Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 117 /24745/18 ИЮНЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ВЕДЕНИЕ «Берегите своих детей, их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьёз, даже если они провинились, Ничего нет дороже слёз, что с ресничек родных скатились». Эдуард Асадов В любом государстве дети – самое большое сокровище, бесценный дар, но в то же время они являются самой незащищенной группой населения и напрямую зависят от нас, взрослых. Осознав это, мы, взрослые, закрепили их особые права в Конвенции ООН о правах детей 1989 года. Для содействия ребенку в реализации его прав и их защиты в Российской Федера- ции создана система органов государственной власти. Однако до 2009 года реальное положение дел свидетельствовало о недостаточности контроля по соблюдению прав и законных интересов детей, поскольку в подавляющем большинстве случаев контроль осуществлялся органами исполнительной власти фактически за собственными действи- ями. Он проводился лишь в рамках компетенции конкретного ведомства. Проведя анализ сложившейся ситуации, руководство нашей страны пришло к выво- ду о необходимости создания дополнительного механизма, позволяющего обеспечить независимую защиту прав ребенка. Таким механизмом на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 стал институт Уполномоченного по правам ребенка. Являясь органом государственной власти, институт Уполномоченно- го по правам ребенка по своей сути является неотъемлемой частью гражданского обще- ства. В Липецкой области институт Уполномоченного по правам ребенка введен в августе 2011 года на основании Закона Липецкой области от 18 августа 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области». 20.10. 2011 года впервые принял присягу Липецкий омбудсмен. Согласно ст. 10 Закона от 18 августа 2011 г. № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области ежегодно готовит и направляет не позднее 15 апреля доклад о своей деятель- ности Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Главному фе- деральному инспектору по Липецкой области, главе администрации Липецкой области, в Липецкий областной Совет депутатов, Липецкий областной суд, прокуратуру Липецкой области. В нашем докладе отражены важные моменты работы по контролю соблюдения и ре- ализации прав ребенка в основных сферах его жизнедеятельности. Доклад затрагивает наиболее актуальные проблемы, с которыми столкнулся Уполномоченный по правам ребенка и сотрудники его аппарата в ходе защиты прав и законных интересов детей и подростков Липецкой области, в нем отражены лишь часто встречающиеся вопросы, над которыми в течение года нам пришлось работать. 1. Соблюдение прав ребенка. 1.1. Право ребенка на жизнь и семью Конвенция о правах ребенка, принятая 20.11.1989 года, стала основным гарантом соблюдения права ребенка на жизнь и семью. Подписав Конвенцию о правах ребенка и другие международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация взяла на себя обязательства по формированию среды комфортной и доброжелательной для жизни детей. Действительно, последние десять лет обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В результате принятия ряда важных законодательных актов наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности. В 2013 году в Липецкой области родилось 13167 детей (в 2011 году – 12536 детей, в 2012 году – 13546 детей). Таким образом, численность детского населения нашего ре- гиона в 2013 году составила 202 932 ребенка (в 2011 году – 201317 человек, в 2012 году – 201381 человек). Несмотря на положительные тенденции роста рождаемости в по- следние годы, 2013 год охарактеризовал себя годом снижения числа родившихся детей. В 2013 году внимание Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области было акцентировано на тех происшествиях, в которых получение ребенком тяжелой травмы или летального исхода были вызваны неправомерными действиями взрослых, и в пер- вую очередь должностных лиц органов власти Липецкой области. Все наиболее резонансные случаи гибели детей, а также факты получения детьми тяжелых травм, отравлений и летальные исходы стали поводом проведения проверок. Поскольку Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области не имеет права вме- шиваться в ход следственных действий, то проверки, проводимые им, проходили только с целью выяснения предпосылок и причин возникновения таких происшествий, а также действий, бездействия или халатности в этих случаях должностных лиц государственных и муниципальных органов власти. Одним из таких происшествий стал факт гибели при пожаре малолетних детей (2010 и 2011 года рождения) в Усманском районе Липецкой области. Семья К. впервые попала в поле зрения правоохранительных органов в 2008 году как неблагополучная в связи с причинением вреда здоровью несовершеннолетнему К., 2008 года рождения. Уже с 08.10.2008 года мама погибших детей была поставлена на профи- лактический учет в ОДН ОМВД России по Усманскому району Липецкой области и нахо- дилась под контролем инспектора по делам несовершеннолетних до 26.02.2010 года как родитель, не исполняющий обязанности по воспитанию ребенка. Причиной постановки на профилактический учет стало то, что К. привлекалась к уголовной ответственности по части 1 статьи 115 УК РФ и части 1 статьи 118 УК РФ за причинение легкого и тяжкого вреда здоровью по неосторожности своему сыну К. Надо заметить, что органами опеки и попечительства вопрос об ограничении в родительских правах супругов К. в отношении несовершеннолетнего К., 2008 года рождения, не поднимался. В 2010 году маму по- гибших детей К. сняли с учета в связи с исправлением на основании справки главы ад- министрации сельского поселения о том, что семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи со стороны государства, на территории сельского поселения нет. Иных фактов, подтверждающих исправление поведения К., в ходе выезд- ной проверки Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области не установлено. Таким образом, несовершеннолетний К., 2008 года рождения, продолжал проживать у своей бабушки Х., а его родители не занимались воспитанием и содержанием своего ребенка, хотя при этом все полагающиеся социальные выплаты на детей получали регу- лярно. Администрацией Усманского района Уполномоченному по правам ребенка в Ли- пецкой области была предоставлена информация о том, что супруги К. родительских прав не лишались и в родительских правах не ограничивались. На учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Усманского района, отделе по опеке и по- печительству администрации района семья К. не состояла. Переписка между органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Усманского муни- ципального района и ОДН ОМВД России по Усманскому району осуществлялась путем почтовых отправлений, несмотря на то, что административные здания этих организаций находятся рядом, в шаговой доступности. Таким образом, терялось время, решение вопроса принимало формальный характер, оперативная связь между ведомствами от- сутствовала. Кроме того, администрация Усманского района сообщила, что из ОМВД России Ус- манского района информация о данной семье как о неблагополучной впервые поступила только 16.01.2013 года. В 2008 году никакая информация по семье К. в администрацию Усманского района не поступала. Однако данную информацию опроверг начальник ОДН ОМВД России по Усманскому району, но документально подтвердить свои слова не смог, т.к. по истечении срока давности документы уничтожены. Благодаря взаимопонима- нию и оперативной работе заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Липецкой области Ушаковой С.В. Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области удалось восстановить полную картину происшедшего, а также факт наличия еще одной судимости у гражданки К. по статье 158 УК РФ . Надо отметить, что за период с декабря 2012 года по февраль 2013 года в отноше- нии гражданки К. четыре раза составлялись протоколы об административном право- нарушении, предусмотренные статьей 5.35 КоАП РФ. На заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Усманского муниципального района по вопросу рассмотрения протоколов об административной ответственности гражданка К. не явля- лась, но и этот факт не вызвал тревогу и соответствующую реакцию со стороны органов власти. Кроме того, следует отметить непрофессиональный подход к данной нестандартной ситуации со стороны органов опеки Усманского муниципального района. Имеется в виду отсутствие грамотной консультации бабушки несовершеннолетнего К. – гражданки Х. в отношении ее прав по оформлению опекунства и получению всех социальных выплат на ребенка. Данные обязанности на себя взял Уполномоченный по правам ребенка в Ли- пецкой области. В отделе по делам несовершеннолетних ОМВД России по Усманскому району данная семья вновь поставлена на профилактический учет 13.02.2013 года. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области пришел к выводу о том, что в Усманском районе Липецкой области отсутствовало взаимодействие между органами системы профилактики семейного неблагополучия. В 2013 году в Грязинском районе Липецкой области было совершено убийство несо- вершеннолетнего Ц. другом сожителя его матери. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области вновь вынужден был провести собственную проверку по данному факту. В ходе проверки было установлено, что несовершеннолетний Ц. проживал в Грязин- ском районе вместе со своей мамой и старшим братом в съемном жилом помещении. Также вместе с ними проживал и К., совершивший убийство несовершеннолетнего Ц. По информации, полученной из администрации сельского поселения, данная семья является неблагополучной, но на учете в органах опеки она не состояла. По информа- ции, предоставленной УМВД России по Липецкой области, семья Ц. на профилактиче- ском учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОМВД России по Грязинско- му району не состояла. Однако в 2013 году в отношении матери несовершеннолетнего Ц. дважды составлялся протокол об административном правонарушении по статье 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, т.к. старший брат погибшего длительное время без уважительной причины не посещал школу. Но в орга- нах опеки и попечительства, а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Грязинского района данная семья на учете не состоит, оснований для лишения Ц. родительских прав, предусмотренных статьей 69 Семейного кодекса РФ, и ограничения родительских прав, предусмотренных статьей 73 Семейного кодекса РФ, не имелось. Никакая профилактическая работа с данной семьей не проводилась, несмотря на то, что мама несовершеннолетних детей в течение нескольких лет злоупотребляла спиртными напитками. Одной из причин трагедии было то, что администрация сельского поселе- ния не работала с неблагополучными семьями и не сообщала о наличии на территории сельского поселения данных семей. Только после убийства ребенка в администрации сельского поселения был составлен список всех неблагополучных семей. Кроме того, участковым уполномоченным не поднимался вопрос о том, что на его административном участке проживает неблагополучная семья, где воспитывалось двое детей, а мама и ее сожитель злоупотребляют спиртными напитками. Также было установлено, что работа участкового уполномоченного в сельском поселении фактически не велась. Уполномо- ченный по правам ребенка в Липецкой области посетил данное сельское поселение в день приема граждан участковым уполномоченным (время приема – с 11.00 до 13.00). Но ни в данный промежуток времени, ни после участковый уполномоченный на прием граждан не явился. При проведении проверки Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области было установлено, что в данном сельском поселении при главе администрации не соз- дан общественный орган по работе с неблагополучными семьями и несовершеннолет- ними правонарушителями. В ходе посещения школы с. Ярлуково Грязинского района было установлено, что документы о посещении семьи Ц. написаны одним почерком и чернилами одного цвета. Во многих актах обследования жилищных условий семьи Ц. на- против фамилий учителей, посещавших данную семью, отсутствовала их подпись, в том числе учительницы, которая умерла, в день гибели несовершеннолетнего Ц. На основа- нии вышеперечисленного создается впечатление, что все документы были составлены уже после трагедии. До трагедии к главе администрации сельского поселения приходила бабушка не- совершеннолетних братьев Ц. и сообщала о неблагополучной ситуации в семье своей дочери, просила помочь. Глава администрации дал устную консультацию об обращении в органы опеки. Органы опеки о данной ситуации извещены не были, а также не был пре- доставлен транспорт для поездки пожилого человека в город Грязи. Данный формализм в работе привел к трагедии и гибели ребенка. Анализируя результаты проведенных проверок, Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области приходит к выводу, что основными причинами гибели детей стали: 1) нежелание глав сельских поселений признавать факт наличия в населенных пун- ктах неблагополучных семей и проводить с ними профилактическую работу; 2) отсутствие взаимодействия всех органов системы профилактики семейного не- благополучия, а также халатное отношение должностных лиц к служебным обя- занностям. В 2013 году в рамках исполнения действующего законодательства Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области неоднократно проводил проверки по поступив- шим вопросам о жизнеустройстве детей государственными органами и принимал меры по восстановлению нарушенных прав детей. В 2013 году Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области продолжил курировать судьбу детей гражданки И., семья которой попала в поле зрения Уполномоченного в 2012 году, когда один из детей, И.В., был изъят из семьи из-за безразличия к его судьбе со стороны матери и помещен в ГБ (О)ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школу-интер- нат № 2 города Липецка. В 2013 году к Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области вновь об- ратилась гражданка П. с просьбой о защите прав детей своей племянницы И. В своем обращении П. сообщала, что И., являясь неблагополучной матерью, оставила своего малолетнего сына К., 2011 года рождения, без присмотра. В это время ребенок открыл холодильник и выпил уксусной эссенции. С диагнозом ожог пищевода и желудка ребе- нок был доставлен в детскую областную больницу. После прохождения ребенком курса лечения в стационаре гражданка И. обязана была два раза в неделю приезжать с мало- летним К. в больницу для продолжения курса лечения. Но она пропускала назначенное для лечения время, что было подтверждено и сотрудниками больницы. До момента выездной проверки Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой об- ласти по месту жительства неблагополучной семьи от органов опеки Липецкого муници- пального района и города Липецка поступила информация о том, что семья И. является благополучной. Данные ответы были направлены в управление образования и науки Липецкой области. Но и из этого государственного органа поступил ответ, подтверждаю- щий «благополучие» семьи И. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области настоял на проведении совместной с органами опеки и попечительства Липецкой области проверки места жи- тельства семьи И. Там было установлено, что И. вместе с отцом своих детей проживает в доме его родителей, который состоит из одной комнаты и кухни. В доме отсутствовали спальные места детей, дети спали с родителями. В доме было очень грязно, в углу были набросаны вещи. Необходимо отметить, что И. могла проживать по месту регистрации в с. Большая Кузьминка Липецкого района, где созданы нормальные условия жизни для детей. Гражданка И. пояснила, что не проживает со своей семьей в с. Большая Кузьмин- ка Липецкого района, т.к. из-за неуплаты коммунальных услуг была прекращена подача природного газа в дом. Уполномоченным по правам ребенка в Липецкой области совместно с органами опеки и попечительства Липецкой области гражданке И. было предоставлено время для погашения задолженности по оплате коммунальных услуг и переезда с детьми на посто- янное место жительства в с. Большая Кузьминка Липецкого района. В настоящее время гражданка И. исправила свое поведение, проживает вместе со своей семьей в с. Большая Кузьминка Липецкого района. В доме созданы нормальные условия для детей. Отношения между матерью и детьми стали теплые. Гражданка И. за- ботится о детях, об их здоровье, образовании, материальном обеспечении. 30.12.2013 года И.В. был возвращен в семью и с 13.01.2014 года стал посещать МБОУ СОШ с. Ильи- но Липецкой области. Гражданка И. осуществляет контроль за успеваемостью своего сына в школе. Необходимо отметить, что деятельность государственных органов по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи Липецкой области проводится достаточно результативно. В регионе расформирование детских домов осу- ществляется не за счет укрупнения оставшихся, а за счет роста числа приемных семей, а также снижения численности детей, проживающих в учреждениях государственной под- держки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтвержда- ется данными, приведенными в таблице 1. Таблица 1. Государственное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сведения об устройстве детей-сирот в регионе 2010 2011 2012 2013 Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попе- чения родителей, в регионе 4615 4376 4163 4001 из них: количество детей-сирот в регионе 1650 1561 1457 1186 Общее число детей указанной категории, содержащихся в стационарных учреждениях 1047 909 797 708 Количество детей, устроенных на семейные формы вос- питания (всего) 329 298 341 329 в том числе усыновленные 34 24 44 32 переданные под опеку 294 252 272 267 в приемные семьи 1 18 4 7 Кроме того, политика руководства Липецкой области направлена на поддержку се- мей, взявших под опеку ребенка, а также на стимулирование данного процесса: 1) Приемным родителям ежемесячно выплачиваются вознаграждения: – при наличии одного приемного ребенка – 4389 рублей; – при наличии двух приемных детей – 6102 рубля; – при наличии трех приемных детей – 7803 рубля; – при наличии четырех приемных детей – 13543 рубля; – при наличии пяти приемных детей – 15369 рублей; – при наличии шести приемных детей – 16957 рублей; – при наличии семи приемных детей – 18658 рублей; – при наличии восьми приемных детей – 20371 рубль. 2) Приемным семьям предоставляются ежемесячные льготы по оплате коммуналь- ных услуг на каждого приемного ребенка: – на отопление, освещение: в городе – 378 рублей, в селе – 198 рублей; – на оплату услуг бытового обслуживания – 228 рублей; – на текущий ремонт жилого помещения – 228 рубль. С 01.01.2013 г. в Липецкой области предоставляется единовременная выплата опе- куну (попечителю), приемному родителю, усыновителю, принявшему на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 7 лет, а также ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот без ограничения возраста, в размере 50 000 рублей. За 2013 год было произведено 50 выплат опекунам и попечителям. Кроме того, опекунам и приемным семьям производятся ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье: – на ребенка от 0 до 7 лет – 4558 руб.; – на ребенка от 7 до 11 лет – 5059 руб.; – на ребенка от 11 до 18 лет – 5316 руб.; – на предметы хозяйственного обихода приемному ребенку – 681 руб. Единовременное пособие при выпуске из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 1200 руб., на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей – 1908 руб., на личные нужды – 159 руб., на проезд – 318 руб. Единовременное пособие выпускникам учреждений профессиональ- ного образования составляет 3180 руб. Дети из приемных и опекунских семей имеют право 1 раз в год получить бесплатную путевку в загородный оздоровительный лагерь. С 2010 года в Липецкой области при поддержке главы администрации области О.П. Королева в целях поощрения семей с детьми, укрепления базовых семейных цен- ностей, нравственных начал в семейных отношениях, повышения престижа российской семьи проводится публичный конкурс на определение лучшей семьи года среди населения (постановление администрации Липецкой области от 22.06.2010 г. № 188), где одной из номинаций является номинация «Лучшая опекунская и приемная семья». В награду победители и призеры в каждой номинации получают микроавтобусы, легковые автомобили, холодильники и телевизоры. 31.12.2010 года принято Постановление администрации Липецкой области № 496 «О проведении публичного конкурса на определение лучших хозяйств года среди много- детных семей». Целью конкурса является поощрение многодетных семей, развитие се- мейной экономики, укрепление авторитета семьи и базовых семейных ценностей, улуч- шение демографической ситуации в Липецкой области. Победители конкурса получают микроавтобусы, легковые автомобили, комплекты бытовой техники. За годы реализации постановлений ценными подарками и памятными дипломами была награждена 21 семья, воспитывающая приемных и опекунских детей (22,5 % от об- щей численности награжденных). Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области не ограни- чивается только защитой прав и законных интересов несовершеннолетних. Помощь се- мьям, нивелирование конфликтных ситуаций, урегулирование отношений между роди- телями – вот неполный перечень проблем, решаемых областным детским омбудсменом. В 2013 году Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области не остался бе- зучастным в вопросах воссоединения семей граждан Российской Федерации. Примером может послужить следующее: в октябре 2013 года в адрес Уполномочен- ного по правам ребенка в Липецкой области поступило обращение администрации МКУ СРЦ «Ковчег» о том, что в учреждение с 06.06.2013 года на основании личного заявления отца в связи с трудной жизненной ситуацией был зачислен несовершеннолетний Д., 1999 года рождения. Первоначально срок реабилитации был определён до 22.06.2013 г. Далее Д. должен был быть передан отцу, с которым он проживал в последнее время, но отец несовершен- нолетнего никаких мер по возвращению сына домой не предпринял, т.к. в отношении гражданина Д. возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком и до настоящего времени он находится в уголовном розыске. Его местонахождение было неизвестно, так как на территории Елецкого района он не проживал с середины июля 2013 года. Отец ребенка на связь с сыном и сотрудниками учреждения не выходил и ни- какого участия в жизни несовершеннолетнего не принимал. Мать несовершеннолетнего Д. на момент поступления обращения проживала в Республике Казахстан. В 2013 году она приобрела на территории республики жильё, получила регистрацию и создала все условия для проживания сына Д. с ней, но в связи с крайне тяжёлым материальным положением не могла выехать в Российскую Федерацию за своим ребенком. Все попытки перевезти Д. через ОГКУ СРЦ «Надежда» г. Задонска не увенчались успехом, так как в этом было отказано в связи с тем, что Д. и его мать на момент обраще- ния являлись гражданами Российской Федерации. В связи со сложившейся неразрешенной и затянувшейся ситуацией психологами МКУ СРЦ «Ковчег» отмечалось крайне неустойчивое психоэмоциональное состояние подростка, повышенный уровень внутренней и внешней агрессии, тревожности. У несо- вершеннолетнего Д. присутствовали мысли о суициде и побегах из учреждения, которые он объяснял себе и окружающим чувством ненужности и непреодолимым желанием об- рести семью в лице своей матери. Благодаря поддержке и помощи председателя Липецкого областного Совета депута- тов П.И. Путилина, заместителя председателя Липецкого областного Совета депутатов В.Х. Мурузова, депутата Липецкого областного Совета депутатов Д.Н. Еремеева семью Д. удалось воссоединить. В настоящее время несовершеннолетний Д. проживает со своей мамой в Казахстане. В 2013 год произошло знаковое событие не только для нашего региона, но и для Рос- сийской Федерации. Благодаря помощи и непосредственному участию Уполномоченно- го при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова и главы администрации Липецкой области Олега Королева воссоединилась семья граждан Российской Федерации, у которых на территории Королевства Испании социальными службами был изъят ребенок. В настоящее время малолетний А. благополучно прожива- ет с родителями в г. Липецке и для адаптации посещает группу неполного дня в одном из городских детских дошкольных учреждений. 1.2. Соблюдение прав ребенка в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. ЮНЕСКО проводит ежегодные ме- роприятия, целью которых является привлечение большего внимания к проблемам со- блюдения прав детей. В Конвенции о правах ребенка, которая одновременно является и одним из осново- полагающих документов для правозащитников, и важнейшим ориентиром для лиц, от- ветственных за разработку политики, ребёнок рассматривается не только как индивид, но и как член семьи и общества с соответствующими его возрасту правами и обязанно- стями. Право на образование, закреплённое в Конвенции, является тем правом ребёнка, без которого невозможно соблюдение всех остальных прав. «Образование с ранних лет жизни помогает детям не только узнать о своих правах, но и приобрести необходимые навыки и умение отстаивать свои позиции», – отметил Киан Танг, заместитель Генераль- ного директора ЮНЕСКО по вопросам образования. «Оптимальными условиями для этого являются безопасное и способствующее развитию ребёнка окружение, а также атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания». Любое сообщение о каких-либо на- рушениях прав детей в Липецкой области не остается без внимания. В 2013 году в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области не- однократно поступали жалобы о нарушении прав воспитанников детского дома № 4 с. Павловка Добринского района. По просьбе Уполномоченного по правам ребенка прокуратура Липецкой области провела проверку, где не было обнаружено фактов объективного подтверждения нару- шения прав несовершеннолетних детей со стороны директора и воспитателей детского дома № 4. Осенью 2013 года детскому омбудсмену в Липецкой области поступила аудиозапись с просьбой о помощи от воспитанников детского дома № 4. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области проводил собственную проверку, в ходе которой установлено, что имели место факты грубого обращения адми- нистрации детского дома в лице директора Васильева В.П. с воспитанниками, что послу- жило одной из причин побега детей из этого учреждения. В настоящее время директор детского дома № 4 Васильев В.П. освобожден от зани- маемой должности, а сам детский дом планируется закрыть с 01.06.2014 года. Качественное образование способствует расширению индивидуальных и коллек- тивных прав, социальному сплочению, развитию человеческого потенциала. В хорошей школе уважаются права ребёнка, преодолевается отчуждение, обеспечивается бес- платное, обязательное, доступное обучение. При этом культурное многообразие стано- вится не проблемой, а благоприятным фактором. Качественное начальное образование предоставляет всем детям равные исходные шансы и позволяет им добиться успеха на последующих этапах обучения. Дети имеют право на полноценное образование с самого раннего возраста. Однако не все родители используют эти возможности для развития собственных де- тей. Очень часто родители из-за своих нереализованных желаний и амбиций становятся причиной возникновения конфликтов между учителем и собственным ребенком. Родителям кажется, что учитель ущемляет права их ребенка, предвзято относится к нему, настраивает класс против этого ученика. Иногда родителям не хватает родительской мудрости и опыта для погашения кон- фликтных ситуаций. Они, пытаясь доказать свою точку зрения, доводят до нервного стресса себя, собственных детей и педагогов. В январе 2013 года к Уполномоченному обратился многодетный отец А., который хо- тел восстановить нарушенные права его 12-летней дочери. Мужчина жаловался на то, что ребенок был исключен из художественной школы без уважительной причины. Уполномоченный по правам ребенка проводил собствен- ную проверку, в результате которой было выявлено, что девочка действительно была отчислена за систематическую неуспеваемость и нарушение режима учреждения до- полнительного образования. Родители об этом неоднократно предупреждались и даже приглашались на заседание педагогического совета школы искусств. Родитель А. при- сутствовал на педагогическом совете, вел видеозапись, но причину отчисления дочери не понял или не захотел понять. Летом 2013 года Уполномоченному по правам ребенка поступило коллективное об- ращение жителей одного из сел Добровского муниципального района о планируемом закрытии школы в их селе. Родители 53 учеников были обеспокоены тем, что детям при- дется добираться до школы на школьном автобусе, так как ближайшая школа находится на расстоянии более чем 10 километров, в соседнем селе. Если ребенок опаздывает на школьный автобус по каким-либо причинам, то у него нет шансов попасть в школу в этот день или использовать рейсовый автобус, который ходит в это село 3 раза в день. После вмешательства Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области школа оста- лась работать в штатном режиме. В течение 2013 года Уполномоченному по правам ребенка поступали обращения от родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие проблемы со здоровьем, обучаются в Центре дистанционного образования при школе-интернате III – IV вида г. Липецка или на дому. Занятия проводятся дистанционно в определенные часы согласно расписанию за- нятий. Однако эти дети не имеют возможности общаться со своими сверстниками ни на улице, ни в школе. Такие дети большую часть времени проводят за компьютером, в вир- туальном мире. У таких детей наблюдается недостаток общения. Например, ученица М. не может даже выйти из дома в плохую погоду, так как семья проживает в сельской местности, дорога не асфальтирована и нет уличного освещения. Хотелось, чтобы инклюзивное образование вводилось в образовательные учрежде- ния города Липецка и муниципальных районов для создания благоприятных условий и среды обучения всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области рекомендует управле- нию образования и науки Липецкой области рассмотреть вопрос о создании в каждом муниципальном районе базового учебного учреждения с инклюзивным образованием (по примеру города Москва), в котором среди здоровых детей смогут обучаться дети с ограниченными возможностями, проживающие на прилегающей территории (с наруше- нием опорно-двигательной системы, слуха, зрения; с диагнозами «аутизм» и «синдром Дауна»). Количество таких детей в общеобразовательном учреждении не должно превы- шать 10% от общего количества учащихся. Это будет хорошей практикой социализации в обществе для одних и развития чувства сострадания и гуманизма для других. «Дети – наше будущее, поэтому их приоритеты являются нашими приорите- тами», – подчеркнул заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам обра- зования Киан Танг, выступая на семинаре о соблюдении прав ребенка в штаб-квартире ЮНЕСКО. Российское государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. В соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ обязанность заботиться о здо- ровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей воз- ложена на родителей в рамках реализации ими родительских прав по воспитанию. При этом особо подчеркивается, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей (п. 1 ст. 65 СК РФ). Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельно- сти государства и предметом особой заботы семьи. Родители одной из школ города Липецка сообщили Уполномоченному по правам ребенка о том, что в данной школе обучаются две сестры Т., одна в пятом классе, другая во втором, которые не посещают школу на протяжении шести последних месяцев. Мать этих детей не выпускала их из дома, постригла наголо и считала, что жизни и здоровью её дочерей в школе и на улице может быть причинен вред. Администрация школы обра- щалась в департамент образования города Липецка, комиссию по делам несовершен- нолетних и защите их прав города Липецка, но в адрес образовательного учреждения поступали лишь формальные ответы. Уполномоченный по правам ребенка выезжал в школу, разговаривал с классными руководителями и представителями администрации школы. С целью защиты прав несовершеннолетних Т. Уполномоченный по правам ре- бенка в Липецкой области обратился в адрес прокурора Советского района города Ли- пецка. Дополнительно были направлены письма в отдел полиции и органы опеки города Липецка. Летом 2013 года состоялся суд, который признал мать этих детей психически невменяемой, направил женщину на принудительное лечение, а девочки и их млад- ший брат были помещены в социально-реабилитационный центр. Там они продолжили обучение и учатся с удовольствием. Принцип приоритета охраны здоровья детей означает, что дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая за- боту об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (п. 2 ст. 7 Закона об охране здоровья). Принцип приоритета охраны здоровья детей находит практическое выражение в сформулированных Законом задачах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти регионов и органов местного самоуправ- ления в сфере охраны здоровья детей. Все перечисленные органы в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на про- филактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младен- ческой смертности, по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (п. 4 ст. 7 Закона об охране здоровья). Во второй половине 2013 года Российская диабетическая ассоциация обратилась к Уполномоченному по правам ребенка в Липецкой области. Эта ассоциация объединяет как взрослых, так и детей, страдающих сахарным диабетом. В последнее время в нашем регионе сложилась такая тенденция: дети, страдающие сахарным диабетом, получают льготные препараты и необходимые приборы для забора крови, тест-полоски и многое другое, так как являются детьми-инвалидами. Но по достижении совершеннолетия, во время прохождения медицинских комиссий на установление группы инвалидности, с них снимается группа инвалидности, они признаются трудоспособными гражданами, несмотря на то, что диагноз «сахарный диабет» остается. И, как следствие, все социаль- ные льготы для них отменяются. Уполномоченный по правам ребенка в Липецкой области направил письмо в адрес руководства управления Росздравнадзора по Липецкой области, в котором выразил обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией по этому вопросу в нашем регионе. Кроме того, все органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями формируют у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, обеспечивают благоприятные условия для пребывания в них детей, в т. ч. детей-инвалидов, а также развивают социальную инфраструктуру, ориентиро- ванную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здо- ровья (п. 5 ст. 7 Закона об охране здоровья). В Липецкой области, по данным управления физической культуры и спорта, ежегод- но проводятся: – областные фестивали по легкой атлетике «Шиповка юных», «Кросс наций», лыжным гонкам «Лыжня России», спортивному ориентированию «Российский азимут», уличному баскетболу «Оранжевый мяч», «Спортивная маевка – Здоровье области»; – всероссийские соревнования памяти Героя СССР С.Г. Литаврина по вольной борь- бе; – областные турниры по спортивным танцам «Золотой силуэт», «Петровский бал»; Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области (2013 год) Постановление двадцать шестой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 848-пс от 10.06.2014, г. Липецк О Докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2013 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2013 год, учитывая решение комитета Липецкого областного Совета депу- татов по законодательству и правовым вопросам, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, Липецкий областной Совет депута- тов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2013 год. 2. В соответствии со статьей 10 Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» доклад Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области за 2013 год опубликовать в областной газете «Липецкая газета». 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Продолжение на 6-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz