Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 118/24746/ 19 ИЮНЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МЫСЛИ Этнограф Алексей Пискулин: «Быть в Ельце — значит оказаться в эпицентре пространства русской культуры» МИЛАДА ФЕДЮКИНА На и с т о рич е с кой , культурной, духовной карте России Елец всегда был отмечен как один из символов русского мира, русской традиции и как центр особого простран- ства, утверждает наш се- годняшний собеседник, этнограф, старший пре- подаватель кафедры рос- сийской истории и архео- логииЕГУимениИ.А. Бу- нина Алексей Пискулин. — Историческая судьба древнего города, особый дух древности, которым дышит елецкая земля, этнографи- ческая «многоликость», огромный духовный и ин- теллектуальный потенциал — всё это именно в Ельце являет собой тот ускользаю- щий «феномен русскости», о котором столько говорится в последнее время. И, кажется, сама отечественная история выбрала этот город, чтобы отозваться в нём глубинным метафизическим эхом, сви- детельствующим о вечности. Что ж, может, и впрямь есть в нем какая-то магиче- ская сила. Он зовет к себе каждого, кому дано было прикоснуться к тайне малень- кого, внешне очень скромного и совсем непритязательного города, ставшего великим оплотом «земли русичей», сумевшего, не дрогнув и не отступив, мужественно смо- треть в лицо «дикого поля», закрывая собой не только Рязань, Москву, но и Европу. Прошлое и настоящее древне- го города стали темой нашей беседы. — Алексей Анатольевич, кем-то однажды было заме- чено, что история пишется неразборчивым почерком. Легко ли прочитывается ле- тописное полотно древнего Ельца? Нет ли в нем каких- либо путаных строк и от того «белых» пятен? — Безусловно, история Ельца таит в себе ещё множе- ство тайн. И все же давайте начнем с факта, известного всем, — Елец впервые упоминается в Никоновской летописи в 1146 году. Об этом городе, кстати, пишет и историк Василий Никитич Татищев в своем капитальном труде «Истории Российской», причем ссыла- ется в нем на те исторические данные, которые до нашего времени не сохранились. Кро- ме того, у нас есть богатейший археологический материал, который позволяет утверж- дать, что задолго до XII века в районе Вознесенского собора уже существовало крупное поселение. Раскопки на Кош- киной горе, которые проводил профессор нашего универси- тета Николай Тропин, позво- ляют серьезно рассматривать вопрос «удревнения» возраста Ельца. Такая тенденция, к слову, происходит во всем мире. Да что далеко ходить! Вспомним Липецк. Как город он суще- ствует со времен Екатерины, которая и присвоила поселе- нию статус города. Я считаю, что тамошние краеведы очень правильно поступают, когда отстаивают позицию: раз упо- минаются липецкие заводы петровской поры, значит, и надо вести ход истории с этого момента. И с точки зрения па- триотизма и любви к родному городу такой подход верен. Ельцу же никакие истори- ческие привязки и натяжки для «удревнения» не нужны. Древность Ельца бесспорна. И она уже доказана. — Вы не коренной ель- чанин, учились в Санкт- Петербурге и, тем не менее, почему-то именно провин- циальный город, этот «центр особого пространства», стал предметом глубокого иссле- дования и главным героем ваших книг? — Я не только учился в Санкт-Петербурге (СПбГУ), но и родился в этом городе, тогда еще Ленинграде, на Пе- троградской стороне, прожил в нем четверть века и начал свою профессиональную дея- тельность в главном этногра- фическом музее страны — в РЭМе (Российский этногра- фический музей). Но всеже я себя считаюко- ренным ельчанином. Все мои предки с конца XVI столетия, со времен царя Федора Иоан- новича, жили и служили в Ельце. Они были служилыми людьми: детьми боярскими, казаками, стрельцами, — по разным родовым линиям. Со- хранились документы 1592 — 1594 годов, в которых мои елецкие предки упоминают- ся: стрельцы Чукардины, дети боярские Чаплыгины и Пищулины (Писчулины — читай Пискулины). И, навер- ное, по всему тому я на генном уровне всегда воспринимал Елец как свой родной город. И всегда остро чувствовал его легендарную историю и мощ- нейшую энергетику. Елец яв- ляет собой пример коренного исторического города, и, кста- ти, в этом у Северной столицы и Ельца есть много общего. Не случайно же Елец очень лю- бят петербуржцыимосквичи. И, быть может, именно здесь еще гораздо сильнее чувству- ется атмосфера исконного ГОРОДА с его структурой. Ведь если вспомнить миро- вую историю, то мы поймем, что город — это не огром- ная, а, напротив, маленькая, ограниченная в пространстве территория с укоренившимся укладом жизни. И уже ни в коем случае это не мегаполис в его современном понимании и проявлении. Однако мы безвозвратно теряем дух настоящего Ель- ца, его самобытность, искон- ность. Таково мировое воз- действие глобализации. Но никуда не деться: мыживем в «гипер»-эпоху. Все этимега- и супермаркеты обезличивают индивидуальное и уничтожа- ют колорит. Но это беда всех исторических городов—будь то Елец или Венеция. Сложно этомупроцессупротивостоять особенно теперь, когда проис- ходит смена цивилизаций. Но крайне важно. Ведь если мы откажемся от своей истории, традиций, общегородских, семейных, народных, то мы просто перестанем быть людь- ми. В Шотландии, к приме- ру, до сих пор почитают так называемый Холм фей. Это почитание идет с глубокой древности. Несколько лет назад в ультрасовременной Шотландии прокладывали ультрасовременное шоссе, оно должно было пройти че- рез Холм фей. И что же? По требованию общественности, поддержанному властью и бизнесом, прямую стрелу шоссе завернули, чтобы со- хранитьХолм в первозданной неприкосновенности. Вот и ответ на вопрос, что и как нужно сохранять. ВСЕ! Бесценен каждый холм и ов- раг, ручей и родник, каждое историческое здание и исто- рическое название, каждый наличник, забор и калитка. Уже давно в европейских странах под охрану берутся не только отдельные здания— памятники архитектуры, но и целые исторические ланд- шафты. Утрата какой-либо составляющей исторического ландшафта влечет за собой гибель всего исторического ансамбля, всего памятника. Елец — яркий пример такого сохранившегося исто- рического ландшафтаияркий пример тех опасностей и про- блем, которые грозят исто- рическим городам России. С одной стороны, в Ельце еще многое сохранилось. Главное, сохранились не только зда- ния, не только историческая застройка центра города, но и уникальная неповторимая атмосфера русской старины. В то же время многие па- мятники истории и культуры уже утеряны или находятся на грани исчезновения. На- пример: Католический ко- стел, протестантская кирха, бунинский Городской сад, переименованный зачем-то в Городской парк. Парк Соро- калетия Октября вырубается и застраивается; утерян на- всегда постоялый двор, где, по елецкому преданию, оста- навливался А.С.Пушкин; уникальный каньон ручья Лучок, который можно пре- вратить в красивейшее место, превращен в свалку... Ма- ленькая деталь, иллюстриру- ющая невнимание к истории: стариннаяЯмская улица (Ям- ская одноличка) на табличке с историческим названием ошибочно названа Воронеж- ской. Утрачивается истори- ческий облик елецких домов, уничтожаются фрагменты и детали, представляющие не только эстетическую, но и культурно-историческую ценность. — Быть может, желание сохранить исчезающий Елец подвигло вас на написание книг, посвященных истории, культуре и традициям этого древнего города? — Во многом эти книги выросли из работы со сту- дентами. Было видно, что конкретно людям интересно. Например, у меня есть книж- ка «Легенды города Ельца». Я ее задумывал изначально как раз для иногородних сту- дентов. Им очень интересно, что за город Елец, какова его история… Да и много ли най- дется ельчан, готовых похва- статься своими знаниями? А в «Легендах города Ельца» собрано и в доступной (для широкого круга читателей) форме изложено все главное о Ельце: история, туристи- ческие маршруты по улицам города, обзор архитектур- ных и исторических памят- ников, елецкие легенды и предания… Или вот работа «От Подстепья до Поморья», где я рассматриваю русскую традиционную культуру, воплощенную в русской ху- дожественной литературе, в творчестве Бунина и При- швина — писателей, чьей родиной является Елец. И, наконец, «Материалы по эт- нографииЧерноземья»—они стали результатом многолет- них этнографических иссле- дований. В общем, пишу для тех, кто неравнодушен к русской традиционной культуре, ин- тересуется историей родного края, литературой (как ис- точником знаний о народной духовной и материальной культуре, быте и нравах, об исконных основах народной жизни). ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz