Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 159/24787/ 15 АВГУСТА 2014 6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В соответствии с Конституцией РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому воз- можность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затраги- вающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться в том числе путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. С этой целью должны быть созданы официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователь может направить запрос и получить запрашиваемую информацию. Вопросы предоставления услуг в электронном виде и способы повышения удовлетворенности граждан оказанием государственных и муниципальных услуг находятся в центре внимания администрации Липецкой области. В настоящее время создан портал государственных и муниципальных услуг Ли- пецкой области http://pgu.admlr.lipetsk.ru/wps/portal/lipetsk, но его наполнение ещё не закончено. Одной из перспективных форм работы с населением по предоставлению граж- данам информации в электронном виде и на обычных носителях являются много- функциональные центры (МФЦ). Липецкая область — первый и пока единственный регион в Российской Фе- дерации, где в каждом муниципальном районе и городском округе создана новая структура предоставления гражданам и бизнесу государственных и муниципальных услуг. В минувшем году распоряжением администрации области был создан уполно- моченный многофункциональный центр (УМФЦ), призванный централизовать эту работу. Сегодня в области открыт 21 многофункциональный центр и более ста удалён- ных офисов, в сельских администрациях установлены 132 информационных тер- минала. В шаговой доступности от МФЦ проживает уже 96% населения области. В отдаленные села выезжают мобильные МФЦ. Для большей доступности работает мобильный call-центр, который за год рассмотрел более 100 тысяч обращений. Действует и постоянно обновляется специально созданный портал системы МФЦ. В двух учебно-тренировочных центрах (на базе филиала МФЦ г. Ельца на 24 рабочих места и отдела МФЦ г. Липецка на 12 мест) специалисты повышают квали- фикацию. Внедрён единый корпоративный стиль и кодекс этики сотрудников МФЦ, а удовлетворённость граждан обслуживанием в МФЦ в минувшем году составила 87%. Уже в нынешнем году намечено обеспечить стопроцентный охват населения об- ласти при оказании услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания. Начата работа по внедрению автоматизированной информационной системы МФЦ, что ускорит получение расширенного спектра услуг. Особое внимание уделяется повышению востребованности электронных услуг и устранению информационного неравенства для обеспечения доступа к широко- полосному интернету всех жителей области как залогу успешного продвижения новых технологий в жизни государства. Однако для того чтобы процедура взаимодействия граждан с органами власти приобрела юридическое значение, заявление гражданина, подаваемое в электрон- ной форме, должно быть подписано электронной подписью, которая является ана- логом собственноручной. Электронная подпись уже активно используется органи- зациями, юридическими лицами и крайне мало гражданами. Проблему частично снимает выпуск универсальных электронных карт, бесплат- ное оформление которых в 2013 году стало предлагаться физическим лицам, а окончательно разрешить её может внедрение электронного паспорта гражданина. Работа по развитию системы МФЦ не осталась не замеченной. Министерство труда и социальной защиты РФ включило Липецкую область в группу регионов — лидеров рейтинга открытости и прозрачности государственных и муниципальных учреждений, оказывающих социальные услуги. А по данным аналитического агент- ства CNewsAnalytics, входящего в группу компаний РБК и специализирующемся на подготовке ежегодных рейтингов в сфере информационных технологий и теле- коммуникаций, мы заняли второе место в сводном рейтинге регионов Российской Федерации по использованию приоритетных информационно-технологических систем. Вместе с тем поступают жалобы граждан на то, что алгоритм работы системы МФЦ не достаточно продуман и понятен, что не избавляет людей от беготни по ка- бинетам для получения дополнительных справок. Например, чтобы заменить паспорт при достижении соответствующего возрас- та раньше нужно было просто прийти и сдать документ в паспортный стол по месту жительства, а затем, через несколько дней, зайти и получить новый документ. Те- перь паспорт на замену нужно сдать в окно соответствующей службы в МФЦ, но для этого гражданину нужно всё равно идти в паспортный стол по месту жительства и брать справку. То есть теперь нам нужно отстоять не одну очередь, а две и посе- тить также два учреждения вместо одного, а сроки замены паспорта увеличились с нескольких дней до двух недель!!! Торжество бюрократии налицо. Аналогичные проблемы возникают и при оформлении регистрации по месту жительства. Гражданин сдаёт паспорт в паспортный стол по месту жительства, паспортист отвозит и сдаёт паспорта в соответствующее подразделение МФЦ. И если раньше регистрация также оформлялась в течение нескольких дней, то те- перь паспортисты говорят: «Раньше чем через две недели и не приходите. А лучше — через три. Очереди большие!» Или пример с МФЦ Липецкого района: гражданин К. обратился туда по вопро- су выделения земельного участка. Специалист соответствующей службы прокон- сультировала гражданина и предложила ему написать заявление. После этого она попросила его… отнести и отдать заявление в приёмную главы администрации Липецкого района! Хорошо что это находится недалеко, но зачем тогда человеку нужно было заходить в МФЦ, когда он мог сразу написать это заявление в приём- ной главы? Мало того, как позже выяснилось, специалист земельного отдела МФЦ неправильно проконсультировала заявителя, в результате чего было потеряно два месяца и ему пришлось повторно обращаться по своему вопросу! К сожалению, такой опыт только дискредитирует рациональные и перспек- тивные технологии и показывает, что мелочей и деталей в вопросах работы с населением не бывает. По мнению Уполномоченного, в настоящее время внимание органов власти в этом вопросе нужно перенести с территориальной доступности (которая как говорилось выше одна из самых высоких в стране) на качественную работу. Наверное пришло время провести анализ и ревизию предлагаемых услуг с точки зрения их реальной эффективности, алгоритма их исполнения и здравого смысла для того, чтобы избежать указанной бюрократии и «хождения по кругу». Также особое внимание нужно уделить квалификации и подготовке персонала МФЦ, обратить внимание на оснащение зданий туа- летными комнатами, игровыми комнатами для детей и создание удобных мест ожидания. В 2013 г. продолжалось совершенствование законодательной базы по инфор- мационной доступности органов власти и работе с обращениями граждан. Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ внесены важные изменения в Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государ- ственных органов и органов местного самоуправления». Устанавливается, что информация, размещаемая ее обладателями в Интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедо- ступной информацией, размещаемой в форме открытых данных. Одновременно должны соблюдаться нормы законодательства о гостайне, пер- сональных данных, др. Вводятся нормы о единой системе идентификации и аутен- тификации. Правительство РФ определяет случаи, при которых интернет-доступ к госин- формсистемам предоставляется исключительно пользователям, прошедшим авто- ризацию в названной единой системе, а также порядок ее применения. Закрепляется, что общедоступная информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления предоставляется неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в Интернете в форме открытых данных. Периодич- ность размещения информации, сроки ее обновления, а также иные требования будут определяться в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральным законом от 02.07.2013 № 182-ФЗ внесены изменения в Феде- ральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федера- ции». Уточнен порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений. До внесения указанных изменений анонимными считались обращения, в кото- рых не указаны фамилия гражданина и почтовый адрес. Согласно поправкам не направляется ответ на обращение, если в нем отсут- ствует хотя бы часть данных о гражданине — его фамилия или почтовый адрес. Законом также уточнен порядок рассмотрения повторных обращений. Ранее повторными считались те, на которые одним и тем же органом многократно дава- лись ответы по существу (при том, что в обращении не приводились новые доводы или обстоятельства). В связи с неопределенностью понятия «многократно» оно за- менено термином «неоднократно», т. е. 2 раза и более. Даже обладая информацией, защищать права могут только юридически под- готовленные граждане или квалифицированные специалисты — юристы, к ко- торым граждане обращаются. Однако не каждый гражданин имеет возможность оплачивать труд адвоката или юриста, что, естественно, нарушает равенство права граждан на получение юридической помощи. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области неоднократно возвращался к этой теме. В 2003 г. им был подготовлен специальный доклад с конкретными предложениями. И вот в 2013 г. вопрос разрешился в удовлетворительной форме. Был утверждён поря- док взаимодействия исполнительных органов государственной власти Липецкой области и подведомственных им учреждений как участников государственной системы бесплатной юридической помощи. В документе определён механизм и формы совместной работы, порядок обмена информацией, обобщение резуль- татов, статистика и отчетность. Координацией деятельности органов власти и учреждений в вопросах оказания гражданам бесплатной юридической помощи занимается управление административных органов Липецкой области. Участни- ками государственной системы являются исполнительные органы власти — 21 областное управление и две инспекции, а также 12 подведомственных учрежде- ний, в том числе шесть городских и районных центров занятости. Работающие здесь юристы ведут правовое консультирование жителей области (не только граждан льготной категории) в устной и письменной форме по вопросам своей компетенции. Организация местного самоуправления в Российской Федерации базируется на принципе свободного доступа населения к информации о деятельности госу- дарственных органов и органов местного самоуправления. Для размещения информации о своей деятельности органы местного само- управления создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым любым заинтересованным лицом может быть направлен запрос и полу- чена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности разме- щать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации либо на официальном сайте муниципального образования. В зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа мест- ного самоуправления до сведения населения доводится информация: 1) общие сведения об органе местного самоуправления; 2) о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления; 3) об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; 4) о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; 5) о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий; 6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместите- лей руководителей органа местного самоуправления; 7) о статистических данных о деятельности органа местного самоуправления. Между тем нарушения Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обе- спечении доступа к информации о деятельности государственных органов и ор- ганов местного самоуправления» все еще имеют достаточно распространенный характер в муниципальных образованиях Липецкой области. Территориальным подразделениям прокуратуры Липецкой области приходилось неоднократно при- бегать к мерам прокурорского реагирования. Так, информация, размещенная на сайте администрации г. Ельца, не только по своему объему не соответствовала предъявляемым требованиям, но и не обнов- лялась своевременно. Отсутствовала важная для населения информация о полно- мочиях, функциях, контактных телефонах должностных лиц городской администра- ции, о созданных профильных подразделениях. Не было информации о вакантных должностях муниципальной службы, порядке поступления граждан на муниципаль- ную службу, квалификационных требованиях к кандидатам на замещение вакант- ных должностей. На сайте не размещалась информация о мерах по обеспечению безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Не было сведений о подве- домственных администрации города организациях. Выявлены и другие нарушения. В настоящее время сайт администрации приведён в порядок. По-прежнему не редки нарушения при работе с письменными обращениями граждан. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О по- рядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государствен- ный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны обе- спечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение. О результатах рассмотрения обращения заявитель должен быть своевременно уве- домлен, в случае необходимости — приняты меры, направленные на восстановле- ние или защиту его нарушенных прав, свобод и законных интересов. В нарушение указанного требования граждане не получают ответ на свое об- ращение в установленный срок, а это вынуждает их обратиться за помощью в дру- гие инстанции — в прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека, в отделы жалоб администрации области и областного совета депутатов, в различные обще- ственные приёмные. Такие факты имели место в Задонском районе (Донской сельсовет), в г. Липец- ке (администрация г. Липецка, Государственной жилищной инспекцией Липецкой области ответ на коллективную жалобу граждан был направлен лишь спустя 3 ме- сяца с момента его регистрации), Долгоруковском районе (районный отдел соцза- щиты населения, Жерновском, Стегаловском, Дубовецком, Меньшеколодезском, Верхнеломовецком сельсовет), Чаплыгинском районе (ГУЗ «Чаплыгинская ЦРБ»), Добровском районе (в Добровском производственном участке Липецкого филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» обращение было зарегистриро- вано спустя 20 дней после его принятия!), Измалковском районе (Измалковский сельсовет), Усманском районе (Никольский сельсовет), Воловском районе (Боль- шовский сельсовет), Добринском районе (районный отдел УФССП по Липецкой области), Елецком районе (Пищулинский сельсовет), Хлевенскийом районе (Хле- венский сельсовет). ТРУДОВЫЕ ПРАВА Динамичное развитие экономики Липецкой области требует постоянной работы с трудовыми ресурсами, а это включает в себя не только привлечение новых рабо- чих рук и борьбу с безработицей, но и качественную подготовку и переподготовку трудовых кадров, создание условий для квалификационного и карьерного роста работников, защиту прав трудящихся и полное соблюдение трудового законода- тельства. На эти условия обратил внимание и Президент России Владимир Путин, вы- ступая 2 октября 2013 г. на V ежегодном инвестиционном форуме «Россия зовёт!»: «Вместо старых, архаичных и подчас низкооплачиваемых рабочих мест нам нужно дать миллионам наших граждан более высокооплачиваемую и перспективную ра- боту, прежде всего, в современных отраслях, в среднем и малом производствен- ном, не сырьевом бизнесе, помочь людям повысить свою квалификацию, получить новую профессию», — заявил глава государства. — Именно на такой содержатель- ный подход мы будем настраивать работу и правительства, и региональных управ- ленческих команд». Кроме того, среди регионов, где активно работают над привлечением инвести- ций создавая новые рабочие места, Президент отметил и Липецкую область (соз- дано за последнее время 11 тыс. рабочих мест): «Очень многое зависит от позиции региональных властей, — сказал президент. — У нас есть регионы которые обе- спечили по-настоящему комфортную деловую среду, за короткий срок смогли при- влечь миллиардные инвестиции, в том числе и иностранные, организовать десятки тысяч качественных, высокооплачиваемых рабочих мест». Одним из инструментов создания рабочих мест является развитие малых и кол- лективных форм экономики. Глава администрации Липецкой области О.П. Королёв неоднократно заявлял: «Экономика области нуждается в инициативных, энергич- ных гражданах, способных создавать свой бизнес в приоритетных направлениях». Для этого уже не первый год муниципальные районы и городские округа получают субсидии из областного бюджета для реализации собственных программ развития малого и среднего бизнеса в части поддержки предпринимателей из числа без- работных граждан и малых предприятий с их участием (включая потребительские кооперативы). В прошедшем году на эти цели в областном бюджете было пред- усмотрено 5 млн. рублей. Еще 10% необходимых ассигнований выделяют муници- пальные бюджеты. Привлекаются федеральные средства. Уровень регистрируемой безработицы в Липецкой области за последнее время снизился с 0,6% до 0,5% к численности экономически активного населения. По результатам оценки качества и доступности государственных услуг в области со- действия занятости населения в текущем году Министерство труда и социальной защиты РФ признало нашу область одной из лучших в стране. При содействии органов службы занятости трудоустроены 86% граждан из числа обратившихся (в среднем по РФ — 62,8%). Высокие позиции регион занимает и по профессиональ- ному обучению и переподготовке безработных жителей. Во исполнение указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государ- ственной социальной политики» в части мер, направленных на развитие занятости инвалидов, реализуется областная целевая программа «Содействие трудоустрой- ству незанятых инвалидов Липецкой области в 2013 году». За счет федеральных субсидий и областных ассигнований к концу года на специальные рабочие места для лиц с ограниченными возможностями здоровья трудоустроен 191 человек. На создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов направлены компенсации на сумму 12 578,0 тыс. руб. Время подтвердило правильность стратегии опоры на собственные трудовые ресурсы, которую настойчиво и целеустремлённо проводила администрация обла- сти. На это были ориентированы не только предприятия крупного промышленного сектора, но и мелкие собственники, индивидуальные предприниматели. Не слу- чайно инвестиции в сотрудников, их квалификацию, оборудование рабочих мест считаются лучшими вложениями в бизнесе! Итогом этой принципиальной, нацеленной на перспективу работы явились не только высокая занятость населения области, но и социальный и национальный мир, который мы сохраняем и поддерживаем. О том, какие опасности сопряжены с бесконтрольным привлечением малоква- лифицированной, зачастую нелегальной рабочей силы (названных на немецкий лад «гастарбайтерами»), показали события в московском районе Бирюлево-Западное и некоторых других российских городах. В Липецкой области указанные вопросы находятся на постоянном контроле администрации области и правоохранительных органов. Как отмечал заместитель главы администрации области А.Н. Никонов, «…органам власти необходимо обе- спечить диалог с представителями национальных диаспор, обеспечить благопри- ятные условия для сосуществования на территории области граждан различных на- циональностей, дальнейшего развития гражданского общества». В ходе перегово- ров с работодателями в последние несколько лет удалось сокращать число заявок на квоты для иностранных рабочих, обращая внимание бизнесменов на внутренние резервы областных трудовых кадров. Налажено взаимодействие и с руководителя- ми и авторитетными представителями национальных диаспор. В настоящее время в Липецкой области проживает 87474 представителей раз- личных национальностей, что составляет 7,45% от ее населения. Наиболее много- численны украинская, армянская и азербайджанская диаспоры. Вместе с тем, в по- следние годы на территории региона наблюдается тенденция увеличения притока иностранных граждан. Кроме того, в настоящее время на территории области имеют разрешения на работу чуть более 5950 иностранных граждан. А 8397 иностранцев (почти на 1200 человек больше, чем в 2012 г.) получили на руки патенты (из них 74% составляют граждане Узбекистана). Данный патент (а также квитанция об уплате налога) дает право мигранту работать у физического лица, то есть законно находиться на терри- тории РФ и региона. Основной поток мигрантов был задействован в сельском хозяйстве, строитель- стве, предоставлении услуг, оптовой и розничной торговле. В тоже время прокуратура области отмечала, что территориальными подраз- делениями УФМС России по Липецкой области не везде налажен действенный кон- троль за сроками временного пребывания иностранцев на территории РФ. Имеются отдельные факты, связанные с искажением анкетных данных ино- странных граждан. Допускались нарушения при регистрации иностранных граждан по месту жительства, в т.ч. не проверялась полнота и правильность заполнения принимающей стороной обязательных для учёта реквизитов. Несвоевременно передавались сведения о лицах, поставленных на миграционный учёт в государ- ственную информационную систему. При этом, несмотря на неединичные факты незаконного привлечения к трудо- вой деятельности иностранных граждан, предоставления им жилых помещений со- трудниками УФМС лишь в незначительном количестве случаев инициируется про- ведение доследственных проверок для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности. К примеру, один из владельцев частного жилого дома по ул. Левобережная г. Липецка зарегистрировал 514 иностранных граждан! Статистические данные о преступлениях в сфере организации незаконной миграции позволяют также признать малоэффективной работу сотрудников участ- ковых уполномоченных и патрульно-постовой службы по выявлению и пресечению уголовно наказуемых деяний данной категории. Свою озабоченность по поводу эффективности контроля за миграционными потоками выразила не только прокуратура области, но и депутаты фракции ЛДПР областного Совета депутатов. Со своей стороны Уполномоченный по правам че- ловека обращает внимание правоохранительных органов на строгое и точное со- блюдение законодательства, а также на соблюдение необходимых юридических требований и бытовых условий при пребывании задержанных лиц, граждан других государств. Одновременно Липецкая область остается одним из наиболее привлекатель- ных регионов для соотечественников, возвращающихся в Россию из-за рубежа. Начиная с 2007 года трудовые ресурсы и демографический потенциал региона получили мощную поддержку в результате реализации федеральной программы по добровольному переселению соотечественников. Уже переехало 18686 человек (в том числе 8479 участников госпрограммы) в основном из бывших союзных респу- блик СССР. Они обустраиваются в Липецке, Грязях и Тербунах. Из общего количества прибывших соотечественников граждане трудоспособ- ного и продуктивного возраста составляют 69% (1945 человек); 26% (732 человека) — дети до 18 лет и около 6% (157 человек) — пенсионеры. За счет этой категории граждан в регионе компенсирована естественная убыль населения. В настоящее время по новой программе в ближайшие семь лет Липецкая об- ласть готова принять ещё более 36 тысяч соотечественников из-за рубежа. Глав- ной особенностью новой программы стала возможность выбора для проживания любого населенного пункта области. По данным областного управления труда и занятости в 2013 году 2265 человек (около 80% от всех прибывших) выбрали для проживания г. Липецк, 293 человека г. Грязи (около 10% от всех прибывших). Из му- ниципальных районов Липецкий выбрали для переселения 81 соотечественник, До- бровский — 32, Задонский — 29 человек. Остальные территории области выбрали менее 1% соотечественников. В Долгоруковский и Измалковский районы прибыло по одному участнику госпрограммы. Конституцией Российской Федерации закреплено право на труд, запрещается принудительный труд и гарантируется право на вознаграждение за труд. Кроме того, запрещается дискриминация по какой бы то ни было причине. В подавляющем большинстве случаев именно труд даёт человеку основные доходы и, соответственно, обеспечивает право на жизнь и ее качество. Поэтому защита трудовых прав граждан является одним из фундаментальных направлений правозащитной деятельности. В прошедшем году продолжалась работа по повышению уровня оплаты труда работникам социальной сферы, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года. Для исполнения Указа и последующих поручений Правительства РФ были раз- работаны и утверждены «дорожные карты» развития отраслей социальной сферы. Определены этапы повышения оплаты труда различных категорий работников и ежегодные контрольные показатели соотношения их зарплаты к ее среднему уровню по экономике региона, а педагогических работников детсадов — к средне- месячной зарплате в сфере общего образования. Реализация этих мер позитивно сказалась на доходах граждан. Средняя зарплата педагогов достигла намеченной планки уже в 2012 году. За последнее время на 73% выросла зарплата работников дошкольных образователь- ных учреждений, соцработников — на 42%. Около 30% составил рост оплаты труда у работников учреждений культуры, среднего и младшего медперсонала, у врачей — 24%. В целом в 2013 году из федерального, областного и местных бюджетов на эти цели было направлено почти 2,5 млрд. рублей собственных средств организа- ций. В тоже время в Липецкой области ситуация, связанная с «серыми» зарплатами, продолжает оставаться сложной. Серьезную озабоченность вызывает несоблюде- ние работодателями требований ст. 67 ТК РФ о письменной форме трудового до- говора. Заработная плата, не предусмотренная трудовым договором с работником, скрытая от налогообложения, по многим причинам является социально-экономи- ческой угрозой для общества, так как ограничивает право на социальное обеспече- ние не только самого работника, но и нарушает принципы справедливости и соли- дарности в обществе. К примеру, по данным Пенсионного фонда РФ, в результате применения работодателями «серых» зарплатных схем ежегодно Российская Фе- дерация недосчитывается налоговых платежей на сумму, сравнимую с расходной частью бюджета. Стремясь уйти от исполнения части обязательств перед работниками недобро- совестные работодатели выводят трудовые отношения из сферы правового регу- лирования. Трудовой договор с работниками не оформляется, оплата труда произ- водится неучтенной наличностью в конвертах либо в размере, ниже прожиточного минимума. В результате бюджеты и внебюджетные фонды недополучают налоговые до- ходы, ущемляются экономические интересы государства. Работники, задейство- ванные в «серых» схемах, лишаются необходимой медицинской помощи в случае потери здоровья, проблемными становятся вопросы их дальнейшего пенсионного обеспечения. Учитывая историю проблемы и общие тенденции развития экономики России полагаю, что есть основания считать, что решение указанных вопросов и борьба с преступлениями в этой сфере — дело не только правоохранительных органов. Об этом открыто говорят не только предприниматели, но и сами чиновники. Чтобы ре- ализовать превентивные меры, нужно ориентироваться на такие правовые и эконо- мические модели, которые создают невыгодные условия (экономические, мораль- ные, административные, уголовные) для указанных правонарушений. Анализ поступающих материалов, публикации в прессе, многочисленные уст- ные обращения граждан позволяют составить некую схему типичных нарушений трудового законодательства в Липецкой области: — с работниками не оформляется трудовой договор, выплата заработной платы производится неучтенной наличностью; — с работниками оформляется гражданско-правовой договор при наличии всех признаков трудовых отношений; — с работником оформляется трудовой договор, часть заработной платы вы- плачивается официально, другая часть (как правило, больше официальной) выпла- чивается неучтенной денежной наличностью (выплата заработной платы в конвер- тах); — выплата работнику заработной платы в размере меньше установленного ми- нимального размера оплаты труда. В 2013 г. на территории Липецкой области были отмечены следующие наруше- ния трудовых прав: — права граждан на своевременную и полную оплату труда; — практически все предприятия агрохолдинга «Настюша-Черноземье», рас- положенные в разных районах области. Следственным отделом по Левобережному округу г. Липецка СУ СК РФ по Липецкой области по факту невыплаты зарплаты в ООО «Агрофирма «Настюша-Липецк» возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 145.1 УК РФ. г. Липецк: НОУ ДО «Липецкий аэроклуб ДОСААФ России», МУП «Липецкий пас- сажирский транспорт», ООО «Жилищно-коммунальная компания», АНО Футболь- ный клуб «Металлург», ООО «Водотермо», ООО «Стройгаз», ООО «Агросистемы», ЗАО СК «Липецк», ЗАО «Липецкое землеустроительное проектно-изыскательское предприятие», ООО «Новтехстрой», ООО «Главлипецкстрой», ООО ЧОО «Булат», ООО «Кулинарный дворик», ООО «КДЛ-Черноземье», ООО «Евротех», ЗАО «Спец- стройремонт-1», ЗАО «Инженер»; г. Елец: ЗАО фирма «Елецкие кружева»; Воловский район: СХПК «Заветы Ильича»; Грязинский район: ОАО «Грязинское ремонтно-строительное управление»; Данковский район: ООО «Пиролиз-Продукт»; Добринского район: «АГРОДОРСТРОЙ ДПМК Добринская»; Добровский район: ООО «ТрансКарьер»; Долгоруковский район: ООО «Агрофирма «Свишенская», ООО «Агро-Ленд»; Задонский район: ФГУП «Инженерно-техническое обеспечение работ по микро- фильмированию»; Елецкий район: ГНУ «Елецкая опытная станция»; Измалковского район: ООО «Согласие», ООО «Измалковский Элеватор»; Краснинский район: ООО «РесурсоСнабжающая Компания», ООО «Сервис»; Лебедянский район: ООО «Коммунсервис», МУП «Торговые и бытовые услуги»; Лев-Толстовский район: ООО «СОКОЛ-ЛА».СОШ им. Л.Н. Толстого, ООО «Лев- Толстовский хлебозавод», ДПМК «Лев-Толстовская» филиала ЗАО «Агродорстрой», ООО «Новочемодановское», ООО «Орловское»; Липецкий район: ФГУП «Сенцовское» Российской академии сельскохозяй- ственных наук; Тербунский район: ООО «Ремстройсервис»; Усманский район: ООО «СХПК «Чистые пруды», СХПК «Куликовский»; Хлевенский район: ОАО ПХЗ «Хлевенское», ООО «Эко-Сервис»; — нарушения законодательства по оплате труда («серые зарплаты»): г. Липецк: ООО «Кадровик», ООО «Липецктяжстрой», ООО «Бриз», ООО «Климат- контроль», ООО «Торговый дом Стальнофф», ООО «Липка», ООО «Все окна», аптека № 5 «Евромед». — нарушение процедуры увольнения и расчёта работника: г. Липецк: ООО «Проектная фирма «Липецкстройпроект»; ФКУ 1 ОФПС ГПС по Липецкой области, ЗАО «ДАС»; г. Елец: ОАО «Елецкий птицеперерабатывающий комбинат»; Грязинский район: ОАО «Грязинское ремонтно-строительное управление»; Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz