Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 9/24637/ 17 ЯНВАРЯ 2014 9 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Таким образом, в течение последних 3-х лет четко прослеживается тенденция к сниже- нию показателей первичной инвалидности в Липецкой области. Вместе с тем, показатель полной реабилитации инвалидов в 2012 году составил 7,3% (а у детей-инвалидов анало- гичный показатель составляет 2,3%). Следовательно, только 7 из 100 инвалидов (2 из 100 детей-инвалидов) смогли вернуться к жизни без ограничения жизнедеятельности. Нерешенность вопроса о полной доступности приоритетных объектов в приоритет- ных сферах жизнедеятельности инвалидов, таких как здравоохранение, образование, труд, культура, физкультура и спорт, социальная защита, сфера транспорта и сфера информации и связи сказывается на снижении социальной активности инвалидов, не- гативно отражается на качестве их жизни, усиливает социальную зависимость, вынуж- денную изоляцию инвалидов, обуславливающую потребность в медицинских и социаль- ных услугах в стационарных и надомных условиях, создает социальную разобщенность общества. Задачи по повышению уровня доступности для инвалидов областных учреждений со- циальной сферы и по интеграции инвалидов в общество в период с 2003 по 2008 годы в Липецкой области решались в рамках реализации областной целевой программы «Без- барьерная среда жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населе- ния» на 2003—2005 годы и аналогичной программы на 2006—2008 годы. В результате ре- ализации названных областных программ в период с 2003 по 2008 годы были выполнены мероприятия по установке пандусов, поручней, обустройству санузлов, приобретению спецавтотранспорта на сумму 47,3 млн. рублей. Вместе с тем при реализации мероприя- тий названных программ отсутствовал комплексный подход к решению вопросов по соз- данию доступной среды с учетом особых потребностей инвалидов исходя из преимуще- ственно нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности (слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата). В 2011 году постановлением администрации Липецкой области от 13.05.2011 года № 156 была утверждена областная целевая программы «Доступная среда на 2011—2015 годы» (далее — областная Программа). В связи с переходом с 2014 года субъектов РФ на реализацию государственных программ субъектов РФ областная Программа была завершена в 2013 году. С 2014 года мероприятия по созданию доступной среды для МГН будут выполняться в рамках подпрограммы 6 государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической по- литики» на 2014—2020 годы. Областной Программой на 2011—2013 годы был предусмотрен ряд инновационных в масштабах области мероприятий по повышению доступности для МГН объектов и услуг и интеграции МГН в общество: мониторинг состояния доступности объектов социальной инфраструктуры путем их паспортизации с занесением информации на карту доступ- ности в информационно-телекоммуникационной сети интернет; планирование работ по адаптации объектов социальной инфраструктуры по результатам их паспортизации, социологические исследования мнения инвалидов о доступности объектов социальной инфраструктуры и об отношении населения к проблемам инвалидов; проведение обще- ственных акций и информационных кампании для привлечения внимания к проблеме создания доступной среды. За время реализации программы в 2011—2013 годах за счет средств областного бюджета приобретена автоматизированная информационная система «Доступная сре- да» для автоматизации работ по паспортизации объектов социальной инфраструктуры, создан специализированный информационный портал для инвалидов «Доступная среда Липецкой области» с картой доступности Липецкой области, паспортизированы 70 объ- ектов социальной инфраструктуры, находящихся в областной собственности, инфор- мация о которых занесена на карту доступности Липецкой области, приобретены пять автобусов с подъемными устройствами для перевозки инвалидов на кресло-колясках, предоставлена субсидия для приобретения автобуса с подъемным устройством об- ластной общественной организации инвалидов «Параллели», занимающейся обучением инвалидов танцам на кресло-колясках, члены которой являются неоднократными при- зерами международных соревнований, проведены мероприятия по организации об- учения инвалидов вождению на спецавтотранспорте с ручным управлением и по специ- альности «Фотограф» на базе областного бюджетного учреждения центр реабилитации инвалидов, закуплено оборудование для субтитрирования телепрограмм областного телеканала, выполнялись мероприятия по адаптации для доступа инвалидов учрежде- ний социальной сферы, проведено социологическое исследование мнения инвалидов о доступности объектов и услуг и об отношении общества к проблемам инвалидов, про- ведены семинары по вопросам создания доступной среды, информационная кампания. Мероприятия, направленные на создание в области доступной среды для инвалидов и других МГН и интеграцию инвалидов в общество, реализуются не только в рамках спе- циализированных программ, но и в ходе иных областных и ведомственных программ и основной деятельности учреждений социальной сферы. На территории области функционирует 46 учреждений социального обслуживания населения, в том числе 13 областных стационарных учреждений социального обслужи- вания для инвалидов и пожилых людей, 7 учреждений поддержки материнства и детства, 24 комплексных центра социального обслуживания населения, 1 дом ночного пребыва- ния, 1 кризисный центр. В соответствии со спецификой учреждений социального обслуживания населения основную часть их клиентов составляют инвалиды, дети-инвалиды, пожилые люди, что требует обязательного создания в таких учреждениях «безбарьерной» среды. Проведенная в 2012 году паспортизация областных учреждений социального насе- ления на предмет их доступности для инвалидов показала, что они являются доступны- ми частично, избирательно для отдельных категорий инвалидов либо условно доступ- ными. Отчасти, это обусловлено тем, что большинство учреждений находятся в зданиях старой постройки, что затрудняет их адаптацию, кроме этого при выполнении работ по адаптации учреждений в предыдущие годы выполнялись отдельные мероприятия по обеспечению доступа в них инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и практически не были учтены требования к доступности объектов для инвали- дов с нарушением функций зрения и слуха. Таким образом, в ходе паспортизации был определен объем работ, необходимых для адаптации для доступа инвалидов областных учреждений социальной защиты населения. Мероприятия по адаптации муниципальных учреждений социальной защиты населения будут осуществляться в ходе реализации муниципальных программ (подпрограмм) по соз- данию доступной среды по итогам их паспортизации органами местного самоуправления. Все проживающие в области инвалиды состоят на учете в учреждениях здравоох- ранения, поэтому создание условий для беспрепятственного посещения инвалидами учреждений здравоохранения является одной из приоритетных задач социальной по- литики области. В области 88 государственных учреждений здравоохранения. Мероприятия по обе- спечению беспрепятственного доступа инвалидов в государственные учреждения здра- воохранения реализуются также за счет областной Программы модернизации здравоох- ранения на 2011—2012 годы, утвержденной Постановлением администрации Липецкой области от 30.03.2011 № 97, и за счет средств текущего финансирования. В целях повышения качества оказываемых государственных услуг в рамках регио- нальной программы модернизации здравоохранения Липецкой области на 2011—2012 годы закуплено оборудование и средства реабилитации для инвалидов. Однако до сих пор остается острой проблема по соблюдению современных требований объемно-пла- нировочных решений, которые не позволяют обеспечить доступность для инвалидов и других МГН в здания лечебно-профилактических учреждений области, введенных в эксплуатацию более 30-40 лет назад. В 2013 году паспортизированы на предмет до- ступности для инвалидов и других МГН 35 учреждений здравоохранения, по итогам их паспортизации определен перечень необходимых работ по адаптации. Мероприятия по адаптации учреждений здравоохранения для доступа инвалидов планируется решать в рамках подпрограммы 6. Неотъемлемой частью реабилитации инвалидов и интеграции их в общество являет- ся получение общего и профессионального образования. В 270 общеобразовательных организациях области обучаются 1190 детей-инвали- дов и 601 ребенок-инвалид обучается на дому. Для всех детей-инвалидов реализуются индивидуальные программы реабилитации. Адаптацию к условиям обучения детей-ин- валидов в общеобразовательных школах области обеспечивают 89 психологов, 56 лого- педов, 89 дефектологов. Кроме того, в 2009 году в Липецкой области создан Центр дистанционного образо- вания, в котором осуществляется обучение детей-инвалидов. В настоящее время соз- даны условия для обучения с использованием дистанционных технологий для 283 детей- инвалидов, в том числе для 60 детей-инвалидов в 2012 году. В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в течение 2-х лет в Липецкой области функционирует стажировочная площадка по распространению со- временных организационно-правовых моделей, обеспечивающих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В области формируется сеть базовых образовательных организаций, обеспечиваю- щих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В 2012 и 2013 годах в рамках реализации Государственной программы Российской Фе- дерации «Доступная среда» на 2011—2015 годы Липецкая область получила субсидии из Минобрнауки РФ на улучшение условий для обучения детей-инвалидов в четырех сред- них общеобразовательных школах. Работу по созданию условий для совместного обуче- ния детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, планируется продолжить в рамках подпрограммы 6, а также на уровне муниципалитетов. На территории Липецкой области функционируют 18 организаций начального профес- сионального образования и 21 организация среднего профессионального образования. Основными массовыми направлениями профессионального образования, по кото- рым может осуществляться обучение различных категорий инвалидов с учетом меди- цинских показаний, является педагогика и сфера бытовых услуг. Ряд таких профессий и специальностей, адаптированных под подготовку для людей с ограниченными возмож- ностями здоровья, сконцентрирован в двух образовательных организациях. Это Липец- кий техникум сервиса и дизайна и Лебедянский педагогический колледж. С целью соз- дания доступной среды в организациях профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья планируется сформировать соответствующие условия обучения в первую очередь, в двух указанных выше образовательных органи- зациях. Для определения объема необходимых работ по адаптации организаций в 2013 году проведено их обследование и паспортизация. Кроме этого, получить профессию инвалиды могут на базе областного государ- ственного бюджетного учреждения «Центр реабилитации инвалидов и пожилых людей «Сосновый бор», находящегося в структуре учреждений социальной защиты населения. Профессиональная подготовка в Центре лицензирована и осуществляется в течение 10 месяцев по каждой из 7 специальностей: обувщик по ремонту обуви; портной; вязаль- щица трикотажных изделий; флорист; оператор ЭВМ; парикмахер; изготовитель художе- ственных изделий из лозы. По окончании обучения инвалидам выдается свидетельство установленного образца о профессиональном образовании с присвоением квалифика- ционного разряда. Более 30% инвалидов, получивших профессиональную подготовку в Центре реаби- литации, трудоустраиваются. Сотрудники центра оказывают выпускникам содействие в трудоустройстве. В условиях постоянно меняющегося рынка труда в последние годы повышенным спросом стала пользоваться специальность «Фотограф». Мероприятия, необходимые для организации обучения инвалидов по данному направлению профессиональной под- готовки, выполнены в рамках областной Программы в 2013 году. В области остро стоит вопрос по обучению вождению на спецавтотранспорте с руч- ным управлением инвалидов-колясочников. Для обучения данной категории граждан тре- буется не только транспортное средство с ручным управлением, но и обучение в здании, в которое обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов. Кроме этого, на период обуче- ния необходимо обеспечить проживание иногородних инвалидов в помещениях, доступ- ных для инвалидов-колясочников. Для комплексного решения вышеназванных вопросов в 2013 году началось проведение мероприятий для организации обучения инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, вождению на базе центра реабилитации «Сосновый бор». Анализ работы в сфере образования детей-инвалидов и инвалидов позволил вы- явить проблемы в этой области, в том числе: —отсутствие адаптации инфраструктуры образовательных организаций для инвалидов; — отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррек- ционных) образовательных организаций; — недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе де- тей-инвалидов. Одним из этапов реабилитации и интеграции инвалидов в общество является тру- доустройство инвалидов. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов. Именно эта категория населения сталкивается с наибольшими проблемами при трудоустройстве по причине функциональных нарушений, недостаточной квалификации, вынужденных дли- тельных перерывов в трудовой деятельности. В Липецкой области принят Закон от 14 сентября 2000 года № 104-ОЗ «О квотирова- нии рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» и Постановление администрации Липецкой области от 23 ноября 2006 года № 158 «Об установлении квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, и минималь- ного количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов». Квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 3 процентов к среднесписочной чис- ленности работников. В области 18 учреждений службы занятости, в которые ежегодно обращаются поряд- ка тысячи инвалидов. В 2012 году государственную услугу по профессиональной ори- ентации получили 837 человек из числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения, психологическую поддержку получили 123 инвалида, 126 человек приняли участие в программах социальной адаптации на рынке труда, 69 инвалидов направлены на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. В 2012 году в рамках мероприятий областной целевой программы «Содействие тру- доустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, мно- годетных родителей Липецкой области в 2012 году» на специально созданные рабочие места трудоустроено 120 инвалидов и 27 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Вопросы занятости инвалидов рассматриваются на заседаниях трехсторонних ко- миссий по регулированию социально-трудовых отношений. Квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда отражено в трехсто- роннем соглашении между администрацией Липецкой области, Федерацией профсою- зов области и работодателями. Несмотря на принимаемые меры, число обращений инвалидов в службу занятости по-прежнему остается высоким. Трудоустройство инвалидов затруднено в связи с их невысокой мобильностью, низким уровнем профессиональной подготовки (что снижает их конкурентоспособность на рынке труда), а также наличием трудовых рекомендаций, связанных со способностью к выполнению трудовой деятельности в специально соз- данных условиях или на условиях неполной занятости (выполнение работы небольшого объема). Работодатели неохотно трудоустраивают таких граждан, в связи с этим необходимо предусмотреть меры по экономическому стимулированию работодателей. Другой немаловажной проблемой является размещение части помещений центров занятости на верхних этажах зданий, что затрудняет свободный доступ инвалидов и дру- гих МГН для получения государственных услуг. В целях повышения доступности для инвалидов и других МГН государственных услуг в сфере содействия занятости населения проводится работа по оборудованию зданий и помещений центров занятости пандусами, кнопками вызова работника и системами звукового информирования. Стоянки около центров занятости оборудуются специаль- ными знаками и местами парковки автотранспорта инвалидов. Для повышения доступности для инвалидов государственных услуг в сфере содей- ствия занятости населения также целесообразно применять инновационные формы работ, например, организация мобильных центров занятости на базе микроавтобусов, оснащенных необходимым оборудованием для перевозки людей с ограниченными воз- можностями, а также специальной техникой для получения необходимых услуг. Одновременно необходимо проводить работу по формированию общественного мнения у работодателей по позитивному отношению к работникам-инвалидам. Таким образом, для повышения эффективности решения вопросов занятости инва- лидов необходимо реализовать комплекс мероприятий, среди которых: — создание доступной инфраструктуры; — применение инновационных форм работы в сфере занятости; — повышение уровня квалификации специалистов, работающих в сфере занятости; — повышение уровня информированности инвалидов и других МГН о возможностях трудоустройства; — преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны рабо- тодателя. Физическая культура и спорт являются также важным фактором для реабилитации и социальной адаптации человека с ограниченными возможностями. Всего в области 26 муниципальных и 3 областных учреждений спортивной направленности, которым при- надлежат 3257 спортивных объектов. В 2012 году в Липецкой области к регулярным занятиям физической культурой и спортом были привлечены 3,5% инвалидов от их общей численности в области. Показа- тель рассчитывался на основании данных государственной статистической отчетности по форме 3-АФК. Правительство Российской Федерации в соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года ставит задачу по увеличению этого показателя до 10% к 2015 году и до 20% в 2020 году. В рамках областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Липецкой области на 2009—2013 годы» (утверждена Постановлением администрации Липецкой области от 24 сентября 2008 № 252) ежегодно выделялись средства из об- ластного бюджета на проведение спортивных мероприятий для инвалидов. С 1999 года в Липецкой области ежегодно проводится Спартакиада трудящихся. Программа Спарта- киады меняется, но соревнования для инвалидов обязательны и постоянны. Все более разнообразными и массовыми становятся областные соревнования по рыболовному спорту для слепых. Кроме этого, в области проводятся соревнования по рыбной ловле для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, для чего в одном из муниципальных образований специально оборудован пруд. Спортсмены-инвалиды успешно выступают на соревнованиях всероссийского и международного уровня по адаптивному спорту (спорт лиц с поражением опорно-двига- тельного аппарата, спорт слепых, спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными наруше- ниями). В городах и районах области работают группы по адаптивной физической культуре в приспособленных помещениях. В январе 2014 года планируется открытие специали- зированной областной детско-юношеской спортивно-адаптивной школы с филиалами в городах и районах области. Развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем: — инфраструктура спортивных объектов не в полной мере адаптирована для инвали- дов; — для проведения спортивных и тренировочных мероприятий с инвалидами требу- ется специальный транспорт с подъемными устройствами; — в целях удовлетворения потребности в занятиях адаптивной физической культу- рой и спортом необходимо специализированное спортивное учреждение, оснащение спортивным инвентарем; — требуется обучение и стажировка тренерского состава, работающего с инвалида- ми. Для решения имеющихся проблем в рамках исполнения подпрограммы 6 предусмо- трены мероприятия по адаптации уже имеющихся спортивных сооружений для инвали- дов, по приобретению специального автотранспорта для участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в тренировочных сборах, соревнованиях, спор- тивно-массовых мероприятиях, по обеспечению инвентарем спортивных учреждений и обучению и стажировке тренерского состава. Реализация поставленных задач будет способствовать привлечению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом, решая вопрос социальной адаптации и интеграции в общество вышеуказанной категории населения. Обеспечение доступности учреждений культуры имеет важное значение для социо- культурной реабилитации инвалидов. В Липецкой области осуществляют деятельность 1091 учреждение культуры. Учреж- дения культуры уделяют большое внимание развитию творческого потенциала людей с ограниченными возможностями, тесно сотрудничают с городскими и районными отде- лениями Всероссийского общества инвалидов, организуя областные и районные празд- ники для инвалидов, творческие фестивали и конкурсы, вечера-встречи с интересными людьми. Липецкая государственная филармония для обеспечения доступности лучших об- разцов музыкального искусства жителям области открыла свои филиалы во всех горо- дах и районах области. В целях создания доступной коммуникативной среды для детей с ограниченными возможностями на базе детской областной больницы восстановительного лечения об- ластной детской библиотекой реализуется проект «Библио- и арттерапия для детей с ограниченными возможностями». С 2011 года в Липецком областном краеведческом музее для слепых и слабовидя- щих людей представлена экспозиция тактильных экспонатов «Мир прикосновений». В 2013 году открыта новая интерактивная экспозиция «Слепой музыкант» (в рамках пари- тетного софинансирования по федеральной целевой программе «Культура России»). В 2013 году в Липецком областном выставочном зале открыта изостудия для людей с ограниченными возможностями для творческой самореализации и адаптации к соци- альной среде. Основной целью изостудии является приобщение людей данной катего- рии к социальной среде и создание равных возможностей в обществе. Работа по интеграции инвалидов в общество проводится также театральными и концертными организациями области. Регулярно на благотворительной основе органи- зуются посещения спектаклей, концертов детьми из детских домов, школ-интернатов. Библиотеками области осуществляется доставка книг на дом по заявкам инвалидов и лиц пожилого возраста. По запросам граждан предоставляются виртуальные справки посредством программы Skype. Справочная информация предоставляется по следую- щим запросам: о наличии конкретных изданий в фонде библиотеки, списки источников по определенной теме; установление точных библиографических данных о произведе- нии печати, нормативном документе, краткие сведения по существу какого-либо вопро- са: даты жизни лица, значение географического названия. Наиболее активно оказывает услуги инвалидам Липецкая областная специальная би- блиотека для слепых. 3600 читателей обслуживают 12 специалистов. В кружках и клубах библиотеки («Вместе», «Рисунок биополем»«, «Факультет здоровья»« и др.) занимаются около 100 инвалидов по зрению. На заседании литературной гостиной «Радуга» в би- блиотеке проводятся встречи читателей с писателями, поэтами, художниками. Однако для повышения эффективности оказания библиотечных услуг требуется техническое оснащение библиотеки. Для улучшения работы читального зала библиотеки требуются тифлофлешплееры, электронные увеличители, сканирующее оборудование с воспро- изведением текста, компьютерное оборудование для организации рабочего места для незрячих инвалидов в читальном зале, а также брайлевский принтер. Кроме этого, нерешенными остаются следующие вопросы в сфере культуры и искус- ства: учреждения культуры, особенно муниципального подчинения, зачастую распола- гаются в зданиях старой постройки, часть зданий расположены в объектах культурного значения как федерального, так и регионального уровня, в которых невозможно произ- вести перепланировку с учетом существующих требований. Производственные работы на памятниках культуры могут проводиться только без изменения его особенностей, со- ставляющих предмет охраны. Серьезную проблему для инвалидов и МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, зачастую не приспособлен для использования инвалидами и другими МГН. Основной проблемой создания доступной среды на транспорте, осуществляющем регулярные пассажирские перевозки, является отсутствие у предприятий и организаций транспорта, достаточного количества собственных средств на реализацию мероприятий по обеспечению доступности объектов транспортной инфраструктуры. Тем не менее, предприятиями уже выполнены отдельные виды работ, прежде всего, по созданию бес- препятственного проезда кресел-колясок в зданиях и на территориях вокзалов и авто- станций. В 2013 году доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, составила — 1,6%. В ходе реализации подпрограммы 6 планируется решать вопросы обновления автопарка для маршрутов общественного транспорта и об оборудовании светофорных объектов звуковыми дублерами. Приобретение полунизкопольных ав- тобусов и дооборудования, имеющихся транспортных средств, для использования на маршрутах общественного транспорта, также предусмотрено в рамках реализации му- ниципальных программ по созданию доступной среды. Зачастую при решении вопросов по созданию доступной среды не уделяется до- статочного внимания вопросам доступа инвалидов, в том числе инвалидов с наруше- нием функции слуха, к информации. В настоящее время телерадиокомпания «Липец- кое время» транслирует выпуски «Новостей» для лиц с нарушением функции слуха с сопровождением бегущей строки. В бегущей строке сообщаются новости за день, но не обеспечивается текстовое сопровождение каждого сюжета. В настоящее время перед областью стоит задача добиться того, чтобы трансляция выпусков «Новостей» телерадиокомпании «Липецкое время», а также трансляция и других передач на этом же телеканале сопровождалась бегущей строкой, коротко рассказывающей о содержании сюжета во время его трансляции в эфире. Названная задача решена в 2013 году путем приобретения специального оборудования для организации субтитрирования. Для определения уровня доступности для инвалидов объектов социальной инфра- структуры и объема необходимых работ по их адаптации в области проводится работа по их паспортизации в соответствии с методикой Минтруда России. С 2014 года пред- усмотрена массовая паспортизация объектов социальной инфраструктуры в приори- тетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. С 2013 года к работе по па- спортизации объектов социальной инфраструктуры также приступили органы местного самоуправления. В целях совершенствования организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН, организации эффективного меж- ведомственного взаимодействия всех заинтересованных структур, при проведении паспортизации социально значимых объектов, привлечения к паспортизации предста- вителей общественных организаций инвалидов в 2013 году проведены три семинара по вопросам паспортизации объектов социальной инфраструктуры: со специалистами ис- полнительных органов государственной власти, специалистами органов местного само- управления, с представителями общественных организаций инвалидов. Работа по созданию доступной среды также реализуется в рамках 19 муниципальных программ. В 2013 году бюджетам муниципальных образований были перечислены суб- сидии из областного бюджета в сумме 2130 тыс. руб. на софинансирование мероприя- тий по установке пандусов и поручней. Распоряжением администрации области от 31 июля 2009 года № 377-р создан об- ластной Совет по делам инвалидов. Это совещательный орган, обеспечивающий со- гласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных объединений и других орга- низаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Липецкой области. В состав Совета, возглавляемого заместителем главы администрации области, входят руководители исполнительных органов государственной власти области, руко- водители государственных учреждений региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, руководитель ФГУ Главное бюро МСЭ по Липецкой области, руководители шести обще- ственных организаций инвалидов. К основным направлениям деятельности Совета относится, в том числе, обеспече- ние на территории области беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социаль- ной и социально-бытовой инфраструктуры и информации. Недостаток внимания общества к созданию доступной среды для инвалидов препят- ствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на каче- стве их жизни, усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, обуславливающую потребность в медицинских и социальных услугах в стационарных и надомных условиях, создает социальную разобщенность общества. Для привлечения внимания общества к проблемам инвалидов, в том числе к вопро- сам создания доступной среды, в рамках подпрограммы 6 запланировано проведение общественных акций и информационных кампаний с участием СМИ и общественных организаций инвалидов, а также размещение социальной рекламы на телевидении и на городских светодиодных экранах. Разнообразие, и в то же время схожесть проблемных вопросов по созданию до- ступной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость проведения в Липецкой об- ласти соответствующего комплекса мероприятий. В настоящее время в условиях огра- ниченного финансирования учреждений в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН невозможно оперативно и эффективно решить существующие проблемы в обеспечении доступности объектов социальной защиты населения без кон- центрации ресурсов бюджетов всех уровней, в том числе с привлечением средств феде- рального бюджета, и применения программно-целевого метода. Программно-целевой метод обеспечит реализацию областной политики в сфере обе- спечения доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приори- тетных сферах жизнедеятельности, позволит согласовать мероприятия подпрограммы 6, деятельность исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, обеспечит контроль за ходом реализации мероприятий и получение ожидаемых результатов. 2. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) подпрограммы 6 Целью подпрограммы 6 является обеспечение беспрепятственного доступа к при- оритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Липецкой области. Для достижения поставленной цели подпрограммы 6 требуется реализация меро- приятий, направленных на решение следующих задач: 1. Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формиро- вания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Липецкой области. 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Липецкой области. 3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Липецкой области. 4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Липецкой области. 5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитив- ного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Липецкой области. Для оценки эффективности реализации подпрограммы 6 в соответствии с приори- тетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы): 1. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности ин- валидов в Липецкой области. 2. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Липецкой области, по результатам их па- спортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг. 3. Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приори- тетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Липецкой области. 4. Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, в общем количестве приоритетных объек- тов в Липецкой области. 5. Доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, адаптированных для доступа инвалидов и других МГН на условиях софинансирования за счет средств об- ластного бюджета и бюджетов муниципальных образований, в общем количестве при- оритетных объектов социальной инфраструктуры в Липецкой области. 6. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная без- барьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных организаций в Липецкой области. 7. Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электри- ческого транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Липецкой области. 8. Количество поездок к социально значимым объектам инвалидов и детей-инвали- дов с нарушением способности к передвижению 3 степени, за время реализации соци- альных проектов по оказанию транспортной услуги в рамках подпрограммы в год. 9. Количество родителей, воспитывающих детей-инвалидов, посетивших семинары- тренинги по вопросу получения психолого-педагогической помощи в рамках подпро- граммы в год. 10. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услу- гами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов в рамках подпрограммы, в общей численности инвалидов в Липецкой области. 11. Количество специалистов исполнительных органов государственной власти об- ласти и органов местного самоуправления, посетивших семинары по вопросам созда- ния доступной среды для инвалидов и других МГН в рамках подпрограммы в год. 12. Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения. 13. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Липецкой области. Система целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 6, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач, предусмотрена Приложени- ем 1 к подпрограмме 6. Методика расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 6 представле- на в Приложении 2 к подпрограмме 6. 3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 6 Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации подпрограм- мы 6 в 2014—2020 годах в 2 этапа. первый этап — 2014—2015 годы; второй этап — 2016—2020 годы. Первый этап предполагает работы по массовой паспортизации приоритетных объ- ектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, выполнение меро- приятий по адаптации паспортизированных объектов. Второй этап — полномасштабное проведение работ по обеспечению доступности существующих объектов и сооружений. 4. Перечень мероприятий подпрограммы 6 Для решения задач подпрограммы 6 планируется реализовать комплекс взаимо- увязанных и скоординированных мероприятий по формированию доступной среды для инвалидов и других МГН. План реализации мероприятий подпрограммы 6 с указанием сроков исполнения, источников финансирования и ответственных исполнителей приведен в приложении 3 подпрограммы 6. Раздел 1 «Совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Липец- кой области». Данный раздел включает следующие основные мероприятия: основное мероприятие 1 подпрограммы 6. Организация и проведение в Липецкой области социологического исследования с целью изучения мнения инвалидов о доступ- ности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности и об отношении на- селения к проблемам инвалидов; основное мероприятие 2 подпрограммы 6. Сопровождение автоматизированной ин- формационной системы «Доступная среда». Раздел 2 «Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приори- тетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН» состоит из двух подразделов. Подраздел 2.1. «Мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, на опре- деление уровня доступности, а также мероприятия по обустройству и приспособлению указанных объектов и услуг» включает следующие основные мероприятия: основное мероприятие 3 подпрограммы 6. Определение уровня доступности при- оритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН путем их паспортизации; основное мероприятие 4 подпрограммы 6. Адаптация приоритетных объектов (вклю- чая территорию объекта) и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; основное мероприятие 5 подпрограммы 6. Приобретение специального транспорта с подъемными устройствами для перевозки инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения; основное мероприятие 6 подпрограммы 6. Предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, содержащих мероприятия по обе- спечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнеде- ятельности инвалидов и других МГН; основное мероприятие 7 подпрограммы 6. Предоставление субсидий местным бюд- жетам на реализацию муниципальных программ, содержащих мероприятия по форми- рованию сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития; основное мероприятие 8 подпрограммы 6. Обновление парка общественного транс- порта (приобретение автобусов, доступных для инвалидов и других МГН); основное мероприятие 9 подпрограммы 6. Реализация социального проекта по обеспе- чению транспортной доступности социально значимых объектов на территории области для инвалидов и детей-инвалидов с нарушением способности к передвижению 3 степени. В целях реализации данного мероприятия планируется предоставление субсидий некоммерческим организациям. Подраздел 2.2. «Мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов, детей-инвалидов и других МГН» включает сле- дующие основные мероприятия: основное мероприятие 10 подпрограммы 6. Оказание психолого-педагогической по- мощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов, посредством групповых тренингов; основное мероприятие 11 подпрограммы 6. Разработка и изготовление информаци- онных и методических материалов для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по различным психологическим проблемам; основное мероприятие 12 подпрограммы 6. Подготовка и издание материалов для информирования инвалидов (объединений инвалидов) по вопросам трудовой занятости с учетом требований рынка труда, размещение материалов по вопросам трудовой заня- тости в средствах массовой информации; основное мероприятие 13 подпрограммы 6. Реализация социальных проектов, на- правленных на интеграцию инвалидов в общество, путем обеспечения средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации: инвалидов с нарушением зрительных функций с ограничением способности к передвижению, ори- ентации, самообслуживанию 2 и 3 степени, нуждающихся в средствах реабилитации при осуществлении трудовой деятельности или при получении высшего или среднего про- фессионального образования, смартфонами и программным обеспечением для уста- новки на смартфоны, обеспечивающим речевой выход и GPS-навигацию, ноутбуками и программным обеспечением для установки на ноутбуки, обеспечивающим речевой вы- ход; инвалидов старше 18 лет по медицинским показаниям поясами ортопедическими; детей-инвалидов по медицинским показаниям стременами Павлика. Продолжение. Начало на 5–8-й стр. Продолжение на 10-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz