Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 96/24724/ 21 МАЯ 2014 14 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ РАЗДЕЛ 8. ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ Условия и режимы труда и отдыха подростков и родителей, имеющих несовершеннолетних детей, соблюдение трудовых прав подростков и меры по недопущению вовлечения несовершеннолетних в наихудшие формы детского труда В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специ- алистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалифика- цией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста восемнадцати лет, представляет собой весьма острую проблему. В силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-во- левого развития несовершеннолетние нуждаются в дополнительных гарантиях соблюде- ния своих прав и законных интересов. В России установлен 16-летний возраст, позволяющий гражданину вступать в трудо- вые отношения, при этом в ряде случаев допускается возможность вступления в трудо- вые отношения с подростком, достигшим возраста 14 лет. В этом случае при заключе- нии трудового договора необходимо соблюсти дополнительные условия: — подросток, достигший 14 лет, должен быть учащимся; — его предполагаемая работа должна относиться к категории легкого труда, не при- чиняющего вреда здоровью и нравственному развитию; — обусловленную трудовым договором работу необходимо выполнять в свободное от учебы время, и она не должна нарушать процесс обучения; — на заключение трудового договора с подростком, достигшим возраста 14 лет, следует получить согласие одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечи- тельства. При первичном заключении трудового договора с несовершеннолетним прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, при этом заполняется трудовая книжка и выписывается страховое свидетельство. В соответствии со статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на рабо- тах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка спиртных напитков, табачных изделий, наркотических иных токсических препаратов и торговля). В сфере охраны труда несовершеннолетних действующим законодательством уста- навливается ряд гарантий: — отсутствие испытаний при приеме на работу (статья 70 ТК РФ); — проведение обязательного предварительного и ежегодного медицинских осмо- тров (статья 266 ТК РФ); — запрет на применение труда несовершеннолетних в ночное время (статья 96 ТК РФ); — запрет применения труда при проведении сверхурочных работ на условиях вну- треннего и внешнего совместительства (статья 99 ТК РФ). В отношении несовершеннолетних работников продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска увеличена до 31 календарного дня. Порядок предус- матривает возможность его предоставления до истечения шести месяцев непрерывной работы по заявлению несовершеннолетнего. Рабочие места, на которые принимаются несовершеннолетние работники, должны быть аттестованы работодателем по условиям труда и быть безопасными. Работодатель обязан обеспечить безопасность несовершеннолетних работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание в соответствии с тре- бованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицин- ской помощи. В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами выдать принятым на работу лицам, не достигшим возраста 18 лет, спецодежду, спецобувь и другие средства инди- видуальной защиты. Для всех поступающих на работу несовершеннолетних работников работодатель проводит инструктаж по охране труда в установленном порядке. Запрещаются перено- ска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышаю- щих установленные для них предельные нормы. Общие основания прекращения трудового договора, перечисленные в статье 77 ТК РФ, применимы ко всем работникам, включая лиц, не достигших 18 лет. Между тем несовершеннолетний, согласно статье 292 ТК РФ, заключивший трудовой договор на срок до двух месяцев, вправе уволиться до окончания срока трудового договора на ос- новании заявления об увольнении по собственному желанию за три календарных дня до ухода. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет по заработной плате. Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекра- щения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Регулирование трудовых отношений работодателями осуществляется в интересах семьи и детей: разрабатываются гибкие графики работы женщин, имеющих малолет- них детей; предоставляются оплачиваемые выходные дни родителям, имеющим детей младшего школьного возраста, в связи с определенными событиями (1 сентября, при выписке новорожденного из роддома). На предприятиях и в учреждениях области раз- виваются разнообразные формы организации семейных дней отдыха, конкурсов и спор- тивных соревнований. Государственной инспекцией труда в Липецкой области при осуществлении меро- приятий по контрольно-надзорной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охране труда уделяется самое пристальное внимание исполнению работодате- лями норм действующего законодательства, регулирующего труд работников до 18 лет. Для эффективности такой работы с органами государственной службы занятости населения достигнута договоренность о предоставлении в адрес Государственной ин- спекции труда в Липецкой области в течение года информации, содержащей сведения о работодателях, привлекающих несовершеннолетних работников, характере работы и численности несовершеннолетних работников. Систематическое проведение проверок соблюдения трудовых прав несовершеннолетних осуществляется в тесном взаимодей- ствии с органами прокуратуры. Анализ проведенных проверок (таблица 8.1) показывает, что на ряде предприятий работодатели нарушают требования законодательства о труде, касающиеся особенно- стей регулирования труда несовершеннолетних: — предоставляется очередной отпуск меньшей продолжительности, чем предусмо- трено законодательством (индивидуальный предприниматель в с. Красное Краснинско- го муниципального района); — не заключается в письменной форме трудовой договор с несовершеннолетним работником (ООО «Садовый центр» г. Липецк); — не оформляется трудовая книжка (ООО «Садовый центр» г. Липецк); — не проводится обязательное медицинское обследование при поступлении на ра- боту (ООО «Садовый центр» г. Липецк; ЛОГУП «Ленинский лесхоз» Грязинского муници- пального района); — несвоевременно выплачивается заработная плата (ООО «Садовый центр» г. Ли- пецк); — начисляется заработная плата ниже минимального размера оплаты труда (6152 руб.), предусмотренного областным трехсторонним соглашением на 2012—2014 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой обла- сти, объединениями работодателей Липецкой области (МУП «Автоколонна 1499» г. Елец Липецкой области). Таблица 8.1. Выявление нарушений трудовых прав несовершеннолетних в 2011—2013 годах № Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 1 Проведено проверок 2 4 2 2 Выявлено нарушений, из них: 4 9 7 2.1 нарушений режима рабочего времени и времени отдыха 2 2.2 нарушений порядка заключения трудового договора 2 2 2.3 порядка проведения медицинского осмотра 2 1 2.4 нарушений оплаты труда 1 2.5 нарушений порядка обучения по охране труда 1 1 3 Выдано предписаний 1 4 3 4 Проведено расследований 2 5 Наложено штрафов 2 3 6 Сумма наложенных штрафов, тыс. рублей 5,0 36,9 По результатам проверок проводились совещания с руководителями, специалиста- ми и профсоюзными активами, на которых государственными инспекторами труда да- вались разъяснения о запрещении применения труда несовершеннолетних на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Государственной инспекцией труда в Липецкой области совместно с органами про- куратуры систематически проводятся проверки соблюдения законодательства об ох- ране труда и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в ремонтных мастерских образовательных организаций Липецкой области. Проверки соблюдения законодательства об охране труда показали следующие на- рушения, влияющие на обеспечение безопасных условий труда в процессе обучения. В ряде школ отсутствует нормативно-техническая документация на станки (паспорт, инструкция по эксплуатации и др.), содержащая требования безопасности; настольные сверлильные станки не оборудованы устройством для возврата шпинделя станка в ис- ходное положение; станки по дереву не оборудованы местным отсосом и устройством, удаляющими и очищающими запыленный воздух рабочей зоны; не оборудованы све- тильниками местного освещения; не выдержано безопасное расстояние между станка- ми; рабочее место учителя в помещении учебных мастерских не оборудовано кнопкой отключения всего оборудования класса. Некоторые учебные мастерские не обеспечены комплектом спецодежды и средств индивидуальной защиты для выдачи учащимся во время практических занятий, не ве- дутся журналы учета движения средств индивидуальной защиты. В отдельных учебных мастерских станки (заточной и др.), предназначенные для ра- боты только учителя, установлены в помещении учебной мастерской, доступны для уча- щихся. А сами мастерские не оборудованы механической вентиляцией, не обеспечены умывальниками, щетками, мылом и полотенцами; необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечками). Учителя технологии в ряде случаев не прошли обучение и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок с присвоением квалификационной группы по электробезопасности не ниже третьей. Государственная инспекция труда, исполняя свою функцию по надзору и контролю, выявляя указанные нарушения, применяет все меры инспекторского реагирования к на- рушителям закона. Однако эта работа не может проводиться в одностороннем порядке, будучи направленной на одну только сторону трудовых отношений — работодателя. Немаловажное значение здесь имеет и работа с подрастающим поколением. Совре- менная молодежь, завтрашняя опора нашей страны, определяясь в выборе профессии, работы, ориентируется, к сожалению, на несколько иные приоритеты, ставя на первое место уровень заработной платы, а никак не безопасные условия труда, легализацию трудовых отношений и заработной платы, не задумывается над тем, что выполняемая ими работа предъявляет определенные требования к организму. Процесс вовлечения молодых граждан в общественное производство в рамках правового поля невозможен без системной информационной работы. Слабая информированность подрастающего поколения увеличивает профессиональные риски при исполнении работником трудовых функций. В соответствии с областной целевой программой «Улучшение условий и охраны труда на 2012—2014 годы» в рамках Всемирного дня охраны труда проведен областной конкурс детских рисунков «Охрана труда глазами детей». Целью проведения конкурса является привлечение внимания к важности вопроса сохранения жизни и здоровья ра- ботников в процессе производства, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и формирования сознательного отношения подрас- тающего поколения к вопросам безопасности труда. Содействие занятости подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей, состоящих на учете в органах внутренних дел В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, отнесенные к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обеспечиваются дополнительными гарантиями. Реализация ведомственной целевой Программы «Содействие занятости населения Липецкой области на 2012—2014 годы» предусматривала организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также развитие системы профессиональной ориентации и психологи- ческой поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда. В соответствии с Законом Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой об- ласти», приказом управления труда и занятости Липецкой области от 18 апреля 2013 года № 46 «Об утверждении Порядка предоставления государственной услуги по орга- низации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» и приказом управления труда и занятости Липецкой области от 28 октября 2013 года № 238 «Об утверждении административного регламен- та предоставления государственной услуги по организации временного трудоустрой- ства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые» обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних осу- ществлялось посредством трудоустройства на постоянную работу, в том числе на квоти- руемые рабочие места; организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет во время каникул и в свободное от учебы время. Так же, как и в предшествующие годы, в 2013 году сохранилась тенденция к умень- шению численности трудоустроенных подростков: 2011 год — 5439 человек, 2012 год — 4282 человека, 2013 год — 3879 человек. Наибольший показатель трудоустройства подростков связан с их временной занятостью (таблица 8.2). Таблица 8.2 Трудоустройство несовершеннолетних граждан в 2011—2013 годах Направление трудоустройства Количество трудоустроенных, человек 2011 г. 2012 г. 2013 г. трудоустройство на постоянную работу 42 13 27 в счет квоты на предприятиях 20 46 34 организация временного трудоустройства в период каникул и в свободное от учебы время 5439 4282 3879 Объем финансирования мероприятий по временному трудоустройству несовершен- нолетних в 2013 году составил 5,58 млн. рублей (2011 г. — 6,4 млн. руб.; 2012 г. — 5,4 млн. руб.). С 2012 года мероприятия активной политики занятости, в том числе органи- зация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан во время каникул и в свободное от учебы время, финансируются из областного бюджета, при этом основное финансирование временного трудоустройства несовершеннолетних осуществляется за счет средств работодателя (диаграмма 8.1). Сформировавшаяся в течение последних лет позитивная тенденция к росту выплат на каждого несовершеннолетнего сохранилась и в 2013 году (таблица 8.3). Таблица 8.3 Затраты средств при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2011—2013 годах Годы Выплачено из всех источников финансирования, тыс. руб. Выплачено за один чел./день, руб. 2011 6375,0 128,1 2012 5388,7 153,2 2013 5584,2 165,2 Диаграмма 8.1 Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних в 2013 году, млн. рублей Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан осущест- влялась органами службы занятости во взаимодействии с образовательными учрежде- ниями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в соци- альной реабилитации, организациями, занимающимися трудоустройством несовершен- нолетних граждан (молодежные биржи труда, студенческие отряды, иные организации). Основными видами занятости подростков являлись работы, не требующие большой ответственности и физической нагрузки, в учреждениях системы образования, на пред- приятиях сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, социальной службы (таблица 8.4). Таблица 8.4 Виды деятельности и трудоустройство несовершеннолетних в 2011—2013 годах № Виды работ Трудоустроено, человек 2011 г. 2012 г. 2013 г. 1 Сельскохозяйственные работы 453 455 362 2 Ремонтные и подсобные работы 2078 1308 1258 2.1 Ремонт помещений образовательных учреждений 462 295 194 2.2 Другие виды ремонтных работ 872 475 409 2.3 Подсобные работы 744 538 655 3 Благоустройство, озеленение и очистка террито- рии 1892 1766 2163 4 Социальные работы 289 118 272 5 Природоохранные работы 437 150 341 6 Другие виды работ 290 485 452 В 2013 году несовершеннолетние граждане работали вожатыми (145 чел.), участво- вали в сельскохозяйственных работах (362 чел.), работали подсобными рабочими на предприятиях (655 чел.); проводили природоохранные мероприятия (341 чел.); занима- лись благоустройством населенных пунктов, озеленением улиц (2163 чел.), из них уча- ствовали в ремонтно-восстановительных работах мемориалов, памятников и обелисков воинской славы (262 чел.), занимались благоустройством мест захоронений защитников Отечества (605 чел.), оказывали социальную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, семьям погибших воинов (118 чел.). На основе долговременного сотрудничества органов службы занятости с экономи- чески стабильными предприятиями и организациями области (ООО «Колпи» Воловского района; ЗАО СХП «Мокрое», ОАО «Русская АПК» Лебедянского района; ЛОГУП «Тербун- ский лесхоз» Тербунского района; ООО «Хлебокомбинат» Чаплыгинского района; ООО «Автотранс ВОА», ОАУК «Культурно-развивающийся центр «Спартак», ФГУП «Почта Рос- сии», ЗАО «Комфортел», ИП Гвоздев Д.В., ООО «Ромир Липецк» г. Липецка; ОАО «Елецги- дроагрегат» г. Ельца; сельские администрации Грязинского, Данковского, Добринского, Измалковского, Краснинского, Липецкого, Усманского районов и др.) в 2013 году трудо- устроено 3879 граждан (2011 г. — 5439 чел.; 2012 г. — 4282 чел.). Трудоустройство несовершеннолетних граждан в период летних каникул занимает важное место в системе профилактики детской безнадзорности и правонарушений. При трудоустройстве на работу особое внимание уделяется подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, приоритетное право предоставляется детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из неполных, неблагополучных и многодетных семей, а также подросткам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в органах внутренних дел. В 2013 году такие подростки составили 36,8% от общей численности трудоустроенных (таблица 8.5) (2011 г. — 36,1%; 2012 г. — 35,8%). Таблица 8.5 Временная трудовая занятость несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2013 году № Категория несовершеннолетних Количество трудоустроенных на временные работы в свободное от учебы время, человек 1 Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей 340 2 Дети из малообеспеченных семей и семей безработных 1077 3 Подростки, стоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних 9 4 Дети-инвалиды 3 Итого 1429 Мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан проведены во всех муниципальных образованиях и учитывают личные потреб- ности подростков. Продолжается снижаться ежегодная численность трудоустроенных подростков. Здесь сказывается нежелание работодателей связывать себя дополни- тельными обязательствами, а также нести финансовые затраты. В целях преодоления существующих проблем центрами занятости населения проводится разъяснительная и информационная работа, а также осуществляется оказание практической помощи при оформлении необходимых документов. Профессиональная подготовка и переподготовка родителей с детьми дошкольного возраста, в том числе многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов Одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения согласно статье 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» является осуществление мероприятий, способствующих заня- тости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к которым в том числе отно- сятся одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В 2013 году при содействии органов службы занятости на профессиональную под- готовку, переподготовку, повышение квалификации направлено 2056 безработных граждан по 56 профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда (в 2011 г. — 2587 чел., в 2012 г. — 2002 чел.), из них численность родителей, имеющих детей дошкольного возраста, составила 364 человека (в 2011 г. — 540 чел., в 2012 г. — 326 чел.), многодетных родителей –23 человека (в 2011 г. — 34 чел., в 2012 г. — 22 чел.), родителей, имеющих детей-инвалидов, — 3 человека (в 2011 г. — 5 чел., в 2012 г. — один чел.) . Показатели организации профессионального обучения безработных граждан за по- следние три года представлены в таблице 8.6. Таблица 8.6 Профессиональная подготовка безработных граждан в 2011—2013 годах, человек Направлено на профессиональное обучение 2011 г. 2012 г. 2013 г. Всего безработных граждан 2587 2002 2056 В том числе: родителей с детьми дошкольного возраста 540 326 364 многодетных родителей 34 22 23 родителей, имеющих детей-инвалидов 5 1 3 В целях создания адаптационных условий, способствующих возвращению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, к трудовой дея- тельности, а также повышению конкурентоспособности этих женщин на рынке труда, в области реализуется мероприятие по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с Законом Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 13-ОЗ «О финансовой поддержке граждан в сфере содействия занятости населения» и Порядком предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, перепод- готовке и повышению квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, включая обучение в другой местности (приказ управ- ления труда и занятости Липецкой области от 06 июня 2012 года № 341) по направлению органов службы занятости проходила обучение 241 женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в 2012 г. — 155 чел.). Професси- ональное обучение и дополнительное профессиональное образование осуществлялось по 35 профессиям и специальностям: сестра медицинская (различные специальности); программное сопровождение логистической деятельности; парикмахер; повар; мани- кюрша; оператор ЭВМ (компьютерная графика и дизайн); кадровая работа на предпри- ятиях и в организациях; современное финансовое управление организацией на основе «1С: Предприятие 8»; продавец и др. Обучение проводилось в 22 профессиональных образовательных организациях об- ласти; в городах и населенных пунктах области организовывались временные учебные пункты, использовались дистанционные формы обучения, что позволило женщинам пройти обучение по месту жительства без отрыва от семьи. В 2013 году возросли затра- ты на организацию обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, до 1790,6 тыс. рублей (2012 г. — 820,8 тыс. руб.). Содействие совмещению родителями приносящей доход деятельности с выполнением семейных обязанностей, в том числе путем развития форм присмотра и ухода за детьми Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в области реализуют мероприятия по созданию условий для совмещения женщинами обязанно- стей по воспитанию детей с трудовой занятостью. Одним из условий, позволяющих совмещать женщинам обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью, является обеспечение доступности дошкольного обра- зования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Коллективными договорами большинства предприятий и организаций области предусмотрены нормы и положения по созданию условий, обеспечивающих совмещение обязанностей женщин по воспитанию детей с их трудовой деятельностью на основе разработки гибких форм занятости (неполный рабо- чий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.). В рамках действующего законодательства в области действуют нормативные право- вые акты, предусматривающие оказание социальной и материальной поддержки жен- щин, имеющих детей в возрасте до 3 лет: выплаты дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка; единовременного пособия многодетной семье; до- полнительного ежемесячного пособия по уходу за ребенком-инвалидом; ежемесячного пособия на ребенка и пособия на детей одиноких матерей и другие виды материальной поддержки. Развитию занятости женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, также способ- ствует оказание органами службы занятости государственных услуг в области содей- ствия занятости населения. На начало 2013 года на регистрационном учете в центрах занятости населения Ли- пецкой области состояло 1018 граждан, относящихся к категории родителей, воспиты- вающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, из них 325 человек, или 31,9%, — жители сельской местности. В численности граждан, относящихся к категории родите- лей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители составили 41 человек, или 4,0%, многодетные родители — 33 человека, или 3,2%. В 2013 году в рамках организации временного трудоустройства безработных граж- дан, испытывающих трудности в поиске работы, приняли участие 46 родителей, вос- питывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, или 20,1% от численности граждан данной категории, состоящих на учете в органах службы занятости (в 2012 г. — 54 человека, или 23,2%), из них одинокие родители составили 23 человека, или 10,0%, многодетные родители — 24 человека, или 10,5% (в 2012 г. — 23 человека, или 9,9%; 21 человек, или 9,0% соответственно). На конец декабря 2013 года численность родителей, воспитывающих несовершенно- летних детей, детей-инвалидов состоящих на учете, сократилась на 56 человек, или на 5,8%, и составила 962 человека. При этом отмечается на том же уровне доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, в общей численности безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости на конец 2013 года (27,7%). В численности данной категории граждан жители сельской местности составили 353 человека, или 37,6%; жители монопрофильных городов (населенных пунктов) — 358 человек, или 37,2%, одинокие родители — 14 человек, или 3,9%, многодетные родители — 8 человек, или 2,2%. Осуществление трудовой деятельности многодетными родителями и родителями, воспитывающими детей-инвалидов, затруднено в связи с необходимостью ухода за детьми, что снижает конкурентоспособность этих женщин на рынке труда. Многодет- ные родители и родители, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены подстраивать характер и условия работы под конкретные жизненные обстоятельства. На практике предложение рабочих мест с гибким графиком работы, надомной и дистанционной за- нятостью на рынке труда ограничено. РАЗДЕЛ 9. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Система социального обслуживания семьи и детей Липецкой области, основываясь на принципах индивидуального подхода к каждой семье и ребенку, нуждающимся в по- мощи, комплексного решения проблемы, обеспечивает профилактику безнадзорности несовершеннолетних; социальную реабилитацию и интеграцию в общество детей-инва- лидов; поддержку малообеспеченных, многодетных, неполных семей; оказание помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; индивидуальную профилак- тическую работу в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. На территории Липецкой области систему социального обслуживания семей с деть- ми и несовершеннолетних образуют 33 учреждения (в 2012 г. — 32 учреждения): — 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (областное казенное учреждение «Задонский социально-реабилитационный центр для несовер- шеннолетних "Надежда"» на 25 койко-мест; 3 муниципальных казенных учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» на 57 койко-мест (в Данковском районе — 16 мест, Краснинском — 16 мест и Елецком — 25 мест); — 2 центра социальной помощи семье и детям (муниципальные казенные учрежде- ния СЗН «Центр социальной помощи семье и детям» в Воловском районе на10 мест, в Долгоруковском — на 30 мест); — реабилитационное учреждение для детей с ограниченными возможностями (об- ластное государственное бюджетное учреждение «Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых и малолетних инвалидов» на 155 койко-мест); — реабилитационное оздоровительное учреждение (областное государственное учреждение «Реабилитационно-оздоровительный центр "Лесная сказка"» на 218 койко- мест); — кризисный центр (областное казенное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» со стационаром на 20 койко-мест); — 24 комплексных центра социального обслуживания населения, в которых имеются отделения социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности несовер- шеннолетних. Социальное обслуживание семей и детей осуществляется в соответствии с Феде- ральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслу- живания населения в Российской Федерации» на основе государственных стандартов, принятых в Липецкой области (постановление администрации Липецкой области от 10 февраля 2010 года № 24 «Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Липецкой области»). Государственные стандарты социального обслуживания семей с детьми определяют типы учреждений социального обслуживания семьи и детей; социальные услуги детям; социальные услуги женщинам; услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления; социальные услуги семье. В практической работе применение вышеуказанных стандартов позволяет осущест- влять социальное обслуживание семей с детьми на основе равнодоступности, конфи- денциальности, профилактической направленности и предоставить полный комплекс социальных услуг: — малообеспеченным семьям; — семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — неполным семьям; — семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физи- ческими возможностями; — семьям и отдельным гражданам, оказавшимся в экстренной ситуации (постра- давшим от стихийных бедствий или приравненных к ним событий), семьям беженцев и вынужденных переселенцев; многодетным семьям; семьям, имеющим в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов, инвалидов, в том числе детей-инвалидов; — семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом; — семьям, где дети и женщины подвергаются любым формам физического, сексу- ального или психического насилия; — семьям, где родители или законные представители несовершеннолетних не ис- полняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрица- тельно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; — семьям, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы. Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей обеспечивают 793 квалифицированных специалиста по социальной работе (2011 г. — 881 чел.; 2012 г. — 766 чел.), владеющих современными технологиями и мето- дами работы с семьей и детьми. Продолжает развиваться материально-техническая база учреждений социальной защиты: проводятся капитальные и косметические ремонты помещений; улучшается ос- нащение мебелью, технологическим оборудованием, бытовой техникой; совершенству- ется учебное и реабилитационное оборудование. Продолжение на 15-й стр. Продолжение. Начало на 5–13-й стр. 1,34 1,45 2,79 Ɉɛɥɚɫɬɧɨɣ ɛɸɞɠɟɬ Ɇɟɫɬɧɵɣ ɛɸɞɠɟɬ ɋɪɟɞɫɬɜɚ ɪɚɛɨɬɨɞɚɬɟɥɟɣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz