Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
инженерных войск и войск связиМинистерства оборо- ны РоссийскойФедерации и Государственного архива Российской Федерации. В Петергофе М.Ю. Лер- монтов провел два летних сезона 1833 и 1834 годов в военно-учебномлагере вме- сте с другими воспитанни- ками Школы гвардейских подпрапорщиков и кавале- рийскихюнкеров, который традиционно располагался вблизи императорской ре- зиденции. Кадеты прово- дили учения, бывали на разводах и парадах в Пе- тергофе. Вместе с другими юнкерамиЛермонтов посе- щал царские обеды и брал штурмомпетергофские ка- скады, стремясь получить приз из рук императрицы, Лермонтов стал блиста- тельным бытописателем Петергофа: в весьма фри- вольной юнкерской поэме «Петергофский праздник» он составил краткое, точ- ное и очень смешное опи- сание торжества 1 июля, когда на тезоименитство императрицыАлександры Федоровны съезжался весь Петербург. Благодаря Лермонтову думающаяРоссияособенно остро пережила трагедию нации, потерявшей вели- Кто зажигает фонарь в ночи Александр Косякин Настоящих художников легко встретить в провинции. Они живут на тихих запыленных улочках, ездят на велосипедах, курят дешевые сигареты и норовят сделать нас счастливее. За ними всегда ходят бродячие собаки и дети. У тех и других — особое чутье на доб- рых людей. Как волшебники из сказок, они зажигают на наших темных улицах фонари. А еще они почему- то никогда не стареют. Несмотря на седину и одышку. Я говорю о художниках слова. Актерах. В минувшую субботу в Задонске случился праздник. Отмечали 55-летие народного теа- тра. Зрители в этот вечер увидели такую игру ак- теров, от которой обычно долго «остывает» гламур- ная Таганка. Они ощу- тили такую режиссуру, которой позавидовала бы и столичная «Табакерка». Все было на сцене: вы- сокая поэзия, страстные монологи, вокал, удиви- тельные костюмы (их при- шлось позаимствовать на стороне) и своеобразное прочтение классики. Бес- сменный руководитель театра Марина Гришина не позволила себе унылой интерпретации хрестома- тийных сочинений. На- пример, сюжет чеховского рассказа «Беззащитное существо» она удачно рас- красила собственными, из режиссерской палитры, красками. Особый интерес (а у кого-то и слезу) вы- звала раздобытая где-то кинохроника спектаклей последнихлетпятнадцати, а за такое уважение к исто- рии, к памяти коллективу — отдельный, как сегодня говорят, респект. Если бы дело проис- ходило в столице, я бы на- писал фразу: «Успех был грандиозным». В провин- ции же все бывает проще, после спектаклей здесь в гримерку артистов никто не ломится хотя быпо при- чине отсутствия гримерки. И цветов от зрителей бы- вает маловато — ходить на спектакли с куплен- ными заранее гладиолу- сами у нас не принято, а рвать впопыхах тюльпаны с ближайших клумб для местных — моветон. Но если и не была в тот вечер завалена сцена до самой рампы букетами, винова- тыв томбылине артисты, а зрители, народ стеснитель- ный, но по-своему все-таки благодарный. Однако о фе- номене провинциального театра стоит сказать особо, ибо он в глубинке — тот самый фонарь в ночи, о котором мы уже успели сказать в начале. В спомним эти неправ- доподобно долгие минуты, когда зал — элегантные лысины местных джентльменов и кучерявые от вчерашних бигудей прически дам — начинает нетерпеливыми хлопками провоцировать сцену. А на ней — подсве- ченный снизу, тяжелый малиновый занавес. Он гнется и ломается, пото- му что кто-то все время страстно тискает его ру- ками. Зритель не видит, как его самого разгляды- вают в щелочку артисты «уж ложи блещут!»), как шипит на них, точно гусь на прохожего, режиссер и в полуобмороке отдает последние команды, как пьет валерьянку главная героиня, а ее сценический любовник жадно, точно в последний раз в жизни, всасывает дым «Беломо- рины». Ну все — хлопок — занавес! С Богом! Вся эта наадреналинен- ная карусель в принципе ни в чем не отличается от такой же где-нибудь во МХАТе или «Современни- ке». Но прелесть искусства провинции в том и заклю- чается, что народный те- атр и состоит из народа, а народ — из соседей, дру- зей, сватьев, подчиненных и даже начальников. И вот уже не шофер бензовоза выходит к рампе, а почти Василий Лановой. И сидя- щийв зале директор толка- ет в бок супругу и, закатив глаза,шепчет: «Мой, мой!» Испачканный гримом, в разнеможных штиблетах, в пенсне из алюминиевой проволоки, в перелицован- ном «помещичьем» сюрту- ке, но все равно узнанный земляками, артист только в первую минуту вызы- вает смешки зала. Потом этот самый зал забывает обо всем и... становится заложником волшебной силы искусства. К слову, в юбилейном спектакле в Задонске участвовали но- вички, зато какие! — про- фессиональные музыкан- ты из Воронежа Дмитрий Репников и Михаил Дроз- дов. Оба много лет служат солистами братского хора Богородицкого монасты- ря, а вот теперь еще играют ведущие роли на местной сцене. История театра помнит времена, когда премьер- ные спектакли выдержи- вали до двадцати поста- новок, причем в разных уголках района и области. А однажды «Левониху на орбите» сыграли вМоскве, и ее показали по централь- ному ТВ. К задонским са- модеятельным артистам приезжали актеры Ли- пецкого драматического театра, и это были встречи на равных, к вящей пользе и тех, и других. Театр в провинции был окошком в другой мир, не похожий на настоящий. Знамени- тые «прогоны» и «сдачи» премьерных спектаклей были такой же обыденно- стью, как партийные шта- бы на стройках и ночные совещания в пик уборки свеклы. Секретарь по иде- ологии, дама приятная во всех отношениях (эдакая Фурцева, только провин- циального розлива), знала про театр все: кто с кем и против кого дружит, к кому позавчера заходил «первый любовник» и где «прима» достала нейлоно- вую кофточку последнего фасона. Из кругозора се- кретаря выпадала только система Станиславского. За репертуаром следи- ли строго и даже утверж- дали его на бюро райкома. Знаменитая «Барабанщи- ца», «Жизнь и престу- пление Антона Шелеста», «Твой дядя Миша» и тем более классическая «Бед- ность не порок» вопросов не вызывали, а вот уже шукшинские «А поутру они проснулись» и «До третьих петухов» могли не вписаться в идеологиче- ский алгоритм. Тем более что режиссеры тяготели к экспериментам, один из них со звучной фамили- ей Ломоносов умудрился даже показать—о ужас!— постельную сцену. Тогда в тишине оторопевшего зала раздался легкий свист. Свистнул с галерки ин- структор райкома, и этого хватило, чтобы отменить спектакль, а новатора под- вергнуть остракизму. С егодня не то. Свобо- ды у режиссера хоть отбавляй, не хватает только бюджета для театра да реквизита. А уж зал в полон он возьмет, будьте уверены. Потому что свой благодарный зритель у театра был и будет всегда. Ради премьеры он всег- да бросит морить жука на огороде и придет на спектакль. Где его ждет страна чужих страстей и выверенных жестов, стра- на начищенных ботинок и отложных воротнич- ков, страна, где партер и галерка — одно целое. Здесь никогда не бывает Канн и «Кинотавров», но случаются непритворные признания: «Ну, ты се- годня играл! Вылитый Хабенский!» Ради таких минут он и существует, театр. ВЕРНИСАЖ | Эпоха и поэт на музейных стендах Лермонтов и Петергоф ФУТБОЛ | Определился победитель зоны « Центр » «Сокол» виден по полёту... мяча Михаил Абрамов Липецкий «Металлург» не сумел взять реванш у столичного «Спартака-2» за разгромное поражение в первом круге со счётом 1:4. В понедельник команды встретились в Липецке в рамках очередного тура первенства России среди команд зоны «Центр» второ- го дивизиона. Матч завершился вничью— 1:1. Счёт в поединке откры- ли гости. На 12-й минуте Денис Давыдов блеснул индивидуальным мастер- ством и точно пробил в дальний угол. Отыгра- лись липчане в середине тайма. Владимир Еремеев получил передачу с левого фланга и переиграл голки- пера «Спартака-2» — 1:1. Отметим, что в составе москвичей на поле вышли футболисты молодёжной сборной России — полуза- щитник Владимир Обухов и вратарь Антон Митрюш- кин. Вовторойполовинемат- ча команды обменивались острымивыпадами, но счёт не изменился. В перерыве матча со- стоялосьнаграждениеюби- лейной медалью «Во славу Липецкой области» вете- ранов липецкого футбола. Председатель областного Совета депутатов Павел Путилин вручил почёт- ные награды Олегу Лизнё- ву (легендарный капитан «Металлурга» 70-80-х го- дов прошлого века), Нико- лаю Егорову (лучший бом- бардир липецкой команды за всю ее историю) и Сер- гею Машнину (нынешний главный тренер «Метал- лурга», отдавший много летжизни родному клубу). Награждение ветеранов и чествование юношеских команд, которое прошло перед началом матча, со- стоялись в рамках всерос- сийской акции «Играем для города.Играемза реги- он!», проводимой Профес- сиональной футбольной лигой с 16 по 25 мая. После 27 проведённых встреч «Металлург» на- брал 40 очков и располо- жился на седьмой строч- ке в турнирной таблице. Нашей команде осталось провести три поединка — на выезде в Брянске и Подольске, и дома против ФК «Тамбов». В минувшем туре опре- делился победитель зоны «Центр» и обладатель путёвки в ФНЛ. Первое место досрочно занял са- ратовский «Сокол», дома обыгравший «Зенит» из Пензы — 2:1. Ближайший преследователь волжан, воронежский «Факел», до- вольствовалсялишьничьей в гостевом матче против рязанской«Звезды»—0:0. В результате за три тура до финиша «Сокол» опере- жает «Витязь» и «Факел» на 11 очков и может при- нимать заслуженные по- здравления. Вас заинтересо - вала тема , под - нятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее про - должение ? Пред - лагаем высказать свою точку зре - ния и в письме в редакцию , и на сайте нашей газе - ты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Слово обозревателю ТРАДИЦИИ | Первый детский конкурс народных ремесел порадовал талантами Одушевляя и глину, и ткань № 96/24724/21 МАЯ 2014 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Александра Пронина В Центре романовской игрушки на конкурсе «К вершинам мастерства» юные мастера соревнова- лись на четырех творче- ских площадках. В нем приняли участие 24 школьника, чьи домаш- ние работы были предва- рительно отобраны жюри и сегодня украшают экспозицию. В витринах текстильные куклы, сотканные вручную пояса, глиняные игрушки и посуда. Конкурсантам от 10 до 16 лет. Они приехали из Липецкого, Измалковско- го, Лев-Толстовского рай- онов, Лебедяни, Грязей, Задонска. Почти все не один год занимаются тра- диционными народными ремеслами в различных творческих объединениях, кружках, мастерских. ...В мастерской за дву- мя гончарными кругами трудятся школьники из Лебедяни. Надев рабо- чие фартуки, они обильно смачивают руки водой и запускают механизм. Под умелыми пальцами юных гончаров бесформенный комок глины превраща- ется в законченный сосуд, правильныйикрасивый. У юноши получилась крын- ка для молока, у девушки — махотка. После нане- сения рисунка и обжига в этой экологически чистой посуде можно хранить молоко, квас и другие на- питки. Рядом с площадкой, где крутятся гончарные кру- ги, за столами мальчишки и девчонки лепят глиня- ные фигурки. Предпочте- ние отдано игрушке родно- го края—романовской, но есть и исключения. Девя- тиклассница Александра Дрожжина, посещающая И победители конкурса, и все его участники верят, что традиционным народным ремеслам гарантирована долгая жизнь. кружок гончарного про- мысла в Задонске, на сей раз выбрала юрьевскую игрушку. В отличие от романовской ее исходной формой служит не «пель- мень», а «катушка». —Сейчас я леплюптиц, — рассказала Алексан- дра. — Ну а романовская игрушка, несомненно, лю- бимая! Мне очень нравятся традиционные сюжеты, связанные с птицами и животным миром. С удо- вольствием леплю коней, барашков, медведей, индю- ков и петухов. В экспозиционном зале ребята ткали пояса. Ма- стер по ткачеству Снежа- на Прокофьева, которая оценивала работу детей на площадке для плетения и ткачествапоясов, приехала из села Сухая Лубна Ли- пецкого района со всей се- мьей. Муж Снежаны увле- чен деревянной игрушкой. Родителивместе смладшей дочерьюнаблюдают за тем, что получается у десяти- летней Светланы, ставшей лауреатом первой степени в номинации «Ткачество и плетение поясов». Девочка в паре с другой юной ма- стерицей умело крутит до- щечку с натянутымина ней разноцветными нитками. И вот уже они сплетаются в красивый ровный узор. На выходе — яркий пояс или очелье — повязка на голову. Таким головным убором некоторые конкур- санты украсили свои во- лосы. Почти все участники одеты в русские народные костюмы: льняные рубахи, сарафаны с вышивкой. Много зрителей собра- лось у стола, где рождают- ся куклы. Кукольных дел мастера умеют одушевить даже самого условного пер- сонажа. Семиклассница из Ильинской школы Ли- пецкого района Анастасия Бахтина относится к делу серьезно. На протяжении двух лет девочка посещает творческое объединение «Народная кукла», где преподает учитель МХК и художественного крае- ведения, педагог допол- нительного образования Наталия Зимарина. ОкуклахНастя говорит как о живых существах. На конкурсе она решила сделать костюмную кук- лу. В изготовлении она сложнее, чем обрядовая. А времени всего два часа. Свою куклу Анастасия об- лачила в рубашку, понёву, фартук, нарядный платок. Ткани, иголки, нитки, декоративные лентыипро- чие материалы девочка до- стает из красивого распис- ного ларца. У 14-летней АнастасииБахтиной более 10 авторских кукол, кото- рые принесли ей награды в конкурсах разного уровня. Вот и на этот раз победа! Жюри называет Анаста- сию Бахтину лучшей в номинации «Текстильная кукла». В завершение жюри в составе народного мастера России Виктора Маркина, заведующей отделом тра- диционной народной куль- туры ОЦКиНТ Веры Жи- ванович, заместителя ди- ректора Центра романов- ской игрушки Людмилы Тюминой подвели итоги. В каждой из четырех но- минаций названы победи- тели. Лауреатами первой степени стали, кроме уже упомянутых,АннаИльина из села ТроицкоеЛипецко- го района («Традиционная глиняная игрушка») и Снежана Бубнова из Ле- бедяни («Традиционная гончарная посуда»). ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Сергей Малюков Уникальные экспонаты из коллекции Государ- ственного музея-заповед- ника «Петергоф» можно увидеть в Липецком областном художествен- ном музее на выставке «М.Ю. Лермонтов: Петер- гоф. Поэт. Эпоха», посвя- щенной двухсотлетию со дня рождения классика. Выездной выставочный проект, инициированный Министерством культуры Российской Федерации, охватывает три города — Липецк, Пензу и Тамбов. Экспозиция представляет собой историко-культур- ный комментарий к твор- честву Лермонтова, к не- которым темам и мотивам его произведений, которые развивались параллельно, хотя и очень по-разному в поэзиии прозеЛермонтова и в символических сцена- риях власти, режиссером которых выступал импе- ратор. Выставка меняет при- вычные представления о лермонтовской геогра- фии и дает возможность расширить хрестоматий- ные знания о судьбе Лер- монтова и его произведе- ний. История Петергофа включает немало великих событий и имен, однако биография Лермонтова никогда не рассматрива- лась в петергофском кон- тексте. Юбилейный повод позволил кураторам вы- ставки это сделать, собрав ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ” Благодаря Лермонтову и его гениальному « Скажи - ка , дядя …» Россия заново оценила значимость победы над Наполеоном … кого Пушкина. Благодаря Лермонтову и его гениаль- ному «Скажи-ка, дядя…» Россия заново оценила значимость победы над Наполеоном. Благодаря Лермонтову русское обще- ство поняло, насколько со- мнительна прелесть азарт- ных игр. Об этом и многом другом рассказывает экс- позиция. Выставка состоит из нескольких относительно самостоятельных разде- лов: «Петергоф в эпоху Николая I», «Петергоф- ский праздник», «Импе- раторская семья читает Лермонтова», «1812 год в творчестве Лермонтова и сценарияхвласти», «Лишь тальюпрометнуть одну…». Познакомиться с экс- позицией можно будет до 25 июня. воедино все, что прямо или косвенно связано с петергофским периодом жизни поэта. Выставка организована при участии Института русской лите- ратуры (Пушкинский дом) РАН, Военно-историче- ского музея артиллерии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz