Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
КУЛЬТУРНЫЙ КОД № 103-104/24731-24732/ 29 МАЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 ЕЛЕНА БРЕДИС Сидит в троллейбусе молодой человек, взгляд —отсутствующий, голова едва заметно, ритмично двигается в такт чему-то, лишь ему одному слыш- ному. В данный момент он полностью отключен от внешней жизни. Не исключено, что и от вну- тренней — тоже. Сейчас уже трудно вспом- нить, сколько лет назад плейер стал неизменным спутником молодежи. Удобная штука, позволяющая погрузиться в то музыкальное пространство, которое тебе по вкусу. Ну а о вкусах, как известно, не спорят, хотя они имеют самое непосредственное отношение к культуре. Согласитесь, зная, что именно слушает этот молодой человек, —«русский шансон» или Владимира Высоцкого, — мы уже могли бы многое о нем сказать. Вообще изучение му- зыкальных пристрастий того или иного поколения позволя- ет сделать достаточно точныйи яркий портрет эпохи. Короче, скажимне, что ты слушаешь и поешь, и я скажу, кто ты. Бардовская или, как ее еще называют, авторская песня стала настоящим культурным и даже политическим явлени- ем второй половиныпрошлого века. Возможно, именно в знак сопротивления навязывае- мому официозу вдруг по всей стране стали слушать и петь Окуджаву, Визбора, Город- ницкого. А скорее, барды с их творчеством просто оказались созвучны душевному состоя- нию огромного числа людей. Оказалось, что именно в этом жанре можно легко говорить о том, что думаешь, чувству- ешь, переживаешь. Говорить искренне и без оглядок. Прошло более полувека, но, как ни странно, бардов- скуюпеснюне постигла участь советской эстрады — она вы- жила и продолжает «рекру- тировать» в свои ряды новых молодых поклонников. Се- годня наш собеседник — ру- ководитель Липецкого клуба авторской песни «Автограф» Юрий Федотов. —Скажите, почему, на ваш взгляд, именно бардовская песня оказалась столь долго- вечной? — Да потому что не может у человека исчезнуть потреб- ность высказать то, чем пере- полнена душа. Когда она бо- лит, ликует, мучается, сомне- вается, невозможно заставить ее молчать. И гитара в этом плане — наиболее интимный и тонкий «собеседник». — Когда-то бардовская песня начиналась на кухнях коммуналок, у костров экс- педиций, а сейчас? — Я думаю, что и сейчас многие пишут по ночам на кухне, когдаужеможно забыть о суете и хлопотах минувшего дня и когда можно выкроить время для своей собственной души.Мне кажется, авторская песня — это не жанр сытых, Руководитель Липецкого клуба авторской песни Юрий Федотов: «Нельзя заставить душу замолчать» Формула культурного кода Юрия Федотова: Талант. Созидание добра. Красота. “ Я думаю, это связано с со- бытиями в Крыму, на Украи- не, в целом с подъемомпатрио- тического чувства. Кстати, про Крым песня тоже была. — Для бардов-шестиде- сятников тема социального протеста была очень важна. А сегодня какие-то протестные настроения в текстах про- скальзывают? — Я считаю, сам факт, что они приходят к нам в клуб, пи- шут песни, в которых делятся своими мыслями и чувствами, вместо того, чтобы слушать попсу или «русский шансон» — это уже протест против того оболванивания, которое идет от современной эстрады, с музыкальных каналов теле- видения. В конце концов, в песнях Булата Окуджавы политиче- ской «крамолы» тоже не было, но они стали откровением для миллионов людей. Потому что вдруг обнаружилось, что можно петь не только о жизни страны, но и о сокровенной жизниобычного«маленького» человека. И вот что характер- но: в последние три года к нам стало приходить все больше молодежи—идутшкольники, студенты. Раньше такого не было. Значит, что-то меняется в душах ребят. Для меня это — протест против навязываемого куль- та потребления. И ведь не только в клубе или на фести- вале они поют свои песни. Я знаю, что и в компании своих сверстников они берут в руки гитару. Если кто-то хочет выступить с сольным концертом, мы с радостью даем помещение, они при- глашают своих друзей, одно- курсников. — А в стилистике бардов- скойпесничто-топоменялось? — Да, конечно. Молодые сочиняют ужеиначе—имузы- ка, и стихи другие. Я даже не могу точно сформулировать, что именно изменилось, но изменилось. Наверное, это нормально: жанр должен развиваться, он не может застыть. С другой стороны, печально то, что традиций авторской песни, творчества ее корифеев они тоже уже не знают. Для боль- шинства молодых песни того жеОкуджавыилиЮрияКуки- на уже «пустой звук», они их просто никогда не слышали. Но чтобы жанр жил, чтобы он не переродился во что-то совер- шенно иное, нельзя забывать о корнях, отрываться от них. Мыиногда устраиваем вечера, на которых просто слушаем великих бардов. Когда у нас был вечер, по- священный творчеству Вы- соцкого, я убедился, что моло- дежь и Высоцкого-то толком не знает. Я прихожу в ужас, когда читаю в Интернете ком- ментарии типа: «Ваш Высоц- кий — отстой и прошлый век, сегодня его место занял Гри- горий Лепс». Это же признак полной душевной и интеллек- туальной глухоты! Человек не только не чувствует, он не по- нимает, о чем поет Владимир Семенович. Вот эту брешь в их головах и душах надо как-то заделывать. — А вам не кажется, что дело еще и в том, что сегод- ня все больше утрачивается культура чтения? Я с трудом представляю себе, как можно претендовать на самовыра- жение в поэтическом жанре, в принципе, не увлекаясь по- эзией… —Увы, это печальная при- мета времени. Вот пример. У нас на фестивале продавались диски с бардовской песней и сборники стихов московских бардов. Так вот диски раску- пали, а книжек было продано всего две. Еще пример. Есть ре- бята, которые пишут музыку на чужие стихи. Но это стихи опять же бардов. Сегодня уже невозможно представить себе кого-то, подобногоАлександру Суханову, который писал по- трясающую музыку на стихи Бунина, Анненского, Апол- линера и при этом оставался в жанре бардовской песни. Что тут скажешь? Можно только надеяться, что потребность в чтении вернется. — Скажите, а сам дух фе- стивалей самодеятельной песни сохраняется? Из своей молодости я помню, что когда- то на них царила атмосфера огромной дружной семьи. На- род ходил от костра к костру, знакомился, общался… —К счастью, вот это все со- храняется. В этом году фести- валь был особенный—первый межрегиональный. К тому же он был совмещен со слетом юных туристов, так что мы все время взаимодействовали, и многие мероприятия у нас были совместные. Вообще я очень благодарен администра- ции Елецкого района за пре- красную организацию. Интересный был момент. Меня попросили на закрытии слета туристов исполнить какую-то песню. Понятно, что нужна была спортивная тема- тика. Попробуй-ка придумай, что спеть! И тут я вдруг вспом- нил пахмутовскуюпесню«Ко- манда молодости нашей». Зна- ете, какмолодежь восприняла! С таким энтузиазмом, с таким воодушевлением…Мгновенно запомнили слова припева и стали хором подпевать. Мы жалуемся, что они не то слушают, не то поют. А кто им дал послушать что-то другое, кроме того, что транс- лируют радио и телевидение? Покажите им по-настоящему талантливое сочинение, и они тут же откликнутся. Что же касается атмосфе- ры, то мне запомнился один эпизод. Утромв день закрытия мы всегда организуем заклю- чительный концерт, который традиционно называется «С добрым утром, любимая!» И вот выхожу я готовить аппа- ратуру, лагерь еще весь спит. И вдруг вижу на сцене двух крох, которые еще и говорить- то толком не умеют. Не успел оглянуться, как они у меня микрофон умыкнули. И так мне благостно стало… Солнышко светит, тишина кругом, и эта «бесштанная команда» по сцене бегает… Значит, продолжают люди на фестивали ездить с детьми, с внуками. Значит, не спит душа, не заплыла жиром. Вы- ходит, что и бардовская песня будет жить. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ довольных и обеспеченных. Те скорее вресторанемузыкантам заплатят и «музон» себе зака- жут. Тут должна быть потреб- ность поделиться душевной болью или радостью, причем поделиться именно в поэтиче- ской, творческой форме. Это процесс не потребления, а со- зидания. И в любую эпоху, в любом поколении будут люди, у которых эту потребность не отобрать. У нас в клубе есть учителя, студенты, школьни- ки,продавцы,дальнобойщики. — В авторской песне на первом месте всегда стоял текст, смысловая нагрузка. О чем пишут липецкие барды сегодня? — Недавно состоявшийся межрегиональный конкурс- фестиваль «ПоющаяПальна», гдеябылпредседателемжюри, меня, признаюсь, удивил боль- шим количеством песен о Ве- ликой Отечественной войне. Раньше, пожалуй, такого не было — преобладали любов- ная и туристическая темы. А тут о войне, о ветеранах стали писать и сорокалетние, ишест- надцатилетние. Причем песни очень искренние, с нервом, как говорится. Все вокруг затаилось в молчании жутком. Пятьминут—иначнется войны мясорубка, Пять минут— и смешается небо с землею, И укроется солнце черным пеплом и мглою. Ктосказал,чтонестрашно? Это ложь! Страшно, очень. Сердце скачет в груди, Сердце выскочить хочет. И опять перед боем мерзкий холод по телу, Иколени дрожат, и ладони потеют. Но ни шагу назад. Естьприказ, этозначит— Через боль, через страх бить врага, не иначе. Чтоб кипела в сердцах благородная ярость, Чтоб ни пяди Отчизны врагу не досталось!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz