Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 158/24786/ 14 АВГУСТА 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 29 ТЕНДЕНЦИИ КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Билет в один конец Кризис турбизнеса: как выжить во время обвала? СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ На туристическом рын- ке России сложилась бес- прецедентная ситуация. В разгар сезона массовых отпусков один за одним объявляют о своем бан- кротстве или приоста- новке деятельности на неопределенный срок из- за финансовых проблем крупнейшие федераль- ные туроператоры. Только за последний месяц пре- кратили работать «Лаби- ринт», «Роза ветровМир», «Идеал-тур», «Нева» и «Экспо-тур». Список банкротов продол- жает пополняться. От небыва- лого обвала отрасли пострада- ли десятки тысяч российских туристов, которым аннулиро- вали оплаченные туры, бронь отелей и авиарейсов. Немало наших соотечественников застряли в аэропортах за гра- ницей, их эвакуация силами «Турпомощи» ещё продолжа- ется. Среди тех, кто вместо приятного отдыха получил множество проблем, испор- ченное настроение и туманные перспективы компенсации личных средств, потраченных на путевки, десятки липчан. Отчего лихорадит турбиз- нес? Почему крупнейшие тур- операторы оказываются не в состоянии выполнить свои обязательства перед тури- стами? Липецкие участники рынка сходятся во мнении, что туристическая отрасль зеркально отражает процессы, происходящие в экономике в целом. — Самая главная ошибка –мы забыли слова класси- ков экономической теории о необходимости строгого учета, — считает директор турагентства «Магазин путе- шествий» Светлана Бычкова. — Экономический кризис продолжается, потребитель- ский спрос на товары и услуги стабильно падает. Оборотных средств туроператорам не хва- тает, приходится брать новые и новые кредиты. При этом арендуются дорогие офисы, содержится большой штат персонала. Люди сегодня привыкли к существенным скидкам и распродажам. Их можно понять. А скидки-то не от хорошей жизни, бизнес сворачивается, предприни- матели хотят вернуть хоть часть затрат. В турбизнесе невозможно все время демпин- говать, зазор для скидок очень невелик. Маржа туроператора всего порядка 2,5-3 процен- тов с оборота, турагентства получают 8-10 процентов ко- миссии. Это ведь не как в ресторане, 300 процентов наценки на алкоголь и потом двадцатипроцентная скидка постоянным клиентам. Если нет запаса прочности в виде недвижимости, транспорта и других активов, то долго про- давать туры себе в убыток не получится. Система, основан- ная на ничем не обеспеченных кредитах, рушится. Выжива- ют сильнейшие. Общий объем падения спроса на туристические ус- луги на местном рынке за последние полтора-два года Светлана Бычкова оценивает, как минимум, в два с полови- ной раза. — Сотрудники периоди- чески обзванивают наших по- стоянных клиентов, стараясь заинтересовать их интересны- мипредложениями,—расска- зывает директор агентства,— часть сообщает, что вложили деньги в покупку квартир и автомобилей и не могут по- зволить в этом году полноцен- ный отдых, другие, и таких немало, признаются, что в их семейном бюджете траты на путешествия не запланиро- ваны. Не лучше ситуация и с корпоративными клиентами. Одна компания, которая рань- ше у нас по договору выкупала туров на 5 миллионов рублей в год, сейчас пока смогла приобрести туры для своих работников на 500 тысяч ру- блей. Везде режим жесткой экономии. Запрет на отдых за границей сотрудникам сило- вых структур в определенной мере повлиял на спрос, но не сильно, таких клиентов все равно было не больше десяти процентов. А вот рост курса валют и соответственно увели- чение стоимости туров, общая непростая ситуация в эконо- мике—гораздо более важные факторы, повлиявшие на ры- нок. За пятнадцать лет работы в турбизнесе я не припомню подобного серьезного кризиса в отрасли. Такой массовый обвал не могли предвидеть даже специ- алисты. — Мы стараемся сотруд- ничать только с проверен- ными надежными партне- рами, — говорит директор турагентства «ЕврАзияТур» Светлана Катаева. — С тем же «ИнтАэром» мыне работа- ли последний год, у них уже тогда возникали проблемы с расселением туристов. Но ни- кто и предположить не мог, что банкротом станет «Лаби- ринт». Этот крупный, давно и стабильно работающий тур- оператор активно работал с регионами, был консолидато- ром на многих популярных направлениях. Летом больше всего у них брали Грецию— в частности Крит и Родос с по- летом из Воронежа, Египет и Турцию. Зимой они делали хорошие объемы по Сканди- навии. С ними сотрудничали многие липецкие агентства. Все просто в шоке от случив- шегося. Сейчас помогаем ту- ристам оформить документы на получение страховки. Проблема уже вышла на государственный уровень. Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании пра- вительства 4 августа распо- рядился навести порядок в турбизнесе и исключить из реестра компаний тех, у кого нет надежного финансового покрытия. «У нас что полу- чается: сами по себе туристи- ческие операторы — они до- вольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на МММ. И на что бы там они ни ссылались и что бы они ни говорили по поводу умень- шения количества клиентов, отказов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они пра- вильным образом страховали свои риски», — подчеркнул Медведев. Министр культу- ры РФ Владимир Мединский сообщил, что в течение двух недель будут подготовлены поправки в интересах потре- бителей к законодательству, регулирующему туристиче- скую отрасль. Пока же туристам сове- туют быть более осмотри- тельными при покупке тура. Нужно постараться выяснить репутацию туроператора у профессионалов или хотя бы почитать информацию о нем в Интернете, заглянув на сайт Ростуризма. На официальном сайтеМинистерства культуры www.mkrf.ru/tourismопубли- кованы советы для туристов, как не статьжертвой недобро- совестного оператора. Хотя, естественно, стопроцентной гарантии никто не даст. Но, несмотря ни на что, трудный сезон-2014 продол- жается. Традиционно поряд- ка половины продаж липец- ких турагентств приходится на долю Турции и Египта. Двенадцать дней на Красном море в пятизвездочном оте- ле по системе «все включе- но» обойдутся примерно в 30 тысяч рублей на человека. По-прежнему популярны у туристов Испания, Греция, Кипр, чуть меньше в этом году спрос на Тунис. Благодаря адекватной ценовой и визовой политике и мероприятиям Года туризма в числе лидеров прочно закрепилась Италия. Липчане все чаще открывают новые для себя итальянские регионы, в частности — Апу- лию (в её столице Бари хра- нятся мощи Святого Николая Чудотворца),Сардинию. Есть спрос и на экзотику. Устав от красот Бали и Маль- див, клиенты отправляются в туры по Центральной и Южной Америке, Японии. Стоимость насыщенной двух- недельной программы с по- сещением известных досто- примечательностей составит от 3,5 до 5 тысяч долларов. С открытиемпрямого авиарейса Санкт-Петербург—Рейкьявик стала гораздо доступней Ис- ландия. Десять дней отдыха в стране гейзеров будут стоить порядка 50 тысяч рублей. Пожалуй, единственный положительный момент кри- зиса на туристическом рынке в том, что клиенты стали боль- ше доверять отечественным курортам. — Россию в этом году бро- нируют активно, — отмечает Светлана Катаева. — Хорошо покупают путевки на курорты Краснодарского края. Олим- пиада сыграла в этом не по- следнююроль. Авот поКрыму объемы продаж пока меньше, чем ожидалось. Видимо, ска- зывается то, что добираться сейчас в Крым приходится с определенными неудобства- ми. —Пока не будет полностью решена транспортная пробле- ма, вряд ли стоит рассчиты- вать на увеличение туристиче- ского потока на крымском на- правлении,—считает Светла- на Бычкова. —При этом надо отдать должное крымчанам. После перехода в расчетах с гривны на рубли они не стали поднимать цены, заморозив их на прежнем уровне. Так, десять дней в хорошем отеле в живописном месте между Алуштой и Новым Светом с двухразовым питанием будут стоить чуть больше 33 тысяч рублей на двоих. Отмечу, что всё больший интерес вызыва- ют маршруты выходного дня по Липецкой области и досто- примечательностям соседних регионов вместе с известным краеведом Александром Кло- ковым. Заказываем теперь уже двухэтажные автобусы. Просят больше устраивать ту- ров на Русский Север. Так что потенциал внутреннего туриз- ма ещё далеко не раскрыт. Эксперты сходятся во мне- нии, что нынешний кризис турбизнеса приведет в конеч- номитоге к дальнейшеймоно- полизации рынка. —Думаю, все идет к тому, что на рынке останутся толь- ко крупные игроки,—считает Светлана Катаева,— только им под силу работать в таких условиях, выполняя все более жесткие условия авиапере- возчиков. Очевидно, будет больше появляться сетевых агентств. При этом вряд ли стоит ждать серьезного паде- ния цен на путевки, чартеров стало меньше, а желающие отдохнуть всегда найдутся, несмотря ни на что. — На мой взгляд, в итоге выживут порядка 15 крупней- ших многопрофильных тур- операторов, — делится своим мнением Светлана Бычкова, — те, за которыми стоят се- рьезные финансовые структу- ры—TEZ, TUI и т.п., а также небольшие нишевые операто- ры, которые давно работают с определенной территорией. Не исключено, что и без того низкая маржинальность биз- неса станет еще ниже. Чтобы выжить, придется серьезно умерить аппетиты. В турагентствах считают, что рост популярности сер- висов по самостоятельному онлайн-бронированию пере- летов и отелей вряд ли окажет решающее влияние на их клиентуру. В Липецке про- должают работать порядка 150-170 агентств с разным объемом продаж и уровнем квалификации персонала. Многие липчане до сих пор ещё не могут разобраться в тонкостях онлайн-покупок, даже оформление загранпа- спорта через сайт госуслуг ста- новится для них проблемой. Далеко не все еще владеют иностранными языками хотя бы на минимальном уровне. Пока чаще других от услуг турагентств отказываются молодые путешественники, которые предпочитают па- кетным турам нестандартные маршруты и увлекательные приключения. Большинство выбирает предсказуемость и комфорт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz