Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 96/24724/ 21 МАЯ 2014 11 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ С целью формирования культуры здорового питания, обучения детей и родителей основам правильного питания продолжают работу при ГУЗ «Областная детская больни- ца» «Гастро-школа» и кабинет здорового питания. Как и в прежние годы, активно исполь- зовались выездные формы работы по профилактике алиментарно-зависимых заболева- ний у детей и подростков. Таким образом, в соответствии с целью обеспечения полноценного питания детей в области совершенствуется комплекс финансовых, организационных, информационных мер, позволяющих увеличить охват детей горячим питанием, что способствует улучше- нию состояния здоровья подрастающего поколения. РАЗДЕЛ 6. ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ) Доступность дошкольных образовательных учреждений Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Россий- ской Федерации» определяет дошкольное образование одним из уровней общего об- разования и впервые ясно отделяет получение дошкольного образования от услуги по присмотру и уходу, что дает возможность более полноценно регулировать качество этих двух фундаментальных государственных услуг в сфере дошкольного образования. В целях обеспечения права граждан на получение дошкольного образования, со- вершенствования его содержания, осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования в 2013 году продолжилась работа по развитию сети до- школьных образовательных организаций (ДОО), развитию и совершенствованию новых форм организации дошкольного образования. В 2013 году сеть организаций дошкольного образования насчитывает: — 341 муниципальный детский сад, где воспитывается 42,4 тыс. детей; — 6 негосударственных образовательных организаций, имеющих лицензию на об- разовательную деятельность (2 школы с дошкольными группами и 4 детских сада с 2 филиалами) и 3 индивидуальных предпринимателя, оказывающих услуги по присмотру и уходу для 354 детей. Кроме того, услуги дошкольного образования оказывают 190 дошкольных групп в 111 муниципальных школах (3,4 тыс. чел.). В целом по Липецкой области дошкольное образование в различных формах получают 46,2 тыс. детей. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений позволяет увеличить количество детей, охваченных до- школьными образовательными услугами (диаграмма 6.1). Диаграмма 6.1 Охват дошкольными образовательными услугами в 2011—2013 годах, тыс. человек Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 599 поставлена задача достижения к 2016 году полной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7 лет. Основным инструментом решения этой задачи стала разработанная в области «дорожная карта», которая реализует два базовых направления: — развитие муниципально-региональной системы дошкольного образования (путем строительства, реконструкции, возврата в систему ранее переданных зданий, создания дополнительных мест на свободных площадях образовательных учреждений, приспосо- бления помещений и др.); — развитие негосударственного сектора. В соответствии с планом мероприятий «дорожной картой» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Липецкой области на 2013—2018 годы» в 2013 году дополнительно создано более 1,6 тыс. мест в образовательных организациях дошкольного образования и (2011 г. — 2274, 2012 г. — 1699) за счет: — строительства 2 детских садов в г. Чаплыгине (80 мест) и г. Липецке (165 мест); — реконструкции зданий под детские сады и дошкольные группы (442 места); — возврата одного ранее перепрофилированного здания детского сада в г. Ельце (110 мест); — капитального ремонта зданий, помещений образовательных учреждений (671 ме- сто). Начато строительство 6 новых детских садов в п. Добринка (80 мест), п. Долгоруково (110 мест), с. Сенцово Липецкого района (80 мест), п. Троекурово Лебедянского района (80 мест), 2 детских садов в г. Липецке в микрорайоне Университетский (260 мест, 110 мест); проводится реконструкция одного здания под детский сад в п. Лев Толстой (91 место). На эти цели в 2013 году направлено 614,4 млн. рублей, в том числе из федераль- ного бюджета — 336,05 млн. рублей, из консолидированного бюджета области — 278,3 млн. рублей. Продолжилась работа по открытию на базе школ дошкольных групп для детей, не посещающих детские сады. В 2013 году в 43% школ 18 муниципальных образований об- ласти, за исключением Краснинского и Становлянского муниципальных районов, функ- ционируют дошкольные группы. Расходные обязательства по содержанию данных групп несет областной бюджет (2013 г. — 145,3 млн. руб.; 2012 г. — 110,1 млн. руб.). В настоящее время сформирована нормативно-правовая основа поддержки не- государственных форм дошкольного образования, дана возможность осуществлять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности. В 2013 году в целях развития негосударственного сектора дошкольного образования на возмещение 100% затрат по реализации програм- мы дошкольного образования предоставлялась субсидия: — негосударственным школам, на базе которых функционируют дошкольные груп- пы, из областного бюджета (2013 г. — 5,4 млн. руб.; 2012 г. — 4,8 млн.руб.); — негосударственным детским садам из местных бюджетов. В 2014 году в соответ- ствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» дан- ная мера будет оказываться за счет средств областного бюджета. Родителям детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местами в муниципаль- ных детских садах, за счет средств консолидированного бюджета области в 10 муни- ципальных образованиях области продолжалась выплата ежемесячной субсидии на возмещение затрат по воспитанию детей на дому в размере 5 тыс. рублей. Количество получателей на конец 2013 года составило 573 человек (2012 г. — 1597 чел.). На эти цели в 2013 году направлено 112 млн. рублей средств консолидированного бюджета области (2012 г. — 108 млн. руб.). В 2013 году завершена работа по внедрению единой региональной информационной системы «Электронный детский сад», которая охватывает все 20 муниципальных обра- зований области. С января 2014 года учет детей, желающих получать дошкольное обра- зование, будет осуществляться в электронной форме. «Электронная очередь» обеспечит прозрачность и непротиворечивость учета нуждающихся детей. В соответствии с региональной Программой переселения Липецкой области оформ- ление и прием детей участников Государственной программы в детские сады осущест- вляются на основании общей очередности, как и для граждан Российской Федерации. На воспитание и обучение в детских садах детей-инвалидов бюджетам муниципаль- ных образований направлены субвенции (2013 г. — 38,1 млн. руб.; 2012 год — 38,2 млн. руб.). Родителям детей, посещающих дошкольные образовательные организации, ежеме- сячно за счет средств областного бюджета выплачивалась компенсация родительской платы (2013 г. — 99,8 млн. руб.; 2012 г. — 75,5 млн. руб.). Средний размер родительской платы по области составил 1067,9 рубля. Проведенная работа по обеспечению доступности дошкольного образования спо- собствовала увеличению охвата детей от одного года до 6 лет дошкольными образова- тельными услугами до 63,3% (2012 г. — 60,3%). В 11 муниципальных образованиях обла- сти данный показатель увеличился по сравнению с 2012 годом. В 2013 году только в двух муниципальных образованиях: городе Ельце (79,1%) и Липецке (74,3%) охват дошколь- ным образованием выше среднеобластного (63,3%). Вместе с тем, самый низкий охват дошкольным образованием установлен в Долгоруковском и Липецком районах (36,7% и 37,2% соответственно). В 9 муниципальных образованиях области (Грязинский, Данков- ский, Добровский, Краснинский, Становлянский, Усманский, Хлевенский, Чаплыгинский районы, г. Елец) все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских садах. В 11 муниципальных образованиях области данная проблема остается. Наиболее вос- требованы места в детских садах города Липецка (854 чел.), Липецком (165 чел.), Лебе- дянском (87 чел.), Измалковском (80 чел.), Елецком (75 чел.) районах. Для обеспечения качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разработаны федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155. Усилия региональных и муниципальных властей направлены сегодня на подготовку к введению стандартов во всех дошкольных образовательных организаци- ях области. Общее образование Одной из основных задач в части обеспечения прав детей на получение качественно- го общего образования вне зависимости от их психологических особенностей, учебных возможностей и склонностей, а также социального положения родителей и места жи- тельства является создание в регионе единого образовательного пространства. В области продолжается работа по созданию сети общеобразовательных организа- ций, в которых реализуются программы начального, основного и среднего общего об- разования, укрепляется материально-техническая база, при этом сохраняется принцип доступности получения образования. В 2013 году в области функционирует 264 образовательные организации со 127 филиалами, в том числе 29 образовательных организаций осуществляют образователь- ную деятельность по программам, обеспечивающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей (8 лицеев, 12 гимназий, 8 школ с углубленным изучением отдельных предметов, одна кадетская школа); в 6 школах создана доступная среда; работает 38 малокомплектных школ, 111 школ с дошкольными группами. Введена в эксплуатацию школа в микрорайоне № 28 г. Липецка, которая отвечает современным требованиям в части оснащения материально-техническими ресурсами, современными спортивными залами, бассейном. Кроме того особые образовательные потребности обучающихся обеспечивают 3 муниципальные коррекционные школы, 6 вечерних (смен- ных) общеобразовательных школ. В области работает 7 негосударственных общеобра- зовательных учреждений и 65 учреждений дополнительного образования детей. В муниципальных общеобразовательных организациях в 2013/2014 учебном году об- учается 102001 школьник (в 2012—2013 учебном году — 101518). В 2013 году увеличилась наполняемость классов в городских поселениях с 24,4 (2011 г.) до 25,1; в сельских поселениях — с 11,7 (2011 г.) до 11,8. Прием в образовательные организации, реализующие общеобразовательные про- граммы, осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан в общеобразова- тельные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 года № 107. Правила приема граждан в учреждение определяются учреждением само- стоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления за образовательными организациями закрепляют соответствующую территорию. В первую очередь в образовательную организацию при- нимаются дети, проживающие на закрепленной территории. В образовательных учреждениях Липецкой области детям соотечественникам на равных условиях с гражданами Российской Федерации, проживающими на данной тер- ритории, обеспечен доступ к услугам общего образования. Изучение русского языка осуществляется непосредственно в посещаемых ими общеобразовательных учрежде- ниях, которые в обязательном порядке оснащены соответствующим кадровым и учебно- методическим обеспечением. С целью наиболее эффективного использования ресурсов образовательных органи- заций в сельской местности функционирует сеть базовых школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся, желающих получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Филиалы общеобразовательных организаций среднего общего образования реализуют программы начального и основного образования. Продолжает развиваться инфраструктура образовательных организаций: форми- руется разнообразная образовательная среда, совершенствуется материально-техни- ческая база. Снижается численность образовательных организаций, здания которых требуют капитального ремонта: 2011 год — 7; 2012 год — 5; 2013 г. — 5. Отсутствуют учреждения, находящиеся в аварийном состоянии. Достижение повышения качества общего образования и его доступности осущест- вляется благодаря возможности доставки школьников к базовым школам области ав- тотранспортом. Парк школьных автобусов области полностью укомплектован. На 267 школьных автобусах по 390 маршрутам перевозится 8878 обучающихся в 144 школы и 51 филиал. Для осуществления безопасного подвоза обучающихся, мониторинга транс- портных средств на всех школьных автобусах установлена аппаратура спутниковой на- вигации ГЛОНАСС/GPS. Проведенные мероприятия по закупке школьных автобусов позволили полностью удовлетворить потребность в приобретении автотранспортных средств для подвоза обучающихся в образовательные организации в 2013 году в соответствии с заявками муниципальных образований. Доля сельских школьников, которым обеспечен ежедневный подвоз в базовые шко- лы, в общей численности сельских школьников, нуждающихся в подвозе, увеличилась до 99,08%. Доля городских школьников, которым обеспечен ежедневный подвоз в базовые шко- лы, в общей численности городских школьников, нуждающихся в подвозе, увеличилась до 93,26%. В 2013 году продолжилось поэтапное введение федерального государственного об- разовательного стандарта (далее — ФГОС) общего образования во всех образователь- ных организациях области в соответствии с планом-графиком основных мероприятий по ФГОС на территории Липецкой области на 2013 год. По новым образовательным стан- дартам обучаются все первоклассники, второклассники, третьеклассники образователь- ных организаций области, в пилотном режиме 747 учащихся продолжили обучение по новым стандартам в 4 классе, что составило 33,15% от общей численности школьников. В 2013/2014 учебном году пилотное введение ФГОС основного общего образования осуществляется в 5-х классах в 17 образовательных организациях области. Численность пятиклассников, обучающихся по ФГОС основного общего образования, — 771 человек, что составило 1,76% от общей численности обучающихся. О положительной динамике поэтапного укрепления материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС начального общего свидетельствуют данные федерального мониторинга ННШ-С: — доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных ус- ловий обучения, увеличилась до 70,51% (2012 году — 66,93 %); — доля обучающихся, которым в 2013 году обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособия- ми в соответствии с новыми ФГОС (в общей численности обучающихся по новым ФГОС): • интерактивными учебными пособиями (доска, мультимедийные установки) соста- вила 87,83% (2012 г. — 68,02%). • учебным оборудованием для практических работ составила 64,42%, (2012 г. — 57,81%). Во всех общеобразовательных учреждениях имеются оборудованные в соответствии с требованиями компьютерные классы. Для обеспечения доступности качественного образования детей независимо от места их проживания продолжена работа по увеличению пропускной способности ин- тернет-трафика, обновлению программного обеспечения, приобретению необходимого компьютерного оборудования и электронных образовательных ресурсов. Это позволило организовать учебный процесс с использованием дистанционных технологий в 16,7% школ региона (2012 г. — 11,7%). В муниципальных образованиях активно развивается сетевое взаимодействие об- разовательных организаций с учреждениями дополнительного образования. Это позво- ляет обеспечить полноту реализации всех направлений внеурочной деятельности для учащихся начальных классов. В 2013 году 24,3 млн. рублей направлено на оплату труда педагогических работников за организацию и проведение работы в рамках внеурочной деятельности. Проводится поэтапная работа по формированию здоровьесозидающей образова- тельной среды. Продолжено создание условий для организации двухразового горячего питания, увеличены социальные выплаты на питание обучающихся. Проведено оснаще- ние 116 пищеблоков школьных столовых современным холодильным, тепловым, техно- логическим оборудованием; организовано повышение квалификации для 38 поваров модернизированных школьных пищеблоков. Доля обучающихся, охваченных горячим питанием, увеличилась до 92,6%. В образовательных организациях реализуются про- граммы обеспечения здорового и безопасного образа жизни, социальные проекты, в том числе с участием областной детской газеты «Золотой ключик». Результатом являет- ся положительная динамика состояния здоровья обучающихся: к I и II группам здоровья относится около 80% учащихся (в 2012 г. — 79,3%), болезни органов пищеварения уста- новлены у 6,7% учащихся (в 2012 г. — 7,3%). Одним из важных критериев доступности общего образования является создание безбарьерной среды в школе. В рамках мероприятий областной целевой программы «Доступная среда на 2011—2015 годы» за счет федеральных, региональных средств и средств муниципального бюджета улучшены условия для обучения детей в средней общеобразовательной школе № 1 имени М.М. Пришвина г. Ельца; в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии № 3 г. Грязи; в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназии имени Героя Советского Со- юза П.А. Горчакова с. Боринское Липецкого района. В 264 общеобразовательных организациях области также созданы необходимые условия для обучения 742 детей-инвалидов, обучающихся на дому, и 1100 детей-инва- лидов, обучающихся в школах. Дети-инвалиды зачисляются в общеобразовательные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные организации. Обучение детей-инвалидов осущест- вляется в рамках общеобразовательных программ начального общего, основного обще- го, среднего общего образования. Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в щадящем режиме. Индивидуальная программа реабилитации в части обучения в школе и на дому реализуется для всех детей-инвалидов. Адаптацию к условиям обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах области обеспечивают 90 психологов, 55 логопедов, 61 социальный педагог. В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О со- циальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Россий- ской Федерацией и Липецкой областью» предоставляются меры социальной поддержки (ст. 20, 24, 26, 27) многодетным семьям: — выплата обучающимся муниципальных образовательных организаций для обе- спечения школьной и спортивной формами в размере 2500 рублей и 2010 рублей соот- ветственно; : — предоставление бесплатного посещения один раз в месяц областных государ- ственных учреждений культуры и искусства, музеев, театров и выставочных залов; — предоставление бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования, на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте (на период с сентября по июнь). В целях проведения и совершенствования процедуры государственной итоговой аттестации, обеспечивающей независимую оценку результатов обучения, в области ре- ализован ряд мероприятий. В 2013 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) прово- дился в штатном режиме по 13 предметам (таблица 6.1) Таблица 6.1 Результаты ЕГЭ по Липецкой области в 2011—2013 годах № Предмет 2011 г. 2012 г. 2013 г. 1 Русский язык 66,50 63,73 62,83 2 Математика 56,66 48,55 48,95 3 Физика 61,95 50,26 54,35 4 Химия 71,11 67,79 74,24 5 Информатика 61,95 63,34 61,26 6 Биология 62,65 61,94 61,04 7 История 67,33 59,24 55,94 8 География 63,32 59,59 55,04 9 Английский язык 65,61 63,52 77,43 10 Немецкий язык 58,78 62,59 48,52 11 Французский язык 64,64 70,08 72,88 12 Обществознание 63,40 58,55 60,11 13 Литература 61,10 56,27 54,68 Работа по совершенствованию процедуры проведения государственной итоговой аттестации на территории области осуществляется в соответствии с Планом-графиком мероприятий по подготовке и проведению единого государственного экзамена на тер- ритории Липецкой области в 2014 году (утвержден приказом управления образования и науки Липецкой области от 26 сентября 2013 года № 895). В рамках реализации Плана проведены выездные муниципальные родительские со- брания во всех муниципалитетах Липецкой области для родителей обучающихся 11-х классов по вопросам организации ЕГЭ в 2014 году. Успешно прошли аттестацию в форме государственного выпускного экзамена по ма- тематике 203 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (успеваемость — 100 %, качество знаний — 33,3 %), по русскому языку — 192 чел. (успеваемость — 100 %, качество знаний — 41,7 %). В 2013 году выпускники 9-х классов школ области в новой форме сдавали два обя- зательных предмета (русский язык и математика) и 9 предметов по выбору (биология, физика, химия, география, история, обществознание, информатика, иностранный язык, литература). Обязательные предметы сдавали 9060 учащихся. Качество знаний по рус- скому языку составило 61,38 %; успеваемость — 95,89 %, по математике качество зна- ний — 81,31 %; успеваемость — 94,9 %. Профессиональное образование В Липецкой области функционирует 17 образовательных организаций начального профессионального образования (далее — НПО), в которых ведется подготовка по 42 профессиям. В 2013 году сохранилась тенденция уменьшения количества обучающихся в образовательных организациях НПО (диаграмма 6.2.) Диаграмма 6.2. Численность обучающихся в учреждениях НПО в 2011—2013 годах, человек Начальное профессиональное образование осуществляется в соответствии с за- просами рынка труда. Освоение профессиональных образовательных программ обе- спечивается с учетом конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Учреждения НПО выпускают квалифицированные рабочие кадры, востребованные на ведущих производствах региона. Выпускники имеют возможность продолжить свое об- разование в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (диа- граммы 6.3, 6.4). Обучение соотечественников в учреждениях среднего и высшего профессиональ- ного образования области реализуется в соответствии с действующим федеральным законодательством. По мере необходимости услуги по обучению русскому языку юным участникам Программы переселения могут быть оказаны на базе высших учебных за- ведений г. Липецка (Липецкий государственный педагогический университет, ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования). Диаграмма 6.3 Выпуск из учреждений НПО в 2011—2013 годах, человек Диаграмма 6.4 Трудоустройство выпускников учреждений НПО в 2013 году, % В рамках реализации областной комплексной программы «Модернизация про- фессионального образования Липецкой области, 2011—2015 годы» продолжается работа по обновлению учебно-лабораторного и учебно-производственного обору- дования, проведению капитальных и текущих ремонтов помещений профессиональ- ного лицея № 10 г. Липецка, на базе которого работает многофункциональный центр прикладных квалификаций (учебный центр профессиональной квалификации в об- ласти машиностроения и металлургии). В центре реализуется практико-ориентиро- ванные образовательные программы, разработанные на основе профессиональных стандартов и/или согласованные с работодателями, а также обеспечивающие ос- воение квалификации с учетом потребности рынка труда. Центр помимо образова- тельной деятельности оказывает услуги в области профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения, проводит учебно-методиче- скую работу. Ежегодно в учреждениях НПО проводятся олимпиады профессионального мастер- ства, которые позволяют выявить наиболее одарённых и талантливых обучающихся по различным профилям подготовки, способствуют дальнейшему совершенствованию мастерства обучающихся, творческому росту, повышают престиж образовательных учреждений. Обучающиеся учреждений НПО Липецкой области ежегодно становятся победителями и призёрами Всероссийских олимпиад профессионального мастерства (таблица 6.2). Таблица 6.2 Участие учреждений НПО во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства в 2011—2013 годах Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Количество и наименование профессий и специальностей, по которым проводились областные олимпиады 11 10 10 Количество Всероссийских олимпиад, в которых участвовали представители Липецкой области 8 10 10 Количество призовых мест на Всероссийских олимпиадах 3 (2 — I место, 1 — II место) 1 (II место) 1 (II место) Всероссийские олимпиады, проводимые на базе Липецкой области На базе ПЛ № 10 — «станочник широкого профиля» На базе ПЛ № 10 — «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудова- ния» На базе ПЛ № 21 «Мастер сухого строительства» С 2007 года ежегодно присуждаются областные премии мастерам производ- ственного обучения за достижение высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся (Закон Липецкой области от 24 декабря 2008 года 224-ОЗ «О поощ- рительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области»). В 2013 году выплачены 3 областные премии мастерам производственного обучения в размере 50 000 рублей каждая. В соответствии с Законом Липецкой области от 24 декабря 2008 года № 224-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области» продолжены выплаты областных стипендий за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни образовательного учреждения обучающимся учреждений начального профессио- нального образования (12 стипендий в размере 400 рублей, в 2012 г. — 200 рублей). Для поддержки талантливой учащейся и студенческой молодежи, в рамках реализа- ции областной целевой программы «Молодежь Липецкой области (2009—2013 годы)», проведен областной молодежный фестиваль самодеятельного художественного творче- ства обучающихся учреждений начального профессионального образования «Я вхожу в мир искусств». Состоялся торжественный прием одаренной учащейся молодежи. В целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, укрепления здоровья и привлечения к занятиям в спортивных секциях прове- дены финалы Областной круглогодичной спартакиады обучающихся учреждений НПО, Областной спартакиады допризывной молодежи, обучающейся в учреждениях НПО по 11 прикладным видам спорта. Обучающиеся учреждений начального профессионального образования обеспечи- ваются горячим питанием, им предоставляются места в общежитии. Эти элементы со- циальной защиты важны, так как многие обучающиеся — дети из малообеспеченных и неполных семей. В области созданы условия для подготовки практически любого специалиста. Мате- риальная база учреждений начального профессионального образования соответствует современным требованиям. Воспитание и развитие детей Одной из важнейших задач образования в соответствии с федеральными государ- ственными образовательными стандартами общего образования является реализация программ воспитания и социализации обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) общего образования ориентирован на ста- новление различных личностных характеристик выпускника, среди которых: социальная активность, уважение закона и правопорядка, способность соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед обществом, уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотруд- ничать для достижения общих результатов и др. В соответствии с требованиями ФГОС в основную образовательную программу школы в обязательном порядке должна быть включена программа воспитания и со- циализации обучающихся, построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, граждан- ственность, семья, здоровье, труд и творчество, образование и др. Она должна быть направлена, в числе прочего, на освоение обучающимися норм и правил обществен- ного поведения и обеспечить усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятель- ности, на формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для кон- структивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; на приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; на формирование спо- собности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды; следование принципу предосторожности при выборе вари- анта поведения. Реализация программы воспитания и социализации личности обучающихся в обла- сти осуществляется на основе сетевого взаимодействия с учреждениями культуры, до- полнительного образования детей, спорта, с общественными организациями. Особое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования детей, которое является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса, непрерывного образования, позволяет, помимо обучения, воспитания и твор- ческого развития личности, обеспечить условия для формирования лидерских качеств и социальных компетенций. Сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 65 учреждения- ми и включает 42 центра, 9 домов детского и юношеского творчества, 11 школ и 3 стан- ции, реализующих разнонаправленные дополнительные образовательные программы, охватывающие практически все сферы современной жизни (таблица 6.3). Таблица 6.3. Сеть учреждений дополнительного образования детей Липецкой области в 2013 году Виды учреждений дополнительного образова ния детей Количество учреждений Количество воспитанников Центр 42 42 218 Дом 9 13091 Школа 11 5502 Станция 3 2036 Итого 65 62847 В учреждениях дополнительного образования детей (далее — учреждения ДОД) занимаются более 62,8 тысячи детей, что составляет 62% от общего количества обуча- ющихся общеобразовательных школ Липецкой области (2011 г. — 55,6%, 2012—57%). Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образова- ния детей, в общей численности детей и молодежи 5 — 18 лет составила 40,7% (на 1,8% больше, чем в 2012 году). Воспитанники учреждений дополнительного образования занимаются различны- ми видами художественного, научно-технического творчества, физической культурой и спортом, краеведением, туризмом и учебно-исследовательской деятельностью. Приоритетным направлением деятельности данных учреждений является учебно-ис- следовательская работа, ориентированная на привлечение детей к участию в научно- исследовательских проектах, конкурсах, конференциях, проведению самостоятельных исследований (диаграмма 6.5.). В 2013 году была продолжена работа учреждений ДОД, действующих на базе крытых плавательных бассейнов, в которых обучаются плаванию и другим видам спорта более 13,3 тыс. человек. В крытых плавательных бассейнах работали секции акваэробики, плавания, фитнеса, пауэрлифтинга, а также в них были организованы занятия в рамках изучения предмета «физическая культура» (таблица 6.4) Продолжение на 12-й стр. Продолжение. Начало на 5–10-й стр. 41,6 43,2 46,2 39 40 41 42 43 44 45 46 47 2011 _. 2012 _. 2013 _. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 7675 8018 7281 6800 7000 7200 7400 7600 7800 8000 8200 2011 г. 2012 г. 2013 г. 46 10,8 34,5 0 10 20 30 40 50 Труд оус троены Призваны в ряды ВС РФ Прод ол жил и обучение 3125 2698 3070 2400 2500 2600 2700 2800 2900 3000 3100 3200 2011 г. 2012 г. 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz