Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Д орога к Храму Страница выходит по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона Ведущие рубрики Александр Хаустов и Сергей Кибальниченко Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : alekhaus_58@mail.ru с пометкой « Дорога к Храму » СУББОТА , 7 ИЮНЯ 2014 № 112 (24740) 5 ЛИПЕЦКАЯ газета ПРАЗДНИК День Святой Троицы 8 июня православные отмечают День Святой Троицы, Пятидесятницу. Этот праздник установлен апостолами. В пятидесятый день после Воскресения Христова на них сошел Святой Дух. Апостолы неожиданно начали гово- рить на разных языках, которых раньше не знали, приведя в изумление окружающих. Это случилось в одном из иерусалимских домов на горе Сион. После сошествия Святого Духа на апостолов открылось в совершенной полноте учение Иисуса Христа о Триедином Боге, участии Творца в спасении рода человеческого. Святая Троица — один из главных христианских празд- ников, считающийся днем рождения Церкви, созданной Божественной благодатью. По традиции дома и храмы накануне украшаются ветками берез, травой, цветами. Так верующие выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение к новой жизни, совершил обновление людей Духом Святым. СЛОВО ПАСТЫРЯ Благодарить Бога за все Иерей Алексий Шумаков, клирик Христо-Рождественского храма О наступлении дачного сезона священник безошибоч- но узнает по «потерям» среди паствы. Даже шестого мая, когда Церковь празднует память святого велико- мученика Георгия Победоносца, в храме бывает немноголюдно. Зато на автовокзалах — настоящее столпотворение. Горожане торопятся на свои садовые участки, забывая, что святой Георгий почитается как небесный покровитель земледельцев и пастухов. В день его памяти в православных храмах служится молебен с водосвятием, когда верующие обращаются к Богу, просят благословить их труд на земле. Перед началом с е л ь с ко х о з яй - ственных работ принято также за- казывать молебен иконеБожиейМа- тери «Споритель- ница хлебов», ко- торую на исходе XIX века написал наш знаменитый земляк преподоб- ный Амвросий Оптинский. При- хожане приносят в храм семена, чтобы Господь благословил буду- щий урожай. Искренняямо- литва всегда на- ходит отклик. У всех еще в памяти осталось засушли- вое лето, когда го- рели леса и гибли отжарыпосевы. В тот год под угро- зой оказались и монастыр- ские угодья. В одной из наших обителей насельни- ки вначале молились в храме, затем, приехав в поле на автотранспорте, совершили крестный ход — а дождя все нет. И тогда они пешкомпо солнцепеку отправились к посевам с иконамиихоругвями.Уже во время молебна совер- шенно безоблачное небо неожиданно вдруг накры- ла черная туча. И на этом месте два с половиной часа шел проливной дождь. В дореволюционные временачеловекпостоянно обращался к Богу, чтобы получить благословение на каждый свойшаг. Откроем священнический требник —особуюкнигу, в которой собраны чинопоследова- ния церковных таинств и обрядов. Вот лишь некото- рые из них: благословение при начале сеяния; чин благословения пчел; чин благословения нового ко- лодца; чин благословения стад; чин благословения гумна или житницы. Сегодня же обременен- ный заботами человек то- ропится не в Божий храм, а на свой огород, само- надеянно полагаясь на соб- ственные силы.Неполучив благословения, он вначале работает в поте лица, а за- тем начинает жаловаться на град, засуху или насеко- мых, уничтоживших уро- жай. Человекнедоумевает, почему прахом обернулись его труды. В полупустой храм заглянешь и отве- тишь: «Потому». Вспоминается в этой связи известный право- славный писатель Ники- форов-Волгин, проникно- венно запечатлевший жизнь дореволюционной Руси. Водномиз своих рас- сказов он изобразил стари- ка, вспоминающего моло- дые годы: «Вот раньше люди перед тем, как са- жать пшеницу, в полешли с иконами, с хоругвями, молились, священника приглашали, а только по- том начинали сеять. А сейчас все делается с папи- роской, бутылочкой и ма- терком». Но не только нужно об- ращаться к Богу за благо- словением, приступая к садово-огороднымработам. Надо еще и благодарить Господа за помощь, за вы- ращенный урожай. В од- ном селе прихожане приш- ли к батюшке, на засуху жалуются, молебен про- року Божию Илие отслу- жить просят. Прошла не- деля — другая беда случи- лась: ливень все посевы залил. Теперь уже молебен нужен, чтобы установи- лась наконец солнечная погода.Догадавшись, вчем дело, священник спраши- вает прихожан: а вы Бога за дождь поблагодарили? ВавгустеПравославная Церковь будет отмечать три праздника, получив- шие в народе названия Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. В эти дни в храмах принято освя- щать выращенный уро- жай. Однако смысл этой давней традиции понима- ют немногие. Освященный мед человек преспокойно уносит домой, упуская са- мое главное. Он забывает поблагодарить Бога за по- мощь, угостив медом бед- няка, пожертвовав часть своего урожая на нужды монастыря или прихожан. Раньше еще можно было сослаться на незна- ние традиций. Но сегодня, когда изданы книги Евге- ния Поселянина, Ивана Шмелева, Василия Ники- форова-Волгина и других религиозных писателей, подобные отговорки вы- глядят нелепо. Если чело- век хочет обрести настоя- щую веру — ему надо не только посещать храм, но и читать духовнуюлитера- туру, изучать церковные традиции. Через самооб- разование человек поймет, что Божьего благослове- ния требует не только труд на земле, но и всякое до- брое дело. Александр Хаустов Галя училась в обычной светской школе, но не сложились у нее отноше- ния с одноклассниками. Посоветовавшись, роди- тели решили перевести девочку в православную гимназию имени препо- добного Амвросия Оптин- ского. Ребенок на новом месте раскрылся, про- явил свои способности, а главное — обрел много друзей. После девяти классов девочка успешно поступила в один из липецких колледжей. С молитвой на устах В день нашего приезда в православной гимназии готовились к последнему звонку. Внешне дети каза- лись такими же, как и в другихшколах. Ивсе-таки во взгляде и движениях чувствовались спокой- ствие и уравновешенность. Школьники общались, шутили и смеялись, но без излишеств и крайностей. Они не носились по кори- дорам сломя голову, не расталкивали друг друга локтями в столовой, или, как здесь принято гово- рить, трапезной. — В основе всего у нас вера, — рассказывает ди- ректор гимназии Марина Щурко. — Каждое утро начинаетсясмолитвенного правила. Проводят его епархиальные священни- ки, специально приезжаю- щие в гимназию. Если ба- тюшка вдруг заболел — молитвенное правило про- водит кто-то из старше- классников, ведь многие из них в свободное время помогают священникам в храмах в качестве алтар- ников и чтецов. Внынешнем году в гим- назии состоится первый выпуск одиннадцатого класса. Кто-то из ребят по- ступит на отделение «Тео- логия» института культу- рыи искусства ЛГПУ, кто- то — в духовную семина- рию. Но какую бы профес- сию они ни получили, у них в душе останется глав- ная ценность — христиан- ское отношение к жизни. В гимназии организова- но трехразовоепитание для детей. Вначале за столы усаживаются младшие ре- бята, затем — старшие. И перед вкушением пищи, опять же, — обязательная молитва. Учащиеся вместе спедагогамисоблюдаютвсе посты, регулярноисповеду- ются и причащаются. ОБРАЗОВАНИЕ | Начни с себя — главный принцип детей и педагогов православной гимназии Уроки жить с верой в добро И трудно , и легко — Мне очень нравится гимназия, — утверждает восьмиклассник Виктор Севостьянов. — У нас дружные ребята, замеча- тельные педагоги. Ни один ученик не остается без внимания.Младших детей доставляет в гимназию специальный автобус, а после занятий увозит по домам. Я рад, что мне по- счастливилось учиться в православной гимназии. —Нагрузка в гимназии выше, чем в обычной шко- ле, — вступает в разговор десятиклассница Анна Киселева. — С первого по одиннадцатый класс пре- подается «Закон Божий». Врасписаниии такие пред- меты, как «Святыни Рос- сии», «Светочи России», церковно - славянский язык. Изучаются, само со- бой, и обязательные дис- циплины—русский язык, литература, математика, физика. Как и в обычной школе, гимназисты сдают экзамены, в том числе и ЕГЭ. Несмотря на повы- шеннуюнагрузку, учиться здесь легко. В этой гимназии не- сколько иначе выглядят каникулы. Они соответ- ствуют православным да- там. Казанские—осенние. Рождественские — зим- ние. Пасхальные — весен- ние. Летние каникулы, как и в обычных школах. Также ребята ходят на практику, занимаются благоустройством террито- рии гимназии. Приходят только папы У православного обра- зовательного учреждения много неповторимых черт, отличающих его от обыч- нойшколы. Общепринято, что на родительские собра- ния приходят только мамы. Зато в гимназии все обстоит с точностью до на- оборот, что по православ- ным традициям вполне справедливо, ведь главой семейства считается отец. Еще одна отличитель- ная черта заключается в том, что провинившихся не ругают, а, наоборот, с ними беседуют. Сами же гимназистыне оправдыва- ются перед учителями, если совершили просту- пок, а говорят: «Простите, постараемся так не де- лать». Они понимают, что согрешили, а в грехе луч- ше раскаяться, нежели его оправдывать. Вообще же в гимназии существует принцип: начни с себя. Не- важно, кто ты — старше- классник, педагог, роди- тель. Исправишь себя — поможешь и окружаю- щим. —Неужели в гимназии совсем нет проблемных детей? — Почему же? — отве- чает Марина Щурко. — Только у нас такие ребята очень быстро меняются, становятся совершенно другими—воспитанными, чуткими, доброжелатель- ными. Однажды пришли в гимназию несколько дево- чек с бунтарским подрост- ковым характером. Не всегда умели общаться со взрослыми и одноклассни- ками. Но за год они совер- шенно преобразились, одна из них вообще стала отличницей в учебе. В православной гимна- зии ни разу не случалось каких-то происшествий. Как-то мальчишки затея- ли было выяснять между собой отношения. Но в и т о г е с п о к о йн о , п о - доброму разобрались в си- туации все вместе — ребя- та, родители, педагоги. Конфликтующие стороны попросили друг у друга прощения, стали даже дру- зьями. Таланты здесь процветают — В светской школе детей приходилось угова- ривать, чтобы они поуча- ствовали в утреннике или концерте. У нас же ребята сами проявляют инициа- тиву, — делится своими наблюдениями Марина Щурко. Достаточно назвать ан- самбль «Свирель», до- школьную группу «Зер- нышки», театральнуюсту- дию, хореографический и хоровые коллективы, ко- торые представляют гим- назию на концертах и фе- стивалях. На их выступле- ниях не обходятся без ду- ховной музыки и патрио- тических песен. Вместе с педагогами ребята готовят прекрасные литературно- музыкальные компози- ции. Наши ребята увлекают- ся спортом, побеждают в городских и областных соревнованиях, завоевыва- ют кубки. Например, в историко-патриотической игре «Наследники» пред- ставители гимназии дваж- ды выходили победителя- ми. А недавно свыше ста гимназистов — и млад- ших, и старших классов —участвовали в представ- лении на Соборной площа- ди, где широко отмечался День славянской письмен- ности и культуры. Радость архипастыря Своим любимым дети- щемсчитает православную гимназиюВладыкаНикон, митрополит Липецкий и Задонский. Архиерей ча- сто приезжает сюда в гости в рождественские и пас- хальные дни, на концерты ипредставления, проводит богослужения в домовом храме во имя преподобного Амвросия Оптинского и обязательно привозит де- тям подарки, вкусные уго- щения. —Когда только образо- валась гимназия, родите- лей приходилось уговари- вать, чтобы они отдали к нам на учебу своих детей, — говорит Владыка Ни- кон. — Теперь же мы не можем принять всехжела- ющих. Недавно одна жен- щина пришла ко мне на прием с просьбой, чтобы ее дочку взяли в православ- ную гимназию: хочу, что- бы из моего ребенка вырос хорошийчеловек, говорит. Иесли в начале пути в гим- назиинасчитывалось всего 48 воспитанников, то те- перь их — 450. Многие из них пришли к нам из мно- годетных и социально не- защищенных семей. В 2011 году гимназия переселилась в добротное трехэтажное здание, где созданы прекрасные усло- вия для ребят и их настав- ников. Сейчас достраиваем спортивный зал. Общими усилиями в гимназии до- стигнут высокий уровень образования — как свет- ского, так и духовного. Через несколько месяцев, 24 сентября, гимназия от- празднует свое 10-летие. Предстоящий юбилей ста- нет важным событием в жизни нашей епархии. ВОЗРОЖДЕНИЕ | Церковь святого Димитрия Солунского обрела голос Голуби над куполами Роман Ромашин Кульминацией развернувшего- ся перед Димитриевским храмом данковского села Избищи праздника стал полет белоснежных голубей, выпу- щенных в небо прихожанами. Очаровательные горлицы долго вились над блистающей куполами церковью, за их полетом наблюдали гости — преосвященный епископ Лебедянский и Елецкий Мак- сим и духовенство местного благочиния. Для торжества имелся весо- мый повод. Владыка Максим самолично освятил ансамбль из семи колоколов, выложенных по калибру на расстеленном ковре, а также стоящую рядышком ма- ковку для звонницы, играющую на солнышке золотымилепестка- ми. А потом дорогих гостей при- гласилив трапезную, где ихждал стол с простым деревенским угощением. Здесь завязался за- душевный разговор о былом и настоящем, о соединяющих по- коления духовных скрепах. Ар- хипастырь запросто общался с незнакомцами, словно с давними товарищами. Ахозяева дивились тому, с каким искренним любо- пытством епископ вникает в де- ревенское житье-бытье. Возрожденный храм во имя великомученика Димитрия Со- лунского стал наглядным при- мером того, что для восстановле- ния святыни нужны не столько большие деньги, сколько едине- ние усилий, настойчивость, вера. Церковь десятилетиями встреча- ла путешествующих по столбо- вой дороге на Рязанщину пусты- ми глазницамиокониединствен- ным крестом, устоявшим в схватке с атеистами. Зимой 2010 года здесь случайно проезжал иерей из Перехвали Александр Масютин. — Настроение было припод- нятое, но брошенный на умира- ющую церквушку взгляд сразу его переменил, — вспомнил ба- тюшка.—Удручающая картина настолько сильно запала в душу, что потом две ночи не мог сом- кнуть глаз. Я прекрасно пони- мал, что без серьезной финансо- вой поддержки храмне восстано- вить, но и упускать время нель- зя. Взвесив все «за» и «против», решился взяться за дело. Этот почин единодушно под- держали не только избищенцы. В расчистке мусорных залежей, например, участвовали работни- ки районного ДК и даже данков- ские… фанаты футбольного клу- ба «Металлург». — Помощь крепких парней пришлась как нельзя кстати, — продолжил свой рассказ отец Александр. — Одного мусора на- бралось на сотню «КамАЗов». Перемены, кстати, произошли и в судьбе многих болельщиков. Многие из них потянулись к православию, стали верующими людьми. Они часто заезжают по- советоваться по разным житей- ским надобностям, своих малы- шейунаскрестят.Место, говорят, здесь благодатное, намоленное. ХрамвИзбищахдействитель- но особенный, над его сводами уже не раз случались необъясни- мые житейскому уму явления. Как-то в разгар службы в про- рехах тогдашнего дырявого ку- пола прихожане явственно уви- дели меняющие траекторию сполохи пламени. По свидетель- ствам верующих, они походили на благодатный Пасхальный огонь, возгорающийся в иеруса- лимскомХраме Гроба Господня. Однажды в лютый крещенский мороз под заиндевевшими свода- ми алтаря запорхала невесть от- куда взявшаяся бабочка.Асегод- ня происходит иное чудо. Нео- жиданно уДимитриевской церк- ви нашлись щедрые московские спонсоры. Они не афишируют свои имена, но постоянно пере- числяют крупные суммы, чему местные прихожане несказанно рады. —Мой дедушка здесь послед- ним старостой служил, — рас- сказывает пенсионерка Нина Бондаренко. — Атеисты, конеч- но, не могли ему простить такое. У отца восьмерых детей вначале отобрали дом, а потом захотели сослать в сибирский лагерь. Но планам лиходеев не суждено было сбыться. Потрясенный «враг народа»поделился горькой новостью с бабушкой и тут же умер. От семиглавой красавицы- церкви тоже не отстали. Стоя- щую на возвышенности коло- кольню приспособили под водо- напорную башню. А к ставшему ненужным алтарю пригнали стенобитную машину. Хотели нанести прицельный удар, но могучая техника неожиданно за- глохла. Попытки завести ее про- должались целуюнеделю, но так ничем и не закончились. Назад в Данков ее тащили на прицепе… Много разных воспоминаний прозвучало в тот знаменатель- ный день. Но куда больше было разговоров о делах насущных: нужно и кровлю доделать, и га- зопровод к храму провести. Все задуманное, уверены настойчи- вые избищенцы, обязательно сбудется… ФОТО РОМАНА РОМАШИНА ФОТО ИЗ АРХИВА ГИМНАЗИИ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz