Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 143/24771/ 24 ИЮЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 4 ЛЮДИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ НИНА ВОСТРИКОВА Представители одно- го из коренных народов южных рубежей России — табасараны — вот уже более трех десятилетий проживают в селе Скорня- ково Задонского района. На сегодня это самаямало- численная народность в большой дружной семье, населяющей территорию нашей области. Табар—это горные верши- ны и хребты, стан-страна, то есть страна горных вершин и хребтов, так сами табасараны объясняют название своей национальности. В русском селе — равнинная местность, неподалеку течет быстрая река Дон, чем-то напоминающая горные рекиДагестана, откуда вначале 80-х сталипереезжать семьи азербайджанцев из Та- басаранского района южного Дагестана — области их исто- рического расселения. Как рассказала глава сель- ского поселения Скорняков- ский сельсовет Любовь Ко- роль, первымина центральной усадьбе села поселились две семьи агронома и ветврача, окончивших Воронежский СХИ, — Залумхана Ярохме- дова и Абзера Ахмедова. При- ехавшие в бывший в то время совхоз «ТихийДон» по распре- делению, они пустили корни в селе. Сегодня в Скорняково и соседних селах — Гагарино и Тростяное — 209 человек табасаранов. Все они дружны не только между собой, но ла- дят и с местным населением, уважая русские традиции и культуру. Три поколения Журналистов «ЛГ» госте- приимно встретили в семье Залумхана и Кефье Кахри- мановых, переехавших на постоянно место жительства в Задонский край из Табасаран- ского района Дагестана в 2000 году. Впросторномкирпичном доме из пяти комнат — три поколения Кахримановых, включая двоих сыновей со снохами и детьми. Еще трое взрослых детей: старший сын Зехмет, дочери-двойняшки Шефане и Рефане — живут своими семьями отдельно в том же селе. В доме, несмотря на зной- ный день, прохладно, царят покой и умиротворение. Гости в доме, значит, будет накрыт большой, на 30 персон, стол в гостиной. Пока гостья и хозя- ин беседуют, снохи и дочери хлопочут над угощением. На родном языке они советуют- ся с матерью, какой чайный сервиз подойдет лучше. На столе появляются сладости, нарезанные арбуз и дыня. Нас приглашают утолить жажду чаем. — В 1996 году я приехал в русское село впервые, в гости к сестре, которая здесь жила вместе с мужем и работала в совхозе, — рассказывает Залумхан и просит для про- стоты общения называть его Табасараны из Скорняково В одной из семей самой малочисленной народности в области побывали корреспонденты «ЛГ» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Селимом, а жену Катей. — В Даргасе я работал бухгалте- ром в местном совхозе, но к середине 90-х хозяйство при- шло в упадок, стали задер- живать зарплату. Конечно, и здесь у нас поначалу были трудности. Некоторое время Селим нанимался на стройку к част- никам. Катя работала до- яркой на совхозной ферме. В 1999 году купили дом под снос и участок земли, решив построить жилье для своей большой семьи. Дом дляКахримановых по- могали строить родственники и земляки, обжившиеся на новом месте. Через несколько месяцев были готовы стены, крыша над головой и одна от- деланная комната, в которую все и переехали. — Конечно, решиться на переезд, когда дети станови- лись на крыло, было непросто, — не скрывает глава семьи. Младший сын Шимал и его сестры продолжили уче- бу в старших классах уже в Скорняковской школе. Под- ходило время женить Зехмета и Тюменя. — За первые четыре года супружества я родила мужу пятерых детей,—рассказыва- ет Катя.—Семья должна быть большой. Образцовое ЛПХ Как и многие семьи таба- саранов, Кахримановы стали жить личным подсобным хо- зяйством. Завели несколько коров, стадо овец, поросят и птицу. Так что в магазин Ках- римановым ходить практиче- ски не за чем. Даже хлеб они пекут сами. — Мука, вода, дрожжи. Несколько минут в духовке, и лаваш готов, — рассказывает Катя.—Мы сами варим брын- зу из молока, мужчины очень любят бозбаш — наше нацио- нальное блюдо. Этот мясной суп из бараньей грудинки на специальной сырной заправке с разнообразными овощами и приправленный зеленью, получается очень густым. Ча- сто готовим хинкали, долму — голубцы из виноградных листьев и лепешки с начинкой из творога илимяса с зеленью. Особенно вкусной удается брынза, которая готовится по специальному рецепту. На этот сыр всегда находятся покупатели-односельчане, так же, как и на остальные продукты с личного подворья: молоко, творог, яйца, мясо. Кулинарией в большой семье занимаются женщины. Причем стараются готовить на один раз, а потому варить, парить и тушить приходится как минимум трижды в день. Многочисленное семейство за большим кухонным столом собираетсявместе на завтраки, обедыи ужины—это еще одна из традиций. Хлопот по дому немало. Поэтому вставать приходится очень рано. Споза- ранку нужно подоить корову, накормить-напоить остальную скотину. Но трудолюбивая се- мья Кахримановых работы не боится. В планах — открыть возле дома свой магазин и парикмахерскую, в которой будет работать одна из снох — Фарида. Дважды в месяц, а то и чаще Кахримановы возят ба- ранину, свинину на один из крупных рынков Москвы. Шкуры животных скупает предприниматель из Донско- го. Все идет в дело. — Сначала мы торговали в Москве сами, но потом нам сказали, что наше дело — вы- ращивать скот, а продавать есть кому. Законы рынка есть законы рынка, — рассуждает Селим. — Конечно, есть свои трудности. Сначала в селе пастбищ для выпаса скота и сенокоса хватало, а теперь кругом частные владения. С этим тоже приходится счи- таться. Одно из традиционных женских ремесел табасаран —ткачество ковров изшерстя- ных ниток. Ковер, вытканный Катей собственноручно, укра- шает просторную прихожую, где семья смотрит телевизор. — Женщины нашего рода всегда ткали ковры и рабо- тали на виноградниках, — рассказывает Катя. — Еще мы изготавливаем одеяла из шерсти овец. Такие одеяла я делала для дочек в приданое. Это очень трудоемкая работа. Стриженая овечьяшерсть очи- щается от жира и запахов, мо- ется добела и высушивается. Затем равномерно набиваем в полотно и вручную просте- гиваем. Послушание старшим Еще одну традицию я бы назвала так: послушание стар- шим.ЖенамладшегоШимала Гюльсенем рассказала о том, как она выходила замуж: —Мыучилисьводнойшко- ле, иШимала я знала, хотя он и старшеменянашесть лет.Но никаких встреч-ухаживаний между нами не было. И когда родителиШимала приехали к моим, папа и мама спросили меня: хочу ли я выйти за него замуж. Я согласилась. Через месяц сыграли свадьбу. Теперь у нас подрастают сын и дочь. В школе Гюльсенем учи- лась хорошо и заочно посту- пила в ЕГУ, хотела стать учи- телем или воспитателем. Но на первую сессию в Елец муж уехать не позволил. Молодая супруга подчинилась, пото- му как воля мужа — закон. Может быть, поэтому браки у табасаранов крепкие, разводов практически не бывает. Кстати, в семье говорят на азербайджанском, и табаса- ранского наречия липецкие табасараны не знают. С рус- скими и другими азербайд- жанцами говорят только на русскомязыке. Таковыправи- ла. Устройство быта Кахрима- новых условно можно назвать патриархально-крестьянским. Все решения принимают муж- чины рода. — Женщины в таких се- мьях рожают по двое-трое и больше детей,—рассказывает Любовь Король, отчасти рас- крываяпричины, почему таба- сараны поселились в одном из русских сел. — Как граждане России они получают детские пособия, материнский ка- питал, а многодетные семьи пользуются льготами. Обру- севшие табасараны социально активны. Они участвуют в праздновании Дня села, рай- онных и областных ярмарках, конкурсах на лучшую семью. Можно с полной уверенностью сказать, что за годы, прожи- тые азербайджанцами в глу- бинке России, они влились в нашу большую семью. В продолжение темы Большинство населения региона — этнические рус- ские: свыше 92 процентов. Из других национальностей в области больше всего проживает украинцев — около 0,9 процента (без учета беженцев, прибывших в последнее время), армян — более 0,6 процента, азербайджанцев — около 0,4 процента и цыган — около 0,3 процента. Самая малочисленная национальность на терри- тории региона — табасараны, их около 250 человек. На данный момент численность табасаран в России составляет приблизительно 151 тысячу человек, а та- басаранский язык занесён в Книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz