Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

И. Неверов Библиотекарь выдает книж- ки, музейщик водит экскур- сии, галерист развешивает картины. Такими эти профес- сии кажутся со стороны. На самом деле книжки, экскур- сии и картины — лишь видимая часть айсберга. И, может быть, самое интерес- ное происходит, когда в том же музее или галерее нет ни публики, ни репортеров, ни телевизионщиков. Чернавский проект Светлана Иноземцева — га- лерист. А значит — человек, легкий на подъем. Где-то в глубинке живет талантливый художник или хранятся ста- ринные холсты? Для нее не во- прос тут же сорваться с места, чтобы встретиться с живопис- цем, увидеть пейзажи, пор- треты, натюрморты собствен- ными глазами. А отправиться в Тамбов, Воронеж, Вышний Волочек, Москву договориться о каком-то совместном проекте и подавно проще простого. Так она и ее помощники, допустим, организовали твор- ческий пленэр в удивительном измалковском селе Чернава. Назывался он «Русская про- винция». В Центре изобрази- тельных искусств, который возглавляет Светлана, совмест- но с участниками Художе- ственного объединения липец- кой молодежи (сокращенно — ХОЛМ) выбрали Чернаву не случайно. Во-первых, село старинное, малая родина Фео- фана Затворника и поэтаПавла Шубина. Во-вторых (впрочем, для художников, вероятно, как раз во-первых), там больше сорока лет находится коллек- ция из ста произведений веду- щих советских живописцев и графиков. Их передали в дар местному ДК по распоряже- нию легендарного министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Это былопоощрение за образцовуюработу сельского клуба. Кстати, творения техже авторов в тот же самый день получила и Третьяковская галерея. — Как сказал один худож- ник, куст рисовать можно где угодно, — говорит Светлана. —Но вот побывать вЧернаве— особая удача. Семь дней ребята вкалывали как одержимые, сделали по два десятка пейза- жей каждый. Потом их хол- сты демонстрировались в ДК рядом с той сотней картин из уже классического советского наследия. А дальше мы с радо- стью и гордостью показывали все это уже в нашем Центре в Липецке. «Русская провинция» и выставка «Больше, чем реаль- ность» стали заметным событи- ем для области. И то, и другое потребовало больших хлопот от Светланы и директора ДК Ольги Васильевны Инютиной. Но они нашли и единомышлен- ников, и спонсоров. А теперь Светлана чувствует личную ответственность за судьбу чер- навской «малойТретьяковки». — Надо хлопотать, чтобы в ДК была возможность обе- спечить элементарные условия для сохранения великолеп- ной коллекции, для ее пусть не реставрации, но хотя бы консервации, — считает она. — Власть должна найти на это средства, тем более сумма-то не заоблачная. Между прочим, увидев картины из Чернавы, воронежцы предлагали: про- дайте их нам, у вас сразу по- явятся деньги на новый ДК. Никто на это не согласился, слава Богу. Но помочь селу не- обходимо. …Вот, оказывается, чем занимаются галеристы между презентациями, вернисажами и интервью для телеканалов. ГОД КУЛЬТУРЫ | О подарке Екатерины Фурцевой , дедушке с гармошкой и о лучшем зале Черноземья Невидимая часть айсберга № 100/24728/ 24 МАЯ 2014 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СЕМИНАР | Организаторы выборов повышают квалификацию Умники и умницы избирательного права Дмитрий Бровкин Использование передовых технологий уже стало реальностью любой выборной кампании. Прозрачными урнами, комплекса- ми обработки бюллетеней, видеокамерами на участках для голосования в нашем регионе никого не удивишь. Но и в усло- виях прогресса в приоритете — человеческий фактор. Это и подтвердил состоявшийся учебно-методический семинар для членов участковых избирательных комиссий Липецка, предсе- дателей и системных администраторов ТИКов области. А еще вспомнились простые истины, что повторение — мать учения и век живи — век учись. Эта мысль прозвучала и в приветственном выступлении председателя областной из- бирательной комиссии Юрия Алтухова. Он отметил, что по- литическая система общества — живой организм, так что коррективы в избирательное законодательство вносятся ре- гулярно. И чтобы избежать на- рушенийвходе выборов, нужно успевать за изменениями. По этой причине обучение членов избирательных комиссий про- ходит круглогодично. Сегодня в областном цен- тре 205 УИКов, которые пре- имущественно базируются в школах. Неудивительно, что основной костяк таких ко- миссий составляют педагоги, совмещающие деятельность по основномуместу работыс обще- ственной. Председатель участ- ковой комиссии № 44, учитель липецкой школы № 42 Тамара Макарова в избирательной си- стеме трудится четверть века. Обладая обширными знания- ми, опытный специалист про- должает совершенствоваться. — Хорошее знание законо- дательства позволяет доступно рассказать избирателям о их правах и обязанностях и упре- дить возможные конфликты, — сказала Тамара Макарова. —ВЛипецкесвышечетырех- сот тысяч избирателей. И нам важно донести до каждого, что выборы проходят прозрачно и гласно.Дляэтогоизбирательные участкиоснащаютсяКОИБамии видеокамерами.Применяемыеу нас передовые технологии соот- ветствуют требованиям ЦИКа России,—отметилпредседатель городскойизбирательнойкомис- сии Сергей Капцов. В ходе семинара «учени- ки» закрепили теоретические знания в области избиратель- ного права. Было разобрано несколько ситуаций, которые могут произойти в ходе вы- борной кампании. Например, семейная пара зашла в одну кабину для голосования, а не- совершеннолетний подросток расклеил агитационный ма- териал на памятнике. Такие случаи встречаются нередко, хотя и являются нарушения- ми законодательства. Также представители четырех терри- ториальных избирательных комиссий Липецка сразились в игре «Умники и умницы из- бирательного права» и успешно справились с заданиями. СМИ И ОБЩЕСТВО | Журналисты и медиаюристы говорили о профессиональной этике Помнить о совести Виктория Удачина В Липецке состоялся семи- нар-тренинг для журнали- стов и медиаюристов. Уча- стие в нем приняли студенты высших образовательных учреждений, корреспонденты и блогеры из Липецкой, Белгородской и Тамбовской областей. Обучение организовали Центр защиты прав СМИ (Во- ронеж) и «ARTICLE 19» (Лон- дон) при содействии област- ного управления по делам печати, телерадиовещания и связи. Лекции читали доктор филологических наук, пре- подаватель МГУ, главный ре- дактор электронного журнала «Бизнес. Общество. Власть» Иосиф Дзялошинский и член Международной федерации журналистов, фотограф Вик- тория Ивлева. Ученый напомнил, что в любые времена надо действо- вать согласно совести и по закону. Необходимо правдиво и оперативно доносить инфор- мацию до читателей и зри- телей, не вторгаться в част- ную жизнь, не пугать людей кровавыми подробностями тех или иных преступлений. «Миссия журналистики — обеспечить права граждан на самовыражение и получение достоверной информации», — отметил Иосиф Дзялошин- ский. Фоторепортер Виктория Ивлева в период 1987—1991 годов освещала практически все конфликты в Грузии, Ка- рабахе, Приднестровье, Тад- жикистане. В 1991 году она решилась на отчаянный посту- пок: сделала фоторепортаж, побываввнутричернобыльско- го реактора. За эти снимки на международном конкурсе фо- тожурналистики «World Press Photo» она была удостоена высшей награды, став первой россиянкой, котораяполучила эту премию. Виктория поде- лилась с коллегами секретом удачного кадра: «Важно про- явить к человеку искренний интерес, быть ему ровней, ни в коем случае не показывать своего превосходства. Очень важная деталь—не брезговать никем и ничем, только тогда вам удастся расположить ге- роя к себе и сделать хороший снимок». « Прививка » в « Азбуке искусства » В тот день, когда мы встре- тились со Светланой, она вер- нулась из Москвы. И сразу — ко мне на допрос. — Зачем ездила? А там в Музее наивного искусства от- крывалась выставка мастера романовской игрушки Елены Смолеевской. И я в единствен- ном числе была у нее «группой поддержки». На правах давней дружбы. Мы с Леной работали вместе вЛипецкоммузеенарод- ного декоративно-прикладного искусства. Она тонко чувствует прелестькакбудто быупрощен- ных, а в действительности изо- щренно-выразительных форм, языческий дух и особую образ- ность этих игрушек. Причем самане толькоповторяетканон, но и осторожно обновляет его, подтягивая древний промы- сел к современному опыту. В Москве ее вещи оценили. Там масса знатоков и коллекционе- ров.Яоченьдовольна, чтоЛена, настоящий профессионал, пре- подаватель худграфа Липец- кого педуниверситета, охотно сотрудничает с нашей галереей. Внемалойстепениблагодаря ей мы произвели впечатление на одном из самых необыч- ных российских фестивалей — «Рождественская мистерия Санкт-Петербургского собра- ния вертепных театров». Он проводится одиннадцать лет Российским этнографическим музеем. Вы знаете, что такое вертеп? Это ярмарочный ку- кольный театр. В нем в незапа- мятныевременаразыгрывались евангельские сюжеты. Ивот те- перь на берегах Невы проходят фестивали, чтобы сберечь это трогательноенародноезрелище. Ну, узнали там каким-то образом, что принашей галерее тоже есть вертеп. Присылают приглашение. Только вертеп- ный театрик нашей детской студии (ею, кстати, руководит одаренная художница Илона Федорова) не ярмарочный, у него совсем другой, автор- ский, почерк. Что ж, если нет традиции, ее надо создать. И Елена Смолеевская придумала персонажи в стиле все той же романовской игрушки. Полу- чилось необычно, красиво и вместе с тем в ключе вполне фольклорном. Нофестивалифестивалями, а для нас главное, что вертеп- ные представления о рождении Христа органично вписались в жизнь Центра. В сущности, эти маленькие спектакли — интерактив. Дети на них не зрители, а участники. Они декламируют рождественские стихи, уносят домой рожде- ственские письма. Вообще дети в Центре — желаннаяпублика. Имвсе вни- мание. Мы хотим научить их, как сформулировал Пришвин, смотреть и видеть, слушать и слышать. Делаем им такие маленькие «прививочки», чтобы они не заразились чер- ствостью, глухотой, слепотой. Что я под этим подразумеваю? Конечно, в первую очередь детскую творческую студию «Азбука искусства». Илона Федорова раздвигает ее рамки далеко за пределы галереи. До- пустим, акция «Живой город —зоопарк». Ребята в зоопарке рисуют зверье, потом по их рисункам вырезают фанерные фигурки. Сейчас эти фигурки украшают в зоопарке беседку. По-моему, очень принципи- ально, что родители в студии приобщаются к творчеству вме- сте с детьми. У нас нет такого: привели сына или дочку? Ну, а теперь свободны до конца за- нятия. Нет, ради Бога, встаньте сами к мольберту, возьмите ка- рандаши, кисти… Вы думаете, отказываются?Чтовы!Рисуютс удовольствием. Людям в жизни нехватаетигры, свободнойсамо- реализации, полета души. Поэ- тому,кромедетскоймастерской, при галерее открыта студия для взрослых. Ее ведет молодая ху- дожница, активистка«ХОЛМа» АняКушнарева.Сейчас,правда, вработе студиивозникперерыв. Надеюсь, ненадолго. Но я продолжу о совмест- ных занятиях детей и родите- лей. Анна Кушнарева сделала зарисовки Липецка. Это кон- турные рисунки, предназна- ченные для раскрашивания. Тут вам и городские улицы, и Христорождественский собор, и памятник Петру, и НЛМК. И дети, и взрослые все это раскрашивают. Причем со- лидный народ берется за дело с не меньшим энтузиазмом, чеммалышииподростки. Сама наблюдала, как азартно орудо- вали карандашами, кистями кандидаты наук. Кстати, неожиданный и настораживающий симптом. Дети раскрасили рисунки, изображающие Новолипецкий комбинат, вчерно-фиолетовые, черно-коричные тона. Ничего зеленого, синего, голубого. Ребят этому никто не учил. От- куда взялось у них такое ката- строфическое, сумрачное вос- приятие?Наместе руководства НЛМК я бы задумалась, как исправлять, изменять имидж предприятия в глазах горожан. Вобщем, на детеймыориен- тируемся постоянно. Иэто дает плоды. Наших детей в галерее можно мгновенно отличить от остальных, которых приводят к нам на экскурсии. Те носятся по залу, орут, не способны со- средоточиться, всмотреться, понять. А наши существуют в ином ритме. Они надолго останавливаются возле картин, они созерцают, сопереживают. Значит, «прививка» действует. Как стать галеристом ? Светлана не заканчивала искусствоведческий факуль- тет. В институте культуры она училась на библиотечном. Иза- тем многие годы была библио- графом. — На посторонний взгляд, библиография — дело одно- образное, скучное. Но меня она увлекала, затянула. Не случайно, когда культпрос- ветом руководила Крупская, библиографов приравнивали к ученым. Мне повезло: в об- ластной научной библиотеке я попала в замечательную команду, собраннуюи выпесто- ванную директором Клавдией Никифоровной Сухининой. Я общалась с крупным специали- стом архивного дела Валерием Борисовичем Поляковым, тог- дашним директором Дома-му- зея Плеханова Александром Самуиловичем Бережанским, опытным музейным и библио- течным работникомСветланой Ивановной Кукрак. Я у них училась. Мы готовили библи- ографические указатели лите- ратуры о Льве Толстом, Геор- гии Плеханове. Я длительное время была составителем ка- лендаря знаменательных и па- мятных датЛипецкой области. На обложке его мы неизменно помещали классическую ла- тинскую фразу: «Даже самые славные имена забываются, если их не вспоминать». А придя в Центр изобрази- тельных искусств, я постара- лась усвоить урокиипринципы работыв ту пору руководившей им Татьяны Ивановны Неча- евой, наиболее авторитетного липецкого искусствоведа. Все это мне пригодилось и в музее декоративно-прикладного ис- кусства. Хотя там я погрузи- лась совсем в иной мир. И мо- ими учителями стали старики и старушки из дальних, порою умирающих деревень. Мы ез- дили в этнографические экспе- диции вЧаплыгинский (Ранен- бургский) район. Нам повезло открыть заново удивительную мураевинскую вышивку. Эти путешествия — не столько в пространстве, сколько во време- ни—незабываемы. Япопадала вместа, гдежилиоднистарики. Атмосфера, какуТарковского в «Сталкере», —заброшенность, запустение, нет дороги, до ма- газина восемь километров… А люди—неунывающие,щедрые во всех отношениях. Помню дедушку с гармош- кой. Мы к нему подошли, а он запел частушки. Слышим: батюшки, да это же про нас! Спрашиваем: неужто вы их прямо вот так с ходу сочиняе- те? А он смеется: частушка она на то и частушка, чтобы сразу, с ходу... А старая женщина, подарившая музеюредкостной красоты кружева… Она рас- сказывала, как их плели уже ослепшие кружевницы. Вы можете себе такое вообразить? В музей мы привозили целые ящики редчайших находок. Что же касается Центра — тут своя специфика. Любая выставка требует огромного на- пряжения. Начиная с концеп- ции. Не могу не похвалиться: наш зал — лучший не только в Липецке, но и в Черноземье. Его легко перепланировать. Нужно—распахнивесь открая до края. Нужно — раздели на отсеки. Пространство, которое трансформируешь ради того, чтобы каждый холст, каждую скульптурупреподнестипубли- ке вмаксимально выигрышном контексте. Естественно, что не мы робко стучимся в мастер- ские художников, а к нам идут и идут с предложениями, из которых надо выбрать самые перспективные, самые заман- чивые для зрителей. В Центре нет дилеммы, какому искусству отдать при- оритет: реализму, модернизму, постмодернизму. Как говорит- ся, прелесть жизни — в кон- трастах.Допустим, чернавский проект знакомил липчан с первоклассными реалистиче- скими произведениями. А объ- единив усилия с воронежцами и тамбовчанами, галерея пред- ставила творчество художни- ковконца двадцатого века, того самого ельцинского «лихого десятилетия». Разумеется, это было тяжелое, даже трагиче- ское время. Но вот художники все-таки вырвались из-под надзора, за частокол запретов. И, чувствуя волну свободного свежего воздуха, шли на дерз- кие эксперименты. Вдали от крупных художественных сто- лиц рождались интереснейшие произведения, не уступавшие западным сенсациям. На вы- ставку ходили толпами. О ней спорили. А мы были удовлет- ворены: удалось вернуть зрите- лям работы мастеров, иные из которых ушли из профессии, а иные — из жизни. Шесть сезонов Центра, на мой взгляд, ошеломляют раз- нообразием. Центр открывался выставкойблистательногоЕвге- нияСальникова. Его творчество — это праздник фантазии, иро- нии, оно заряжено позитивом. Такродиласьтрадиция:вначале каждого сезона — сальников- скийвернисаж.Начей-товзгляд репутация Евгения Павловича давно устоялась. Но он умеет преподнести сюрприз. Цикл «Люди «Венеры», герои кото- рого—бомжи, может удивитьи смутить.Нокартинынастолько сильные, глубокие, что именно их попросили нас привезти в Воронеж на фестиваль совре- менного искусства «Чернозем». Не хочу наскучить, пере- числяявсе сколько-нибудьпри- мечательное в нашей галерее за последние месяцы. Пожалуй, добавлю лишь одно: Центр — это частное учреждение куль- туры. Онживет благодаря, пре- жде всего, учредителю Ларисе Александровне Присекиной. Но мы неизменно включаемся в самые масштабные общего- родские и региональные про- граммы. Кпримеру, кшестиде- сятилетиюЛипецкой области у нас, какво всехглавныхмузеях изобразительного искусства го- рода, демонстрировалась часть работ XI Межрегиональной выставки «Художники цен- тральных областей России». Не остается галерея в стороне и от таких событий, как Дни Ли- пецка.Скажем,можносчитать, что уже появилась добрая тра- диция — проводить выставки по итогам городского конкурса художественной свадебной фо- тографии «Тили-тили-тесто… Золотой кадр». Сейчас мы выходим на но- вый виток своих поисков. И уже не замыкаемся в стенах самого Центра. Возникают проекты, связанные с показом творчества наших мастеров в других городах. Липецку есть что предъявить. У нас труди- лись и трудятся крупные, от- нюдь не местного уровняживо- писцы, скульпторы, графики, одаренная молодежь. Расши- рить их аудиторию — задача достойная и вдохновляющая. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz