Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 7 /24635/15 ЯНВАРЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 29 бюджет сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Россий- ской Федерации об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Однако, несмотря на значительные изменения, внесенные в федеральное законо- дательство, отдельные вопросы деятельности детских омбудсменов в настоящее время требуют дополнительной регламентации. Так, законодатель не предпринял действий к закреплению уголовно-процессуально- го и гражданско-процессуального статуса Уполномоченного по правам ребенка. Между тем наделение данного должностного лица рядом полномочий в сфере уго- ловного судопроизводства способствовало бы обеспечению эффективной охраны прав подростков, оказавшихся в сфере уголовной юстиции, служило бы развитию принципа повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Уголовный про- цесс – сфера, в которой риск незаконного или необоснованного ограничения прав и за- конных интересов несовершеннолетних особенно высок, ввиду чего Уполномоченный по правам ребенка, как представляется, должен приобрести статус участника уголовного судопроизводства. Немаловажным представляется и участие Уполномоченных по правам ребенка в рассмотрении в суде гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних. Особенно актуальным является привлечение детских омбудсменов в гражданский про- цесс в тех случаях, когда права детей нарушаются органами, обязанными их защищать, что будет способствовать реальному восстановлению прав несовершеннолетних. Единство целей деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ре- бенка предполагает, что оба омбудсмена должны обладать равными полномочиями в сфере судопроизводства. Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» при проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. В соответствии с подпунктами 3 и 4 части 1 статьи 29 вышеуказанного Федерально- го конституционного закона Уполномоченный может обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или по- становления суда либо постановления судьи, а также присутствовать при судебном рас- смотрении дела в порядке надзора. Думается, что Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и региональные Уполномоченные по правам ребенка должны быть наделены правом ознакомления с материалами судебных дел, участия в рассмотрении дел суда- ми, надзорного обжалования судебных решений, вступивших в законную силу. На основании части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспече- ния органов государственной власти Российской Федерации объективной, системати- зированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения в Российской Федерации ежегодно разрабатывается госу- дарственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 248 разработка доклада осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Государственный доклад направляется Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Подготовка докладов о положении детей и семей, имеющих детей, осуществляется органами исполнительной власти и на уровне субъектов Российской Федерации. Поскольку Уполномоченный по правам ребенка – одно из звеньев в системе органов, чья деятельность связана с обеспечением прав ребенка в Российской Федерации, важ- ным является включение в состав его полномочий осуществление анализа информации, содержащейся в докладе о положении детей и семей, имеющих детей, и внесение по его результатам предложений по решению проблем детства в органы государственной вла- сти и органы местного самоуправления. Представляется необходимым закрепить за Уполномоченным по правам ребенка право законодательной инициативы, что станет эффективным инструментом реализа- ции поставленных перед ним задач по обеспечению и защите прав детей. В отличие от иных видов правотворческих предложений, законодательная инициатива, внесенная уполномоченным субъектом, подлежит обязательному рассмотрению органами законо- дательной власти, что позволит Уполномоченному по правам ребенка напрямую выхо- дить с законопроектами по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод ребенка в ор- ганы законодательной власти и избежать проявлений всякого рода воспрепятствования его деятельности в данном направлении. Весьма важным является введение должности Уполномоченного по правам ребенка повсеместно, то есть не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне местного самоуправления, что позволит говорить о действенной, полной и прогрессив- ной системе защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Таким образом, мониторинг федерального и регионального законодательства в части деятельности Уполномоченного по правам ребенка показал необходимость совер- шенствования данного института с учетом наработанного опыта. 2. Предмет правового регулирования Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» Закон Липецкой области от 18 августа 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» (далее – Закон области, областной Закон, регио- нальный Закон об Уполномоченном по правам ребенка) принят региональным парламен- том на основании пункта 5 Указа Президента Российской Федерации № 986, рекомен- дующего органам государственной власти субъектов Российской Федерации учредить должность Уполномоченного по правам ребенка. Законом области об Уполномоченном по правам ребенка определяются принципы деятельности детского регионального омбудсмена, порядок назначения его на долж- ность и прекращения полномочий, вопросы компетенции, организационного и финансо- вого обеспечения его деятельности. Уполномоченный по правам ребенка в области является должностным лицом, на- деленным полномочиями по продвижению и защите прав, свобод и законных интересов ребенка. В соответствии с частью 6 статьи 10 Устава Липецкой области Российской Федера- ции данная должность относится к государственным должностям Липецкой области. При осуществлении своих полномочий Уполномоченный по правам ребенка в обла- сти независим от государственных органов, органов местного самоуправления и долж- ностных лиц. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, фе- деральными конституционными законами, федеральными законами, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом Липецкой области Российской Федерации и иными законами Липецкой области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Региональный Уполномоченный по правам ребенка своей деятельностью дополняет уже существующие формы и средства защиты прав ребенка, не подменяя традиционные структуры (государственные органы, органы местного самоуправления, организации и должностные лица), в компетенции которых находятся те или иные компоненты обе- спечения защиты и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в области осуществляется на основе принципов законности, независимости, справедливости, инициативности, от- ветственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимо- действия и сотрудничества с государственными органами, органами местного само- управления, организациями и должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. В региональном Законе конкретизировано, что Уполномоченный по правам ребенка в области осуществляет сотрудничество с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в Липецкой об- ласти, негосударственными некоммерческими и международными организациями по правам ребенка. Согласно статье 3 Закона области об Уполномоченном по правам ребенка на данную должность может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возрас- та 30 лет, имеющий высшее профессиональное образование и опыт работы по защите прав и законных интересов ребенка, обладающий общественным авторитетом, знанием проблем детства. Детский омбудсмен не вправе замещать иные государственные должности и долж- ности государственной и муниципальной службы и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может фи- нансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодатель- ством Российской Федерации. Уполномоченный по правам ребенка области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Областной законодатель прописал обязанность Уполномоченного по правам ребен- ка прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока он не выполнит установленные требова- ния, его полномочия подлежат прекращению и Липецкий областной Совет депутатов на- значает нового Уполномоченного по правам ребенка. Детский омбудсмен назначается на должность постановлением Липецкого областно- го Совета депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов Липец- кого областного Совета депутатов тайным голосованием. Правом вносить предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного по пра- вам ребенка наделены председатель Липецкого областного Совета депутатов; депутаты областного парламента (не менее одной третьей от установленного числа депутатов); глава администрации Липецкой области. При этом региональный законодатель определил тридцатидневный срок внесения предложений о кандидатуре на должность омбудсмена, исчисляемый в зависимости от конкретного события: • со дня вступления в силу Закона области; • до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам ребенка; • со дня досрочного освобождения от должности Уполномоченного по правам ребен- ка; • со дня проведения голосования в случае повторного рассмотрения вопроса о на- значении на должность Уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный по правам ребенка считается вступившим в должность с момента принесения на сессии Липецкого областного Совета депутатов присяги непосредствен- но после назначения на должность. Срок полномочий детского омбудсмена составляет 5 лет. В силу положений статьи 5 Закона области об Уполномоченном по правам ребенка одно и то же лицо не может быть назначено на данную должность более чем на два срока подряд. Полномочия Уполномоченного по правам ребенка прекращаются с момента вступле- ния в должность нового Уполномоченного по правам ребенка. В областном Законе оговорены случаи досрочного прекращения полномочий омбуд- смена: • несоблюдения им условий осуществления своей деятельности; • вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера, об ограничении дееспособности либо о признании его недееспособным, о признании безвестно отсутствующим или объявлении его умершим; • письменного заявления о сложении им своих полномочий; • утраты гражданства Российской Федерации или его выезда за пределы Липецкой области на постоянное место жительства; • неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длитель- ного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по со- хранению места работы (должности); • смерти. Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного по правам ребенка, так же как и назначение, производится на основании постановления Липецкого областного Со- вета депутатов. Областным Законом об Уполномоченном по правам ребенка определен круг во- просов, входящих в компетенцию омбудсмена. Уполномоченный по правам ребенка не вправе предпринимать действий и принимать решения, отнесенные к компетенции иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должност- ных лиц. В силу статьи 7 регионального Закона Уполномоченный по правам ребенка: изучает состояние исполнения в Липецкой области Конституции Российской Феде- рации, федерального законодательства, Конвенции ООН о правах ребенка и иных меж- дународных договоров Российской Федерации, законов Липецкой области по вопросам прав ребенка; контролирует соблюдение прав, свобод и законных интересов конкретного ребенка и рассматривает общие причины нарушения прав, свобод и законных интересов детей в Липецкой области; осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, заявления, жалобы граж- дан, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, и жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного само- управления, организаций и должностных лиц Липецкой области, нарушающие права, свободы и законные интересы ребенка. При рассмотрении обращений (жалоб) омбуд- смен руководствуется требованиями действующего законодательства. В частности, Фе- деральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; проверяет самостоятельно или совместно с Уполномоченным по правам человека в Липецкой области, компетентными государственными органами, органами местного са- моуправления, организациями и должностными лицами сообщения о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка; информирует и консультирует детей, а также их законных представителей о способах реализации и защиты прав, свобод и законных интересов, оказывает детям, а также их законным представителям иную помощь по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов ребенка; принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми, а также их законными представителями, с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лица- ми, действия которых обжалуются, с другой стороны, а также детьми, с одной стороны, и их законными представителями, с другой стороны, между законными представителями ребенка; содействует координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, других организаций Липецкой области по защите прав, свобод и за- конных интересов ребенка; направляет государственным органам, органам местного самоуправления, органи- зациям и должностным лицам Липецкой области, в решениях или действиях (бездей- ствии) которых он усматривает нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка и пре- дотвращению подобных нарушений в дальнейшем; информирует правоохранительные и контролирующие органы, их должностных лиц о фактах нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка; вносит в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам Липецкой области предложения по созданию системы защиты и продвижения прав, свобод и законных интересов детей, о предотвращении действий, ущемляющих права детей, о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка; осуществляет правовое просвещение по вопросам прав, свобод и законных инте- ресов ребенка, форм и методов их защиты, пропаганду положений Конвенции ООН о правах ребенка, международных договоров Российской Федерации по вопросам прав ребенка, федерального законодательства и законодательства Липецкой области по во- просам прав ребенка; осуществляет в пределах своей компетенции в порядке, установленном законода- тельством, участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В целях реализации предоставленных ему полномочий региональный детский ом- будсмен имеет право: по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности государственные органы, органы местного самоуправления, организации Липецкой области; присутствовать на заседаниях коллегиальных органов, а также в соответствии с фе- деральным законодательством посещать правоохранительные органы и места принуди- тельного содержания на территории Липецкой области; принимать участие в заседаниях областного Совета депутатов и представительных органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, связанных с защитой прав и интересов ребенка; принимать участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных норматив- ных правовых актов области, связанных с защитой прав и интересов ребенка; принимать участие в рассмотрении и обсуждении поставленных им вопросов; запрашивать и получать необходимые сведения, документы, материалы государ- ственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц Липецкой области по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка; привлекать экспертов и специалистов для осуществления отдельных видов работ, требующих специальных знаний; самостоятельно или совместно с органами, в ведении которых находятся вопросы, связанные с защитой и восстановлением прав, свобод и законных интересов ребенка, проводить проверку деятельности организаций и должностных лиц Липецкой области, нарушающих права, свободы и законные интересы ребенка; знакомиться с условиями содержания, воспитания и развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите- лей, помещенных в образовательные организации, медицинские организации, органи- зации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Липецкой области; проводить встречи и беседы с детьми, их законными представителями; в случае выявления фактов грубого, систематического или массового нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка выступить с докладом на заседаниях Липец- кого областного Совета депутатов. Уполномоченный по правам ребенка обязан направить органу государственной вла- сти, органу местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организа- ций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав, свобод и законных интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и за- конных интересов ребенка. Исходя из положений статьи 9 действующего Закона области об Уполномоченном по правам ребенка государственные органы и органы местного самоуправления, их долж- ностные лица, руководители организаций области оказывают содействие деятельности детского омбудсмена. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, руководители организаций региона обязаны в двухнедельный срок бесплатно предо- ставлять сведения, материалы и документы по запросам Уполномоченного по правам ребенка, необходимые для осуществления его полномочий. Заключения и рекомендации Уполномоченного по правам ребенка направляются в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций Липецкой области, в компетенцию ко- торых входит разрешение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Заключения и рекомендации омбудсмена подлежат рассмотрению в месячный срок с его обязательным извещением о времени и месте рассмотрения за три дня до назна- ченной даты. О принятых по результатам рассмотрения мерах Уполномоченный по правам ребен- ка уведомляется в письменной форме. В случае если его рекомендации не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения. Вмешательство в деятельность детского омбудсмена, а равно воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами государствен- ных органов, органов местного самоуправления, руководителями организаций обязан- ностей, установленных областным Законом, не допускаются и влекут ответственность, установленную Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях. Статьей 7.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях уста- навливается административная ответственность в виде штрафа от одной до двух тысяч рублей за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам ребенка в области с целью повлиять на его решение, а также за неисполнение должностными лицами обя- занностей, установленных Законом области об Уполномоченном по правам ребенка, а равно воспрепятствование его деятельности в иной форме. Ежегодно Уполномоченным по правам ребенка в области подготавливается и не позднее 15 апреля направляется Уполномоченному по правам человека в Липецкой об- ласти, Уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном окру- ге, Главному федеральному инспектору по Липецкой области, главе администрации Липецкой области, а также в Липецкий областной Совет депутатов, Липецкий областной суд, прокуратуру Липецкой области доклад о своей деятельности. Кроме того, доклад Уполномоченного по правам ребенка в регионе подлежит опубликованию в областной «Липецкой газете» для всеобщего сведения. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан омбудсмен вправе на- правлять в региональный парламент специальные доклады. Важно отметить, что вся информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в области подлежит размещению на его официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Для реализации полномочий Уполномоченного по правам ребенка и обеспечения его деятельности формируется аппарат Уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный по правам ребенка и его аппарат являются государственным орга- ном с правом юридического лица, имеющим печать и бланки со своим наименованием и с изображением Герба Липецкой области. Права, обязанности и ответственность работников аппарата детского омбудсмена, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются Законом Липецкой области «О государственной гражданской службе Липецкой области» и законодательством Российской Федерации о труде. Аппарат осуществляет правовое, организационное, научно-аналитическое, инфор- мационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного по правам ребенка. Следует обратить внимание, что на основании статьи 13 Закона области об Упол- номоченном по правам ребенка при региональном детском омбудсмене может созда- ваться на общественных началах Экспертный совет по вопросам прав и свобод ребенка, состоящий из лиц, имеющих необходимые познания и опыт работы в этой области. По- ложение об Экспертном совете и его состав утверждаются Уполномоченным по правам ребенка. Финансирование деятельности регионального детского омбудсмена и его аппарата, транспортное, техническое обеспечение осуществляется за счет средств областного бюджета. Таким образом, в настоящее время в регионе создана необходимая нормативная правовая база, регламентирующая правовые, организационные и финансовые основы деятельности Уполномоченного по правам ребенка. 3. Реализация Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» Региональный Закон об Уполномоченном по правам ребенка действует на террито- рии области немногим более двух лет и успешно реализуется. На основании статьи 7 областного Закона об Уполномоченном по правам ребенка по- становлением областного Совета от 20 октября 2011 года № 1780-пс на должность Упол- номоченного по правам ребенка в области назначена Тихонова Ираида Юрьевна. Предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного по правам ребенка было внесено главой администрации области. Кандидатура Тихоновой И. Ю. в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к кандидату, предусмотренным ста- тьей 3 Закона области об Уполномоченном по правам ребенка. Назначенный региональный детский омбудсмен имеет значительный опыт препода- вательской работы в школе (26 лет), а также опыт работы в комитете по делам женщин, семьи и демографии области и в системе социальной защиты населения. Областному Уполномоченному по правам ребенка присвоены звания «Заслуженный учитель РФ», «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР». Сформирован аппарат Уполномоченного по правам ребенка в составе четырех чело- век, приступивший к работе с 1 января 2012 года. В соответствии со статьей 10 Закона области об Уполномоченном по правам ребенка в 2013 году региональным детским омбудсменом был подготовлен и представлен пер- вый доклад о своей деятельности за 2012 год. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в области за 2012 год был заслушан и принят к сведению депутатами Липецкого областного Совета депутатов (далее – областной Совет) на сессии регионального законодательного органа (поста- новление областного Совета от 30 мая 2013 года № 469-пс). Согласно информации, изложенной Уполномоченным по правам ребенка в докладе, наиболее востребованными направлениями деятельности детского омбудсмена в про- шлом году стали рассмотрение жалоб, заявлений и обращений граждан, а также провер- ки учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения на предмет соблюдения прав и законных интересов детей. Исходя из статистических данных в адрес областного Уполномоченного по правам ребенка в 2012 году поступило 1205 жалоб, заявлений, обращений граждан, из них 690 письменных (57,2% от общего числа) и 515 устных (42,7%). В жалобах, заявлениях, обращениях гражданами затрагивается широкий круг про- блем. Основная масса жалоб, заявлений, обращений связана с уклонением родителей от выполнения своих обязанностей (выплата алиментов на содержание ребенка, остав- ление родителями ребенка в опасности) – 26, 5%. Немало жалоб, заявлений, обращений по вопросам определения места жительства ребенка и определения порядка общения с ребенком – 20, 7%; защиты прав и законных интересов ребенка в сфере образования – 14, 8%, в жилищной сфере – 12%, в сфере правоохранительной деятельности – 10%, в миграционной сфере – 8%. Количество жалоб, заявлений, обращений свидетельствует, с одной стороны, о до- верии граждан к институту Уполномоченного по правам ребенка как к действенному механизму защиты прав и законных интересов детей, с другой стороны, о значительной нагрузке детского омбудсмена и его аппарата. Другим актуальным направлением деятельности детского омбудсмена в 2012 году было проведение проверок учреждений в сферах образования, здравоохранения, соци- ального обслуживания населения в части соблюдения прав и законных интересов детей. Прежде всего данное направление затронуло учреждения государственной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционирующие на территории области. С момента назначения на должность Уполномоченный по правам ребенка посетил все учреждения данной категории, функционирующие на территории области, а также реабилитационные центры для несовершеннолетних области и област- ное казенное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам и детям» управления социальной защиты населения. Помимо этого, в 2012 году Уполномоченным по правам ребенка проверены 15 загородных оздоровительных учреждений области на предмет соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в сфере организации летнего отдыха и связанной с ним оздоровительной кампании. По результатам проверок детским омбудсменом были даны рекомендации органам государственной власти области, органам местного самоуправления и должностным ли- цам учреждений по улучшению организации работы учреждений. Следует подчеркнуть, что за время работы Уполномоченным по правам ребенка в области и его аппаратом уделялось большое внимание налаживанию взаимодействия с органами государственной власти различного уровня, общественными организациями и иными институтами гражданского общества, что способствует оперативному обмену не- обходимой информацией и всестороннему подходу в решении вопросов по защите прав и законных интересов детей. В 2012 году детским омбудсменом заключены соглашения о взаимодействии с Прокуратурой Липецкой области, УМВД России по Липецкой области, Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Липецкой области, Следственным управлением СК РФ по Липецкой области, Управлением Федеральной службы Россий- ской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области, Липецким областным судом, Управлением федеральной службы исполнения наказания Россий- ской Федерации по Липецкой области, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области, Глав- ным Управлением МЧС России по Липецкой области, Управлением Федеральной ми- грационной службы Российской Федерации по Липецкой области, Липецкой и Елецкой епархией Русской Православной Церкви. Данный факт стал подтверждением признания в регионе института Уполномоченного по правам ребенка всеми органами государственной власти и институтами гражданско- го общества как необходимого звена в защите прав и законных интересов детей. Детским омбудсменом активно реализуется полномочие, предоставленное статьей 7 Закона области, по внесению в государственные органы, органы местного самоуправ- ления, должностным лицам области предложений по созданию системы защиты и про- движения прав, свобод и законных интересов детей, о предотвращении действий, ущем- ляющих права детей, о совершенствовании механизмов обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка. Уполномоченным по правам ребенка в области был поставлен вопрос о необходимо- сти внесения изменений в Закон Липецкой области от 27 декабря 2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья» в части обеспечения интересов несовершеннолетних членов семьи, учитываемых при расчете социальных выплат на приобретение или строительство жилья в соответ- ствии с областными целевыми жилищными программами. Областным Советом 19 сентября 2013 года был принят Закон области «О внесении изменений в статью 3 Закона Липецкой области «О социальных выплатах жителям Ли- пецкой области на приобретение или строительство жилья», в соответствии с которым жилое помещение, приобретенное или построенное с использованием средств социаль- ных выплат, оформляется в общую собственность всех членов семьи, учитываемых при расчете социальных выплат на приобретение или строительство жилья, на погашение целевого займа (кредита) на приобретение или строительство жилья при рождении (усыновлении) ребенка (детей), на компенсацию части процентной ставки по целевым займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, на субсидирование пер- воначального взноса при оформлении ипотечного кредита. При этом при оформлении жилья в собственность одного из супругов (обоих супругов) при использовании ипотеч- ного займа (кредита), данные лица в течение десяти рабочих дней с момента регистра- ции права собственности на жилье представляют в областное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства Липецкой области» или органы местного самоуправления, осуществляющие переданные полномочия, нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное или построенное жилье в общую соб- ственность всех членов семьи, учитываемых при расчете социальных выплат, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилья. Бесспорно, что принятие данного областного Закона значительно повысило соци- альную защищенность несовершеннолетних членов семей региона, особенно в случае развода родителей. Также на рассмотрении областного Совета депутатов находится предложение, вне- сенное детским омбудсменом области с учетом рекомендаций Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, о введении института обще- ственных помощников Уполномоченного по правам ребенка во всех муниципальных об- разованиях и образовательных учреждениях области путем внесения соответствующих изменений в областной Закон об Уполномоченном по правам ребенка. По мнению Упол- номоченного по правам ребенка в области, создание института общественных помощни- ков позволит усовершенствовать взаимодействие с муниципальными органами власти и образовательными учреждениями. Несомненно, что нынешнее время диктует необходимость задействовать потенциал институтов гражданского общества для решения существующих проблем в сфере защи- ты прав детей. Исходя из данной позиции, на основании статьи 13 Закона области об Уполномочен- ном по правам ребенка детским омбудсменом создан Экспертный совет по вопросам прав и свобод ребенка, служащий площадкой для активного обсуждения стратегических проблем детства и семьи в контексте развития страны и региона, а также формирования тех или иных государственно-общественных инициатив в данной сфере. Экспертный совет действует на основании Положения об Экспертном совете, ут- вержденного Уполномоченным по правам ребенка в 2012 году. В состав Экспертного совета вошли представители государственных органов власти, органов местного самоуправления, сотрудники органов внутренних дел, ученые, депу- таты, представители православной церкви, общественных организаций, обладающие знаниями в области прав детей и опытом их защиты. Согласно Положению об Экспертном совете к основным функциям Экспертного со- вета относится оказание консультативной помощи Уполномоченному по правам ребенка при реализации его контроля над соблюдением прав ребенка и их защиты. За период 2012-2013 годов состоялось два заседания Экспертного совета. На засе- дании Экспертного совета поднимались проблемы, касающиеся: защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в особой системе питания с учетом рекомендаций лечебных учреждений, в ходе предоставления услуги школьного питания; подготовки летней оздоровительной кампании 2014 года в части усовершенствова- ния подготовки кадров на должности вожатых, обучения руководящего состава детских оздоровительных лагерей по организации документооборота, дополнительного финан- сирования за счет средств областного бюджета материально-технической базы детских оздоровительных лагерей, финансируемых из бюджета муниципальных органов власти. По результатам заседания Экспертного совета управлению образования и науки Ли- пецкой области рекомендовано рассмотреть обозначенные вопросы. Открытость деятельности Уполномоченного по правам ребенка и его аппарата обе- спечивается путем размещения подробной информации на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким образом, проведенный анализ правоприменительной практики областного Закона об Уполномоченном по правам ребенка показал жизнеспособность и актуаль- ность данного нормативного правового акта. 4. Предложения по совершенствованию Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» За период действия Закона области об Уполномоченном по правам ребенка регио- нальным парламентом дважды вносились изменения в данный нормативный правовой акт. Законом Липецкой области от 24 февраля 2012 года № 19-ОЗ «О внесении измене- ний в отдельные законы Липецкой области в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» внесены из- менения технического характера в статью 11 областного Закона об Уполномоченном по правам ребенка в части уточнения наименования информационно-телекоммуникацион- ной сети Интернет в соответствии с федеральным законодательством. Законом Липецкой области от 2 мая 2012 года № 31-ОЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» в целях приведения областного Закона в соответствие с частью 3 статьи 4 Фе- дерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ОЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к полномочиям детского ом- будсмена отнесено участие в пределах своей компетенции в порядке, установленном за- конодательством, в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В связи с изменениями, которые за последние два года претерпело федеральное законодательство, в настоящее время возникла необходимость дальнейшего совершен- ствования Закона области об Уполномоченном по правам ребенка по ряду моментов. Как уже отмечалось выше, должность регионального детского омбудсмена является государственной должностью области. Статьей 4 областного Закона об Уполномоченном по правам ребенка установлены условия осуществления детским омбудсменом своей деятельности, предусматриваю- щие ряд ограничений для лица, замещающего данную государственную должность об- ласти. Вместе с тем в статье 4 регионального Закона не содержатся ограничения, нашед- шие отражение в статье 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с учетом внесенных изменений) (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»). В частности, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организацион- но-правовых форм; Продолжение. Начало на 28-й стр. Окончание на 30-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz