Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 105/24733/ 30 МАЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Слово обозревателю «Не будь, Россия, ничьей добычей...» И. Неверов Есть предположение: кровавая украинская трагедия в постановке мистера Обамы и господ из Евросоюза — не премьера, а генеральная репетиция. Премьеру авторы мечтают устроить в России. К ней давно гото- вятся. Кастинг прошел полтора года назад на москов- ском майдане — Болотной и Сахарова. С тех пор исполнители на «Эхе Москвы», на «Дожде», в «Новой газете», в Интернете до хрипоты доказывают, что режиссер не ошибся: прозвенит третий звонок, и они сыграют порученные им роли не хуже Турчинова и Тягнибока. З начит, хочешь — не хочешь, а придется готовитьсяи тем, кого не вдохновляет майданная демократия во главе с уль- тралибералами и право- секами. Надо укреплять иммунитет, чтобы не под- хватить заразу нелюбви и презрения к своей стране. Чтобы не остаться без- различным к страстному заклинанию в только что опубликованных стихах Юнны Мориц: Не будь, Россия, страной-тарелкой, Разбитой вдребезги подлой сделкой, - Страной осколков, отдельно взятых В разъединенных российских штатах. Не будь разъемной!.. Не верь экспертам, Не следуй правилам тех приличий, Какие хищник диктует жертвам… Не будь, Россия, ничьей добычей! Н е же л а е м стать ничьей до- бычей — нужно в с ерь е з учит ь украинские уро- ки . И первый украинский урок дляРоссии—урок русского языка. Отчего полыхну- ло в Крыму, Сева- стополе, Донецке, Луганске,Славян- ске? Оттого что оскорби- ли, унизили, объявили вне закона родной язык мил- лионов граждан. Инстин- ктивно, стихийно, нутром люди постигли истину, что веками исследовали высо- колобыемыслители: «Язык — это сосуд, в который отливаются, сохраняются и передаются идеи и пред- ставления народа». Не убе- режешь сосуд—потеряешь себя, память, корни, связь с судьбой предков. Для нас мужество дон- басских шахтеров, защи- щающих его, — урок и укор. Потому что мы по- зволяем себе обращаться с сосудом народного опыта по-варварски. Какие кор- ни, какую память может хранить язык, где каждое второе-третье слово — им- портное? Прислушайтесь: дресс-код, маркетинг, фейс-контроль, консенсус, бренд, тренд, креатив. А что творит с языком бой- кий телевизионщик, ког- да говорит: «Полторами часами раньше случилось то-то и то-то?» А политик, сообщающий, мол, он и его коллеги «обсудили о раз- ных важных проблемах»? А любители изъясняться в Интернете «по-олбански»? Ашкольники, неулавлива- ющие смысла гоголевских и толстовских текстов, по- тому как их речевой кру- гозор пригоден лишь для чтения Донцовой? Быть может, пример наших украинских со- братьев что-то изменит, и мы, наконец, поймем: раз- рушение языка — начало разрушения страны... Д ругой урок — урок истории. Рос сия старается исправить свою двойку по истории хотя бына твердую«троеч- ку». Эти попытки встреча- ются улюлюканьем «сво- бодомыслящей публики». Её раздражают идеи вроде единой концепции изуче- ния истории в школе. Она настаивает: если кто-то считает настоящим героем генерала Власова или Сте- пана Бандеру, нечего воз- мущаться. Имеет право. Так же, как утверждать, что наши командиры вре- мен Великой Отечествен- ной действовали бездарно, забрасывая немцев трупа- ми своих солдат. Причем не следует ограждать от такихмнений неокрепшие умы детей. Плюрализм важнее патриотизма. Правда, я не слышал, чтобы наши плюралисты сильно негодовали по по- воду того, что двадцать лет в украинских шко- лах в приказном порядке учили ненавидеть Россию —мол, она, главная винов- ница всех украинских бед. Но ведь как раз на этих учебниках и подросло по- коление, не скрывающее радости, что полсотни, а тои сотню«москалей»под- жарили в одесском Доме профсоюзов. А сегодня российских поклонников майдана не смущает оче- редная «указивка» новых киевских властей, как перечеркнуть Праздник Победы. Рекомендации простенькие: не делать различий между Красной Армией и бандеровской УПА. Вести речь не о Ве- ликой Отечественной, а исключительно о Второй мировой войне. Запретить «георгиевские ленточки». И вместо гордости за По- беду и скорби по погибшим оставить только скорбь — причем по всем скопом: и по солдатам-освободи- телям, и по нацистским прихвостням, и по банде- ровским палачам. Чем оборачиваются игры с историей, зачем они нужныикому на руку, украинская вакханалия продемонстрировала на- глядно. Посмотрим прав- де в глаза: в России эти игры тоже случались, да и случаются. Сколько пусть противоречивых, но мас- штабных событий и дат мы поспешили завуалировать, переименовать, выхоло- стить, освобождаясь от якобы опасного «тотали- тарного наследия»? Сколь- ко путаницы в головах не только бедных школьни- ков, но и вполне взрослых людей? Пришел черед, однако, спасаться не от «совка» и «совковой идео- логии», а от невежествен- ного нигилизма, примити- ва, вранья, выбивающего у страны почву из-под ног. Т ретий урок — я бы назвал его уроком российского интерна- ционализма. Россия всегда была страной великого русского народа и еще сот- ни народов и наций, свя- занных с русскими судь- бой, историей, взаимопо- мощью, переплетением культур. И не резон сегод- нядруг друга экзаменовать на предмет чистоты крови или языка, выявлять, кто русский, кто нерусский. Нельзя снисходительно наблюдать, если какие- нибудь российские еди- номышленники Яроша и Тягнибока выкрикивают «Россия для русских!» Впрочем, точно так же, как опасно не придавать значения, когда в Татар- стане энтузиасты насаж- дают культ хана Батыя, а в Калининграде исподволь настаивают на возвраще- нии городу имени Кенинг- сберг и истово пропаган- дируют родство калинин- градцев с Германией. И то, и другое с исторической точки зрения—бред. ВКа- лининграде большинство населения сегодня — рус- ские. Онемечивание для них — унижение и позор. Русский тот, кто любит Россию и служит ей. На этом она стояла и стоит. Национализм звучит не так пугающе, как нацизм. Но расстояние, разделяю- щее их, невелико. На май- дане в Киеве «правосеков» было не так много. Но они инфицировали своей агрес- сивностью, ненавистью, разрушительной энергией весь майдан. Так что, даже выходя на демонстрацию или митинг ради хороше- го дела, протестуя против коррупции или беспредела ценЖКХ, стоитпосмотреть по сторонам. Рядом с тобой маршируютнационалисты, побратавшиеся с либерала- ми?Тогда не грех задумать- ся:анеоседлаютлионитвой справедливый протест во имя совсем других целей? Б удемтерпеливоучить украинские уроки. Чтобыне статьжерт- вой украинских иллюзий, ошибок, не попасть в за- ложники хищникам, о которых пишет Юнна Мо- риц, призывая: «Не будь, Россия, ничьей добычей!» Елена Панкрушина Компьютерные игры могут быть полезными и познавательными. Так утверждают представите- ли Фонда содействия реформированиюЖКХ, создавшие онлайн-прило- жение «Жэка». Оно призвано обучать детей экономить свет и газ, грамотно пользоваться элекроприборами и даже отчасти планировать семейный бюджет. На днях презентация этой игры прошла и в Ли- пецке. Местом проведе- ния мероприятия стала 29-я школа в микрорай- оне «Университетский», а целевой аудиторией — ученики пятых и шестых классов. Ребятамне только рассказали о возможно- стях приложения «Жэка», но и разрешили протести- ровать его. —Наша страна облада- ет огромными ресурсами, но если мы не будем их беречь, запасы иссякнут, и нашим детям ничего не останется, — обратился к ребятамзаместитель главы администрации региона Руслан Губайдуллин. — Очень важно, чтобы дети с малых лет учились эко- номить энергоресурсы и своим примером влияли на родителей, бабушек и дедушек. Действие игры раз- ворачивается в обычной квартире, где то и дело ломаются розетки, пере- горают лампочки, текут краны, включаются и выключаются бытовые ПРОСВЕЩЕНИЕ | Компьютерные игры учат детей экономить Счета за ЖКУ проверит Жэка устройства. Все это тре- бует ремонта и замены. Игроку приходится не только устранять непо- ладки, но и планировать расходы на приобретение то утюга, то телевизора, то компьютера. Деньги приходится зарабатывать участием в мини-играх и викторинах. Сам геймер на экране видит себя в виде домовенкаЖэки. Ос- ваивая современные тех- нологии энергосбереже- ния, игрок снижает счет в квитанции за ЖКУ. Игра считается пройденной, если удается сократить коммунальные платежи на пятьдесят процентов. — В этой игре ничего сложного нет, — сообщил шестиклассникВладКоро- таев после пробной сессии. —Надо просто вниматель- но читать задания и следо- вать указаниям на экране. — Родители разреша- ют мне играть в компью- терные игры, — подели- лась пятиклассница 29-й школы Саша Хаврина, которой также одной из первых довелось опробо- вать «Жэку». —Мне боль- ше всего по душе игры со смыслом — на развитие мышления, логики, вни- мания. Кто-то из испытуемых не только поиграл, но уже всерьез задумался о том, как следует вести себя дома. — Я много помогаю маме по дому: мою посуду, делаю уборку, — сказал Никита Кузнецов. — Ока- зывается, при этом можно еще и экономить, если сра- зу же перекрывать воду, не оставлять включенным пылесос. Оградить современ- ных детей от компьютеров практически невозможно. Даже в рамках школьной программы массу заданий ребятам приходится вы- полнять в электронном виде. А онлайн-игры и виртуальное общение пре- вратились в одно из попу- лярнейших видов досуга. Так почему быне наладить дружеский диалог с под- ростком через киберпро- странство? — Играя в «Жэку», ребята осознают, что надо выключать свет, покидая помещение, экономить воду, покупать бытовые приборы высокого класса энергосбережения, — по- яснила заместитель дирек- тора управления по связям с общественностью Фонда содействия реформирова- ниюЖКХОльга Гришина. — В результате школьни- ки начинают понимать, из чего складывается пла- тежка. Чем меньше на нее уходит денег из семейно- го бюджета, тем больше остается на приобретение игрушек, развлечения и так далее. Кразработке игрыбыла привлечена группа мо- лодых программистов, которые справились с за- дачей примерно за четыре месяца. Уже в сентябре планируется выпуск вто- рого уровня онлайн-прило- жения, а потом и третьего. В следующих версиях бу- дет еще больше мини-игр, интересных вопросов и увлекательных заданий. «Жэка» находится в открытом доступе вИнтер- нете. Найти игру можно через поисковую систему. Пока приложению вы- делен отдельный сайт, но вскоре оно появится во всех социальных сетях. К слову, Липецкая об- ласть стала третьим субъ- ектом страны после Омска и Нижнего Новгорода, где школьников познакоми- ли с игрой. Но в нашем регионе было решено пой- ти дальше простой пре- зентации. Так, «Жэку» включили в программу работыпришкольных и оз- доровительных липецких лагерей в летний период 2014 года. И поиграли, и призы получили. ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ ГОД КУЛЬТУРЫ | Преподаватели Лебедянской музыкальной школы осуществили свою мечту И легкий джаз в подарок Ольга Шкатова В День славянской письменности и культуры в Лебе- дяни в составе сводного хора выступил новый творче- ский коллектив под названием «Дебют-квартет», объединивший преподавателей музыкальной школы № 2. Каждый из них имеет большой опыт педагогиче- ской работы и подготовил немало талантливых учени- ков. Свое же стремление выступать на сцене и радо- вать зрителей много лет оставалось заветной мечтой, которая только сейчас претворяется в жизнь. А все началось с того, что директор школы На- тальяИлюхина, пригласив на работу преподавателей Лебедянского педагогиче- ского колледжа, наконец- то обрела единомышлен- ников. —Мы всегда хотели не только детей учить, но и самим радовать земляков своим творчеством, —рас- сказывает она. Выпускница все того же педколледжа Ната- лья Илюхина возглавила школу лишь год назад. За плечами у нее педунивер- ситет, работа методистом в районномДоме культуры и выступления с народным ансамблем «Сударушка». Став администратором, она пополнила коллектив школы людьми, которым привыкла доверять еще в студенческие годы. Марина Яковлева, на- пример, более двадцати лет посвятила педагоги- ческому колледжу, создав ансамбль народной песни «Родники». —Этот опыт очень при- годился. Целую жизнь помогала ребятам разви- ваться творчески, а теперь решила: дай-ка сама пойду на сцену, попою, —шутит она. — Очень вдохновила идея создания квартета, непохожего ни на один вокальный коллектив рай- она. Именно Марина Вален- тиновна отвечает за подбор репертуара. — Дело в том, что мы с Натальей Васильевной — народники, нам ближе открытое пение. А наши коллеги — академисты. Поэтому встала задача вы- брать что-то подходящее для всех,—объясняет она. —Поем легкий джаз. Так называемые ака- демисты — это Людмила Плешкова и Олеся Де- нисова. Одна сорок лет преподавала студентам музыку, мировуюхудоже- ственную культуру, пела дуэтом с коллегой в одном из коллективов колледжа. Другая, продолжая се- мейную династию, внача- ле вела дирижирование, учила будущих педагогов играть на фортепиано, позже возглавила пред- метно-цикловую комис- сию кафедры музыкаль- ных дисциплин. Предложение порабо- тать в музыкальнойшколе оказалось для Людмилы Плешковой, вышедшей на пенсию, как нельзя кста- ти: домоседкой ее не на- зовешь. Начинать работу с детьми помладше, когда привык общаться со сту- дентами, оказалось труд- новато, но она справилась. Сегодня Людмила Михай- ловна ведет теоретические предметы—музыкальную литературу и сольфеджио. — Стараюсь заинтере- совать ребят. Когда они втягиваются в учебу, ра- ботают хорошо. Могу ска- зать, что большинство из наших учеников с боль- шой охотой приходят в музыкальную школу. Им нравится не только учить- ся играть, но и общаться. Детская искренность по- ражает! —признается она. ОлесяДенисова помимо основной работы всегда имела дополнительную в детско-юношескомцентре, где вокалом занимаются и школьники, и студенты. Вместе со своими воспи- танниками она не раз при- нимала участие в межре- гиональных фестивалях и конкурсах. Поэтому Олеся Борисовна и возглавила «Дебют-квартет». — Впервые выступили перед своими учениками на «Посвящении в юные музыканты». Это наша новая традиция, — рас- сказывает она. — Сделали несколько номеров от пре- подавателей, в том чис- ле и вокальный. Очень волновались. После этого рискнули выйти на сцену районного ДК. Настоящий дебют квар- тета земляки увидели в концерте, посвященном Дню работника культуры. Самые дорогие поздравле- ния педагоги принимали от коллег, оценивших вы- сокий профессиональный уровень. Успех, как известно, окрыляет. Сегодня участ- ники «Дебют-квартета» занятыподборомрепертуа- ра, с которымможно будет выступать на различных праздничных мероприя- тиях. — Хотим, чтобы кол- лектив узнали и он был востребован, — делится планами Олеся Денисова. — А еще мечтаем поехать на один из конкурсов в Северную столицу, чтобы прославить лебедянскую землю. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА КНИЖНАЯ ПОЛКА | Альбом на память об интересных земляках Посвящение друзьям Игорь Перов Если поэту книжка удалась, ее хочется не рецензиро- вать, а цитировать. С этого и начнем: Стопка водки да ломтик хлеба… Сколько раз было в жизни твоей, Когда ты провожал на небо Души павших твоих друзей. Не однажды был сам на грани. Но тебя хранила судьба. Раньше — небо твое поле брани, А теперь на земле — борьба. Так написал Владимир Богданов о военных летчи- ках. Причем не о каких-то абстрактных, а о вполне конкретных, реальных, с именем и фамилией: Вла- димире Евграфове, Алек- сандре Петрове, Юрии Чу- рилове. Почему именно о них, он объясняет сам, вспоминая о давней друж- бе или знакомстве с ними. Этот короткий этюд во- шел в очередную книжку Богданова «У камина с друзьями. Новая встреча» (издательство «Гревис», Липецк, 2014). Автор уже не в первый раз выпускает сборнички таких этюдов, нечто наподобие памятно- го альбома в честь интерес- ных, ярких людей, с кото- рыми его сводила судьба. Стихи «встраиваются» в прозаические тексты, ис- поведь соседствует с про- поведью, беглые штрихи к портрету — с объяснения- ми в любви своим героям. А героев, представьте, на ста тридцати страничках я насчитал около сорока. И всем хватило места, ни- кому не тесно. О каждом, будь то маститый писатель и публицист Александр Проханов, будь то скром- ный провинциальный поэт, музыкант, журна- лист, ученый, мы узнаем что-то любопытное. Для читателей, не про- пускающих литературные новинки местных сочи- нителей, имя Владими- ра Богданова хорошо из- вестно. Его десять книг отмечены прежде всего особой мягкой и душевной интонацией. «У камина» — не исключение. Сейчас это, согласитесь, большой дефицит. Откройте любой мемуарный том и, увы, почти гарантированно на- толкнетесь на копание в исподнем, злорадные описания грехов и пороков знаменитостей. Для Богданова это чуж- до, точнее, отвратительно. Он смотрит на живых и тем более ушедших вни- мательными, но добрыми глазами. Он благодарен им за то, что они в его жизни были или есть. Ему важно, чтобы о них знали, помни- ли, может быть, захотели их прочитать, перечитать. Это касается и липецкого поэта Сергея Панюшкина, которого Богданов с улыб- кой назвал девяностолет- ним молодым человеком, и рано умершего одарен- ного критика Владимира Славецкого, и прозаика Александра Адпостенко- ва, и прекрасных, отнюдь не регионального уровня поэтов Ивана Завражина и Виктора Осколкова, и выдающегося ученого ипе- дагога Сталя Шмакова. Я перечислил здесь умерших героев сборника, да и то не всех. А рядом в книжке — этюды и эссе о, слава Богу, живых, живущих, с кем поэт продолжает дружить и общаться. Так что, весь- ма вероятно, в дальнейшем он вновь соберет их у ками- на, не забыв пригласить на эту встречу читателей. Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее про - должение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz