Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 93/24721/ 16 МАЯ 2014 6 Ответственные за выпуск «Мы»: Алексей Колбаско, Александр Хаустов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, митрополит Липецкий и Задонский; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ. МЫ ЛИПЕЦКАЯ газета Алексей Колбаско В прошлом году Липец- кой областной организа- ции Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» исполнилось 55 лет. Кстати говоря, Липецкий Союз художников — один из самых молодых в стране. В момент созда- ния, в 1958 году, эта организация насчитыва- ла всего 10 человек. Сегодня в ее рядах — по- рядка ста профессиональ- ных живописцев, графи- ков и скульпторов. Имена многих художников известны далеко за пределами нашего края: они участвуют в между- народных и всероссий- ских выставках, немало работ наших земляков хранится в музеях и частных коллекциях разных стран. И на протяжении уже более 20 лет председателем этой организации избира- ется народный художник России, скульптор Александр Вагнер. — Александр Евгенье- вич, чем сегодня живет Липецкая общественная организация Союза ху- дожников? — Начну с того, что сегодня, на мой взгляд, существует проблема с нашим названием. Да, мы всегда были общественной организацией, но дело в том, что при советской власти художники име- ли определенный статус, что давало им возмож- ность быть социально за- щищенными. А с 90-х го- дов прошлого века, когда грянула перестройка и сменился государствен- ный строй, общественная организация художников из профессионального со- юза превратилась в со- общество, подобное, ну, скажем, обществу рыболо- вов-спортсменов. Яникого не хочу обидеть, но не на- до путать наш труд и их хобби, то есть невозможно нас называть такими же общественными организа- циями. Это вкорне неверно — мы профессиональные люди. Но художники ни- как на сегодняшний день не защищены социально, и даже не имеют офици- ального статуса. Хотя в по- следние годы государство проявляет к работникам культуры и искусства за- метный интерес. —Можете чуть подроб- нее об этом? — Например, на засе- дании организационного комитета по проведению Года культуры, которое состоялось в Москве 22 апреля, председатель Со- ветаФедерацииВалентина Матвиенко отметила тот факт, что в стране до сих пор не определен статус художника, писателя, му- зыканта — людей, что на- зывается, свободных твор- ческих профессий. Раньше граждане страны, которые являлись членами Союза художников, Союзакомпо- ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО | Творческие люди должны снова обрести свой социальный статус Жил-был художник один зиторов, Союза писателей, имели право на определен- ную социальную защиту, сейчас же мы такого не на- блюдаем. Матвиенко особо подчеркнула, что очень важно найти законода- тельное решение, чтобы и композиторы, и писатели, и художники снова обрели свой социальный статус, как люди очень важных профессий. Радует меня то, что Ли- пецкая организацияСоюза художников, к счастью, не потерялась в лихие 90-е годы, когда многие творцы были вынуждены уйти из профессии, чтобы баналь- но зарабатывать деньги для выживания. Но те, кто остался, продолжают работать, творчески расти, и даже пришли молодые силы, в которых мы остро нуждались. Еще один мо- мент: Липецк, по-моему, —единственный город в России, где учрежден об- ластной праздник — День художника, который от- мечается 25 декабря, в день рождения нашего за- мечательного живописца Виктора Сорокина. И к этой дате каждый год мы организовываем област- ную выставку. Кстати, в феврале нынешнего года в Москве прошел очередной съезд Союза художников России, на котором было принято решение обра- титься к правительству с просьбой учредить Всерос- сийский день художника как профессиональный праздник. Также решением об- ластного Совета депутатов установлена ежегодная стипендия для десяти наи- более творчески активных живописцев, графиков и скульпторов. Каждый год члены правления союза отбирают тех художни- ков, которые наиболее яркоиполнопоказали себя на последних областных, межрегиональных выстав- ках. И эти стипендиаты ежемесячно получают по пять тысяч рублей, что является неплохой под- держкойдляприобретения художественных мате- риалов и оплаты аренды мастерской. — Вы сказали, что в советские времена быть членомСоюза художников было престижно, это дава- ло ряд льгот. Ачто сейчас? — Примечательно, что интерес к союзу не осла- бевает. Мы в этом году принимаем к себе целую группу художников, и что особенно приятно — это весьма скромные молодые люди, но уже очень хорошо зарекомендовавшие себя с профессиональной сторо- ны. Это та сила, которая и обновит организацию, и явится залогом того, что наше дело будет продолже- но достойно. А что касается вопро- са: престижно или нет?.. Знаете, у меня есть старин- ный знакомый, который давно уехал за границу, где закончил Миланскую академию художеств. Но он очень хотел бывступить в…Союз художников в Рос- сии! Спрашивается: зачем ему это нужно? А оказы- вается, все дело в том, что на Западе ценятся наша русская художественная школа, наш уровень под- готовки и те традиции, которые еще, слава Богу, остались. Только вот обидно се- годня слышать, когда идут рассуждения о развитии культуры в нашей стране, но никто не говорит о том, что художникам банально нужны деньги. Этой темы не существует вообще. А кто-нибудь задумался о том, как они вообще вы- живают? Ведь сегодня нет государственных заказов, и художники зарабаты- вают частным образом: продают картины, изредка кто-то занимается дизай- нерскими работами, кое- кто оформляет интерьеры. — Если я вас правиль- но понял, то сейчас у ху- дожников нет госзаказов, следовательно, нет и еже- месячной зарплаты? — Совершенно верно. Ведь в советские времена если у художника долго не было заказа, то он писал заявление, и ему обязаны были предоставить работу. Потому что была система художественного фонда, которая имела портфель заказов, обеспечивая тем самым работу и заработок творцам. А сейчас этого нет, вследствие чего по- давляющее большинство художников находится в тяжелом материальном положении. Правда, су- щественным подспорьем для нас является то, что в областном выставочном зале мы можем размещать свои работы бесплатно, а это, чтони говори, большое достижение и огромный стимул для творчества. —А на аренду художе- ственных мастерских ни- каких дотаций у вас нет? — Это тоже одна из злободневных проблем. Мы недавно обратились в горсовет с просьбой, чтобы нам не повышали ставки на аренду земли, на кото- рой находятся творческие мастерские, а дали опре- деленные льготы. Также мы попросили не взимать с нас арендную плату за муниципальные мастер- ские-мансарды на левом берегу. В настоящее время этот вопрос решается… Знаете, Год культуры пройдет. А культура сама по себе—это не временное, не разовое явление. Люди должны пользоваться ее плодами всюсознательную жизнь. И не понимать ис- тинного значения культу- ры, по меньшей мере, не- дальновидно, ведь без нее просто нет воспитанного, грамотного и профессио- нального человека, и от- сюда — нет патриотизма и любви к Родине. — Александр Евгенье- вич, выболее двадцати лет возглавляете Липецкую организацию Союза ху- дожников. Если сравнить прошлое столетие и век нынешний, то что еще существенно изменилось, кроме сказанного вами о статусе? — В прошлые времена Союз художников зани- мался только творческими вопросами: организация и обсуждение выставок, качество произведений художников. А вот худо- жественныйфонд был про- изводственно-технической базой, в введение которой находились все админи- стративно-хозяйственные вопросы: транспорт, арен- да мастерских, заказы, зарплата и так далее. Сей- час все это полностью лег- ло на плечи самого союза. Огромным упущением я считаю — отсутствие художественного совета. Потому что каждый ху- дожник — это я знаю и по себе и наблюдал неодно- кратно у коллег — благо- даря дельным и професси- ональным предложениям членов худсовета мог бы значительно улучшить свою работу. А сегодня наблюдается такая тен- денция: у кого деньги, тот, как говорится, и музыку заказывает. Я же считаю так: решать, например, что будет установлено на городской площади, в пол- ном праве может обладать только художественный совет, в котором помимо историков, краеведов и писателей, большую часть должны составлять про- фессионалы-художники. Удручает и тот факт, что все меньше становится умного, подготовленного зрителя... — Но в будущее-то вы смотрите, надеюсь, с оп- тимизмом? — Я стараюсь смотреть с оптимизмом на многие вещи, и совсем не для то- го, чтобы самому обманы- ваться. Сегодня Россия действительно оживает, двигается вперед, а с подъ- емом культуры (дай Бог, не упадет внимание к ней) многое изменится. И не тольков творческомимате- риальномпланеухудожни- ков, артистов, писателей, а стиль жизни всего обще- ства. Культура и грамот- ность — это не просто сло- ва, а жизнь человека, его суть, его самоощущение. Мне часто доводится общаться с замечатель- ными, интереснейшими людьми. Вот недавно вновь встретился с художником Игорем Владимировичем Пчельниковым, который приезжал к нам в Липецк со своей выставкой. Уди- вительный человек как в творчестве, так и в жизни. Ониз тойредкойкатегории людей, разговор с которым может продолжаться до бесконечности… — Александр Евгенье- вич, на днях, а именно 13 мая, вы отпраздновали свой день рождения, с чем наша редакция вас сердеч- но и поздравляет. А по по- воду «нехорошего» числа суеверий не имеете? —Что вы, это наоборот — хорошее число! С ним связано много забавного в моей жизни. Например, я уже пять раз был деле- гатом на съездах Союза художников страны. И каждый раз, представьте себе, не обходилось без тринадцатого числа: то съездовский мандат под этим номером, то вагон по- езда или место в купе. Я не шучу, такая вот, образно говоря, ирония судьбы… ФОТО АЛЕКСЕЯ КОЛБАСКО Александр Вагнер со своим творением — портретом Игоря Пчельникова. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ | Договориться было бы в разы дешевле Сапоги, да не скороходы Александр Хаустов В одном из магазинов Антонина Рябова (здесь и далее имена и фамилии изменены) присмотрела красивые полусапожки с покрытием из натуральной замши. Цена почти в шесть тысяч рублей ее особо не смутила, главное, чтобы модные были и носились подольше. Словом, купила она приглянувшиеся сапоги. Однако довольно скоро обнаружилось, что новая обувь оказалась диском- фортной — терла ноги. За такие деньги да мучиться? Антонина Рябова обрати- лась к продавцу с претен- зией по поводу качества сапог, попросила вернуть уплаченные за них деньги. Забегая вперед, отметим, что лучше бы продавцу было сразу согласиться на это. Ведь в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» граж- данин, которому продан товар ненадлежащего ка- чества, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребо- вать возврата уплаченной за товар денежной суммы. И об этом должна была знать индивидуальный предприниматель Екате- рина Шаталова, которой принадлежит магазин, но она не пошла навстречу покупательнице, жалобу клиентки не удовлетво- рила. Тогда Антонина Рябова обратилась в Октябрьский районный суд г. Липецка, где ее интересы представ- ляло агентство по защите прав потребителей. В ис- ковом заявлении было конкретно сказано, что приобретенная в магазине обувь имела производ- ственный брак. Поэтому с предпринимательницы следовало взыскать упла- ченные за товар деньги, неустойку за просрочку выполнения требования потребителя в доброволь- ном порядке, компенса- цию морального вреда. Но ЕкатеринаШатало- ва представила заключе- ние из областного центра гигиеныи эпидемиологии, в котором было сказа- но, что предъявленные к экспертизе женские по- лусапожки находились в эксплуатации, имеют незначительную степень износа, дефекты произ- водственного характера в обуви не установлены. Однако этот документ слу- жителямиФемиды не был принят во внимание. И вот почему: заключение было сделано еще до об- ращения покупательницы в суд. Следовательно, экс- перт не предупреждался, как положено по закону, об уголовной ответствен- ности. Да и осмотр обуви производился в отсутствие потребителя. А вот в другом заклю- чении, представленном Торгово-промышленной палатой из соседней об- ласти, уже сказано, что полусапожкиизготовлены с нарушениями техноло- гии, в них присутствуют дефекты производствен- ного характера. Кстати, эксперт предупреждался в официальном порядке об уголовной ответствен- ности за дачу заведомо ложного заключения. Октябрьский район- ный суд вынес решение расторгнуть договор куп- ли-продажи обуви. С Ека- терины Шаталовой были взысканы и стоимость товара, и неустойка, и штраф за нарушение сро- ка удовлетворения тре- бований в добровольном порядке, и компенсация морального вреда, что потянуло на 27 с лишним тысяч рублей. Предпри- нимательнице пришлось оплатить также госпош- лину, услуги агентства по защите прав потребите- лей и экспертной службы Торгово-промышленной палаты. Спрашивается: не про- ще ли было продавцу все- таки сразу договориться с покупателем? (По материалам пресс- службы областного суда). Алексей Владимиров В рамках президентских указов по увеличению зара- ботной платы педагогическим работникам общеобра- зовательных и дошкольных учреждений разработаны так называемые «дорожные карты». Они включают в себя немало мероприятий, и одно из них — внедрение эффективного контракта. О всех его особенностях профсоюзному активу муни- ципальных образовательных учреждений рассказал председатель департамента образования администра- ции г. Липецка Евгений Павлов в учебно-методиче- ском центре ФПЛО. Почему Липецкий гор- ком профсоюза работни- ков народного образова- ния избрал для очередной учебы своего профактива именно такую тему? Дело в том, что эффективный контракт многое меня- ет во взаимоотношениях «работодатель—наемный работник», и это непосред- ственно касается системы трудовых отношений, где профсоюзы стоят на стра- же интересов работников. Уже сейчас вокруг этого контракта, как поясни- ла председатель горкома профсоюза Валентина Хо- мутинникова, ходит доста- точно разных домыслов, поэтому пришла пора, как говорится, расставить все точки над «i». Так что же это за по- нятие «эффективный кон- тракт»? Сразу скажем главное — это такой доку- мент, где во всех подроб- ностях будет зафиксиро- вана вся система оплаты труда педагогического работника — его оклад, доплаты, надбавки и те условия, которые он дол- жен выполнить, чтобы получить четко установ- ленную в контракте сумму —ни больше и ни меньше. Правда, будут здесь свои нюансы, например, ру- ководитель учреждения сможет поощрить своего сотрудника за отдельные успехи отдельной же пре- мией, но это установлено лишь в исключительных случаях, и на них, чтобы не уводить читателей от сути вопроса, мы сейчас останавливаться не ста- нем. Основным остается следующее: педагогиче- ский работник, подробно ознакомившись с доку- ментом, сразу же будет знать, сколько и за что ему будут платить в течение учебного года, и, подписав эффективный контракт, человек дает на такие ус- ловия труда свое полное согласие. Как пояснил Евгений Павлов, дополнения и из- менения к эффективному контракту, как к любому «живому» нормативному документу, могут прини- маться к началу каждого учебного года, после чего условия действия доку- мента в течение этого же года изменяться не будут. — Разрабатывая но- вые показатели качества работы, мы постарались сделать так, чтобы для сотрудников они были по- нятны и все педагоги зна- ли заранее, что должныде- лать, дабы получить уста- новленную в эффективном контракте зарплату, — рассказал профактиву ру- ководитель департамен- та. — Здесь важно учесть вот какой момент: нельзя включать в такой договор много критериев, и все они должны быть понятны- ми, чтобы учитель знал, чего он может добиться и за что будет получать зарплату в течение года. Тогда оценивать качество труда станет возможным по четким нормативам. Правда, пока это касается общеобразовательных уч- реждений. Установить по- казатели, например, для воспитателей в детских садах довольно сложно. Но есть важный момент: в контракт изначальномож- но включить для каждого отдельного работника со- циальные гарантии. Прежде всего, как под- черкнул Евгений Павлов, перейти на эффективный контракт будет предложе- но руководителям общеоб- разовательных и дошколь- ных учреждений, которые первыми на себе опробуют эту систему. Сейчас у них, допустим, нет того пока- зателя, который сможет сравнить интенсивность, напряженность их работы. Например, директор, ра- ботающий в двухсменной школе, вряд ли должен получать меньше своего коллеги, который занят на одной смене. Эффек- тивный контракт сможет предусмотреть подобные случаи. А вот что касается профсоюзных деятелей, то, как пояснил Евгений Николаевич, им следует провести мониторинг и найти педагогов, кото- рые согласятся в качестве эксперимента подписать в ближайшее время эф- фективный контракт. Так как ходит много по этому поводу противоречивых мнений, председатель го- родского отраслевого де- партамента предложил профактиву разъяснить коллективам, какие пре- имущества несет в себе та- кой документ, рассказать об этом на профсоюзных собраниях, в общем, успо- коить людей. Однако профсоюзников существенно беспокоили еще два вопроса. Первый состоял в том, не умень- шится ли общий фонд за- работной платы в связи с введением эффективного контракта? Руководитель департамента заверил, что подобного не произойдет. Авторой касался содер- жания эффективного кон- тракта: будет ли для этого документа разработана единая форма? Евгений Павлов рассказал, что та- кая форма существует, но она дает только стержень, на который уже в каждом конкретном случае будут «нанизываться» показате- ли, от выполнения каких и станет зависеть опреде- ленная контрактом зара- ботная плата сотрудника. УЧЕБА | Профактив обсуждал новый документ Эффективен ли «эффективный контракт»? ФОТО АЛЕКСЕЯ КОЛБАСКО КСТАТИ Согласно онлайн-опросу большинство российских интернет-пользователей стремится отстаивать свои права лично и не- посредственно у продав- ца или поставщика ус- луг, лишь 9 процентов респондентов прибегает к помощи организаций по защите прав потребите- лей. Практически каж- дому второму удавалось добиться удовлетворения своих требований.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz