Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 159/24787/ 15 АВГУСТА 2014 5 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Постановление двадцать седьмой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 879-пс от 31.07.2014, г. Липецк О Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2013 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2013 год, учитывая решение комитета Липецкого област- ного Совета депутатов по законодательству и правовым вопросам, руковод- ствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2013 год. 2. В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области «Об Уполномочен- ном по правам человека в Липецкой области» доклад Уполномоченного по пра- вам человека в Липецкой области за 2013 год опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН ВВЕДЕНИЕ В соответствии со ст. 28 Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. № 155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам человека в Липецкой области ежегодно готовит доклад, отражающий ак- туальные вопросы реализации конституционных прав и свобод жителей Липецкой области. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти в 2013 году основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граждан. В докладе использованы материалы заседания администрации Липецкой области «Об итогах социально-экономического развития Липецкой области в 2013 году и задачах на 2014 год», коллегий, совещаний подразделений администрации области, информация прокуратуры Липецкой области, Общественной палаты реги- она, некоммерческих объединений, социологические исследования ведущих рос- сийских агентств, публикации в центральной и местной печати, электронных СМИ и т.д. В документе содержатся количественные и качественные характеристики обращений граждан к Уполномоченному, информация о негативных событиях, ко- торые повлекли за собой нарушения прав, а также информация о мерах, принятых Уполномоченным для восстановления справедливости. Предлагаемое исследование не претендует на всеобъемлющий анализ си- туации в области прав человека. Его цель — объективно изложить проблемы, характеризующие состояние (реализацию) прав человека, показать механизм работы Уполномоченного, методику выполнения функций, возложенных на него областным законодательством, огласить рекомендации в сфере защиты прав человека. Доклад отражает состояние государственной дисциплины во всем, что касается исполнения органами власти и должностными лицами обязательств государства по соблюдению прав человека. В этой работе оценивается эффективность демокра- тических механизмов осуществления властных полномочий, соответствие законо- дательства и практики его применения общепризнанным стандартам. Уполномоченный выражает надежду, что публичное освещение в докладе со- стояния дел с соблюдением прав человека станет основанием для адекватного реагирования органов государственной власти, правоохранительных и правопри- менительных органов. ПРАВО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ 2013 год выдался щедрым на события. Не все из них воспринимались одинако- во. Время расставит точки над i. Мы же пока выделим главное: накал политических страстей и, самое важное, растущие требования к правам человека. Минувшие дни отличались высоким динамизмом. Люди с повышенным вниманием обсуждали и природные катаклизмы, и поведение взбалмошных девчонок в Православном хра- ме. На этом фоне набирал обороты так называемый процесс «закручивания гаек», принимались законы, вызывавшие неоднозначные оценки граждан, разворачи- валась работа по выполнению «майских» Указов Президента. Россия всем миром боролась с наводнением на Дальнем Востоке, обсуждала национальную и мигра- ционную политику, отмечала юбилей Конституции РФ и готовилась к Олимпиаде. На этом ярком, безусловно, выдающемся по содержанию «полотне» должна была несколько поблекнуть встреча Президента с уполномоченными по правам че- ловека в субъектах федерации, которая состоялось летом 2012 года. Но это только на первый взгляд. Вопросы, которые поставил Президент, не потеряли актуаль- ность и в наши дни. Тому было немало причин. В.В. Путин, как я уже сообщал, пред- ложил оказать содействие в поиске и логическом оформлении национальной идеи России. Вопрос остается по-прежнему открытым. В этой связи, очевидно, следует еще раз напомнить, что такая национальная идея существует, и она изложена в ст. 18 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Уместно заметить, что другой альтернативы для развитого государства история пока не предоставила. Именно последовательная реализация, соблюдение и защита прав человека являются цивилизационным выбором нашего государства, определяют его место в мировом содружестве и обеспечивают развитие нашей страны в будущем. И всякие попытки отказаться от приоритета прав человека во внутренней и внешней политике, провести их ревизию, заменить какими бы то ни было суррогатами или имитациями есть отступление в прошлое, политическое и историческое фиаско. Почему так остро встал вопрос о правах человека, национальной идее — гадать не приходится. Россия который год находится на пороге перемен. А каждый знает, что задерживаться в этом узком и не приспособленном для жизни пространстве не очень удобно и опасно. Проблема в том, что не только наша страна, но и весь мир столкнулся с ситуацией, когда, как говорил А. Грамши, «старое уже не работает, а новое еще не родилось». В стране, как отмечают многие исследователи, есть запрос на новое качество и эффективность власти. Но предлагаемые модели управления и распределения полученных богатств пока не могут удовлетворить участников общественного до- говора. Человек, как об этом не устают говорить мудрейшие, древнее и динамич- нее государства. Он не только формирует актуальные темы, но и выявляет слабые места в политике государства. А наиболее яркие представители гражданского сообщества ещё и «прощупывают» будущее и в этом своем качестве они, пожалуй, обречены быть неугодными, вступать в полемику с консервативно настроенными ревнителями устоев. В докладах прошедших лет Уполномоченный всегда стремился обозначать реперные точки — главные темы повестки дня ушедшего года, которые оказали самое заметное влияние на весь комплекс реализации прав человека. К при- меру, в 2011 году такими темами стала необходимость политического диалога и справедливого проведения выборов. В 2012 г. оформилась тема социальной справедливости. А вот прошедший год, по мнению Уполномоченного, сделал чрезвычайно актуальным вопрос социальной коммуникации между обществом и властью. Об этом, в частности, говорили и депутаты Липецкого областного Сове- та депутатов в 2013 г. при обсуждении на комитете по законодательству и право- вым вопросам очередного годового доклада Уполномоченного. Парламентарии были единодушны в том, что власть должна уметь работать с людьми, уважать их мнение и проявлять искреннюю заинтересованность в построении равноправно- го диалога. К сожалению, одного желания явно недостаточно, и такой диалог возникает далеко не везде и отнюдь не всегда. Но где бы ни случилось ЧП, его отголоски обя- зательно достигнут Липецкой области. Последствия не замедлят сказаться. Доста- точно вспомнить события в Московском районе Бирюлёво Западное, в г. Пугачёве Саратовской области, в Новохопёрском районе соседней Воронежской области и т. д. Липецкую область пока миновала тяжкая доля. Будем надеяться и, что очень важно, будем прилагать усилия к тому, чтобы это хрупкое социальное благополучие сохранилось надолго. Оно, на взгляд Уполномоченного, зависит от ряда причин: самочувствия экономики, ее развития (сказываются последствия диверсифика- ции), взвешенной внутренней политики, готовности властных структур при воз- никновении нестандартных ситуаций не прятать голову в песок, а вовремя решать острые проблемы. Форм социальной коммуникации существует достаточно много. Есть традици- онные, такие как выборы и работа депутатов с избирателями, рассмотрение об- ращений граждан (в том числе и Уполномоченным по правам человека), средства массовой информации и др. Становятся всё более популярными опосредованные электронные формы взаимодействия через электронное правительство, сайты го- сударственных услуг и т.д. Однако самым перспективным направлением этой деятельности, по общему мнению, является краудсорсинг. В русском языке трудно найти аналог английского слова «краудсорсинг», в полном объеме передающий всю смысловую глубину это- го процесса. Пожалуй, наиболее точным является словосочетание «коллективный разум». Это процесс объединения и мобилизации гражданских активистов и экс- пертов для формулирования и решения возникающих задач. В последнее время модель краудсорсинга всё активнее внедряется из бизнеса в сферу государственного управления. Там он рассматривается как важная часть технологий «Открытого правительства», как одно из звеньев «обратной связи», по- вышения качества работы государственных институтов. Его главное достоинство в том, что он позволяет организовать интерактивное взаимодействие гражданина и органов власти. О необходимости внедрения краудсорсинга в управление неоднократно го- ворил Президент РФ. В свою очередь глава администрации Липецкой области О.П. Королёв также заметил: «Сегодня важным управленческим методом стано- вится краудсорсинг — решение задач, стоящих перед регионом, с привлечением населения. Мы должны делегировать полномочия людям, привлекать их к обсуж- дению самых разных вопросов». В настоящее время в администрации области создан отдел краудсорсинга. Следует заметить, что аналогичные формирования в Центральном Черноземье пока не существуют. Вместе с тем опыт показывает, что краудсорсинг нельзя рассматривать как панацею. Зачастую ни власть, ни общество, ни большинство граждан не в силах работать с новыми технологиями. Имеют о них смутное представление и искренне удивляются, что схемы, доказавшие свою эффективность в бизнесе, не приносят ожидаемого эффекта в социальном секторе. Требуется время для обучения, прео- доления узкого консерватизма, демонстрации преимуществ внедряемых новаций. Сознавая это, Уполномоченный по правам человека в Липецкой области со- вместно с Общественной палатой РФ и Федерацией профсоюзов провел в ми- нувшем году на практике две интерактивные проектные обучающие конференции «Общество и власть: в поисках эффективных технологий взаимодействия». Представители органов власти, бизнес-сообщества, общественных организа- ций, жители Липецка, Грязинского, Добринского, Хлевенского, Тербунского райо- нов ознакомились с эффективными технологиями обсуждения и решения актуаль- ных местных проблем. Для практического закрепления новых навыков Уполномоченный по правам человека в Липецкой области создал экспериментальную краудсорсинговую интернет-платформу, которая получила название «Вместе!» и находится по адресу www.vmeste-48.ru. Здесь все заинтересованные стороны могли воочию убедиться в пользе активного взаимодействия в решении актуальных социаль- ных задач. Доклад Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2013 год Буквально через несколько дней после открытия был зарегистрирован 21 поль- зователь, создано 11 тем для обсуждения, которые можно объединить в три тема- тические группы: «Здоровый образ жизни и медицинское обслуживание», «ЖКХ и благоустройство» и «Транспорт». По этим темам поступило 85 сообщений, было проведено 3 голосования. Таким образом удалось скомпоновать несколько интересных предложений, ко- торые можно было бы обсудить и рекомендовать органам власти. Но, к сожалению, дальше благих замыслов эта работа не пошла. Планы остались на бумаге. Помеша- ла инертность общества, которую пока не удалось преодолеть. Причин тому несколько. Во-первых, на площадке не был зарегистрирован ни один орган власти, принявший участие в конференции. Во-вторых, обсуждение вносимых предложений не вызывало интереса у широкого круга участников. Не возникало того качества обсуждения, которое можно было бы назвать «мозго- вым штурмом». В-третьих, из-за низкого качества проработки новых предложе- ний внедрение их для органов власти оказывается крайне затруднительным и т.п. Уполномоченный изучил опыт других регионов, где пытались использовать аналогичные краудсорсинговые площадки, что позволило сделать вывод: очень многие регионы, внедряющие данную технологию, испытывают подобные труд- ности. Практика нашей деятельности показала, что формирование активного квали- фицированного гражданского сообщества — процесс не такой скорый, как пред- ставлялось некоторым администраторам, обеспечивающим внедрение технологий «Открытого правительства». Власти нужно завоевывать доверие граждан, показы- вать свою заинтересованность в общественных дискуссиях на самые разные темы. Активность граждан органам власти необходимо постоянно стимулировать, а все участники этого процесса должны видеть практическую реализацию своих пред- ложений. Считаю необходимым ещё раз подчеркнуть: без общественной поддержки кра- удсорсинг существовать не может! Гражданскому обществу следует быть готовым к тому, чтобы постоянно демонстрировать своё неравнодушие, интеллектуальный и творческий ресурс, готовность к сотрудничеству с органами власти. Пути достижения этих целей лежат, увы, не на поверхности. Но, что отрадно, они нередко обнаруживают себя в ходе углубленного анализа положения дел в разных сферах экономической и культурной жизни общества, социологиче- ских исследованиях. В 2013 г. Фондом «Общественное мнение» был проведён опрос, который выявил ситуацию с правами человека в стране. Интересно было сопоставить эти данные с результатами, которые дали социологические исследования коллектива ученых и студентов Липецкого педагогического уни- верситета под руководством декана факультета информационных и социальных технологий, доктора социологических наук, профессора, академика МАНПО Ю.В. Шмариона, проведенные по инициативе Уполномоченного по правам че- ловека. Результаты во многом, как и ожидалось, дополняют друг друга или, как говорят социологи, находятся в корреляционной зависимости. (http://fom.ru/ obshchestvo/10873). Самым важным для липчан, как и для всех россиян, является право на бесплат- ную медицинскую помощь. Далее следуют право на труд и его справедливую опла- ту и право на бесплатное образование. Лучше всего, по ответам респондентов, дела обстоят с правом на свободу передвижения и выбором места проживания. Хуже всего в России соблюдаются: право на справедливую оплату труда, равен- ство перед законом и право на бесплатную медпомощь. По опросам ВЦИОМа, 60% россиян считают главной проблемой страны ситуа- цию в ЖКХ, 52, 4%— инфляцию, еще 42% обеспокоены ситуацией в медицине. И это при том, что в некоторые из этих отраслей были вложены рекордные по величине суммы! Больше всего недовольства и тревог вызывает то, как тратятся деньги в социальной сфере. Получается, что купленное (в прямом смысле за счет денежных вливаний) соци- альное спокойствие крайне неустойчиво. Многие, как показывают опросы, увере- ны, что с их мнением не считаются. Отсюда стратегический вывод: для адекватной, продуманной реформы социальной сферы нам катастрофически не хватает диа- лога власти с населением, особенно в тех случаях, когда люди пытаются отстаивать свои права. Реформы в социальной сфере требуют очень сложных управленческих реше- ний. Взять, к примеру, укрупнение школ, которое очень болезненно проходило и проходит в нашей области. С точки зрения родителей, главное — чтобы ребенок был дома и ходил в школу поблизости. С точки зрения учителя, главное — сохра- нить свое рабочее место, пусть и не с очень высокой зарплатой. С точки зрения государства, главное — дать детям качественное образование за разумные деньги, что может потребовать укрупнения школ и проживания сельских детей в интер- натах. Чтобы преодолеть этот конфликт интересов, нужен компромисс, но к нему органы власти не всегда готовы, тем более, если на их решения давят иерархия власти и ограниченный бюджет. Как в таком случае сохранить баланс интересов? Как парировать социальные вызовы, количество и интенсивность которых год от года растет? Однозначного ответа на этот вопрос, тоже, очевидно, не существует. Но есть общее правило: не «запускать» проблему, решать больные вопросы на ранних стадиях, когда метаста- зы еще не поразили весь организм. Об одном из таких вызовов Уполномоченный писал в ежегодном докладе за минувший год. Речь идет о кредитах населению, которые в нашем обществе давно превратились в подобие бомбы замедленного действия. К сожалению, ситуация за прошедший год только обострилась. Рас- смотрим ее сначала в масштабах страны. На конец 2013 г., по данным Нацио- нального бюро кредитных историй, задолженность граждан банкам возросла и составила свыше 10 трлн. руб. (для сравнения: в 2012 г. она была 8 трлн., а в 2011 г. 5,7 трлн.). Но кроме 10 трлн. долгов перед банками у граждан есть еще более 180 млрд. руб. долгов перед коллекторами. Общее число должников составляет около 50 млн. человек! На каждого трудоспособного гражданина РФ приходится более 110 000 рублей долга (у липчан ситуация получше, по этому показателю за- долженность банкам составляет 43 800 рублей, но это без учёта так называемых «быстрых» кредитов)! На сегодняшний день 21% населения имеет непогашенный кредит, долг или ипотеку. И только 4% в уходящем году смогли погасить подобную задолженность. Налицо денежная кабала, долговая яма, которая угрожает огром- ному количеству россиян. Летом минувшего года мне позвонила пожилая женщина и со слезами сообщи- ла, что ее внук самовольно понабрал кучу кредитов в «лавочках», которые сейчас в изобилии плодятся у рынков. Зарплата молодого человека не позволяет рассчи- таться с долгами. Парень бросился в бега, оставив дома родителей, семью. О со- блюдении каких прав в таких случаях можно вести речь? Между тем банки и другие кредитные организации навязчиво предлагают все новые кредитные продукты населению. Избегая «невозвратов», завышают риски. В свою очередь, высокие ставки сами по себе создают риск невозврата кредита, а это требует нового повышения ставки! Так в погоне за сверхприбылью попадают в замкнутый круг. Согласно официальной статистике каждый шестой «несет» на себе от двух до пяти кредитов. Оформляют новые кредиты, чтобы выплачивать уже имеющиеся долги. За два последних года объемы кредитования населения прак- тически удвоились, тогда как среднедушевые доходы выросли всего на 22%. Всё больше финансовых аналитиков говорят о том, что в России критически высока ве- роятность дефолта населения. Не случайно Президент РФ поручил Председателю Центробанка Э.Набиуллиной изучить данную проблему и выработать механизмы специального финансового регулирования. При нынешней системе организации кредитного дела банки перекладывают обслуживание сомнительных кредитов на добросовестных плательщиков. В итоге добросовестные заемщики платят и за себя, и за того парня, который не вернул долг. Получается, что чем больше тех, кто не платит по кредитам, тем дороже взя- тые в долг деньги! А теперь о той же проблеме в Липецкой области. По данным ГУ Центробанка РФ, по состоянию на начало четвертого квартала 2013 г. долг населения региона банкирам составляет 54,9 миллиарда рублей! Напомню, что доходы областного бюджета на 2014 год запланированы в более скромных пределах: 37,5 миллиарда рублей. Как говорят специалисты, тенденция очевидна: липчане все глубже влезают в долговую петлю. В то же время вклады населения растут значительно более мед- ленными темпами: если к началу третьего квартала текущего года физические лица хранили в банках 77 миллиардов рублей, то по состоянию на начало четвертого квартала эта сумма выросла незначительно, всего на 600 миллионов рублей. Долги малообеспеченных граждан вызваны низкой зарплатой, слабой фи- нансовой грамотностью в сочетании со стремлением повысить свой социальный статус за счет покупки дорогостоящих товаров и услуг. Однако свою долю ответ- ственности несут и банки. Стремление «жить лучше и веселее» оборачивается для малообеспеченных россиян падением уровня жизни, который не учитывается официальной статистикой (прожиточный минимум не включает платежи банкам), что может обернуться ростом депрессий, социального напряжения и проблем для бюджета. На этот серьёзный для стабильного развития и роста благосостояния граждан вызов органы власти предложили свой путь, который предельно чётко сформули- ровал глава администрации области О.П. Королёв: «Обеспечить достаток рядовому работнику сегодня может только развитие кооперативов, народных предприятий и малых форм хозяйствования. В Липецкой области будут приняты все необходимые меры государственной поддержки, поскольку именно таким способом можно обе- спечить социальный мир». Администрация области подготовила и направила в Правительство РФ свои предложения для изменения федерального законодательства, касающиеся расши- рения мер господдержки коллективных форм собственности. На региональном уровне был разработан комплексный подход к развитию коо- перации на основе государственной поддержки. Создана трехуровневая система управления по принципу область-район-поселение, разработана государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области на 2014—2020 годы», предусматривающая объем государственной помо- щи на эти цели около 1 млрд. рублей. Появились первые обнадёживающие результаты — число членов кооперативов достигло 8,5 тыс. человек. Создано 7 народных предприятий, идёт работа по соз- данию специального кредитного банка. Неформальное решение возникающих экономических задач, диверсификация экономики, акцентированная социальная политика позволяют Липецкой области оставаться одним из наиболее привлекательных для населения регионов страны. Например, согласно данным Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», Липецкая об- ласть в рейтинге качества жизни занимает, 15 позицию из 82-х. Высокие показате- ли эксперты отметили по таким критериям как:уровень дохода, жилищные условия, особенности территории и развитие транспортной инфраструктуры, развитие малого бизнеса. Но главный итог прошедших лет мне видится все-таки не в росте экономиче- ских и финансовых показателей при всей их безусловной значимости. Неоспори- мая ценность в другом. Мы медленно, но верно приходим к пониманию важности человеческого капитала. Сегодня в Российском государстве постепенно складыва- ется пока ещё непривычный для власти взгляд на место и роль человека в устрой- стве государства. Основным и важнейшим критерием эффективности экономики, показателем успешности бизнеса становятся принцип общественной пользы и приоритет соци- альных последствий экономической деятельности. Как заявил Президент РФ В.В.Путин на заседании международного дис- куссионного клуба «Валдай»: «не сконцентрировав наши силы на образовании и здоровье людей, на формировании взаимной ответственности власти и каждого гражданина и, наконец, на восстановлении доверия в обществе, мы проиграем в исторической конкуренции». Поэтому главную задачу настоящего доклада Уполномоченный по правам человека видит в осмыслении как положительного, так и отрицательного опыта работы органов государственной власти и местного самоуправления в развитии человеческого капитала. Исправлении допущенных ошибок, продвижении хорошо зарекомендовавших себя подходов в социальной политике и решении вопросов граждан. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ В 2013 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 517 обращений. Это на 30% меньше по сравнению с прошлым 2012 годом и на 20% меньше по сравнению с 2011 г. Казалось бы — падение существенное, но Уполномоченный в своей работе во главу угла ставит объективность и сознательно исходит из того, что нельзя «на- дувать мыльные пузыри» в статистике, искусственно форсировать рост числа об- ращений. Принципиальная позиция Уполномоченного заключается в том, чтобы показать реальную картину состояния работы в сфере защиты прав человека в Ли- пецкой области без дополнительных корректировок и популизма. Как уже указывалось в предыдущих докладах, динамика количества обращений к Уполномоченному носит не линейный, а циклический характер и зависит от мно- жества внешних и внутренних факторов, анализ которых также достаточно подроб- но давался в докладах Уполномоченного прошедших лет. И в этом смысле гораздо интереснее не абстрактные абсолютные цифры об- ращений, а качественные характеристики поступивших жалоб, их содержательная часть. Ещё одним обстоятельством, снизившим число обращений, вероятно, стала и деятельность многочисленных государственных формирований по правовому просвещению населения. Жители области стали больше знать о компетенции и полномочиях регионального омбудсмена, целях и задачах его работы. Обращения стали более предметными и конкретными, хотя по-прежнему число жалоб, не отве- чающих требования Закона Липецкой области № 155-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области», составляет довольно значительную цифру — 30%. С созданием сети МФЦ всей Липецкой области и расширением количества услуг, оказываемых этими центрами, можно связать и улучшение работы органов власти, непосредственно приближенных к человеку, что не могло не сказаться на сокращении числа жалоб. И, возвращаясь к качественным характеристикам обращений, нужно конста- тировать, что в тематическом аспекте никаких изменений не произошло. На про- тяжении всего времени работы Уполномоченного первая тройка тем выглядит так: — нарушения прав граждан правоохранительными органами (в 2013 г. — 14%); — реализация права на жилище (в 2013 г. — 13%); — нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (в 2013 г. — 9%). Перераспределение мест в разные годы внутри этой тройки происходит, но со- став её остаётся практически неизменным (например, в 2012 г. первое место раз- делили право на жилище и права потребителей жилищно-коммунальных услуг — по 18%). Таким образом, за прошедшие десять лет болезненные проблемы, актуаль- ные для большого числа наших сограждан, так и не нашли своего разрешения по существу. И это не только тревожно, но и опасно для авторитета государственной власти. Одновременно хочу обратить внимание, что работа с жалобами граждан на правоохранительные органы и суды выходит из компетенции Уполномоченного по правам человека в Липецкой области (который рассматривает жалобы на действия или бездействие только региональных и муниципальных органов власти), а все правоохранительные структуры, как известно, имеют исключительно федеральное подчинение. Решение жилищного вопроса находится в жёсткой взаимосвязи с муниципаль- ными бюджетами, бюджетом региона и бюджетами некоторых федеральных и ве- домственных программ. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания после изменений в законода- тельстве и в организационно-правовых формах управляющих компаний находятся в гражданско-договорной сфере права, а контроль омбудсмена не распространя- ется на деятельность коммерческих структур. Вместе с тем приведённые обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют не о правовом бессилии или недостаточной компетенции Уполномоченного по правам человека, а о том, что те органы, которые по закону должны контролировать со- ответствующие сферы жизни нашего общества (следствие, прокуратура, суд, жи- лищная инспекция, органы местного самоуправления и т.д.) в силу разных причин недостаточно эффективно справляются со своими обязанностями. И тогда люди вынуждены идти к омбудсмену. В свою очередь Уполномоченный своей деятель- ностью не заменяет работу других государственных органов. Но в любом случае при поступлении обращений, решение которых находилось вне компетенции ом- будсмена, заявителям давались подробные разъяснения о способах защиты прав в соответствии с действующим законодательством и уполномоченных государствен- ных органах. Среди других консолидируемых тем можно выделить реализацию права на квалифицированную медицинскую помощь — 7%. Жалобы на нарушения права граждан на обращения в органы государственной власти и на справедливое судеб- ное разбирательство составили по 6%. Право на гражданство, труд, пенсии, зем- лепользование составили каждое около 3% среди жалоб. Единичные обращения поступали и по другим вопросам. При рассмотрении обращений граждан в 88% случаев были даны консультации и разъяснения действующего законодательства, в 7% жалобы были признаны обо- снованными и проделана работа по восстановлению нарушенных прав граждан, в 5% факты нарушений не подтвердились. На момент подготовки доклада 7% об- ращений ещё находились на контроле Уполномоченного по правам человека или в стадии работы. Социальный состав заявителей достаточно стабилен. 16% — это люди с огра- ниченными физическими возможностями, 14% — пенсионеры, 12% — подозрева- емые и обвиняемые, ещё 12% — осуждённые. Есть также граждане других госу- дарств, дети-сироты, многодетные семьи, ветераны. 9% составили коллективные жалобы. География поступивших жалоб не принесла особых сюрпризов. Несколько снизилась доля г. Липецка (до 40%), и соответственно выросло число обращений из г. Ельца (18%). По-прежнему стабильно число обращений из Грязинского (4%), Данковского, Добровского, Елецкого, Лебедянского, Липецкого, Усманского и Ча- плыгинского районов (каждый около 3%). Обращения из остальных районов были единичны, из Воловского и Измалковского районов жалоб не поступало. Также в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области по- ступали обращения от жителей г. Москвы, Республики Дагестан, Ставропольского края, Воронежской, Ивановской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Саратов- ской областей. Продолжение на 6-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz