Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 81/24709/26 АПРЕЛЯ 2014 7 ПРЕСС-ТУР | Журналисты региона посетили места боев Великой Отечественной «Здесь раньше вставала земля на дыбы…» Дмитрий Бровкин К празднованию 69-й годовщины Великой Победы все мемориалы Тербунского района будут облагорожены. Журналисты областных средств массовой инфор- мации понаблюдали за ходом восстановитель- ных работ в рамках пресс-тура по местам, где шли бои. Тербунский район не случайно был выбран для экскурсии представите- лей печатных и электрон- ных СМИ. В годы Великой Отечественной войны здесь шли кровопролитные сра- жения. На месте гибели советских солдат установ- лены десятки памятников. Представители органов власти совместно с обще- ственностью кропотливо восстанавливают историю событий. Нынешний пресс-тур, как и предыдущие, был ор- ганизован управлением по делам печати, телерадио- вещания и связиЛипецкой области. Его начальник Дмитрий Белокопытов на- помнил, что ранее анало- гичные встречи состоялись на территории Воловского района и Города воинской славы Ельца. Тербунцы не меньше пострадали от немецко-фашистских за- хватчиков. На границе районажур- налистов встретил его гла- ва Сергей Иванов. Первой точкой на экскурсионной карте стало село Озерки на восточной окраине района. Летом 1942 года здесь во- ины 13-й армии держали оборону против превос- ходящих сил противника. Большие потери понесла 112-я Башкирская кавале- рийская дивизия, но линия фронта была удержана. Всего за годывойныв райо- не погибло около двадцати тысяч человек. Об этом журналистам сообщил ру- ководитель поискового от- ряда «Зверобой» Виталий Лавринов. По случаю приближа- ющегося Дня Победы в Озерках откроетсямемори- альный комплекс, и жур- налисты первыми увиде- ли это сооружение. Здесь установлена ротонда, вы- ложеныплиткойтротуары, идетремонт автомобильной дороги по соседству. Часть комплекса занимает рекон- струкция оборонительной линии из блиндажа и око- пов. К9 мая здесь появятся несколько скульптурных композиций и военная тех- ника — своеобразный му- зей под открытым небом. Вэкспозициинаходится и винт советского самолета ЛаГГ-3. Поисковики наш- ли его в трехстах метрах от будущего мемориала в реке Кобылья Снова. Как выяснилось позже, само- летом управлял уроженец Москвы Иван Симкин. А накануне пресс-тура при прокладке газопровода к военно-историческому комплексу удалось обна- ружить фрагмент танка, происхождение которого устанавливается. В 1942 году в районе состоялось крупнейшее танковое сражение с уча- стием более 350 единиц боевой техники. Не случай- но это поле брани в народе именуется «малой Прохо- ровкой». Только если о ле- гендарном Прохоровском сражении знают многие, то о его тербунском предвест- нике — единицы. Сергей Иванов призвал журнали- стов активнее проводить информационную работу по этой теме. Полная драматизма история связана с селом Большая Поляна. В брат- ской могиле здесь захоро- нены останки около 360 бойцов. Среди погибших — политрук Александр Мальгин. В 2012 году сюда приезжала его дочь, амери- канкаТамараГротт.ВСША она оказалась со своеймате- рью после освобождения из немецкого плена. И только после окончания войны смогла найти и посетить место захоронения своего отца. Любопытно, что в Большой Поляне покоится и прах отцаАлександра Су- харева — последнего гене- рального прокурора СССР. Не менее насыщенной оказаласьпрограммапоезд- кивселоВторыеТербуны.У обелиска—преклоняющего колено воина — в братской могиле захороненуроженец Башкирии Гарей Нафиков — командир 294-го кавале- рийского полка, погибший в соседней деревне Лоба- новка. Этот трагический эпизод сблизил жителей Миякинского района ре- спублики, где родился ге- рой, и Липецкой области. В райцентре нашего региона можно встретить улицу Башкирских Конников, а в национальной республике —Тербунскую. Не один десяток лет в школеселаВторыеТербуны работает историко-крае- ведческий кабинет. В его создании участвовали как педагоги, такишкольники. Вкоридоре на второмэтаже располагается экспозиция с портретами девяти Героев Советского Союза. Подоб- ные кабинеты есть во всех учебных заведениях рай- она. И как очередное сви- детельство этому — посе- щение Тербунской автомо- бильной школы ДОСААФ России. В местном Музее воинской и трудовой славы собраны не только остатки советского вооружения, но и фрагменты немецких жетонов, сосудов и даже географических карт. После посещения мест былых сражений для пред- ставителей СМИ провели небольшую экскурсию в самих Тербунах. Из окон экскурсионного автобуса можно было увидеть, как местные жители благо- устраивают придомовые территории и мемориаль- ные комплексы. На пло- щади Героев райцентра об- лагораживается памятник воинам-освободителям. Ко всем мемориалам журна- листы возложили венки и цветы. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ИСТОКИ | Центр романовской игрушки возрождает старинные традиции Капанки, крапанки, писанки Сергей Малюков В руках мастера за не- сколько минут обычное куриное яйцо превраща- ется в красивейший сувенир, дарящий радость родным и близким людям. К светлому празднику Пасхи в областном Центре романовской игрушки под- готовили интерактивную программу «Пасхальная радость». В старину, пока в ве- ликий день шла служба в церкви, никто не смел предаваться праздничным развлечениям. Но когда «иконы прошли», начина- лись пасхальные гулянья… Начинались они с тра- пезы. Вся семья собиралась за одним столом, хозяин дома с миской освященных яиц-крашенок и куличом обходил вокруг стола, ста- новился перед иконами, а затемраздавалпокрашенке детямипокусочкупасхаль- ного кулича и, обращаясь к Богу с просьбой через год дождаться Светлой Пасхи в здравии и счастье, усажи- вался за стол. Также была, а в некоторых семьях суще- ствует до сих пор традиция «биться яйцами» — это еще называют «христосова- ние»: чья крашенка оказы- валась самой крепкой, тот человек забирал битое яйцо в качестве трофея. — Роспись пасхальных яиц—этонастоящееискус- ство, —рассказывает заме- ститель директора Центра, народный мастер Людмила Тюмина. — В зависимости от типа росписи такие яйца называликапанки-крапан- ки, крашенки, писанки. Эта традиция получила широкое распространение наюгеРуси. Самыепростые по технике изготовления— капанки-крапанки. Их мо- жет сделать даже ребенок. Брали церковную свечку и капали воском на яйцо, затем последовательно по- гружали яйцо в краски желтого, черного, красного цветов. Получались очень яркие, необычные узоры. Авот писанки требуют под- линного таланта худож- ника. Для того, чтобы по- крыть яйцо орнаментом, используют специальный инструмент-писачок, в ко- тором расплавленный воск поступает по специальному желобку. Мастер способен из обычного яйца сделать предмет неописуемой кра- соты. В старину красились ис- ключительно сырые яйца. Они становились не только пасхальным сувениром, но и мощным оберегом, спа- савшим любимых и близ- кихотзла.Девушкидарили своим любимым писанки с орнаментом из дубовых листьев, считалось, что они придадут мужчине силы и стойкости. Такой дар был равнозначен признанию в любви. Мамы расписывали для дочерейяйца розами— символами красоты и жен- ского счастья. Эти обереги хранились в домах целый год, до следующей Пасхи. Вместе с ещё одной ма- стерицей, Анастасией Ко- роленко, Людмила Тюми- на в рамках программы «Пасхальная радось» будет проводить вЦентремастер- классы по росписи яиц вос- комдо8июня—ещё одного великого православного праздника —Троицы. Стоит ли сейчас делать крупные приобретения, брать кредиты? В каком банке и где лучшие условия? Разобраться поможет наш эксперт – руководитель банка УРАЛСИБ в Липецке Вера Ефендиева. — Если вы заботитесь особственнойфинансовой гармонии, то стоит посто- янно анализировать свое финансовое состояние, от- казываться от ненужных трат. Отмечу, что от остро необходимых покупок отказываться сейчас не стоит. Есть смысл плани- ровать крупные важные приобретения в кредит сейчас, когда ставки на- ходятся на приемлемом уровне. Мы в УРАЛСИ- БЕ предлагаем не только удобные потребительские кредиты, но и автокреди- ты с короткими сроками рассмотрения заявок. В нашем банке действуют программыприобретения новых и подержанных автомобилей. Также у нас есть совместные про- граммы со многими ав- топроизводителями, по которым действуют ми- нимальные процентная ставка и первоначальный взнос. На правах рекламы. ОАО «Уралсиб» в г. Липецке. ЭКСПЕРТ СОВЕТУЕТ Кредит с умом ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Николай К. Темноглазый симпатичный мальчик учится в третьем классе. К сожалению, без особого желания: Коля не любит слушать объяснения, не может заставить себя выполнять домашние задания аккуратно и до конца. Даже серьезный кон- троль со стороны воспитателей приносит мало результатов. — Не могу! Не хочу! Устал учиться… — вот обычные от- говорки третьеклассника Коли, который в другое время общи- телен, активен, разговорчив и подвижен. Порой он склонен к бурному проявлению эмоций, не всегда уравновешен. Но зла не таит и не помнит. В отличие от других ребят трудиться тоже не любит: будь то уборка комнаты или дежурство в столовой. Хотя когда-то Коля мечтал сделать скворечник. И даже гово- рил о том, как дружно в нем будет жить птичья семья. Но его тянет к спорту. Выносливый, сильный физи- чески, он успешно занимается вольной борьбой. Играет в футбол. А еще Николай хорошо поет. Ни один концерт в детском доме не обходится без его выступлений. Отца у парнишки нет. Маму лишили родительских прав в отношении его и брата, что на снимке ниже. Коля всегда уходит в сторону, когда к кому-то при- езжают близкие, не берет гостинцев, которыми делятся счастливые в этот день детдомовцы. Что у мальчишки на сердце в этот момент — одному Богу известно. Андрей К. Это старший брат мальчика, который на снимке вверху. В детский дом Андрея привезли в августе 2011 года. Сложнымбылпериод адаптации. Но парнишка научился ценить то, что здесь он всегда сыт, одет, спит на чистой постели и в тепле. Учится слабенько. На уроках чрезмерно подвижен, отвлекает других ребят. А в другое время — замкнут. Андрей занимается вольной борьбой. Вот здесь он очень на- стойчив в достижении хороших результатов. Участвует в сорев- нованиях, гдене раз занималпри- зовые места. А еще Андрей играет в ансамбле «Березка» на домре. Русская народная музыка, песни ему по душе. Возможно, и оттает она совсем. На это надеются все со- трудники детского дома. Илья и Даниил А. Бра- тья немного разные по ха- рактеру, но дружные. Стар- ший Илья всегда спешит на помощь младшему. А уж когда Даниил плакать начинает, не объясняя при- чин, то Илья не отходит от него до тех пор, пока тот не успокоится. Сложный ребенок, Да- ниил не может завершить начатое дело, капризни- чает. Не любит играть с детьми, настороженно от- носится к взрослым. Хоро- шо, что теперь говорит и рассказывает стихи. Начал рисовать, рассматривать книги. Воспитатели, логопед и этому рады. Каким по- ступил этот ребенок в детский дом, здесь рассказывать не любят. Жалко мальчишку, ведь он ни в чем не виноват. Сейчас Даниил (на снимке слева, в полосатой футболке) занимается в подготовительной группе. Скоро в школу. Родился он в октябре 2006 года. Илья (справа) учится во втором классе. Средненько. Спокойный, уравновешенный. Легко вступает в контакт, если чувствует к себе доброе отношение. Трудолюбив. Спорт для него — основное в жизни. Возможно, он и поможет ему состояться и помочь младшему братишке. Илья понимает, что двоих их вряд ли возьмут в семью. —Аодин я не поеду даже во дворец! Как я брата остав- лю, видите, какой он… — сказал Илья и опустил глаза. Сдержался, не заплакал. ЖУРНАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ | Первый номер « Петровского моста »-2014: городские против деревенских Игра воображения и жизнь без игры И. Неверов Коротенькая история, похожая на басню с моралью. Название — «Левша». Молодой человек отдает в починку свое… сердце. Ну точно так же, как сломанную мясорубку или забарах- ливший ноутбук. У него вечером свидание, а сердце, изволите ли видеть, загрубело, ничего не чувствует. И мастер- умелец быстренько все исправляет. В этой иронической по- лупритче Иван Катков, в сущности, напрямую определяет тему, которая непреднамеренно варьи- руется чуть ли не во всех основных прозаических сочинениях первого номе- ра «Петровского моста» за нынешний год. Семь беллетристов, во- семь поэтов, драматург, литературовед, искусство- вед, краевед, публицист — вот сколько пишущих можно осчастливить на двух сотнях журнальных страниц! Осчастливят ли их публикации читателей — вопрос отдельный. Но чтение все равно будет не бесполезным, натолкнет на любопытные мысли. Допу- стим, о том, что случилось с нашей интеллигенци- ей. Собственно, невеселый диагноз ей был поставлен еще в советские времена в популярных тогда полу- диссидентских городских повестяхЮрияТрифонова, в которых интеллигенты либо омещанивались, либо тушевались, оказавшись в агрессивной обыватель- ской среде. Как безжа- лостно заметил по тому же поводу критик: интелли- генции у нас больше нет. Осталось место, где она была, и теперь это место почесывается. Авторы «Петровского моста» продолжают трифо- новскую традицию. Какие там вопросык Богу и миро- созданию, какие высокие цели и думы о народе! Не смешите. Сердечная не- достаточность, душевное бессилие, сплошные лич- ные неурядицы и готов- ность (или неготовность) стопроцентно встроиться в реальность, круто за- мешанную на деньгах, ка- рьере, успехе. Вот удел интеллигентных горожан начала нового века. Об этом и маленькая новелла «Левша», и сравнительно крупноформатная повесть «Играя на диджериду». Верная себе, Щеглова вновь охотно фиксирует приметы, так сказать, кре- ативного, с претензией на неординарность существо- вания своих персонажей. Модный стиль бохо, кол- лекция примитивных му- зыкальных инструментов из Африки и Австралии, занятия в йога-студии... На этом гламурно-экзо- тическом фоне возникает вызывающе небудничная барышня по имени Ева. В ней все необычно: и имя, и пристрастия к некласси- ческим ароматам от смеше- ния кориандра и эфирного масла, и скоропостижное путешествие в Тибет для защиты (!) тамошней куль- туры и самобытности. В общем, загадочная, усколь- зающая, независимая рай- ская птица. По крайней мере, в глазах влюбленного в нее сорокапятилетне- го провинциального жур- налиста, обремененного женой, набором цитат из классики и усталостью от жизни, которая его давно не радует. Писательница пове- ствует обо всем этом не без шика, порою отважно соскальзывая в «жестокий романс» и романтический сюр. И у меня вдруг воз- никло подозрение: а была ли Ева? Может, бедолага- книгочей, не умея жить ярко, красиво, по собствен- ной воле, не подчиняясь рутине обстоятельств, при- думал себе девушку-мечту и связанную с нею интри- гу? Может, так он компен- сирует свою бесцветность и несостоятельность, как другие убегают от себя в виртуальный мир, в ком- пьютерные игрушки? Притча, повесть… А теперь — пьеса. Автор «современной комедии» «Обед на троих» прямо как в рекламном роли- ке предваряет перечень действующих лиц обе- щанием: героям, а стало быть, читателям и пред- полагаемой театральной публике, предстоят «одни сутки отчаяния, слез, ра- дости, поиска, падения и взлета». Елена Добрякова, пожалуй, поскромнича- ла. Сверх того она еще и разворачивает перед нами серию сатирических кар- тинок, иллюстрирующих непохвальные нынешние нравы — с неразборчивым редактором «желтой» газе- тенки, искателем «минуты славы», поедающим перед камерой фоторепортера мухоморы, полоумным бомжом и шумной дамой, что бегает по редакциям, борясь за социальнуюспра- ведливость. Но в центре ко- медии—журналистка. Она занята карьерой, поиском сенсаций и забывает про дом, семью, любовь, чем вызывает обиду у мужа. Тот, по подсказке психо- лога, решает отомстить ей изменой. Если не об- ращать внимание на каче- ство пьесы, на банальность диалогов, натужный и не- смешной юмор, штампы из мелодраматических и комедийных сериалов о «среднем классе», то Еле- на Добрякова опять же попыталась завести речь об ущербности, душевной мелкости героев. Что интересно: предла- гаянаммиксиз горечи,иро- нии, парадоксов, фарсовых перипетий или фантазий, сочинители с удовольстви- ем используют обнажен- но условные приемы. Они обожают игру воображе- ния — именно так, кстати, называется подборка рас- сказов того же Каткова. Но об этих произведениях не скажешь: «здесь дышат почва и судьба». «Почвыисудьбы»вэтом номере, честно говоря, не- густо. Мелодраматичность пробралась, потеснив под- линный драматизм и глу- бину, в печальные сюжеты Анатолия Рощупкина. А в рассказе СветланыМелеш- ко «Снимок на всюжизнь» простодушная неумелость сделала особенно очевид- ной искусственность, при- думанность этой истории, призванной предостеречь юных красавиц от легко- мысленных знакомств. Признаюсь: среди всех этих «игр воображения» меня тронула проза Алек- сандра Титова. В ней я об- наружил, наконец, жизнь без игры. «Последнее лето дяди Игната» — рассказ в десять страничек. Но по внутреннему масштабу, по читательскому ощуще- нию — это повесть, а то и роман. Кончается жизнь старого крестьянина Иг- ната из красивой и пусте- ющей деревни с типично некрасовским названием Тужиловка. Он доживает, слабеет, хворает, но живет так, как привык, — в со- гласии с природой, остро и благодарно принимая и снег, и дождь, и слякоть, и солнечный свет, и «власть холода над всем простран- ством». Собравшись с си- лами, пройдет по селу, за село, в поле, стараясь уяс- нить, как и зачем, к лучше- му ли, изменился мир. Александр Титов без нажима, без торопливых подсказок, что и как дол- жен думать читатель, по- вествует о днях старика, находя точные, объемные слова о боли, одиночестве, терпении и достоинстве человеческом. По-моему, это гораздо сильнее самых изощренных «игр вообра- жения». Лимит обозрения ис- черпан, и я уже не успеваю хотя бы бегло упомянуть стихотворные публика- ции, не равноценные, но, конечно, заслуживающие разговора. Еще обиднее ничего не сказать о разделе публицистики и крити- ки, где особенно весомы путевые записки Юрия Бакланова «По дорогамЕв- ропы» и «Горькая правда о русскомчеловеке»—в этой статье Надежды Комлик умно и глубоко анализи- руется творчество Евгения Замятина. Но приходится поставить точку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz