Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 13/24641/ 23 ЯНВАРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД СОФЬЯ ВОБЛИКОВА В четверговом номере «Липецкой газеты» стар- тует рубрика «Культур- ный код». Появление ее не случайно, оно связано с наступившимГодомкуль- туры. В ее рамках вместе с нашими земляками мы обсудим самый широкий круг вопросов, связанных с развитием культуры, сохранением культурно- исторического наследия. И, конечно, попытаемся понять: каков тот куль- турный код, который нас объединяет. Как он сфор- мировался? Как он влияет на нас, на нашу повседнев- ную жизнь? Открывает рубрику беседа с заместителем главы админи- страцииЛипецкойобластиЛюд- милой Кураковой. Уже почти шестнадцать лет она курирует сферу культурыи искусства (на- ряду со сферами образования, физической культуры, спорта и туризма). Проблемы этой от- расли, ее сильные и слабые сто- роны известны ей досконально. Но в разговоре мы пытались не столько сосредоточиться на уз- коотраслевыхвопросах, сколько понять: каков образ культуры нашего региона в целом. — Людмила Валентиновна, каким вам видится предна- значение отрасли культуры сегодня? — Прежде всего оно в раз- витии тех институтов, которые связаны с сохранностью куль- турного наследия, а также в соз- дании условий для реализации творческих способностей. Это очень важно. Каждый из нас имеет свой талант, способности, у каждого есть потребность про- явить себя в чем-то таком, что так или иначе приподнимает его над повседневностью. У од- ного эта потребность выражена больше, у другого меньше, но она есть у всех. — А откуда в нас такая по- требность? Ведь она вроде бы ничем материальным не обу- словлена, в отличие от потреб- ности в еде например. — Вероятно, все-таки это в природе человека заложено. Это то, что поднимает его над миром природы. Поднимает, но не отрывает, подчеркиваю. По- тому что подлинная культура проявляет себя и в бережном отношении к окружающему миру. Поэтому, кстати, и зоо- парки относятся к учреждениям культуры. Над этим порой по- смеиваются, а зря. — Только что все липчане отметили 60-й день рождения области. На ваш взгляд, успел ли наш регион обрести за это время свой, особенный, куль- турный образ? — Шестьдесят лет — не та- кой большой в историческом плане срок, за который успе- ли бы сформироваться некие уникальные черты липецкой культуры. Но все-таки опреде- ленная специфика у нас есть, хоть однозначно определить ее и непросто. Что-то мы унасле- довали от тех областей, части Заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Куракова: «Подлинное искусство — для всех» которых вошли в состав нашего региона. Кстати, довольно долго еще бытовало такое деление: эти курские, а те рязанские и т.д. Но сейчас уже все мы стали липчанами, земляками, о чем совершенно справедливо сказал и глава области Олег Петрович Королев на недавнем торжест- венном собрании, посвященном юбилею. Свою роль в формировании культурного образа области сы- грало и то, что ее центром был выбран Липецк как промыш- ленный город. На строительство тогда ещеНоволипецкогометал- лургического завода приезжали не только жители окрестных сел, деревень, носители народ- ных традиций, но и специали- сты со всего Советского Союза. Как правило, это были люди высококультурные, прекрасно образованные. Вот из этого сплава традиционной народной культуры Черноземья и куль- туры, скажем так, городской, интеллектуальной и возник наш, липецкий, образ. — Но какого начала — на- родного или городского—боль- ше в этом сплаве? — У нас интересная ситу- ация сложилась. С одной сто- роны, за последние годы очень вырос интерес к серьезному искусству, поэтому стала воз- можной, к примеру, реализация таких проектов, как постановка оперы «Легенда о граде Ель- це», организация выставок из фондов Эрмитажа и так далее. С другой, народные традиции у нас не отмирают, а живут и развиваются. Вот рояльная гар- мошка. Казалось бы, совсем она пропала, но нашелся молодой парень, который не только уме- ет играть на этом инструменте, но и делает его по старинным образцам. Интерес к ней вновь начал расти. Или романовская игрушка. Уж зачем, вроде бы, нынешним детям какая-то сви- стулька, но не уходит она в прошлое. Все равно хочется ее, теплую, живую, взять в руки, посвистеть. Ребятам это нравит- ся, а уж когда они сами могут ее слепить!.. РаботникиЦентра ро- мановской игрушки, областного Центра культуры и народного творчества молодцы! Они очень активно популяризируют на- родное творчество. В том-то и суть учреждений культуры — сохранять традиции живыми. — Значит, роль учреждений культуры не должна ограничи- ваться, условно говоря, только решением творческих задач, созданием искусства ради ис- кусства? Обязательно еще и идти, как говорится, навстречу человеку, так? — Это замечательный во- прос. Прямо скажу: в отноше- нии искусства не признаю тако- го определения—«не для всех». Кино не для всех, литература не для всех… А для кого? Для избранных? А музыка Чайков- ского, Моцарта, книги великих писателей — они тоже только для ценителей? Наверное, по- тому и признается то или иное произведение шедевром, что оно вне зависимости от времени и своей сложности затрагивает души, сердца, умы самого ши- рокого круга людей. Это если говорить в целом. С точки же зрения интересов об- ласти мы не можем позволить себе содержать, допустим, театр, или филармонию, или любой крупный коллектив только для того, чтобы их сотрудни- ки творили «для себя». Нет, наша задача — привлекать как можно больше людей, особенно молодежи. В этом плане мы, кстати, находим взаимопони- мание с нашими работниками культуры, руководителями художественных коллективов. У нас, например, на концертах, проводимых областной филар- монией, — полные залы. К нам приезжают артисты мирового уровня — Башмет, Гергиев, Мацуев, а они на пустое место не поедут. Мы много сделали для того, чтобы воспитывать зрителя с малых лет. У нас есть и Театр кукол, и детские поста- новки в академическом театре имени Л.Н. Толстого, и детская филармония, работающая при «взрослой»… И сегодня области уже нужен большой концерт- ный зал, способный вместить всех желающих приобщиться к искусству. Это проблема, но мы ее обязательно решим. — Взаимоотношения куль- туры и власти — это еще одна тема, обсуждение которой в российском обществе идет, по- жалуй, постоянно. Популярно мнение, что эти сферы опреде- ленным образом противостоят друг другу, что власть, как правило, недооценивает роль культуры в обществе, призна- вая, так сказать, ее прикладную роль, но не отдавая должное ее глобальному значению. — Абсолютно несогласна с этим утверждением. Во власти, как и в любой другой сфере, есть разные люди. Есть увлеченные, поддерживающие культуру в ее живом проявлении и вовсе не воспринимающие ее как красивый шкаф, набитый кар- тинами, нотами и прочим, что годится для развлечения или воспитания. Хотя и та, и дру- гая роль культуре свойственна. Да даже то, что нынешний год посвящен именно культуре, свидетельствует о заинтересо- ванной позиции государства, власти к этой сфере. Я знаю своих коллег, знаю, например, как Олег Петрович трепетно от- носится к вопросам культуры, всем старается помочь. Но есть ограничения в возможностях. Чтобы пустить деньги в куль- туру, надо, чтобы другие блоки — промышленность, сельское хозяйство — работали эффек- тивно.Асосредоточиться только на культуре, забыв про другие направления, — наверное, не- правильно. Но работники культуры — люди ранимые. Ипоройминусы они преувеличивают до невоз- можности, а плюсы, наоборот, не замечают. Однако творческий человек и должен быть таким. Он не может быть равнодуш- ным, не может работать по указ- ке. Он беспокоится обычно не за свое личное благо, а за интересы своего дела. Главное, чтобы обе стороны — и власть, и культу- ра — понимали друг друга. В нашем регионе, на мой взгляд, такое понимание есть. — Основы культурной лич- ности человека закладываются в самом раннем возрасте. Кто на вас в большей мере повлиял в детские годы? —Бабушка, мымного време- ни с ней проводили, она мне про домовых, чертей рассказывала. Пела—в лес идем«пешки», как она говорила, то есть пешком, и она запевает: «Куда бежишь, тропинка милая». По ее, мами- ной, линии родня вообще певу- чая, некоторые иконсерваторию закончили. У дедушки тоже песня любимая была — «Под окномчеремухаколышется». От него, кстати, присказку переня- ла: «Сумела готовать, не сумела подавать». Я ее теперь иногда коллегам своим говорю: мол, сумели приготовить, сделать что-то, а подать, преподнести как следует не смогли. Со сто- роны отца родственники тоже и пели, и танцевали, дядя на гармошке замечательно играл. Я сама долго пела в хоре ДК тракторного завода. Ходила в кукольный кружок, в библио- теку. Однажды библиотекарь Людмила Васильевна, рабо- тавшая в детском абонементе, сказала: «Людочка, тыу нас уже все перечитала, пойдем, я отведу тебя во взрослый отдел». И она меня повела коротким путем — через книгохранилище. Вот это ощущение я в жизни не забуду! Я задохнулась от счастья, что меня так выделилииз всех, дали увидеть это огромное собрание книг... Мне тогда тринадцать лет было. Но в культурном плане мы растем всю жизнь. Вот недавно отмечали юбилей Василия Ла- нового, услышала в интервью с ним замечательные слова о том, что надо чаще смотреть в небо, чтобы помнить: мы имеем более высокое предназначение, чем просто землю топтать и по- глощать то, что она нам дает. Сказала об этом своей приятель- нице, а она в ответ: если в небо смотреть, так и упасть можно. А ты, советую, остановись. Иногда неплохо помедлить, посмотреть вокруг себя. Наверное, тогда и мысли другие придут, и суета отступит, которая мешает нам быть людьми в полном смысле этого слова. Формула культурного кода Людмилы Кураковой: Терпимость, уважение к окружающим. Воспитанность, соблюдение правил этикета. Высокая бытовая культура. “ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz