Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС № 138/24766/ 17 ИЮЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 30 ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ Директор Липецкой областной филармонии Наталия Мекаева Солист филармонии Игорь Пронин Белый китель, золотые погоны О чем могут поведать костюмы времен Первой мировой войны НИНА ВОСТРИКОВА «За Русь святую» — так назывался концерт, состоявшийся в Липецке 12 июня и посвященный 100-летию начала Первой мировой войны. Это еще один уникальный проект областной филармонии. Многие композиции были исполнены впервые, ведь они созданы композито- ром Александром Чай- ковским специально к выступлению. В их основе — стихотворения Блока, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева. Особое настро- ение создавало и то, что артисты вышли на сцену в костюмах офицеров Белой армии. Белый китель, золотые по- гоны — этот образ сам по себе давно стал «говорящим». Что именно должен был сказать он зрителям и артистам, почему для организаторов концерта было так важно использо- вать его и какую информацию могут нести костюмы давно ушедшей эпохи? Мы попыта- лись выяснить это. Верные сыны Отечества «Люблю Россию!», «Здесь покоится прах верного сына Отечества» — такие слова на- чертаны не на одном надгро- бии знаменитого парижского кладбища Сент-Женевьев- де-Буа. Среди покоящихся здесь много офицеров Белой гвардии, воевавших на фрон- тах Первой мировой войны и эмигрировавших воФранцию. Эпитафии на их могилах — Григорьевна взялась за вы- кройки. Офицерская форма была сшита не из сукна, а из белого габардина — прак- тичной немнущейся ткани. Пуговицы с двуглавым орлом и погоны портниха купила в военторге. И была удивлена, что такой специфический то- вар оказался в наличии. — Офицерские мундиры я шила с особым чувством гор- дости за великую Россию и, конечно, с волнением — все- такизаказ специальный, ответ- ственный, — делится впечат- лениями Нина Шемарулина. —Но когда их надели артисты ВалерийРадченкоиАлександр Крузо, сказав, что им очень удобно, я успокоилась. Форма обязывает По мнению доцента ка- федры методики преподава- ния технического творчества ЛГПУ Александра Буданце- ва, посвятившего несколько лет исследованию форменной одежды дореволюционной эпохи, в моде и ношении ко- стюмов и платьев того времени отражались и ипостаси со- циальной лестницы. Как из- вестно, служба в армии давала возможность попасть в высшее общество. — Надо признать, что и сейчас отношения между людьми, которые не носят формы, и теми, которые ее но- сят, различаются, — делится своими мыслями Александр Евгеньевич. —Если у вас одна полоскаилиодна звездочка, а у меня две, то волей или неволей выстраивается субординация. Форменная одежда придает определенную строгость, кор- поративную ответственность. Можно ли, к примеру, по фор- ме одетыхкадетов представить курящими или пьющими где- то за гаражами пиво? Мож- но, но в этом случае своим ненормативным поведением они порочат форму, авторитет учебного заведения, да и все воинское братство в целом. * * * Столетие со дня начала Первой мировой войны — это повод заглянуть в не столь далекое прошлое. События эти доходят до нас через исто- рические труды, хронику, воспоминания современников. Но ничто лучше литературы и искусства не может передать дух времени, его чаяния и от- чаяние, ошибки и находки, образы людей, нам предше- ствовавших, и саму жизнь на этой земле. словно безмолвный крик, об- ращенный к далекой Родине. — Это поразило меня, за- дело за живое, — признает- ся автор сценария «За Русь святую», директор областной филармонии Наталия Мекае- ва. — Впрочем, еще раньше, на открытии мемориальной доски в честь героев Первой мировой на фасаде дома № 1 на улице Зегеля, где когда-то был лазарет для больных и ра- неных, меня очень впечатлили слова руководителя нашей области Олега Королева об ис- куплении вины тех, кто забыл о жертвенном подвиге своих предков. Действительно, начавша- яся в 1914 году война стала одной из самых славных и одновременно наиболее про- тиворечивых страниц в исто- рии России. Здесь сплелись воедино великая героика и двойное предательство. Рос- сийские солдаты сражались героически и вышли из войны победителями, однако сначала их предали правящие круги, а затем и потомки, замалчи- вавшие тему Первой мировой на протяжении многих деся- тилетий. Между тем для многих на- ших земляковПерваямировая —часть семейной истории. Из 5 миллионов 300 тысяч рос- сийских солдат и офицеров, взявших по приказу о мобили- зации оружие в руки, тысячи ушли на фронт с территории нынешнейЛипецкой области. Кстати, был среди них и дед Олега Королева—Илья Яков- левич Тимохин, георгиевский кавалер. Егофотографиюпере- дала филармонии заместитель главыадминистрации области Людмила Куракова, поддер- жавшая идею директора фи- лармонии воздать дань памяти погибшим в той далекой войне липчанам. Их имена установили мест- ные историки, архивисты. Что двигало этими людьми, что значили для них слова «долг», «Отечество»?Оживить самдух той эпохи должны были музы- ка и поэзия. Воплотить же его зримо помогли парадная офи- церская форма, специально сшитая для артистов-мужчин, и платья певиц, выдержанные в стиле того времени. — Именно костюмы созда- валиобраз людейэпохиПервой мировой войны, — отмечает Наталия Мекаева. — Поэтому мы с профессиональным инте- ресом пересмотрели фильмы об этомисторическомпериоде, обращая внимание на пошив мундиров и более мелкие де- тали: пуговицы, манжеты, аксельбанты, эполеты, а также на то, чем отличались погоны рядовых и офицеров и т. д. Чувство гордости за Россию Задача, которую ставила директор филармонии, —вос- создание атмосферы эпохи 1914 года. Цель была достиг- нута. На сцене пары кружи- лись в вальсе, и, удивительное дело — у актеров, игравших офицеров, было ощущение легкой тревоги в предзнаме- новании войны. —Появилось какое-то вол- нение, смутное предчувствие тех трагических событий, — передает свои впечатления солист Липецкой областной филармонии Игорь Пронин. Женские бальные наряды были куплены в одном из са- лонов Липецка. Современные туалеты в витринах, сшитые по моде прошлого века, стали просто находкой. — Декольтированные пла- тья цвета шампань с корсе- тами и широкими юбками с подъюбниками, чтобы было удобно танцевать вальс и ма- зурку, подошли как нельзя лучше,—рассказываетмастер по костюмамНинаШемарули- на.—Платья были одного сти- ля, но различались деталями. Одно, особенно красивое, было на заслуженной артистке Рос- сии Зинаиде Карандаковой. Оно сшито из атласа стального цвета, задрапировано шифо- ном. Декольте целомудренно закрыто болеро. Украшением послужила лишь одна яркая деталь: пряжка с камнями. Эти костюмы, конечно, не точь-в-точь воспроизводили моду начала прошлого века, но максимально приближа- лись к ней. А вот офицерский мундир потребовал более тща- тельного подхода. Прежде чем приступить к его крою, Нина Шемарулина побывала в костюмерной Липецкого академического театра драмы имени Толстого, где ей показа- ли китель той эпохи. — Он был достаточно про- стого кроя, сшит из плотного сукна зеленого цвета, — рас- сказывает Нина Григорьевна. — Я обратила внимание, что отдельные детали соответ- ствовали точным параметрам независимо от размера. К при- меру, всегда одинаковой была ширина манжеты рукава. О прочих тонкостях одеж- ды той эпохи мастер по ко- стюму посчитала нелишним посоветоваться с доцентом кафедрыметодики преподава- ния технического творчества Липецкого педагогического университета Александром Буданцевым. ИужтогдаНина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz