Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
“ № 94/24722/ 17 МАЯ 2014 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СЫН ОТЕЧЕСТВА | К 200- летию со дня рождения Михаила Лермонтова Неведомый избранник с русскою душой П. Ю. Лермонтов, дед по отцовской линии. Деревня Кропотово. Дом Лермонтовых. Фото 1927 г. Ю. П. Лермонтов, отец поэта. Лермонтов в детстве. Е. А. Арсеньева, бабушка поэта. М. М. Лермонтова, мать Михаила Лермонтова. Владимир Петров Не только скудость исторических сведений о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова влечет исследователей на новые и новые поиски. Привлекает в первую оче- редь сама загадочная личность поэта. Эпитеты «таин- ственная, мистическая, пророческая», которыми пытаются охарактеризовать необычность судьбы и творчества Лермонтова, неизменно присутствуют в различных исследованиях. Познание феномена гения продолжается. Нам, липчанам, сле- дует обратить серьезное внимание на то, что род Лермонтова (по отцовской и материнской линиям) укоренен на нашей зем- ле. Центральная Россия, куда входит сегодняшняя Липецкая область, — тер- ритория особая. Именно отсюда, по определению философа Георгия Федо- това, вышла вся русская литература, здесь истори- чески формировался непо- вторимой красоты, богат- ства, образности русский язык. Здесь сталкивались РусьиСтепь, определялось будущее русского народа. А русская литература — философия этого историче- ского пути. Из глубинных «тектонических» процес- сов, протекавших не одно столетие, и вышли наши гении—Пушкин, Лермон- тов, Толстой. Как всякие дворянские рода России, Лермонто- вы (отцовская линия) и Арсеньевы (материнская линия) имели свою родо- словную. Мы не будем здесь касаться еще одного рода, имеющего непосред- ственное отношение кЛер- монтову, — Столыпиных (это линия бабушкипоэта), а вкратце расскажемоЛер- монтовых и Арсеньевых, живших на территории нынешней Липецкой об- ласти. Родословные их тщательно изучены, под- тверждены документаль- но. Интерес тут не случа- ен — это одна из важных задач, решение которой помогает приблизиться к «тайне Поэта». Лермонтовы Одно из наиболее под- робных исследований ро- дового древа Лермонто- вых проделал костром- ской краевед А. Григоров в капитальном труде «Из историиКостромского дво- рянства». Дворянский род Лермонтовых — костром- ской, появление его на зем- лях Ефремовского уезда Тульской губернии состоя- лось позже. Родоначальни- ком фамилии, как это до- кументально установлено, стал уроженецШотландии Джордж (Георг) Лермонт. В Россию он попал в ка- честве наемного солдата польского войска, когда завершалось Смутное вре- мя.Шел семнадцатый век. Летом 1613 года русские войска осадили крепость Белую (Тверская земля) и выбили оттуда поляков. В плен сдались две роты наемников из Ирландии и Шотландии. Тогда-то рядовой Георг Лермонт и изъявил желание перейти на русскую службу. Юшко Лермонт (так именовался он в документах тех лет) впоследствии участвовал во многих сражениях, за что был пожалован царем Михаилом Федоровичем поместьями в Галичском уезде костромского края. На «кормление» ему до- сталось восемь деревень. ПогибГеорг в1634 годупод Смоленском, в годывторой войны России с Польшей. А род укреплялся, раз- растался. Исследователи выделяют четыре его вет- ви —по расположению усадеб: «Кузнецовская», «Острожниковская», «Из- майловская» и «Колоти- ловская». Михаил Лермонтов вы- шел из «Измайловской» линии рода. Здесь, в дерев- неИзмайловоЧухломского уезда, предки поэта жили до 1791 года, когда дед, артиллерии поручик Петр ЮрьевичЛермонтов, пред- водитель уездного дворян- ства, продал свои костром- ские имения и перебрался в Ефремовский уезд, при- обретя Кропотовку (ныне исчезнувшая деревня Ста- новлянского района). Сельцо Кропотовка, или Любашевка, Камен- ный Верх тоже (это на- звание связано с выхода- ми песчаника на холме, что недалеко от усадьбы Лермонтовых), населяло более трехсот жителей, земли было 1150 десятин. Господский дом с мезони- ном, красивая аллея вниз по склону к речке Люба- шевке, струящейся по дну глубокого оврага, сад. В новом поместье Петр Юрьевич поселился, имея пятерых дочерей и про- должателя рода, сына Юрия, будущего отца по- эта. Юрий Петрович счи- тался уже не костромским, а тульским дворянином, хотя родился в декабре 1787 года в Галичском уез- де Костромской губернии, в селе Никольское — это одно из имений братьев Лермонтовых. По приезде в Кропотово (это еще одно наименование деревни) ему было четыре года. В 1798-м, то есть одиннадца- ти лет от роду, он был при- нят в Первый кадетский корпус в Петербурге, а в 1804 году в семнадцати- летнем возрасте выпущен в лейб-гвардии Кексголь- мскиймушкетерскийполк прапорщиком. Через год его вернули в корпус воспитателем. Спустя пять лет он вышел в отставку в чине капита- на — по документам из-за болезни, но скорее для того, чтобыпоправить дела в имении; где оставались лишь сестры. В 1812 году, как и все дворяне, он запи- сался в Тульское народное ополчение; в 1813 году излечивался в госпитале в Витебске, уволен со служ- бы по болезни, после чего вернулся в Кропотово. По воспоминаниям со- временников, 26-летний капитан был «среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен, в пол- номсмысле изящныймуж- чина, вполне светский и современный, но ужасно вспыльчив». Горячность и вспыльчивость, впрочем, не были долгими: крестья- не отзывались о нем как об «очень добром бари- не». Умер он рано — в 41 год. «КрестьянеКропотова всей деревней... принесли его тело вШиповскуюцер- ковь. Здесь и похоронили его под амвоном».Шипово сегодняисчезло с лица зем- ли, руиныхрама—всё, что осталось. Арсеньевы Верстах в сорока от кро- потовского имения рас- полагалась усадьба дворян Арсеньевых—в селе Васи- льевском (ныне Краснин- ского района). Это была культурная и высокооб- разованная семья. В дом к Арсеньевым погостить тянулось все окрестное дворянство. Здесь родился дед Лермонтова, Михаил Васильевич Арсеньев, до середины 90-х годов (когда Лермонтовы уже перебра- лись вКропотово) жила его жена, будущаябабушкапо- эта, Елизавета Алексеевна Арсеньева (Столыпина). Затем они переехали в село Тарханы Пензенской гу- бернии. Васильевское — собое место в родовой биографии Лермонтова: в усадебном доме Арсеньевых позна- комились его родители — отец, Юрий Петрович, и мать, Мария Михайловна. Представители рода Арсеньевых также отлича- лись на военном поприще, многиеизнихдослужились до высоких чинов и удо- стоились заслуженных на- град. Исследованием рода занимались разные ученые прошлого века и начала нашего — Модзалевский, Висковатов, Лонгвинов. Наиболее же полную по- коленную роспись рода Арсеньевых составил на начало двадцатого века один из его представите- лей — Василий Сергеевич Арсеньев. (К тому времени роднасчитывал851челове- ка). Здешние земли были, вероятно, пожалованыпра- деду поэта по материнской линии капитану Василию Васильевичу Арсеньеву, имевшему со своей супру- гойАнфимьейНикитичной одиннадцать детей. Все они провели свою молодость в родительском доме в Васи- льевском. Восемь братьев Арсе- ньевых стали военными, дослужились до чинов ка- питана, штабс-капитана, майора, подполковника. А один, Никита Васильевич, — до генерал-майора, по «Табелю о рангах» — тай- ного советника. Все име- ли наследственную долю из родовых родительских земель, хотя и занимали высокие служебные по- сты — кто в Москве, кто в Петербурге, кто в губерн- ских городах. Это в значи- тельной мере определяло и притягательность Васи- льевского для окрестных дворян: здесь, в дружной и гостеприимной семье, непринужденно общались, заводили связи, а главное — узнавали от молодых Арсеньевых свежие ново- сти из обеих столиц. По- лучил свою часть земель и крепостных и Михайло Арсеньев, капитан лейб- гвардии Преображенского полка, будущий дед поэта. Человек он был, по- видимому, страстей силь- ных и качеств неординар- ных. Не случайно внуку дали имя в память о нем, словно бы предрекая тем самым и трагизм судьбы. Бабушка Миши в одном из частных писем родствен- нице обмолвилась: «Нрав его и свойство совершенно Михаилы Васильевича». В 1794 годуМихаил Ва- сильевич сочетался браком с Елизаветой Алексеев- ной Столыпиной, в том же году приобрел на приданое жены имение Тарханы, куда они вскоре пересели- лись. В Пензенской губер- нии Михаил Васильевич занялся хозяйством, обрел авторитет среди местных помещиков, исполняя обя- занностипредводителядво- рянстваЧембарскогоуезда. Спустя год родилась дочь Маша. Однако семей- ное счастье оказалось не- долгим. «Нрав» Михаила Васильевичавскоресказал- ся очень резко: он увлекся соседкой по имению Л.M. Мансуровой. Страстный по натуре, новой любви он отдался сполна. Гордой, умной и властнойЕлизаве- тойАлексеевнойувлечение мужа было воспринято бо- лезненно, но твердо — тут тоже сказался ее харак- тер. Наступил неизбеж- ный разрыв. И Михаил Васильевич, опять же по «нраву» своему, нашел единственный выход из клубка противоречивых страстей. В ночь с 1 на 2 января 1810 года, после домашнего спектакля, где он исполнял роль могиль- щика в трагедии«Гамлет», принял яд. Было ему к тому времени 42 года. До- чериМашеньке—15 лет... Связей с Арсеньевыми Елизавета Алексеевна не прерывала, часто наезжа- ла в Васильевское вместе с дочерью. Здесь-то восем- надцатилетняя девушка, глядевшаяся «хрупким и нервным созданием, ода- ренная душою музыкаль- ною» (П. Висковатов) и познакомилась с соседом Арсеньевых, капитаном в отставке Юрием Петро- вичем Лермонтовым. Зна- комство перешло, вопреки неодобрению матери, в любовь, и вскоре Маша получила предложение. Где состоялась свадьба? Возможно, в Кропотово, имении жениха, а может, в Тарханах, что более ве- роятно. Но вот помолвка могла быть и в Васильев- ском, в доме Арсеньевых, благословение же получе- но в Казанской усадебной церкви. Часть земель после смерти Михаила Василье- вича перешла во владение дочери, Марии Михайлов- ны — как единственной наследницы его доли. Раз- дел Васильевского имения Арсеньевых произошел в 1811 году. За «племян- ницей Марьею, по мужу Лермонтовою» по текущей седьмой ревизской сказке значилось: «в том сельце Васильевском, в деревнях Михайловке, Дмитриевке и Масловой (и других)... всего 634 души с принад- лежащими землями, лес- ными и всякими заведени- ями...» (П. Вырыпаев). Мария Михайловна по обоюдному согласию с дядьями и тетками взяла деньги, а «получив от нас денежное награждение, предоставила по записи ту часть нам в навсегдашнее владение...». Крепостные крестьяне из Масловки в томже году былипереведе- ны в Тарханы. Некоторые из них служилииМихаилу Юрьевичу. В частности, дядька поэта — Андрей Иванович Соколов. То, что Михаил Юрье- вич бывал в Васильевском, сомнений не вызывает. До- рога через село—кратчай- ший путь из Тархан в Кро- потово и далее в Москву. В ефремовской деревне отца он гостил, в частности, в 1827 году, затем приезжал на его похороны. Послед- ней, перед революцией 1917 года, владелицей ро- дового имения Арсенье- вых Васильевского была Елизавета Григорьевна Арсеньева (1825—1916), дочьГригорияВасильевича Арсеньева. Сохранилась опись ее имения на 1916 год. Это скорее всего было последнееописаниестарин- ного дворянского гнезда. Последующие десятилетия превратили некогда благо- словенноеместовпустыню. «По описи 1916 года в имении было 676 десятин земли, фруктовый сад, лес. Сам дом был деревянный, оштукатуренный, крыт железом, длиной 30 аршин (21 м), шириной 30 аршин, высотой6,5аршина (5м).В доме было10комнат... Тер- ритория усадьбы обнесена канавой»—так свидетель- ствует «Лермонтовская энциклопедия». Ныне Васильевское оскудевает, и конец его, похоже, предрешен: здесь нет и двух десятков домов. Втомместе, где стояла цер- ковь, —полуразрушенные стены, кирпич которых образовал вокруг холм, по- росший бурьяном. Внутри —проломыподвала, кусок алтарной арки, обломки, мусор и купол синего неба над головой. Справа алтар- нойапсиды—входвкрипт, нижнюю часть храма, где хоронили, как правило, помещиков-строителей и жертвователей церкви. Здесь и были похоронены многие из Арсеньевых, в первуюочередь—Василий Васильевич и Анфимья Никитична... Одна маленькая весточ- ка из былого сохранилась средь руин и разора. Это кусок надмогильной мра- морной плиты с захороне- нияодногоизАрсеньевых с надписью: «Здесьпокоится прах Василия Григорьеви- ча Арсеньева, скончавше- гося 14-го сентября 1871 года на 49 году от рожде- ния.Блаженмилостливый, яко тии помилован будет». Из «Родословной росписи» Арсеньевыхвидно—плита с захоронения сына Григо- рия Васильевича Арсенье- ва, брата последней владе- лицы имения Елизаветы Григорьевны. « Таинственный великий человек » Философ Владимир Со- ловьев назвал Лермонтова «поэтом сверхчеловече- ства», одолеваемого демо- ном гордыни. Да и то, над поэмой «Демон» Лермон- тов работал (поправлял, до- полнял) едвалине доконца дней. Чем-то ведь привле- кал его «печальныйДемон, дух изгнанья»? Внеземная мощь в этом произведении ощущается сильно, будто поэт прикоснулся к одной из тайныхсущностеймиро- зданья. Но гордыня ли тут его самого? Эта ли страсть владела поэтом? Он пронес через всю свою трагиче- скуюжизньдругоечувство, почти космическое — оди- ночества. Воспринятое или ощущавшееся им почти как демоническая отвер- женность: Ужасно стариком быть без седин; Он равных не находит; за толпою Идет, хоть с ней не делится душою; Он меж людьми ни раб, ни властелин, И все, что чувствует, он чувствует один! Его Демон, «изгнанник небес», также трагически одинок.Одинок,выпавший из своего времени, Печо- рин, одинок Мцыри. Но одиночество поэта особого рода: от острого ощущения Вечности. Он зрил будущее и видел прошлое. «Узами земными я не связан, И знанием и вечностью на- казан», — так писал поэт. Дар этот не случаен, он передан от поколений шотландскихпредков. Ан- глийский поэт, философ, художник, теолог, жив- ший на рубеже XVIII— XIX веков, Уильям Блейк однажды записал в своем дневнике: «Единственное качество рождает поэта — божественное видение». Все мироощущение Лер- монтова, как творца, яв- ляется «божественным видением». Одним из представите- лейрода былполулегендар- ный поэт Томас Лермонт из Эльсиндуна (ныне город именуется как Эрлстоун). Другое имя его — Томас Правдивый-рифмотворец, известныйсовременникам, писалВ. Соловьев, «любов- ными песнями, мрачными предсказаниями и роко- вым концом». По легенде, необычность судьбы То- маса определила встреча с «Королевой фей». Свои пророчества он изрекал под Эльдонским дубом на трехглавом высоком хол- ме. Предсказания его, это исторически подтвержде- но, сбывались. Скорее все- го, Томас был визионером или духовидцем, обладав- шим даром предвидения. Лермонтов знал о своем знаменитом предке. В сти- хотворении «Желание» он писал: На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля… … Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов; Я здесь был рожден, но с нездешней душой, О, зачем я не ворон степной? Предполагается, что по- томкомТомаса былне толь- коЛермонтов, ноиБайрон. Известно, как пристально внимателен был поэт к личности и творчеству по- следнего. Было ощущение сходства их судьбе: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он гонимый миром странник, Но только с русскою душой ... Это стихотворение в ряду многих других ярко отражает трагически воз- вышенный, всеведущий строй его ума и чувств: Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто толпе мои расскажет думы? Я— или Бог — или никто! Есть шотландское пре- дание, что душа духовидца переселяется в потомков. Душа Томаса Правдиво- го-рифмотворца, словно переселилась в Лермон- това. А жизнь человека, принявшего такую душу, непременно закончится трагически. Выходит, что гибель Лермонтова (и он знал это) была предопреде- лена: «Кто близ небес, тот не сражен земным». Михаил Лермонтов так и не дожил до тех дней, когда мечтал воплотить в масштабных литератур- ных полотнах картины русского мира. Вся его жизнь прошла в седле, в дороге, в кочевьях с юга на север и обратно. Но вдох- новение владело им так сильно, что все написанное воспринимается с удивле- нием и восхищением. Все, что нес он в своей душе, вряд ли могло вместиться в тихое уединение дворян- ской усадьбы. ПятнадцатилетнимМи- хаил Лермонтов написал в одном из стихотворений: «Я счет своих лет поте- рял». Тут не юношеский максимализм, в словах этих—ключ к пониманию его возвышенной и траги- чески-грозной судьбы, его гениального творчества. В 20-е годы прошлого века краеведы побывали в Кропотово, побеседовали со стариками. Впечатле- ние от встреч отражены в статье «Лермонтов в Ефре- мовской деревне» (журнал «Тульскийкрай»,1927год, № 1): «М.Ю. Лермонтов в воображении крестьян — таинственный великий человек, пострадавший за правду, любивший народ, но обреченный судьбой на злоключения...». Таинственный великий человек. Тайна личности поэта волнуетипривлекает умы и сердца множества людей. В тайне этой—сре- доточие земного и небес- ного, соединенных с такой глубиной и силой, что не могло не явитьмиру гения, русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz