Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ № 73/24701/ 17 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 25 МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ Тема следующего выпуска : « Дети и экзамены » Приближаетсяконецучебного года, а вместе с ним—пора итоговых контрольных работ и выпускных экзаменов. От ре- зультатов последних зависит порой очень многое—возмож- ность дальнейшего поступления в выбранныйвуз, получение той профессии, которая нравится. Впервые, пожалуй, наши дети сталкиваются в это время с настоящей, «взрослой» от- ветственностью за свое будущее. Как помочь им справиться со стрессом? Какие ошибки чаще всего допускают в этот момент родители? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в следующем выпуске «Родительского собрания». Напоминаем: если у вас есть вопросы по той или иной проблеме, связанной с воспитанием детей, или вы хотите поделиться собственными наблюдениями, опытом, пишите нампо адресу: ул. Московская, 83 или на электроннуюпочту lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой «Родительское собрание», а также звоните по телефону 30-82-25. Страницу подготовили Софья Вобликова и Марина Кудаева. Фото Ольги Беляковой. Дети и политика «Дети вне политики» — значок с такой надписью надел народный артист России Константин Хабенский на церемонию на- граждения его этим званием год с лишним назад. Таким образом актер хотел выразить свое несогласие с «законом Димы Яковлева», ограничивающим право усыновления россий- ских сирот американскими гражданами. В тот день его как раз должен был рассмотреть Совет Федерации. Фраза, конечно, хорошая, но насколько она отвечает реалиям жизни? Разве наши дети, видящие по телевизору или читающие в Интернете новости об Украине, находятся вне политики? Разве можно их оградить от того информационного потока, который льется на них отовсюду? И как быть родителям в данной ситуации, как им объяс- нить те моменты, которые им самим иногда кажутся сложными? Свои советы по этой теме дают наши сегодняшние эксперты. Марина Михалева, лаборант, г. Липецк: — В мое пионерское детство мы твердо знали, как государ- ство устроено, каждыйпонедельникперед урокамипроводилась политинформация, где обсуждали последние новости страны. Так что мы были политически подкованы. Хотя, справедливо- сти ради, стоит признаться, мне, например, это было совсем не интересно. Наверное, поэтому со мной однажды едва не вышел конфуз: я новости не посмотрела, а к политинформации гото- виться нужно было. Вот я и нашла старыйжурнал с некрологом какому-то политическому деятелю и решила подготовить об этом сообщение. Хорошо, что родители вовремя это заметили и не допустили моего позора. Но сегодня политическая ситуация более сложная. Кроме того, нужен глаз да глаз, чтобы ребенок не попал под чье-то плохое влияние. Аэто вполне реально: подросткимного времени проводят в Интернете, и при желании «промыть» им мозги до- вольно просто. Поэтому необходимо вести разговор о том, что такое хорошо в политике и что такое плохо. Думаю, лет десять — это уже оптимальный возраст. Светлана Куликова, экономист, г. Липецк: — Хотим мы того или нет, но дети и политика — явление, прочно вошедшее в нашу жизнь. Школьное самоуправление, встречи с политическими лидерами, праймериз — даже у нас в Липецке есть подобное. Моя дочь, например, с удовольствием участвует в общественной жизни школы. Конечно, это не гово- рит о том, что в дальнейшем она будет заниматься политикой, но активную жизненную позицию точно займет. Поэтому уверена: интересоваться политикой в детском воз- расте — это нормально. Так формируется гражданин. Другое дело, что для того, чтобы ответить на вопросыдетей о политике, нам самим нужно постоянно быть в курсе событий. Еще мы, например, на выборы обязательно ходим всей семьей. А вот на митингах и пикетах детям делать нечего. Сергей Каверин, монтажник, г. Липецк: — Я сам в политике мало что понимаю. Разобраться, что к чему, сложно, а начнешь пытаться, таки вовсе запутаешься. По- этомуи сыну, ему16лет, советуюне лезть в этидебри, держаться подальше от всех партий. Но совсем политику из своей жизни, к сожалению, исключить нельзя. Например, то, что происходит наУкраине, касаетсяинас, россиян.Мы, например, каждый год ездили вКрымна отдых. Так что новости всей семьей постоянно смотрим и обсуждаем. Но это — единичный случай. А вообще нечего голову этим забивать. Пусть политикой занимаются те, кому она интересна. Амыработать будем—толку будет больше. Как объяснить ребенкумладшего воз- раста в доступной форме социальные процессы? Проще всего это сделать на примере сказки. Но какие произведения годятся для этого? Для начала можно обратиться к подзабытой классике, на которой воспитывались сегодняшние мамыипапы. Это «ПриключенияЧипол- лино» Джанни Родари, «Тритолстяка» Юрия Олеши, «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева и «Записки звездочетаСириуса»АльбертаИванова. Сюжеты этих произведений—хорошая основа для обсуждения различных про- блем общества. Более старшим детям можно предложить сказки Салтыкова- Щедрина, которые и взрослым не меша- ло бы время от времени перечитывать. НА ЗАМЕТКУ Научить ребенка размышлять Лариса Ксенофонтова, депутат Липецкого об- ластного Совета депутатов: — Уже в феврале, когда только начинали развиваться события в Украине, внимание всех было приковано к экра- нам телевизоров, даже тех, кто до этого не сильно инте- ресовался политикой, а тем более геополитикой. Конечно, огромный вал информации из телевидения и Интернета получают наши дети. Огра- дить их от этого нельзя, да и просто невозможно. Мой сын, которому 15 лет, просто «зависает» со своими друзья- ми в Сети, обсуждая проис- ходящее. И мне как маме и как политику адресовалось «море» вопросов: от самого волнующего «А война будет?» и до глобального «Почему именно так устроено мировое сообщество?». Конечно, все это может поставить любого взрослого в тупик. Сложно от- ветить детям, которые в этом возрасте все делят на «черное» и «белое», так, чтобы они по- няли: жизнь на самом деле сложнее и многограннее. И как, например, неаккуратным ответом не подменить понятие патриотизма на национализм? Обсуждать вопросы поли- тики с детьми необходимо. В любом случае — это еще один повод для качественного, пол- ноценного общения, которого так не хватает всем нам и под- растающему поколению тоже. Но чтобы взрослым было что ответить детям, они должны сами в первую очередь ориен- тироваться в ситуации, быть в курсе всех происходящих в мире событий, иметь свою точку зрения. Только так ро- дители могут иметь влияние на ребенка, рассчитывать на понимание с его стороны. Так онипомогут ему сформировать свой взгляд на ту или иную проблему и уберегут его от увлечения какими-то край- ними, порой экстремистскими течениями. Главное—научить ребенка размышлять, высказывать свое мнение, быть уверенным в себе. Однако всем родите- лям хочется, чтобы их дети разделяли их позицию. И все-таки не нужно навязы- вать собственные политиче- ские предпочтения ребенку: так можно добиться прямо противоположного эффекта. Вмоей семье, например, царит демократия, хотя в случае раз- ногласий на отсутствие ужина я иногда намекаю. Если же говорить серьез- но, то уверена: политические проблемы можно обсуждать с того возраста, когда ребенок начинает говорить и что-либо понимать. Ведь политика — это такая же часть окружаю- щего мира, как и, допустим, природа. Мы же объясняем малышам, почему идет дождь или снег. Так же можно рас- толковать и особенности раз- личных общественных отно- шений. Разумеется, подходы надо выбирать те, которые соответствуют возрасту. Обсуждать, опираясь на факты Виктор Уваркин, учитель истории, школа № 17, Липецк: — Для начала стоит опре- делиться с предметом раз- говора. Конечно, втягивать детей в политику нельзя, если мы подразумеваем под этим их участие в противостоянии различных сил общества. Все это — дело взрослых людей, с хорошо сформированными взглядами, со своими интере- сами, которые они отстаивают порой не самыми приемлемы- ми методами. Но замалчивать политиче- ские проблемы, не обсуждать их с детьми мы не можем. Хотя бы потому, что они сами задают вопросы на эту тему. В последние месяцы на наших глазах происходили события исторического масштаба. И мы, родители, педагоги, долж- ны помочь разобраться в них подрастающему поколению. Из чего исходить в подоб- ных беседах? Во-первых, надо обращать внимание на возраст ребенка. Очевидно, что разго- вор с младшими и старшими школьниками будет строиться по-разному. Если с первыми вряд ли стоит углубляться в какие-то политические хитро- сплетения, то со вторыми уже можно попытаться их проана- лизировать. В любом случае опираться надо не столько на эмоции и лозунги, сколько на факты. Какисторикаменяосо- бенно радует, что современная ситуация мотивирует детей к изучению исторических про- цессов. Во-вторых, надо учиты- вать юношеский максима- лизм. Это, кажется, еще Уинстон Черчилль сказал: «Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца». У фразы есть и продолжение: «Кто в старо- сти не стал консерватором — у того нет мозгов». Юности свойственны души прекрас- ные порывы, и их не нужно обрывать. Но необходимо, чтобы подростки понимали: проблемы надо решать путем переговоров, убеждения, а не силовыми методами, не устраивая акции устраше- ния. Экстремизм, под каки- ми бы привлекательными девизами ни выступал, — это всегда тупиковый путь. И, наконец, в основе любой беседы на политическую тему — да и в целом воспитания — должно лежать чувство любви к Родине. Идеологию патри- отизма кто-то ругает, кто-то хвалит. Но мое убеждение таково: любой порядочный че- ловек должен уважать страну, где он живет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz