Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

спрашивается, они ли вино- ваты в том, что раньше ничего не слышали ни про повесть, ни про легендарный советский фильм? Чему их учили в шко- ле, о чем им рассказывали ро- дители? Кстати, после фильма они все прочитали Васильева. Но меня саму поразило, как они, семнадцатилетние, смог- ли так глубоко проникнуть в роли, как смогли прожить судьбу героев! — Вы пытались как-то приблизить постановку к их интересам и увлечениям? — Прежде всего мне хо- телось сделать серьезную и яркую, запоминающуюся по- становку. В ней есть и хорео- графия, и вокал. А интересы ребят… Если ты умеешь доне- сти до них свой замысел, уме- ешь убедить и увлечь их, то им обязательно будет интересно. Мы почему-то забываем о том, что интересы надо формиро- вать. Дайте им почувствовать вкус настоящего искусства, настоящего творчества, и они сами откажутся от подделок и суррогатов. В том-то и беда, что с подлинной культурой они никогда не сталкивались. — Вы заметили какие-то перемены в первокурсниках? —Разительные! Они сейчас от меня просто не отходят: просят новые роли. И что са- мое главное — им захотелось играть классику, захотелось психологизма, серьезной дра- матургии. И ведь за ними сразу потянулись другие ре- бята, потому что увидели: у их товарищей есть другаяжизнь, —насыщенная, интересная. И вот это меня особенно радует. — Такие поездки нужны ребятам? — Конечно! Ведь это по- гружение в совершенно осо- бую атмосферу. Во-первых, они увидели уровень других студенческих театров. А во- вторых, фестиваль проходил в Академии изящных искусств. Мы постоянно находились среди развешанных на стенах полотен, мымогли наблюдать, как рисуют дети, наконец, нам дали мастер-класс, где мы сами учились рисовать. — А что самое главное вы стараетесь донести до них во время вашего общения? — Я постоянно твержу им, что на сцену пустым выхо- дить нельзя. Что даже в самой маленькой роли надо найти то, что ты должен донести до публики. А еще я их сразу предупреждаю, что придется очень много пахать, что это не халтура и не развлекуха. И они это принимают! Даже сами рассказывают новеньким, что у нас заниматься очень трудно, что надо будет очень много работать. По-моему, это чрез- вычайно важно — понять, что труд и творчество неразрывно связаны. Нам повезло, мы еще раз сыграли «А зори…» нака- нунеДняПобедыпередшколь- никами и ветеранами войны. И в какой-то момент один из ветеранов всталиначал читать стихи о войне.Изнаете, это так органично вошло в спектакль, словно заранее было задумано. Апотомветеранынамсказали, что знают это произведение уже наизусть, номызаставили ихвзглянутьнанего совершен- но по-новому. И еще, что они не ожидали такого проникно- вения в тему войны от совсем молодых. — Когда ребята занима- ются у вас не первый год, вы замечаете в них какие-то перемены? —Да, они очень меняются. Они начинают читать, причем серьезную литературу. Перед летними каникулами просят: «Пожалуйста, подскажите, что нам почитать!» Знаете, ка- куюпостановку мы сделали на «Студенческую весну» в этом году? Мы поставили…отры- вок из статьи Виссариона Бе- линского о театре. Помните? «Любите ли вы театр так, как люблю его я?» Причем сдела- ли это на музыку из мюзикла «Чикаго». Это получилась настоящая феерия, ребятам так понравилось то, что мы придумали! —Вы отбираете в своюма- стерскуютолько талантливых ребят? —Ни в коем случае, я рада всем. И потом, талант — это прежде всего труд. Иногда ре- бята приходят просто потому, что иминтересно. Но проходит время, и у них начинают про- являться какие-то дарования. Ипотом, у меня много тех, кто непосредственно в постанов- ках не участвует, но без кого мы бы просто не смогли выйти на сцену. Это те, кто помогает делать декорации, отвечает за свет, звук. И вообще мы всё вместе придумываем. — Вот вы рассказываете о своихподопечных, а я слушаю и не могу понять: а когда же № 143/24771/ 24 ИЮЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ЕЛЕНА БРЕДИС Одна из многочислен- ных наших претензий к молодежи — это нехватка культурыу нового поколе- ния, а порой и вовсе ее от- сутствие. Хотя, если вду- маться, молодые живут в своей культурной среде, создавая и развивая ее. Другой вопрос, что людям старшего поколения эта среда порой не нравится. Общество совершенно справедливо и обоснованно пугает то, что традиционные культурные ценности, на ко- торых воспитывались наши отцы и деды, оказываются выброшенными на свалку истории. Прерывается связь времен, как модно сейчас стало говорить. Но это не про- сто красивая фраза. За нею — глобальное непонимание друг друга и как следствие — одиночество. Но может, в этом есть доля и вины стар- ших? Может, это мы не умеем показать им все богатство и всю глубину того, что было накоплено многими поколе- ниями? Показать так, чтобы они почувствовали — да, это их, родное и необходимое. А вот художественный руково- дитель творческоймастерской «Какпойдет…»Липецкогофи- лиала Российской академии народного хозяйства и госу- дарственной службы приПре- зиденте РФ, победитель акции «Липчанка года» в номинации «Профессиональная карьера» Елена Мистюкова-Севостья- нова умеет это сделать. Как? Об этом она рассказала при встрече с корреспондентом «Липецкой газеты». — В прошлом году голов- ной вуз РАНХиГС проводил всероссийский театральный фестиваль, где студентам предлагалось выступить в десяти номинациях. Мы по- ехали в первый раз. Кроме тех ребят, которые занимаются у меня уже не первый год, я рискнула взять и первокурс- ников. Риск был, конечно, не- малый, потому что я ставила спектакль «А зори здесь ти- хие». Вообще же мы участво- вали в семи номинациях из десяти. И ребята не подвели! Мы получили «Театральную маску» за третье место по всей России! Хотя я им сразу гово- рила: «Не гонитесь за приза- ми, просто постарайтесь вы- ступить достойно!» Тем более что там были представлены очень сильные театральные коллективы. А кроме этого мы еще в шести номинациях получили дипломы, причем нигде ниже третьего места не опустились. — А как им показалось само произведение Бориса Васильева? — Очень многие про него и не слышали. Увы, читать было уже поздно, поэтомуяпо- просила их посмотреть фильм Ростоцкого. Выне представля- ете, какое он на них произвел впечатление! Они были просто потрясены. Оказалось, что все это им очень близко, дорого, что они способны на самое глубокое сопереживание. Так Художественный руководитель творческой мастерской Елена Мистюкова-Севостьянова: «Мы сами обделяем молодежь» „ Труд—Талант—Творчество!Жизнь прекрасна, замеча- тельна и чудесна, давайте вместе сделаем ее еще лучше! „ Сохранить и передать потомкам лучшее, что имеется... Уважение к своей культуре. „ Мудрость, терпение и огромная выдержка. Все победы начинаются с побед над самим собой. “ Формула культурного кода Елены Мистюковой- Севостьяновой: они находят время сидеть в Интернете? — Понимаю, шутите. За- чем им Интернет, зачем соци- альные сети, если у них есть потрясающее живое общение? Да им интересно жить настоя- щей реальнойжизнью, они ис- пытывают ярчайшие эмоции, зачем им виртуальный мир? Если у вас есть выбор пить на- туральный кофе или из цико- рия, что вы предпочтете? Вот и тут так же. Даже те, кто уже закончил академию, продол- жают приходить к нам, просят дать роли, как-то задейство- вать в новой постановке. И с радостью откликаются, если я прошу их помочь. Мне жалко, конечно, что пять лет пролета- ют быстро и они уходят… Но уходят они уже другими, и это самое главное. — А на чисто бытовом уровне какие-то перемены в них происходят? — Это особенно на мальчи- ках заметно. Они становятся джентльменами! И ведь ни- каких специальных бесед не ведем, никакого ликбеза по этике отношений. Но я вдруг замечаю, что они не разреша- ют девочкам носить тяжелые сумки с костюмами, что они стараются ограждать и их, и меня от решения каких-то ор- ганизационных проблем. — И все-таки, мне хочется понять: неужели они легко меняют свои пристрастия в той же музыке, и вам не при- ходится идти у них на поводу при выборе репертуара? —Когда приходят поющие ребята, то репертуар у них, как правило, исключительно англоязычный. Но уж тут я говорю «стоп», давайте-ка с вами будем русские песни петь. Ведь есть потрясающий репертуар советской эстрады, есть изумительной красоты русские народные песни, а они этого не знают. Это незнание —жуткий пробел в их душах! А военные песни? Страшно сказать, но они не знали песню «В лесу прифронтовом»! При- шлось по нотам разучивать. Да многих военных песен не знают. Зато когда начинают петь, то понимают, какая это красота, какое это искреннее подлинное чувство. А как они у меня танцуют русские народные танцы, с каким удо- вольствием! Оказывается, что все это очень близко, что все это где-то тамдремало ипросто ждало своего часа. — И вы не боитесь, что им такой репертуар не понравит- ся и они уйдут от вас? — Да как может не понра- виться то, что уходит корнями в твою культуру? На самом деле тему патриотизма не надо навязывать, она в этом не нуждается. Потому что души ребят откликаются на нее мгновенно. Вы только дайте им этот материал! Покажите серьезные сильные фильмы о войне, а не какой-нибудь ново- дел с ряжеными фашистами. Покажите им красоту русско- го народного танца и русской песни, и они перестанут заучи- вать американские шлягеры, где половину текста не пони- мают. Не надо плохо думать о молодежи, давайте сначала плохо подумаем о себе. Ведь это мы их зачастую обделяем. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz