Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 9/24637/ 17 ЯНВАРЯ 2014 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Подпрограмма 3 Паспорт подпрограммы 3 государственной программы Липецкой области «Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в Липецкой области» (далее — подпрограмма 3) Ответственный исполнитель Управление социальной защиты населения области Цель подпрограммы Повышение уровня и качества жизни неработающих пенсионеров и инвалидов, в том числе проживающих в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания Задачи подпрограммы 1. Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в целях улучшения обслуживания пожилых людей и инвалидов; 2. Оказание адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций локального характера Целевой индикатор подпрограммы Доля граждан пожилого возраста и инвалидов, улучшивших качество и условия жизни Показатели задач подпрограммы Показатели задачи 1: 1. Доля граждан, улучшивших условия проживания в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов, от общего числа проживающих в стационарных учреждениях; 2. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, для которых повышена комфортность и безопасность условий проживания в областных государственных стационарных учреждениях социального обслуживания; 3. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которым оказана социальная помощь на дому на мобильной основе. Показатель задачи 2: Количество неработающих пенсионеров, получивших адресную социальную помощь. Этапы и сроки реализации подпрограммы 2014—2020 годы Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации подпрограммы Объем финансирования мероприятий подпрограммы 3 в 2014—2020 гг. составит 179200,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год — 25600,0 тыс. руб.; 2015 год — 25600,0 тыс. руб.; 2016 год — 25600,0 тыс. руб.; 2017 год — 25600,0 тыс. руб.; 2018 год — 25600,0 тыс. руб.; 2019 год — 25600,0 тыс. руб.; 2020 год — 25600,0 тыс. руб. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы В результате реализации подпрограммы 2 к 2020 году предполагается: — увеличить долю граждан пожилого возраста и инвалидов, улучшивших качество и условия жизни, до 40%; — увеличить долю граждан, улучшивших условия проживания в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов, от общего числа проживающих в стационарных учреждениях, до 61,5%. — увеличить численность граждан пожилого возраста и инвалидов, для которых повышена комфортность и безопасность условий проживания в областных государственных стационарных учреждениях социального обслуживания до 540 человек; — увеличить численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которым оказана социальная помощь на дому на мобильной основе, до 6400 человек; — ежегодно оказывать материальную помощь 130 неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций локального характера. Текстовая часть 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3, описание основных проблем в сфере укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков ее развития Разработка и реализация подпрограммы 3 обусловлена необходимостью укрепле- ния материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Липецкой области с целью улучшения условий проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и про- живающих в стационарных учреждениях, и улучшения социально-экономического поло- жения неработающих пенсионеров посредством оказания им социальных услуг на дому и адресной социальной помощи. В области возрастают требования к условиям жизни пожилых людей и инвалидов, и прежде всего к условиям их проживания в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения (обеспечение соблюдения санитарных норм при размещении, комфортность проживания, инфраструктура социально-медицинского об- служивания). Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в системе социальной защиты населения Липецкой области осуществляют 13 учреж- дений. Из них: пять учреждений для осуществления ухода за инвалидами с психонев- рологическими заболеваниями на 1125 мест; два дома-интерната общего профиля для престарелых и инвалидов на 660 мест; геронтологический центр на 155 мест; центр реабилитации инвалидов и пожилых людей на 145 мест; дом-интернат для умственно от- сталых детей; три дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов на 82 места. В области планомерно ведется работа по развитию инфраструктуры действующих учреждений социального обслуживания населения, обеспечивается бесперебойное функционирование всех основных систем жизнеобеспечения учреждений, последова- тельно решаются задачи, связанные с укреплением материально-технической базы, без чего невозможно повышение качества стационарного социального обслуживания пожи- лых граждан и инвалидов. Только в 2013 году на капитальный ремонт, реконструкцию, выполнение противопо- жарных мероприятий и подготовку стационарных учреждений социального обслуживания населения к осенне-зимнему периоду из областного бюджета выделено 20 млн.рублей. Отбор учреждений социального обслуживания населения для проведения в них ремонтных работ производится в соответствии с эксплуатационными требованиями, требованиями пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законода- тельства Российской Федерации, предписаний контролирующих органов. В подпрограмму 3 включены мероприятия по капитальному ремонту зданий и соору- жений областных государственных стационарных учреждений социального обслужива- ния населения Липецкой области. Поддержку в решении вопросов укрепления материально-технической базы стаци- онарных учреждений оказывает Пенсионный фонд Российской Федерации, в бюджете которого ежегодно предусматриваются средства на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации. Целевые средства, выделяемые из бюджета Пенсионного фонда Российской Феде- рации и бюджета Липецкой области, позволяют постепенно улучшать условия прожива- ния в учреждениях социального обслуживания. Однако вопросы укрепления материаль- но-технической базы учреждений социальной сферы полностью не решены, во многих учреждениях остается потребность в проведении работ по капитальному ремонту. Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому осуществляют 24 муниципальных бюджетных учреждения «Комплексный центр социального обслужива- ния населения» (далее — КЦ СОН). При каждом КЦ СОН работает мобильная бригада, предоставляющая срочные социальные услуги пенсионерам, нуждающимся в посторон- ней помощи в быту. Бригады располагают автотранспортом, оснащены техническими средствами и инвентарем, необходимым для оказания социально-бытовых и социаль- но-реабилитационных услуг. За год мобильными бригадами выполняется более двухсот тысяч заявок пожилых людей и инвалидов на оказание срочных социальных услуг. В то же время материально-техническая база КЦ СОН нуждается в обновлении, так как 55% грузовых и грузопассажирских автомобилей, используемых мобильными бри- гадами, эксплуатируется более десяти лет и находится в неудовлетворительном техни- ческом состоянии и требует систематического ремонта, что в ряде случаев приводит к переносам сроков выполнения заявок клиентов на предоставление срочных социальных услуг. Многие Комплексные центры социального обслуживания населения Липецкой обла- сти нуждаются в замене автомобилей. В связи с вышеизложенным настоящей подпрограммой 3 предусмотрено приобре- тение автотранспорта для мобильных бригад Комплексных центров социального обслу- живания населения. В соответствии с законодательством Липецкой области гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, за счет средств областного бюджета предоставляется материальная помощь в размере до 10 тысяч рублей. Около 15% граждан, получающих помощь в течение года, получают ее в связи с чрезвычайными ситуациями локального характера. В числе граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций локального харак- тера, ежегодно оказывается более ста пенсионеров, как одиноких, так и проживающих в семьях. Подпрограммой 3 предусмотрено оказание единовременной адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций ло- кального характера, что явится для них весомой дополнительной поддержкой в возник- шей трудной жизненной ситуации. К рискам развития сферы социального обслуживания населения следует отнести риски чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут ухудшить условия проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания. Минимизировать данные риски позволят практические мероприятия, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов; совершенствованием системы комплекс- ной безопасности учреждений социального обслуживания населения. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 3, цели, задачи и описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы 3 Приоритетом в сфере реализации подпрограммы 3 является улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, доступности социальных услуг наиболее нуждаю- щимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым граж- данам, а также особо уязвимым категориям населения. Целью подпрограммы 3 является повышение уровня и качества жизни неработаю- щих пенсионеров и инвалидов, в том числе проживающих в государственных стационар- ных учреждениях социального обслуживания. На реализацию подпрограммы 3 направлены 2 задачи: 1. Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в целях улучшения обслуживания пожилых людей и инвалидов. 2. Оказание адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выпла- ты неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старо- сти и по инвалидности, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций локального характера. Оценить уровень организации работы по улучшению условий проживания и обслужи- вания граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном посторон- нем уходе и проживающих в стационарных учреждениях, позволит целевой индикатор подпрограммы 3 — доля граждан пожилого возраста и инвалидов, улучшивших качество и условия жизни. Индикатор рассчитывается как отношение числа граждан пожилого возраста и ин- валидов, проживающих и обслуживаемых в улучшенных условиях, от общего количества проживающих в стационарных учреждениях и обслуживаемых на дому граждан пожило- го возраста и инвалидов. Источником определения значения индикатора является ведомственная отчетность. Показатели задачи 1: 1. Доля граждан, улучшивших условия проживания в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов, от общего числа проживающих в стационар- ных учреждениях. Показатель позволяет оценивать уровень организации работы по улучшению мате- риально-технической базы стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов. Показатель рассчитывается как отношение числа граждан пожилого возраста и ин- валидов, проживающих в улучшенных условиях, от общего количества проживающих в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов. 2. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, для которых повышена комфортность и безопасность условий проживания в областных государственных стаци- онарных учреждениях социального обслуживания. Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации меро- приятий по проведению капитального ремонта в стационарных учреждениях для граж- дан пожилого возраста и инвалидов. Источником определения значения показателя является ведомственная отчетность. 3. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которым оказана социаль- ная помощь на дому на мобильной основе. Показатель позволяет оценивать уровень организации работы по оказанию срочной социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам. Источником определения значения показателя является ведомственная отчетность. Показатель задачи 2: Количество неработающих пенсионеров, получивших адресную социальную помощь. Источником определения значения показателя является ведомственная отчетность. 3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 3 Подпрограмма 3 будет реализовываться в 2014—2020 годах. 4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 3 с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий В рамках решения задачи 1 «Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в целях улучшения обслуживания по- жилых людей и инвалидов» будут реализованы следующие основные мероприятия: Основное мероприятие 1 подпрограммы 3: Бюджетные инвестиции в объекты соци- альной защиты населения. Реализация основного мероприятия предусматривает: — проведение капитального ремонта зданий и сооружений, приобретение оборудо- вания и автотранспорта; — реконструкцию стационарных учреждений социального обслуживания для граж- дан пожилого возраста и инвалидов. Основное мероприятие 2 подпрограммы 3: Приобретение автомобильного транс- порта для мобильных бригад учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на мобильной основе, для оказания неотложных социальных и меди- ко-социальных услуг пожилым людям. На решение задачи 2 «Оказание адресной социальной помощи в виде единовремен- ной денежной выплаты неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудо- вых пенсий по старости и по инвалидности, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций локального характера» направлено следующее основное мероприятие: Основное мероприятие 3 подпрограммы 3: Предоставление единовременной ма- териальной помощи неработающим пенсионерам, получающим трудовую пенсию по старости и по инвалидности, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций локального ха- рактера, в порядке, установленном администрацией Липецкой области. 5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3 Финансовое обеспечение подпрограммы 3 предусматривает использование средств областного бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации. Прогнозный объем финансирования мероприятий подпрограммы 3 в 2014—2020 гг. за счет областного бюджета составит 179200,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год — 25600,0 тыс. руб.; 2015 год — 25600,0 тыс. руб.; 2016 год — 25600,0 тыс. руб.; 2017 год — 25600,0 тыс. руб.; 2018 год — 25600,0 тыс. руб.; 2019 год — 25600,0 тыс. руб.; 2020 год — 25600,0 тыс. руб. Объемы расходов на выполнение мероприятий подпрограммы 3 ежегодно уточня- ются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на оче- редной финансовый год. Подпрограмма 4 Паспорт подпрограммы 4 государственной программы Липецкой области «Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми» (далее — подпрограмма 4) Ответственный исполнитель Управление социальной защиты населения Липецкой области Соисполнитель Управление образования и науки Липецкой области Задачи подпрограммы Задача 1. Оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям Задача 2. Предупреждение семейного неблагополучия, профилактика социального сиротства, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Задача 3. Повышение престижа благополучной семьи и общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, улучшение демографической ситуации в области Показатели задач подпрограммы Показатель задачи 1: Доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в области от общей численности детей, проживающих в области Показатели задачи 2: 1. Удельный вес детей, проживающих в семьях риска, от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в области 2. Уменьшение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к детскому населению в области 3. Удельный вес детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в заботе государства Показатели задачи 3: 1. Увеличение числа многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения 2. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, из числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Этапы и сроки реализации подпрограммы 2014—2020 годы Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации подпрограммы Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит — 11493535,4 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014—1419586,7 тыс. руб.; 2015 — 1495447,7 тыс. руб.; 2016 — 1657681,0 тыс. руб.; 2017 — 1682367,0 тыс. руб.; 2018 — 1714319,0 тыс. руб.; 2019 — 1745198,0 тыс. руб.; 2020 — 1778936,0 тыс. руб. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы В результате реализации подпрограммы 4 к 2020 году предполагается: — уменьшить долю детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в области от общей численности детей, проживающих в области, до 18,5%; — сократить удельный вес детей, проживающих в семьях риска, от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в области, до 6,9%; — увеличить удельный вес детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в заботе государства, до 24,0%; — уменьшить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к детскому населению области до 1,65%; — увеличивать число многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты, ежегодно на 2%; — увеличить процент семейного устройства из числа выявленных детей-сирот до 83,7%. Текстовая часть 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4, описание основных проблем в сфере демографической ситуации и положения семей с детьми, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков ее развития Липецкая область, являясь одним из ведущих регионов Центрального федерального округа по ряду важнейших социально-экономических показателей, особое внимание уделяет обеспечению качественного комплексного подхода к созданию благоприятных условий для улучшения положения семей с детьми, сохранению и поддержанию основ- ных параметров жизнедеятельности детей, решению проблем социального неблагопо- лучия семей с детьми. В настоящее время меры социальной поддержки семьи и детей, как на федераль- ном, так и на региональном уровнях, предоставляются: в денежной форме — в виде прямых или косвенных социальных трансфертов; в натуральной форме — путем организации отдыха и оздоровления детей; в форме морального поощрения, с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образо- вании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением. В области в целях социальной поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; малоимущих семей, семей, воспитывающих детей-инва- лидов, семей с одним родителем, на законодательном уровне установлены различные социальные выплаты, виды и размеры которых дифференцированы в зависимости от ка- тегорий лиц, нуждающихся в их получении. Причем перечень указанных выплат заметно шире, а объемы выделяемого финансирования на их предоставление в нашей области существенно выше, чем установлены в ряде других (соседних) регионов. За счет средств областного бюджета осуществляются следующие меры социальной поддержки семей с детьми: — единовременная социальная выплата лицам из числа детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, в связи с рождением ребенка (детей) независимо от количества рожденных детей в размере 20 тыс. рублей; — единовременная социальная выплата в связи с рождением (усыновлением) тре- тьего и последующих детей или детей-близнецов в размере 50 тыс. руб.; — единовременная социальная выплата при рождении троих или более детей одно- временно в размере 1200 тыс. руб.; — единовременная социальная выплата при передаче на воспитание в семью ребен- ка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в размере 50 тыс. руб.; — ежемесячная социальная выплата малоимущим молодым семьям на компенсацию затрат по найму (поднайму) жилого помещения в размере от 500 до 3000 рублей; — ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка (детей) от по- лутора до трех лет в размере 1000 руб.; — предоставление путевки на санаторно-курортное лечение беременным женщинам из малоимущих молодых семей. Обеспечивается гарантированная поддержка малоимущих граждан с детьми по- средством выплаты пособий на ребенка из средств областного бюджета. Размер данного пособия дифференцирован в зависимости от категории семьи. С 1 октября 2013 года базовый размер ежемесячного пособия составляет 220 рублей, на детей из многодетных семей — 330 руб., на детей одиноких матерей — 440 руб., на детей-инвалидов — 550 руб. С 1 января 2013 года на условиях софинансирования из федерального бюджета в об- ласти введена новая мера социальной поддержки многодетных семей — ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Кроме того, учащимся и студентам из малообеспеченных семей, место учебы и место жительства которых расположены в разных муниципальных образованиях, предо- ставляется ежемесячная денежная выплата на проезд в автомобильном транспорте межмуниципального сообщения в размере 250 рублей. Помимо областных мер поддержки семьи и детства производятся следующие вы- платы за счет средств федерального бюджета: — единовременное пособие беременной жене военнослужащего; — ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную служ- бу по призыву. Важным фактором укрепления здоровья детей, нуждающихся в особой заботе госу- дарства, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях, находящихся в труд- ной жизненной ситуации, является организация отдыха и оздоровления по бесплатным социальным путевкам в загородных детских оздоровительных лагерях области. На учете в органах социальной защиты населения области состоит около 25 тысяч детей школьного возраста, проживающих в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях, с детьми-инвалидами, «семьях риска», нуждающихся в особой забо- те со стороны государства. Многодетным семьям предусмотрены меры социальной поддержки: — оплата коммунальных услуг в размере 30 процентов для семей с тремя детьми, в размере 50 процентов для семей с 4 — 6 детьми и в размере 100 процентов для семей с 7 и более детьми; — оплата в размере 30 процентов топлива семьям, проживающим в домах, не имею- щих центрального отопления; — оплата в размере 50 процентов стоимости газификации жилья; — компенсация в размере 50 процентов стоимости подключения жилого помещения к централизованной системе холодного водоснабжения; — предоставление бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования. Кроме того, многодетные семьи со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в области, имеют право на субсидиро- вание процентной ставки по банковским кредитам для приобретения товаров, работ и услуг общей стоимостью до 20 тыс. руб. В целях поощрения многодетных семей, развития семейной экономики, укрепления авторитета семьи и базовых семейных ценностей, улучшения демографической ситу- ации в области проводится публичный конкурс на определение лучших хозяйств года среди многодетных семей. Победитель и призеры конкурса получают микроавтобус, легковые автомобили и комплекты бытовой техники. Присуждается областная премия за рождение и воспитание детей, создание условий для их воспитания и развития, сохра- нение и укрепление семейных традиций. С 1 января 2014 года размер премии составит 50,0 тыс. руб. В результате принимаемых комплексных мер в области отмечаются положительные показатели жизнедеятельности семей с детьми: — уменьшается число семей с детьми, имеющими доходы ниже прожиточного мини- мума. За последние 10 лет более чем в 3 раза сократилось количество детей, получаю- щих пособия на ребенка (с 126 914 в 2002 году до 39 310 детей в 2012 году); — сокращается число детей, проживающих в семьях социального «риска», за 10 лет их количество сократилось в 2 раза (с 5613 ребенка в 2002 году до 2816 детей в 2012 году); — укрепляются семейные формы жизнеустройства детей; — ежегодно увеличивается число семей, имеющих трех и более детей; — осуществляется адаптация и подготовка детей-инвалидов к самостоятельной жизни в обществе; — создаются благоприятные условия для комплексного развития и жизнедеятельно- сти детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для решения проблем социальной реабилитации несовершеннолетних, оказания помощи семьям с детьми и женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в об- ласти функционирует 8 учреждений поддержки семьи и детства, для детей и женщин, оказавшихся в социально опасном положении, со стационаром на 360 койко-мест. Но, несмотря на целостную систему поддержки данных категорий граждан, остается ряд проблем в семьях с детьми. Необходимо усилить профилактическую работу с семьями и детьми на ранней ста- дии их социального неблагополучия и продолжить системную работу по реализации мероприятий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством в области социальной поддержки семей с детьми. По состоянию на 01.07.2013 г. на учете в органах опеки и попечительства Липецкой области состоит свыше четырех тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 76% из них воспитываются в замещающих семьях, 24% находится на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и учреждениях профес- сионального образования. В области активно развивающейся формой устройства де- тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является институт приемной семьи. На 01.07.2013 г. в области осуществляют деятельность 476 приемных семей, в которых воспитывается 724 ребенка. Основными направлениями деятельности по опеке и попечительству в Липецкой об- ласти являются: — раннее выявление семейного неблагополучия и оказание профессиональной по- мощи в целях сохранения ребенку родной семьи; — семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь замещающим семьям. К рискам развития демографической ситуации и положения семей с детьми следует отнести следующие: 1. Финансово-экономические риски, связанные с исполнением обязательств по пре- доставлению мер социальной поддержки семьи и детей, могут возникнуть вследствие недостаточного финансирования из бюджетных источников. Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий по социально незащищенным статьям бюджетных расходов. В этой связи для минимизации финансово-экономических рисков в рамках подпро- граммы 4 Госпрограммы будет осуществляться: мониторинг социальной поддержки семей с детьми и подготовка предложений, на- правленных на сокращение сферы применения категориального подхода и развитие адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки семей с детьми, на основе оценки нуждаемости; оценка эффективности мер социальной поддержки семей с детьми, представляемых за счет средств областного бюджета в рамках нормативных правовых актов области с позиций решения проблем бедности. 2. Организационные риски, связанные с возможным несвоевременным внесением изменений в нормативную правовую базу и несвоевременным выполнением мероприя- тий подпрограммы 4, что может привести к нецелевому и/или неэффективному исполь- зованию бюджетных средств. 3. Социальные риски связаны с дефицитом кадров системы социального обслужи- вания и социальной поддержки семей с детьми. Минимизации данных рисков будут спо- собствовать привлечение в сферу социального обслуживания молодых кадров, внедре- ние регламентов предоставления социальных услуг, разработка и внедрение в практику работы социальных служб норм, нормативов, стандартов предоставления социальных услуг, ведение реестров получателей социальных услуг. 4. Риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе- ра в Липецкой области могут ухудшить социальное положение семей с детьми и демо- графическую ситуацию в области. Минимизировать данные риски позволят практические мероприятия, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социальной помощи семьям с детьми, совершенствованием системы комплексной безопасности учреждений соци- ального обслуживания населения. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 4, цели, задачи и описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы 4, показателей государственных заданий Основными приоритетами направления государственной политики в отношении со- циальной поддержки семьи и детей определены следующие: повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей); укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных тра- диций семейных отношений, семейного воспитания; развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обе- спечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей; поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспе- чение защиты прав и законных интересов детей. Указанные приоритеты направлены на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения и создание условий для ее роста, по- вышение качества жизни населения. В соответствии с приоритетами определены следующие задачи: 1. Оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям. 2. Предупреждение семейного неблагополучия, профилактика социального сирот- ства, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3. Повышение престижа благополучной семьи и общественной значимости труда ро- дителей по воспитанию детей, укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, улучшение демографической ситуации в области. Подпрограмма 4 включает в себя мероприятия, направленные на повышение статуса семьи, престижа материнства и отцовства в обществе, проведение социальной реаби- литации несовершеннолетних, социальную поддержку семей с детьми, формирование ответственного родительства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и де- тей, оставшихся без попечения родителей. Показатель задачи 1: Доля детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного миниму- ма в области от общей численности детей, проживающих в области. Показатель характеризует уровень семей с детьми в отчетном году в области и по- зволяет оценивать результаты реализации мероприятий, направленных на снижение уровня бедности семей с детьми. Определяется как отношение численности детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Липецкой области в отчетном году, к общей численности детей, проживающих в области Российской Федерации в отчетном году. Источники исходных данных — ведомственная отчетность о количестве детей, на которых назначено пособие на детей, данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Показатели задачи 2: 1. Удельный вес детей, проживающих в семьях риска от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в области. Показатель характеризует уровень детей, проживающих в семьях риска в области в отчетном периоде. Динамика показателя характеризует результаты мероприятий, проводимых в обла- сти, по снижению количества семей риска. Показатель рассчитывается как отношение числа детей, проживающих в семьях риска в отчетном периоде, к количеству семей, находящихся в трудной жизненной ситу- ации. Источники исходных данных — ведомственная отчетность. 2. Уменьшение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к детскому населению в области. Данный показатель непосредственно характеризует профессиональную деятель- ность специалистов органов опеки и попечительства по учету, выявлению, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также индивидуальную работу с семьями из групп риска, родителями, ограниченными в родительских правах по их реабилитации. Мероприятие подпрограммы 4 направлено на повышение престижа профессии спе- циалиста органов опеки и попечительства. Источником для расчета показателя является ведомственная отчетность органов опеки и попечительства. 3. Удельный вес детей, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, от числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в заботе государ- ства. Показатель характеризует уровень охвата детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдыхом и оздоровлением и позволяет оценить результаты проводимых меро- приятий по обеспечению отдыхом и оздоровлением этой категории детей. Определяется как отношение числа детей, отдохнувших в детских оздоровительных учреждениях в отчетном году, к общему числу детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Источники исходных данных — ведомственная отчетность. Показатели задачи 3: 1. Увеличение числа многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. При реализации мероприятий подпрограммы 4 создаются благоприятные условия для улучшения демографической ситуации путем перехода от господствующих социаль- ных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье). Ожидается ежегодное увеличение числа многодетных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты, на 2%. Источником определения значения показателя является ведомственная отчетность. Продолжение. Начало на 5–6-й стр. Продолжение на 8-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz