Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

“ № 112/24740/ 7 ИЮНЯ 2014 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА | Россия отмечает 215- летие со дня рождения Александра Пушкина Творцы надуманных «сенсаций» Владимир Петров На первый взгляд сама постановка такого вопроса покажется нелепой: Пушкин и «злой демон револю- ции» Лейба Давыдович Бронштейн (Троцкий) — кров- ные родственники? То есть Лев — продолжатель пушкинского рода? И носитель пушкинского духа? Однако не будем спешить: пытливый человеческий ум способен на многое. В чем лишний раз мы убедимся по ходу нашего повествования. Мудрец . Философ . Поэт Александр Сергеевич Пушкин был человеком во всех отношениях за- мечательным, даже если рассматривать егожизнь и личность безотносительно к гениальному творчеству. Пылкий, страстный, до- брый, легко увлекающий- ся, обладавший ярким воображением, он был личностью удивительно цельной. Мудрец, фило- соф, для которого тайны бытия не были загадкой, «умнейший человек», по определению царя Нико- лая I. И вместе с тем от- крытый навстречу жизни —радостной, трагической, противоречивой, измен- чивой. Пушкин жил в кон- кретное историческое вре- мя, неотделим от него. Но и в известной расхожей фразе «Пушкин — наш современник» нет наду- манного или формального обозначения его масштаб- ности: читая Пушкина, осмысляя его жизнь, при- тягательную личность, невольноощущаешьрядом незримое его присутствие. Целостность личности при всей ее сложности, много- гранности и необычности проявляется вне условно- стей изменчивого истори- ческого времени. О Пушкине, кажется, сказано все — дореволю- ционнымипушкинистами, исследователями первых десятилетий Советской власти, учеными позд- нейшего СССР. Изучено и опубликованонеобозримое количество работ едва ли не по каждому произведе- нию, рисунку, многократ- но осмыслена биография, пристрастия, семейная жизнь, родословная, в том числе многочисленного потомства в разных стра- нах мира, влияние запад- ной литературы. Перечень можно перечислять ипере- числять. В моей личной библи- отеке около двух сотен изданий о Пушкине и его творчестве. Вот серия, начатая в 1963 году, — «Временник Пушкинской комиссии»Академии наук СССР, где публиковались труды ученых по различ- ным аспектам пушкинове- дения. К 200-летию гения издан великолепный сбор- ник «Пушкин в русской философский критике», в который включеныработы выдающихся русских фи- лософов, в том числе эми- грантского зарубежья XX века. Вот книги о родос- ловной — С. Веселовского «Род и предки Пушкина в истории», В. Загорулько «А.С. Пушкин в судьбе его потомков и близких людей», Т. Лиокумович «Потомки А.С. Пушкина в Белорусси». И много других, тематически раз- нообразных изданий. Ви- кентий Вересаев воссоздал четырехтомную биогра- фию Пушкина-человека, где образ поэта представ- лен в течение обычной, бы- товой жизни, без ее твор- ческой составляющей, но все равно читающуюся с глубоким интересом. Сло- вом, Пушкин, сколько бы и кто ни писал о нем, не- исчерпаем. К его образу и творчеству обращались и будут обращаться тысячи и тысячи исследователей у нас в России и за рубежом. Но каждое время, каж- дая эпоха рисуют нового «своего» Пушкина в тру- дах, отражающих иде- ологическое состояние общества, созданных под влиянием доминирующих социально-экономиче- ских тенденций. Висса- рион Белинский писал так: «Пушкин принад- лежит к вечно живущим и движущим явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но про- должающим развивать- ся в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего...» Пушкинисты старой школы, заложившие фун- дамент отечественного пушкиноведения, — клас- сика, образец не только творческого подхода к изучению. Их труды от- личает высокая культура и неизменно глубочайшее уважение к поэту. Хотя, жизнь естьжизнь—знали они и множество сплетен, непроверенных фактов, домыслов и инсинуаций, но в публичный «оборот» их категорически не до- пускали. Этика их работ, как и содержательность остаются образцами на- учной добросовестности и честности. Советское пушкинове- дение, естественно, при- внесло «новое» в характер и направленность оценок. Однако судить личность, используя критерии и господствующие идеологи- ческие догмыпозднейшего времени, значит, вольно или невольно искажать образ человека, дел его, да и самой эпохи. Эта истина для честного исследовате- ля непререкаема. Вместе с тем, зачастую сужде- ния авторов о Пушкине и его творчестве содержат внутренние логические противоречия. Для при- мераприведуработучлена- корреспондента Академии наукСССРА. Ерголина«А. С.Пушкин—великийпоэт русского народа», опубли- кованную в 1949 году. В ее основе текст публичной лекции, в которой на про- тяжениидвадцати страниц автор доказывает—каким был поэт «прогрессистом», «демократом», ненавист- ником самодержавного правления, разделял идеи первых демократов России — масонов-декабристов. Казалось бы, Запад для него — идеал свободного общества. Однако лекция завершается пушкинской цитатой: «С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрас- судках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благород- ное, бескорыстное, все возвышающее душу че- ловеческую, подавлено неумолимым эгоизмом и страстию к довольству…» Автор делает вывод: поэт «обличал старый, отжив- ший феодальный мир, но он резко отрицательно вы- сказывается и о новых, капиталистических отно- шениях, об английской и американской «демокра- тии». Итак, великий мыс- литель отвергает и само- державие, и буржуазную демократию. Что же тогда утверждает и приемлет? Абстрактную «свободу»? Это не уровень мышления Пушкина: он понимал и видел интересы России самодержавной (другой не было) и отстаивал их в своем позднем творче- стве, желал блага и про- цветания, но не на пути декабристских иллюзий и тем более — западных за- имствований. Советский лектор хо- тел бы найти у поэта хоть строчку о «социализме с человеческим лицом», да не было их у него… Была другая строка: «лишь при сильной…властивозможно процветание искусства». Кстати, уместно привести здесь такую мысль Д. Ме- режковского: «Лев Тол- стой есть не что иное, как ответ русской демократии на вызов Пушкина». «Зер- кало русской революции», как известно, призывал не только устранить самодер- жавие, но и само государ- ство, как институт. Когда крайности сходятся Пушкин острее и ярче других ощущал присут- ствие в мире высшей гар- монии, проявляющейсяче- рез любовь, заповеданную Иисусом Христом. Этот высший нравственный им- ператив и определял непо- вторимое чувство меры, присущее гению. Или, как писал он сам, «нравствен- ное чувство, как и талант, дается не каждому». В наше время, когда уровень нравственной культуры даже не обсуж- дается в «креативном» сообществе, пушкиноведе- ние не могло не пополнить- ся «трудами», от которых старые пушкинисты, надо полагать, в гробах перево- рачиваются. Крайности, как известно, сходятся, образуя бесконечный круг блужданиясловес.Отвуль- гарной социологизации творчестваПушкина совет- скимиисследователямине- которые современные авто- рыподошлик вульгарному опрощению, эпатажности, утверждению «сенсаци- онных находок», которые торопливо, по-рыночному несут вмассы. Онравствен- ном чувстве, высшей гар- монии, о вере в нечто более сущностное в их трудах и намека нет. Как тут не вспомнить проникновен- ное стихотворение поэта «Отцыпустынникиижены непорочны...», произрос- шее из молитвысв. Ефрема Сирина.Норыночникамне до молитв... Фантазии и гипотезы неопушкинистов способ- ны поразить воображение любого, если, конечно, вос- принимать их некритиче- ски. Например, есть такая версия: Пушкин не был смертельно ранен на дуэли сДантесом, а переместился в Париж, став... Алексан- дром Дюма. Интересно, что все вновь созданные «открытия» базируютсяна одном ключевом утверж- дении: Пушкин был гени- альным мистификатором! Мистификаторство его, если следовать рассужде- ниям неопушкинистов, былопоистине бесовское.А значит, этим «качеством» можно манипулировать в «исследованиях», сколько угодно и как угодно. Вот сообщение в од- ном из номеров газеты «Книжное обозрение»: «В США вышел новый роман Михаила Армалинского «Добровольные признания — вынужденная перепи- ска» (1991 г.). Это произ- ведение, в котором автор изложил свою, шокиру- ющую откровенностью, философию любви и секса. Армалинский известен публикацией «Тайных за- писок 1836-1837 годов» А.С. Пушкина...». Эти «записки» впер- вые увидели свет также в США в 1986 году. Рос- сию они «осчастливили» в 2001 году в серии «Рус- ская потаенная литерату- ра». Интересно, что автор предисловия к русскому изданию подводит глубо- комысленный фундамент, объясняющий ценность грязной публикации: «Не Советская власть запре- тила публичное — устное и письменное — обсужде- ние интимных вопросов, в частности аспектов чув- ственностии телесных удо- вольствий. К сожалению, в стране, некогда приняв- шей христианство визан- тийского толка, склонной ко всяческому умерщвле- ниюплоти, вся эта сторона сводилась в лучшем случае к формулировке «беса те- шить», в худшем — «блу- додеянием». Замечательно, что ни- кто не верит в авторство «записок» Пушкина, но вот имя его «пришпилива- ется» к текстам бесстыдно. Много говорить о фаль- шивке, сотворенной чьей- то ушибленной головой, нет смысла. Только для иллюстрации того, какого нравственного падения способендостичь«творец», именуемыйАрмалинским. Но для какой цели сочи- нил он «записки»? Ответ дает самПушкин (1830 г.): «Безнравственное сочине- ние есть то, коего целию или действием бывает по- трясение правил, на коих основано счастие обще- ственное или человеческое достоинство». Потомки « лейтенанта Шмидта » Как уже сказано выше, родословная Пушкина до- статочно хорошо изучена. Однако — и неопушки- нисты это учли — кроме законных детей у поэта могли ведь быть и незакон- норожденные: шалун был, брат Пушкин! О, какой простор для творческо- го полета открылся! Пер- вым осваивать его начал Александр Лацис-Винтер, журналист «Литературной газеты» во времена редак- торства ее Константином Симоновым. Причиной тому стало, пишет другой неопушкинист Владимир Козаровецкий, «откры- тие»—Лацис, как и Симо- нов,—«потомокПушкина по внебрачной линии». Надо отметить, раз- рабатывал пушкинскую темуЛацис очень активно, написав немало статей, отражающих оригиналь- ные взгляды на некоторые обстоятельства «тайной» жизни поэта. Доказатель- ства его выстраивались на сопоставлении всех из- вестных документальных свидетельствах, текстах поэта, переписке, воспо- минаниях современников, оценках других исследова- телей. «Открытийчудных» им совершено немало, и на первый взгляд весьма убедительных. Смущает одно — все они опираются на все то же «мистифика- торство» Пушкина, а по сути, на предположение —поэт велдвойнуюжизнь. Внешнюю, видимую, на- полненную трудами, вдох- новением и страданиями. И тайную — самую инте- ресную для «исследовате- лей» определенного толка. Нет возможности опи- сать все «находки» Ла- циса. Расскажем вкратце об одной, особо сенсаци- онной, в которой автор доказывает — правнуком Пушкина по внебрачной линии от некоей краса- вицы-польки Анжелики был Лев Троцкий. Тут, как бы помягче сказать, Лацис у постели не стоял, но собрал кучу косвенных признаков «схожести» по- эта и его, якобы, потомка. И кучерявость, и голубые глаза, и «блестящие ли- тературные и ораторские данные», и подергивание верхней губы у «демона» (вроде бы тик наблюдался и уПушкина), и заявление Троцкого делегации евреев о том, что «он не еврей», и брата его звалиАлександр, а сестру Ольгой, и все в том же духе. А дальше, в выводах, сплошная политика: «На родословной Троцкого пы- тались нажиться полити- ческие спекулянты и их прихвостни, литературные импотенты, бубнившие, что, мол, «все зло от них пошло». Но не выйдет это. Лишь один из наркомов первого поколения считал- ся иудеем, и тот оказался потомком Пушкина». Звучит пародийно, но не для автора цитируемых строк. Он продолжает на- калять пафос: «Духовное ифизическое родствоПуш- кина и Троцкого помогает многое обдумать вновь. Не только Пушкин (а кто еще?) помогает понять че- ловеческое в Троцком, но и Троцкий помогает (!) увидеть в правильном мас- штабе (?) политическую силу ума Пушкина и глуб- же проникнуть в законы политического и личного поведения поэта. Через века и страны будут под- ниматься все выше и выше две великие фигуры. Они будут двигаться навстречу друг другу, они друг друга поддержат с пониманием и любовью. И что оста- нется от завистников, от патологическихлжецов, от человеконенавистников? Одна космическая пыль». Бедный, бедный Пушкин! Ну и «родственничка» ему нашли! Идеи Лациса, сколько бы доказательно-бредовы- ми они не были, после его смерти подхватил другой активно работающий не- опушкинист Владимир Козаровецкий, автор книг с эпатирующими названи- ями «А был ли Пушкин?», «Дипломрогоносца»идру- гие мистификации». Вних развиты все те же темы: предком Пушкина был не «арап», а цыган из Индии, поэму «Конек-горбунок» написал не Ершов, а Пуш- кин, и, конечно, Троцкий — правнук Пушкина (ми- стифицированных потом- ков поэта Козаровецкий «обнаружил» значитель- ное число). Оба неопушкиниста в поддержку своих гипотез притянули… Сталина, как же без него. Безудержный пафос их выводов можно понять лишь в контек- сте сталинского периода русской истории. Прежде всего, Сталин заслуживал «вечного проклятия», по мнению авторов, за то, что ледорубом убил «потомка самого Пушкина»! А за- одно повелел уничтожить тех пушкинистов, которые обладали сведениями о мнимом родстве Пушкина и Бронштейна. Например, Гессена устраняли особен- но злостно: «В 1939 году в центре Ленинграда, на пустынной площади, его сбила машина; до нашего времени дошло предание: «Машина за ним гонялась как за мухой!» Похоже, истоки«преда- ния» надо искать в знаме- нитой пушкинской поэме «Медный всадник». Пом- ните, полубезумный Евге- ний бежит от памятника Петру I: «И он по площади пустой бежит и слышит за собой — как будто грома грохотанье—тяжелозвон- кое скаканье по потрясен- ной мостовой…»! Другого пушкиниста, Модзалев- ского-младшего, просто выбросили из поезда. Ивсе это подается как факты, доказанные без доказа- тельств, априори. Место на Парнасе Все эти «гениальные» открытия, повторим, ос- нованы на предположении (признании), что Пушкин всю жизнь мистифициро- вал. Одна его из величай- ших мистификаций была осуществлена пред смер- тью. Известный ученый- экономист, академик Ни- колай Петраков написал почти трехсотстраничную книгу «Пушкин целился в царя. Царь, поэт и На- тали». В этой работе он до- казывает: подлый«диплом рогоносца» страдающий поэт сотворил собственно- ручноисамже разослалего знакомым. Зачем? Чтобы доказать всему петербург- скому «свету» — царь был любовником егожены, На- тальи Николаевны. А по- скольку вызватьНиколая I на дуэль он не мог, то гнев своймистифицировал, вы- брав мишенью Дантеса. Отметим вот что: а если бы на дуэли Пушкин убил «невиновного» Дантеса? Как-то не вяжется логика егопреддуэльныхдействий с утверждением академи- ка, да и с христианским мировоззрением Пушки- на. Даже в случае, если бы Геккерны, чтобы при- крыть царя, играли роль «подставы», мог ли он пойти на убийство? Но и мистифицируя, мог ли поэт заранее знать, что будет убит?Авдруг Дантес промахнется, хотя он был отличный стрелок, иливы- стрелит в сторону? Кем бы тогда оставался Пушкин в глазах«света»?Наедине со своей совестью? Следует отметить вот какую особенность работ неопушкинистов: тексты их, как блохами, пере- полнены либеральными настроениями и мыслями. А в итоге вот так, науко- образно-тонкоживого рус- ского гения превращают в функцию, всю жизнь, оказывается, занимавше- гося мистифицированием. Гениальное творчество — это потом, в перерывах между очереднымимисти- фикациями... Мы познакомили чита- телей лишь с частью работ новых «исследователей» жизни Пушкина: их го- раздо больше, хотя ничего, кроме обывательского примитивного интереса, они не несут, ответно душа не встрепенется. Все ис- тинное, лучшее для пони- мания Пушкина — гения и человека — находится в других работах — в его произведениях. Читайте Пушкина! В любых жиз- ненных ситуациях — чи- тайте Пушкина и найдете сочувствие, утешение, со- вет и благословение. В1828годуВасилийЖу- ковский, прочитав «Евге- ния Онегина», писал поэту: «По данному мне полномо- чию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с вы- сокостьюгения соединишь и высокость цели! Милый брат по Аполлону! Это тебе возможно! А с этимбудешь недоступен и для всего, что будет шуметь вокруг тебя в жизни».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz