Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 78-79/24706-24707/ 24 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 9 Свои среди своих Уважение как основа межнациональных отношений ЕЛЕНА БРЕДИС Легкая певучесть в ин- тонациях и идеально пра- вильная, литературная русская речь — без слов- паразитов, без сленговых словечек, без жаргониз- мов. Признаться, я давно уже такой не слышала. Мой собеседник — ру- ководитель Липецкого регионального отделения «Союза армян России» Азат Казаров. Почему-то мне думалось, что накануне Дня памяти жертв геноцида Азат Сергее- вич начнет рассказывать мне о том, сколько претерпел его многострадальный народ за своюисторию. Аон вдруг стал вспоминать, каким был Ли- пецк, когда его, трехлетнего малыша, родители привезли сюда. Рассказывал он это так «вкусно» и с такой ностальги- ей, что я поняла: никто и ни- когда не посмеет сказать ему, что Липецк — не его родной город. Но никто и никогда не посмеет предложить ему за- быть, что он армянин. — Быть может, я помню Липецк начала семидесятых даже лучше, чем многие ко- ренные липчане. Все-таки я смотрел вокруг глазами го- стя, многое было в новинку, многое отличалось от шум- ного многонационального Тбилиси, где я родился и откуда мы сюда переехали. Конечно, внешне я отличал- ся от русских детишек, но со стороны окружающих я не помню ничего, кроме тепла и дружелюбия. Нам сегодня настойчиво пытаются вну- шить, что в СССР были напря- женные межнациональные отношения. Вранье это! Мой отец учился в Тбилисской школе, и в классе у него было одиннадцать национально- стей, включая русских. И все дружили. У меня в школе было много друзей. Я служил в Советской армии, учился в вузе, и я имею право говорить о том, что было и чего не было. Почему мы оказались в Ли- пецке? Потому что моего отца как специалиста пригласили строить в Усмани ткацко-три- котажную фабрику, которую он потом и возглавил. Для советской власти твоя нацио- нальность не имела значения, важен был твой профессио- нализм. — А на каком языке гово- рили у вас в семье? —Домамыжилипо армян- ским традициям и говорили по-армянски. Поймите, в про- тивном случае просто невоз- можно сохранить свою куль- туру. Я знаю людей, которые ставят своей целью полную ассимиляцию. Что ж, это их выбор, но я его не разделяю. И если я обращаюсь кБогу по- армянски, значит, я армянин. В то же время отец нам с мла- денчества внушал: уважайте культуру и традиции народа, с которым вы живете. Точно так же я воспитывал и своих детей. Нельзя на улице или в очереди разговаривать по- армянски! Это просто дурной тон, потому что окружающие люди не понимают, о чем вы говорите. Элементарные пра- вила приличия. Конечно, нам сложнее, потому что на нас ле- жит двойная ответственность: не только за себялично, нои за нацию. Еслирусскиймальчик разобьет окно, скажут: «Да это Петька хулиганил», если ар- мянский — «Да это армяне». Обязательно будет обобщение на уровне национальности, поскольку мы здесь все равно гости. Это нормально, но об этомнадо постоянно помнить: ты — лицо нации, по тебе бу- дут судить о целом народе. — Вы абсолютно правы, потому что большинство меж- национальных конфликтов начинается именно на быто- вом уровне… —И это должны понимать те, кто приезжает в Россию по программе переселения. Да, в Армении можно на площад- ках жарить шашлык, потому что тамдругие проектыдомов, там можно с балкона закри- чать приятелю на всю улицу: «Привет! Как живешь?» Но в России это не принято! Не принято даже дома говорить такгромко, какпривыклимы. Значит, такие привычки надо менять, потому что мыживем в социуме и не имеем права создавать для него пробле- мы. Если тебе это трудно, то уезжай обратно, но не позорь остальных, не позорь нацию. Если в центре Москвы едет свадебный кортеж, из кото- рого начинают стрелять в воз- дух, то кому это понравится? Ребята, выже не у себя в ауле! —Аесли сегодняприехать в Армению и заговорить по- русски, меня поймут? —Старшеепоколениевели- колепно знает русский язык, с молодежьюуже сложнее. Но и в Армении, и в Грузии народ очень любит русских. Если разбудить простого армянина или грузина и спросить, кто их братья, то оба без раздумий ответят: «Русские!» — Вот такая оглядка на традиции другой культуры не мешает сохранениюкультуры собственной? — Если ты живешь среди другого народа, то, только уважая его традиции, можно сохранить свою культуру, только тогда ей не угрожает уничтожение. Кроме того, я не хочу быть «чужим среди своих», потому что люблю Россию. Но я горжусь тем, что я армянин, потому что за последние тридцать лет ни один член нашей диаспоры в Липецке не стал преступни- ком или бандитом. Вообще армяне — народ-созидатель. Мыпривыклимного работать, потому что этого требовали природа и климат нашей стра- ны. Живя в России, мы тоже много работаем, мы платим налоги, мы строим, а не выво- зим из страны. Липецк — это наша вторая малая родина, и мы должны оставить здесь свой след. Например, сейчас естьпланоткрыть что-то вроде бывшего Дома пионеров — с бесплатными кружками, студиями, секциями. Детей надо отрывать от Интернета, это уже вопрос выживания! И ходить в этот Дом пионеров смогутдетилюбыхнациональ- ностей. Еще. Я обратился к директору Нижнего парка и сказал, что наша диаспора хочет принять участие в весен- ней уборке территорий. А как же? Мы живем в этом городе и хотим, чтобы он становился всекрасивее, хотимприносить ему пользу. — Россию и Армению свя- зывают многовековые брат- ские узы. А в день памяти жертв геноцида армян вы ощущаете ненавистькмусуль- манам? — Что вы, совершенно абсурдно выстраивать отноше- ния с людьми на основе рели- гииилиполитики. Уменя есть друзьямусульмане, партнеры по бизнесу мусульмане. Мы встречаемся за одним столом, дружим семьями. У меня есть партнер-турок, очень надеж- ный и порядочный человек. Я очень хочу, чтобы меня услы- шали все липчане: человека надо судить по его душевным качествам, а не по националь- ности или конфессии. Мы же прекрасно понимаем, что всег- да есть третьи силы, которым выгодно разжигание меж- национального конфликта. Втягиваться в него — играть на руку этим силам. Так было и в Сумгаите, так сейчас и в Сирии. — Как вы относитесь к тому, что для мигрантов соби- раются вводить обязательные экзамены? — Замечательно! Вообще, должна быть более жесткая фильтрация. Я давно предла- гаю УФМС: если переезжают армяне, посылайте в диаспору за рекомендацией. Нампроще навести справки о человеке, узнать правду о нем. Мы не заинтересованы в том, чтобы в регионе появился кто-то, по- рочащийнацию. ВМоскве ми- гранты так часто фигурируют в преступлениях именно из-за бесконтрольности и безнака- занности. А где безнаказан- ность, тами беспредел. Чтоже касается экзаменов, то это со- вершенно необходимо. Как ты можешьжить в чужой стране, еслине в состояниивыучить ее язык, если не хочешь узнать ее историю и культуру? Тогда тебе незачем сюда приезжать. Будет оттокмигрантов?Исла- ва Богу, атмосфера общества очистится от людей, пороча- щих свой народ. —Какличновыобъясняете тотфакт, чтовпоследние деся- тилетия так участились меж- национальные конфликты? — Россия была, есть и будет многонациональной и многоконфессиональной страной. Но для этого должна работать идеология. В Совет- ском Союзе частью идеологии был интернационализм. Он не просто декларировался, он был частью менталитета со- ветского человека. Тогда было неприлично делить людей на национальности — такому человеку никто руки бы не подал. Сегодня какую про- блему ни возьми, она будет связана с утратой идеологии: размывание понятий нрав- ственности, чести, служения Отчизне, потребности сделать что-то для людей. Сегодня все это подменило личное обогащение. Вот что нам при- несла западнаямодель: власть денег и отсутствие нравствен- ности. Как я могу относиться к католической церкви, если она разрешила однополые браки? Это же вырождение христианства! Я целиком и полностью поддерживаю се- годня политику президента Путина именно потому, что он пытается противостоять за- падному давлению.Иеслидля того, чтобы избежать идущей оттуда заразы, нужен «желез- ный занавес», то лучше пусть он будет. Мы не станем не- счастными, если будем ездить на «Жигулях» и одеваться на фабрике «Большевичка». Мне страшно, потому что се- годня молодые находят себе «идеологию» в Интернете. Кто что найдет, тот то и ис- поведует. А найти там можно все, включая экстремизм и ксенофобию. Поэтому я чест- но говорю: у нашей диаспоры есть своя идеология. Она не только в том, что мы бережно храним свою культуру, но и в возрождении идей интерна- ционализма. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ КСТАТИ Геноцид армян — один из трагических примеров того, к каким последствиям приводит проповедование главен- ства одной нации над другой. День памяти его жертв от- мечается ежегодно 24 апреля. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день 1915 года в столице Османской им- перии Стамбуле были арестованы и позже убиты более восьми сотен представителей армянской интеллигенции. Вслед за этим последовала череда убийств и выселений этнических армян. Погибло не менее 1,5 миллиона армян, что на тот момент составляло почти половину от всех представителей этого народа в мире. Кстати, более 300 тысячам армян удалось спастись на территории Россий- ской империи, так какНиколай II приказал открыть для них границы. К массовому уничтожению людей по национальному признаку привела совокупность исторических и полити- ческихфакторов. Армяне издавнажилинатерриторииОс- манской империи. И как христиане нередко подвергались определенной дискриминации по религиозному признаку. Еще больше ситуация осложнилась в 1914 году, когда Тур- ция стала союзником Германии и объявила войну России, на чьей стороне были симпатии местных армян. Традиционно 24 апреля миллионы армян и сочувствую- щих импредставителей других народов в разных странах мира отдают дань памяти жертвам тех трагических событий. ВТурции факт геноцида отрицается до сих пор. Если русский мальчик разобьет окно, скажут: «Да это Петька хулиганил», если армянский — «Да это армяне».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz