Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 96/24724/ 21 МАЯ 2014 6 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Повышение уровня жизни населения послужило импульсом для роста потребитель- ской активности. Расходы населения на приобретение недвижимости возросли на 11%, на покупку товаров и услуг — на 12%. Доходно-имущественное расслоение граждан в последние годы сильно не измени- лось. На долю 20% наиболее обеспеченного населения в 2012 году приходилось 45,7% всех денежных доходов (2010 г. — 44,9%; 2011 г. — 44,5%), а на долю 20% наименее обе- спеченных граждан — 5,7% (2010 г. — 5,9%; 2011 г. — 6,0%). В области сохраняется интенсивность миграционных процессов. Специфические проблемы семей мигрантов различных категорий, сложность адаптационных процессов для детей требуют особого внимания и заботы со стороны государства и общества к не- совершеннолетним мигрантам. Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей Все социальные проблемы современности в той или иной мере касаются семьи, от- ражаются на ее жизнедеятельности, способности выполнять многочисленные функции по воспитанию детей. В Липецкой области активно идет процесс формирования и реализации государ- ственной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, повышения ее уровня жизни, ответственности власти и общества за обеспечение ее социальных гаран- тий. В регионе создана и постоянно совершенствуется правовая база, позволяющая ока- зывать всестороннюю помощь и поддержку семьям с детьми, повышать качество жизни детей и подростков, увеличивать количество предоставляемых социальных услуг. За 2013 год в законодательство Липецкой области внесены существенные измене- ния и дополнения, которые позволили увеличить не только размеры пособий на детей, расширить перечень видов мер поддержки семье, но и закрепить социальные гарантии семье и детям, установить систему поощрений и стимулирования достойного воспита- ния детей. Поправки были внесены в следующие законы области по предоставлению мер соци- альной поддержки малообеспеченным семьям с детьми: — Законом Липецкой области от 26 июля 2013 года № 173-ОЗ «О внесении измене- ний в статью 4 Закона Липецкой области «О ежемесячном пособии на ребенка»» внесено изменение об увеличении размера ежемесячного пособия на ребенка на 10%; — Законом Липецкой области от 05 апреля 2013 года № 143-ОЗ «О внесении изме- нения в статью 13 Закона Липецкой области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области"» внесена дополнительная мера социальной поддержки: «Обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального про- фессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образо- вания независимо от места их проживания и нахождения образовательного учреждения предоставляется право льготного проезда по территории области на железнодорожном транспорте пригородного сообщения с оплатой 50% стоимости проезда в период с 1 ян- варя по 15 июня включительно и с 1 сентября по 31 декабря включительно»; — Законом Липецкой области от 11 декабря 2013 года № 225-ОЗ «О внесении изме- нений в Закон Липецкой области "О государственной социальной помощи"» введена но- вая мера социальной поддержки — государственная социальная помощь на основании социального контракта, которая предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в обла- сти, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации; — Законом Липецкой области от 29 декабря 2012 года № 113-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью"» мало- имущим многодетным семьям однократно предоставляется компенсация стоимости подключения жилого помещения, принадлежащего по праву собственности, к центра- лизованной системе холодного водоснабжения в размере 50 процентов от фактических затрат, но не более 20000 рублей; — Законом Липецкой области от 13 августа 2012 года № 48-ОЗ «О внесении из- менений в Закон Липецкой области "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью"» вне- сена новая мера социальной поддержки многодетных семей — ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, которая производится семье на ребенка, родившегося после 31 де- кабря 2012 года, среднедушевой доход которой не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории области на соответствующий период по данным терри- ториального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. В случае рождения двух и более детей одновременно ежемесячная выплата производится на каждого ребенка. Ежемесячная выплата устанавливается в размере величины прожиточного минимума на детей в возрасте от 0 до 6 лет, установленной нор- мативным правовым актом администрации области на соответствующий период. Кроме того, во исполнение Федерального Закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в целях до- стижения существенного сокращения сроков административных процедур при предо- ставлении мер социальной поддержки приняты порядки предоставления семьям с деть- ми государственных и муниципальных услуг: 1. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 27 де- кабря 2013 года № 975-П «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет». 2. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 27 дека- бря 2013 года № 976-П «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной соци- альной выплаты малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет». 3. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 27 дека- бря 2013 года № 981-П «Об утверждении Порядка назначения ежемесячной денежной выплаты на проезд в автомобильном транспорте межмуниципального сообщения». 4. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 27 дека- бря 2013 года № 980-П «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячного Посо- бия на ребенка». 5. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 27 дека- бря 2013 года № 978-П «Об утверждении Порядка предоставления материальной помо- щи учреждением социальной защиты населения». 6. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 27 дека- бря 2013 года № 982-П «Об утверждении Порядка предоставления государственной со- циальной помощи в виде социального пособия». 7. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 30.12.2013 № 987-П «Об утверждении Порядка предоставления государственной соци- альной помощи на основании социального контракта». 8. Приказ управления социальной защиты населения Липецкой области от 27 де- кабря 2013 года № 974-П «Об утверждении Порядка предоставления в учреждение социальной защиты населения области заявления и документов для назначения соци- альных и поощрительных выплат, предоставления мер социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью». Действующее законодательство по социальной поддержке семей, в том числе мало- обеспеченных, носит комплексный характер. В соответствии с федеральным и регио- нальным законодательством по линии органов социальной защиты населения произво- дится 39 видов денежных выплат. В 2013 году органами социальной защиты населения были своевременно и в пол- ном объеме исполнены все публичные обязательства перед семьями с детьми в части предоставления мер социальной поддержки. В 2013 году на поддержку семей с детьми и организацию деятельности учреждений социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, попавших в трудную жизнен- ную ситуацию, из консолидированного бюджета было выделено 1308,5 млн. рублей, в том числе 443,3 млн. рублей из федерального бюджета и 865,2 млн. рублей — из област- ного бюджета, что на 22,7% выше, чем в 2012 году (таблица 2.1). Таблица 2.1 Материальная поддержка семей с детьми, учреждений социальной реабилитации семей и несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию за 2011—2013 годы, млн. рублей Вид бюджета 2011 г. 2012 г. 2013 г. % к 2012 г. Областной бюджет 590,3 655,4 865,2 107,9 Федеральный бюджет 382,3 410,8 443,3 132,0 Консолидированный бюджет 972,6 1066,2 1308,5 122,7 В 2013 году за счет средств федерального бюджета обеспечена выплата государ- ственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Феде- ральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражда- нам, имеющим детей»: — единовременное пособие при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 13087,61 рублей. В 2013 году по- собие получили 2739 граждан на сумму 35,5 млн. рублей, что составляет 98,5% к уровню получателей 2012 года (2011 г. — 2626 граждан на сумму 30,8 млн. руб.; 2012 г. — 2780 граждан на сумму 34,4 млн. руб.); — ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет лицам, не подлежа- щим обязательному социальному страхованию, выплачено 11320 гражданам на сумму 358,0 млн. рублей, что составляет 103,3% получателей к уровню 2012 года (2011 г. — 10912 граждан на сумму 294,1 млн. руб.; 2012 г. — 10957 граждан на сумму 324,0 млн. руб.); — единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего во- енную службу по призыву, получили 48 женщин на сумму 0,98 тыс. рублей, что составля- ет 106,6% к уровню получателей 2012 года (2011 г. — 68 женщин на сумму 1,2 млн. руб.; 2012 г. — 45 женщин на сумму 881 млн. руб.); — ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную служ- бу по призыву, получили 183 ребенка на сумму 11 млн. рублей, что на 20,4% меньше, чем в 2012 году (2011 г. — 323 ребенка на сумму 23,0 млн. руб.; 2012 г. — 230 детей на сумму 13,1 млн. руб.). Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществлялась в размерах, проиндексированных на 1,5%, исходя из установленного в Российской Феде- рации прогнозного уровня инфляции на 2013 год. Во исполнение статьи 3 Федерального закона РФ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года №142-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» обеспечива- ется гарантированная поддержка семьям с детьми, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, определенного в области. Законом установлено ежемесяч- ное пособие на ребенка, базовый размер которого составляет 220 рублей, на детей одиноких матерей — 440 рублей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов — 330 рублей, на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 330 рублей. Кроме того, вышеуказанным законом сверх определенных федеральным законодательством категорий получателей ежемесячного пособия на ребенка данное пособие выплачивается детям-инвалидам в размере 550 рублей и детям из многодетных семей в размере 330 рублей ежемесячно. За 2013 год посо- бие назначено и выплачено 38291 детям на сумму 143,7 млн. рублей, что составляет 97,4% к уровню получателей прошлого года (2011 г. — 42 912 детей на сумму 125,1 млн. руб.; 2012 г. — 39 310 детей на сумму 149,0 млн. руб.). Размер выплат пособия в 2013 году увеличен на 10% с 200 рублей до 220 рублей. За последние три года на- блюдается сокращение числа получателей ежемесячного пособия на ребенка в связи с уменьшением количества семей с детьми, имеющих доходы ниже прожиточного ми- нимума (диаграмма 2.1). Диаграмма 2.1 Количество получателей ежемесячных пособий в 2011—2013 годах В целях улучшения положения семей, имеющих детей, обеспечения условий для их полноценного воспитания, развития и образования в дополнение к федеральному за- конодательству в области разработана система мер социальной поддержки. Законом Липецкой области от 28 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощрительных вы- платах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» установлены следующие виды выплат: — ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка от 1,5 до 3-х лет за 2013 год предоставлена 10395 гражданам на сумму 69,0 млн. рублей (2012 г. — 10 466 семей на сумму 72,3 млн. руб.; 2011 г. — 9005 семьям на сумму 55,9 млн. руб.); — единовременная социальная выплата в связи с рождением третьего и последу- ющих детей («материнский капитал») в размере 50 тыс. рублей за 2013 год выплачена 1791 семьям на сумму 93,1 млн. рублей (2011 г. — 1380 семьям на сумму 55,3 млн. руб.; 2012 г. — 1663 семьям на сумму 83,1 млн. руб.); — единовременная социальная выплата в связи с рождением детей-близнецов в размере по 50 тыс. рублей на каждого рожденного ребенка за 2013 год произведена на 263 ребенка (из них 3 тройни) на сумму 13,2 млн. рублей (2011 г. — 252 ребенка на сумму 9,8 млн. руб.; 2012 г. — 246 детей на сумму 12,6 млн. руб.); — единовременная социальная выплата в связи с рождением ребенка у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 20 тыс. рублей выплачена 90 гражданам на сумму 1,8 млн. рублей (2011 г. — 110 детей на сумму 2,0 млн. руб.; 2012 г. –89 детей на сумму 1,78 млн. руб.); — ежемесячная социальная выплата малоимущим молодым семьям на компенсацию затрат по найму (поднайму) жилого помещения, воспитывающим двух и более детей и нуждающимся в улучшении жилищных условий, проживающим на условиях найма (под- найма) и не имеющим жилой площади в данном населенном пункте, производится в следующих размерах: • для семей, проживающих в городских округах, — 3000 рублей; • для семей, проживающих в городских поселениях, — 2000 рублей; • для семей, проживающих в сельских населенных пунктах, которые являются адми- нистративными центрами муниципальных районов, — 1000 рублей; • для семей, проживающих в сельских поселениях, — 500 рублей. В 2013 году компенсация выплачена 2 семьям на сумму 54 тыс. рублей (2011 г. — 6 семей на сумму 100 тыс. руб.; 2012 г. — 4 семьям на сумму 71 тыс. руб.); — предоставление путевки на санаторно-курортное лечение беременным женщинам из малоимущих молодых семей. Стоимость путевки в 2013 году составляла 32,2 тыс. рублей. В 2013 году оздоровлено 20 беременных женщин на сумму 0,665 тыс. рублей (2011 г. — 27 женщин на сумму 800 тыс. руб.; 2012 г. — 12 женщин на сумму 364 тыс. руб.). Меры социальной поддержки оказываются семьям мигрантов, оказавшимся в новой и достаточно сложной социальной ситуации, при этом создаются условия для их актив- ного включения в социально-экономическую, духовную и культурную жизнь общества. В целях поддержки участников Государственной программы переселения и членов их семей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия до- бровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» соотечественники, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение компенсационного пакета, вклю- чающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости, после их регистрации в установленном порядке и до приобретения ими гражданства Российской Федерации. Дети участников Программы переселения, как и их родители, приобретают российское гражданство в упрощенном порядке в двухмесячный срок. За последние три года в Ли- пецкой области 2 458 детей переселенцев в возрасте до 18 лет стали полноправными гражданами Российской Федерации. В регионе сформирована нормативная база, обеспечивающая получение семьями соотечественников дополнительных социальных льгот (сверх установленных федераль- ным законодательством) за счет средств областного бюджета, включающими при не- обходимости изучение русского языка, участие наравне с гражданами России во всех программах социальной поддержки населения. Обеспечение прав лиц, ищущих убежище на российской территории, установлено Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» и Постановле- нием Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 «О предостав- лении временного убежища на территории Российской Федерации». На основании ука- занных нормативно-правовых актов лица, признанные беженцами или получившие вре- менное убежище на территории Российской Федерации, и члены их семей имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, как и граждане России. Меры социальной поддержки соотечественникам оказываются в соответствии с по- становлением администрации Липецкой области от 12 сентября 2013 № 412 «О внесе- нии изменений в постановление администрации Липецкой области от 17 декабря 2012 года № 517 «Об утверждении областной целевой программы «Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, про- живающих за рубежом, на 2013—2015 годы». В регламентирующих документах для участников Программы переселения, в отличие от постоянно проживающих граждан, упрощен порядок обращения и предоставления документов на оказание необходимой социальной помощи и поддержки. Семьям участников Государственной программы, имеющим детей, органами соци- альной защиты населения представляются услуги по: — выплате ежемесячного пособия на ребенка; — выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 года; — выплате единовременного пособия при рождении ребенка; — выплате социального пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей в воз- расте от 1,5 до 3-х лет; — оказанию адресной помощи; — оформлению путевок в детские оздоровительные лагеря области. За 2013 год единовременная материальная помощь при обращении участникам Гос- программы и членам их семей на приобретение предметов первой необходимости и продуктов питания в размере одной тысячи рублей на каждого члена семьи, но не более трех тысяч рублей на семью, предоставлена 43 семьям (130 человек) на сумму 110 тыс. рублей. В период зимних каникул одному ребенку предоставлена путевка на 10 дней в ОГБУ «Реабилитационно-оздоровительный центр «Лесная сказка»» на сумму 6000 ру- блей. Мониторинг оказания мер социальной поддержки семьям с детьми в 2013 году пока- зал, что практически по всем выплатам, зависящим от прожиточного минимума семьи, идет сокращение количества числа получателей мер социальной поддержки. Сократилось количество получателей по сравнению с предыдущим годом по: — адресной социальной помощи — на 14,8% (с 43864 до 37360) человек; — ежемесячному пособию на ребенка на 2,6% (с 39310 до 38291) человека; — ежемесячной компенсации на проезд студентов на 17,9% (с 2272 до 1865) чело- век; — ежемесячной выплате по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет в размере 1000 ру- блей на 0,7% (с 10466 до 10395) человек; Вместе с тем выросло количество получателей мер поддержки, которые не зависят от прожиточного минимума семьи, по: — единовременной выплате в связи с рождением третьего и последующих детей или детей-близнецов на 7,4% (с 1789 до 1921) семьи; — единовременной социальной выплате в связи с рождением ребенка у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1,1% (с 89 до 90) семей; — ежемесячному пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на 3,0% (с 10 957 до 11320) граждан. — единовременному пособию беременной жене военнослужащего, проходящего во- енную службу по призыву, на 6,0% (с 45 до 48) женщин. Сравнительный анализ статистических данных по мерам социальной поддержки се- мей с детьми за 2013 год показывает улучшение качества жизни семей с детьми за счет сохранения положительной динамики сокращения числа малоимущих семей, воспиты- вающих детей. С 01 января 2013 года в Липецкой области во исполнение Указа Президента от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» изменениями в Законе Липецкой области от 27 марта 2009 года № 259-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере се- мейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» установлена новая мера социальной поддержки многодетным семьям — ежемесячная денежная выплата в связи с рождени- ем после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. Выплата осуществляется в размере прожиточного минимума, установ- ленного в области на ребенка в возрасте от 0 до 6 лет, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевого дохода, сложившегося на территории об- ласти на дату обращения по данным территориального органа Федеральной службы го- сударственной статистики по Липецкой области. Размер выплаты в четвертом квартале 2013 года составлял 5340 рублей. Среднедушевой доход, согласно данным Федераль- ной службы государственной статистики по Липецкой области на декабрь 2013 года, со- ставлял 23712 рубля. Данная выплата осуществляется на условиях софинансирования: средства федерального бюджета составили 28,15 млн. рублей (63,7%); средства об- ластного бюджета — 16,05 млн. рублей (37,3%). За 2013 год на ежемесячную денежную выплату произведено расходов на общую сумму в 44,2 млн. рублей, ежемесячную де- нежную выплату получили 1321 ребенок. В области реализуются меры социальной поддержки детей-сирот и детей, остав- шихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, установ- ленные Законами Липецкой области от 30 декабря 2004 года № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и до- полнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» и от 05 июля 1997 года № 72-ОЗ «О матери- альном обеспечении приемной семьи в Липецкой области». В соответствии с вышеназ- ванными законами денежное пособие на содержание детей, воспитывающихся в семьях под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в 2013 году составляло: — от 0 до 7 лет — 4558 рублей; — от 7 до 11 лет — 5059 рублей; — от 11 до 18 лет — 5316 рублей. Приемным семьям ежемесячно выплачиваются денежные средства на приобрете- ние предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг, исходя из расходов на одного воспитанника учреждения государственной поддержки детства в размере 681 рубль. Дети из приемных и опекунских семей ежемесячно получают по 318 рублей на проезд и культурно-массовые мероприятия и по 159 рублей — на личные рас- ходы, а также имеют право один раз в год получить бесплатную путевку в загородный оздоровительный лагерь. Оплата труда приемного родителя составляет от 4389 до 20371 рублей в зависимо- сти от количества детей в приемной семье. На каждого приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, хронически больно- го приемного ребенка (детей), приемного ребенка с отклонениями в психическом и физи- ческом развитии, размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на сумму 1601 рублей; выплата на каждого приемного ребенка-инвалида — на сумму 2851 рубль. Приемным семьям предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг. Установ- лены ежемесячные выплаты на каждого приемного ребенка на отопление, освещение в городе — 378 рублей, в селе — 198 рублей, на оплату услуг бытового обслуживания — 228 рублей, на текущий ремонт жилого помещения — 228 рублей. При передаче ребенка в приемную семью выплачивается 27560 рублей на приобретение мебели. Кроме того, в соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года №259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые за- слуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» опекунским и приемным семьям оказываются меры социальной поддержки по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в виде компенсации роди- тельской платы в размере 100%. Большой спектр льгот предоставляется семьям, воспитывающим детей-инвалидов, находящихся под опекой: — компенсация оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50%; —бесплатное содержание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; — бесплатное санаторно-курортное лечение; — бесплатный проезд к месту лечения и обратно; — обеспечение лекарственными препаратами или компенсация их денежным содер- жанием. На содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьях опекунов и приемных семьях, из областного бюджета на вознаграждение приемным ро- дителям в 2013 году было затрачено 243347,7 млн. рублей. В 2013 году было заключено Соглашение с Министерством образования и науки РФ на выплату из федерального бюджета единовременного пособия при передаче ребенка в семью; на эти цели выделено 4512000 рублей. За 2013 год выплаты единовременного пособия на детей, переданных на воспитание в семью, произведены на 298 детей на об- щую сумму 4421,58 тыс. рублей, в том числе произведены 6 выплат по 100 тыс. рублей при усыновлении братьев и сестер, детей старше 7-ми лет. С 01 января 2013 года в области предоставляется единовременная выплата опекуну (попечителю), приемному родителю, усыновителю, принявшему на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 7 лет, ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья в размере 50 000 рублей. Данной мерой поддержки воспользовались 50 человек. Объем средств, выде- ленных из областного бюджета, составил 2,5 млн. рублей. Дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семей- ного) капитала семьям, имеющим двух и более детей, установлены с 01 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В соответствии с ча- стью 2 статьи 6 данного закона размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств мате- ринского (семейного) капитала. В соответствии с Федеральным законом от 03 дека- бря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» размер материнского (семейного) капитала в 2013 году составил 408 960,5 рублей. По данным Государственного учреждения отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области, количество выданных серти- фикатов на материнский (семейный) капитал составило 6136 штук (2011 г. — 4454; 2012 г. — 5285). Материнский (семейный) капитал является востребованной мерой го- сударственной поддержки семьи. Совершенствование законодательства, направленное на расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капи- тала и сокращение сроков перечисления указанных средств, привело к значительному увеличению количества обращений граждан, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, с заявлениями о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Наибольшее число семей, получивших сертификаты, подали заявления о распоря- жении средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитным договорам на приобретение (строительство) жилого по- мещения — 3073 семьи 50,1% от численности семей, подавших заявления о распоряже- нии средствами материнского (семейного) капитала, на улучшение жилищных условий — 2530 семей (41,2%). На получение платных образовательных услуг в 2013 году подано 335 заявлений о распоряжении (2011 г. — 122), на формирование накопительной части трудовой пенсии — одно заявление (таблица 2.2). Таблица 2.2 Распределение заявлений в Пенсионном фонде Российской Федерации по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала в 2011—2013 годах 2011 г. 2012 г. 2013 г. Всего Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал 4454 5285 6136 15875 Подано заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на: — погашение основного долга и уплату процентов по кредитным договорам на приобретение (строительство) жилого помещения 1838 2271 3073 7182 — улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств 1800 2270 2530 6600 — оказание платных образовательных услуг 122 218 335 675 — формирование накопительной части трудовой пенсии 1 0 1 2 — предоставление единовременной выплаты 567 0 0 567 Итого 4 328 4759 5939 15026 Таким образом, действующая система мер социальной поддержки граждан, имею- щих детей, обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что приводит к повышению социально-экономического потенци- ала семьи и, соответственно, к сокращению количества малообеспеченных семей, вос- питывающих детей. Меры налоговой поддержки семей, имеющих детей Налоговым кодексом предусмотрены стандартные налоговые вычеты налого- плательщикам за каждый месяц налогового периода на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. С 01 января по 31 де- кабря 2011 года включительно налоговые вычеты составляли 1 000 рублей — на перво- го и второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка; 3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Россий- ской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01 января 2012 года размер налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику-родителю, супругу (супруге) родителя, усыновителю, опекуну, попечителю, приемному родителю, супругу (супруге) приемного родителя на каждого ребенка увеличен и составляет соот- ветственно 1 400 рублей — на первого, второго ребенка; 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка и 3 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ре- бенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он явля- ется инвалидом I или II группы. Стандартный налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Также стандарт- ный вычет предоставляется физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (на- ходятся) за пределами Российской Федерации. Согласно статистической налоговой отчетности по Липецкой области сумма предо- ставленных стандартных вычетов на детей за 2011 год составила 2188 млн. рублей, за 2012 год — 2938 млн. рублей. Наряду с указанными стандартными вычетами на детей, статьей 219 Налогового кодекса установлены социальные налоговые вычеты, которые распространяются на налогоплательщиков, оплативших за свое обучение в образовательных учреждениях, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образо- вательных учреждениях в размере не более 50 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя). Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечитель- ства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях. Получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика — брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщи- ком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образова- тельных учреждениях. Налоговый кодекс дает право налогоплательщику получить социальный вычет за ус- луги по лечению супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в воз- расте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Социальные налоговые вычеты за обучение и лечение предоставляются гражданам налоговым органом на основании представляемых деклараций. Согласно статистической налоговой отчетности количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты, в 2013 году составило 11,3 тыс. граждан (2011 г. — 9,7 тыс.граждан; 2012 г. — 9,3 тыс. граждан). Общая сумма пред- ставленных социальных налоговых вычетов составила 259,8 млн. рублей (2011 г. — 259,8 млн. руб.; 2012г. — 248,3 млн. руб.), из них 3,2 тыс. гражданам (2011 г. — 4,1 тыс. граж- дан; 2012 г. 3,7 тыс. граждан) представлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения на общую сумму 149,8 млн. рублей (2011 г. — 149,8 млн. руб.; 2012 г. — 138,1 млн. руб.). Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: — государственные пособия по беременности и родам; — суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осу- ществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рож- дении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка; — стипендии учащимся, студентам; — средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посеща- ющих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеоб- разовательную программу дошкольного образования; — доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских до- школьных и общеобразовательных учреждениях; — доходы, получаемые от некоммерческих организаций детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, являющимися членами семей, дохо- ды которых на одного члена не превышают прожиточного минимума; — доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных Федеральным законом от 29 дека- бря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и принятыми в соответствии с ним законами Липецкой области, муни- ципальными правовыми актами, а именно: Продолжение на 7-й стр. Продолжение. Начало на 5-й стр. 42912 39310 38291 27879 24818 22875 0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 50000 2011 г. 2012 г. 2013 г. Количе ств о де те й Количе ств о малоимущих семе й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz