Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
№ 73/24701/ 17 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 31 СПЕЦИАЛЬНЫЙРЕПОРТАЖ Стальная душа Древнее ремесло по-прежнему востребовано НИНА ВОСТРИКОВА Имя жителя села Лавы Елецкого района Джанполада Гасанова, а проще — Булата, в переводе с азербайд- жанского языка звучит как «стальная душа». Возможно, именно оно предопределило род за- нятий этого человека. Булат — представитель редкой, но востребован- ной в наши дни профес- сии кузнеца. Дорога к молоту и нако- вальне у Булата Гасанова была непростой. Когдамальчикуис- полнилось 13лет, многодетная чета Гасановых переехала из Баку в Елецкий район на ро- дину предков по русской мате- ринской линии. В17 лет Булат пошел работать на зерноток. Повзрослев, научился шить обувь. Но оставил и это ремес- ло. Пробовал делать изделия из дерева, глины, рисовал, лепил, вышивал крестиком и даже байкерствовал. Вос- приимчивая творческая душа отозвалась, когда он, будучи в Ельце, случайно оказался в кузнице ельчанина Сергея Мельникова. Смотри и повторяй Заметив, как парень за- вороженно смотрит на огонь в горне, Сергей Мельников предложил пойти к нему в подручные. Немногословный учитель Булата просто сказал: «Смотри, как я делаю, и по- вторяй!» — Сначала я был «отрежь, принеси» и «подбрось уголь- ку», — рассказывает Булат Гасанов. — Но эти маленькие роли нисколько не смущали. Упрофессии кузнеца есть одна особенность. Когда мастер работает один, его называют «однорукий» кузнец. Но когда он спешит выполнить заказ, то вторые руки — это большая помощь. Красота и изящество кова- ного металла оказались тем, что Булат искал с юных лет. Ему было интересно, как из бесформеннойжелезяки полу- чается изящная стальная роза или гроздь винограда. Сначала Булат смотрел, как мастер разбивает и сеет уголь до опре- деленной фракции. Каждую операциюповторял, понимая, что мелочей в кузнечном деле нет. Ученик внимательно на- блюдал, как «ведет» себя ме- талл в печи, а потом учился точности ударамолота, потому что от руки зависит и совер- шенство формы изделия, и почерк мастера. Ремесло Булат освоил бы- стро, как будто кто-то сверху надиктовывал ему приемы непростого кузнечного дела. Вскоре он стал делать заго- товки. Когда прошел период наблюдения, подручный стал работать вместе с мастером. Так и трудились они. Иногда мастер и ученик вместе ис- кали способ решения какой- то сложной задачи, делали эскизы и лекала. Со временем подручный кузнеца обрел не- обходимые навыки. Стать мастером АзатемСергеяМельникова пригласили вПитер на работу, и кузница обрела молодого кузнеца. Булат Гасанов стал самостоятельно выполнять индивидуальные заказы по ковке самых разнообразных изделий. Около пятилетБулат трудился под крыломИП, еще несколько лет — кузнецом на одном из елецких предпри- ятий. А с этого года он ушел в «свободное плавание». — Помню свою первую ра- боту, — вспоминает кузнец. — Это был обыкновенный навес над дверью с эскиза, на- рисованного на полу мелом. Честно говоря, я не знаю в со- вершенстве черчения, физики. Мне лишь знаком основной принцип устройства кузнеч- ного горна и печи, а также свойства различных металлов приковке. Работаюв основном со сталью. Наверное, помогает интуиция. Булату Гасанову чередой пошли заказы — ограды, ка- литки, заборы, перила, ко- ваный виноград, цветочные кусты... Все они выполнялись с авторским клеймом масте- ра: горн с огнем и инициалы. По словам кузнеца, спросом пользуется все, начиная от крупных предметов интерьера ручной ковки до сувениров — пепельниц-консервных банок. Можно выковать даже розу, танцующую у шеста. Главное, не бояться позволить себе, как говорит Булат, «слабое сияние творческого вымысла». Булат Гасанов — автор памятника Огурцу в селе Чер- кассы Елецкого района, уста- новленного летом 2011 года. Получилась эдакая компози- ция: плеть с двумя огурцами, пчелой и улиткой. Кузнец и его кузница Булат приглашает нас в кузницу. Горячую заготовку из горна кузнец вынимает кле- щами, кладет ее на наковаль- ню и молотком-ручником на- чинает быстро стучать по ней — ковать, придавать нужную форму. Если металл остынет, он потеряет пластичность, ко- вать его уже нельзя. Недаром появилась пословица: «Куй железо, пока горячо». Вот и Булат работает очень быстро. Несколько точных сильных ударов молотом по бесфор- менной заготовке — и вот уже жаром пылает стальная роза. Пока кузнец удивляет нас очередным шедевром, рас- сматриваюкузницу. Она пере- делана из обычного сарая. Самымглавнымвкузнице счи- тается горн — большая печь с открытым очагом, куда Булат кладет железные заготовки, чтобы они нагревались. В цен- тре кузницы — наковальня, рабочий столкузнеца. Гладкая верхняя поверхность его на- зывается «лицом». — Кроме рабочих пред- метов здесь ничего не должно находиться, — рассказывает кузнец. Булат вспомнил случай, как сделал замечание заказ- чику, который машинально бросил в печь окурок. —Если в горне горит что-то еще, кроме угля,—это плохая примета, —дает исчерпываю- щее объяснение кузнец. Кроме клещейимолотка на рабочей стене кузницы всевоз- можные зубила—для отрубки концов металла, гладилки — молотки с гладким бойком для выглаживания поверхностей, чеканы, нижники и верхники и другие инструменты и при- способления для кузнечного труда. Все они ручной работы, то есть кузнец сделал их сам все тем же методом ковки. В столичных магазинах по- явились инструменты для кузнецов, но любой уважаю- щий себя мастер, как считает Булат, должен сделать инстру- мент «под себя». Мастер разрешает имне по- участвовать в процессе ковки подковы. Молоток в женских руках тяжел. И все же ударяю по раскаленному до 1300 гра- дусов полуфабрикату. Сталь приятно пружинит. Мастер поправляет мой угловатый удар. Подкова приятно теперь согревает мои руки... Кстати Кузнечное дело в областипрошлопуть от примитивныхмоло- тов-камней до громадных ковочных прессов с манипуляторами и электронно-вычислительными машинами. В современных кузнечно-прессовых цехах уже редко можно встретить кузне- цов ручной ковки. Нет и молотов с водяными колесами. На по- мощь современным кузнецам пришли мощные паровоздушные молоты, гидравлические и механические прессы. Они куют и штампуют детали для тракторов, автомобилей, подъёмных кранов, экскаваторов. В начале 2000-х в области появились первые артели, художественные мастерские кованых изделий. Спросом пользуются разнообразные продуктыхудожественной ковки — крылечки, ограды, скамейки, камины, мангалы, из- городи, резные балясиныи др. Сегодня только в Липецке около десятка таких мастерских. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz