Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЗНАМЕНИТЫЕ ЗНАКОМЫЕ № 103-104/24731-24732/ 29 МАЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 23 Владимир Хотиненко: «Бесы» — это мое грехопадение» Известный режиссер рассказал, что заставило его взяться за экранизацию романа Достоевского НАТАЛЬЯ КОЛОБОВА, ИА «Столица», специально для «Липецкой газеты» На телеканале «Россия»—грандиозная премьера: вышел в эфир фильм Владимира Хотиненко «Бесы» по одноименному романуФ.М. Достоевского. Причемименитый режиссер высту- пил и автором сценария картины. Хотя совсем недавно давал зарок не снимать Достоевского… Кадры из фильма «Бесы». ФОТО ВАДИМА ТАРАКАНОВА И ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ» «Заставил» Федор Михайлович — Владимир Иванович, в 2011 году на телеэкраны вышел ваш фильм «Достоев- ский» — о жизни Федора Ми- хайловича. Атеперь зрителям представлена экранизация его романа «Бесы». Это как-то взаимосвязано? —Если бы я не снял фильм про Достоевского, я бы точно не взялся за «Бесов». —Почему? — Потому что я классику не экранизирую — это мой принцип. Я просто не знаю, как можно снимать фильмы по классическимпроизведени- ям. Что еще я могу добавить, например, к Толстому, Турге- неву, Достоевскому? Да и для какой цели? Для популяриза- ции их произведений? Мол, никто это уже не читает—так давайте попробуем об этих произведенияхрассказать зри- телю с помощьюкиносредств? Мне эта цель неинтересна. В ней нет места для меня — для режиссера. Хотя по классиче- скому произведению можно снять красивое кино, показать какие-то образы. Но это — за- дача иллюстратора. У кого-то, наверное, другое отношение к этому—недаромже так много классики экранизируется… — И что вас заставило на- рушить свой принцип? — Над фильмом «Достоев- ский» я работал больше двух лет, и у меня было достаточно времени, чтобы проникнуться миромФедораМихайловича.И после того как фильм вышел, мне показалось, что имен- но в «Бесах» я найду способ продолжить историю жизни самого Достоевского, его вну- треннего мира. Я нащупал потаенные пружины, которые скрываются в нем самом и в его произведениях. Поэтому и подумал, что смогу взять на себя ответственность, чтобы все это материализовать. Это — первое. А второе… «Бесы» — вообще актуальная вещь, и невероятно актуальная для сегодняшнего времени. Хотя в любомслучае«Бесы»—этомое «грехопадение»… (смеется) . Писатель на все времена — Вы согласны с тем, что Достоевского называют писа- телем именно нашего — 21-го — века? — Безусловно! С одной по- правкой: Достоевский — пи- сатель не только нашего века, он — на все времена. Никто не смог исследовать все стороны человеческой природы так, как исследовал он. И по моему глубочайшему убеждению, другимв этой сфере уже делать нечего… — Еще есть мнение, что произведения Достоевского в наши дни стали более понят- ны, чем тогда, когда были на- писаны. Вы с этим согласны? — Я так не думаю — не считаю, что во времена Досто- евского люди были глупее или менеенаблюдательны, чемсей- час. Просто наступают такие времена, когда с реальностью совпадает то, о чем когда-то писали классики — темы, об- стоятельства, страсти…Все это объединяется в одной точке. Вот сегоднямынаблюдаемкак раз такой случай. — Достоевского считают отчасти мистическим писате- лем. А вы, когда работали над фильмом «Бесы», чувствова- ли, что Федор Михайлович «за» или «против»? — Ничего подобного я не ощущал—иславаБогу!Хотя… Был один эпизод. Но к нему скорее нужно относиться с иронией, с юмором, чем со страхом. Пару лет назад, когда ещешла подготовка к съемкам «Бесов», судьба забросила меня в маленький альпийский городок Больцано. Там нахо- дится могила дочери Достоев- ского—Любы.Передотъездом я решил сходить на ее могилу. Иночьюмне приснилсяФедор Михайлович, и мы с ним всю ночь разговаривали! Антон Шагин «вырвал» роль — В «Бесах» собран силь- ный актерский состав: Сергей Маковецкий, Игорь Костолев- ский, МаксимМатвеев, Антон Шагин. Актеров на роли вы утверждали сами? — Конечно! А как без меня можно утвердить актеров? — Но говорят, что сейчас век продюсерского кино, и — Четырехчасовую кар- тину мы сняли всего за 35 рабочих дней. И справились с этой задачейименно благодаря актерам. Без их старания, их самоотдачи это было бы невоз- можно — вне зависимости от моих способностей и опыта. Принцип «за» — Владимир Иванович, массовыйзрительужеприучен к упрощенному телевизион- ному продукту. Не получится так, что ваш фильм «Бесы» идет «против течения»? — Я не думал об этом. Но мне кажется, что нет. Мое же- лание, с которым я создавал этот фильм, было скромное и простое: чтобы его посмотрело достаточное количество зри- телей. А противопоставлять что-то чему-то я не люблю. «Против» — это вообще не мой принцип. Упаси Христос! Мой принцип — «за». И я — за то, чтобы люди посмотрели «Бесов». —А какие пожелания тем, кто посмотрит ваш фильм? —Пожеланиеодно—чтобы зрители задумались: что же с нами происходит? «Бесы» — вещь глубокая, она — о человеческой природе. И дай бог, чтобы после просмотра фильма люди стали лучше по- нимать—и себя, и друг друга, и то, что происходит сегодня вокруг нас… Любимый герой —Как вы думаете, в совре- менной литературе есть писа- тель, который еслине равен, то очень близок к Достоевскому? — Конечно, нет! Равного Достоевскому нет и не будет, наверное, никогда… —Авамбыло быинтересно экранизировать кого-то из со- временных прозаиков? — Есть замечательный пи- сатель — Алексей Иванов, по его роману снят фильм «Гео- граф глобус пропил». Вот, по- жалуй, он дляменя интересен. По его произведениям я бы что-нибудь снял. — А есть у вас любимый литературный герой? — Есть, но не литератур- ный. Это — Юлий Цезарь. Когда я прочел роман Оскара Уайльда «Гай Юлий Цезарь», то увидел Цезаря литератур- ным героем. Уайльд написал драму жизни великого чело- века. — Владимир Иванович, а что-то из Достоевского еще возьметесь экранизировать? —Нет. Дляменя это просто невозможно. — Вы исчерпали эту тему? — Ни в коем случае! До- стоевский — неисчерпаемый материал. Но прикоснуться к нему я больше не решусь. А «Бесы», как я уже сказал, стали исключением. По стече- нию обстоятельств, времени и событий мне показалось, что здесь я могу рискнуть что-то сказать. И сказал… часто режиссера ставят перед фактом: эту роль играет такой- то артист, а эту — такой-то… — Этот вариант для меня совершенно неприемлем — я всегда лично отвечаю за ак- терский состав. В «Бесах» по- падание — абсолютное, в этой картине все на своих местах. И со своими задачами актеры справились на сто процентов. —Долго шел кастинг? — Долго, но не беспреце- дентно. Было довольно непро- сто…Например, АнтонШагин буквально вырвал у меня роль Верховенского — главного идейного вдохновителя рево- люционной ячейки губерн- ского города. Он так и сказал мне: «Это моя роль!» Хотя я пробовал его на другую. Но в итоге прислушался к его мне- нию. Могу сказать, что Антон оказался прав — это действи- тельно его роль. — Какие сложности были на съемках?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz