Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 91-92/24719-24720/ 15 МАЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД Без прошлого нет настоящего, а значит, нет будущего. Мое «я» заканчивается там, где начинается «я» другого человека. Делай, что должно, и будь, что будет (Л.Н. Толстой) Формула культурного кода Александра Богданова “ СОФЬЯ ВОБЛИКОВА Здесь поют старинные романсы, прыгают через костер в ночь Ивана Купа- лы, слушают, заглядывая в мутную глубину старин- ных зеркал, истории «о подвигах, о славе», науч- ныхоткрытияхи,конечно, о любви, гуляют по аллеям парка… Каждый, кто хоть раз бывал в Музее-усадь- бе Петра Семенова-Тян- Шанского, что в деревне Рязанка Чаплыгинского района, наверняка почув- ствовал необыкновенную притягательность этого места. В свое время оно затянуло в свои сети и АлександраБогданова, за- ведующего музеем. НаканунеМеждународного дня музеев мы поговорили с ним о том, в чем особая пре- лесть старинных усадеб, поче- му так важно знать о прошлом и как память о нем сохранить живой. — Александр Александро- вич, не так давно, в апреле, ИринаАнтонова, признанный во всем мире искусствовед, более полувека возглавляв- шая Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, выступила в Москве с лекцией на тему «Мой воображаемый музей». А о каком музее мечтаете вы? Какой смысл вы вкладываете в это понятие? — Для меня музей — это место, где хранится память. Но он не должен быть «за- нафталиненным», пыльным хранилищем раритетов. В му- зее должно быть интересно, он должен будить определенного рода эмоции в людях. Мы по- рой умышленно идем на на- рушение музейных правил и даем, например, детям поде- ржать в руках мемориальные предметы Петра Петровича Семенова или его близких — старинный веер, костянойнож для резки бумаг или даже тя- желейший фолиант XIX века. Вот это и есть в буквальном смысле прикосновение к исто- рии. Такое не забудется. Вообще, музей-усадьба имеет свою специфику. Здесь царит особая, семейная аура, и для меня важно сохранить ее и дать нашим гостям — не люблюсловопосетители—воз- можность почувствовать ее в полной мере. —Получается? — Это со стороны виднее. Но мы стараемся. Конечно, наши гости — особенные. Усадьба — к счастью или нет — находится вдали «от шума городского», и большинство знает, зачем туда едет. Во- обще, сразу видно, когда люди «включаются». Рассказываю, например, о внуках Петра Петровича — многие из них участвовали вПервоймировой войне, некоторые потом ушли в Белое движение. И наши гости начинают вспоминать: а у нас дед тоже воевал, а у нас фотографии есть того време- ни… Замечательно! Найдите их, откройте старые альбомы —этоже ваша история! Вот на такие «поиски в бабушкином сундуке» и должен подвигать музей. И что еще интересно: наши гости частенько возвращаются к нам, чтобы передать какой- то предмет на хранение. Один мужчина два раза приезжал с этой целью к нам в музей, при- вез старинный фонарь желез- нодорожный, замечательный плетеный сундучок, несколько предметов из крестьянского быта. А недавно нам подарили настоящий медный таз для варкиваренья.Девятнадцатый век, большущий, с длинной ручкой, загнутыми краями… Он весь зеленый был от пати- ны. Я его дома чистил-чистил, а домашние смеются: «Ты бы посуду хоть раз так помыл!» —Но часто люди подобные вещи считают просто хламом и выкидывают, сжигают с му- сором без всякого сожаления. Понятно, что какую-то, ус- ловно говоря, старую мотыгу, найденную в сарае, обычному человеку, неспециалисту, тя- жело считать чем-то ценным. Но и бабушкину вышивку, на- пример, постигает часто та же участь. Почему? — Это бытовая инерция. Когда полотенце, вышитое бабушкой, висит на крючочке и тыим ежедневно пользуешь- ся, то ты просто перестаешь воспринимать его как особую вещь, несущую культурную информацию. Это предмет быта и не более. Мы ведь по- рой ходим мимо памятников архитектуры и не замечаем их, потому что привыкли. И очень здорово, что, приходя в музей, люди могут по-новому взглянуть на окружающие их в повседневности предметы. Старые фотографии, вещи, мелочи какие-то приобретают новое значение. Такая обрат- ная связь музея и гостей, такое пробуждение воспоминаний, эмоций — очень важно. Про- исходит включение в процесс историческогопознания.Хотя, конечно, не все «загораются». — И много таких безраз- личных, по вашим наблюде- ниям? — Нет, большинство, мне кажется, испытывают интерес к прошлому. На своей стра- ничке в одной из соцсетей я выложил около пяти-шести десятков дореволюционных фотографий — то, что собра- лось у меня, пока я занимался краеведением. Так этот альбом —самыйпосещаемый! Кстати, была там и фотография моего деда, Тихона Трофимовича Богданова. Он участник Пер- вой и Второй мировой, а на снимке изображен в августе 1917-го вместе с полковыми товарищами. Неожиданно от- кликнулся человек, знавший его. Я сам дедушки не застал: он умер за десять лет до моего рождения. Знаю о нем со слов отца, что он былжесткий, пра- вильный такой мужик. После войны сторожил зерносклад и детям своим не позволял ни горстки взять, чтобы, значит, не позорили его. А этот муж- чина рассказывает, что он их, голодных пацанов, хлебом с медом подкармливал. —Вот вы узнали что-то но- вое о дедушке. Но почему для вас это важно? Тем более вы даже не знали его лично. — А генетическая память- то все равно в нас сидит. И она напоминает нам: мы часть исторического процесса, звено между прошлым и будущим. Прочитав то письмо, я и отца своего сразу вспомнил с его достаточно строгим подходом к нашему воспитанию, а вгля- девшись в лицо молодого деда, с удивлением узнал в нем сво- его сына, его сегодняшнего ро- весника — они очень похожи. К тому же эта «перекличка» поколений — еще один повод «покопаться» в себе, проана- лизировать свою жизнь. — Лестно знать, что среди твоих прародителей — отзыв- чивые, честные, благородные люди. Но ведь, исследуя про- шлое, можно что-то и непри- ятное обнаружить о своих родственниках. Выяснится, например, что кто-то из них былдалеконе образецдляпод- ражания или что он совершил какой-то неприглядныйпосту- пок. И зачем, спрашивается, вешать на себя груз осознания такой исторической правды? — Я считаю, любой чело- век по натуре своей хороший. Помните, как у Булгакова в «Мастере и Маргарите» Ие- шуа говорит: «Злых людей нет на свете»? Не стоит бояться неприятных открытий. Мы все равно найдем в прошлом больше хорошего. А с другой стороны, на негативных при- мерах мы тоже учимся. Есть моменты, от которых мы не можемотказаться, и, зная, что произошло с нашими предка- ми, мыможемизменить что-то в себе. — Вы упомянули о своих занятиях краеведением. Оно, пожалуй, как ни что иное, спо- собнопробудить такойличный интерес к истории, о котором вы говорите. — В европейском образова- нии, кстати, есть хорошие при- меры, когда изучениеистории, географии в школе начитается с регионального компонента. История семьи, населенного пункта, региона, страны, мира — у ребенка таким образом выстраивается совершенно иная, наверное, более осмыс- ленная, прочувствованная точка зрения на исторический процесс.Имне личножаль, что сегодня краеведению в нашей школе уделяется очень мало внимания. По той же причине жаль, чтовнашейобластимало музеев вообще, амузеев, посвя- щенныхяркимличностям,—в особенности. ТримузеявЕльце —Жукова,Хренникова, Буни- на,музейПлеханова вЛипецке и наш—вот, собственно, и все. — А чего не хватает для изменения ситуации: так ска- зать, исторической фактуры, инициативы, профессионализ- ма или — банально — денег? —Вот фактуры у нас хвата- ет — людей достойных, инте- ресных на нашей земле немало жило. Инициативы тоже есть, но они, на мой взгляд, разроз- ненны. Вообще, мне кажется, нам остро не хватает межму- зейного сотрудничества. Мы же порой не знаем, что проис- ходит, чем живут коллеги в соседнем районе. Варимся в собственном соку и изобретаем велосипед. Нужны более ча- стые и не формальные встречи, где звучат только парадные отчеты о проделанной работе. Хочется больше внимания со стороны власти — как уровня Министерства культуры, так и областной. На муниципальном уровне нас и наших коллег, насколько мне известно, под- держивают.Взятьнашмузей— во многом благодаря районной администрациионбылсоздани существует до сих пор. Но для развития, для профессиональ- ного роста надо выходить за рамки муниципалитета. Учеба музейных работников, обмен опытом, стажировкивведущих музеяхстраныиподобное—со- гласитесь, организацией этой работы надо заниматься на уровнерегиона.Апока, уверен, далеко не все мои коллеги про- сто бывали в музеях, скажем, Петербурга. —Знание прошлого семьи, города, народа — это часть культуры? — Да, причем неотъем- лемая часть. Человека, не обращающего внимания на свою историю, трудно назвать культурным. История — это наше богатство, мыне должны отказываться от него. Яркий пример того, что происходит в обратномслучае, когдаистори- ческий процесс игнорируют, а уроки прошлого забываются, — нынешняя тяжелейшая си- туация на Украине. Для меня, моей семьи это личная боль: наши родственники живут в Донбассе, Запорожье, Нико- лаевской области. С другой стороны, и события на Укра- ине это подтверждают, стоит помнить: история в нас самих, мы, сегодняшние, ежедневно создаем ее—каждый на своем месте. И ответственность за результат — тоже на нас. Заведующий Музеем-усадьбой П.П. Семенова-Тян-Шанского Александр Богданов: «Мы сами создаем историю» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz