Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 105/24733/ 30 МАЯ 2014 5 МЫ ЛИПЕЦКАЯ газета Александр Хаустов Молодая выпускница педагогического вуза была весьма удивлена, когда пришла устраиваться на работу преподавателем в гимназию№ 19 г. Липецка. На что могла рассчитывать она, только что получив- шая диплом? Однако когда ей объяснили условия труда и оплаты, она, не раздумывая, написала заявле- ние о приеме на работу. Уже позже, общаясь со стар- шими коллегами, окончательно убедилась: здесь есть шансы и реализовать свои профессиональные возмож- ности, и неплохо обеспечить себя материально. Весной нынешнего года гимназия стала победите- лем областного конкурса «Коллективный договор, эффективность производ- ства — основа защиты социально-трудовых прав граждан». Первое место в номинации «Лучший коллективный договор в организациях непроиз- водственной сферы» само за себя говорит о том, как здесь относятся к соци- альной составляющей, к людям. В конкурсе уча- ствовало почти 50 коллек- тивов практически из всех городов и районов области, представители различ- ных отраслей экономики и форм собственности, по- ловина из них — впервые, в том числе и гимназия № 19 им. Н.З. Поповиче- вой. — Так тщательно го- товились к конкурсу, что сразуже вышли в лидеры? — спрашиваю у председа- теля профкома гимназии Елены Клявиной. — Нет, у нас коллек- тивный договор всегда социально ориентирован, мы над ним тщательно работаем, — поясняет моя собеседница.—Аучастие в конкурсеприняливпервые благодаря руководителям областного и городско- го комитетов профсоюза работников образования Нелли Суровой и Валенти- не Хомутинниковой. Это они настояли, чтобы мы подали заявку, дескать, у вас такой замечательный коллективный договор, дерзайте. Мы и согласи- лись, может, действитель- но надо опытом поделить- ся, кому-то он пригодится. Наше учебное заведе- ние и раньше часто вы- ходило победителем в различных конкурсах, смотрах, выставках, со- ревнованиях. И вот недав- нее тому подтверждение. Весной нынешнего года коллектив стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России» и был вклю- чен в список лучших гим- назий страны, а директор учебного заведения Римма Пиндюрина получила по- четный знак «Директор школы-2013». В 2010 году победили в областном кон- курсе «Лучшая первичка года», в 2012 — в город- ском конкурсе коллектив- ных договоров «Лучший социальный партнер». И вот коллектив от- личился в очередной раз: здесь постоянно на достой- ном уровне выплачивается ежемесячная заработная плата, сейчас она превы- шает планку в 27 тысяч рублей. —В течение последних трех лет у нас одна из са- мых высоких заработных плат у педагогов среди го- родских образовательных учреждений. Это одно из основных, приоритетных направлений, отраженных в коллективном договоре. Однако педагоги имеют возможность зарабатывать значительно больше, — подчеркивает профлидер. — К примеру, в декабре прошлого года один из наших учителей получил более 120 тысяч рублей. Мы тогда выиграли оче- редной областной грант, а тот преподаватель больше других приложил к этому усилий, достиг высоких показателей, словом, от- лично поработал. Кстати говоря, гран- ты гимназия выигрывает уже три года подряд за победу в конкурсах, за активное участие в раз- личных мероприятиях. Но все это, так сказать, дополнительныйисточник дохода педагогов. Главное, что здесь гибко отнеслись к стимулирующим вы- платам: не просто взяли и механически поделили деньги из надтарифного фонда. Нет, все критерии подробно оговорены в по- ОПЫТ | Когда размер зарплаты соответствует качеству труда Покори свой Олимп ложении об оплате труда, которое входит в комплект документовколлективного договора. — У каждого учите- ля есть возможность за- работать, — продолжает Елена Клявина. — Те пе- дагоги, что подготовили, например, победителей и призеров Всероссийской школьной олимпиады (на городском, областном уровнях), получают пре- миюв размере 10 тысяч ру- блей. А ведь таких способ- ных учащихся может быть несколько, какполучилось у одного из педагогов, вот и увеличиваетсяпремия.Ко- нечно, это непростая рабо- та—достойно подготовить ребенка к участию в олим- пиадах. Если школьник увлечен, заинтересован в том или ином предмете, то учитель занимается с ним даже в летний период. Вре- мя неждет, уже с осени на- чинается олимпиада, она охватывает практически все предметы. И самое активное уча- стие в состязаниях при- нимают гимназисты во главе со своими педагога- ми. Судите сами: только в нынешнем году несколько десятков победителей и призеров олимпиады ока- зались из гимназии № 19. Олимпиада — не един- ственное мероприятие. Есть еще другие конкурсы, соревнования, выставки, конференции различного уровня, где ребята вы- ступают с докладами, по- казывают свои знания и даже таланты. В нынеш- нем году, к примеру, в рамках акции «Покори свой Олимп» городской департамент образования проводил очень много ме- роприятий, посвященных спорту. Юные представи- тели гимназии со своими стимулы. Коллективным договором мы предусмо- трели хорошие надбавки молодым специалистам. В течение первых трех лет такой педагог получает ежемесячно дополнитель- ный оклад. А если возь- мется за классное руковод- ство, то и еще четыре-пять тысяч рублей, плюс вы- играет в стимулирующих выплатах. Иначе говоря, молодой педагог вполне может зарабатывать в ме- сяц тысяч двадцать. Социальной составляю- щей в гимназии уделяется достаточно много внима- ния. В качестве примера можно привести лишь малую толику из того, что делается. К примеру, если у ребенка педагога выпускной, то родителю выплачивается 5 тысяч рублей в качестве матери- альной помощи. Поддер- живаются те, кто вступает в брак, у кого рождается ребенок. — Мы в своей жизни и работе не ограничиваемся лишь рамками коллектив- ного договора, — замечает Елена Клявина, — и если видим, что людям надо помочь—всячески их под- держиваем. Моя собеседница не преминула рассказать и о том, как налажено вза- имодействие профкома, который она возглавляет почти два десятка лет, с руководством, коллекти- вом: — Мне очень комфор- тно работать с директором. Всегда совместно решаем проблемы, находим общий язык. Помнится, пред- ложила я внести в кол- лективный договор такой пункт — при уходе на за- служенный отдых выпла- чивать педагогу премию в размере оклада. А у самой сомнения — согласится ли руководитель, все-таки очередные затраты. Но директор, не раздумывая, заявила, что это хорошее предложение, главное, чтобы людям на пользу было. Когда готовим проект коллективного договора, то приглашаем самых ак- тивных и инициативных членов профсоюза и обсуж- даем все пункты до мель- чайшихподробностей, рас- сматриваем предложения и дополнения. И из любой ситуации выходим достой- но, по-доброму. Председатель профкома гимназии Елена Клявина. наставниками приняли в них активное участие, показав отличные резуль- таты. А если гимназист стал победителем или при- зером, то его учителю по- ложена премия. Многие ребята активно участвуют в дистанцион- ных олимпиадах и конкур- сах через Интернет. Здесь, между прочим, тоже име- ются большие возможно- стипроверить свои знания. — Из чего еще склады- вается заработная плата наших педагогов?—Елена Михайловна перелистыва- ет коллективный договор. — Вот, допустим, педагог желает поделиться своим опытом работы, какой- то удачно реализованной идеей, методическими разработками. И свои со- ображения излагает в ста- тьях в образовательных средствах массовой ин- формации — журналах, газетах, на сайтах. За каж- дуюпубликацию, согласно коллективному договору, ему выплачивается одна тысяча рублей. Если у педагога высшая квалификационная кате- гория и он работает на пол- ной ставке, то ежемесяч- наядоплата унего составит десять тысяч рублей. И таковых преподавателей в гимназии достаточно мно- го. 12 процентов доплаты получают учителя еще за интенсивность труда. А есть вот такой интересный пункт: если человек за вре- мя учебного года ни разу не брал больничный лист, то ему полагается пять дней дополнительного опла- чиваемого отпуска. Здесь несколькоположительных моментов: педагог стара- ется вести здоровый образ жизни, у него не бывает пропусков занятий из-за болезней, следовательно, не надо ничего наверсты- вать позже, отчего и детям легче, и самому учителю. Ну, и дополнительный от- пуск не помешает. За звания и награды, согласно коллективному договору, люди получают доплаты. Здесь тоже много возможностей у каждого. Отдельно профлидер за- острила внимание на мо- лодых специалистах: —Приходят они к нам, разумеется, без стажа, опыта, наград и званий. Надо поддержать, чтобы были поначалу какие-то ФОТО АЛЕКСАНДРА ХАУСТОВА Коллективный договор гимназии № 19 г. Липецка признан лучшим в организаци- ях непроизводственной сферы по итогам областного конкурса. ” ВОСПИТАНИЕ | Чем обернулось внедрение в школы служб медиации Синяк под глазом или стукачество: «за» и «против» новации Виктория Удачина, Александр Хаустов Появление в Липецке школьных служб прими- рения, о чем уже не раз рассказывалось в нашей газете, как выясняется, неоднозначно восприни- мается обществом. На эту тему в редакцию поступа- ют письма с разными мнениями, отзывы, комментарии специали- стов. «Мы» решили предоставить слово всем сторонам дискуссии. Чему учат - то ? После того как в липец- койшколе№49 появилась служба примирения, на электронный адрес выпу- ска «Мы» пришло посла- ние, подписанное Антоном Калининским. Он в резкой форме выступил против создания подобных служб в общеобразовательных учреждениях. Его письмо с минимальной редактор- ской правкой мы решили вынести на суд читателей: «Я человек старой фор- мации, поэтому не прини- маю эту новую тенденцию в виде службы медиации. Мои сыновья уже взрос- лые, младший в прошлом году окончил школу, в которой не было такой «новинки», чему я очень рад. А если быи появилась эта служба, то я, скорее всего, решил бы перевести ребенка в другую школу. Человек, по моему мне- нию, должен сам решать свои проблемы, а служба примирения этому не спо- собствует. Она учит совер- шенно иному — доносить на своих сверстников. Не поделили что-то, и уже кто-то торопится сообщить медиаторам о том, что его обидели. Вот мои сыновья решали вопросы или ку- лаками, или словами, в зависимости от ситуации. Не берусь утверждать, хорошо ли это. И с синя- ками приходили, и в рва- ной одежде, но выросли сильными, смелыми и в то же время справедливыми людьми. А что выйдет из маленьких доносчиков, которые предпочитают ре- шать свои проблемы лишь при помощи посредника, не пробуя при этом само- стоятельно найти подход к обидчику? Я уверен, ничего хорошего из такого школьника не получится». Мнение « бывалых » школьников Внедрение в школы служб медиации произ- вело такой же эффект, как в свое время реформа образования, по которой в общеобразовательных учреждениях должна была появиться новая дисци- плина — сексология. В Липецке бытуют разные мнения о том, нужны ли службы примирения в школах или нет. Кто-то го- ворит, что она необходима, а кто-то считает новинку ненужной. На страницах нашего выпуска решили высказать свое мнение Сергей из Ельца и Михаил из Усманского района. —«Ашники»и«бэшни- ки» все время между собой воевали, чтобы выяснить, кто круче. Так что в мои времена было в порядке вещей, когда ученик клас- са «а» ученику из класса «б» забивал «стрелку». На моей памяти ни один из школьников не отказался от стычки во дворе после уроков. Особенным днем для нас было, когда шел класс на класс, и «добыть» в томсостязаниифингал— высшая почесть. Конечно, до тяжелых травмникогда не доходило, так, слег- ка кулаками помахали и разошлись.Черезпарулет, это уже было в старших классах, такие «стрелки» стали носить уже мирный характер. Теперь мы не дрались, а если и возникал спор, то ребята решали его между собой не кулаками, а на словах, — рассказал Сергей. — А я всегда избегал подобных стычек, держал- ся в стороне, в ссоры не ввязывался, таких сегодня называют «ботаниками». Однажды произошло так, что надо мной стали под- шучивать старшекласс- ники. Подножки ставить, капюшон на куртке за- дирать, жвачку в шап- ку класть. А я ничего не мог поделать — их много. Друзей нет, педагогам по- жаловаться стыдно... Так и мучили меня, пока не закончил школу. Только сейчас задумался: если бы нашелся человек, ко- торый помог разобраться, мое детство прошло бы совершенно иначе. Так что мне школьная служба примирения не повредила бы, — считает Михаил. Конфликт до суда довел Необычное дело рас- сматривалось как-то в од- ном из липецких судов. В городской средней школе подрались два старше- классника. Всякое слу- чается, но этот конфликт закончился тем, что один из школьников был госпи- тализирован в больницу. Лечиться пришлось не один день, словом, послед- ствия драки сказывались еще долго. Родители обратились в суд с иском к виновной, по их мнению, стороне, которая, впрочем, и не от- рицала факта избиения. Поэтому и доказывать оче- видное было не столь уж и сложно. Если несовершен- нолетний, на которого воз- ложена обязанность по воз- мещению вреда, не имеет заработка или имущества, достаточного для возмеще- ния вреда, обязанность по этому пункту полностью или частично возлагается на его родителей. Здесь именно так и получилось. С родителей парня, по ми- лости которого его свер- стникоказалсяна длитель- ном лечении, в судебном порядке было взыскано шестьдесят тысяч рублей, а если папа с мамой не сумеют рассчитаться сво- евременно, то по дости- жении совершеннолетия выплачивать оставшуюся сумму придется самому ви- новнику. Вот до чего могут довести поначалу вроде бы безобидные конфликты. И чтобы не доводить дело до таких исходов, создаются школьные службы при- мирения. Причем нередко инициаторамиихсоздания являются… служители Фемиды. Совсем недавно в городской средней шко- ле № 8 появилась такая служба, а инициаторами и координаторами ее созда- ния выступили работники Правобережного районно- го суда г. Липецка. — Необходимо повсе- местно создавать школь- ные службы примирения, —уверенапомощникпред- седателя Правобережного суда г. Липецка Татьяна Парахина. — Зачастую конфликты между ребя- тами заканчиваются груп- повыми разборками, а мы считаем, что лучше все- таки предотвращать такие события. Ведь сами ребята наверняка остынут и, воз- можно, будут сожалеть о случившемся конфликте. А сколько нервотрепки и неприятностей взрослым — родителям, учителям, особенно, если дойдет до судебного разбиратель- ства. Поэтому лучше, если споромзайметсяшкольная служба примирения. В этой службе присут- ствуют наравне как дети, так и взрослые, у каждого есть право голоса. Ну и, в конце концов, если кто-то нехочет, томожетинеобра- щатьсявшкольнуюслужбу примирения.Нодело-то это нужное, полезное. Надо ор- ганизовыватькурсыпообу- чению педагогов основам процедур медиации, всяче- скиподдерживать создание школьных служб прими- рения. На мой взгляд, в том, что появляются такие организации, нет ничего предосудительного, они сослужат хорошую службу всем сторонам — и самим ребятам, и их родителям, и педагогам. Искусство слушать и говорить Школьная служба при- мирения — хорошо это или плохо? На этот вопрос журналистыпопросилиот- ветить профессионального тренера-медиатора Викто- ра Панарина, который за несколько лет практики обучил юных медиаторов разных школ. — Принцип работы службыпримиренияпрост, —утверждаетюрист.—До- пустим, между учениками возникает конфликт. При этом сами они разобраться не могут, ведь чаще всего оба считают себя правыми. Чтобы разрешить спор, ребята обращаются не к учителям, психологам или родителям, а к своим ро- весникам, которыепрошли специальное обучение и те- перьмогутналадитьмежду спорщикамидиалог. Лишь тогда, когда спор перерас- тает в серьезнуюпроблему, в него вмешиваются взрос- лые кураторы. По словамВиктораВик- торовича, многие школь- ники не умеют элементар- но разговаривать друг с другом. А служба медиа- торов помогает ученикам не только помириться со сверстником, но инаучить- ся вести беседу, которая в силах решить практически любую проблему. — Плюс службы меди- ации состоит еще и в том, что ссорыне перетекают во вражду. Да, если бы каж- дый человек в определен- ный момент не обижался, сдерживал себя, то в мире было бы намного меньше людей с психологически- ми заболеваниями, —уве- рен Панарин. Кроме того, служба примирения идет на благо и самим медиаторам. Две неделионипроходят обуча- ющие курсы, затем приме- няют знания на практике. В будущем у них уже не будет проблем со сверстни- ками, ведь уже сегодня, в школе, онинаучились смо- треть на каждую проблему как бы со стороны. — Знания помогают предупредить ссору задол- го до ее начала, — говорит ВикторВикторович.—На- пример, был у меня слу- чай, когда два товарища, заигравшись, подрались. Один из них ударился го- ловой о стол, приехавшая бригада скорой помощи диагностировала смеще- ние шейных позвонков. Я поговорил с мальчиком, которыйненарокомударил своего товарища. Первым делом спросил, проведал ли он друга в больнице, попросилу тогопрощения? Мальчик ответил, что та- кой возможности у него не было, однако позже он все же навестил одноклассни- ка. Сейчас ребята дружат, как и раньше, а родители отказались подавать заяв- ление в полицию. Получается, что с по- мощью медиации удалось избежать не только враж- ды между двумя школь- никами, но и возбуждения уголовного дела. НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ Дополнительные гарантии в колдоговоре Светлана Серебренникова, правовой инспектор Липецкого горкома профсоюза работников образования Нередки ситуации, когда стороны, заключающие коллективный договор, попросту переписывают в него статьи Трудового кодекса. Однако нужно помнить, что особенно- стью колдоговора являет- ся то, что стороны могут установить в нем льготы и преимущества для работников, которые не отражены в действующем законодательстве. Например, в коллек- тивном договоре можно закрепить беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, одиноким ма- терям и отцам, имеющим на своем иждивении детей до 14 лет, при расторже- нии трудового договора в связи с ликвидацией организации дополни- тельное выходное пособие в размере среднемесячной заработной платы. Предо- ставлять работникам уч- реждения оплачиваемые свободные от работы дни при наличии средств эко- номии фонда заработной платы в случае бракосоче- тания работника или его детей, рождения ребенка, переезда на новое место жительства, смерти близ- ких родственников. Еще, например, запи- сать, что сотрудникам, отработавшим с 1 сентября по 1 июня без больничных листов, гарантируетсяпре- доставление дополнитель- ных оплачиваемых дней отдыха. Предусматривать материальную помощь работникам, дети которых являются выпускниками, доплату педагогам за на- ставничество над молоды- ми специалистами и так далее. В последнее время сре- ди некоторых руководи- телей образовательных учреждений города появи- лась такая точка зрения: подписывать колдоговор совсем необязательно, можно работать и без него. Да, закон не устанавли- вает обязанность сторон заключать коллективный договор, если они не про- явили инициативу. Но вместе с тем все руково- дители знают, что любая проверяющая инстанция всегда в первую очередь спрашивает именно этот документ, так как он чет- ко определяет взаимные права и обязанности кол- лектива и администра- ции. Почему-то считается, что коллективный дого- вор нужен только работ- никам. Хотелось бы на- помнить, что и для рабо- тодателей этот документ может принести большую пользу. Во-первых, по- ложения колдоговора по- ложительно влияют на дисциплину труда, ра- ботники чувствуют свою ответственность перед работодателем, который обеспечивает им дополни- тельные гарантии. Во-вторых, в коллек- тивном договоре работо- датель закрепляет только те обязательства, которые он может выполнить. Это в определенной мере фор- мирует положительный образ работодателя, сни- жает напряженность в коллективе. В-третьих, в процессе заключения колдоговора работодатель получает полное и объ- ективное представление о потребностях работни- ков. Коллективный договор — это помощь руководи- телям учреждений в не- легком труде управления, а работникам—в создании комфортной обстановки в коллективе. Там, где грамотно составлен этот документ, где урегули- рованы все вопросы вза- имоотношений, создана благоприятная рабочая атмосфера в коллективе, нет недомолвок, и мало возникает проблем. Хоро- ший коллективный дого- вор создает прозрачность и определенность в вопросах распределения рабочей на- грузки, стимулирующего фонда, в вопросах оплаты и охраны труда. В таких коллективах, как прави- ло, не бывает противосто- яния и конфликтов между работниками и работода- телями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz