Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

МЫСЛИ ВСЛУХ № 109-110/24737-24738/ 5 ИЮНЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 Дополнительное обра- зование в плане развития личности часто бывает более ценным, чем общее образование, считает за- меститель Председателя Правительства России по социальной тематике Ольга Голодец. В рамках проекта «Время детское» она рассказала Ленте. ру, как государство занима- ется детским отдыхом, готова ли власть работать с частными лагерями и о том, что лагерь—лучший урок толерантности. О государственной поддержке В этом году оздоровитель- ная кампания уже началась. Все министерства и ведомства, задействованные в органи- зации летнего отдыха, при- ступили к его организации. В прошлом году отдохнуло 8,5 миллиона детей. Это подавля- ющая часть наших школьни- ков, всего их 13,5 миллиона. Старшеклассники, как прави- ло, отдыхают самостоятельно. Оздоровительнаяжекампания нацелена на детей в возрасте до 14 лет. В этом году основной упор для организации оздорови- тельной кампании ставится на новаторских программах развития, образования, ко- торые закладываются каж- дым субъектом Федерации. Отдых — это самая лучшая стартовая площадка, чтобы познакомиться с каким-ни- будь новым видом деятель- ности, позаниматься тем, что действительно интересно и нравится. Например, робо- тотехникой. Она сейчас очень пользуется спросом. Много лагерей с языковыми курса- ми. Есть различные лагеря юных, где они сами выбира- ют парламент и участвуют в дебатах. Мы сегодня делаем акцент на разработке хоро- ших, добротных программ. Почему они важны? Потому что сегодня невозможно ор- ганизовать обучение ребенка, если нет соответствующей ма- териально-технической базы. Ребята должны работать с со- временными инструментами исовременнымиматериалами. Хочу посоветовать родителям, когда они выбирают лагерь, посмотреть, чем подкреплена материально-техническая база того учреждения, куда они собираются свое ребенка направить. Сегодня не бывает лагерей без содержательной образо- вательной программы. Это задача, и она обязательно ис- полняется. К ее решению под- ключены и образовательные учреждения, и, как правило, учреждения культуры. Когда я сама бывала в лагере, нас, детей, возили и в музей. Это была нормальна практика. О вожатых Сегодня вожатые — это, как правило, педагоги или студенты на практике, кото- рые тоже профессионально подготовлены. Организация Отдых как новаторство Зампред Правительства РФ Ольга Голодец о летних оздоровительных лагерях безопасного отдыха, охрана здоровья ребенка очень важ- ны. Ответственность, кото- рая ложится в период отдыха на вожатых, огромная. Издесь с точки зрения отбора, и с точ- ки зрения образования систе- ма, которая отвечает за ор- ганизацию летнего отдыха, работает также с повышенной ответственностью. Студенты (непедагоги- ческих вузов) могут дообу- читься, но приоритет сейчас отдается педагогам и студен- там педагогических вузов, в которых у нас сейчас нет дефицита. О частных лагерях Многие субъекты Федера- ции покупают путевки у пред- принимателей — особенно если они хорошо себя зареко- мендовали, если их програм- мы конкурентны, если ребя- там достанутся услуги, кото- рые никакая другая система предоставить не может. Я на- деюсь, что в июне мы откроем первую часть проекта «Страна детей», который создан на ос- нове частно-государственного партнерства. Как у нас устро- ено? Объявляется конкурс, в неммогут участвовать частные лагеря. Они продают свои ус- луги государству. Получается бизнес, который основан на об- служивании государственного заказа. В СССР, как правило, ла- геря находились на балансе предприятия. Еще остались брошенные лагеря. Ив некото- рых регионах идут дискуссии об их развитии, о том, что нуж- но приводить их в порядок. О важности свободного времени Сейчас формируется кон- цепция дополнительного об- разования. В ее формировании принимают участие очень известные ученые, как в си- стеме образования, так и люди из сфер культуры, науки. В целом у нас сейчас системой дополнительного образования охвачено около 60 процентов школьников. Стоит задача охватить не менее 75 процен- тов. Очень много новаторских кружков и студий. Огромная разница между кружком юн- натов нашего детства и со- временным. Дети работают с уникальными материалами, они занятыуже научным твор- чеством. Вот робототехника, ею увлечены сегодня очень много ребят. Проходят целые соревнования, дети создают машины, которые могут ре- шать потомкакие-то приклад- ные задачи. О своем детстве Я серьезно занималась плаванием, и у меня были свои достижения. Занима- лась в школе «Буревестник» на базе «Лужников», уча- ствовала в соревнованиях. В лагерь тоже ездила, это была норма жизни. Каж- дое лето хотя бы одну смену я проводила в пионерском лагере. Иногда две смены. Очень любила это. Я недавно побывала в одном лагере, в котором бывала в детстве — не буду уточнять в каком. Меня очень расстроило то, что там ничего не поменялось. Это ведомственный лагерь. А когда ничего не меняется— это критически плохо. Лагерь должен быть современным, он должен давать ребенку современные игрушки, со- временное пространство, у педагогов должны быть дру- гие подходы. Когда лагерь консервируется, то это абсо- лютно недопустимо. Виртуализиция дневников и школьных журналов не так трагична. Малыши с первых лет обучения виртуозно поль- зуются всей техникой. Нужно понимать, что каждое новое поколение — другое. Элек- тронные средства сильно ме- няют наше мышление, уклад жизни. Всегда много вопросов вы- зывает у старшего поколенияи свобода молодежи во внешнем облике, поведении. Ребята пытаются выделиться одеж- дой, какими-то символами. Я не вижу здесь особых про- блем, если это не ведет к асо- циальным вещам. О толерантности Слава богу, у нас конфлик- тов на национальной почве не существует. И признаков нет. Детский лагерь — это урок толерантности. Ведь жизнь в большом коллекти- ве—это огромный урок социа- лизации, урок толерантности, это дает огромное количество навыков общения, взаимо- действия. Очень важно, что многие лагеря предоставляют услуги инклюзивного обра- зования, когда наряду со здо- ровыми в лагерь приезжают ребята с ограниченными воз- можностями. Уметь взаимо- действовать, помогать, вместе жить, радоваться, участвовать в каких-то мероприятиях — это огромный труд. Отдых де- тей с ограниченными физиче- скими возможностями связан с лечением и реабилитацией. Очень часто ребята и родители выбирают серьезные образова- тельные программы — худо- жественные, музыкальные, спортивные — потому что спорт сейчас развит среди людей, имеющих проблемы со здоровьем. Вернемся к толерантно- сти. Уверена, каких-то ра- дикалов, националистов, людей, которые проповедуют педофилические вещи, в ла- герь на работу не пускают. Если говорить про оппози- ционность, то это из другой сферы вопрос. Нормальные люди обсуждают все темы. Без этого невозможно прийти к какому-то решению. О свободе Сейчас сценарий жизни ребенка очень сильно поме- нялся. Родители не отпускают ребенка поиграть во дворе. И дворовое пространство ме- няется. Сегодня если во дво- ре—то под присмотром взрос- лых. Если это площадка—то, как правило, муниципалите- ты стараются организовать это пространство. То есть это не самоорганизация детей, а все равно под присмотром взрослых. Таковы реалии нашего времени. Сегодня без- опасность детской жизни тре- бует повышенного внимания взрослых. Кстати ВэтомгодувЛипецкойобластивсемиформамидетского отдыха и оздоровления планируется охватить более 97 ты- сяч детей (в 2013 году—95,5 тысяч). Отдыхи оздоровление будут организованыв 17 загородных лагерях, 4 санаторно- курортных учреждениях. В загородных лагерях отдохнут не менее 13,5 тысячи детей, в санаториях — 8 тысяч, в лагерях с дневным пребыванием — 55,5 тысячи детей. Стоимость путевки в загородные лагеря области коле- блется от 13200 рублей («Спутник», Тербунский район) до 18900 («Клен», Задонскийрайон, проживание в 7-этажном корпусе). Но родители заплатят намного меньше, так как часть общей суммы — от 75 до 50 процентов от средней стоимости путевки (10780 рублей) —покрывается за счет доплаты из бюджета. Тем не менее не сказать, чтобы папы-мамы сильно спе- шили с покупкой «билета в лето» для своего ребенка. По крайней мере, на 29 мая из 1794 путевок на первую смену было реализованополинииЛипецкогоинститута развития образования лишь 693. Что касается программ, по которымработают липецкие лагеря, то здесь есть из чего выбрать. Например, в лагере «Орленок», находящемся в ведомстве департамента об- разования областного центра, будут организованы и во- енно-патриотическая смена, и смены, посвященные Году культуры. Ав его структурномподразделении в Задонском районе (бывший «Солнечный») будет работать языковая программа «Путешествие в Кембридж». Исследователь- ские экспедиции, профильные смены—все это тоже ждет юных липчан. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz