Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

6 № 70/24698/12 АПРЕЛЯ 2014 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА | К 200- летию со дня рождения Михаила Лермонтова «Завет предвечного храня…», или История одной фальшивки Владимир Петров Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова не пере- стает удивлять, покорять, восхищать каждое новое поколение русских людей. Лермонтов — поэт Вечно- сти. О пророческом его даре, «всеведении» написано немало работ. Именно эта грань творчества гения особенно удивительна. Порой трудно представить Лермонтова юношей, молодым человеком, чья жизнь прервалась так трагически рано. Сквозь строки его пророческих стихотворений невольно возникнет образ мудреца, у которого нет возраста: так бытийственно плотно сгущена земная судьба его, где возраст ничего не значит. Миссия пророка Из воспоминаний со- временников складывает- ся сложный, противоре- чивый, хотя и неизменно влекущий портрет поэта. Но вот когда читаешь его стихотворения, прозу, вну- треннему взору предстает инойЛермонтов: все внеш- нее, что увидели и сказали о нем знавшие его люди, отпадает, становитсямало- существенным. Могучая, цельная личность, живу- щая по законам небесным, которой дано видеть мир и людскую суету с горных высот,—вот чтопоражает. Его знание о мире не хао- тичное, не разорванное, не поддающееся возрастным оценкам, а целостное. Что- то божественное чудится в этом знании, изменить ко- торому, по глубиннойсути, поэт допустить не мог, не желал, не позволял. Как земной человек он мог быть автором «Юнкер- ских тетрадей», фриволь- ных стихов. Но то была оболочка, игра, шалость: внутри он изначально нес другое чувство, иное зна- ние мира, «завет предвеч- ного храня». Перечитайте его зна- менитого «Пророка». Что это — только отражение евангельского сюжета или мировидение самого поэта, которому слышен гул кос- моса, которому внимают звезды? Трудно, невоз- можно представить Лер- монтова-поэта, обуянного земными суетными стра- стями настолько, чтобы дар, данный свыше, из- менял ему в творчестве: это был бы не он. Даже в лирических, любовных стихотворениях, где, каза- лось бы, естьместо призем- ленности, он возвышен- но-вдохновенен при всем реализме выражаемых чувств.Чувства-то земные, но как отражены! Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. «Таинственным разго- вором» Лермонтов был за- нят всю короткую жизнь: при созерцании ли свет- ской черни, дерзко ата- куя неприятеля в горах Чечни и Дагестана («Ва- лерик» — доказательство тому), обозревая пейзажи любимой России. Пора- зительно его признание в стихотворении «Родина» (первоначальное название «Отчизна»): Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой ... Эта любовь особая, про- израставшая органично, как росток, сокровенная, не подверженная влиянию разумных оценок, отра- женных в истории, славе, преданиях, мечтаниях. Лермонтов выразил лю- бовь к сотворенной Богом России—к ее народу, при- роде, самобытному образу жизни, сформированному Православием. Чета беле- ющих берез на холме, сла- достный, мирный, почти что райский дымок спа- ленной нивы, деревенские избы, веселящийся народ —вот на чемсосредоточено сердечное чувство любви, в чем ее источник, храни- мый в глубине души. Это не рассудочная любовь, а органичная, данная с рождения, благословенная Творцом. Без такой любви, ко- торую Лермонтов пронес через всю земную жизнь — а чувство это, безуслов- но, подвергалось самым серьезным испытаниям извне (судьба поэта из- вестна), — он вряд ли смог бы создать, вынести из сердечных глубин сво- их пророчески-страшное стихотворение «Предска- зание», датируемое 1841 годом, годом гибели. Не- возможно и теперь, зная, что пророчество сбылось, читать без содрогания эти строки: Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь... Обратим внимание на эпитет «черный» — для ненавистников России он неприемлем ни стилисти- чески, ни логически. Это мог написать только глу- боко любящий Родину человек — Лермонтов. Но апокалиптическое видение гибели России у поэта не заканчивается картинами хаоса и разверзнувшейся бездны. Он видит и другое —судиюи спасителя, дает образ бича Божия: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож; И горе для тебя! — твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон... Не то ли поколениям двадцатого века довелось увидеть, пережить, пере- страдать: крушение цар- ской России, кровь, глад и хлад, братоубийство и... мощного человека, спасшего страну и народ, наказавшего мучителей Родины? Возможно, такая трак- товка пророчества кому-то покажется прямолиней- ной. Что ж, любые проро- чества могут иметь неодно- значные толкования... Странная находка В конце девятнадцато- го века в творческое на- следие поэта неожиданно включается новая «на- ходка» — якобы неизвест- ное стихотворение Миха- ила Юрьевича. Впервые оно было опубликовано историком литературы, биографом Лермонтова П.А. Висковатовым в две- надцатом номере журнала «Русская старина» за 1887 год. Появление его на свет датируется, однако, не- сколько ранее. О нем впервые упоми- нает издатель известного журнала«Русскийархив», наш земляк П.И. Барте- нев в письме к коллеге, издателю П.А. Ефремову от 1873 года с примеча- нием — «списано с под- линника». Где, кем, когда обнаружен подлинник — не указывается. Уже в советское время впервые было опубликовано другое письмо Бартенева истори- ку Н.В. Путяте, которое датируетсянепозднее 1877 года, где вновь цитируется «находка» опять же с при- пиской — «с подлинника руки Лермонтова». Кто владелецподлинника—не уточняется. Уже в 1890 году в один- надцатом номере журнала «Русский архив» П.И. Бартенев сам публикует «находку», с ни к чему не обязывающим примеча- нием — «записано со слов поэта современником». В стихотворении, в ходе пуб- ликаций, обнаруживают- ся разночтения, которые трудно объяснить лишь издательскими ошибка- ми или забывчивостью публикаторов. Что уже подозрительно, ведь оно, по уверению Бартенева, списано с подлинника. Выходит, подлинников было несколько (кто их владелец?) либо «находка» кем-тодорабатываласьили редактировалась без уча- стия автора (допустим, им был Лермонтов). Обратимвнимание: сти- хотворение обнаружива- ется в 1873 году, то есть спустя 32 года после ги- бели поэта, а публикуется впервые, как уже сказано, в 1887 году, еще через 14 лет. Причем приоритет публикации Бартенев от- дает П.А. Висковатову, хотя ранее нигде он не упоминал о том, что имен- но Висковатов обнаружил «находку». Заметим, что Висковатов до того разы- скал и опубликовал ряд неизвестных, подлинных произведенийЛермонтова. Что сдерживало издателя «Русского архива»? Со- мнение в подлинности? Или какие-то другие при- чины? Но спустя три года он все же публикует его. Итак, «находка», при- писываемая Лермонтову, не только не атрибутиру- ется, но и не имеет прямых доказательств подлинно- сти. Наличие разночте- ний вызвало, в сущности, надуманную проблему у филологов: какой вариант «ближе к подлиннику» — это при отсутствии по- следнего! Поразительно, что проблема волновала и советских исследователей, в том числе авторов зна- менитой «Лермонтовской энциклопедии», изданной Весомым аргументом тут послужила запись ре- дактора журнала «Моско- витянин»Ю.Ф. Самарина, с которым Лермонтов, от- правляясь в последнюю ссылку на Кавказ, встре- тился весной 1841 года в Москве и в беседе выска- зал такую мысль: «Хуже всего не то, что известное количество людей терпе- ливо страдает, а то, что огромное количество стра- дает, не сознавая это». Как удобно и «доказательно» она ложится на строку процитированного сти- хотворения — «И ты, им преданный народ!» Но определиться с да- той написания стихотво- рения публикаторов, как очевидно, подвигало весь- ма серьезное обстоятель- ство. Вот какое: если отне- сти его к 1840 году, когда в апреле, за участие в дуэли с сыном французского по- сла Барантом, последовало решениеНиколаяоперево- де поручика Лермонтова в Тегинскийпехотныйполк, с припиской «Исполнить сегодня», то тогда же, в день отъезда изПетербурга на Кавказ, Лермонтовым было написано другое сти- хотворение — «Тучи», датированное апрелем же. Помните это замеча- тельное произведение, полное элегически-груст- ного настроения: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную… И в конце бесстрастно- философское: Нет у вас Родины, нет вам изгнания. Нет, совсем другие чувства волновали грудь поэта: расставание с Роди- ной, с милым севером! По- местить, как видим, рядом с этимшедевром«Прощай, немытаяРоссия» опромет- чиво, хотя, повторяю, до 1957 года это так и было: оба произведения сосед- ствовали — в 1840 году. Но логичнее датировать его весной 1841 года. По- чему? С зимы этого года Лермонтов хлопочет об отставке, которая так и не состоялась. Поэта мучили дурные предчувствия, да и стремление полностью от- даться литературному тру- ду овладело им, вызрело окончательно. Примерно 11 апреля дежурный гене- рал Главного штаба граф П.А. Клейнмихель вызвал его и сообщил предписание царя в 48 часов покинуть столицу и отправиться на Кавказ в свой полк. И вот тут-то возникает версия об «обиженном»Лермонтове. Советские литературоведы безапелляционны в выво- дах: «В 8 часов утра (14 апреля) Лермонтов вы- ехал из Петербурга. Перед отъездом им написано сти- хотворение «Прощай, не- мытая Россия...» Мы не станем прово- дитьлингвистическийана- лиз этого произведения — он сделан давно. Об- ратим лишь внимание на адресат «обиды»—на «не- мытуюРоссию», о которой он писал в цитированном выше стихотворении «Ро- дина» (вышло в четвертой апрельской же книжке журнала «Отечественные записки»). Разумнее, что свой гнев он должен бы обрушить на придворных, на светскую чернь, подго- товившую решение царя, не так ли?Но при чем здесь сокровенно любимая Рос- сия? И кто «немытый» в ней — народ? Гениальный поэт, как он мог сочинить такую банальность, как «страна рабов, страна господ»?Раз- ве «за стеной» Кавказа не находились деспотичные Персия и Турция? И раз- ве есть на земле хоть одна страна, к которой нельзя было бы применить эту «оценку», поставить это «клеймо»? А ведь в том же номере «Отечественных записок» о Лермонтове говорится: «Замышлено им много, и все замышленное превос- ходно. Русской литературе готовятся от него драго- ценнейшие подарки». Это «немытой» России, «стра- не рабов»? И почему он, якобы стремясь «сокрыть- ся» за стеной Кавказа, где героически сражался за Россию, был в первых рядах во всех горячих сра- жениях с горцами?От чьих «глаз и ушей» бежал? Кому была нужна подделка Но ядовитое семя вы- брошено в общественное сознание, пороча почти полтора века Россию и ее гениального сына. Со- ветских литературове- дов понять можно: все, что подвергало критике имперскую Россию, под- нималось на щит, пре- подносилось как «борьба за освобождение». Даже, повторюсь, в «Лермонтов- ской энциклопедии» этого идеологическогопосылане избежали: «Прощай, не- мытаяРоссия»—«гневная инвектива, одно из самых острых политических вы- ступлений поэта, восьми- стишье является вместе с тем глубоким выражением его социально-философ- ских взглядов». Выраже- нием взглядов — каково! И далее глубокомыс- ленная нелепость: «Оскор- бительно-дерзкое и вместе с тем проникнутое душев- ной болью определение родной страны («немытая Россия») представляло собой исключительную по поэтической выразитель- ности и чрезвычайно ем- кую историческую харак- теристику, вместившую в себя всю отсталость, не- развитость, иначе говоря, нецивилизованность со- временной поэту России»! А затем почти реквием с издевкой: «Слова «немы- тая Россия» закрепились в сознании многих поко- лений русских людей как афористическое выраже- ние бедственного состоя- ния Родины». Не более и не менее. Д а , з а к р е п и л и с ь ! «Вброс» фальшивки в школьную программу по литературе начался с 1961 года, но и до этого почти семь десятилетий стихо- творение внедрялось в мозги. Сегодня мы с уве- ренностьюможем заявить: мнимый «лермонтовский шедевр», явившийся из глубин инфернального мира, — провокацион- ный акт психологической войны против России и ее народа. Ядовитое зер- но, брошенное на россий- скую почву, продолжает культивироваться и на сегодняшних ее фронтах. Разве плохо иметь в рядах ненавистников России ге- ниального сына русского народа? Но Лермонтов из своего далека, с горных высот, недоступных лжецам, во- след Пушкину отвечает клеветникам: Да, хитрой зависти ехидна Вас пожирает, вам обидна Величья нашего заря; Вам солнца Божьего не видно За солнцем русского царя. Давно привыкшие венцами И уважением играть, Вы мнили грязными руками Венец блестящий запятнать… Но честь России невредима. («Опять народные витии») И сегодня фальшивка активно обсуждается в Интернете — там можно обнаружить немало «ин- тересного». Например, та- кое: «Первая строчкаявля- ется очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «не- мытый», примитивный и лишенный изящества…» Да уж, где «изящество» присутствует, то только там, за пределами нена- вистной России! Но кто же подлинный автор «немытой России»? Обратим прежде всего внимание на то, когда об- наружилась фальшивка. Смутное время реформ Александра II, годы демо- кратических послаблений. Недалек март 1881-го, когда террористы убьют царя-освободителя. Идет накопление сил разру- шителей исторической России, ширится народни- чество, всё более активно занимает мозги антигосу- дарственное толстовство. Александр III «подморо- зил» революционные по- рывы радикальной интел- лигенции, ноненадолго: он скончался при загадочных обстоятельствах. Впереди — 1905-й, 1917-й, фев- ральский переворот, когда упадет корона русских ца- рей, затем кровь и смута... Но не «Предсказание» было взято на вооружение врагами, это было охра- нительное, по сути, про- рочество. Врагам России нужно было другое, то, что работало бына разрушение империи. И такой «ше- девр» был найден.Многие, в том числе современные исследователи считают автором стихотворения «Прощай, немытая Рос- сия» либерального поэта, пародиста, сотрудника газеты «Искра» Дмитрия Минаева (1835 — 1889), успевшего сочинить паро- дии на произведения едва ли не всех «дворянских» поэтов. Очевидно, Лермон- тов не был исключением. ПроницательныйВаси- лийРозанов так отзывался о Лермонтове, сравнивая его дар с пушкинским: «Более что-то «аристокра- тическое», более что-то возвышенное, более бо- жественное. В пеленках «архиерей», с пеленок «уже помазанный». Чуд- ный дар. Чудное явление… МатерияЛермонтова была высшая, не наша, не зем- ная…». Лермонтов, как и Гоголь, замечает Розанов, «были любимы небом». Сопоставьте его стихотво- рения-молитвы, его про- рочества о «немытой Рос- сии» — и все уверения и доказательства авторства Лермонтова отпадут сами собой. Но яд фальшивки еще долго будет отравлять люд- ские слабые умы… в СССР в 1981 году. А ведь в числе составителей ее были все «звезды» тогдаш- него лермонтоведения. Процитируем же «на- ходку», приписываемую М.Ю. Лермонтову: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, Ивы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Это, так сказать, «ка- нонический» список «с подлинника». Но есть ва- рианты, где вместо «им преданный» стоит «по- слушный им», «покорный им» народ, вместо «па- шей» — «царей» и даже «вождей». Полемику вызвала и датировка: когда написано стихотворение — в 1837 году (редакция собрания сочинений Лермонтова, 1957 г.), в 1840 году (собра- ние сочинений поэта 1939- 1940 годов под редакцией Б.М. Эйхенбаума) или же вернее дата, обозначенная еще П.А. Висковатовым, —конец апреля 1841 года. В ходе дискуссий исследо- ватели пришли к выводу — верна датировка Виско- ватова. Михаил Лермонтов был не только великим поэтом, но и замечательным художником.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz