Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

№ 78-79/24706-24707/ 24 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 5 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ „ Скажу словами преподобного Амвросия Оптин- ского: никогда не унывать „ Никого не обижать „ И всем мое почтение. Формула культурного кода Виталия Диесперова “ СОФЬЯ ВОБЛИКОВА В з а им о о т н оше н и я культуры и Церкви — одна из горячих тем по- следнего времени. В 1970- 80-е годымногие прикаса- лись к миру православия благодаря деятелям куль- туры, искусствоведам, исследующим наследие Древней Руси. В конце 1980-х — начале 1990-х годов тема православия стала не просто востребо- ванной — модной. А вот в первое десятилетие века XXI маятник качнулся в обратную сторону. Провокационные экспози- ции-инсталяции, неоднознач- ные театральные постановки, вызывающие неприятие у лю- дей воцерковленных, сталипо- водамине дляодного скандала. Неужели это свидетельство не- коего противостояния между сферой культурыиЦерковью? Вопросы их взаимоотношения мы обсудили с настоятелем Никольскогохрама вЛипецке, председателем отдела рели- гиозного образования и кате- хизации Липецкой епархии, протоиереем Виталием Дие- сперовым. — Сразу уточню — я не эксперт в областикультуры,— заметил в начале беседы отец Виталий. —И не имею полно- мочий говорить от лица всего православия, всей церкви. Все, что я скажу, это только мое личное мнение. — На одном из сайтов я уже познакомилась с вашим личным мнением о рок-опере «Иисус Христос — суперзвез- да». Вы довольно нелицепри- ятно отзываетесь о заложен- ных в нейидеях. Но намногих она оказывает потрясающее впечатление. Так же и, допу- стим, роман «Мастер иМарга- рита»—великолепная книга, а некоторые деятелицеркви ее отвергают. —Произведение искусства может быть совершенным по исполнению, силе воздей- ствия, но надо разобраться, ка- кое содержание оно несет при этом. Вообще, в общественном сознании понятие «культура» имеет только положительный смысл. На самомже деле куль- тура самапо себенеимеетнрав- ственного содержания, она лишь отражает мировоззрение конкретного человека. Если это православный, как, напри- мер, художник Нестеров, то созданное им будет относиться кправославнойкультуре. Если на ту же самую тему попыта- ется высказаться художник Гельман, то это будет уже не- что совсемдругое. Что делать в такой ситуации? Фильтровать поступающую к вам информа- цию. Все, что согласно с вашим мировоззрением—принимать, а что противоречит ему — сначала изучать, а потом уже решать: нужно оно вам или нет. Просто шарахаться в сто- рону от чего-то непонятного, конечно, неправильно.Потому что еще апостол Павел писал: «Все испытывайте, хорошего держитесь». —Выупомянули известно- гомастера эпатажа, галериста Марата Гельмана. Но он не один такой. Значительная часть современных деяте- лей искусства работают, так сказать, по методу шоковой терапии публики, используя, в том числе, и христианские символы, библейские тексты. Что это—частное или тенден- ция, некое противостояние по отношению к церкви? — На мой взгляд, второе. Вообще, современная массо- вая культура поставила себя в оппозицию традиционным ценностям и не только право- славным, кстати, но и католи- ческим, и в какой-то степени исламским. Потому что любой духовный труд направлен на то, чтобы человек избавился от страстей и таким образом обрел свободу. Массовая же культура наоборот потворству- ет страстями старается сделать так, чтобы у человека их было как можно больше. Ведь так им легче управлять, легче подталкивать его к каким-то поступкам, навязывать ему какие-то идеи. Самый явный пример — культ потребления, которым пронизано современ- ное общество. —Но понятие «свобода че- ловека» очень многими пони- мается по-разному. Ицерковь, кстати, часто упрекают имен- но в том, что она ограничивает людей в их выборе. — О свободе можно много говорить. Но наша свобода не должна вредить другим лю- дям. Это первое. Второе. Есть слова Христа: «Познайте ис- тину, и истина вас освободит». Примечательно, что здесь нет упоминания о выборе. То есть свобода зависит не от наличия выбора, а только от того, знает человек истину или нет. Но те страсти, о которых мы говори- ли, затуманивают разум чело- века. И церковь ограничивает нас именно ради того, чтобы оградиться от них. Нам пред- лагаются заповеди, это законы жизни нашей души, которые надо исполнять. Тогда мы по- лучим настоящую свободу. —На неделе православной культуры в Воловском рай- оне вы сказали следующее: «Важно, чтобымы разговари- вали с детьми на одном языке — языке нашей культуры… Если мы будем жить в общем культурном пространстве, где единые ценности и заповеди, томеньше станет разного рода проблем»... — Я не знал, что за мной записывают. — Тем не менее, реально ли сейчас создать то общее культурное пространство, о котором вы говорили? Как это сделать, с чего начинать? —С уважения друг к другу. Есть культура православная, есть, например, культура ате- истическая. Православные атеизм не приемлют, но это не значит, что они отверга- ют атеистов. Есть заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». А ближний — это тот, кто рядом с нами, и не важно, кто он по вере, убеждениям, национальности. Его надо уважать.Но чтобыэто уважение возникло, надо друг друга изучать. Вот для этого мы и проводим недели право- славной культуры. Ведь ате- истическая культура сегодня везде. Анаша, православная, в тени, никто ее не отрицает, но ине помогает ее продвижению. — Почему? Ведь люди среднего поколения хорошо помнят, какой был подъем интереса к церкви в конце 1980-х — начале 1990-х. От- чего сейчас не так? — Когда Советский Союз распадался, все, что казалось несовместимым с прежней жизнью, обрело особую при- влекательность. И народ по- тянулся в церковь, где все так необычно, загадочно. Ожи- дали фейерверка, всплеска чудесного, удивительного. А оказалось, что православие — труд тяжелый: рутина, по- сты, молитвы, воздержание, контроль над собой, даже над мыслями. Это трудно, к тому же медаль никто никакую не даст. Еще многих отпугивает та неограниченная свобода, ко- торую наша церковь при всех ограничениях дает нам. Она не предлагает готовых реше- ний, каждый раз человек сам должен решить, как ему быть. А мы можем помочь ему лишь словом и личным примером. —Мыговорилиомассовой, современной культуре. А есть культура церковная. Идалеко не все, кто приходит в храм, с ней знакомы. В итоге возни- кает множество упреков: мол, в церкви бабушки злые, свя- щенники безразличные, язык службынепонятный. Действи- тельно, не отталкивают ли от православия эти, бытовые по сути, впечатления? —Понимаете, если человек приходит в церковь за впечат- лениями, то скорее всего он бу- дет разочарован. У нас с ними не очень хорошо, мыстараемся их всячески избегать, потому что онимешают духовнойжиз- ни. Если же человек приходит в церковь, чтобы встретиться с Христом, то он эту встречу найдет. И«злые бабушки» ему никак не помешают. Кстати, именно на этих женщинах держалась наша церковь в со- ветские годы, так что, вспоми- ная известного литературного героя, можно сказать: отчасти они «право имеют». Но мы с такими «бабушками», конеч- но, работаем, объясняем, чего им лучше избегать, и успехи есть. Ачтобывообще никаких споровне было, надо соблюдать простые правила в церкви: никому не мешать, громко не разговаривать, не ходить по храму без нужды, одеваться поскромнее. Не для уничиже- ния себя, а ради других, чтобы не отвлекать их от молитвы, от размышлений. То есть работа- ет тот же принцип — любви к ближнему. — А что касается языка богослужения? — Никого почему-то не смущает, что, например, на улицах российских городов полно вывесок на английском языке. А когда мы в церкви слышимязык наших предков, возмущаемся — как же так, ничего не понятно. Во-первых, в целом даже неподготовлен- ному человеку в церковносла- вянском языке многое ясно. Во-вторых, личномне кажется правильным, когда речь бого- служения отделяется от по- вседневной. Так человек луч- шепонимает, что снимговорит вечность, которая не зависит от дня нынешнего. В-третьих, богослужение на русском язы- ке не запрещено. Если будет на то благословение правящего архиерея, то можно в каком- то приходе или нескольких служить на такомязыке с мис- сионерскими целями. Кстати, в Москве и Санкт-Петербурге такие приходы есть. Четвер- тое — на церковнославянском служат во всех православных славянских церквях, и такой объединяющий момент тоже очень важен. — Отец Виталий, вы не- сколько раз сказали о том, что бесполезно в церкви искать впечатлений, фейерверка. Но вокруг все построено на этом: концерты звезд — это шоу, новые фильмы — это ставка на зрелищность и т.д. Как же церкви конкурировать со всем этимвборьбе зачеловека?Чем удержать его? —Вопрос серьезный. Сразу скажу: мы не конкурируем ни с кем. И удерживать людей с помощью впечатлений не собираемся. Это бесперспек- тивно, ведь чем дальше, тем более сильные впечатления, «фейерверки» понадобятся, а мы не шоумены. К тому же, это все приукрашивание, а за- чем оно нужно? Но для любого человека наступает время, когда он задумывается о своей жизни, о ее смысле. Многие обраща- ются к церкви, и первое, что мы можем здесь сделать, — не оттолкнуть. Ну а дальше положиться на волю Божию. Мы привыкли понимать сло- во «познание» как «полу- чение информации». А есть его библейское толкование: познание — это приобщение. Познать Христа — это стать частью его. И когда человек приходит к нам, мы молим- ся, чтобы Бог сохранил его в Церкви. Настоятель Никольского храма протоиерей Виталий Диесперов: «Православие — тяжелый труд»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz