Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 7 /24635/15 ЯНВАРЯ 2014 28 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Постановление двадцать первой сессии Липецкого областного Совета депутатов пятого созыва № 695-пс от 27.12.2013, г. Липецк О результатах мониторинга Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» Липецким областным Советом депутатов в соответствии с Законом Липецкой об- ласти от 5 декабря 2008 года № 213-ОЗ «О мониторинге нормативных правовых ак- тов Липецкой области» и Программой нормотворческих работ Липецкого областного Совета депутатов на 2013 год проведен мониторинг Закона Липецкой области от 18 августа 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» (далее – Закон области, областной Закон об Уполномоченном по правам ребенка). Целью мониторинга явились анализ и оценка практики реализации Закона области об Уполномоченном по правам ребенка планируемому результату правового регулиро- вания. По результатам мониторинга областного Закона установлено, что его нормы в целом соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральному законода- тельству, законодательству Липецкой области и создан действенный механизм защи- ты и восстановления прав и законных интересов несовершеннолетних. Анализ правоприменительной практики Закона области об Уполномоченном по правам ребенка показал жизнеспособность и актуальность данного нормативного правового акта. Вместе с тем проведенный мониторинг показал необходимость совершенствова- ния действующей нормативной правовой базы области с учетом изменения федераль- ного законодательства и опыта других субъектов Российской Федерации. В связи с этим, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, статьей 9 Закона Липецкой области «О мониторинге норма- тивных правовых актов Липецкой области», Липецкий областной Совет депутатов по- становляет: 1. Принять информацию о ходе реализации Закона Липецкой области «Об Уполно- моченном по правам ребенка в Липецкой области». 2. Комитету по законодательству и правовым вопросам подготовить и внести в порядке законодательной инициативы в Липецкий областной Совет депутатов проект закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об Упол- номоченном по правам ребенка в Липецкой области» в части: установления дополнительных ограничений для лиц, замещающих государствен- ные должности субъектов Российской Федерации, и случаев досрочного прекращения их полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 102-ФЗ); расширения и конкретизации полномочий Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области; закрепления института общественных помощников Уполномоченного по правам ребенка в Липецкой области. 3. В целях обеспечения единообразия правовой регламентации института Упол- номоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации направить пред- ложение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о раз- работке в качестве совместной законодательной инициативы проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации». 4. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» информа- цию о ходе реализации Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» направить в Министерство юстиции Российской Феде- рации. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов П. ПУТИЛИН Введение Бесспорно, что дети являются самой незащищенной группой населения и напря- мую зависят от мира взрослых. По этой причине дети обладают особыми правами, за- крепленными в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года. Права детей нуждаются в специальной защите и механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить защиту прав каждого ребенка в отдельности и всех детей в целом. Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физи- ческого и интеллектуального развития, своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От имени несовершеннолетних действуют их законные представители (роди- тели, опекуны, директора детских учреждений и пр.). При этом, как показывает практика, в случае нарушения прав ребенка его же законными представителями, несовершенно- летний зачастую остается беззащитным. В Российской Федерации сложилась система органов, выполняющих функции со- действия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами со- блюдения прав ребенка (органы образования, здравоохранения, органы и учреждения в сфере социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, органы внутрен- них дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры и др.). Однако до недавнего времени реальное положение дел свидетельствовало о недостаточности та- кого контроля, поскольку в подавляющем большинстве случаев контроль осуществлялся органами исполнительной власти фактически за собственными действиями – действия- ми подчиненных им учреждений. Кроме того, контроль проводится лишь в рамках компе- тенции конкретного ведомства. В связи с этим возникла необходимость в создании дополнительного механизма, по- зволяющего обеспечить независимую защиту прав ребенка. Таким механизмом стал ин- ститут Уполномоченного по правам ребенка, учрежденный Указом Президента Россий- ской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986. Несмотря на то, что институт Уполномо- ченного по правам ребенка имеет государственные атрибуты, по своей сути это элемент гражданского общества. Уполномоченный по правам ребенка выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения органов государственной власти. За последние годы институт Уполномоченного по правам ребенка создан во всех субъектах Российской Федерации. В Липецкой области институт Уполномоченного по правам ребенка появился в августе 2011 года на основании Закона Липецкой области от 18 августа 2011 года № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой об- ласти» и уже зарекомендовал себя среди населения как эффективный механизм защиты и восстановления прав и законных интересов ребенка. Вместе с тем залогом дальнейшего успешного функционирования института Уполно- моченного по правам ребенка является его совершенствование по результатам монито- ринга действующей правовой базы, а также анализа имеющегося опыта работы. Мониторинг Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» направлен на систематизацию информации о проблемах правового регулирования деятельности Уполномоченного по правам ребенка в области в целях со- вершенствования регионального законодательства в этой сфере. 1. Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации Институт омбудсмена (от шведского – представитель) впервые появился в Швеции в 1809 году. Под омбудсменом понимается должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов власти и должностных лиц. Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением вре- мени пост омбудсмена был введен по шведскому образцу и в других странах мира. Детский омбудсмен впервые появился в Норвегии на основании Закона от 5 марта 1981 года. В изданном ЮНИСЕФ дайджесте «Институт уполномоченных по правам ре- бенка» выделяются четыре основных способа образования данного института: учреждение специальным законом, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Исландия, Люксембург); учреждение в соответствии с законодательством об охране прав ребенка, согласно которому функции омбудсмена непосредственно связаны с исполнением и контролем за исполнением соответствующего закона (Австрия, Новая Зеландия); учреждение в рамках существующих государственных органов, омбудсмены состоят в штате государственного органа и подотчетны ему (Канада, Испания, Дания, Германия); учреждение неправительственными организациями и работа под их эгидой (Финлян- дия, Израиль). Особо интересным представляется опыт Польши. В настоящее время Польша – единственное государство, в котором детский омбудсмен обладает конституционным статусом. Работа над созданием в Польше данного института началась по инициативе неправительственных организаций и обществ, занимающихся проблемами, связанными с правами ребенка. В результате в Конституцию Республики Польша было внесено по- ложение, обеспечивающее правовую основу для создания института Уполномоченного по правам ребенка. Несмотря на существующее разнообразие моделей института Уполномоченного по правам ребенка, общим для их деятельности является выполнение ими функций, свя- занных с защитой прав конкретного ребенка и представительство его интересов; рас- следованием дел по индивидуальным жалобам детей; наблюдением за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов ребенка; внесением рекомендаций в государственные органы по совершенствованию законодательства в области охраны прав ребенка; содействием по повышению информированности о правах ребенка, как самих детей, так и взрослых; осуществлением посредничества в случаях возникновения конфликта между ребенком и его родителями; представлением докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребенка. В Российской Федерации институт омбудсмена появился сравнительно недавно. На основании Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Аналогич- ные должности были созданы и в субъектах Российской Федерации. Наряду с развитием института омбудсмена общего профиля свое развитие получил институт специального омбудсмена — Уполномоченного по правам ребенка, который лично и с помощью своего аппарата участвует в содействии восстановлению прав детей. Создание института Уполномоченного по правам ребенка в России было иницииро- вано в ходе реализации проекта Министерства труда Российской Федерации и Дет- ского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в 1998 году. В рамках пилотного проекта были учреждены должности Уполномоченных по правам ребенка в 5 регионах: Екатеринбурге, Санкт- Петербурге, Волгоградской, Калужской и Новгородской областях. Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в России было названо одним из важнейших приоритетов ЮНИСЕФ на 2006–2010 годы. Данная инициатива обеспечила первона- чальную поддержку проекта и позволила в рамках региональных проектов создать базу и наработать механизмы для будущего развития института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Следующим шагом развития в России института Уполномоченного по правам ребен- ка стало принятие Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребен- ка» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 986), а затем Федерального закона от 3 декабря 2011 года № 378-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законода- тельные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (далее – Федеральный закон от 3 декабря 2011 года № 378-ФЗ) и введение института Уполномоченного по пра- вам ребенка во всех субъектах Российской Федерации. Интенсивное развитие института Уполномоченного по правам ребенка в России объ- ясняется следующими причинами. Во-первых, развитие данного института является общемировой тенденцией. В по- следние годы этот институт активно развивается во всем мире при участии крупных международных организаций и фондов, а именно Детского фонда ООН и Программы развития ООН. Во-вторых, Российской Федерацией был ратифицирован ряд международных до- кументов по защите прав детей, в том числе Конвенция ОНН о правах ребенка 1989 года, что выступило катализатором в обсуждении проблем детства, а также стало механизмом международного давления на изменение ситуации в России. В-третьих, одним из национальных приоритетов Российской Федерации последних лет стало решение проблем детской безнадзорности, преступности, насилия над несо- вершеннолетними. Важность темы неоднократно отмечалась на высшем уровне госу- дарственной власти, что обеспечило поддержку развития института Уполномоченного по правам ребенка, а также стало условием открытости региональных структур к инноваци- ям в данной области. Развитие института Уполномоченного по правам ребенка является стратегическим направлением государственной политики по созданию эффективной системы защиты прав детей в Российской Федерации. Вместе с тем до настоящего времени отсутствует федеральный закон, определяю- щий правовые основы, принципы, задачи, функции Уполномоченного по правам ребен- ка, что отражается на тех общественных отношениях, которые должны быть четко урегу- лированы законом. Следует подчеркнуть, что Указ Президента Российской Федерации № 986 определя- ет статус и права Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации № 986 закреплено, что Упол- номоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Данная должность внесена в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574. На основании пункта 4 Указа Президента Российской Федерации № 986 Уполномо- ченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для выполнения возложенных на него обязанностей предоставляется право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, доку- менты и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государ- ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного само- управления, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов испол- нительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государствен- ной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации от- носительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-ана- литических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Что касается должности регионального Уполномоченного по правам ребенка, то пункт 5 Указа Президента Российской Федерации № 986 содержит рекомендацию ор- ганам государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении выше- указанной должности в регионах. Аналогичное положение содержится и в части 2 статьи 16.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 378-ФЗ, в соответствии с которой законом и иным нормативным правовым ак- том субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации. В нормативных правовых актах регионов определены задачи, принципы, полномо- чия, гарантии деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, вопросы организации и финансирования деятельности Уполномоченного по правам ребенка и его аппарата, вопросы его назначения и освобождения от должности. Информация о ходе реализации Закона Липецкой области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области» При этом анализ правовой базы субъектов Российской Федерации в сфере регули- рования вопросов деятельности Уполномоченного по правам ребенка свидетельствует о том, что не во всех регионах достигнуто единообразие в правовой регламентации инсти- тута Уполномоченного по правам ребенка. В большинстве регионов институт Уполномоченного по правам ребенка закреплен законом субъекта Российской Федерации, в отдельных субъектах Российской Федера- ции – указами, постановлениями глав регионов, а в некоторых регионах вопросы, свя- занные с защитой прав ребенка, нашли свое отражение в законах об Уполномоченном по правам человека. В субъектах Российской Федерации имеют место различия и в статусе Уполномоченного по правам ребенка. В ряде регионов Уполномоченный по правам ре- бенка осуществляет свою деятельность при главе региона, занимает должность госу- дарственной гражданской службы и не имеет независимого статуса (Республика Алтай, Белгородская область, Воронежская область, Тульская область и др.). Различия в правовом статусе региональных детских омбудсменов оказывают влия- ние и на порядок их назначения на должность. Детский омбудсмен, имеющий независи- мый статус, в основном назначается на должность законодательным органом субъекта Российской Федерации (Санкт-Петербург, Хабаровский край, Калужская область, Влади- мирская область, Орловская область, Новгородская область, Тамбовская область, Орен- бургская область и др.). Вместе с тем в отдельных регионах, несмотря на закрепленный в региональном законодательстве независимый статус, Уполномоченный по правам ребенка назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с законодательным органом субъекта Российской Федерации (Рязанская область). В региональном законодательстве отсутствует единый подход в части определения круга субъектов, имеющих право вносить предложения (представления) о кандидатуре на должность Уполномоченного по правам ребенка в регионах. В некоторых субъектах Российской Федерации предложение (представление) о кандидатуре на должность детского омбудсмена может быть внесено только высшим должностным лицом региона (часть 1 статьи 6 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 135 «Об уполно- моченном по правам ребенка в Хабаровском крае»; часть 2 статьи 6 Закона Орловской области от 4 августа 2010 года № 1097-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Орловской области»; часть 1 статьи 7 Закона Новгородской области от 1 июня 2010 года № 755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области»). При этом в других регионах определен более широкий круг субъектов, имеющих право вносить предложения (представления) о кандидатуре на должность Уполномочен- ного по правам ребенка. Частью 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 13 ноября 2009 года № 528-98 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге» предусмо- трено, что предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам ребенка могут вноситься в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга губернатором Санкт- Петербурга, постоянными комиссиями Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, депутатскими объединениями (фракциями) и депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Частью 1 статьи 6 Калужской области от 25 февраля 2011 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Калужской области» установле- но, что предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Законодательное Собрание Калужской области губернатором Калужской области, депутатом, группой депутатов, фракциями Законодательного Собрания Калужской об- ласти, Правительством Калужской области, представительными органами местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, общественными объ- единениями. Согласно части 2 статьи 6 Закона Владимирской области от 25 ноября 2010 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области» кан- дидатуры на должность Уполномоченного по правам ребенка вносятся в Законодатель- ное Собрание Владимирской области губернатором Владимирской области, депутатами Законодательного Собрания Владимирской области, депутатскими объединениями (фракциями) в Законодательном Собрании Владимирской области, Общественной пала- той Владимирской области. В законодательстве субъектов Российской Федерации имеют место различия, каса- ющиеся требований, предъявляемых к кандидатам на должность детского омбудсмена. На основании статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 13 ноября 2009 года № 528-98 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге» на должность Уполномочен- ного по правам ребенка назначается лицо, являющееся гражданином Российской Феде- рации, не совершившее порочащих его поступков, обладающее общественным автори- тетом, знанием проблем детства и опытом защиты прав и законных интересов ребенка. В силу статьи 5 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 135 «Об Уполно- моченном по правам ребенка в Хабаровском крае» на должность Уполномоченного по правам ребенка назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее высшее профессиональное образование, а также познания в области права и свобод человека и гражданина. Согласно части 2 статьи 6 Закона Рязан- ской области от 27 мая 2011 года № 38-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Рязанской области и Уполномоченном по правам ребенка в Рязанской области» на долж- ность Уполномоченного по правам ребенка может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший тридцатилетнего возраста, постоянно проживающий на террито- рии Рязанской области не менее пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее десяти лет. Исходя из статьи 5 Закона Влади- мирской области от 25 ноября 2010 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области» на должность Уполномоченного по правам ребенка назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, имеющее высшее профессиональное образование и опыт работы в области защиты прав и законных интересов ребенка. Пунктом 3 раздела I Положения об уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области, утвержденного постановлением губерна- тора Белгородской области от 18 января 2012 года № 3, детским омбудсменом может быть назначен гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование по педагогической или юридической специальности, навыки работы с деть- ми или правозащитной деятельности. Следует подчеркнуть, что в отдельных регионах требования к кандидатам на должность Уполномоченного по правам ребенка вообще не нашли отражения в нормативных правовых актах, регламентирующих работу данного ин- ститута. Так, не оговорены требования к кандидатам на должность детского омбудсмена в Законе Тульской области от 5 июля 2010 года № 1458-ЗТО «Об Уполномоченном при губернаторе Тульской области по правам ребенка и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области», Законе Воронежской области от 26 июля 1999 года № 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области» (с уче- том изменений), Законе Астраханской области от 2 марта 2010 года № 4/2010-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Астраханской области». Основания, влекущие досрочное прекращение полномочий детских омбудсменов в различных регионах Российской Федерации также имеют свои особенности. Поми- мо традиционного перечня оснований, при наступлении которых Уполномоченный по правам ребенка прекращает свои полномочия (нарушение ограничений, связанных с выполнением данным должностным лицом своих обязанностей, вступление в законную силу обвинительного приговора суда или судебного решения о применении к нему при- нудительных мер медицинского характера, об ограничении дееспособности либо о при- знании его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, письменное заявление о сложении своих полномочий, утрата гражданства Российской Федерации, неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности, смерть), в отдельных субъектах Российской Федерации полномочия детского омбуд- смена могут быть прекращены в связи с утратой доверия (выражения ему недоверия) (статья 8 Закона Санкт-Петербурга от 13 ноября 2009 года № 528-98 «Об Уполномочен- ном по правам ребенка в Санкт-Петербурге», статья 8 Оренбургской области от 4 марта 2011 года № 4330/1017-IV– ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Оренбургской области»). Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации закреплена обязанность Уполномоченного по правам ребенка по подготовке доклада по итогам деятельности за прошедший год. При этом некоторыми регионами оговорена необходи- мость ежеквартального предоставления детским омбудсменом информации о своей ра- боте. Так, в силу части 3 статьи 9 Закона Владимирской области от 25 ноября 2010 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области» Уполно- моченный по правам ребенка ежеквартально направляет в Законодательное Собрание Владимирской области, губернатору Владимирской области и в Общественную палату Владимирской области информацию о своей деятельности. Принятие специального федерального закона закрепит правовые ориентиры соз- дания и деятельности региональных Уполномоченных по правам ребенка, что будет способствовать формированию условий повышения эффективности работы данного института. Нельзя не отметить тот факт, что в нормативных правовых актах отдельных регио- нов закреплены вопросы, которые несут в себе особую социальную и общественную значимость и могут быть предложены для включения в федеральное и региональное за- конодательство других субъектов Российской Федерации. Прежде всего, это касается полномочий региональных детских омбудсменов. Так, согласно части 5 статьи 11 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 135 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае» в качестве при- оритетного направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка закреплена защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со статьей 14 Закона г. Москвы от 15 апреля 2009 года № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», статьей 15 Закона Санкт- Петербурга от 13 ноября 2009 года № 528-98 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Санкт-Петербурге», статьей 17 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 135 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае», статьей 15 Закона Вла- димирской области от 25 ноября 2010 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка во Владимирской области», частью 4 статьи 19 Закона Рязанской области от 27 мая 2011 года № 38-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Рязанской области и Уполномоченном по правам ребенка в Рязанской области», статьей 16 Закона Орловской области от 4 августа 2010 года № 1097-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Орловской области», статьей 15 Закона Тамбовской области от 31 декабря 2009 года № 609-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области», статьей 16 За- кона Оренбургской области от 4 марта 2011 года № 4330/1017-IV– ОЗ «Об Уполномочен- ном по правам ребенка в Оренбургской области», пунктом 18.6 раздела V Положения об Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области, утвержденного постанов- лением губернатора Белгородской области от 18 января 2012 года № 3, закрепляется институт общественных помощников Уполномоченного по правам ребенка, в том числе в части организации общественных приемных в муниципальных образованиях субъек- та Российской Федерации. Следует обратить внимание, что общественные приемные Уполномоченного по правам ребенка успешно функционируют в Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Хабаровском крае и других регионах России. В силу подпункта 1 части 1 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 13 ноября 2009 года № 528-98, пункта 11 статьи 13 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года № 135 «Об Уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае», пункта 2 статьи 6 Закона Астраханской области от 2 марта 2010 года № 4/2010-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Астраханской области», части 2 статьи 17 Закона Калужской об- ласти от 25 февраля 2011 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Калужской области», статьи 22 Закона Новгородской области от 1 июня 2010 года № 755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области», пункта 7 части 2 статьи 11 Закона Рязанской области от 27 мая 2011 года № 38-ОЗ «Об Уполномо- ченном по правам человека в Рязанской области и Уполномоченном по правам ребенка в Рязанской области» за Уполномоченным по правам ребенка закреплено право на безот- лагательный (внеочередной, первоочередной) прием по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций. На основании пункта 10 части 1 статьи 17 Закона Калужской области от 25 февраля 2011 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Калужской области», пункта 18.8 раздела V Положения об Уполномоченном по правам ребенка в Белгород- ской области, утвержденного постановлением губернатора Белгородской области от 18 января 2012 года № 3, пункта 6 статьи 4 Закона Орловской области от 4 августа 2010 года № 1097-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Орловской области» Уполномоченный по правам ребенка вправе организовывать проведение конференций, семинаров, дискуссий, «круглых столов» по проблемам, связанным с обеспечением и за- щитой прав ребенка. Таким образом, в настоящее время не теряет своей актуальности разработка фе- дерального закона по вопросам деятельности Уполномоченного по правам ребенка в связи с необходимостью выработки системного подхода к построению работы данного института. Представляется, что при разработке проекта федерального закона целесообразно учитывать успешный опыт применения регионального законодательства в сфере регули- рования деятельности Уполномоченного по правам ребенка. Нельзя не отметить, что в условиях современных реалий назрела необходимость в расширении круга полномочий, отнесенных к компетенции Уполномоченного по правам ребенка. Знаковое значение имело принятие Федерального закона от 3 декабря 2011 года № 378-ФЗ, которым был внесен ряд изменений в законодательные акты Российской Фе- дерации в связи с введением института Уполномоченного по правам ребенка. В целях конкретизации уже имеющихся у детских омбудсменов федерального и регионального уровней полномочий и предоставления им дополнительных полномочий внесены коррективы в федеральные законы, посвященные основным гарантиям прав ребенка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ис- полнению наказания, государственной регистрации прав на недвижимость, актам граж- данского состояния, государственному банку данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В частности, изменения претерпели следующие нормативные правовые акты Рос- сийской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилак- тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и ор- ганах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей по- дозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии ли- цам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистра- ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке дан- ных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Бюджетный кодекс Российской Федерации. С учетом принятых изменений статьей 16.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» опре- делено, что Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребен- ка в пределах своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом Президен- та Российской Федерации, обеспечивает защиту прав и законных интересов детей. В пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основ- ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отражено, что участие в деятель- ности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Упол- номоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномочен- ных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации. Частью 1 статьи 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за- креплено право Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей без специального разрешения посещать в пределах соответствующих территорий учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осуж- денных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений. Исходя из положений статей 15 и 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федера- ции предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка или Уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принад- лежности. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации впра- ве для осуществления контроля без специального разрешения посещать в пределах со- ответствующих территорий учреждения, исполняющие наказания, и следственные изо- ляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных учреждений. В силу части 5 статьи 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях осуществления контроля в пределах своей компетенции без специального раз- решения Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации имеют право в пределах соответствующих территорий посещать места содержания под стражей, в которых содержатся несовершеннолетние и беременные женщины. Помимо этого, в статье 21 данного Закона оговорено, что предложения, заявления и жалобы, адресован- ные Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка или Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, не подлежат цензуре со стороны администрации места содержания под стражей и не позднее следу- ющего за днем их подачи рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете. Статьями 10 и 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об обще- ственном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содер- жания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» закреплен механизм участия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Фе- дерации в общественном контроле за обеспечением прав находящихся в местах прину- дительного содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений. В целях защиты имущественных интересов несовершеннолетних на основании пун- кта 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Уполномоченный при Пре- зиденте Российской Федерации по правам ребенка имеет право на бесплатное полу- чение информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав. Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Упол- номоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномо- ченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации имеют доступ к конфи- денциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. Как уже было отражено выше, изменения затронули также Кодекс Российской Феде- рации об административных правонарушениях и Бюджетный кодекс Российской Феде- рации. Федеральным законодателем установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Рос- сийской Федерации по правам ребенка (статья 17.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Кроме того, определен порядок зачисления в Продолжение на 29-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz