% — трехкомнатными). В 2012 г. в нашей стране было постро- ено 5,8 квартиры на 1000 жителей — это на 75% выше среднего показателя для 27 европейских стран — 3,3 квартиры. Впереди только Франция — 7,8 квартиры. Став лидером в процессе строительства, Россия сильно отстает от Европы в другом показателе — обеспеченности жильем. У нас он составляет 425 квартир на 1000 жителей. Меньше только в Польше (357 квартир) и Бельгии — 398, а среднеевро- пейский показатель — 473,6 квартиры. Согласно сводным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года «Жи- лищные условия населения», всего в Липецкой области на момент переписи учтено 1173,5 тыс. человек. Большинство населения области, как и при переписи 2002 года, проживает в индивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах. В многоквартирных домах живет более 70% горожан. Более 62% сельчан имеют индивидуальные частные дома. Почти 11 тысяч человек, или 0,9% населения об- ласти живет в коммунальных квартирах, большинство из них — жители городов. В общежитиях проживает более 11 тыс. человек; 0,7 тыс. человек указали гостиницу как «место постоянного жительства», почти 12 тыс. человек постоянно проживают в интернатах, детских домах и других институциональных учреждениях. Бездомных в Липецкой области было учтено 148 человек, из них 133 — в горо- дах и 15 человек — в сельской местности (больше всего бездомных при переписи зарегистрировано в Свердловской области — 14 тыс. человек). По информации администрации Липецкой области, ежегодно с использовани- ем мер господдержки около трех тысяч семей улучшают жилищные условия. Как было отмечено в Министерстве регионального развития РФ, по вводу жилья на душу населения в 2013 г. Липецкая область вошла в десятку лучших регионов России, заняв четвёртое место. С показателем 0,74 кв. метра наш регион уступает только Московской, Белгородской и Тюменской областям. Всего в области постро- ено 861,1 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 6,7% больше, чем за анало- гичный период 2012 года. Глава администрации области О.П. Королёв, подводя итоги, отметил, что: «Го- довой ввод жилья в регионе за последние тринадцать лет увеличился почти в три раза, построено более восьми миллионов квадратных метров. Комплексно решая задачу повышения качества жизни человека, область вплотную подходит к знаково- му рубежу в один миллион квадратных метров». С годовым заданием успешно справились не только в областном центре, но и в Грязинском, Добровском, Добринском, Елецком, Задонском, Измалковском, Лебе- дянском, Липецком, Тербунском, Усманском, Хлевенском и Чаплыгинском районах. Наилучшие показатели по вводу жилья на душу населения достигнуты в Ли- пецком (1,5), Добровском (1,16) и Елецком (0,92) районах. В Липецке построено и введено в эксплуатацию 0,83 кв. метра на человека, что также является одним из лучших показателей среди городских округов России. На каждого жителя Липецкой области в 2013 г. приходилось 26,6 кв. метра жи- лья, что выше среднероссийского уровня. По сравнению с 2000 годом, этот показа- тель вырос на 6,1 кв. метра. Уровень комфортности жилья у нас также чуть выше, чем в среднем по стране: 82,5% жилья в Липецкой области оборудовано водопроводом, 80,9% — канализа- цией, 93,6% — отоплением, 68,3% — ваннами или душем, 90,7% — газом, в 71,7% имеется горячее водоснабжение. В то же время существующие объемы жилищного строительства только на 67% удовлетворяют сложившийся спрос. Годовая потребность в новом жилье свыше 1,1 млн. кв. метров. Как преодолеть существующее отставание? Существует только один, проверенный временем метод. Это концентрация усилий на удобном для прорыва направлении. Для развития жилищного строительства в 2013 г. была ут- верждена государственная программа «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ», рассчитан- ная на 2014—2020 годы. В указанные сроки планируется построить 10 млн. 220 тыс. кв. метров жилья, увеличить долю семей, имеющих возможность улучшить жилищные условия с по- мощью собственных и заемных средств, на 20% снизить среднюю стоимость од- ного квадратного метра на первичном рынке (к уровню 2012 года). Также предпо- лагается ввести 130,6 тыс. кв. м объектов социальной инфраструктуры, сократить до 9,6% долю площади многоквартирных домов, требующих капитального ремонта. Важные социальные изменения были внесены в областной закон «Об обеспече- нии жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». В новой редакции документа ветераны, инвалиды боевых действий, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, наряду с ветеранами Великой Отечественной войны также смогут получать единовременную денежную выплату на строительство и приобретение жилья в соответствии с уста- новленным порядком. Ранее можно было получить либо жилье, либо субсидию. Теперь же, при подходе очереди на получение единовременной денежной вы- платы льготник вправе выбрать: получить ли ему деньги сейчас или остаться в оче- реди на получение жилья. Размер выплаты будет определяться исходя из общей площади 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м. жилья на момент обра- щения. Эта сумма не будет подлежать перерасчету. Помимо этого в регионе начал действовать ряд программ, по которым жители области могут получать социальные выплаты на улучшение жилищных условий. В настоящее время участниками подоб- ных программ являются более пяти тысяч семей. В 2013 году в Липецкой области продолжилась реализация социальных про- грамм по обеспечению льготных категорий граждан жильем. На реализацию Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в 2013 году Липецкой области из федерального бюджета было выделено 195,6 млн. руб., с ис- пользованием которых жилищные условия улучшили 186 ветеранов ВОВ. Больше всего новоселов из числа ветеранов — в Усманском районе, где в минувшем году новым жильем обеспечен 21 ветеран. В Лебедянском районе — 16 ветеранов, в Во- ловском и Грязинском районах — по 15 ветеранов. В г. Липецке жилищные условия улучшили 19 ветеранов войны. В 2014 году для обеспечения жильем ветеранов войны Липецкой области из федерального бюджета предусмотрено 71,8 млн. руб. По предварительным расче- там, указанных средств достаточно для обеспечения жильем 65 ветеранов, постав- ленных на жилищный учет до 26.07.2013 г. На реализацию федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2013 году региону было выделено 23,9 млн. руб. За счет выделенных средств жилищные условия улучшили 11 ветеранов бое- вых действий, 27 инвалидов и 3 семьи, имеющих детей-инвалидов. В рамках Закона Липецкой области от 14.07.2011 № 507-ОЗ «О порядке обеспе- чения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых других категорий граждан» с 2011 года 19 бывших военнослужащих переехали в новое жилье. В настоящее время на учете нуждающихся в жилье в г. Липецке состо- ит 5 семей бывших военнослужащих. Из них на 2 семьи уже приобретены 2 кварти- ры, которые в ближайшее время будут переданы очередникам. На реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законо- дательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011—2015 годы» в 2013 году Липецкой области было выделено 128,4 млн. руб. За счет указанных средств выдано 34 сертификата, в том числе 27 сертифи- катов гражданам, пострадавшим от радиации в результате катастрофы на ЧАЭС и приравненным к ним лицам, 5 сертификатов вынужденным переселенцам и 2 сер- тификата гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера. Следует отметить, что в 2013 году Липецкой области из федерального бюд- жета было выделено почти 117 млн. рублей для обеспечения государственными жилищными сертификатами «чернобыльцев» (в 2012 году — 33,5 млн. рублей). Данное увеличение объема финансирования позволило обеспечить жильем всех очередников указанной категории, изъявивших желание получить сертификаты в прошедшем году. В то же время Уполномоченный разделяет озабоченность депутатов Липецкого областного Совета обилием жалоб на недостаточное финансирование и испол- нение областной жилищной программы «Свой дом». В настоящее время очередь из граждан, желающих принять участие в программе, превысила тысячу человек! И хотя финансирование жилищных программ увеличено, выделяемых денег явно недостаточно, чтобы обеспечить возможность участия в разумные сроки всех же- лающих в программе «Свой дом». А пока на наших глазах образовалась ещё одна жилищная очередь, и такая ситуация может довести до абсурда любую первона- чально привлекательную идею. Одновременно нельзя не сказать о том, что вызывает удовлетворение положи- тельный опыт управления строительства и архитектуры администрации Липецкой области по решению проблем неисполнения застройщиками своих обязательств перед участниками долевого строительства. За последнее время удалось урегули- ровать вопросы по достройке трех жилых домов и тем самым восстановить права 113 участников долевого строительства (по улицам Гагарина, Юных Натуралистов, Фрунзе). Есть основания полагать, что проблема была решена ко всеобщему удов- летворению еще и потому, что защита жилищных прав граждан, участников доле- вого строительства, находится в зоне постоянного внимания органов прокуратуры Липецкой области. К примеру, по итогам проверки коллективного обращения 23 участников доле- вого строительства двух многоквартирных жилых домов, расположенных в одном из новых микрорайонов города, за грубое нарушение жилищного законодательства прокурор Октябрьского района г. Липецка внес представление в адрес Генерально- го директора ООО «Главлипецкстрой», по результатам которого к дисциплинарной ответственности привлечены заместитель Генерального директора по правовым и общим вопросам, помощник Генерального директора и секретарь-референт. Факты нарушения жилищных прав граждан в 2013 г.: — нарушения жилищного законодательства при переводе помещения из нежилого в жилое (вопреки установленного законом 45-дневного срока принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения из нежилого в жилое, администрация сельского поселения Дубовской сельсовет Добринского района приняла решение фактически спустя полтора года после начала соответствующей процедуры. Кроме того, в нарушение требований закона с многодетной семьей был заключен договор социального найма жилого помещения на определенный срок; — необоснованное исключение из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или незаконный отказ в предоставлении субсидии на приобретение жилья ветерану/инвалиду Великой Отечествен- ной войны (жилищная комиссия администрации г. Лебедянь, жилищная комиссия администрации г. Ельца); — нарушения порядка признания жилья непригодным для проживания и его дальнейшей утилизации (межведомственная комиссия г. Липецка, админи- страцией сельского поселения пос. Добринка); — отказ во внеочередном порядке обеспечить жильем гражданина, про- живающего в непригодном для жизни помещении (администрация г. Усмани, Усманского района, администрации сельского поселения Тербунский Второй сель- совет Тербунского района); — нарушения качества строительства жилья в рамках реализации Про- граммы переселения граждан из аварийного жилищного фонда (ООО «Дан- ковстроймонтаж» Данковского района, ООО «Водстрой» Усманского района). ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖКХ Бесспорно, у Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки было достаточно осно- ваний говорить о том, что ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве является своеобразным «нервом» социального самочувствия в обществе. Выступая на пар- ламентских слушаниях в Государственной Думе в феврале 2014 г., он прямо за- явил: «Ценовой произвол, который они (управляющие компании и ведомства ЖКХ) устроили при установлении тарифов, платежей и нормативов потребления комму- нальных услуг, является одним из основных факторов, обостряющих социальную напряженность в обществе». Как констатировал на заседании Госсовета «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг» Президент РФ В.В. Путин: «Со- вещаний, конференций, слушаний и «круглых столов» о проблемах ЖКХ много, принят большой массив документов, но кардинальных изменений нет». Для того, чтобы довести ЖКХ до нормативного состояния, необходимо 9 трлн. руб., а в бюджете страны денег на это нет и не будет, напомнил Госсовету президент. Основная дилемма отрасли заключается в том, что модернизация ЖКХ невоз- можна за бюджетный счет, но частный инвестор тоже не хочет вкладывать свои деньги. Государство активно участвовало в восстановлении отечественной коммуналь- ной системы. Для этого была создана госкорпорация «Фонд содействия рефор- мированию ЖКХ». В 2008—2012 гг. Фонд ЖКХ освоил 321,5 млрд. руб. Еще 114,7 млрд. руб. вложили в коммуналку регионы и собственники. Это 436,2 млрд. руб., или 1/20 часть необходимых средств. Отмечалось, что за последние 10 лет оценочная стоимость программы модер- низации ЖКХ выросла почти в 5 раз. В 2002-2005 гг. инвестиции в коммунальное хозяйство страны оценивались на уровне 2-2,3 трлн.руб. В 2006 г. Президент РФ назвал цифру в 6 трлн.руб., а совсем недавно Минрегион оценил потребность жи- лищно-коммунального комплекса в финансовых средствах в 9,1 трлн.руб. Именно эта сумма необходима, чтобы коммунальные услуги без перебоя поступали в рос- сийские квартиры (3,3 трлн. кв. м). Пока же приходится довольствоваться тем, что имеем. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве страны (Липецкая область не исключение) складывается крайне тревожная, если не сказать — критическая. Миллиарды рублей, потраченных на благоустройство и капремонт, не привели к качественным улучшениям в этой сфере. По данным Росстата, площадь ветхого и аварийного жилья в 2003-2012 гг. выросла с 91,6 млн. до 100 млн. кв.м. Доля такого жилья в жилплощади в целом осталась почти на прежнем уровне — 3,2 и 3% соот- ветственно. Похожая ситуация с другими коммунальными услугами. В частности, протяженность требующих замены водопроводных линий выросла за 10 лет со 127000 до 154600 км, доля аварийных сетей — с 38 до 44%. По данным Росстата, износ от 30 до 65% имеют до 1,6 миллиона российских домов, в которых прожива- ют около 45 миллионов человек. Ветхими признано 39,3 миллиона квадратных ме- тров, а 16,8 миллиона — аварийными. Несмотря на значительный оборот жилищно- коммунальной отрасли в 2012 г. (4,2 трлн. руб., или 6,8% ВВП РФ) эффективность деятельности ЖКХ остается крайне низкой. Объем платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в 2013 г. превысил 1,5 трлн. руб., что составило 10% всех трат россиян. Одновременно за год долги россиян за жилищно-коммунальные услуги выросли на 27,2% до 152,9 млрд. рублей. А министр строительства и ЖКХ М.А. Мень на парламент- ских слушаниях в Государственной Думе в конце 2013 г. привёл ещё большие цифры: задолженность потребителей перед ресурсоснабжающими организа- циями за ранее поставленные только коммунальные услуги составляют 248,3 млрд. рублей! Как фиксируют эксперты, доходы населения просто не успевают за ростом та- рифов, поэтому граждане вынуждены выходить на просрочку, расходуя деньги на другие более важные и необходимые жизненные потребности. Доходы организаций ЖКХ более чем на 40% формируются в результате предо- ставления услуг населению. При этом в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения расходы организаций превышают доходы. Состояние основных фондов ЖКХ характеризуется высокой степенью износа. Нормативный срок отслужило более 60% основных фондов. Объемы потерь воды составляют около 27%, тепловой энергии на отопление — почти 15%, в сетях горячего водоснабжения — 10%. При этом индивидуальными приборами учета у нас оборудовано чуть более 15% квартир по России, а обще- домовыми счетчиками — чуть более 30% домов. Расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25-30% выше, чем европейскими пред- приятиями. Вместе с тем газовики, коммунальщики и энергетики легко добиваются от правительства повышения тарифов, ссылаясь на сверхизношенные сети и трубы, через которые утекают в землю миллионы. Например, энергосетевые компании за последние пять лет собрали с потребителей «на повышение надежности сетей» около 6 трлн. руб., но из их же отчетности следует, что потери в сетях за это время сократились всего на 0,5-1%. Дело не только в прогнивших коммуникациях. Фонд ветхого и аварийного жилья сейчас официально составляет порядка 100 миллионов квадратных метров, и толь- ко 10% из них планируется ликвидировать до 2016 года с помощью государствен- ного финансирования, на что из бюджета выделяется 139,6 миллиарда рублей. Произведя несложные арифметические расчеты, можно увидеть, что данной сум- мы явно недостаточно, поскольку на один квадратный метр выходит 13 960 рублей. В стране просто нет такого дешевого жилья. Связанное с постоянным ростом расходов организаций ЖКХ удорожание та- рифов на коммунальные услуги приводит к росту совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, который в значительном количестве субъектов РФ опережа- ет темп роста доходов населения. При этом меры, направленные на сглаживание негативного воздействия на население и сдерживание темпов роста платежа за коммунальные услуги в пределах 6-7,5% в среднегодовом исчислении, приводят к существенным расходам региональных бюджетов. Так, в 2012 году фактические расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными и действу- ющими тарифами для населения превысили 105 млрд. руб. Для решения выявленных проблем и поставленных задач в ноябре 2013 г. из Министерства регионального развития было выделено и создано новое Мини- стерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, которое возглавил М. Мень, ранее руководивший Ивановской областью. Как заявил новый министр, работа его ведомства будет направлена на утверждение и реализацию единых пра- вил работы в ЖКХ, привлечение частных инвестиций в отрасль и принятие мер по сдерживанию роста коммунальных тарифов. Перед жилищно-коммунальным хозяйством Липецкой области также стоит мно- го непростых задач по модернизации отрасли и обеспечению доступности комму- нальных услуг населению. Важным шагом в реформировании жилищно-коммунального хозяйства станет вхождение Липецкой области в 2014 году в государственную информационную си- стему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Соответствующее соглаше- ние было подписано в июне 2013 года главой региона. В рамках проекта будет соз- дан единый информационный ресурс, пользователями которого станут и граждане, и госорганы, и управляющие компании. Система позволит осуществлять контроль формирования тарифов, их применения, вести мониторинг состояния коммуналь- ного комплекса, контролировать основные показатели качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в качестве пилотного проекта (наряду с ещё четырьмя регионами) в нашей области создан общественный совет по контролю за естественными моно- полиями. Его основной задачей станет наблюдение за уровнем тарифов и их обо- снованностью, а также за планированием и реализацией инвестпрограмм, которые включены в тариф. Общественный контроль за естественными монополиями будет осуществлять- ся на двух уровнях. На федеральном советы потребителей будут наблюдать за работой семи естественных монополий, определенных правительством: «Газпро- мом», РЖД, «Транснефтью», «Россетями», «Почтой России», «Ростелекомом», «Рос- морпортом» и Госкорпорацией по ОрВД. На региональном уровне общественники будут работать в сферах энергетики, ЖКХ и ресурсообеспечения. Если разногласия не удастся решить на региональном уровне, концепцией предусмотрена возможность обращения советов потребителей на федеральный уровень, в правительство, для проведения своего рода согласительного арбитраж- ного рассмотрения. В Липецкой области этот общественный совет получил название Центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Он находится по адресу: г. Липецк, ули- ца Советская, д. 3, то есть в одном здании с исполнительными органами госу- дарственной власти Липецкой области, курирующими жилищно-коммунальную отрасль. Здесь же находятся управления ЖКХ, энергетики и тарифов, государ- ственная жилищная инспекция Липецкой области. Таким образом, Центр прак- тически стал общественной приемной, в которой специалисты оперативно кон- сультируют посетителей. Здесь можно подать жалобу или задать вопрос, высказать предложение, из- учить методические рекомендации, узнать последние отраслевые новости и ком- ментарии экспертов. Руководит центром вице-спикер Липецкого городского Со- вета депутатов Ф.А. Жигаров. С 2014 года в Российской Федерации полностью меняется система капиталь- ного ремонта жилья. С 2008 года он проводился на условиях софинансирования за счёт средств собственников, бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Теперь Жилищный кодекс обязывает владельцев квартир делать взносы на ка- питальный ремонт многоквартирных домов в размере, установленном на местах органами государственной власти субъектов РФ. Собственники помещений вправе выбрать один из способов формирования фонда: открыть специальный счет само- стоятельно или передать полномочия создания и управления счётом региональ- ному оператору. По мнению законодателей, такой переход позволит упорядочить проведение капитального ремонта многоквартирных домов, приведет к появлению предприятий, способных выполнить все виды работ на объекте. Поэтому, как заявил начальник управления ЖКХ Липецкой области Александр Продолжение на 8-й стр. Продолжение. Начало на 5–6-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz