Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2014 г. (г. Липецк)

РАМПА | В липецком театре поставили пьесу японского драматурга Главная роль для... цензора Сергей Иванов Строгий, но не лишенный изящества кабинет в черно-красных тонах с минимальной обстановкой, огромное полотнище с восходящим солнцем на заднике, стены, украшенные каллиграфически выписанными иероглифами, — в таких камерных декорациях разворачивается сюжет нового спектакля, поставленного главным режиссером Липецкого государственного академического театра драмы имени Льва Толстого Сергеем Бобровским, «Академия смеха». Действие пьесы японского драма- турга Коки Митани происходит в 1940 году, в самом начале Второй мировой войны. Молодой драматург (Владимир Борисов) приходит к цензору токий- скойполиции общественной безопасно- сти (народный артист России Михаил Янко), чтобы согласовать текст новой комедии для небольшой театральной труппы «Академия смеха». Однако пародия на шекспировских «Ромео и Джульетту» приводит представителя власти в недоумение. Цензор—патри- от и государственник, человек далекий от театральной среды, занимавшийся на прежнем месте работы усмирением рабочего движения в Маньчжурии, убежден, что наступило такое время, когда народ должен сплотиться во- едино, чтобы вынести все тяготы и испытания. И сомнительные пьесы по мотивам сюжетов западных авто- ров этому никак не способствуют. Но драматург ради своей постановки готов идти на любые уступки цензуре, ра- болепствовать, пресмыкаться, носить скворечникиивкусные булочки своему куратору. Конформизм автора не знает преде- лов —нужно в текст комедии три раза вставить фразу «Боже, храни импера- тора!»—пожалуйста. Заменить Ромео Гамлетом — нет проблем. Ввести по ходу пьесы роль японского стража по- рядка — будет сделано. Суровый цен- зор изобретает всё новые придирки, а драматург услужливо потакает самым нелепым требованиям представителя власти. Борисов, проявляя в полной мере весь свой недюжинный комедийный талант, изображает в лицах комедий- ных героев. Суровый мэтр цензуры Янко в мундире, застегнутом на все пуговицы, постепенно начинает вхо- дить во вкус, все больше ощущая себя полноценным соавтором пьесы. Театр поразительным образом сближает аб- солютно непохожих людей. Вот уже начисто лишенный чувства юмора цензор пытается оценивать текст с точки зрения зрителя, то и дело гро- могласно заявляя: «Не верю!». Пара- доксальным образом ему даже удается предложить несколько удачных ходов. Икогда он требует сделать совершенно несмешной комедию, получается дей- ствительно уморительно. Цензора уже не унять, в борьбе за правду жизни он придумывает сцену, в которой Джу- льетта и Гамлет вводят друг другу яд при помощи клизм, а затем произно- сят длинные предсмертные монологи. Автор больше не лебезит, а говорит на равных, открывая душу своему со- беседнику. Бесконечные переделки пьесы, превращающейся в подлинный ше- девр, останавливает лишь призывная повестка. Драматурга отправляют на фронт, а цензор трогательно обещает сыграть главную роль после его воз- вращения с войны. «Комедия—невероятно сложный, многослойный жанр, требующий от писателя особой зоркости, — писал Митани. — В зоопарке вы обычно смеётесь над обезьянами, реже — над медведями. Но вы никогда не станете смеяться над черепахой или змеёй. Мы хохочем над теми, кто похож на нас самих». УСергеяБобровского, выступивше- го еще и в качестве художника-поста- новщика, получился замечательный спектакль с ироничнымподзаголовком «Низкопробная комедия», откровенно смешной и одновременно тонкий и умный, украшенный колоритнейшей актерской игрой (чего стоят только японские патриотические песни в исполнении Янко и Борисова!). Ху- дожник и власть, цензура и свобода слова, творец и публика, сложный мир театрального закулисья, — обо всём этом говорят со зрителем в маленьком «театре в театре» в японском антура- же. А грань, отделяющая комедию от трагедии, очень условна. Сергей Малюков Надежду Обухову современники назы- вали «царицей русской оперной сцены». Любаша в «Царской невесте» Римско- го-Корсакова, Марфа в «Хованщине» Мусоргского, Кармен в опере Бизе — эти и другие выдающиеся роли обесс- мертили ее имя, сделав символом беззаветного служения искусству. Детство Надежды Андреевны прошло в конце XIX века в селе Хворостянка. Великая певица — наша землячка. В память о ней в областном центре в шестой раз прошел Всероссийский конкурс молодых вокалистов имени Надежды Обуховой, организованный Липецкой областной филармонией, при поддержке администрации области. Престижность творческого состязания, пусть даже и в провинциальном городе, не подвергается сомнению в музыкальном мире. Достаточно сказать, что жюри из авторитетных специалистов в области классического вокала, народных и заслу- женных артистов бессменно возглавляет художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра народная артистка России Лариса Гергиева. На конкурс, проходивший с 6 по 9 апреля, в Липецк приехали молодые со- листы ведущих оперных театров России, Беларуси, Абхазии, Англии, Франции, США, Китая, Южной Кореи, Монголии. ПофактуОбуховскийфестиваль давно уже стал Международным. Будущие звёзды мировой сцены представили на суд жюри произведения отечественной и мировой оперной классики, русские романсы. В год 200-летия Михаила Лермонтова была учреждена специальная номинация за лучшее исполнение романса на стихи ве- ликого поэта. — Русский язык потрясающе краси- вый, петь на нём одно удовольствие, а вот выучить — очень трудно, — темнокожая американка Авуглан Дзидзофе очарова- тельно улыбается. — Пришлось как сле- дует поработать над произношением, но результат того стоит. Русская опера очень выразительнаимногообразна.Ясчастлива выступать в России. Мои коллеги говори- ли о конкурсе много хорошего, и, приехав в Липецк, я лично в этом убедилась. Здесь я получила потрясающий творческий опыт, который мне поможет в будущем. Старания Авуглан не пропали даром. Мастерство певицыизштата Калифорния жюри отметило лауреатским дипломом IV степени. К радости липчан солист Липецкой об- ластнойфилармонииСергейБлинков стал лауреатом I степени в старшей возрастной номинации от 33 до 40 лет. Это не первый успех Сергея на Обуховском конкурсе, ранее он уже становился его лауреатом. Победу Блинков разделил с Игорем Гор- ностаевым из Воронежа. В номинации до 32-х лет лауреатами ПАМЯТИ ТОВАРИЩА Последняя рецензия Ушел изжиз- ни журналист Константин Ва- сильевич Клют- кин. Семь лет работал он в ре- дакции «Липец- кой газеты». А до того его судь- ба была связана с Таджикиста- ном. В Душан- бе он вернулся с дипломом жур- фака МГУ, из Душанбе уходил на службу в Со- ветскую армию, в Душанбе тру- дился на радио, заведовал отделом в редакции газеты «Коммунист Таджикистана», позднее переименованной в «Народную газету». Как написал сам Константин Клюткин в своей автобиографии, в Россию, в Липецк, он вынужден был переехать из-за нестабильной обстановки в Таджикистане, где лишился возможности нормально жить и работать. И в тревожном 1993-м он стал корреспондентом, а затем обозревателем «Липецкой газеты». Он знал одну, но пламенную страсть: безза- ветно был предан искусству. Тонкий, прони- цательный театральный критик, постигавший природу сценического творчества изнутри, умевший «читать» спектакль с завидной про- ницательностью и глубиной. Любитель и це- нитель живописи. Автор рецензий на книги, интересных журнальных обзоров. Наконец, мастер диалога на равных с режиссерами, акте- рами, музыкантами. Они охотно раскрывались перед ним, угадывая его искреннюю любовь к тому, что было делом их жизни. Иногда Константин казался слишком экс- центричным, эмоциональным, иногда его тексты требовали от читателей определенных усилий, чтобыуловитьнепростойходмыслиав- тора. Но написанное Клюткиным того стоило. Мы склоняем голову перед памятьюнашего коллеги. Мы скорбим вместе с его родными и друзьями. Прощайте, Константин Василье- вич. Да будет Вам пухом липецкая земля, на которой двадцать лет назад Вы обрели вторую родину. Журналисты «Липецкой газеты», Союз журналистов Липецкой области. Слово обозревателю Букварь в опале И. Неверов Пока Россия, кажется, не поддалась соблазну слепить из украинцев собирательный «образ врага». Почти не поддалась. Это не так легко при виде толпы, орущей «Москаляку на гиляку!», или вчитываясь в программу Олега Тягнибока по укранизации непослушных Юга и Востока страны: запретить ввоз любой литературы из РФ. Запретить любые издания на русском, вплоть до букваря. Физически избавиться от русскоязычной интеллигенции. С веточ мировой демо- кратиимистерОбама, Европа и российские либералы все это, разуме- ется, не одобряют. Но де- лают вид, что верят: между наследниками Бандеры и Турчиновым, Яценюком, Юлией Тимошенко —про- пасть. Первые опасны и нерукопожатны, вторые —вполне цивилизованная и пригодная для сотрудни- чества публика. Это немножко сомни- тельное утверждение. Просто то, что у «Правого сектора» на языке, у ти- мошенок обоего пола — на уме. И вдали от трибун, телекамер и диктофонов они озвучивают намерения и идеи стопроцентно в духе Яроша и Тягнибока. Среди своих та же золотокосая Юлия не стесняется про- шипеть, яростно стиснув подлокотники инвалидно- го кресла, что надобно из- вести всех кацапов вместе с их руководителем. Приплюсуйте к этому подлейшие исторические изыскания, проникающие в школьную программу. В результате подобного просвещения украинские старшеклассники усва- ивают, что УПА внесла больший, чем Красная ар- мия, вклад в освобождение Украины от фашизма, и вообще — именно банде- ровцы обеспечилимирную жизнь в их стране. Неудивительно, что в России у кого-то возникает желание поквитаться за все это. И вот уже звучит раздраженное, гневное тре- бование перестать назы- вать людей, живущих на берегах Днепра, Южного Буга и Сейма, братским народом.Ивот ужекому-то припоминаются хлесткие стихи Иосифа Бродского, написанные в 1991-м, ког- да Украина провозгласила свою независимость: «Ска- тертью вам, хохлы, и руш- ником дорога. Ступайте от нас в жупане, не говоря — в мундире, по адресу на три буквы, на стороны все четыре». Короче, вы нас не хотите?Амывасиподавно. И все же сейчас это не слаженный хор, а раз- розненные выкрики. Зато на пике майдана, когда в украинской столице пыла- ли покрышки, взрывались «коктейлиМолотова», гре- мели выстрелыи бандеров- ские речевки, и в Москве, и в российской глубинке не запамятовали про юбилей Шевченко. Липецк, к сло- ву, не был исключением. В главной его библиотеке любители поэзии читали шевченковские стихи и говорили о нем, как о пи- сателе близком не только украинцам, но и русским. И пока Тягнибок вещал о своих запретах, в деся- ти минутах хода от на- шей редакции в большом книжноммагазине рядом с Пушкиным, Некрасовым, Твардовским лежали три томика с прозаическими сочинениями Шевченко. (Кстати, в отличие от сти- хов онписалихпо-русски). В ообще Шевченко из- давна непременно попадал в официаль- ную обойму отечествен- ных классиков разных национальностей. Эти торжественные перечни бесконечно тиражирова- лись: Пушкин, Руставе- ли, Абай, Якуб Колас, Шевченко... Допустим, то была агитпроповская ви- трина «дружбы народов». Но разве не вздрагивали наши сердца, отзываясь как на свое, родное, если из репродукторов выплы- вали положенные на му- зыку стихи «Реве та стогне Днипр широкий...»? И какой агитпроп побуждал меня, мальчишку, ставше- му в один счастливый день обладателемфильмоскопа, десятки раз смотреть диа- фильм на сюжет пронзи- тельно грустной баллады «Батрачка»? Так что же, пришел срок забыть об этом раз и навсегда? Пора учиться смотреть и на Шевченко, и на романтичную Лесю Украинку (ах, как сильно, как страстно сыграла ее когда-то в биографическом фильмеНиколаяМащенко блистательная русская актриса Алла Демидова!), и на Ивана Франко подо- зрительно и отчужденно? Конечно, тотже Тарас Гри- горьевич с его папахой и внушительными запорож- скими усами был не прост. И к России относился не- просто: не мог противосто- ять мощному магнитному полю ее великой культуры и вместе с тем считал по- работительницей «милой Украины».ИБог весть, что имел он в виду в хрестома- тийном«Завещании», при- зывая земляков разорвать кандалы и окропить волю «вражою злою кров’ю». Бандеровцы, по крайней мере, не сомневаются, чья это должна быть кровь. Но стоит ли все-таки отдавать им автора «Кобзаря», ко- торого Некрасов называл замечательным человеком русской земли? Может, есть у России и эта миссия: в дни смуты и раздора оберегать общесла- вянские наследство, тради- ции,ценности,непозволять никому их раздергивать, растаскивать, оскоплять, приспосабливать к бессо- вестным стратегиям нена- висти, раскола, войны? П о-моему, вопрос этот связан с другим, куда болеемасштаб- ным и принципиальным. Его не без наигранного дра- матизма любят сейчас за- давать критики нынешней политики Путина, страш- но сожалеющие, что Крым и Севастополь вернулись в Россию: как, как теперь возможно наладить отно- шения с Украиной? Возможно, господа. Украина нуждается в Рос- сии куда сильнее, чем Рос- сия вУкраине. Суть лишь в том, кеммыбудемдруг для друга в ближней и дальней перспективе: партнерами по бизнесу, чьи контакты держатся исключительно на холодном рыночном расчете, или параллельно могут и должны работать другие мотивы и механиз- мы притяжения? О чем речь — понятно: о долгой общей истории, о Великой общейПобеде, опереплета- ющихсяна глубинекорнях культуры. Мне хочется верить, что майданные страсти осты- нут, неистовые украини- заторы примелькаются и надоедят, новые самозван- ные, или даже избранные в мае, вожди разочаруют, как это уже случилось с Кучмой, Ющенко, Януко- вичем. А Украина будет жить. И ей еще понадобит- ся то чувство надежности, та опора, которые дает родство с Россией. Интересное, для кого- то, наверное, неожиданное, подтверждение этого — в свежем номере газеты: завершается масштабный совместный российско- украинскийкинопроект— съемки фильма «Битва за Севастополь». Завершает- сявопрекивсемнынешним передрягамиконфликтам. Премьеру приурочат к се- мидесятилетию Победы. У меня имеются сомне- ния в прокатной судьбе фильма на Украине. Захо- чет ли его показать новая власть? Вопросы есть. Тре- вогаесть.Нофильмовойне, в которой мы сражались не рядом, а вместе, снимают. Так же как звучит песня о ревущем и стонущем Дне- пре, трогая души по обе стороны границы. А это, к досаде и Яроша, и Тимо- шенко,иТурчинова, совсем не так уж мало. Вас заинтересова - ла тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ГОД КУЛЬТУРЫ | Конкурс молодых вокалистов имени Обуховой собрал артистов со всего мира Уроки русской классики № 69/24697/ 11 АПРЕЛЯ 2014 7 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА I степени стали петербуржцы Ярослав Петряник и Илья Селиванов. Специальный приз в номинации «За лучшее исполнение романса на стихи М. Ю. Лермонтова» получил московский артист Алексей Базанов, а в номинации «За лучшее исполнение русского роман- са» выиграл Даниил Хоккинс (Англия). Особой спонсорской премии удостоился Алхас Ферзба (Абхазия). — Впечатления от конкурса самые светлые, он полностью оправдал мои ожи- дания, — поделился с корреспондентом «Липецкой газеты» Илья Селиванов. — Честно, не ожидал, что приём будет таким тёплым. С первого тура зал невероятно поддерживал всех нас. Чудесные люди, прекрасная публика. Для артистов очень важно чувствовать внимание зрителя. О конкурсе я знал давно, но только теперь появилась возможность выступить. Рад, что сумел раскрыть свои способности, ис- полнив арию Ленского из «Евгения Оне- гина»Чайковского и ариюГерцога Верди. —Конкурс имени Надежды Обуховой за несколько лет обрел своё неповторимое лицо, дав путёвку на большую сцену мно- гим талантливым артистам, — отметила на торжественной церемонии председа- тель жюри Лариса Гергиева. — Всегда приятно открывать новые имена. Вспом- ните, гордость нашей современной оперы: Алексей Марков, Екатерина Семенчук, Ольга Пудова впервые ярко заявили о себе именно в Липецке. С каждым годом конкурс выходит на все более высокий уровень. Хочу от всей душипоблагодарить организаторов, администрацию области и лично вице-губернатора Людмилу Ку- ракову за замечательную организацию и последовательную поддержку высокого искусства. Лауреаты вместе с дипломами получи- ли и денежные премии от 50 до 100 тысяч рублей в зависимости от занятого места. Призовой фонд выделила администрация Липецкой области. — Кажется, что мы начинали этот конкурс совсем недавно, а он уже сумел завоевать серьезный авторитет и солид- ный вес в музыкальном мире, — под- черкнула Людмила Куракова. — Тем более приятно, что в числе лауреатов, замечательных молодых певцов, по- дающих большие надежды, оказался и наш земляк Сергей Блинков. Надежда Обухова всегда покровительствовала талантам, а мы продолжаем ее традиции. Завершил праздничный вечер гала- концерт лауреатов конкурса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz