Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 148/24776/ 31 ИЮЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 24 ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА СЕРГЕЙ МАЛЮКОВ С художником-поста- новщиком Александром Толкачевым я познако- мился в Ельце. На живо- писных улицах старого города режиссер Андрей Малюков снимал дляПер- вого канала фильм «Пое- динок» по прозе Куприна. Как оказалось, Елец сразу же очаровал художника своей первозданной, не- тронутой временем кра- сотой, долгие поиски на- туры для съемок успешно завершились на берегах Быстрой Сосны. Опыт и художественный вкус не подвели Толкачева, Елец стал не просто фоном, но и полноправным героем «Поединка». Александр Никитич — личность в среде кинемато- графистов известная и уважа- емая. Заслуженный деятель искусств России, дважды лауреат Государственныхпре- мийСССР, обладательвысшей награды Российской акаде- мии кинематографических искусств «Ника» работал со многимиизвестнымимастера- ми кино. Вадим Абдрашитов, Александр Прошкин, Павел Лунгин— вот имена лишь некоторых из них. Толкачеву есть что рассказать и своим студентам во ВГИКе, и нашим читателям. — Александр Никитич, какие впечатления остались от работыв Ельце, чем запом- нился вам проект «Куприн»? — Елец мне понравился сразу. Есть в нем какая-то подлинность, неброская кра- сота старого русского города, не испорченного современной цивилизацией. Признаться, мы с моей коллегой, худож- ницей Элиной Бурдо, очень долго выбирали натуру для «Поединка». Побывали в десятках мест в центре Рос- сии, объездили всё «Золотое кольцо» — все не то. Как можно работать надфильмом, действие которого происходит в 1905 году, если в домах на натуре пластиковые окна и спутниковые тарелки? Ельцу удалось сохранить свой купе- ческий дух и неповторимую атмосферу. Впрочем, экспедиции ни- когда не проходят гладко. Поверьте моему сорокалет- нему опыту, натурные съем- ки — всегда форс-мажор. Технологии ушли далеко вперёд, а декорации возво- дятся абсолютно так же, как и полвека назад. Пожалуй, единственное, что изменилось Александр Толкачев: «Художник всегда найдет, что делать» Известный кинематографист о себе и о творчестве разительно, — это сроки. Они стали чудовищно короткими, работать приходится кругло- суточно. Сцена пикника в повести Куприна происходит весной, мы же снимали этот эпизод на берегу реки глубо- кой осенью. Чтобы защитить актеров от дождя, мы при- думали беседку с видом на Вознесенский собор. Потомпо ходу выяснилось, что в сцене должны принимать участие не 15,а 30 человек, следова- тельно, павильондолженбыть вместительным. Ни времени, ни средств на такое строи- тельство у нас нет. Пришлось импровизировать исходя из того, какие материалы есть в наличии в Ельце. Насквозь промокшие местные ребята из немногочисленной бригады, работавшей на площадке, по- стоянно совершавшие чудеса мастерства и самоотдачи за небольшие деньги, за ночь сделали невозможное — со- орудили изящную беседку. Простые рабочие спасли съем- ки и сделали неоценимый по- дарок к моему днюрождения, который я отметил бессонной холодной ночьюна площадке. Искреннее спасибо им за это. Так и живем, тяжело, но ин- тересно, художник придумал — с него и весь спрос. Зато в Ельце осталась хорошая беседка в красивом месте: добрые дела—побочный про- дукт кино. — А как попали вы в этот «прекрасный и яростный мир» кинематографа? — Рисовать я любил всег- да. Первые «взрослые» деньги я получил ещё в дошкольном возрасте, изобразив цветны- ми карандашами на листах ватмана учебные пособия по анатомии животных для сельскохозяйственного тех- никума.Нохудожникомстать не стремился. Однако в клас- се четвертом с другом-одно- классником все-таки запи- сался в кружок рисования — просто столярный, в который мы собрались, был в этот день закрыт. А в художественном училище, куда я пошел после школы, решил, что хочу стать мультипликатором, так я и оказался воВГИКе. На втором курсе пригласили поработать ассистентом художника на только что созданной Экс- периментальной творческой киностудии. Сразу же отпра- вили в экспедицию в Выборг. Первая ответственная работа, которую доверили мне, — на- писать на тендере паровоза лозунг: «Напором дружным, усильем смелыммыкапиталу главу сотрём!», а на «морде» локомотива — «Смерть ка- питалу!». Я, отчаянно балан- сируя на лесенке, всю ночь писал эту глупость и был страшно горд содеянным. На этой картине я научился мно- гому. И, думаю, не столько азам незнакомой профессии, сколько системе человеческих взаимоотношений. Именно там я познакомился с моло- дым тогда артистом Колей Губенко. Так, с фильма «Ан- гел» началось наше общение, впоследствиикардинальноиз- менившее многое, в частности мою жизнь. —То есть вынашли своего режиссёра? — От Губенко исходило какое-то магическое обаяние, игнорировать которое было невозможно. В 26 лет он был мощной сложившейся лич- ностью, способной покорить, по-моему, кого угодно. Но кроме харизмы из Губенко пёр талантище. В 1968-м он нашел меня во ВГИКе и пред- ложил делать с ним его пер- вую курсовую режиссёрскую работу— 10-минутный немой этюд «Настасья и Фомка». Мне пришлось всерьёз озабо- титься изготовлением гроба и могильных крестов. Это сейчас всё можно найти в Ин- тернете, а тогда мне пришлось с трудом добывать адреса по- хоронных контор и пугать их клиентов своими замерами стенок гробов. Главного героя — Фомку — Губенко нашёл в Троице-Сергиевой лавре, на паперти. Он был, по ны- нешним понятиям, бомжом и профессиональным нищим. Эти обстоятельства, очевидно, развили в нём способности к лицедейству — с актёрскими задачами он справлялся хо- рошо. Всё бы замечательно, но самодеятельный актер наградил на съемках нас… вшами. «…Твою мать! А я в одном костюме с Высоцким играю!—первое, что восклик- нулНиколай, перепугавшись. —Теперь весь театр может за- разиться!». Пришлось срочно прожаривать одежду. А я еще сыграл в картине роль мо- лодого Фомки вместе с юной Натальей Белохвостиковой, но это, увы, никто не заме- тил и не отметил. Дебютная работа у Коли получилась очень сильной, со своим вы- разительным киноязыком. Тогда Губенко поразил меня фразой: «Режиссура — это предвидение». Он предвидел, что Фомка не подведет и оты- грает как надо. Спустя годы, когда мы вместе работали над «Подранками», Губенко столь же успешно находил общий язык с хулиганистыми дет- домовскими детьми, жизнь и поведение которых были и вовсе непредсказуемыми. Думаю, что они доверяли друг другу и чувствовали это. Ведь круглый сирота и детдомовец Коля Губенко сделал себя сам с нуля. — Ещё один выдающийся режиссёр, с которым вырабо- тали на протяжении долгих лет, — Вадим Абдрашитов. Как началось ваше сотруд- ничество? — К началу 1980 года, когда мне уже исполнилось 33 года (возраст Христа!), закончились съёмки фильма «Из жизни отдыхающих», наступила пустота и кризис среднего возраста. Предло- жений было предостаточно, я отверг больше трех десятков картин. От нечего делать стал обучать рисованию детей зна- комых. Однажды, во время очередного рисования «ку- биков-табуреток», раздался звонок в дверь. В полумраке лестничной площадки стоял режиссёрВадимАбдрашитов, мойшапочный знакомый ещё по ВГИКу. Не обращая вни- мания на учеников, он начал рассказывать о своем новом фильме. В нем два мужика — следователь и журналист — выясняют правоту своих суж- дений об эпизоде аварии на железной дороге. Согласиться я тогда согласился и пожал Вадиму руку, но когда стал читать сценарий, то пришел в растерянность. Не кино,а радиопостановка какая-то. Одни диалоги. Бухтят два мужика о смысле жизни, а я-то тут при чём? Мне-то что там делать?Поделился сомне- ниями с Абдрашитовым. И он произнес фразу, ставшую для меня чем-то вроде лозунга или постулата. — Старик, ты — худож- ник! Найдёшь, что делать. И я, надеюсь, нашёл… Во всяком случае—не навредил. Фильм «Остановился поезд» имел сложную прокатную судьбу, но определенный ре- зонанс он произвел, и его создатели спустя четыре года получили ГоспремиюРСФСР. Только благодаря настойчи- вости и принципиальности ВадимаАбдрашитова и сцена- риста Александра Миндадзе стал лауреатом и я. А вместе мы сделали ещё немало до- стойных картин. — Какие из фильмов Аб- драшитова-Миндадзе вы бы отметили особо? — Каждый из них по- своему дорог, ведь это же часть жизни и творчества. Следующим был «Парад пла- нет». Прочитав сценарий, я, признаться, вообще не понял, про что он. Но поскольку Александра и Вадима очень уважал, согласился, в на- дежде разобраться во всем в процессе съемок. Кстати, «Парад планет» надолго раз- вел меня с Колей Губенко, он также собирался запускаться с новым фильмом. Я узнал об этом буквально на следу- ющий день после того, как дал согласие Абдрашитову. Мой отказ здорово спутал ему карты. Вообще жизнь всей нашей группы оказалась по- делена на «до» и «после». Мы даже иногда приветствуем друг друга паролем и отзывом отправившихся из фильма»— «Карабин!» — «Кустанай!». «Парад планет»—картина философская, притчевая, о странном путешествии соро- калетних героев без видимой цели, в поисках себя. Было очень трудно найти натуру и На съемках в Ельце. Александр Толкачев читает «Липецкую газету».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz