Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Сергей Малюков С непредвиденными трудностями столкнулась японская компания «Йоко- хама», закупив для своего шинного завода в особой экономической зоне «Ли- пецк» самое современное оборудование, предназна- ченное для сварки цветных металлов в аргоновой среде. Сразу в совершен- стве освоить его оказалось весьма непросто. Не хватало практики и советов квалифицированных мастеров. Решить возникшую про- блему помогли в липецком профессиональном училище № 19. За многие годы здесь накоплен богатый опыт под- готовки и переподготовки специалистов для ведущих промышленных предпри- ятий области. Договоры на подготовку кадров по 23 специальностям заключены с более чем двадцатью круп- нейшими предприятиями. Внимательно изучив резуль- таты этого сотрудничества, менеджмент компании «Йо- кохама»решилдоверить обу- чение персонала опытным мастерам из училища № 19. В учебном заведении пошли навстречу пожела- ниям завода и разработали для «Йокохамы» специаль- ный план обучения с учетом конкретных производствен- ных задач. Учеба проходила прямо на рабочем месте, без отрыва от производства, на том самом оборудовании, которое потом будет исполь- зоваться в работе. — Современная техника поражает своими возмож- ностями, — рассказывает молодой рабочийАлександр Машинников.— Сварочные аппараты теперь настоль- ко универсальны, что ими можно выполнять огромный спектр работ с высочайшим качествомисполнения. Ком- пьютер позволяет подобрать под каждый материал оп- тимальный режим сварки в зависимости от стоящих задач. Яработаю сварщиком не первый год, на заводе практически с самого от- крытия, но даже мне было непросто сразу разобраться во всех тонкостях настро- ек. Замечательный мастер ВикторАндреевичЩепилов мне здорово помог в крат- чайший срок овладеть всеми премудростями заморского аппарата. Яполучилшестой профессиональный разряд и очень благодарен ему за это. Мастер производствен- ного обучения липецкого профессиональногоучилища № 19 Виктор Щепилов так- же был приятно удивлен уровнем технической осна- щенности «Йокохамы». — Такое первоклассное сварочное оборудование в нашем городе пока редкость, —объясняет он,—специали- стов, умеющих пользоваться им, очень мало. У аппарата свыше 120 режимов работы, идеально «заточенных» под медь, алюминий и другие сплавы цветных металлов. Нужно уметь правильно его программировать, быстро принимать решение. Задача непростая, но выполнимая. Темболее если уже есть опре- деленныйпрофессиональный навык. Ребята смекалистые, справятся. А если что, мы всегда поможем. Валерий Ржеусский тру- дится на заводе механиком- наладчиком, однако, не раздумывая, принял пред- ложение овладеть новой для себя специальностью. — Пришло время «уни- версальных солдат», — го- ворит рабочий. — В случае производственной необходи- мости я смогу качественно сварить детали, не привле- кая дополнительных специ- алистов. И зарплата теперь у меня будет выше, это тоже, согласитесь, стимулирует к профессиональному росту. В торжественной обста- новке прошедшим переобу- чение рабочим «Йокохамы» вручили свидетельства о присвоениивысокихпрофес- сиональных разрядов. Приобретеннойквалифи- кацией своих подчиненных доволен и их непосредствен- ный начальник, старший мастер Вячеслав Морозов. — Работники быстро освоили новую технику и уже успешно применяют полученные знания, — рас- сказывает он. — Практика показала, что учеба без от- рыва от производства—наи- более эффективный способ переподготовки кадров. За- нятия проводил опытный мастер, доступно объясняя специфику сварочных работ на нашем аппарате. Один из секретов япон- ского«экономическогочуда» —впристальномвниманиик подбору и подготовке кадров на всех уровнях. Проверен- ные рецепты успеха теперь используются и в России. — Наше предприятие оборудовано по последне- му слову науки и техники, — подчеркивает старший специалист по обучению и развитию персонала ком- пании «Йокохама» Оксана Уврачёва. —Поэтому очень важно, чтобы специалисты максимально использовали все технические возможно- сти. Изучая местный рынок профессионального образо- вания, мыпришли к выводу, что возможности училища №19 наиболее адекватно отвечают нашим потребно- стям. Учебный план, пред- ложенный нам, учитывал все наши пожелания, а после он был успешно реализован на практике. Теперь мы планируем продолжить со- трудничество с училищем по подготовке кадров без от- рыва от производства. В Липецкой области в рамках модернизации си- стемы начального профес- сионального образования сейчас начал реализовы- ваться проект организации производственно-образо- вательных кластеров. По замыслу областных властей региональные учреждения профессионального образо- вания смогут удовлетворить потребность бизнеса в ква- лифицированных рабочих кадрах и обеспечить высо- кооплачиваемыми местами своих выпускников. — Будущее за теми, кто оперативно реагирует на за- просы рынка труда, —убеж- ден заместитель директора ПУ № 19 Иван Борисов. — Сегодня очень востребованы краткосрочные программы, длительностью до года, рас- считанные на профессио- нальное обучение взрослого населения. Мы работаем с самыми разными катего- риями людей — начиная от демобилизовавшихся из армии парней и заканчивая работниками предпенсион- ного возраста. Все больше желающих повысить свою квалификацию, приобре- сти дополнительную специ- альность и больший набор компетенций. Работодатели в этом напрямую заинтере- сованы и готовы оплачивать переподготовку. Мы, в свою очередь, открыты всем пред- ложениям. Учиться никогда не поздно. Готовы, при не- обходимости, выезжать в районы, такой опыт у нас есть в Чаплыгине и Данкове. Самое важное, что практи- чески все специалисты, про- шедшие переобучение у нас, востребованы и получают неплохую зарплату. Успеш- ное трудоустройство, безус- ловно, главный показатель эффективности нашей рабо- ты. Когда каждая из сторон четко понимает свою выгоду от сотрудничества, получа- ется нормальный диалог. По большому счету, цель у нас одна — чтобы поднимался престижрабочихпрофессий, человекработалкачественно, с большой отдачей и зараба- тывал соответственно. Ленин без Мавзолея И. Неверов Есть какая-то слепая обреченность на повторе- ние худшего из нашей истории в решимости, с которой мы снова и снова сжигаем все, чему покло- нялись, и поклоняемся всему, что сжигали. В девяностые годы ми- нувшего векахорошим тономсчиталисьнепри- язненно-иронические или откровенно злобные отзывы о Ленине. Его изображали жестоким узурпатором, не- навистником русского наро- да, разрушителем могучей и благополучной Российской империи. Возможно, это быланеизбежнаяреакцияна штампы советского агитпро- па, когда нас перекормили умилительнымикартинками из жизни вождя. Он изо- бражался безупречно муд- рым, всезнающим, никогда не ошибавшимся, предста- вал то добрым дедушкой на детдомовской елке, то терпеливым наставником путаника Максима Горь- кого, то сентиментальным охотником, опускающим ружье, потому как не в си- лах выстрелить в красивую лису. Известный режиссер, собираясь снимать фильм о революции, осторожно попросил в ЦК разрешения «тронуть«икону», то естьпо- казатьЛенина не лишенным противоречий, даже слабо- стей, живым и страстным, не копируя поставленных позднее в каждом городке и селе преимущественно хал- турных, бездарных памят- ников сперстомуказующим. Позволениянаэторежиссеру не дали. Зато в ельцинское деся- тилетие неприкосновенную «икону» начали радостно топтать. Ленин — герман- ский шпион. Ленин — пато- логическибессовестныйвла- столюбец. Ленин не вождь революции, а ее виновник, без его наущенияне было бы никакихпереворотов. Домо- рощенные либералы, спалив или зарыв свои партбилеты и дипломы об окончании ВПШ, сладострастно по- вторяли зады зарубежных советологов и правых бело- эмигрантов, включая совсем уждикие высказывания, на- пример: Ленин — выродок, помесьантихристас сатаной. Но самое печальное, что о ленинском властолюбии твердили люди, зубами дер- жавшиеся за свои кресла. А стопроцентно беспочвенные гипотезынасчет сотрудниче- ства Ленина с немецкой раз- ведкойзащищалиполитики, которые взялись реформи- ровать страну под диктовку десятков иностранных кон- сультантов и советников, связанных с ЦРУ. При этом все реже ссы- лались на высланного Ле- нинымиз Советской России Николая Бердяева и других оппонентов Октября, кото- рые пытались объективно оценить произошедшие пе- ремены. Бердяев, например, утверждал, что «русский народ не осуществил своей мессианской идеи о Москве как Третьем Риме. Вместо Третьего Рима в России удалось осуществитьТретий интернационал, и на Тре- тий интернационал переш- ли многие черты Третьего Рима. …На Западе очень плохо понимают, что Тре- тий интернационал не есть Третий интернационал, а русскаянациональнаяидея. Это есть трансформация русского мессианства». То есть Октябрь отнюдь не без- законный зигзаг в русской истории, а ее продолжение. И соответственно Владимир Ильич Ленин—националь- ный вождь, а не просто фа- натик утопическоймировой революции. Цитировать Бердяева былоневыгодно. Также, как невыгодно было приводить свидетельское показание Карла Каутского о том, что нужно быть сумасшедшим, чтобы не признать величия Ленина. Собрать в единое целостное государственное образование погрязшую в анархии, до смерти вы- мотанную Россию, писал Каутский далее, — это до- стижение, равное которому вряд лиможно найти в исто- рии. Да и самого Ленина переквалифицировавшиеся в идеологов парламентской демократии и рыночной экономикиинструкторыЦК и преподаватели научного коммунизма цитировать избегали. Разумеется, если дело не касалось его распо- ряжений против духовен- ства, об изъятии церковных ценностей. А вот иные хре- стоматийные строчки они запамятовали. Допустим, эти: «Чуждо линам, велико- русским сознательным про- летариям, чувство нацио- нальной гордости?Конечно, нет! Мы любим свой язык и своюродину, мыбольше все- го работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т.е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни де- мократов и социалистов». Или: «Социализм ставится нами не как прыжок, а как практический выход из соз- давшейся разрухи». Заметь- те: из разрухи, доставшейся в наследство от терпевшей военные пораженияимпера- торской России, от Времен- ного правительства, то есть тогдашних Гайдаров и Чу- байсов, которые попросту не сумели овладеть ситуацией, управлять страной, оправ- дать ожидания народа. К онечно, слова не более чем слова. Ополитике судят в первую оче- редь по делам, по результа- там. Но здесь как раз многое говорит в пользу Ленина. В Гражданской войне победи- ли большевики, несмотря на то, что в стане Белого движе- ния не было недостатка в та- лантливых военачальниках, получавших поддержку Запада. А позднее, когда Ленин со свойственной ему жесткостью отказался от «военного коммунизма» и дал «зеленый свет» НЭПу, страна в считанные годывы- бралась из безднынищетыи разрухи. Вопреки пророче- ствампротивников, держава не распалась, а стала укре- пляться. Начался впечатля- ющий прорыв, сегодня мы бысказали—модернизация России, называвшейся уже СССР. Страшные жертвы, иде- ологическая зашоренность, ограничение свободы? Все это тоже было. Вполне ве- роятно, если бы Ленин не ушел из жизни спустя всего шесть лет после Октября, он, с его даром дерзко отбра- сывать догмы, находить са- мые неожиданные решения, многое бы сделал иначе. Об этом, между прочим, в раз- гар антиленинской истерии написал в романе «Смерть титана» замечательный со- временный прозаик Сергей Есин. Его книгу либераль- ная критика постаралась замолчать. Между тем Есин продемонстрировал исклю- чительную творческую сме- лость, построив роман как мемуары... самого героя. Ленин размышляет о своих единомышленниках, и у него звучит тревожная нота: что есличеловеческие слабо- сти, честолюбие, борьба за власть среди его преемников скомпрометируют великую идею? Впрочем, есть и другие историки, которым хвата- ет мужества и честности признать: «Нравится это кому-то или нет, но един- ственной состоявшейся, хотя и не во всем удачной модернизациейРоссии вХХ веке стала именно советская модернизация». Ее глав- ные черты — «невиданное участие народных масс в управлении, равнокакибес- прецедентная социальная мобильность, позволившая миллионам простых людей как приобщиться к богат- ствам мировой культуры, так и занять высокое поло- жение в новом обществе». Д ля тех, кто заканчи- валшколу в советское время, в этих словах нет большого откровения. В отличие от поколения «лихих девяностых». Ны- нешние школьники не только о революции имеют смутное или предвзятое понимание, иные из них и кем был Ленин не ведают. В печати не раз приводились их анекдотические ответы типа: «Ленин был главным олигархом»... Боюсь, кого- то столь девственное неве- жество вполне устраивает, поскольку личность Лени- на, его трагическая, жерт- веннаяжизнь обладает при- тягательностью, духовной и нравственной энергией. Так что для многих силь- ных мира сего лучше, если об этом дети и внуки наши будут знать поменьше. Не потому ли, кстати, периодически начинают требовать убрать Ленина из Мавзолея? Как говорится, с глаз долой — из сердца вон. Да вот стоит ли забывать элементарную истину: в усыпальнице на Красной площади лежит лишь му- мия человека, умершего девяносто лет назад. А его идеи справедливости и брат- ства в гроб не положишь, не заколотишь, в землю не зароешь... ВЫСТАВКИ | Приглашает Дом Мастера «От чего сердце вздрогнет...» Андрей Снегов Экспозиция живописи и графики липецкого худож- ника Николая Углова в Доме Мастера — первая выставка в регионе, открывшаяся в наступив- шем Году культуры. Сам факт, что с творче- ством Углова мы знакомим- ся в музее Виктора Семено- вича Сорокина, говорит о многом.Правопоказать свои работыименно здесь получа- ет далеко не каждый.Между темимя недавно отметивше- го шестидесятипятилетний юбилейНиколаяУглова зву- чит не так часто, как имена иных его коллег, оно хоро- шо известно специалистам, коллекционерам и гораздо меньше не столь искушен- нымзрителям.Вероятно, это обусловлено и скромностью художника, и утонченно- стью его искусства, которое требует неспешного, чуткого к малейшим живописным нюансам, острого и настой- чивого взгляда. Стихи несоизмеримы с пересказом, утверждал, пом- нится, Осип Мандельштам. Где пересказ возможен, там простыни не смяты, там по- эзия и не ночевала. Вот так же неподвластны пересказу и холсты Николая Углова. О чем они? Вопрос невер- ный. Ни один отличник не напишет сочинения по этим картинам. Тихие пейзажи, натюрморты — автор любит их называть белыми, зеле- ными, розовыми.Портретыв манере, чем-то перекликаю- щейся с Модильяни. Ню, от- кровенность, чувственность которых приглушается изы- сканно-сдержанным, почти аскетичным колоритом. Замечательный скуль- птор, народный художник России Юрий Гришко, при- дя на открытие выставки, заметил лаконично и про- сто: — Он один из немногих счастливых людей, которые сумели обрести в искусстве собственную индивидуаль- ность. У нас где-то сто чле- нов Союза художников, но сказать такое ямогу от силы о пяти или шести коллегах. Допустим, о Евгении Саль- никове, оЛидииСкаргиной. Ну и о Николае Углове. Кто еще? Да вот как-то с ходу на память больше ничье имя не приходит... У самого Углова я, на- верное, немножко бестактно поинтересовался, не надоело ли ему слушать ставший стандартным отзыв: холод- ные угловские тона и оттен- ки. Он, явно не привыкший комментировать сделанное, попытался все-таки объ- яснить: — Холодноватое, синее —это, наверное, потому, что мы видим мир сквозь слой воздуха. Но, впрочем, дело не в том. Тыведь не решаешь заранее, что будешь писать так-то и так-то. Просто мак- симально отключаешься от всего постороннего и нахо- дишь соединение, сочетания цветов, композицию... —Но ведь холодно, при- глушенно не означает бес- страстно, равнодушно. Увас как раз ощущаются страсть, внутренняя, глубинная эмо- циональность. —Ну, конечно, вкартине должно создаваться напря- жение, она требует сопере- живания. Когда я был моло- же, то брался за работу, если увижу что-то такое, от чего сердце вздрогнет. Сейчас я пишу, может, спокойнее, рациональнее. Но все равно это выражение того, что во мне. Я, признаться, стою у мольберта, не думая о зри- теле. Мне надо разобраться в увиденном самому. Когда это не удается путем раз- мышления, переводямысли в слова, я пишу картину. — Кроме современной манеры, ваше творчество как-то связано с нынешним днем? — Не думаю. Жизнь в искусстве параллельнажиз- ни реальной. Для меня, по крайней мере, это так. Художник не хроникер, не публицист, не комментатор. Он выходит на какие-то иные территории, где чув- ствует себя разведчиком как бы в ином, отдельном от повседневности мире. — Вы занимаетесь стан- ковой живописью. Сейчас все чаще слышишь, что кар- тина чуть ли не анахронизм, что живопись умирает. Зато инсталляции, артпроекты — это да, это новое искус- ство. —Умирает плохаяживо- пись. А разве Сезанн может умереть, устареть? Или Ван Гог? А разговоры о том, что живопись отступает перед инсталляциями и всем про- чим подобным же... Как ху- дожество может отступать перед тем, что художеством, изобразительным искус- ством не является? НиколайУглов не из тех, кто чуть ли не с младенче- ства мечтал стать худож- ником. Да, рисовал, но был уверен: его стезя—геология или археология. Но так слу- чилось, что в четырнадцать летподростокполучилтяже- луючерепнуютравму. Долго лечился. О дальних экспе- дициях пришлось забыть. А вот рисование его все больше увлекало.Вхудожественном училище однокашники на- зывали Николая «сезанни- стом». Между тем он, паре- нек из тихого грязинского села, ни оригиналов, ни репродукцийСезаннав глаза не видел. Лишь на втором курсе попал в Пушкинский музей и потрясенно всмо- трелся в картины великого француза, понимая, как ему это близко. Много позже Углов, как и другие липецкие худож- ники, испытал сильней- шее воздействие творческой энергетики Виктора Со- рокина. — Он обладал абсолют- ным живописным глазом, — говорит мой собеседник. — Сорокин и Сорочкин на меня очень влияли. И было нелегко от этого освободить- ся, найти свой путь. И он его нашел. Именно поэтому сегодня картины Углова по праву экспониру- ются в Доме Сорокина. МЫ ПОМНИМ! | Несостоявшийся юбилей Певец русского поля Михаил Покровский Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения журналиста Ивана Лесни- кова, 35 лет жизни отдав- шего «Липецкой газете». Почти семь лет нет его с нами, но ветераны редак- ции до сих пор не могут смириться с мыслью, что он ушел навсегда и никог- да не вернется. Не напишет о зимних буднях животно- водов, не выступит эмоцио- нально на планерке или «летучке». Его кабинет занимают нынемолодыежурналистки, талантливые и обаятельные. Унихкомпьютеры, имебель расставлена иначе, они отве- чают в газете за другие темы. Но, кажется, дух Лесникова из этих стен не выветрился и со своего внеземного высока он вдохновляет их работать честно, писать много и та- лантливо. Любить газету, любить людей, для которых пишешь, и каждый день, как частенько он повторял, — «только вперед, только на линию огня». В этом духе он, редактор сельхозотдела, воспитывал своихподчинен- ных, начинающих газетчи- ков. Многие из них впослед- ствии стали виднымипубли- цистами, замечательными репортерами или вышли в газетные начальникиишко- лу Лесникова вспоминают с благодарностью. Его отличала крестьян- ская преданность земле. Всю свою долгую жизнь в газетах он занимался преи- мущественно «аграрным во- просом». Досконально знал сельхозпроизводство. Если писал о растениеводстве, то кто бы мог подумать, что он не агроном по образованию. Так же, как никто бы не поверил, что его интервью с зоотехником написаны вовсе не специалистом по животноводству. Он побывал во всех кол- хозах и совхозах области, в сотнях бригад и отделений, помнил по имени-отчеству не только председателей и директоров, но многих трактористов, доярок, ком- байнеров. Разумеется, его знало еще большее количе- ство тружеников отрасли. Однако не все его любили, потому как наш коллега безжалостно критиковал нерадивых руководителей, бездельников и всех тех, кто в советские годы плохо работал, а в постсоветские поплыл по воле волн: вы- резал скот, не пахал поля, разбазаривал колхозно-сов- хозное имущество. Но уж если славил Иван Тимофе- евич достойных, то такая публикация была наградой за труд и газетные вырезки помещались в семейный альбом или за божницу. Писал он и на другие темы: освещал партийную жизнь, ход соцсоревнова- ния, готовил обзоры чита- тельскихписем, размышлял об особенностях нашей «де- мократии» в 90-е. Особенно хорошо ему удавались очер- ки-воспоминания о годах войны, на которые выпало его детство, о друзьях-това- рищах, о земляках —жите- ляхродного емуТербунского района, об отце Тимофее Ивановиче, сражавшемся против фашистов в 25-й Ча- паевской дивизии и уцелев- шемнавойне.Возможно, чи- татели «Липецкой газеты» помнят те рассказы, дающие право назвать их автора пи- сателем-деревенщиком. Лесников всегда искрен- не гордился достижениями области, своими славными земляками. По случаю он не считал зазорным вспомнить, как выиграл партейку в шахма- ты у председателя Хлевен- ского райпо, который даже с чемпионом мира Михаилом Талем вничью сыграл. Шах- матистом, надо вам сказать, ИванЛесниковбылзаядлым. Еслижепроигрывал, то стра- щал соперников завтрашней встречей за шахматной до- скойи обещанием«отмстить неразумнымхазарам».Аеще любил русскую песню. Но поскольку в редакции петь как-то не принято, Тимофе- ич выражал состояние души по возвращении из много- численных командировок. И всю дорогу, положим, из Тербунов в Липецк, пел в машине о русском поле, о за- мерзавшем в степи ямщике, о тесной печурке, в которой бьется огонь… За45лет работыв газетах Иван Тимофеевич занимал разные должности, но всегда оставался самим собой—ис- ключительно порядочным, надежнымисовестливымче- ловеком. Он был сыном сво- его времени, своей страны. Его труд отмечен орденами «Знак Почета» и Дружбы, дипломами и почетными грамотами. За творческие достиженияудостоенобласт- ной журналистской премии имени А. Вермишева. Если же собрать все написанное Лесниковым под книжный переплет, тополное собрание его сочинений составило бы не один том. Вас заинтересова - ла тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Слово обозревателю ФОТО СЕРГЕЯ МАЛЮКОВА ОБРАЗОВАНИЕ | Квалифицированные кадры без отрыва от производства Время «универсальных солдат» № 11/24639/ 21 ЯНВАРЯ 2014 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz