Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 109-110/24737-24738/ 5 ИЮНЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 26 ПСИХОЛОГИЯ 21 Есть ли жизнь после экзаменов Умейте соотносить успехи ребенка с его способностями Никогда не делайте грубейшую ошибку и не сравнивайте ребенка с другими учениками! Он должен соревноваться не с ними, а с самим собой. ЕЛЕНА БРЕДИС В мае радоваться бы приближающемуся лету и времени отпусков, да не все могут это себе по- зволить. Увы. Для огром- ного количества родите- лей «веселый месяц май» становится периодом не- скончаемых стрессов и бессонных ночей. Это те, чьи дети заканчивают де- вятый или одиннадцатый класс. Помните, как восклицал поэт: «Что за комиссия, Соз- датель, быть взрослой дочери отцом!»? Сегодня быть отцом или матерью взрослого сына еще более трудная«комиссия» (девочке, по крайней мере, ар- мияне грозит). Впрочем, за до- черей переживают не меньше. «Благодаря» реформе обра- зования ГИА, которая в этом году стала ОГЭ — основным госэкзаменом, и ЕГЭ стали дамокловым мечом, который ощущают над собой даже те, чьи дети пошли только в первый класс. Как справить- ся с этим напряжением, как уберечь от невроза и себя, и собственного ребенка? Об этом наша беседа с психологом, психоаналитикомЕкатериной Антоновой. — Вообще, переживания перед экзаменами—это совер- шенно нормальное явление, и не надо пытаться эти пере- живания полностьюподавить. Да, это ответственный момент в жизни, ребенок должен это понимать. И волнение в таком случае должно только стиму- лировать максимальную кон- центрацию внимания, памя- ти, всех способностей. И если это все происходит, то потом приходит уверенность в своих силах, наступает очередной этап взросления. Но это лишь в том случае, если волнение, так сказать, продуктивно. — А если ребенок охвачен настоящим страхом, который буквально парализует его? Если даже то, что он выучил назубок, в чем досконально разобрался, оказывается этим страхом заблокировано? — А давайте разберемся, откуда взялся этот парализу- ющий страх. Ведь идет пла- номерное его нагнетание. В школе учителя постоянно пу- гают: «Будешь так учиться, не допущу к ГИА!» или «Будешь так готовиться, не сдашь ЕГЭ, выйдешь в жизнь с волчьим билетом!» А дома родители вторят: «Да что ж ты такой ту- пой, как тыжить будешь, если тебя к ГИА не допустят?!» Какая мобилизация сил и энергии, какое «продуктивное волнение»? Ребенок идет на экзаменыс ощущением, что он полный неудачник, что после них его жизнь закончится. Да это же бред! — Но ведь сегодня эти треклятые ГИА и ЕГЭ стали каким-то краеугольным кам- нем в судьбе детей… Позицию взрослых можно понять. — Ни в коем случае! Я никогда не пойму педагогов, которые устраивают такую истерию. Хотя объяснение тут можно найти. Во-первых, на- сколько я знаю, их работу на- чальство оценивает по резуль- татам этих экзаменов. Так что для них это еще важнее, чем для детей, может, отсюда и такое нагнетание? Во-вторых, эта истерия может сподвиг- нуть родителей оплачивать дополнительные уроки. И уж тем более я никогда не пойму родителей, которые идут на поводу у этого массового пси- хоза и делают из своих детей невротиков. — Но что же делать? Как мотивировать детей и при этом оградить их нервную систему от перегрузок? — Мы с вами опять воз- вращаемся к той самой абсо- лютной родительской любви, которую должен чувствовать ребенок. У него не должно возникать ощущения, что, если он провалит экзамены, он станет ненужным и не- любимым. А ведь зачастую именно под таким прессом подросток и живет. Да, с ним надо разговаривать, ему надо объяснять, что без серьез- ных знаний ему будет очень сложно в жизни, что хорошие оценки на экзаменах нужны не вам, не учителям, а лично ему. Вы должны втолковать, что в случае провала на экза- менах ему придется потратить еще год, чтобы подготовиться к пересдаче. — Знаете, я когда-то от одной знакомой услышала такую фразу: «Да, мой сын учится на двойки, но я сказала учителям, что он никому и не обязан учиться на пятерки». —Это перебор. Она рискует вырастить ребенка, который на самом деле никому и ничем не будет обязан, в том числе — и родной маме. Опять же, безответственность — штука страшная. Но мы говорим о другом. Никогда не делайте грубейшую ошибку и не срав- нивайте ребенка с другими учениками! Он должен сорев- новаться не с ними, а с самим собой. И если вчера у него была двойка, а сегодня он при- нес тройку, то это уже его до- стижение, и он это должен по- нимать, должен чувствовать, что вы им гордитесь. Знаете, мне моя мама очень хорошо «вправила мозги» по поводу моей дочери, когда я ее ругала за то, что она пишет как кури- ца лапой. Мама просто нашла мои тетрадки за первый класс и показала их мне со словами: «Попробуй еще раз ругать ребенка!» Соотносите успехи ребенка с его способностями! Зачем тиранить его оценками по алгебре и физике, если он по складу гуманитарий? И вообще, приглядитесь к тому, что у него лучше всего получается. Может, он еле-еле тянет по всем предметам, зато по физкультуре — лучший в школе. Ну так сделайте на этом акцент и не мечтайте, чтобы он поступил на юрфак. — Увы, родителям часто кажется, что они лучше зна- ют, как именно должна сло- житься судьба их чада… — Да, и ребенок стано- вится заложником родитель- ских амбиций, несбывшихся планов, нереализованных надежд. Но он — не вы, он другой. Ему хочется рисовать и поступить на худграф, а вы мечтаете сделать из него эко- номиста, передать ему свой бизнес. И ведь большинство детей старается оправдать ро- дительские ожидания, боясь потерять родительскую лю- бовь! Вот вам и нервный срыв как результат подготовки к экзаменам. — Но ведь родители могут ничего от своего ребенка не требовать, не выдвигать ему никаких условий, а у него все равно будет «комплекс от- личника». И для такого под- ростка четверка на экзамене станет настоящей трагедией, ломающей всю жизнь. — Понимаете, у ребенка не может быть «своих тарака- нов» в голове. «Хозяев» этих «тараканов» надо искать в ближайшем окружении, у родственников. Да, родители могут не давить на ребенка, могут не требовать от него отличного аттестата. Но от бабушки он может регулярно слышать, что его папа был лучшим учеником в школе. А мамаможет рассказывать, как она блистательно побеждала на математических олимпи- адах. И ребенок подспудно начинает стараться быть до- стойным своих родителей, у него возникает пресловутый «комплекс отличника». Но опять же, у такого подростка наверняка нет уверенности в том, что мама с папой будут любить его в любом случае, при любых оценках. Своей отличной учебой, своими до- стижениями он постоянно за- воевывает их любовь. И если вы замечаете у своего ребенка такой комплекс, пригляди- тесь к себе, к своим отноше- ниям с ним. — Но во время экзаменов нервные перегрузки испыты- вают не только дети, но и их родители… — Конечно. Но в отличие от детей — мы все взрослые люди и должны держать себя в руках. Выпейте валерьяноч- ки, примите холодный душ, включите любимую музыку. Вы просто не имеете права «навешивать»на ребенка ваши собственныепереживания! Ему и своих достаточно. Он ведь смотрит на себя вашими глаза- ми. Мне становится страшно, когда я слышу, как мамы об- суждают своих детей: «Пред- ставляешь, мой дебил опять по химии двойку получил!»—«А моя лохушка промежуточные тесты по алгебре провали- ла!» Так и хочется спросить: «Женщины, а вы хоть что-то хорошее в своих детях види- те?»Ониведьпотомтакибудут жить с клеймом «лохушки» и «дебила». Каквыдумаете, смо- гут они успешно сдать экзаме- ны? Недавно вижу, женщина идет с дочерью-первоклашкой. Девочка подобрала на земле красивый лист каштана. И вдруг старушка на скамейке начинает вопить: ах ты, такая- сякая, все каштаны во дворе поободрала! И мама девоч- ки начинает оправдываться, объяснять, что лист на земле лежал…Яне выдержала, подо- шла к девочке и говорю: «Зна- ешь, бабушки бывают добрые, злые и сумасшедшие. Вот это была сумасшедшая бабушка, не обращай на нее внимания». В какие-то моменты надо не заискивать перед окружаю- щими, не пытаться вызвать у них одобрительную реакцию, а сразу становиться на защиту ребенка. Ну а если учесть, что ЕГЭ у нас нередко называют «Ягой», то и от его негативного воздействия ребенка тоже надо защищать. И самая лучшая защита — это с первого класса приучать ребенка, что его хо- рошие оценки нужны не маме с папой, не учителям, а ему самому.Исоревнуетсяонза эти оценки только с самим собой. — Ну а если на экзаменах все-таки постигнет неудача, как тогда быть? — Да никак! Прежде всего объяснить ребенку, что это не трагедия. Трагедия — это тяжелая болезнь или смерть близкого человека. А несдан- ный экзамен—это всего лишь временная трудность, но не конец жизни. Жизнь-то про- должается. Второй год в де- вятом классе или пересдача ЕГЭ не будут в ней самым важным событием. И только вы можете объяснить своему ребенку, чем на самом деле в этой жизни надо дорожить. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz