Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 96/24724/ 21 МАЯ 2014 7 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ — дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей; — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения; — материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передавае- мые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнитель- ных мер государственной поддержки; — государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной до- кумент, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. В Липецкой области с 2011 года дополнительно предоставлена льгота по транспорт- ному налогу одному из родителей (усыновителей) в многодетной семье. Данной льготой уже воспользовалось 2441 граждан, а сумма налога, от уплаты которой граждане были освобождены, за 2011 год составила 3,4 млн. рублей, за 2012 год — 3,6 млн. рублей. Освобождаются от уплаты налога на одно транспортное средство родители и опекуны детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Эта льгота установлена и применяется уже с 2003 года. За 2011 год льгота предоставлена 1966 гражданам на сумму 2,5 млн. рублей, за 2012 год — 2047 гражданам на сумму 2,6 млн. рублей. Пенсионное обеспечение семей, имеющих детей, государственная социальная по- мощь, денежные выплаты семьям с детьми-инвалидами Вопросы пенсионного обеспечения детей в Российской Федерации регулиру- ются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государствен- ном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ). Так, в соответствии с нормами указанных законов детям в возрасте до 18 лет, а также учащимся детям по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (в том числе в отдель- ных случаях в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за предела- ми территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации), за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (обучающимся детям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС — до достиже- ния возраста 25 лет), потерявшим одного или обоих родителей, в том числе детям умер- шей одинокой матери, а также детям-инвалидам устанавливаются трудовые пенсии по случаю потери кормильца или пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии с нормами статей 8 и 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащих, проходивших военную служ- бу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, их детям назначается пенсия по случаю потери кормильца, размер которой зависит от причины смерти кор- мильца (военная травма или заболевание, полученное в период военной службы) и со- ставляет соответственно 200 (150) процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 данного Закона. В соответствии с нормами статей 10 и 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ детям отдельных категорий граждан, пострадавших в результате ка- тастрофы на Чернобыльской АЭС, потерявшим одного или обоих родителей (детям умершей одинокой матери), назначается пенсия по случаю потери кормильца, размер которой не зависит от причины смерти кормильца и составляет соответственно 125 (250) процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 этого Закона. В соответствии со статьями 11 и 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ детям, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца, а детям-инва- лидам — социальная пенсия по инвалидности. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принят Феде- ральный закон от 5 апреля 2013 года № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», кото- рым предусматривается размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы с 01 января 2013 года устанавливать в повышенном размере относи- тельно размера социальной пенсии, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 18 Феде- рального закона от 15 декабря 2001 года. № 166-ФЗ. Таким образом, средний размер социальной пенсии детям-инвалидам по состоянию на 1 января 2013 года по сравне- нию с 1 января 2012 годом увеличился на 2 346,9 рублей и составил 8 704 рубля. Численность детей-инвалидов в Липецкой области, получающих социальную пен- сию, в 2013 году составила 4035 человек (2011 г. — 4029 чел.;2012 г. — 4010 чел.). Сред- ний размер пенсий, установленный детям-инвалидам в области, в 2013 году увеличен на 18,1% и составил 8861,54 рубля (таблица 2.3). В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О соци- альной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам устанавливается ежемесячная денежная выплата. Средний размер выплаты по сравнению с 2011 годом вырос на 10,6% и составил в 2013 году 2022,78 рублей (таблица 2.3). Таблица 2.3 Количественные и качественные характеристики ежемесячной денежной выплаты детям-инвалидам в 2011—2013 годах Год Численность Средний размер, руб. 2011 4029 1808,80 2012 4010 1917,33 2013 4035 2022,78 Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. В результате принятых мер средние размеры социальных пенсий за 2013 год составили: — для детей-инвалидов — 8861,54 рубля (абсолютный прирост по сравнению с 2011 годом — 2504,46 рублей); — для детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, — 3692,35 ру- блей (абсолютный прирост по сравнению с 2011 годом — 513,81 рубль); — для детей в возрасте до 18 лет, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери — 7384,72 рубля (абсолютный прирост по сравнению с 2011 годом — 1027,64 рубля) (таблица 2.4). Таблица 2.4 Количественные и качественные характеристики социальных пенсий в 2011—2013 годах Год Численность получателей Средний размер, руб. Социальные пенсии, установленные детям-инвалидам 2011 4029 6357,08 2012 4010 7253,43 2013 4035 8861,54 Социальные пенсии детям, потерявшим одного из родителей 2011 7021 3178,54 2012 7043 3626,71 2013 6877 3692,35 Социальные пенсии детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать 2011 1002 6357,08 2012 990 7253,43 2013 943 7384,72 Для членов семей детей-инвалидов действующим законодательством предусмотре- ны определенные льготы. В соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инва- лидами и инвалидами с детства 1 группы» неработающим трудоспособным родителям (усыновителям), опекунам (попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы, с 01 января 2013 года размер ежемесячной выплаты по уходу установлен в сумме 5500 рублей, другим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами — в размере 1200 рублей. По состоянию на 01 января 2014 года уход за детьми-инвалидами осуществляют 1872 родителей (усыновителей), 81 опекун (попечитель), 697 других лиц. Таким образом, один из родителей ребенка-инвалида, не имеющий возможности работать в связи с необходимостью ухода, получает ежемесяч- ную выплату, размер которой сопоставим с минимальным размером оплаты труда. Действующим пенсионным законодательством предусмотрено досрочное пенси- онное обеспечение (то есть ранее достижения общеустановленного возраста) в связи с осуществлением социально значимой функции — воспитанием детей. В соответ- ствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена: — женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими воз- раста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; — одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; — опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старо- сти назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин), на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет (соответственно мужчины и женщины). В соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ лицам, на иждивении которых находятся дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений до- полнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, устанавливается повышенный фиксированный базо- вый размер страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности). Размеры пенсий данной категории граждан в области в 2013 году превысили 10 000 рублей для пенсионеров по старости, имеющих иждивенцев, и 6000 рублей — для пенсионеров по инвалидности, имеющих иждивенцев (таблицы 2.5, 2.6) Таблица 2.5 Количественные и качественные характеристики социальных пенсий пенсионеров по старости, имеющих иждивенцев, в 2011—2013 годах Одного Двух Трех и более Год Числен- ность Средний размер, руб. Год Числен- ность Средний размер, руб. Год Числен- ность Средний размер, руб. 2011 8234 8327,66 2011 667 8589,75 2011 121 8636,92 2012 7949 9208,07 2012 667 9483,63 2012 115 9811,70 2013 8013 10076,05 2013 648 10238,60 2013 129 10820,61 Таблица 2.6 Количественные и качественные характеристики социальных пенсий пенсионеров по инвалидности, имеющих иждивенцев, в 2011—2013 годах Одного Двух Трех и более Год Численность Средний размер, руб. Год Численность Средний размер, руб. Год Численность Средний размер, руб. 2011 7184 5284,06 2011 2132 5824,85 2011 354 6649,79 2012 6045 5816,33 2012 1852 6401,44 2012 352 7365,70 2013 5577 6382,25 2013 1809 7056,05 2013 354 8056,72 В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О госу- дарственной социальной помощи» территориальные органы пенсионного фонда Рос- сийской Федерации осуществляют установление федеральной социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соот- ветствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Величина прожиточного минимума пенсионера в Липецкой области в целях установления социальной доплаты к пенсии составляет: в 2011 году — 4620 рублей, в 2012 году— 5360 рублей, в 2013 году — 5800 рублей. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в об- разовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-пра- вовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположен- ных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окон- чания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеют право на установление трудо- вой пенсии по случаю потери кормильца. В Липецкой области получателями трудовых пенсий по случаю потери кормильца стали 2899 человек, по случаю потери одного из родителей, старше возраста 18 и не достигшим 23 лет, обучающимся по очной форме — 1633 человека, по случаю потери обоих родителей или одинокую мать — 105 человек (таблица 2.7). Таблица 2.7 Количественные и качественные характеристики трудовых пенсий по случаю потери кормильца в 2011—2013 годах Трудовые пенсии детям, потерявшим одного из родителей, не достигшим возраста 18 лет Год Численность получателей Средний размер, руб. Трудовые пенсии детям, потерявшим одного из родителей, не достигшим возраста 18 лет 2011 3275 3517,16 2012 3065 3776,21 2013 2899 4029,33 Трудовые пенсии детям, потерявшим одного из родителей, старше возраста 18 и не достигшим 23 лет, обучающимся по очной форме 2011 1833 3825,41 2012 1696 4119,61 2013 1633 4453,81 Трудовые пенсии детям, потерявшим обоих родителей или одинокую мать 2011 116 8202,24 2012 106 9106,89 2013 105 9627,10 За последние три года в области уменьшилось количество детей, потерявших ро- дителей, одинокую мать; сократилось количество пенсионеров, имеющих иждивенцев, но при этом не уменьшилось количество детей-инвалидов, проживающих в области, что требует планомерной системы социальной поддержки данной категории жителей. Государственная социальная помощь малоимущим семьям В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Законом Липецкой области от 29 марта 2005 года №179-ОЗ «О государственной социальной помощи» установлено право на госу- дарственную социальную помощь в виде социального пособия для малоимущих семей с детьми, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области. Размер социального пособия малоимущим семьям устанавливается в пределах разницы между суммой ве- личин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или оди- ноко проживающего гражданина, но не более 300 рублей в месяц в расчете на одного человека. В 2013 году государственная социальная (адресная) помощь оказана 37 360 граж- данам (85,2% к уровню 2012 г.) на сумму 61,9 млн. рублей (2011 г. — 49 076 гражданам на сумму 87,4 млн. руб.; 2012 г. — 43 864 гражданам на сумму 72,6 млн. руб.) (диа- грамма 2.2). Диаграмма 2.2 Адресная государственная помощь гражданам Липецкой области в 2011—2013 годах По области за три года на 31,4% сократилось количество получателей адресной государственной помощи. В десяти районах области: Данковском, Добровском, Долго- руковском, Елецком, Измалковском, Краснинском, Лебедянском, Лев-Толстовском, Ча- плыгинском районах и городе Ельце количество получателей адресной государственной помощи сократилось более чем на 10% чем в 2012 году. Законом Липецкой области от 02 декабря 2004 года №141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» определены дополни- тельные меры поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе и для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в размере: — десяти тысяч рублей в случае имущественных потерь, причиненных пожаром, сти- хийными бедствиями, катастрофами и другими ситуациями чрезвычайного характера; — стоимости ремонтных работ, но не более десяти тысяч рублей в случае экстрен- ного ремонта жилых помещений граждан, принадлежащих им по праву собственности, находящихся в аварийном состоянии; — стоимости ремонтных работ, но не более восьми тысяч рублей в случае экстрен- ного ремонта находящихся в аварийном состоянии систем водоснабжения, водоотве- дения, отопительной системы жилых помещений граждан, принадлежащих им по праву собственности; — стоимости расходов по найму жилого помещения, подтвержденных документами (в случае их отсутствия — в размере 550 рублей в сутки и расходов на выплату суточных в размере 100 рублей за каждый день проживания), но не более восьми тысяч рублей на возмещение расходов, связанных с проживанием за пределами области лиц, сопрово- ждающих граждан на лечение по направлению исполнительного органа государствен- ной власти области в сфере здравоохранения; — стоимости бытовой техники, но не более восьми тысяч рублей на приобретение бытовой техники (холодильники, газовое оборудование) в целях удовлетворения личных бытовых нужд; — возмещения расходов или стоимости одежды и обуви, но не более пяти тысяч ру- блей на приобретение одежды и обуви, в том числе для подготовки детей к школе; — возмещения расходов, но не более пяти тысяч рублей на реабилитационный пе- риод после перенесенных заболеваний, на приобретение средств санитарии и личной гигиены; — одной тысячи рублей на приобретение предметов первой необходимости: по- стельных принадлежностей, туалетных принадлежностей (туалетное мыло, хозяйствен- ное мыло, зубная щетка, зубная паста, кремы, шампунь, расчески), стирально-моющих средств; — одной тысячи рублей на каждого члена семьи, но не более трех тысяч рублей на приобретение продуктов питания в размере одной тысячи рублей или при обращении граждан, имеющих на иждивении несовершеннолетних или нетрудоспособных членов семьи; — восьми тысяч рублей на возмещение транспортных расходов гражданам, находя- щимся на амбулаторном лечении программным гемодиализом. За 2013 год данную помощь получили 8365 семей на сумму 20,5 млн. рублей, что со- ставляет 98% к уровню получателей 2012 года (2011 г. — 8276 человек на 18,1 млн. руб., 2012 г. — 8536 человек на 22,1 млн. руб.). Вышеуказанным законом учащимся муниципальных общеобразовательных учреж- дений (за период с сентября по июнь), учреждений начального профессионального образования и студентам очной формы обучения учреждений среднего и высшего профессионального образования (за период с сентября по июль) из малообеспечен- ных семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в области в расчете на душу населения, место учебы и место житель- ства которых расположены в разных муниципальных образованиях, предоставляется ежемесячная денежная выплата на проезд в автомобильном транспорте межмуници- пального сообщения в размере 250 рублей. За 2013 год выплата произведена на 1865 студентов на сумму 2,9 млн. рублей, что составляет 82,1% к уровню получателей 2012 года (2011 г. — 2661 учащийся на сумму млн. руб.; 2012 г. — 2272 учащихся на сумму 4,4 млн. руб.). Данные целевые показатели свидетельствуют об уменьшении количества семей, проживающих с доходами ниже прожиточного минимума. Система социальной поддержки семей с детьми развивается в направлении уси- ления адресности предоставляемых мер. В целях стимулирования активных действий граждан и семей с детьми по преодолению трудной жизненной ситуации, реализации трудового потенциала получателей государственной социальной помощи, повышения их социальной ответственности, снижения иждивенческого мотива поведения в области принят Закон Липецкой области от 11 декабря 2013 года № 225-ОЗ «О внесении изме- нений в Закон Липецкой области «О государственной социальной помощи», которым введена новая мера социальной поддержки — государственная социальная помощь на основании социального контракта. Данный вид помощи предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области. Технология социального контракта предусматривает, что малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые хотят предпринять активные действия по преодолению бедности, оказывается более весомая материальная под- держка в том случае, если будет заключен социальный контракт и принята индивидуаль- ная программа социальной адаптации. Получатели помощи на основании социального контракта выходят на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, более полно реализу- ется трудовой потенциал семьи, ослабевает иждивенческий мотив в поведении. Граж- дане берут на себя обязательства по выполнению мероприятий программы социальной адаптации, предусмотренной контрактом, в том числе по поиску работы, профессио- нальному обучению, развитию личного подсобного хозяйства, осуществлению индиви- дуальной трудовой деятельности по производству товаров и услуг. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предо- ставляется в виде единовременного или ежемесячного социального пособия. Единовре- менное социальное пособие установлено в размере 25000 рублей и предоставляется на реализацию одного из мероприятий: — ведение личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства; — осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежемесячное социальное пособие устанавливается в размере 1000 рублей на каж- дого члена семьи, но не более 3000 рублей и предоставляется на реализацию одного из мероприятий, направленных на: — поиск работы; — прохождение профессиональной подготовки или переподготовки. Органами местного самоуправления оказывается содействие гражданам, заклю- чившим социальный контракт в виде предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, социальных услуг, других мер государственной под- держки. Действие данного закона вступило в силу с 01 января 2014 года. Таким образом, перспективной задачей специалистов органов социальной защиты населения области является совершенствование технологии оказания государственной социальной помо- щи на основе социального контракта. Меры поддержки многодетных семей В Липецкой области реализуется комплекс мер, направленных на усиление государ- ственной поддержки многодетных семей, численность которых ежегодно увеличивается. В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О со- циальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Россий- ской Федерацией и Липецкой областью», многодетной семьей считается семья, которая имеет в своем составе родителей (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных ро- дителей), трех и более детей в возрасте до 18 лет (в том числе переданных на воспита- ние в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью) и детей в возрасте до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения в образовательных учреждениях, и в возрасте до 21 года, проходящих военную службу по призыву. В 2013 году количество многодетных семей увеличилось на 11%. По состоянию на 01 января 2014 года в органах социальной защиты населения Липецкой области состоит на учете 8864 многодетные семьи, в данных семьях проживают 29155 детей, в том числе 265 многодетных семей, имеющих в своем составе приемных и опекунских детей, в ко- торых проживает 955 детей (таблица 2.8). Таблица 2.8 Количество многодетных семей в Липецкой области в 2011—2013 годах 2011 г. 2012 г. 2013 г. семей детей семей детей семей детей 7327 24270 7973 26315 8864 29155 В соответствии с действующим законодательством учреждениями социальной за- щиты населения Липецкой области многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: — единовременная социальная выплата при рождении троих или более детей одно- временно в размере 1200,0 тыс. рублей; — единовременная социальная выплата в связи с рождением (усыновлением) тре- тьего и последующих детей или детей-близнецов (областной материнский капитал) в размере 50,0 тыс. рублей; — ежемесячное пособие на детей из многодетных семей; — оплата коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведе- ния, отопления, газоснабжения и электроснабжения) в размере 30 процентов для семей с тремя детьми, в размере 50 процентов для семей с 4 — 6 детьми и в размере 100 про- центов для семей с 7 и более детьми; — оплата в размере 30 процентов топлива, приобретаемого в пределах норм, уста- новленных для продажи населению, многодетным семьям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления; — оплата в размере 50 процентов стоимости газификации малоимущим многодет- ным семьям, нуждающимся в газификации жилья; — предоставление бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте детям из многодетных семей — учащимся му- ниципальных общеобразовательных учреждений; — субсидирование процентной ставки по банковским кредитам до 20,0 тыс. рублей на приобретение товаров, работ и услуг в целях удовлетворения личных бытовых нужд. В целях улучшения жилищных условий многодетных семей Липецкой области во ис- полнение Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-ком- мунальных услуг» в Липецкой области с 01 января 2013 года в дополнение к уже дей- ствующим на территории Липецкой области мерам социальной поддержки установлена дополнительная льгота в виде компенсации стоимости подключения жилого помеще- ния, принадлежащего на праве собственности, к централизованной системе холодного водоснабжения в размере 50 процентов от фактических затрат, но не более 20,0 тыс. рублей. В 2013 году на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, проезда, гази- фикации и подключения к централизованной системе холодного водоснабжения израс- ходовано 45,3 млн. рублей (2011 г. — 39,0 млн. руб.; 2012 г. — 39,3 млн. руб.). В целях стимулирования рождаемости и во исполнение Указа Президента от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Феде- рации» в Липецкой области с 01 января 2013 года установлена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением после 31 декабря 2012 года третьего и последующих де- тей до достижения ребенком возраста 3 лет. Для улучшения материального положения многодетных семей Липецкой области в 2013 году 3 семьям произведена единовременная социальная выплата при рождении троих или более детей одновременно на общую сумму 3600,0 тыс. рублей. В соответствии с Законом Липецкой области от 07 сентября 2011 года № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, гражданам, имеющим трех и бо- лее детей», гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно предоставляются в собственность или в аренду земельные участки для индивидуального жилищного стро- ительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, огородни- чества, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. На терри- тории области в целях индивидуального жилищного строительства получили земельные участки 2256 многодетных семей, в том числе 105 семей — в 2011 году, 1127 семей — в 2012 году и 1024 семьи — в 2013 году. Всего за период 2011—2013 годов 3393 много- детные семьи изъявили желание получить земельный участок. По состоянию на 01 янва- ря 2014 года в очереди состоит 1137 семей. Для популяризации многодетности, укрепления семейных традиций ежегодно в Липецкой области 25 лучшим многодетным семьям области присуждается областная премия в размере 25 тыс. рублей, а с 2014 года размер премии увеличен до 50,0 тыс. рублей. За счет средств областного бюджета предоставляются меры социальной поддержки лицам, награжденным орденом «Родительская слава», в виде денежных выплат в раз- мере 100 процентов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; ежемесячной денежной выплаты на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кро- ме такси) на городских и пригородных маршрутах, а также городском электрическом пассажирском транспорте в размере 250 рублей; компенсации в размере 50 процентов стоимости газификации жилого помещения. Лицам, награжденным медалью ордена «Родительская слава», предоставляется единовременное денежное вознаграждение в размере 25,0 тыс. рублей. С 2014 года размер выплаты составит 50,0 тыс. рублей. В 2013 году на предоставление мер социальной поддержки лицам, награжденным орденом «Родительская слава», из областного бюджета израсходовано 39,67 тыс. ру- блей. Таким образом, динамичное развитие семейно-демографической политики в Липец- кой области, обеспечение выполнения федеральных и областных нормативных право- вых актов социальной направленности создали дополнительные возможности для улуч- шения уровня жизни многодетных семей. РАЗДЕЛ 3. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ Обеспечение жильем молодых семей, имеющих детей Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важ- ным направлением жилищной политики в Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждены федеральная целевая программа «Жилище» на 2011—2015 годы и входящие в ее состав подпрограммы, в том числе подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Це- лью подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является предоставление го- сударственной поддержки (в виде социальных выплат) в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Реализация подпрограммы способствовала разработке и принятию в Липецкой об- ласти региональных программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и программ по развитию ипотечного жилищного кредитования. В целях оказания государственной поддержки молодым семьям на территории Липецкой области реализуется областная целевая программа «О государственной под- держке в обеспечении жильем молодых семей на 2011—2015 годы», в рамках которой и в соответствии с Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 года №120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» молодым семьям-участникам программы предоставляются социальные выплаты на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального и областного бюджетов. Социальные выплаты используются для оплаты цены договора купли-продажи жи- лого помещения, строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищ- ного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индиви- дуального жилого дома, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученных до 01 января 2011 года. В целях стимулирования рождаемости и повышения доступности жилья для семей с детьми участникам областных целевых программ «Ипотечное жилищное кредитование на 2011—2015 годы», «Свой Дом на 2011—2015 годы», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011—2015 годы», «Социальное развитие села на 2009 — 2013 годы» за счет средств областного бюджета предоставляется социальная выплата на погашение ипотечного жилищного кредита или целевого займа (кредита) при рождении (усыновлении) одного и каждого следующего ребенка. Ипотечный жилищ- ный кредит или заем погашается из расчета стоимости 18 кв. метров общей площади приобретенного жилого помещения на каждого ребенка, родившегося (усыновленного) после получения ипотечного кредита. В целях приведения областного законодательства в соответствие с федеральным, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1204 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жи- лище» на 2011—2015 годы» и пунктом 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011—2015 годы принято постановление администрации Ли- пецкой области от 15 июля 2013 года № 327 «Об утверждении Порядка формирования органом местного самоуправления списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011—2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», согласно которому в первую очередь в указанные списки кроме молодых семей- участников подпрограммы, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, включаются также молодые семьи, имеющие трех и более детей. Значительно увеличился объем средств, предусматриваемый на финансирование мероприятий жилищных программ. В 2011 году на предоставление социальных выплат (субсидий) молодым семьям предусматривалось 133,6 млн. рублей, в 2013 году — 162,5 млн. рублей (таблица 3.1). Увеличивается количество молодых семей, которые получили социальные выплаты на приобретение или строительство жилья со 163 в 2011 году до 260 в 2013 году. При этом произошло сокращение количества семей, получивших со- циальные выплаты на приобретение жилья при рождении (усыновлении) ребенка с 425 в 2011 году до 114 в 2013 году (таблица 3.1). Всего за три года в рамках реализации областных целевых программ «Ипотечное жилищное кредитование на 2011—2015 годы», «Свой Дом на 2011—2015 годы», «О го- сударственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011—2015 годы», «Социальное развитие села на 2009—2013 годы» 1728 молодых семей смогли улучшить свои жилищные условия, на что было затрачено 8,4 млрд. рублей. Продолжение на 8-й стр. Продолжение. Начало на 5–6-й стр. 49076 43864 37360 87,4 72,6 61,9 0 10000 20000 30000 40000 50000 60000 2011 ɝ . 2012 ɝ . 2013 ɝ . Ʉɨɥɢɱɟɫɬɜɨ ɩɨɥɭɱɚɬɟɥɟɣ ɚɞɪɟɫɧɨɣ ɩɨɦɨɳɢ , ɱɟɥɨɜɟɤ ɋɭɦɦɚ ɜɵɩɥɚɬ , ɦɥɧ . ɪɭɛɥɟɣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz